Личная жизнь Леонардо да Винчи
Итальянский эрудит Леонардо да Винчи (1452–1519) оставил тысячи страниц сочинений и рисунков, но редко упоминал о своей личной жизни. [1] Возникшая в результате неопределенность в сочетании с мифологизированными анекдотами из его жизни привела к множеству спекуляций и интереса к личной жизни Леонардо. В частности, его личные отношения, философия, религия, вегетарианство, левша и внешний вид.
Леонардо долгое время считался архетипическим человеком эпохи Возрождения , которого биограф эпохи Возрождения Джорджо Вазари описал как обладателя качеств, которые «превосходят природу» и «чудесно наделенных красотой, грацией и талантом в изобилии». [2] Интерес и любопытство к Леонардо не ослабевают уже пятьсот лет. [3] Современные описания и анализ характера, личных желаний и интимного поведения Леонардо основаны на различных источниках: записях о нем, его биографиях, его собственных письменных дневниках, его картинах, его рисунках, его соратниках и комментариях, сделанных о нем современниками. .
Биография
[ редактировать ]Леонардо родился у неженатых родителей 23–24 апреля 1452 г. (по старой системе: 15 апреля 1452 г.), «в третьем часу ночи». [4] в тосканском холмистом городе Винчи , в нижней долине реки Арно , на территории Флорентийской республики . Он был внебрачным сыном богатого мессера Пьеро Фруозино ди Антонио да Винчи, флорентийского юридического нотариуса , и девочки-сироты Катерины ди Мео Липпи. [5] [6] [7] Его полное имя при рождении было «Леонардо ди сер Пьеро да Винчи», что означает «Леонардо, (сын) (Мес) сер Пьеро из Винчи». Включение титула «сер» указывало на то, что отец Леонардо был джентльменом .
Первые пять лет Леонардо провел в деревушке Анчиано в доме своей матери, затем с 1457 года жил в доме своего отца, бабушки и дедушки и дяди Франческо в маленьком городке Винчи. Его отец женился на шестнадцатилетней девушке по имени Альбиера; [8] Сир Пьеро был женат четыре раза и произвел на свет детей от двух последующих браков. [9] Семь братьев Леонардо позже стали спорить с ним по поводу распределения имущества его отца.
В возрасте около четырнадцати лет Леонардо был отдан в ученики своим отцом к художнику Андреа дель Верроккьо . В конечном итоге Леонардо стал оплачиваемым сотрудником студии Верроккьо. Во время своего пребывания там Леонардо познакомился со многими из самых важных художников, работавших во Флоренции в конце пятнадцатого века, включая Сандро Боттичелли , Доменико Гирландайо и Пьетро Перуджино . Леонардо помог Верроккьо написать «Крещение Христа» , завершенное около 1475 года. По словам Вазари , Верроккьо, увидев красоту ангела, которого нарисовал его юный ученик, больше никогда не рисовал. [10]
Флоренция в то время была республикой , но город все больше находился под влиянием одной могущественной семьи Медичи во главе с Лоренцо Медичи , который стал известен как «Лоренцо Великолепный». В 1481 году Леонардо приступил к выполнению важного заказа — росписи большого алтаря для церкви Сан-Донато в Скопето. Работа так и не была завершена. Леонардо покинул Флоренцию и отправился в Милан, неся подарок Лоренцо правителю-регенту Людовико Сфорца . Он работал у Людовико с 1481 по 1499 год, за это время его наиболее важными работами были «Богоматерь в скалах» , « Тайная вечеря» и огромная модель лошади для конного памятника, которая так и не была завершена. Другими важными событиями этого времени были прибытие в его студию мальчика Салаи в 1490 году и свадьба Людовико Сфорца с Беатриче д'Эсте в 1491 году , для которой он организовал торжества. Когда в 1499 году Милан был захвачен французами, Леонардо уехал и провел некоторое время в Венеции. Рим и Неаполь перед возвращением во Флоренцию. [11]
Во Флоренции Леонардо жил в помещении Общины сервитов и в то время нарисовал большую карикатуру на Мадонну с младенцем и Святую Анну , которая привлекла большое внимание публики. Сообщается также, что у него была работа для короля Франции Людовика XII . [11] С 1506 года Леонардо снова обосновался в основном в Милане. В 1507 году Франческо Мельци присоединился к его дому в качестве ученика и оставался с ним до его смерти. В 1513 году Леонардо уехал из Милана в Рим и поступил на работу к семье Медичи. В 1516 году он отправился во Францию в качестве придворного художника короля Франциска I. [11] Король сделал замок Кло-Люсе своим домом и относился к нему с большим уважением. Говорят, что король держал голову Леонардо, когда он умирал. Леонардо похоронен в часовне Сен-Юбер, примыкающей к замку Амбуаз во Франции.
Характер
[ редактировать ]Ранние биографы Леонардо да Винчи описывали его как человека с большой привлекательностью, добротой и щедростью. Его вообще очень любили современники. По словам Вазари, «характер Леонардо был настолько милым, что он вызывал всеобщую привязанность». Он был «блестящим собеседником», очаровавшим Людовико Сфорца своим остроумием . Вазари резюмирует его словами:
... его великолепное присутствие приносило утешение самой обеспокоенной душе; он был настолько убедителен, что мог подчинять других людей своей воле. ... Он был настолько щедр, что кормил всех своих друзей, богатых и бедных... Благодаря его рождению Флоренс получила очень великий дар, а через его смерть понесла неисчислимую утрату.
Вазари также говорит:
При нормальном ходе событий многие мужчины и женщины рождаются с различными замечательными качествами и талантами; но иногда, выходя за рамки природы, один человек чудесным образом наделяется небом красотой, изяществом и талантом в таком изобилии, что оставляет других людей далеко позади... Все признавали, что это относится и к Леонардо да Винчи, художнику. выдающейся физической красоты, который проявлял бесконечную грацию во всем, что делал, и который так блестяще развивал свой гений, что все изучаемые им проблемы решались с легкостью.
Рисуя «Тайную вечерю» , Леонардо писал: «Вино хорошо, но за столом предпочтительнее вода. ... Маленькие комнаты или жилища направляют ум на правильный путь, большие сбивают его с пути. ... Если хотите денег в изобилии, вы в конечном итоге не получите от них удовольствия». Он также писал: «Кто хочет разбогатеть за один день, через год вешается». [12]
Некоторые из философских взглядов Леонардо можно найти в серии басен, которые он написал для двора Людовико Сфорца. Они были представлены как шутки (с надписью «пророчества»), в которых он загадывал загадку и заставлял аудиторию угадывать название. [13] Распространенные темы включают опасность завышенного чувства собственного достоинства, часто описываемую в противовес преимуществам, которые можно получить благодаря осознанности, смирению и стараниям. Леонардо также обладал особым чувством юмора: он показывал новым друзьям ящерицу, которую он украсил чешуей, рог и бороду, сделанные из ртути, чтобы удивить их. [14] и описал розыгрыш в своем «Трактате о живописи» :
Если вы хотите развести огонь, который подожжет зал без каких-либо повреждений, сделайте следующее: сначала надушите зал густым дымом ладана или какого-нибудь другого пахнущего вещества: это хороший трюк. ... затем внезапно войдите в комнату с зажженным факелом, и она сразу же запылает. [15]
Личные отношения
[ редактировать ]Из его собственных сочинений мало что известно об интимных отношениях Леонардо. Некоторые свидетельства личных отношений Леонардо можно найти как в исторических записях, так и в трудах его многочисленных биографов.
Ученики
[ редактировать ]Леонардо поддерживал длительные отношения с двумя учениками, которые были у него в учениках в детстве. Это были Джан Джакомо Капротти да Орено , вошедший в его дом в 1490 году в возрасте 10 лет. [16] [17] и граф Франческо Мельци, сын миланского аристократа, который был отдан в ученики Леонардо своим отцом в 1506 году, в возрасте 14 лет, оставаясь с ним до его смерти.
Джан Джакомо получил прозвище Салаи или il Salaino, что означает «маленький дьявол». «Маленький дьявол» оправдал свое прозвище: через год после появления в доме Леонардо составил список проступков мальчика, назвав его «вором, лжецом, упрямцем и обжорой». Но, несмотря на воровство и общую преступность Салаи — он по крайней мере пять раз уносил деньги и ценные вещи, потратил целое состояние на одежду, включая двадцать четыре пары обуви, и в конце концов погиб на дуэли — он оставался слугой и помощником Леонардо в течение тридцати лет. годы. После смерти Леонардо ему была завещана Мона Лиза (хотя, возможно, это была вторая работа с тем же названием), ценное произведение уже тогда, оцененное в поместье Салаи в эквиваленте 200 000 фунтов стерлингов.
Мельци сопровождал Леонардо в его последние дни во Франции . После смерти Леонардо он написал письмо, чтобы сообщить братьям Леонардо, описывая его как «отличного отца для меня» и далее говорит: «Все скорбят о потере такого человека, которого Природа больше не в силах спасти». производить." [18] Мельци впоследствии сыграл важную роль хранителя записных книжек Леонардо, готовя их к изданию в указанном мастером виде. Ему не удалось увидеть этот проект полностью реализованным, но он собрал Кодекс Урбинас .
Сексуальность
[ редактировать ]О сексуальной ориентации Леонардо мало что раскрывается, поскольку, хотя он оставил сотни страниц сочинений, очень мало из них носит личный характер. Он не оставил писем, стихов или дневников, свидетельствующих о каком-либо романтическом интересе. Он никогда не был женат, и нельзя с уверенностью утверждать, что он имел сексуально интимные отношения с каким-либо человеком, мужчиной или женщиной; тем не менее, историк искусства Рэймонд Стайтс предположил, что у Леонардо были романтические отношения с Сесилией Галлерани , которая была героиней его картины «Дама с горностаем» . [19]
В одном из немногих упоминаний о сексуальности, которые Леонардо сделал в своих записных книжках, говорится: «Акт деторождения и все, что имеет к нему какое-либо отношение, настолько отвратительно, что человеческие существа вскоре вымерли бы, если бы не было красивых лиц и чувственных наклонностей». [20] Это заявление было предметом различных экстраполяций и интерпретаций в попытках составить представление о его сексуальности. Он также писал: «Интеллектуальная страсть вытесняет чувственность... Кто не обуздывает похотливых желаний, тот ставит себя на один уровень со зверями». [12]
Единственным историческим документом, касающимся сексуальной жизни Леонардо, является обвинение в содомии, выдвинутое в 1476 году. [21] когда ему было почти 24 года, и он все еще работал в мастерской Верроккьо . [22] Протоколы флорентийского суда показывают, что 9 апреля 1476 года в тамбуро (почтовом ящике) Палаццо делла Синьория (ратуше) был оставлен анонимный донос, обвиняющий молодого ювелира и мужчину-проститутку Якопо Сальтарелли (иногда называемого моделью художника). что он «участник многих ужасных дел и соглашается угодить тем людям, которые просят его о таких злодеяниях». В доносе обвинялись четыре человека в изнасиловании Сальтарелли: Леонардо да Винчи, портной по имени Баччино, Бартоломео ди Паскино и Леонардо Торнабуони, член аристократической семьи Торнабуони. Имя Сальтарелли было известно властям, поскольку ранее в том же году еще один мужчина был осужден за содомию с ним. [23] Обвинения против пятерых были сняты при условии, что в тамбуро не появится никаких дальнейших обвинений . То же обвинение действительно появилось 7 июня, но обвинения снова были сняты. [24]
Обвинения были сняты, поскольку обвинения не соответствовали юридическим требованиям для привлечения к ответственности: все обвинения в содомии должны были быть подписаны, а это не было. Подобные обвинения могли быть выдвинуты тайно, но не анонимно. Есть предположение, что, поскольку семья одного из обвиняемых, Леонардо Торнабуони, была связана с Лоренцо Медичи , семья оказала свое влияние, чтобы добиться увольнения. [25] [26] Теоретически содомия была чрезвычайно серьезным преступлением, караемым смертной казнью, но сама ее серьезность затрудняла ее доказывание. Это было также правонарушение, за которое очень редко наказывали в современной Флоренции, где гомосексуализм был достаточно широко распространен и допускался, чтобы слово Florenzer (флорентийский) стало сленгом для обозначения гомосексуалиста в Германии. [27]
Комедийная иллюстрация, сделанная в 1495 году к стихотворению Гаспаре Висконти, возможно, изображает Леонардо в роли судебного адвоката с намеками на его предполагаемые гомосексуальные наклонности. [28] Майкл Уайт отмечает, что готовность обсуждать аспекты сексуальной идентичности Леонардо варьировалась в зависимости от современных взглядов. [29] [30] Его почти современник биограф Вазари вообще не упоминает сексуальность Леонардо. [10] В 20 веке биографы прямо упоминали о вероятности того, что Леонардо был гомосексуалистом. [31] хотя другие пришли к выводу, что большую часть своей жизни он хранил целомудрие. [32]
Элизабет Эбботт в своей «Истории безбрачия » утверждает, что, хотя Леонардо, вероятно, был гомосексуалистом, травма, полученная в результате содомии, заставила его соблюдать целомудрие на всю оставшуюся жизнь. [33] Похожий взгляд на гомосексуально склонного, но целомудренного Леонардо появляется в знаменитой статье Зигмунда Фрейда 1910 года «Леонардо да Винчи. Воспоминания о его детстве» , в которой анализируется описанное Леонардо воспоминание о том, как в детстве на него напала хищная птица, открывшая его рот и «снова и снова тыкал мне хвостом в губы». Фрейд утверждал, что этот символизм был явно фаллическим, но утверждал, что гомосексуальность Леонардо был скрытым и что он не действовал в соответствии со своими желаниями. [34] [35] Однако предпосылка Фрейда была основана на ошибочном переводе птицы как стервятника , что привело его в сторону египетской мифологии , тогда как на самом деле это был коршун . в рассказе Леонардо [36]
Другие авторы утверждают, что Леонардо был активным гомосексуалистом. Серж Брэмли утверждает, что «тот факт, что Леонардо предостерегает от похотливости, конечно, не означает, что он сам был целомудренным». [30] Дэвид Фридман утверждает, что записные книжки Леонардо демонстрируют озабоченность мужчинами и сексуальностью, которую не прервал суд, и согласен с историком искусства Кеннетом Кларком , что Леонардо никогда не становился бесполым. [34] [37] Майкл Уайт в книге «Леонардо: Первый учёный» говорит, что, вероятно, суд просто заставил Леонардо проявлять осторожность и защищаться в отношении своих личных отношений и сексуальной ориентации, но не отговорил его от интимных отношений с мужчинами: «нет никаких сомнений в том, что Леонардо оставался практикующий гомосексуализм». [38]
Позднюю картину Леонардо, изображающую Святого Иоанна Крестителя, часто называют подтверждением того, что Леонардо был гомосексуалистом. Существует также эротический рисунок Салаи, известный как «Воплощенный ангел» , предположительно сделанный рукой Леонардо. [39] который был одним из многих подобных рисунков, которые когда-то находились в Британской королевской коллекции, но позже были рассеяны. Конкретный рисунок, изображающий ангела с эрегированным фаллосом, был вновь обнаружен в немецкой коллекции в 1991 году. Судя по всему, это юмористическая интерпретация картины Леонардо « Святой Иоанн Креститель» . [40] В фолиант Леонардо Codex Atlanticus входят две страницы рисунков, написанных не Леонардо, одна из которых представляет собой грубо нарисованный набросок, изображающий анус, известный как «задница Салаи», преследуемый пенисами на ногах с хвостами. [41] Джорджо Вазари описал Салаи как «изящного и красивого юношу с вьющимися волосами, которые очень нравились Леонардо». [41]
Покровители, друзья и коллеги
[ редактировать ]У Леонардо да Винчи было несколько влиятельных покровителей, в том числе король Франции. На протяжении многих лет у него было большое количество последователей и учеников.
- Среди его покровителей были Медичи , Людовико Сфорца и Чезаре Борджиа , на службе у которых он провел 1502 и 1503 годы, а также король Франциск I. Франции
- Он имел рабочие отношения с двумя другими известными учёными, Лукой Пачоли и Маркантонио делла Торре , а также сотрудничал с Никколо Макиавелли . [42] [43]
- У него была близкая и длительная дружба с Изабеллой д'Эсте , известной покровительницей искусств, портрет которой он нарисовал во время путешествия по Мантуе .
- Братья де Преди и совместная работа над Virgin of the Rocks
- Его отношения с Микеланджело (на 23 года младше его) всегда были напряженными и двойственными, поскольку у них были такие противоположные характеры.
- Он проводил много времени со своими учениками Франческо Мельци и Салаи, особенно в более позднем возрасте. [44]
Интересы
[ редактировать ]Вазари говорит о ребенке Леонардо: «Он был бы очень опытен в своих первых уроках, если бы не был таким непостоянным и гибким; ибо он всегда стремился выучить множество вещей, от большинства из которых вскоре отказался. Начав изучать арифметику, он за несколько месяцев добился таких замечательных успехов, что мог сбивать своего учителя с толку вопросами и проблемами, которые тот поднимал... Во все время, во всех других своих предприятиях, Леонардо не переставал рисовать.. ."
Отец Леонардо, сир Пьеро, понимая, что таланты его сына необыкновенны, взял некоторые из его рисунков, чтобы показать своему другу Андреа дель Верроккьо , который руководил одной из крупнейших мастерских художников во Флоренции. Леонардо был принят в ученики и «вскоре показал себя первоклассным геометром». Вазари рассказывает, что в юности Леонардо сделал несколько глиняных голов улыбающихся женщин и детей, слепки с которых все еще делались и продавались в мастерской примерно 80 лет спустя. Среди его самых ранних известных картин — « Благовещение» в Уффици, ангел, которого он нарисовал в сотрудничестве с Верроккьо в «Крешении Христа» , и небольшая пределла «Благовещения », расположенная под алтарем Лоренцо ди Креди . Маленькая картина пределлы, вероятно, самая ранняя.
Разнообразие интересов Леонардо, отмеченное Вазари как очевидное еще в раннем детстве, должно было выразиться в его дневниках, в которых записывались его научные наблюдения за природой, его тщательное препарирование трупов для понимания анатомии, его эксперименты с машинами для полета, для создания сила воды и для осады городов, его исследования геометрии и его архитектурные планы, а также личные заметки и творческие работы, включая басни.
Философия и религия
[ редактировать ]О религиозных наклонностях Леонардо имеется не так уж много информации из первых рук, но большинство историков считали его католиком . [45] Леонардо называл Бога неким высшим существом. Леонардо можно было бы назвать духовным метафизиком . [46] который интересовался греческой философией, такой как философия Платона [47] и Аристотель . Он описывает монахов как «отцов людей, которые знают все тайны по вдохновению» и называет такие книги, как Библия, «высшей истиной». [48] одновременно шутя, что «многие, кто придерживается веры в Сына, строят храмы только во имя Матери». [49]
Леонардо выступает против мифа о вселенском потопе (как в истории о Ное ), сомневаясь в том, что такое количество воды могло испариться с Земли. [50] В одном из ранних примеров ихнологии он объясняет, что окаменелости морских раковин были бы разбросаны во время такого потопа, а не собраны в группы, которые фактически оставлялись в разное время на горах Ломбардии . [51]
дискредитировал языческую мифологию Леонардо также , заявив, что боги размером с планеты будут выглядеть просто пятнышками света во Вселенной. Он также называет эти персонификации «смертными… гнилыми и развращенными в своих гробницах». [52]
Резюме
[ редактировать ]следующее письмо Леонардо отправил Людовико Сфорца , правителю Милана, в 1482 году :
Прославленный Лорд: Теперь, достаточно увидев и рассмотрев доказательства всех тех, кто считает себя мастерами и изобретателями орудий войны, и обнаружив, что их изобретения и использование ни в чем не отличаются от тех, что используются в обычной практике, я воодушевляюсь. ...вступить в общение с вашим превосходительством, чтобы познакомить вас с моими тайнами. Я могу построить очень легкие, прочные и портативные мосты, с помощью которых можно преследовать и побеждать врага... Я также могу сделать своего рода пушку, легкую и удобную в транспортировке, с помощью которой можно швырять маленькие камни, как град. .. Я могу бесшумно построить в любой заданной точке подземные ходы — как прямые, так и извилистые, — проходящие при необходимости под траншеями или рекой... Могу сделать бронеповозки с артиллерией, способные прорвать самые сомкнутые ряды противника. Я полагаю, что в мирное время я смогу доставить вам такое же полное удовлетворение, как и кто-либо другой, при строительстве зданий, как общественных, так и частных, и при проведении воды из одного места в другое. Могу выполнить скульптуру из бронзы, мрамора или глины. А еще в живописи я могу столько же, сколько любой человек, кем бы он ни был. Если что-либо из вышеперечисленного покажется кому-либо невозможным или непрактичным, я предлагаю себя опробовать в вашем парке или в любом другом месте, которое будет угодно вашему превосходительству, которому я вручаю себя со всем возможным смирением. [53]
Музыкальные способности
[ редактировать ]Из описания Вазари следует, что Леонардо впервые научился играть на лире еще в детстве и был очень талантлив в импровизации. Примерно в 1479 году он создал лиру в форме лошадиной головы, сделанную «по большей части из серебра» и «звучного и звонкого» тона. Лоренцо Медичи увидел эту лиру и, желая улучшить свои отношения с Людовико Сфорца, герцогом-узурпатором Милана, послал Леонардо преподнести эту лиру герцогу в подарок. Музыкальные выступления Леонардо настолько превосходили выступления придворных музыкантов Людовико, что герцог был в восторге. Также вероятно, что Леонардо играл на клавишных инструментах, таких как девственница. Одним из его изобретений, которое было создано уже после жизни да Винчи на основе его рисунков и описаний, найденных в его записных книжках 1488–1489 годов и в Атлантическом кодексе, является альт-органиста. Это клавишный инструмент, в котором струны при нажатии клавиш соприкасаются с вращающимися канифольными колесами.
Любовь к природе
[ редактировать ]Леонардо всегда любил природу. Одной из причин было окружение, в котором он находился в детстве. Рядом с домом его детства были горы, деревья и реки. Также было много животных. Эта среда дала ему прекрасную возможность изучить окрестности; это также могло побудить его проявить интерес к живописи. Позже он вспоминает, что исследование зловещей пещеры в горах сыграло решающую роль. [ нужна ссылка ]
Вегетарианство
[ редактировать ]Любовь Леонардо к животным документирована как в современных отчетах, записанных в ранних биографиях, так и в его записных книжках. Что примечательно для того периода, он даже поставил под сомнение моральность употребления в пищу животных, когда это не было необходимо для здоровья. Записи из его записной книжки и комментарий современника привели к широко распространенному мнению, что он был вегетарианцем . Кроме того, он отнес людей к тому же набору видов, что и обезьяны человекообразные , так же , как и других животных соответствующего рода. [54] Он также препарировал мертвых животных с целью сравнительной анатомии . [55]
Эдвард Маккарди (один из двух переводчиков и составителей записных книжек Леонардо на английский язык) писал:
... Сама идея допустить существование ненужных страданий, а тем более лишения жизни, была ему отвратительна. В качестве примера своей любви к животным Вазари рассказывает, как, проходя во Флоренции мимо мест, где продавались птицы, он часто собственноручно выхватывал их из клеток и, заплатив продавцам запрошенную цену, позволял им летать. в воздухе, тем самым возвращая им свободу.То, что этот ужас перед причинением боли был таков, что он стал вегетарианцем, следует из упоминания, которое встречается в письме, отправленном Андреа Корсали Джулиано ди Лоренцо де Медичи , в котором после рассказа ему об индейской расе называемые гуджератами , которые не едят ничего, что содержит кровь, и не причиняют вреда какому-либо живому существу, добавляет он, «как наш Леонардо да Винчи». [56] [57]
Леонардо записал в своих записных книжках, которые не были расшифрованы и доступны для чтения вплоть до XIX века:
Если ты, как ты себя описал, царь зверей, то лучше бы тебе называть себя царем зверей, потому что ты величайший из них всех! – почему ты не помогаешь им, чтобы они вскоре смогли отдать тебе своих детенышей и удовлетворить твой вкус, ради которого ты старался устроить себе могилу для всех животных? Еще больше я мог бы сказать, если бы мне было позволено говорить всю правду. [58]
Оружие и война
[ редактировать ]Можно было бы усомниться в заботе Леонардо о человеческой жизни, учитывая конструкцию его оружия. Из его проектов наступательного оружия ничего не вышло. [59] Возможно, упоминание о его способностях создавать оружие помогло ему в поисках могущественных покровителей, или, возможно, он любил рисовать их, как горгулий . Однако он работал над укреплениями. По его собственным словам:
Когда меня осаждают честолюбивые тираны, я нахожу средства нападения и защиты, чтобы сохранить главный дар природы — свободу; и сначала я хотел бы поговорить о положении стен, а затем о том, как различные народы могут сохранить своих добрых и справедливых господ. [58]
Он называл войну pazzia bestialissima , «самым зверским безумием». [59]
И ты, человек, который посредством этих трудов смотрит на чудесные творения природы, если ты считаешь жестоким актом их уничтожение, задумайся, что это бесконечно зверский акт — отнять жизнь человека. [58]
Физические характеристики
[ редактировать ]Описания и портреты Леонардо в совокупности создают образ человека, высокого для своего времени и места, спортивного и чрезвычайно красивого. Его рост составлял 5 футов 8 дюймов (1,73 метра), исходя из длины его предполагаемого скелета. [60] Однако останки, которые были приписаны Леонардо из-за необычно большого черепа и сопутствующих каменных фрагментов с надписью «EO [...] DUS VINC», до сих пор не были точно идентифицированы. [61] Портреты показывают, что, будучи пожилым человеком, он носил длинные волосы, в то время как большинство мужчин носили их коротко остриженными или доходящим до плеч. В то время как большинство мужчин были выбриты или носили коротко подстриженные бороды, борода Леонардо ниспадала ему на грудь.
Его одежда описывается как необычная из-за выбора ярких цветов, и в то время, когда большинство зрелых мужчин носили длинную одежду, Леонардо предпочитал короткую тунику и чулки, которые обычно носили молодые мужчины. Этот образ Леонардо был воссоздан в его статуе, стоящей возле галереи Уффици .
По словам Вазари, Леонардо обладал «большой силой и ловкостью», будучи «физически настолько сильным, что мог противостоять насилию и правой рукой мог согнуть кольцо железного дверного молотка или подкову, как если бы они были свинцовыми». Он был «поразительным и красивым», «чудесно наделенным небесами красотой, грацией [и] выдающейся физической красотой» и «показывал бесконечную грацию во всем, что он делал».
Автор Саймон Хьюитт утверждает, что фигура в рукописи Сфорзиды изображает молодого Леонардо и что у фигуры на иллюстрации рыжие волосы. [62]
Зрение
[ редактировать ]Исследование 2018 года, опубликованное в журнале JAMA Ophthalmology, изучало сверхъестественную способность Леонардо воспроизводить трехмерный мир в своих картинах, указывая на то, что этой способности могло способствовать заболевание глаз, которое дало ему зрение как в -D , так и в 3-D. 2 художник испытал периодическую экзотропию (обычно называемую «судак»), которая является разновидностью косоглазия — смещением глаз, от которого страдают примерно четыре процента американцев. Экзотропия обычно приводит к преимуществу одного глаза, что приводит к зрению, напоминающему то, что мы видим, когда рисуем на плоском холсте. [63] Теория была опровергнута новым исследованием, проведенным Кристофером Тайлером. [64] и опубликовано тем же журналом в 2019 году. [65]
Швейцарский ученый Дэвид Талер из Базельского университета опубликовал две статьи, посвященные видению и произведениям искусства Леонардо, изучая, каким образом превосходная острота зрения улавливает «изображения, которые «в реальной жизни» возникают только на мгновение». способность художника воспринимать мельчайшие детали мимолетных явлений может быть результатом более высокой частоты слияния мельканий . По мнению Талера, [66] который продвигает физиологическое исследование Леонардо, а не исследование природы и воспитания , анализируя происхождение и широту его навыков. [67]
Портреты
[ редактировать ]Лицо Леонардо наиболее известно по рисунку красным мелом , который выглядит как автопортрет . Однако существуют некоторые разногласия по поводу личности субъекта, поскольку изображенный мужчина, по-видимому, старше 67 лет, прожитых Леонардо. Было предложено решение, заключающееся в том, что Леонардо намеренно состарил себя на рисунке, как это мог бы сделать современный судмедэксперт , чтобы создать модель для изображения Рафаэля в образе Платона в «Афинской школе» .Профильный портрет в Пинакотеке Амброзиана в Милане принято считать портретом Леонардо и также изображает его с развевающейся бородой и длинными волосами. Вазари Этот образ был повторен в гравюре, предназначенной для первого издания «Жизнеописаний величайших художников, скульпторов и архитекторов» . [68]
В выступлении на TED в 2008 году художник Зигфрид Вольдхек , основываясь на чертах Леонардо, предположительно изображенных на дель Верроккьо бронзовой статуе Давида работы Андреа , предположил, что Леонардо, возможно, написал три автопортрета: «Портрет музыканта» , « Витрувианский человек» и вышеупомянутый портрет. Портрет мужчины красным мелом . [69]
Левша
[ редактировать ]Было написано, что Леонардо «может быть самым общепризнанным художником -левшой всех времен», факт, задокументированный многочисленными авторами эпохи Возрождения и ярко выраженный в его рисунках и почерке. В своих тетрадях он писал зеркальным почерком из-за своей левши (ему так было легче), и его ложно обвиняли в попытке защитить свою работу. [70] Леонардо также писал об использовании зеркала для более объективной оценки своих композиций. [71] Ранние итальянские знатоки разделились во мнениях относительно того, рисовал ли Леонардо правой рукой. Совсем недавно англо-американские историки искусства по большей части не приняли во внимание предположения об амбидекстрии . [72]
Другой
[ редактировать ]Согласно статье 2019 года, у Леонардо мог быть синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) . [73]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Зёлльнер 2019 , с. 20.
- ^ Джорджо Вазари, Жизнеописания художников, с. 254
- ^ Бортолон, Лиана (1967). Жизнь и времена Леонардо. Лондон: Пол Хэмлин.
- ↑ Его рождение записано в дневнике его деда по отцовской линии сера Антонио, цитируемого Анжелой Оттино делла Кьеза в «Леонардо да Винчи» и Reynal & Co., Леонардо да Винчи (Уильям Морроу и компания, 1956): «Мой внук родился 15 апреля, в субботу, в три часа ночи». Дата была записана по юлианскому календарю; поскольку это было флорентийское время и закат был в 18:40, через три часа после захода солнца должно было быть где-то около 21:40, что по современным меркам все еще было 14 апреля. Переход на календарь нового стиля добавляет девять дней; следовательно, Леонардо родился 23 апреля по современному календарю.
- ^ «В новой книге раскрыта личность матери Леонардо да Винчи» . ox.ac. Оксфордский университет. 26 мая 2017 г. . Проверено 16 октября 2019 г.
- ^ Веццози, Алессандро (1997) [1996]. Леонардо да Винчи: Человек эпохи Возрождения . Серия « Новые горизонты ». Перевод Бонфанте-Уоррен, Александра. Лондон: Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-30081-7 .
- ^ Оттино делла Кьеза, Анжела (1967). Полное собрание картин Леонардо да Винчи . Перевод Джея, Мэдлин. Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс. п. 83.
- ^ Бортолон, Лиана (1967). Жизнь и времена Леонардо . Лондон: Пол Хэмлин.
- ^ Росчи, с. 20.
- ^ Jump up to: а б Вазари, Джорджо (2006). Жизнь Леонардо да Винчи . Издательство Кессинджер. ISBN 1-4286-2880-0 .
- ^ Jump up to: а б с Мартин Кемп, Леонардо изнутри , Oxford University Press, 2004, ISBN 0-19-280644-0 стр. 255-274.
- ^ Jump up to: а б Уоллес 1972 , с. 168.
- ^ Уоллес 1972 , с. 56.
- ^ Уоллес 1972 , с. 150.
- ^ Да Винчи 1971 , с. 72.
- ^ Уайт, Майкл (2000). Леонардо, первый учёный . Лондон: Литтл, Браун. п. 133. ИСБН 0-316-64846-9 .
- ^ «Орено» (на итальянском языке). ЭТО.
- ^ Мартин Кемп, Леонардо изнутри , Oxford University Press, (2004) ISBN 0-19-280644-0
- ^ Сублимации Леонардо да Винчи с переводом Кодекса Тривульциануса.
- ^ Зигмунд Фрейд: Леонардо да Винчи , перевод Авраама Брилла , 1916, глава I. bartleby.com , по Эдмондо Солми: Леонардо да Винчи . Немецкий перевод Эмми Хиршберг. Берлин, 1908, с. 24 книги.Google . В Эдмондо Сольми: Леонардо (1452-1519) , 2-е изд., Флоренция Г. Барбера, 1907, стр. 1907. 21 archive.org , цитата гласит: «Акт полового акта и используемые для него конечности, — со смелой экспрессией напишет Леонардо, — настолько уродливы, что, если бы не красота лиц и украшений исполнителей и необузданный нрав, природа потеряла бы человеческую остроту. » Источник указан как W[indsor]. [Атомный манускрипт]. А. 8в , с. 227 archive.org , = позвоночник RL 19007v , ср. Мартин Клейтон (2010) с. 158 книг.google
- ^ « Жалоба на Леонардо да Винчи (1452-1519) » . Джованнидаллорто.com . Проверено 18 июля 2013 г.
- ^ Караваджо и два его кардинала Крейтон Гилберт, Микеланджело Меризи да Караваджо; п. 303 Н96.
- ^ Кромптон, с. 265
- ^ Виттковер и Виттковер, стр. 170–71.
- ^ Саслоу, Ганимед в эпоху Возрождения: гомосексуализм в искусстве и обществе, 1986, с. 197.
- ^ « Леонардо да Винчи — Откуда мы знаем, что Леонардо был геем? , веб-сайт» . Bnl.gov. 3 мая 2001 г. Проверено 18 июля 2013 г.
- ^ Уайт, Майкл (2000). Леонардо, первый учёный . Лондон: Литтл, Браун. п. 70. ИСБН 0-316-64846-9 .
- ^ Торп, Ванесса (29 сентября 2019 г.). «Итальянцы смеялись над Леонардо да Винчи, рыжим гением» . Наблюдатель . Проверено 1 октября 2019 г.
- ^ Уайт, Майкл (2000). Леонардо, первый учёный . Лондон: Литтл, Браун. п. 137. ИСБН 0-316-64846-9 .
(Гомосексуальность Леонардо была) «темой, слишком деликатной, чтобы ее можно было исследовать откровенно».
- ^ Jump up to: а б Брэмли, Серж (1994). Леонардо: Художник и человек . Пингвин. ISBN 0-14-023175-7 .
- ^ Уайт, Майкл (2000). Леонардо, первый учёный . Лондон: Литтл, Браун. п. 7. ISBN 0-316-64846-9 .
(Леонардо был) «гомосексуальным вегетарианцем, рожденным вне брака»
- ^ Эбботт, Элизабет (2001). История безбрачия . Джеймс Кларк и Ко. с. 21. ISBN 0-7188-3006-7 .
- ^ Эбботт, Элизабет (2001). История безбрачия . Джеймс Кларк и Ко. с. 341. ИСБН 0-7188-3006-7 .
Чтобы свести к минимуму или отрицать свою гомосексуальную ориентацию, он, вероятно, выбрал защитное средство целомудрия.
- ^ Jump up to: а б Фридман, Дэвид М. (2003). Собственный разум: культурная история пениса . Пингвин. п. 48. ИСБН 0-14-200259-3 .
- ^ Фрейд, Зигмунд (1964). Леонардо да Винчи и воспоминания о его детстве . Нортон. ISBN 0-393-00149-0 .
- ^ Уоллес 1972 , с. 166.
- ^ Кларк, Кеннет (1988). Леонардо да Винчи . Викинг. п. 274.
Те, кто желает в интересах морали свести Леонардо, этот неисчерпаемый источник творческой силы, к нейтральному или бесполому агенту, имеют странную идею оказать услугу его репутации.
- ^ Уайт, Майкл (2000). Леонардо, первый учёный . Лондон: Литтл, Браун. п. 95. ИСБН 0-316-64846-9 .
- ^ Николл, Чарльз. Леонардо да Винчи: Полёты разума. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Viking Penguin, 2004, стр. 602.
- ^ Сьюэлл, Брайан. «Санди телеграф» , 5 апреля 1992 г.
- ^ Jump up to: а б Стерн, Кейт (сентябрь 2009 г.). Квиры в истории: всеобъемлющая энциклопедия исторических геев, лесбиянок и бисексуалов . Книги БенБеллы. п. 276. ИСБН 978-1-933771-87-8 – через Google Книги.
- ^ Мастерс, Роджер (1996). Макиавелли, Леонардо и наука о власти .
- ^ Мастерс, Роджер (1998). Удача — это река: великолепная мечта Леонардо да Винчи и Никколо Макиавелли изменить ход флорентийской истории . Саймон и Шустер. ISBN 978-0-452-28090-8 .
- ↑ Салаи, в частности, подозревали в том, что он был молодым партнером Леонардо, поскольку он последовал за ним во Францию в 1517 году. Несмотря на то, что мальчик вскоре уехал, Леонардо в своем завещании оставил ему половину своего сада в Милане.
- ^ Чжу и Чжан 2016 , с. 227.
- ^ Да Винчи 1971 , с. 165.
- ^ Уоллес 1972 , с. 103.
- ^ Да Винчи 1971 , с. 118.
- ^ Да Винчи 1971 , с. 178.
- ^ Да Винчи 1971 , стр. 136–138.
- ^ Да Винчи 1971 , стр. 142–148.
- ^ Да Винчи 1971 , с. 126.
- ^ Полный и несколько отличающийся перевод под заголовком « Черновики писем Лодовико иль Моро» (1340–1345). 1340. в «Записных книжках Леонардо да Винчи» , том 2, перевод Жана Поля Рихтера, 1888 г., https://archive.org/stream/thenotebooksofle04999gut/8ldv210.txt
- ^ Да Винчи 1971 , стр. 115–116.
- ^ Да Винчи 1971 , с. 121.
- ^ Эдвард Маккарди, Разум Леонардо да Винчи (1928) в «Этическом вегетарианстве» Леонардо да Винчи
- ^ Рихтер, Жан Поль (1970) [1883]. Литературные произведения Леонардо да Винчи (3-е изд.) . Проверено 23 мая 2021 г.
Некоторые язычники, называемые гуззаратами, не едят ничего, что, по их мнению, может нанести вред любому живому существу, как наш Леонардо да Винчи.
- ^ Jump up to: а б с Маккарди, Эдвард (1956) [1939]. «Записные книжки Леонардо да Винчи».
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Jump up to: а б Роберт Пейн, Леонардо (1978)
- ^ Миссис Чарльз В. Хитон (1874), Леонардо да Винчи и его работы , Kessinger Publishing, Whitefish, MT, 2004, стр. 204: «Скелет размером пять футов восемь дюймов соответствует росту Леонардо да Винчи. Череп мог служить моделью портрета, который Леонардо нарисовал красным мелом за несколько лет до своей смерти. М. Робер. Флери, директор Школы изящных искусств в Риме, отнесся к черепу с уважением и увидел в нем величественный и простой контур этой человеческой, но божественной головы, которая когда-то держала мир в своих пределах».
- ^ Кнаптон, Сара (5 мая 2016 г.). «Картины Леонардо да Винчи проанализированы на предмет ДНК, чтобы разгадать загадку могилы» . Телеграф . Архивировано из оригинала 6 февраля 2017 года . Проверено 23 мая 2021 г.
- ^ Торп, Ванесса (29 сентября 2019 г.). «Итальянцы смеялись над Леонардо да Винчи, рыжим гением» . Наблюдатель . Проверено 1 октября 2019 г.
- ^ Чиу, Эллисон (19 октября 2018 г.). «Гений Леонардо да Винчи может быть связан с обычным заболеванием глаз, говорится в новом исследовании. Изображение без подписи» . Вашингтон Пост . Проверено 25 июля 2022 г.
- ^ Бейтс, Софи (9 декабря 2019 г.). «Почему Рембрандт и да Винчи могли нарисовать себя с перекошенными глазами» . сайт sciencenews.org . Новости науки . Проверено 27 июля 2022 г.
- ^ Ахмед Ф. Шакарчи и Дэвид Л. Гайтон (27 ноября 2019 г.). «Геометрический анализ доминирования глаз, предполагающий, что у Рембрандта и Леонардо да Винчи все-таки были прямые глаза» . JAMA Офтальмология . 138 (1). Сеть Американской медицинской ассоциации JAMA: 101–102. doi : 10.1001/jamaophthalmol.2019.4603 . ПМК 6902233 . ПМИД 31774472 . Проверено 26 июля 2022 г.
- ^ Меткалф, Том (1 июля 2020 г.). «Помог ли «быстрый глаз» Леонардо да Винчи уловить мимолетную улыбку Моны Лизы?» . www.livscience.com . Будущее США, Inc. Проверено 25 июля 2022 г.
- ^ Селвин, Клэр (24 июня 2020 г.). «Согласно новому исследованию, «Быстрый глаз» Леонардо да Винчи мог помочь в создании «Моны Лизы» . artiness.com . АРТньюс . Проверено 25 июля 2022 г.
- ^ Оттино делла Кьеза, Анжела (1967). Полное собрание картин Леонардо да Винчи . Перевод Джея, Мэдлин. Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс. п. 85.
- ^ ТЕД2008. « Зигфрид Вольдек показывает, как он нашел истинное лицо Леонардо » . Тед.ком . Проверено 18 июля 2013 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Бамбах, Кармен К., Леонардо, рисовальщик-левша и писатель , Метрополитен-музей. Архивировано 16 января 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Да Винчи 1971 , с. 59.
- ^ Бамбах. Архивировано 16 января 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ Катани М., Маццарелло П. (июнь 2019 г.). «Серая материя Леонардо да Винчи: гений, доведённый до безумия» . Мозг . 142 (6): 1842–1846. дои : 10.1093/brain/awz131 . ПМК 6536914 . ПМИД 31121603 .
Источники
[ редактировать ]- Да Винчи, Леонардо (1971). Тейлор, Памела (ред.). Записные книжки Леонардо да Винчи . Новая американская библиотека.
- Уоллес, Роберт (1972) [1966]. Мир Леонардо: 1452–1519 . Нью-Йорк: Книги Time-Life.
- Чжу, Чжэньу; Чжан, Айпин (2016). Безумие Дэна Брауна: анализ его формулы триллера . Издательство Кембриджских ученых.
- Зёлльнер, Франк (2019) [2003]. Леонардо да Винчи: Полное собрание картин и рисунков (Юбилейное издание). Кёльн: Сумки . ISBN 978-3-8365-7625-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Тейлор, Рэйчел Аннанд (1991). Леонардо Флорентинец: исследование личности . Истон Пресс. (в твердом переплете).
- Эбботт, Элизабет (2001). История безбрачия . Да Капо Пресс. ISBN 0-306-81041-7 .
- Кромптон, Луи (2006). Гомосексуализм и цивилизация . Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-02233-5 .
- Гилберт, Крейтон и Микеланджело Меризи да Караваджо (1995). Караваджо и два его кардинала . Пенн Стейт Пресс. ISBN 0-271-01312-5 .
- Леонардо да Винчи: анатомические рисунки из Королевской библиотеки Виндзорского замка . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. 1983. ISBN 9780870993626 .
- Виттковер, Рудольф и Маргарет Виттковер (2006). Рожденный под Сатурном: характер и поведение художников: документированная история от античности до Французской революции . Нью-Йорк, Нью-Йоркское обозрение книг. ISBN 1-59017-213-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- Леонардо и Богоматерь в скалах : какова реальная история этих замечательных картин?
- Леонардо да Винчи работы Мориса Уолтера Броквелла в Project Gutenberg
- Вазари Жизнь Леонардо : в жизни самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов .
- Воля Леонардо
- Отпечаток пальца Леонардо да Винчи реконструирован
- Этическое вегетарианство Леонардо да Винчи.
- Искусство войны: военные машины Леонардо да Винчи
- Интерактивная хронология Леонардо да Винчи