Список работ Леонардо да Винчи
Итальянский эрудит Леонардо да Винчи (1452–1519) был основоположником Высокого Возрождения и оказал огромное влияние на последующих художников. Всего около восьми крупных произведений — «Поклонение волхвов» , «Святой Иероним в пустыне» , « Богоматерь в скалах» из Лувра , «Тайная вечеря », потолок Зала делле Ассе , «Богоматерь с Младенцем со святой Анной и святым Иоанном Крестителем» , Богоматерь с Младенцем, Святой Анной и Моной Лизой повсеместно приписывают ему и в прошлом не вызывали или почти не вызывали споров. сейчас широко приписывают десять дополнительных работ К его творчеству , хотя большинство из них ранее вызывали значительные споры или сомнения: «Благовещение» , «Мадонна с гвоздикой» , «Крещение Христа» (со своим учителем Верроккьо ), Джиневра де Бенчи , « Мадонна Бенуа », «Портрет музыканта» (при возможной помощи студии), « Дама с горностаем» , «Прекрасная Ферроньера» , «Лондонская Дева в скалах» (при возможной помощи студии), « Портрет Изабеллы д'Эсте». и святой Иоанн Креститель .
Другие атрибуции более сложны. La Scapigliata , по-видимому, приписывают большинство ученых, но некоторые видные специалисты молчат по этому поводу. Атрибуция Сальватора Мунди остается крайне спорной, и обширный характер реставрации, возможно, никогда не позволит прийти к окончательному решению. Небольшое количество сохранившихся картин отчасти связано с привычкой Леонардо к катастрофическим экспериментам с новыми техниками и его хронической прокрастинацией , что привело к созданию многих незавершенных работ . Считается, что он создал еще много произведений, которые сейчас утеряны, хотя некоторые записи и копии сохранились .
Помимо его картин, сохранилось одиннадцать рукописей заметок и рисунков Леонардо да Винчи общим объемом в тысячи страниц. Существует множество других работ, оспаривается приписывание Леонардо которых , ни одна из которых еще не получила полного научного одобрения.
Основные сохранившиеся работы
[ редактировать ]Ключ : † Совместная работа · ‡ Возможна совместная работа.
Общепринято | Единогласно принятые работы |
---|---|
Широко распространено | Принят подавляющим большинством современных ученых; спорный в прошлом |
Общепринято | Принят большинством современных ученых; все еще спорный |
Название и изображение | Дата | Середина | Размеры [1] | Расположение [1] |
---|---|---|---|---|
1472–1476 гг. [д 1] | ок.Масло и темпера на панно из тополя. | 98 см × 217 см 39 × 85 дюймов | Уффици , Флоренция | |
![]() |
| |||
Мадонна с гвоздикой | 1472–1478 гг. [д 2] | ок.Масло на панно из тополя | 62 см × 47,5 см 24,4 × 18,7 дюйма | Старая Пинакотека , Мюнхен |
![]() |
| |||
1474–1478 гг. [д 3] | ок.Масло и темпера на панно из тополя. | 177 см × 151 см 70 × 59 дюймов | Уффици , Флоренция | |
![]() |
| |||
Джиневра де Бенчи | 1474–1480 гг. [д 4] | ок.Масло и темпера на панно из тополя. | 38,8 см × 36,7 см 15,3 × 14,4 дюйма | Национальная галерея искусств , Вашингтон, округ Колумбия |
![]() |
| |||
Бенуа Мадонна | 1478–1481 гг. [д 5] | ок.Дерево, масло, перенесено на холст. | 49,5 см × 33 см 19,5 × 13,0 дюйма | Эрмитаж , Санкт-Петербург |
| ||||
Поклонение волхвов | 1478–1482 гг. [д 6] | ок.Масло (подмалевок) на деревянной панели. | 240 см × 250 см 94 × 98 дюймов | Уффици , Флоренция |
![]() |
| |||
Святой Иероним в пустыне (незаконченный) | 1480–1490 гг. [д 7] | ок.Темпера, масло, панель из ореха. | 103 см × 75 см 41 дюйм × 30 дюймов | Музеи Ватикана |
![]() |
| |||
Мадонна Литта † | 1481–1495 гг. [д 8] | ок.Темпера (и масло) на панно из тополя. | 42 см × 33 см 17 × 13 дюймов | Эрмитаж , Санкт-Петербург |
![]() |
| |||
Дева в скалах (версия Лувра) | 1483–1493 гг. [д 9] | ок.Дерево, масло, перенесено на холст. | 199 см × 122 см 78 × 48 дюймов | Лувр , Париж |
![]() |
| |||
Портрет музыканта (незаконченный) ‡ | 1483–1487 гг. [д 10] | ок.Масло (и темпера?) на ореховом панно. | 45 см × 32 см 18 × 13 дюймов | Пинакотека Амброзиана , Милан |
![]() |
| |||
Дама с горностаем | 1489–1491 гг. [д 11] | ок.Масло на панно из ореха | 54 см × 39 см 21 дюйм × 15 дюймов | Музей Чарторыйских , Краков |
![]() |
| |||
Прекрасная Ферроньер | 1490–1498 гг. [д 12] | ок.Масло на панно из ореха | 62 см × 44 см 24 × 17 дюймов | Лувр , Париж |
![]() |
| |||
Дева в скалах (Лондонская версия) † | 1491–1508 гг. [д 13] | гг.Паркетное панно из тополя, масло. | 189,5 см × 120 см 74,6 × 47,2 дюйма | Национальная галерея , Лондон |
![]() |
| |||
1492–1498 гг. [д 14] | ок.Темпера на левкасе, смоле и мастике | 460 см × 880 см 180 × 350 дюймов | Монастырь Санта-Мария-делле-Грацие , Милан. | |
![]() |
| |||
Сала делле Ассе | 1497–1499 гг. [д 15] | ок.Темпера на гипсе | Замок Сфорцеско , Милан | |
![]() |
| |||
1499–1508 гг. [д 16] | гг.Уголь, черный и белый мел на тонированной бумаге, на холсте. | 142 см × 105 см 56 дюймов × 41 дюйм | Национальная галерея , Лондон | |
![]() |
| |||
Портрет Изабеллы д'Эсте | 1499–1500 гг. [д 17] | гг.Бумага, черный и красный мел, желтый пастельный мел. | 61 см × 46,5 см 24,0 × 18,3 дюйма | Лувр , Париж |
![]() |
| |||
Мадонна из пряжи ( Мадонна Бакклю ) † | 1499–1508 гг. [д 18] | гг.Масло на панно из ореха | 48,9 см × 36,8 см 19,3 × 14,5 дюйма | Шотландская национальная галерея , Эдинбург [б] |
![]() |
| |||
Спаситель мира | 1499–1510 гг. [д 19] | ок.Масло на деревянной панели | 65,6 см × 45,4 см 25,8 × 17,9 дюйма | Неизвестный |
![]() |
| |||
Мадонна из пряжи ( Мадонна Лэнсдаун ) † | 1501–1508 гг. [д 20] | гг.Деревянная панель, масло (перенесено на холст, а затем перенесено на панель) | 50,2 см × 36,4 см 19,8 × 14,3 дюйма | Частная коллекция, Нью-Йорк. |
![]() |
| |||
1501–1519 гг. [д 21] | ок.Масло на деревянной панели | 168 см × 112 см 66 × 44 дюйма | Лувр , Париж | |
![]() |
| |||
Мона Лиза (незаконченный) | 1502–1516 гг. [д 22] | гг.Масло, тополь, панно. | 76,8 см × 53 см 30,2 × 20,9 дюйма | Лувр , Париж |
![]() |
| |||
Скапильята (незаконченный) | 1506–1508 гг. [д 23] | гг.Земля, янтарь и свинцовые белила на деревянной панели. | 24,7 см × 21 см 9,7 × 8,3 дюйма | Национальная галерея , Парма |
![]() | ||||
Святой Иоанн Креститель | 1507–1516 гг. [д 24] | гг.Масло на панно из ореха | 69 см × 57 см 27 × 22 дюйма | Лувр , Париж |
![]() |
|
Рукописи
[ редактировать ]Название и образец изображения | Даты | Аббревиатура(а) [38] | Страницы | Расположение |
---|---|---|---|---|
Кодекс Атлантикус | 1478–1519 | Калифорния | 1,119 | Пинакотека Амброзиана, Милан |
|
| |||
Кодекс Виндзор | 1478–1518 | В. | 153 | Королевская коллекция , Виндзор |
| ||||
Кодекс Арундел | 1480–1518 | БЛ, Арундел М.С. или Бр.М. | 283 | Британская библиотека , Лондон |
Кодекс Тривульцианус | в. 1487–1490 гг. | Трив. | 55 (изначально 62) | Библиотека Тривульциана, Замок Сфорцеско, Милан |
Кодекс Форстера | 1487–1505 | Форстер I, II и III (включая I 1 , я 2 и II 2 ); ранее известный как SKM I, II и III | 354 | Музей Виктории и Альберта , Лондон |
|
| |||
Парижские рукописи | 1488–1505 | A, B, C, D, E, F, G, H (включая H 1 , Ч 2 и Х 3 ), я (в том числе я 1 и я 2 ), К (в том числе К 1 , К 2 и К 3 ), Л и М | более 2500 | Библиотека Института Франции , Париж. |
|
| |||
Кодекс Мадрида | 1490–1504 гг. | Мадрид I и Мадрид II | Национальная библиотека Испании , Мадрид | |
|
| |||
Кодекс Эшбернема | в. 1492 | Эш.И. или BN2037 (ранее часть MS.B.); Ash.II или BN2038 (ранее часть MS.A.) | Библиотека Института Франции , Париж. | |
| ||||
Кодекс полёта птиц | датированный 1505 годом | Турин | 18 | Королевская библиотека , Турин |
|
| |||
Кодекс Лестера | 1506–1510 | Щека. | 72 | Коллекция Билла Гейтса , Сиэтл (международные туры) |
Кодекс Урбинас и книга А | в. 15:30 | Урб. и Л°А. | Апостольская библиотека Ватикана | |
|
Потерянные работы
[ редактировать ]Название и изображение производной работы [57] | Дата [57] | Тип [57] | Последнее известное местоположение [57] |
---|---|---|---|
Адам и Ева (незаконченный) | в. середина 1460-х – начало 1470-х гг. | Акварельный шарж для гобелена | В коллекции Оттавиано Медичи при . жизни Вазари (1511–1574) |
|
| ||
Драконий щит | в. 1472 | Расписной щит | Неизвестный |
| |||
Глава Медузы | Молодежная работа | Масло на панели | В коллекции Козимо I Медичи при жизни Вазари (1511–1574). |
| |||
Алтарь Сан-Бернардо (незаконченный) | Введен в эксплуатацию 10 января 1478 г. | Масло на панели | Неизвестный |
| |||
Битва при Ангиари | Введен в эксплуатацию 4 мая 1504 г. | Настенная живопись | Все еще виден в 1549 году. |
|
| ||
Леда и лебедь | в. 1504–1508 гг. | Картина маслом | Записано Кассиано даль Поццо как находившееся во дворце Фонтенбло в 1625 году. |
|
| ||
Ангел Благовещения | в. 1510–1513 гг. | Картина маслом | Во герцога Козимо I Медичи дворце при жизни Вазари (1511–1574 гг.) |
|
Спорные произведения
[ редактировать ]Ключ : Предположительно совместная работа
Название и изображение | Дата | Середина | Размеры | Расположение |
---|---|---|---|---|
Мадонна с Младенцем и гранатом ( Мадонна Дрейфуса ) | вероятно, в. 1469 [66] | Дерево, масло | 15,7 см × 12,8 см 6,2 × 5,0 дюйма | Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия |
![]() |
| |||
Тобиас и Ангел † | в. 1473 [68] | Яичная темпера на тополе | 83,6 см × 66 см 32,9 дюйма × 26,0 дюйма | Национальная галерея, Лондон |
![]() |
| |||
Святые младенцы обнимаются | в. 1486–1490 гг. | |||
![]() |
| |||
Портрет дамы в профиль | в. 1493–1495 гг. [69] | Панель, темпера, масло. | 51 см × 34 см 20 × 13 дюймов | Пинакотека Амброзиана, Милан [70] |
![]() |
| |||
Прекрасная принцесса | 1495–1496 (Кемп) | Цвет тела (пастель) на пергаменте | 33 см × 22 см 13,0 × 8,7 дюйма | Частная коллекция, Швейцария. |
![]() |
| |||
Дева в скалах Шерами † | в. 1495–1497 (Педретти) | Дерево, масло, перенесено на холст. | 154,5 см × 122 см 60,8 × 48,0 дюйма | Частная коллекция, Швейцария. |
![]() |
| |||
Мадонна с Младенцем и святым Иосифом или Поклонение Младенцу Христу | между 1495 и 1500 годами | Темпера на панели | Диам. 87 см (34 дюйма) | Галерея Боргезе , Рим [74] |
Молодой Христос | в. 1496 | Терракота | Частная коллекция | |
| ||||
Портрет Луки Пачоли † | в. 1495–1500 гг. | Темпера на панели | 99 см × 120 см 39 × 47 дюймов | Музей Каподимонте , Неаполь |
![]() |
| |||
Христос, несущий крест † | в. 1500 | Масло на тополе | Частная коллекция, Сан-Франциско. | |
![]() |
| |||
Айлвортская Мона Лиза † | Холст, масло | 84,5 см × 64,5 см 33,3 × 25,4 дюйма | Частная коллекция, Швейцария. | |
![]() |
| |||
Лошадь и всадник | пчелиный воск | Частная коллекция, Лондон | ||
![]() |
| |||
Лукан портрет Леонардо да Винчи | в. 1505–1510 гг. | Жирная темпера на тополе | 40 см × 60 см 16 дюймов × 24 дюйма | Музей древних жителей Лукании, Базиликата Вальо |
![]() |
| |||
Портрет мужчины красным мелом | в. 1512 | Красный мел на бумаге | 33,3 см × 21,6 см 13,1 × 8,5 дюйма | Королевская библиотека , Турин |
![]() | ||||
Бахус | Масло, ореховое панно, перенесено на холст. | 177 см × 115 см 70 × 45 дюймов | Лувр, Париж | |
![]() | ||||
Мария Магдалина | 1515 | 58 см × 45 см 23 × 18 дюймов | Частная коллекция, Швейцария. | |
![]() |
|
См. также
[ редактировать ]- Глобус из страусиного яйца
- Портреты Леонардо да Винчи
- Богородица с Младенцем и Святой Анной (мультфильм)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Далеко справа, частично видна, «Саломея с головой Святого Иоанна Крестителя» работы Бернардино Луини (последователь Леонардо) и «Вакх» , спорная картина, которую иногда приписывают Леонардо.
- ^ В долгосрочном кредите из коллекции герцога Бакклю. [18]
- ^ Леонардо да Винчи и анонимный художник 16-го века Сисон (2011 , стр. 294); Мастерская Леонардо по эскизу Леонардо Цёлльнера (2019 , стр. 239)
- ^ Салаи по рисунку Леонардо Цёлльнера (2019 , стр. 238)
- ^ Леонардо. Идентифицирован по сходству с предполагаемым автопортретом [32]
- ^ «... Мессер Лунардо Винчи [ так в оригинале ] ... старый седобородый человек, которому более 70 лет ... показал Его Превосходительству три картины ... пролистайте рисунок, и нельзя было ожидать более хорошей работы». [33]
- ^ Последователь Леонардо Сисона (2011 , стр. 198, № 9); «приписываемый сегодня Леонардо» Марани (2003 , с. 140)
- ^ Кемп (2004 , стр. 247)
- ^ Кемп 2004 , с. 251; там приписывают «[Леонардо], вероятно, с его студией», но эта работа не появляется в более позднем издании ( Kemp 2011 ).
- ^ Кемп 2004 , с. 252; описан там как «вероятно, Леонардо»
Источники для знакомств
[ редактировать ]- ^ Благовещение
- Кемп (2019 , стр. 6): ок. 1473–1474 гг.
- Марани (2003 , стр. 338): ок. 1472–1475 гг.
- Сайсон (2011 , стр. 15): ок. 1472–1476 гг.
- Зёлльнер (2019 , стр. 216): ок. 1473–1475 гг.
- ^ Мадонна с гвоздикой
- Кемп (2019 , стр. 15): ок. 1475
- Марани (2003 , стр. 338): между 1473 и 1478 годами.
- Сайсон (2011 , стр. 16): ок. 1477–1478 гг.
- Зёлльнер (2019 , стр. 214): ок. 1472–1478 гг.
- ^ Крещение Христа
- Кови (2005 , стр. 186): ок. 1469–1472 гг . Верроккьо, затем возобновлено Леонардо, возможно, в середине 1470-х гг.
- Кемп (2019 , стр. 3): Леонардо ок. 1474–1476 гг.
- Марани (2003 , стр. 338): Леонардо ок. 1475–1478 гг.
- Сайсон (2011 г. , стр. 184): Верроккьо и Леонардо против. 1468–1477 гг.
- Цёлльнер (2019 , стр. 215): Верроккьо ок. 1470–1472 , Леонардо ок. 1475
- ^ Джиневра де Бенчи
- Кемп (2019 , стр. 17): ок. 1478
- Марани (2003 , стр. 338): ок. 1474 / 1475–1476 гг .
- Сайсон (2011 , стр. 48): ок. 1474/1478
- Зёлльнер (2019 , стр. 218): ок. 1478–1480 гг.
- ^ Бенуа Мадонна
- Кемп (2019 , стр. 21): ок. 1478–1480 гг.
- Марани (2003 , стр. 338): вероятно, после марта 1481 г.
- Сайсон (2011 , стр. 18): ок. 1481 г. и далее
- Зёлльнер (2019 , стр. 217): ок. 1478–1480 гг.
- ^ Поклонение волхвов
- Кемп (2019 , стр. 27): ок. 1481–1482 гг.
- Марани (2003 , стр. 338): 1481 г.
- Сайсон (2011 , стр. 56): ок. 1480–1482 гг.
- Цёлльнер (2019 , стр. 222): 1481/1482.
- ^ Святой Иероним в пустыне
- Кемп (2019 , стр. 31): ок. 1481–1482 гг.
- Марани (2003 , стр. 338): вероятно, ок. 1480 г.
- Сайсон (2011 , стр. 139): ок. 1488–1490 гг.
- Зёлльнер (2019 , стр. 221): ок. 1480–1482 гг.
- ^ Мадонна Литта
- Кемп (2019 , стр. 39): ок. 1495
- Марани (2003) : нет в контрольном списке
- Сайсон (2011 , стр. 222): ок. 1491–1495 гг.
- Зёлльнер (2019 , стр. 227): ок. 1490 г.
- ^ Дева в скалах (версия Лувра)
- Кемп (2019 , стр. 41): ок. 1483–1493 гг.
- Марани (2003 , стр. 339): между 1483 и 1486 годами.
- Сайсон (2011 , стр. 164): 1483– ок. 1485
- Цёлльнер (2019 , стр. 223): 1483–1484/1485.
- ^ Портрет музыканта
- Кемп (2019 , стр. 47): ок. 1483–1486 гг.
- Марани (2003 , стр. 339): ок. 1485
- Сайсон (2011 , стр. 95): ок. 1486–1487 гг.
- Зёлльнер (2019 , стр. 225): ок. 1485
- ^ Дама с горностаем
- Кемп (2019 , стр. 49): ок. 1491
- Марани (2003 , стр. 339): 1489–1490 гг.
- Сайсон (2011 , стр. 111): ок. 1489–1490 гг.
- Цёлльнер (2019 , стр. 226): 1489/1490.
- ^ Красавица Ферроньер
- Кемп (2019 , стр. 57): ок. 1498
- Марани (2003 , стр. 339): ок. 1490–1495 или 1495–1496 гг.
- Сайсон (2011 , стр. 123): ок. 1493–1494 гг.
- Зёлльнер (2019 , стр. 228): ок. 1496–1497 гг.
- ^ Дева в скалах (лондонская версия)
- Кемп (2019 , стр. 153): ок. 1495–1508 гг.
- Марани (2003 , стр. 340): 1491/1494, завершено к 1508 году.
- Сайсон (2011 , стр. 164): ок. 1491/1492–1499 и 1506–1508 гг.
- Зёлльнер (2019 , стр. 229): ок. 1495–1499 и 1506–1508 гг.
- ^ Тайная вечеря
- Кемп (2019 , стр. 67): ок. 1495–1497 гг.
- Марани (2003 , стр. 339): между 1494 и 1498 годами.
- Сайсон (2011 , стр. 252): 1492–1497/1498 гг.
- Зёлльнер (2019 , стр. 230): ок. 1495–1498 гг.
- ^ Сала делле Ассе
- Кемп (2019 , стр. 63): ок. 1498
- Марани (2003 , стр. 339): ок. 1497–1498 гг.
- Сайсон (2011 , стр. 43): ок. 1498
- Зёлльнер (2019 , стр. 233): ок. 1498–1499 гг.
- ^ Богородица с Младенцем, Святой Анной и Иоанном Крестителем.
- Чепмен и Файетти (2010 , стр. 216, рис. 1): c. 1506–1508 гг.
- Кемп (2019 , стр. 157): ок. 1507–1508 гг.
- Марани (2003 , стр. 339): ок. 1499–1506 гг.
- Сайсон (2011 , стр. 89): ок. 1499–1500 гг.
- Зёлльнер (2019 , стр. 234): 1499–1500 или ок. 1508
- ^ Портрет Изабеллы д'Эсте
- Кемп (2019 , стр. 101): 1500.
- Марани (2003 , стр. 339): конец 1499 г. / начало 1500 г.
- Сайсон (2011 , стр. 44): ок. 1499–1500 гг.
- Цёлльнер (2019 , стр. 236): декабрь 1499 г. - март 1500 г.
- ^ Мадонна из пряжи (версия Баклю)
- Кемп (2019 , стр. 103): ок. 1501–1508 гг.
- Марани (2003 , стр. 339): дата не указана.
- Сайсон (2011 г. , стр. 294): с 1499 г.
- Зёлльнер (2019 , стр. 239): ок. 1501–1507 гг.
- ^ Спаситель мира
- Кемп (2019 , стр. 149): ок. 1504–1510 гг.
- Марани (2003) : нет в контрольном списке; утрачен на момент публикации.
- Сайсон (2011 , стр. 300): ок. 1499 г. и далее
- Зёлльнер (2019 , стр. 250): ок. 1507 и далее
- ^ Мадонна из пряжи (версия Лэнсдауна)
- Кемп (2019 , стр. 103): ок. 1501–1508 гг.
- Марани (2003 , стр. 339): дата не указана.
- Syson (2011) : дата не указана
- Зёлльнер (2019 , стр. 238): ок. 1501–1507 гг.
- ^ Богородица с Младенцем и Святой Анной
- Кемп (2019 , стр. 161): ок. 1508–1516 гг.
- Марани (2003 , стр. 340): ок. 1510–1513 гг.
- Сайсон (2011 , стр. 70): ок. 1501 и далее
- Зёлльнер (2019 , стр. 244): ок. 1503–1519 гг.
- ^ Мона Лиза
- Кемп (2019 , стр. 127): ок. 1503–1515 гг.
- Марани (2003 , стр. 340): ок. 1503–1504; 1513–1514 гг.
- Сайсон (2011 , стр. 48): ок. 1502 и далее
- Зёлльнер (2019 , стр. 240): ок. 1503–1506; 1510 г.
- ^ Скапильята
- Кемп (2019) : Не указан.
- Марани (2003 , стр. 340): ок. 1508
- Syson (2011 , стр. 198): дата не указана.
- Цёлльнер (2019) : нет в контрольном списке
- ^ Святой Иоанн Креститель
- Кемп (2019 , стр. 189): ок. 1507–1514 гг.
- Марани (2003 , стр. 340): ок. 1508
- Сайсон (2011 , стр. 63): ок. 1500 и далее
- Зёлльнер (2019 , стр. 248): ок. 1508–1516 гг.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Марани 2003 , стр. 338–340; Цёлльнер 2019 , стр. 214–251.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Оттинус Церкви 1967 .
- ^ Зёлльнер 2019 , с. 215.
- ^ Зёлльнер 2019 , с. 218-219.
- ^ Марани 2003 , с. 338: «Атрибуция Леонардо неоспорима».
- ^ Зёлльнер 2019 , с. 222.
- ^ Марани 2003 , с. 338: «Атрибуция Леонардо никогда серьезно не подвергалась сомнению».
- ^ «Национальную галерею в Лондоне обвиняют в изменении атрибуции эрмитажного «Леонардо» для показа блокбастера 2011 года» . www.theartnewspaper.com . 30 марта 2018 года . Проверено 13 августа 2018 г.
- ^ Марани 2003 , с. 339: «Атрибуция Леонардо неоспорима».
- ^ Зёлльнер 2019 , с. 225.
- ^ Зёлльнер 2019 , с. 226.
- ^ Зёлльнер 2019 , с. 228.
- ^ Марани 2003 , стр. 175–178.
- ^ Марани 2003 , с. 339: «Атрибуция Леонардо никогда не оспаривалась».
- ^ Марани 2003 , с. 339: «Единственно признан Леонардо единственным сохранившимся фрагментом этой комнаты».
- ^ Марани 2003 , с. 339: «Приписывание Леонардо единодушно».
- ^ Эймс-Льюис (2012 , стр. 227)
- ^ Зёлльнер 2019 , с. 239.
- ^ Кемп 2011 , 253
- ^ Сисон 2011 , 294
- ^ Сисон 2011 , 302
- ^ Эндрюс, Трэвис М. (15 ноября 2017 г.). «Давно потерянная картина да Винчи продана за 450 миллионов долларов, что является мировым рекордом» . Вашингтон Пост . Проверено 16 ноября 2017 г.
- ^ Голландия, Оскар (16 ноября 2017 г.). «Редкая картина Да Винчи бьет мировые рекорды, проданная за 450 миллионов долларов» . CNN . Проверено 16 ноября 2017 г.
- ^ «Кто на самом деле написал «Спасителя мира»? Оксфордский искусствовед говорит, что это был помощник Леонардо | artnet News» . Новости артнета . 7 августа 2018 года . Проверено 13 августа 2018 г.
- ^ Каскойн, Сара (27 августа 2021 г.). «7 невероятных и спорных выводов из нового документального фильма о «Спасителе мира», «потерянном Леонардо» стоимостью 450 миллионов долларов » . Артнет . Проверено 20 апреля 2022 г.
- ^ Бейли, Мартин (11 ноября 2021 г.). «Музей Прадо понизил рейтинг картины Леонардо «Спаситель мира» стоимостью 450 миллионов долларов в каталоге выставки» . Художественная газета . Проверено 12 ноября 2022 г.
- ^ «Продан за 450 миллионов долларов саудовскому принцу, «Спаситель мира» признан не написанным Леонардо» . Времена Израиля . 14 ноября 2021 г. Проверено 13 ноября 2022 г. .
- ^ Желашко, Алисия (апрель 2022 г.). «Почему «Спасителя мира» называют самой противоречивой картиной в мире?» . Британская энциклопедия . Проверено 13 ноября 2022 г. .
- ^ Марани 2003 , с. 340: «Хотя состояние картины плохое, ее следует считать сильно поврежденным оригиналом Леонардо».
- ^ Марани 2003 , с. 340: «Единогласно приписывается Леонардо, хотя относительно даты нет единого мнения».
- ^ Стрикленд, Эшли (4 мая 2019 г.). «Что стало причиной повреждения руки Леонардо да Винчи?» . CNN . Проверено 4 мая 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б МакМахон, Барбара (1 мая 2005 г.). «Паралич да Винчи оставил Мону Лизу незавершенной » . Хранитель . Проверено 2 мая 2019 г.
- ^ Уоллес, Роберт (1972) [1966]. Мир Леонардо: 1452–1519 . Нью-Йорк: Книги Time-Life. п. 163.
- ^ Лоренци, Росселла (10 мая 2016 г.). «Убил ли инсульт Леонардо да Винчи?» . Искатель . Проверено 10 июня 2021 г.
- ^ Саплакоглу, Ясемин (4 мая 2019 г.). «Портрет Леонардо да Винчи может показать, почему он так и не закончил «Мону Лизу»» . Живая наука . Проверено 5 мая 2019 г.
- ^ Бодкин, Генри (4 мая 2019 г.). «Леонардо да Винчи так и не закончил «Мону Лизу», потому что во время обморока повредил руку, говорят эксперты» . Телеграф . Проверено 6 мая 2019 г.
- ^ Зёлльнер 2019 , с. 248.
- ^ Кемп 2007 , стр. xxviii–xxix.
- ^ Клейтон 2006 , с. 16.
- ^ «Кодексы Форстера: записные книжки Леонардо да Винчи в музее Виктории и Альберта» . Музей Виктории и Альберта . Проверено 4 ноября 2012 г.
- ^ «Парижская рукопись Б» . Универсальный Леонардо . Университет искусств, Лондон . Проверено 3 ноября 2012 г.
- ^ «Парижская рукопись C» . Универсальный Леонардо . Университет искусств, Лондон . Проверено 3 ноября 2012 г.
- ^ «Парижская рукопись А» . Универсальный Леонардо . Университет искусств, Лондон . Проверено 3 ноября 2012 г.
- ^ «Парижская рукопись H» . Универсальный Леонардо . Университет искусств, Лондон . Проверено 3 ноября 2012 г.
- ^ «Парижская рукопись М» . Универсальный Леонардо . Университет искусств, Лондон . Проверено 3 ноября 2012 г.
- ^ «Парижская рукопись Л» . Универсальный Леонардо . Университет искусств, Лондон . Проверено 3 ноября 2012 г.
- ^ «Парижская рукопись К» . Универсальный Леонардо . Университет искусств, Лондон . Проверено 3 ноября 2012 г.
- ^ «Парижская рукопись I» . Универсальный Леонардо . Университет искусств, Лондон . Проверено 3 ноября 2012 г.
- ^ «Парижская рукопись D» . Универсальный Леонардо . Университет искусств, Лондон . Проверено 3 ноября 2012 г.
- ^ «Парижская рукопись F» . Универсальный Леонардо . Университет искусств, Лондон . Проверено 3 ноября 2012 г.
- ^ «Парижская рукопись E» . Универсальный Леонардо . Университет искусств, Лондон . Проверено 3 ноября 2012 г.
- ^ «Парижская рукопись G» . Универсальный Леонардо . Университет искусств, Лондон . Проверено 3 ноября 2012 г.
- ^ «Мадридский кодекс I» . Универсальный Леонардо . Университет искусств, Лондон . Проверено 3 ноября 2012 г.
- ^ «Мадридский кодекс II» . Универсальный Леонардо . Университет искусств, Лондон . Проверено 3 ноября 2012 г.
- ^ Бамбах 2003 , с. 723.
- ^ «Кодекс Урбинас и утраченная Библиотека А» . Универсальный Леонардо . Университет искусств, Лондон . Проверено 12 апреля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Марани 2003 , с. 431.
- ^ Перейти обратно: а б с Марани 2003 , с. 431
- ^ Рубин и Райт 1999 , стр. 84 и 118, н. 25
- ^ Фармер, Брит Маккэндлесс (26 мая 2019 г.). «Из архива: В поисках пропавшего Леонардо» . Новости CBS . Проверено 8 октября 2019 г.
- ^ Николл, Чарльз. Леонардо да Винчи: Полёты разума. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Viking Penguin, 2004 г., стр. 602.
- ^ Ширман 1992 , с. 33.
- ^ Дельёвен 2012 , кат. 80
- ^ Дельёвен 2012 , кат. 81
- ^ «Святой Иоанн Креститель» . Арт Великобритании . Проверено 15 июля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Марани 2003 .
- ^ Арасс, Дэниел (1997). Леонардо да Винчи . Конеки и Конеки. ISBN 978-1-56852-198-5 .
- ^ Кемп 2011 ; даты в Марани нет, 2003 г. , но принято им
- ^ Кемп 2004 , с. 251.
- ^ Портрет дамы . Библиотека Амброзиана . Проверено 20 декабря 2020 г.
- ^ Адамс, Джеймс (13 октября 2005 г.). «Монреальский искусствовед идентифицирует рисунок да Винчи» . Глобус и почта . Проверено 14 октября 2009 г.
- ^ «Знак шедевра» Дэвида Гранна , The New Yorker , vol. LXXXVI, нет. 20, 12 и 19 июля 2010 г., ISSN 0028-792X
- ^ Педретти, Карло; Тальялагамба, Сара (2017). Леонардо да Винчи: «Дева в скалах» в версии Черами: ее история и критическая судьба . Поджо-а-Кайано: издания CB. ISBN 9788897644538 .
- ^ Морено, Паоло; Стефани, Кьяра. Галерея Боргезе . Милан: Итальянский туристический клуб. п. 230.
- ^ Перейти обратно: а б Маккиннон, Ник (1993). «Портрет фра Луки Пачоли». Математический вестник . 77 (479): 140–43, 146–49, 154, 165, 183, 184, 186–87, 197–205, 214. doi : 10.2307/3619717 . JSTOR 3619717 . S2CID 195006163 .
- ^ «Портрет Пачоли» . www.ritrattopacioli.it (на итальянском языке).
- ^ Ливио, Марио (2003) [2002]. Золотое сечение: история Фи, самого удивительного числа в мире (первое издание в мягкой обложке). Нью-Йорк: Broadway Books . стр. 130–131, 138. ISBN. 0-7679-0816-3 .
- ^ Бо, Джанфранко. «Улыбка Пачоли» . users.quipo.it (на итальянском языке).
- ^ Перейти обратно: а б с Стефан Фитч «Отпечатки пальцев ДаВинчи» , 22.12.03, по состоянию на 7 июля 2009 г. Мартин Кемп, эксперт по отпечаткам пальцев Леонардо, не исследовал картину на момент написания статьи.
- ↑ Аналогичное изображение, без мучителей, находится в Эрмитаже, Санкт-Петербург. [1] [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ « Претензия на картину «Ранняя Мона Лиза» оспаривается» . Новости Би-би-си. 27 сентября 2012 года . Проверено 26 января 2013 г.
- ^ Педретти, Карло (10 июля 1985 г.). «Восковая модель Лошади и Всадника» . Письмо г-ну Полу Дж. Вагнеру. Архивировано из оригинала 8 октября 2014 года.
- ^ Солари, Эрнесто (2016). Леонардо да Винчи: Конь и всадник: «памятник» Шарлю Амбуазу . Леонардо да Винчи, 1452–1519, Палаццо делле Стеллине (первое издание). Падерно Дуньяно (Милан). ISBN 9788897206330 . OCLC 962823523 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Педретти, Карло, изд. (1987). Леонардо да Винчи: рисунки лошадей и других животных из Королевской библиотеки Виндзорского замка . Лондон: Харкорт Брейс. п. 185. ИСБН 0384-45284-1 .
Рис. 111 и 112. Неопубликованная фрагментарная восковая модель конного портрета Шарля д'Амбуаза, приписываемая Леонардо и предположительно происходящая из поместья Мельци в Ваприо д'Адда. Лондон, Частное собрание (формально собрание Санджорджи в Риме).
- ^ « Лошадь и всадник» обнаружили скульптуру Леонардо да Винчи» . Хаффингтон Пост. 14 августа 2012 года . Проверено 16 января 2014 г.
- ^ Солари, Эрнесто (2016). Леонардо да Винчи Конь и всадник «Памятник» Шарлю Амбуазу . Милан: Колибри Эдизиони. п. 28. ISBN 978-88-97206-33-0 .
Карло Педретти: По моему мнению, эта восковая модель принадлежит самому Леонардо, и, насколько мне известно, другие ученые ее не видели.
- ^ «Конь и всадник Леонардо да Винчи » . Новости Би-би-си. 28 августа 2012 года . Проверено 16 января 2014 г.
- ^ Петти, Дж. В. Провенанс – экспертный анализ и научные исследования . Издательство CDI, 2021, с. 4.
- ^ Зернер, Анри (25 сентября 1997 г.). «Видение Леонардо» . Нью-Йоркское обозрение книг . 44 (14): 67.
Ни одна существующая скульптура не может быть с уверенностью приписана ему. [... Бюст Христа в юности ], к сожалению, был помещен на выставке рядом с причудливым объектом - восковой статуэткой всадника на вздыбившейся лошади, которую никогда раньше не видели публично. На пояснительной этикетке говорилось, что статуэтка принадлежала Франческо Мельци, ученику и компаньону Леонардо, но происхождение, к сожалению, основано на слухах. [...] Я не вижу смысла представлять неосведомленному посетителю весьма спорные гипотезы так, как если бы они подтвердились.
- ^ Холмстрем, Дэвид (24 марта 1997 г.). «Испытание изобретений Леонардо: Бостонский музей науки рассматривает захватывающий масштаб работ Леонардо да Винчи, хотя подлинность некоторых объектов находится под вопросом». Христианский научный монитор . ПроКвест 405615445 .
СПОРТИВНАЯ РАБОТА: Создал ли Леонардо эту маленькую восковую фигуру, является источником разногласий среди экспертов. Хотя произведение не подписано, на выставке оно приписывают ему.
(требуется подписка) - ^ Йемма, Джон (23 февраля 1997 г.). «Леонардо на гастролях: хороший, плохой... и фальшивый? Историки искусства подвергают сомнению атрибуцию некоторых работ, отправленных на выставку в Бостоне» . Бостон Глобус . п. А.1.
по крайней мере, одна из двух скульптур, выставленных в художественной галерее Научного парка с 3 марта, вызвала серьезные сомнения у некоторых историков искусства. [...] Этикетки на картинах, предупредил Акерман, чиновников музея, были просто слишком щедрыми, слишком тесно связывая сомнительные и спорные произведения из частных коллекций с Леонардо и другими итальянскими мастерами. [...] после нескольких недель борьбы над формулировками сотрудники музея изменили некоторые этикетки, чтобы внести больше скептицизма [... Восковая лошадь ] «приписывается Леонардо». «Не так быстро», — говорит Джек Вассерман, историк искусства из Университета Темпл в Филадельфии. «Ни одно скульптурное произведение, над которым работал Леонардо, не сохранилось до наших дней», — сказал Вассерман. «Да, ее можно было бы «приписать» Леонардо, но для этого нужна веская причина. Поскольку ничего не сохранилось, невозможно судить о такой скульптуре».
(требуется подписка) - ^ Панца, Пьерлуиджи (19 октября 2016 г.). «Выставка конной скульптуры Леонардо между гением и тайной» . Corriere della Sera (на итальянском языке) . Проверено 1 марта 2017 г.
- ^ Гатти, Кьяра (19 октября 2016 г.). «Прибытие человека Леонардо да Винчи верхом на лошади, что разделяет критиков» . la Repubblica (на итальянском языке) . Проверено 22 февраля 2017 г.
Представленное как эксклюзивное открытие, оно оспаривается многими экспертами. [...] Витторио Сгарби не скрывает своих сомнений по поводу приписывания тосканскому мастеру [...] Пьетро Марани: Нет никаких доказательств, и сравнения не могут быть сделаны, поскольку нет подтверждающих данных, безопасных образцов.
- ^ Штурман, Шелли; Мэй, Кэтрин; Лучс, Элисон (2017). «Будапештская лошадь: помимо вопроса о Леонардо да Винчи» . В Helmstutler Di Dio, Келли (ред.). Изготовление и перемещение скульптур в Италии раннего Нового времени . Рутледж. п. 27. ISBN 978-1-351-55951-5 .
- ↑ Автопортрет Леонардо , Surrentum Online, по состоянию на 6 ноября 2010 г.
- ^ Скарамелла, А.Д. «Анализ произведения искусства. Автопортрет Леонардо да Винчи, написанный красным мелом» . Finearts.com . Helium Inc. Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года . Проверено 16 ноября 2014 г.
- ^ «Скорая помощь автопортрету Леонардо да Винчи» . news.universityproducts.com . Архивные продукты . Проверено 16 ноября 2014 г.
- ^ Кемп 2011 .
- ^ Кемп 2004 , с. 2011.
- ^ «Потерянный Леонардо? Ведущий искусствовед говорит, возможно» . Универсальный Леонардо . Проверено 27 сентября 2007 г.
- ^ Бертелли, Карло (19 ноября 2005 г.). «Два студента не сделают Леонардо» (на итальянском языке). Коррьере делла Сера. Архивировано из оригинала 26 сентября 2007 года . Проверено 27 сентября 2007 г.
Источники
[ редактировать ]- Эймс-Льюис, Фрэнсис (2012). Изабелла и Леонардо: Художественные отношения между Изабеллой д'Эсте и Леонардо да Винчи, 1500–1506 гг . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-12124-7 .
- Бамбах, Кармен К. , изд. (2003). Леонардо да Винчи: мастер рисования . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 978-1588390332 .
- Чепмен, Хьюго; Файетти, Марсия (2010). Фра Анджелико до Леонардо: рисунки итальянского Возрождения . Лондон, Англия: Издательство Британского музея. ISBN 978-0-7141-2667-8 .
- Оттино делла Кьеза, Анжела (1967). Полное собрание картин Леонардо да Винчи . Пингвин Классика мирового искусства. Лондон, Великобритания: Penguin Books . ISBN 978-0-14-008649-2 .
- Клейтон, Мартин (2006). Десять рисунков Леонардо да Винчи: выставка, посвященная восьмидесятилетию Ее Величества Королевы . Публикации Королевской коллекции. ISBN 9-781902-163017 .
- Кови, Дарио А. (2005). Андреа дель Верроккьо: жизнь и творчество . Искусство и археология: Исследования и документы. Флоренция, Италия: Редактор Лео С. Ольшки. ISBN 978-8822254207 .
- Делёвен, Винсент, изд. (2012). Святая Анна: величайший шедевр Леонардо да Винчи . Милан, Италия: Officina Libraria. ISBN 978-8897737025 .
- Кемп, Мартин (2004). Леонардо . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9-780192-806444 .
- ——— (2007). Леонардо да Винчи: Чудесные творения природы и человека . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-920778-7 .
- ——— (2011). Леонардо: исправленное издание . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199583355 .
- ——— (2019). Леонардо да Винчи: 100 вех . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Стерлинг. ISBN 978-1454930426 .
- Марани, Пьетро К. (2003). Леонардо да Винчи: Полное собрание картин . Нью-Йорк, Нью-Йорк: ISBN Harry N. Abrams, Inc. 978-0810991590 .
- Педретти, Карло (1987). Леонардо да Винчи: рисунки лошадей и других животных из Королевской библиотеки Виндзорского замка . Нью-Йорк, Нью-Йорк: ISBN Johnson Reprint Corp. 978-0384452824 .
- --- , и. (1988). Academia Leonardi Vinci: Журнал исследований Леонардо и библиография Винчианы Том I – X. Вилла Ла Лоджия, Флоренция: Guinti. ISBN 978-0815001034 .
- ——— (2006). Леонардо: Искусство и наука . Суррей, Англия: Taj Books International. ISBN 978-1844060368 .
- Педретти, Карло; Тальялагамба, Сара (2017). Леонардо да Винчи: «Дева в скалах» в версии Черами: ее история и критическая судьба . Поджо-а-Кайано, Италия: издания CB. ISBN 978-8897644538 .
- Рубин, Патрисия Ли ; Райт, Элисон (1999). Флоренция эпохи Возрождения: Искусство 1470-х годов . Лондон, Англия: Публикации Национальной галереи. ISBN 978-1857092660 .
- Ширман, Джон (1992). Только соединяйтесь: искусство и зритель в эпоху итальянского Возрождения . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0691655413 .
- Солари, Эрнесто (2016). Леонардо да Винчи Конь и всадник «Памятник» Шарлю Амбуазу . Милан: Колибри Эдизиони. ISBN 978-88-97206-33-0 .
- Сайсон, Люк ; Кейт, Ларри; Галансино, Артуро; Маццотта, Антонио; Нетерсоль, Скотт; Румберг, Пер (2011). Леонардо да Винчи: Художник при миланском дворе (1-е изд.). Лондон, Англия: Национальная галерея. ISBN 978-1857094916 .
- Зёлльнер, Франк (2019). Леонардо да Винчи: Полное собрание картин и рисунков (Юбилейное издание). Кёльн, Германия: Сумки.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Работы Леонардо на Universal Leonardo
- Работы Леонардо в Интернет-галерее искусств
- Кодекс Арундела на веб-сайте оцифрованных рукописей Британской библиотеки.
- Работы Леонардо на cavallinitoveronese.co.uk