Jump to content

Список работ Леонардо да Винчи

(Слева направо) Лувр «Мадонна в скалах» , «Портрет музыканта» и «Прекрасная Ферроньер» на монументальной выставке Лувра 2019–2020 годов: Леонард де Винчи.

Итальянский эрудит Леонардо да Винчи (1452–1519) был основоположником Высокого Возрождения и оказал огромное влияние на последующих художников. Всего около восьми крупных произведений — «Поклонение волхвов» , «Святой Иероним в пустыне» , « Богоматерь в скалах» из Лувра , «Тайная вечеря », потолок Зала делле Ассе , «Богоматерь с Младенцем со святой Анной и святым Иоанном Крестителем» , Богоматерь с Младенцем, Святой Анной и Моной Лизой повсеместно приписывают ему и в прошлом не вызывали или почти не вызывали споров. сейчас широко приписывают десять дополнительных работ К его творчеству , хотя большинство из них ранее вызывали значительные споры или сомнения: «Благовещение» , «Мадонна с гвоздикой» , «Крещение Христа» (со своим учителем Верроккьо ), Джиневра де Бенчи , « Мадонна Бенуа », «Портрет музыканта» (при возможной помощи студии), « Дама с горностаем» , «Прекрасная Ферроньера» , «Лондонская Дева в скалах» (при возможной помощи студии), « Портрет Изабеллы д'Эсте». и святой Иоанн Креститель .

Другие атрибуции более сложны. La Scapigliata , по-видимому, приписывают большинство ученых, но некоторые видные специалисты молчат по этому поводу. Атрибуция Сальватора Мунди остается крайне спорной, и обширный характер реставрации, возможно, никогда не позволит прийти к окончательному решению. Небольшое количество сохранившихся картин отчасти связано с привычкой Леонардо к катастрофическим экспериментам с новыми техниками и его хронической прокрастинацией , что привело к созданию многих незавершенных работ . Считается, что он создал еще много произведений, которые сейчас утеряны, хотя некоторые записи и копии сохранились .

Помимо его картин, сохранилось одиннадцать рукописей заметок и рисунков Леонардо да Винчи общим объемом в тысячи страниц. Существует множество других работ, оспаривается приписывание Леонардо которых , ни одна из которых еще не получила полного научного одобрения.

Основные сохранившиеся работы

[ редактировать ]

Ключ :   Совместная работа ·   Возможна совместная работа.

Общепринято Единогласно принятые работы
Широко распространено Принят подавляющим большинством современных ученых; спорный в прошлом
Общепринято Принят большинством современных ученых; все еще спорный
Название и изображение Дата Середина Размеры [1] Расположение [1]

Благовещение

1472–1476 ок. 1472–1476 гг. [д 1] Масло и темпера на панно из тополя. 98 см × 217 см
39 × 85 дюймов
Уффици , Флоренция
Широко распространено
Обычно считается самой ранней дошедшей до нас работой Леонардо. Традиционно приписывалось Верроккьо до 1869 года. Сейчас его почти повсеместно приписывают Леонардо. Атрибуция предложена Липгартом ; принятые Боде , Любке, Мюллер-Вальде, Беренсоном , Кларком , Гольдшайдером и другими. [2]
Мадонна с гвоздикой 1472–1478 ок. 1472–1478 гг. [д 2] Масло на панно из тополя 62 см × 47,5 см
24,4 × 18,7 дюйма
Старая Пинакотека , Мюнхен
Широко распространено
Обычно принимается за Леонардо, но, возможно, имеет некоторые зарисовки, выполненные фламандским художником. [2]

Крещение Христа

1474–1478 ок. 1474–1478 гг. [д 3] Масло и темпера на панно из тополя. 177 см × 151 см
70 × 59 дюймов
Уффици , Флоренция
Широко признан Верроккьо и Леонардо.
Написан в основном Андреа дель Верроккьо ; Работы Леонардо включают ангела слева, часть фонового пейзажа и туловище Христа. [3]
Джиневра де Бенчи 1474–1480 ок. 1474–1480 гг. [д 4] Масло и темпера на панно из тополя. 38,8 см × 36,7 см
15,3 × 14,4 дюйма
Национальная галерея искусств , Вашингтон, округ Колумбия
Широко распространено
Хотя в прошлом это вызывало споры, современные ученые широко приписывают эту работу Леонардо. Атрибуция « Дамы с горностаем» подтверждает атрибуцию этой картины. [4]
Бенуа Мадонна 1478–1481 ок. 1478–1481 гг. [д 5] Дерево, масло, перенесено на холст. 49,5 см × 33 см
19,5 × 13,0 дюйма
Эрмитаж , Санкт-Петербург
Широко распространено

Поклонение волхвов
(незаконченный)

1478–1482 ок. 1478–1482 гг. [д 6] Масло (подмалевок) на деревянной панели. 240 см × 250 см
94 × 98 дюймов
Уффици , Флоренция
Общепринято [5]
Судебно-научный анализ, проведенный Маурицио Серачини, теперь доказывает, что в XVIII–XIX веках было нанесено как минимум два слоя лака, преимущественно в нижней половине картины. [6]
Святой Иероним в пустыне
(незаконченный)
1480–1490 ок. 1480–1490 гг. [д 7] Темпера, масло, панель из ореха. 103 см × 75 см
41 дюйм × 30 дюймов
Музеи Ватикана
Общепринято [7]
Мадонна Литта 1481–1495 ок. 1481–1495 гг. [д 8] Темпера (и масло) на панно из тополя. 42 см × 33 см
17 × 13 дюймов
Эрмитаж , Санкт-Петербург
Широко распространено
Мартин Кемп утверждает, что Национальная галерея в Лондоне выставила Мадонну Литту, взятую во временное пользование Эрмитажем, в качестве автографа, хотя собственные кураторы галереи считали, что это работа ученика Джованни Антонио Больтраффио . [8]
Дева в скалах
(версия Лувра)
1483–1493 ок. 1483–1493 гг. [д 9] Дерево, масло, перенесено на холст. 199 см × 122 см
78 × 48 дюймов
Лувр , Париж
Общепринято [9]
Портрет музыканта
(незаконченный)
1483–1487 ок. 1483–1487 гг. [д 10] Масло (и темпера?) на ореховом панно. 45 см × 32 см
18 × 13 дюймов
Пинакотека Амброзиана , Милан
Широко распространено
Широко распространено мнение, что Леонардо нарисовал лицо этой фигуры. что тело является работой его учеников Некоторые ученые предполагают , Джованни Антонио Больтраффио и Джованни Амброджо де Предис. [10]
Дама с горностаем 1489–1491 ок. 1489–1491 гг. [д 11] Масло на панно из ореха 54 см × 39 см
21 дюйм × 15 дюймов
Музей Чарторыйских , Краков
Широко распространено
Хотя в прошлом это вызывало споры, современные ученые широко приписывают эту работу Леонардо. Атрибуция Джиневры де Бенчи подтверждает атрибуцию этой картины. [11]
Прекрасная Ферроньер 1490–1498 ок. 1490–1498 гг. [д 12] Масло на панно из ореха 62 см × 44 см
24 × 17 дюймов
Лувр , Париж
Широко распространено
Современные ученые до сих пор спорят об атрибуции, и она не так широко принята, как другие портреты, такие как Джиневра де Бенчи , Портрет музыканта и Дама с горностаем . [12] [13]
Дева в скалах
(Лондонская версия) †
1491–1508 гг. 1491–1508 гг. [д 13] Паркетное панно из тополя, масло. 189,5 см × 120 см
74,6 × 47,2 дюйма
Национальная галерея , Лондон
Общепринято
Обычно считается более поздней версией, хранящейся в Лувре, и созданной в сотрудничестве с Амброджо де Предис и, возможно, другими. [2] Некоторые считают это работой мастерской Леонардо под его руководством. Дата не является общепринятой.

Тайная вечеря

1492–1498 ок. 1492–1498 гг. [д 14] Темпера на левкасе, смоле и мастике 460 см × 880 см
180 × 350 дюймов
Монастырь Санта-Мария-делле-Грацие , Милан.
Общепринято [14]
Сала делле Ассе 1497–1499 ок. 1497–1499 гг. [д 15] Темпера на гипсе Замок Сфорцеско , Милан
Общепринято [15]

Богородица с Младенцем, святой Анной и Иоанном Крестителем.

1499–1508 гг. 1499–1508 гг. [д 16] Уголь, черный и белый мел на тонированной бумаге, на холсте. 142 см × 105 см
56 дюймов × 41 дюйм
Национальная галерея , Лондон
Общепринято [16]
Портрет Изабеллы д'Эсте 1499–1500 гг. 1499–1500 гг. [д 17] Бумага, черный и красный мел, желтый пастельный мел. 61 см × 46,5 см
24,0 × 18,3 дюйма
Лувр , Париж
Широко распространено
В письмах зафиксированы как минимум два портретных рисунка Изабеллы д'Эсте, а также ее просьбы в 1501–1506 годах выполнить обещанный портрет в цвете. [17]
Мадонна из пряжи
( Мадонна Бакклю ) †
1499–1508 гг. 1499–1508 гг. [д 18] Масло на панно из ореха 48,9 см × 36,8 см
19,3 × 14,5 дюйма
Шотландская национальная галерея , Эдинбург [б]
Общепринято, как у Леонардо и другого художника. [с]
Было зарегистрировано, что Леонардо работал над картиной на эту тему во Флоренции в 1501 году; Судя по всему, он был доставлен своему покровителю в 1507 году. Эта работа и Мадонна Лэнсдаун являются наиболее вероятными кандидатами на роль этой работы, но ни одна из них не считается полностью автографом. Научная экспертиза выявила «поразительно сложные и похожие» рисунки в обеих версиях, что позволяет предположить, что Леонардо участвовал в создании обеих. [19] Использование орехового дерева предполагает более раннюю конечную точку 1499 года, поскольку на этой опоре лежат миланские картины Леонардо. [20]
Спаситель мира 1499–1510 ок. 1499–1510 гг. [д 19] Масло на деревянной панели 65,6 см × 45,4 см
25,8 × 17,9 дюйма
Неизвестный
Общепринято [ нужна ссылка ]
Ранее предполагалось, что это более поздняя копия утерянной оригинальной картины. Купленный в 2005 году и отреставрированный, он лишь немногие признали оригинал Леонардо. Пентименти (изменения композиции) были обнаружены на большом пальце правой руки Христа и в других местах, что является показателем статуса картины как «оригинала». [21] Картина установила новый рекорд продажной цены (450 миллионов долларов США) на аукционе Christie's в 2017 году. [22] [23] Мэтью Ландрус считает, что это прежде всего работа Бернардино Луини . [24] В документальном фильме 2021 года «Потерянный Леонардо » Франк Цёлльнер сказал: «У вас есть старые части картины, которые являются оригинальными — они созданы учениками, — и новые части картины, которые выглядят как Леонардо, но они созданы реставратором. В какой-то степени это шедевр Дайаны Модестини». [25] В 2021 году испанский Прадо понизил оценку картины до частичной атрибуции. [26] [27] В 2022 году Британская энциклопедия отметила: «Официальных данных об авторстве картины не существует». [28]
Мадонна из пряжи
( Мадонна Лэнсдаун ) †
1501–1508 гг. 1501–1508 гг. [д 20] Деревянная панель, масло (перенесено на холст, а затем перенесено на панель) 50,2 см × 36,4 см
19,8 × 14,3 дюйма
Частная коллекция, Нью-Йорк.
Обычно считается, что у него есть рисунок Леонардо. [д]

Богородица с Младенцем и Святой Анной

1501–1519 ок. 1501–1519 гг. [д 21] Масло на деревянной панели 168 см × 112 см
66 × 44 дюйма
Лувр , Париж
Общепринято [29]
Мона Лиза
(незаконченный)
1502–1516 гг. 1502–1516 гг. [д 22] Масло, тополь, панно. 76,8 см × 53 см
30,2 × 20,9 дюйма
Лувр , Париж
Общепринято [30]
Рисунок Джованни Амброджо Фигино, изображающий пожилого Леонардо с правой рукой, смягченной тканью. [31] [и] и запись визита Луи д'Арагона в октябре 1517 года , [ф] подтвердить сообщение о параличе правой руки Леонардо в возрасте 65 лет, [34] что может указывать на то, почему он оставил незавершенными такие работы, как « Мона Лиза» . [32] [35] [36]
Скапильята
(незаконченный)
1506–1508 гг. 1506–1508 гг. [д 23] Земля, янтарь и свинцовые белила на деревянной панели. 24,7 см × 21 см
9,7 × 8,3 дюйма
Национальная галерея , Парма
Общепринято [г]
Святой Иоанн Креститель 1507–1516 гг. 1507–1516 гг. [д 24] Масло на панно из ореха 69 см × 57 см
27 × 22 дюйма
Лувр , Париж
Широко распространено
Хотя в прошлом это вызывало споры, современные ученые широко приписывают эту работу Леонардо. Научные данные второй половины 20-го века подтвердили эту атрибуцию. [37]

Рукописи

[ редактировать ]
Название и образец изображения Даты Аббревиатура(а) [38] Страницы Расположение
Кодекс Атлантикус 1478–1519 Калифорния 1,119 Пинакотека Амброзиана, Милан


Гигантский арбалет (CA149b-r/53v-b)

12 томов, составленных скульптором Помпео Леони .
Кодекс Виндзор 1478–1518 В. 153 Королевская коллекция , Виндзор


Плод в утробе матери (W.19102r)

Эти рисунки были вклеены в альбом Помпео Леони, вероятно, вошли в английскую королевскую коллекцию во времена правления Карла II и были сняты с переплета в XIX веке. [39]
Кодекс Арундел 1480–1518 БЛ, Арундел М.С. или Бр.М. 283 Британская библиотека , Лондон


Водолазный аппарат (БЛ24в)

Кодекс Тривульцианус в. 1487–1490 гг. Трив. 55
(изначально 62)
Библиотека Тривульциана, Замок Сфорцеско, Милан


Список с профильным портретом (Трив.30р)

Кодекс Форстера 1487–1505 Форстер I, II и III (включая I 1 , я 2 и II 2 ); ранее известный как SKM I, II и III 354 Музей Виктории и Альберта , Лондон


Определение объема твердых тел правильной и неправильной формы (Форстер I.7r)

Пять карманных блокнотов, объединенных в три тома, перечислены здесь в хронологическом порядке:
я 2 (Милан, ок. 1487–1490 ): Обсуждает гидротехнику, перемещение и подъем воды и вечный двигатель .
III (Милан, ок. 1490–1493 ): заметки по геометрии, весу и гидравлике, перемежающиеся зарисовками ног лошадей, что могло бы быть эскизами бальных костюмов и описанием анатомии человеческой головы.
II 1 (Милан, ок. 1495 г. ): Заметки по теории пропорций и другие материалы.
II 2 (Милан, 1495–1497): Заметки по теории весов, тяги, напряжений и балансов.
я 1 (Флоренция, 1505 г.): Заметки по измерению твердых тел и топологии . [40]

Парижские рукописи 1488–1505 A, B, C, D, E, F, G, H (включая H 1 , Ч 2 и Х 3 ), я (в том числе я 1 и я 2 ), К (в том числе К 1 , К 2 и К 3 ), Л и М более 2500 Библиотека Института Франции , Париж.


Воздушный винт (деталь Б.83в)


Вертикально стоящий летательный аппарат с птичьим крылом (Б.80р)

12 томов, перечисленных в хронологическом порядке:
B (1488–1490; 84 листа): Блокнот, включающий проекты летательных аппаратов (включая « вертолет »), подводных лодок, церквей централизованного планирования и военных машин. [41]
C (1490–91; 28 листов. Отсутствует один раздел.) Трактат о свете и тени; Также обсуждаются потоки воды и удары. [42]
A ( ок. 1492 г. ): Фрагмент более крупной рукописи, в которую входил Кодекс Эшбернем II. Охватываемые предметы включают живопись, перспективу, воду и механику. [43]
H (1493–94; 142 листа): Три карманных блокнота, связанных вместе. Обсуждает евклидову геометрию и дизайн чертежных материалов. [44]
М (конец 1490-х–1500 гг.; 48 листов): Карманная тетрадь по геометрии, баллистике и ботанике. [45]
L (1497–1502; 94 листа): Записная книжка по военной инженерии, которой пользовался Леонардо, когда работал у Чезаре Борджиа . [46]
К (1503–1508; 128 листов): Три карманные тетради, преимущественно по геометрии. [47]
I (1497–1505; 139 листов): Две карманные тетради с заметками по геометрии, архитектуре, латыни, перспективе и пропорциям для художников. [48]
D (1508–09; 10 листов с 20 рисунками): обсуждает теории зрения. [49]
F (1508–1513; 96 листов): обсуждает воду, оптику, геологию и астрономию. [50]
E (1513–14; первоначально 96 листов): обсуждает вес и эффекты гравитации, изобретение для осушения Понтийских болот , геометрию, живопись и полет птиц. [51]
G (1510–1515; 93 листа): В основном обсуждается ботаника. [52]
Кодекс Мадрида 1490–1504 гг. Мадрид I и Мадрид II Национальная библиотека Испании , Мадрид


Чертеж формы для литья металлических изделий для головы лошади Сфорца (Мадрид II.156v–157r)

Два тома, вновь открытые в 1966 году:
I (1490-е гг.): В основном занимается наукой о механизмах. [53]
II (1503–04): Разные рисунки, включая карты Арно, относящиеся к проекту изменения ее русла, а также заметки и рисунки, относящиеся к отливке памятника Сфорца . [54]
Кодекс Эшбернема в. 1492 Эш.И. или BN2037 (ранее часть MS.B.); Ash.II или BN2038 (ранее часть MS.A.) Библиотека Института Франции , Париж.


Этюды здания на централизованном плане (Яс.И.5в)

Два тома, изъятые из парижских рукописей A и B и проданные графу Эшбернхему , который вернул их в Париж в 1890 году.
Кодекс полёта птиц датированный 1505 годом Турин 18 Королевская библиотека , Турин


Заметки о положении птицы в полете относительно ветра (Турин.8р)

Первоначально часть Парижской рукописи B; вероятно, украден графом Гульельмо Либри примерно в 1840–1847 годах. [55]
Кодекс Лестера 1506–1510 Щека. 72 Коллекция Билла Гейтса , Сиэтл (международные туры)


Исследования освещенности Луны (Leic.1A (1r))

Кодекс Урбинас и книга А в. 15:30 Урб. и Л°А. Апостольская библиотека Ватикана
Антология сочинений Леонардо, составленная после его смерти его учеником Франческо Мельци . Сокращенная версия была опубликована в 1651 году как трактат о живописи ( Trattato della Pittura ). [56]

Потерянные работы

[ редактировать ]
Название и изображение
производной работы
[57]
Дата [57] Тип [57] Последнее известное местоположение [57]
Адам и Ева
(незаконченный)
в. середина 1460-х – начало 1470-х гг. Акварельный шарж для гобелена В коллекции Оттавиано Медичи при . жизни Вазари (1511–1574)


Рисунок Франческо ди Джорджио Мартини , возможно, по мотивам мультфильма Леонардо.

Очень подробно описано Джорджо Вазари и Анонимо Гаддиано . Написанная для короля Португалии, она находилась в коллекции Оттавиано Медичи при жизни Вазари. Композиция, возможно, вдохновила рисунок Франческо ди Джорджио Мартини в Крайст-Черч Картинной галерее в Оксфорде . [58]
Драконий щит в. 1472 Расписной щит Неизвестный
Детская работа, известная только по рассказам Джорджо Вазари и Анонимо Гаддиано. Вазари заявил, что отец Леонардо сир Пьеро да Винчи продал его купцам, которые затем продали его миланскому герцогу. [58]
Глава Медузы Молодежная работа Масло на панели В коллекции Козимо I Медичи при жизни Вазари (1511–1574).
Детская работа, известная только по рассказу Джорджо Вазари. Фламандская картина на этот предмет ок. 1600 году . Когда-то ошибочно считали, что эта работа находится в Уффици во Флоренции в
Алтарь Сан-Бернардо
(незаконченный)
Введен в эксплуатацию 10 января 1478 г. Масло на панели Неизвестный
Заказ на строительство часовни во Палаццо делла Синьория во Флоренции был передан Леонардо 10 января 1478 года, но так и не завершен. [58] Первоначально поручение было передано Пьеро дель Поллайуоло 24 декабря 1477 года; быть организовано отцом Леонардо, который был нотариусом Синьории его перераспределение могло . После того, как Леонардо не выполнил поручение, 20 мая 1483 года оно было передано Доменико Гирландайо , но и он не завершил работу. Иногда ошибочно говорят, что « Мадонна с младенцем и святыми в Уффици» работы Филиппино Липпи была работой, наконец доставленной в часовню, но она была написана для Сала деи Дудженто (зал совета) дворца. [59]
Битва при Ангиари Введен в эксплуатацию 4 мая 1504 г. Настенная живопись Все еще виден в 1549 году.


Копия Питера Пауля Рубенса

Покрыт фресками Вазари, начиная с 1563 года. Остатки фрески Леонардо, возможно, были обнаружены в Салоне Чинквеченто. [60]
Леда и лебедь в. 1504–1508 гг. Картина маслом Записано Кассиано даль Поццо как находившееся во дворце Фонтенбло в 1625 году.


Копия Чезаре да Сесто

Известно девять копий картины, в том числе:
Ангел Благовещения в. 1510–1513 гг. Картина маслом Во герцога Козимо I Медичи дворце при жизни Вазари (1511–1574 гг.)


Воплощенный ангел ,
сатирическая копия

Картина описана Вазари. сохранился рисунок Среди исследований битвы при Ангиари (см. ниже). Рисунок слева, известный как «Воплощенный ангел» , является сатирической копией Леонардо. [61] [62] Есть несколько сохранившихся копий предмета Леонардески , в том числе:
  • Мастерская Леонардо да Винчи? Ангел Благовещения , ок. 1505 – 1513? Холст, масло (переведено с панели), 66 см × 47,3 см (26,0 × 18,6 дюйма), Эрмитаж, Санкт-Петербург. [63]
  • Мастерская Леонардо да Винчи? Святой Иоанн Креститель , ок. 1508 – 1513? Панель, 71 см × 52 см (28 × 20 дюймов), Художественный музей Базеля . [64]
  • Мастерская Леонардо да Винчи? Святой Иоанн Креститель , ок. 1508 – 1513? Масло, панель, 75 см × 53,4 см (29,5 × 21,0 дюйма), Музей Эшмола , Оксфорд. [65]
  • Баччо Бандинелли . Анонсируйте Ангела . Эскиз по Леонардо да Винчи.

Спорные произведения

[ редактировать ]

Ключ :    Предположительно совместная работа

Название и изображение Дата Середина Размеры Расположение
Мадонна с Младенцем и гранатом
( Мадонна Дрейфуса )
вероятно, в. 1469 [66] Дерево, масло 15,7 см × 12,8 см
6,2 × 5,0 дюйма
Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия
Ранее приписывалось Верроккьо или Лоренцо ди Креди . Большинство критиков считают, что анатомия Младенца Христа настолько плоха, что препятствует однозначному приписыванию Леонардо, но некоторые полагают, что это работа его юности. Эта атрибуция была сделана Суидой в 1929 году. Другие историки искусства, такие как Ширман и Морелли, приписывают эту работу Верроккьо. [2] Даниэль Арасс описывает эту картину как юношескую работу Леонардо в своей монографии 1997 года. [67]
Тобиас и Ангел в. 1473 [68] Яичная темпера на тополе 83,6 см × 66 см
32,9 дюйма × 26,0 дюйма
Национальная галерея, Лондон
Мастерская Верроккьо с возможным вкладом Леонардо. [час]
Мартин Кемп предполагает, что Леонардо, возможно, нарисовал какую-то часть этой работы, скорее всего, рыбу. Дэвид Алан Браун из Национальной галереи в Вашингтоне также приписывает ему картину с изображением собаки.
Святые младенцы обнимаются в. 1486–1490 гг.
Несколько версий в частных коллекциях.
Портрет дамы в профиль в. 1493–1495 гг. [69] Панель, темпера, масло. 51 см × 34 см
20 × 13 дюймов
Пинакотека Амброзиана, Милан [70]
Обычно приписывается Амброджо де Преди . По словам Мартина Кемпа , Леонардо, возможно, был ответственным за «заложение основы изображения», основываясь на «качестве рисования в голове». [я]
Прекрасная принцесса 1495–1496 (Кемп) Цвет тела (пастель) на пергаменте 33 см × 22 см
13,0 × 8,7 дюйма
Частная коллекция, Швейцария.
идентифицировал его как Леонардо Мартин Кемп по стилистическим признакам и подтвердил с помощью отпечатков пальцев. [71] Другие эксперты не согласились с такой атрибуцией. С 2010 года методы, используемые для анализа отпечатков пальцев, оказались под вопросом. [72] Наличие дыр на странице показывает, что когда-то она была частью Сфорциады , рукописи, хранившейся в Варшаве; этот факт указывает на его оригинальность.
Дева в скалах Шерами в. 1495–1497 (Педретти) Дерево, масло, перенесено на холст. 154,5 см × 122 см
60,8 × 48,0 дюйма
Частная коллекция, Швейцария.
Приписывается Леонардо и его мастерской Карло Педретти ; [73] другие полагают, что это копия Богоматери в скалах , созданная учеником Леонардо Джампьетрино . Упоминается Жаном-Огюстом-Домиником Энгром в 1845 году и Пьером Пюви де Шаванном ; оба были убеждены, что это оригинальная работа Леонардо. [ нужна ссылка ]
Мадонна с Младенцем и святым Иосифом или Поклонение Младенцу Христу между 1495 и 1500 годами Темпера на панели Диам. 87 см (34 дюйма) Галерея Боргезе , Рим [74]
Молодой Христос в. 1496 Терракота Частная коллекция
По словам Кемпа, этот бюст является наиболее вероятным кандидатом на роль сохранившейся скульптуры Леонардо. [Дж]
Портрет Луки Пачоли в. 1495–1500 гг. Темпера на панели 99 см × 120 см
39 × 47 дюймов
Музей Каподимонте , Неаполь
Картину обычно приписывают Якопо де Барбари из-за наличия картуша с загадочной надписью, напоминающей его имя, но некоторые приписывают картину (по крайней мере частично) Леонардо. [75] который начал сотрудничать с Пачоли , когда последний переехал в Милан в 1496 году. [76] [77] Леонардо проиллюстрировал архимедовы тела , в том числе ромбокубооктаэдр (изображенный на портрете), в «Божественной пропорции» Пачоли (1509). [78] По мнению одного ученого, в ромбокубооктаэдре «мы наверняка видим невыразимую левую руку Леонардо да Винчи, нарисовавшего великолепные картины для De divinaпропорцие , которые к тому же висят на веревочке…» [75]
Христос, несущий крест в. 1500 Масло на тополе Частная коллекция, Сан-Франциско.
Ранее приписывалась Sotheby's Джану Франческо Майнери . [79] [80] Приписывается Леонардо его бывшим владельцем. [79] Атрибуция основана на сходстве мучителей Христа с рисунками Рубенса битвы при Ангиари . По данным журнала Forbes , Карло Педретти заявил, что ему известны три подобные картины и «все четыре картины, по его мнению, скорее всего, были работой помощников Леонардо в студии и, возможно, даже самого мастера». [79]
Айлвортская Мона Лиза Холст, масло 84,5 см × 64,5 см
33,3 × 25,4 дюйма
Частная коллекция, Швейцария.
Его сторонники утверждают, что это более ранняя из двух версий Моны Лизы , написанной для Франческо дель Джокондо (мужа Лизы ) в 1503 году, и что версия Лувра была написана для Джулиано Медичи в 1517 году. [81]
Лошадь и всадник
в. 1506–1508 (Педретти, 1985) [82]
в. 1508–1511 (Солари, 2016) [83]
пчелиный воск Частная коллекция, Лондон
Фрагментарная восковая статуэтка в частной коллекции в Лондоне, ранее находившаяся в коллекции Санджорджи в Риме; Говорят, он прибыл из поместья Мельци в Ваприо-д'Адда. [84] [85] Карло Педретти в 1985 году посчитал, что это работа с автографом Леонардо. [86] [87] а Мартин Кемп, лично изучив восковую модель, написал в 1992 году: «Мой общий вывод таков, что я не исключаю приписывания Леонардо». [88] Атрибуция подверглась критике со стороны различных других историков искусства. [89] [90] [91] и публикаций, ссылаясь на отсутствие веских доказательств или документации. [92] [93] [94]
Лукан портрет Леонардо да Винчи в. 1505–1510 гг. Жирная темпера на тополе 40 см × 60 см
16 дюймов × 24 дюйма
Музей древних жителей Лукании, Базиликата Вальо
Картина, обнаруженная в 2008 году недалеко от Неаполя и очень напоминающая копию «Автопортрета Леонардо да Винчи» XVII века из Уффици, в настоящее время находится на реставрации и исследовании. Дата конца 15 или 16 веков была подтверждена научными исследованиями. Отпечатки пальцев совпадают с отпечатками пальцев, найденными на « Даме с горностаем» . Альтернативно приписывается Кристофано дель Альтиссимо . [95]
Портрет мужчины красным мелом в. 1512 Красный мел на бумаге 33,3 см × 21,6 см
13,1 × 8,5 дюйма
Королевская библиотека , Турин
Принято некоторыми учеными , но не является общепринятым. [96] [97]
Бахус
в. 1513–1516 гг. [98]
в. 1510–1515 , позже перекрашен и изменен. [66]
Масло, ореховое панно, перенесено на холст. 177 см × 115 см
70 × 45 дюймов
Лувр, Париж
Оспаривается
Обычно считается мастерской копией рисунка. [2] По мнению Кемпа, возможно, он был начат Леонардо как фигура Иоанна Крестителя. [99]
Мария Магдалина 1515 58 см × 45 см
23 × 18 дюймов
Частная коллекция, Швейцария.
как потенциальный Леонардо Описан Карло Педретти . Ранее приписывалась Джампьетрино , написавшему ряд подобных Магдалин. [100] Атрибуция Педретти не принимается другими учеными, например, Карло Бертелли (бывшим директором Пинакотеки Брера в Милане), который сказал, что объектом могла быть Лукреция с вынутым ножом. [101]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Далеко справа, частично видна, «Саломея с головой Святого Иоанна Крестителя» работы Бернардино Луини (последователь Леонардо) и «Вакх» , спорная картина, которую иногда приписывают Леонардо.
  2. ^ В долгосрочном кредите из коллекции герцога Бакклю. [18]
  3. ^ Леонардо да Винчи и анонимный художник 16-го века Сисон (2011 , стр. 294); Мастерская Леонардо по эскизу Леонардо Цёлльнера (2019 , стр. 239)
  4. ^ Салаи по рисунку Леонардо Цёлльнера (2019 , стр. 238)
  5. ^ Леонардо. Идентифицирован по сходству с предполагаемым автопортретом [32]
  6. ^ «... Мессер Лунардо Винчи [ так в оригинале ] ... старый седобородый человек, которому более 70 лет ... показал Его Превосходительству три картины ... пролистайте рисунок, и нельзя было ожидать более хорошей работы». [33]
  7. ^ Последователь Леонардо Сисона (2011 , стр. 198, № 9); «приписываемый сегодня Леонардо» Марани (2003 , с. 140)
  8. ^ Кемп (2004 , стр. 247)
  9. ^ Кемп 2004 , с. 251; там приписывают «[Леонардо], вероятно, с его студией», но эта работа не появляется в более позднем издании ( Kemp 2011 ).
  10. ^ Кемп 2004 , с. 252; описан там как «вероятно, Леонардо»

Источники для знакомств

[ редактировать ]
  1. ^ Благовещение
  2. ^ Мадонна с гвоздикой
  3. ^ Крещение Христа
    • Кови (2005 , стр. 186): ок. 1469–1472 гг . Верроккьо, затем возобновлено Леонардо, возможно, в середине 1470-х гг.
    • Кемп (2019 , стр. 3): Леонардо ок. 1474–1476 гг.
    • Марани (2003 , стр. 338): Леонардо ок. 1475–1478 гг.
    • Сайсон (2011 г. , стр. 184): Верроккьо и Леонардо против. 1468–1477 гг.
    • Цёлльнер (2019 , стр. 215): Верроккьо ок. 1470–1472 , Леонардо ок. 1475
  4. ^ Джиневра де Бенчи
  5. ^ Бенуа Мадонна
  6. ^ Поклонение волхвов
  7. ^ Святой Иероним в пустыне
  8. ^ Мадонна Литта
  9. ^ Дева в скалах (версия Лувра)
  10. ^ Портрет музыканта
  11. ^ Дама с горностаем
  12. ^ Красавица Ферроньер
  13. ^ Дева в скалах (лондонская версия)
  14. ^ Тайная вечеря
  15. ^ Сала делле Ассе
  16. ^ Богородица с Младенцем, Святой Анной и Иоанном Крестителем.
  17. ^ Портрет Изабеллы д'Эсте
  18. ^ Мадонна из пряжи (версия Баклю)
  19. ^ Спаситель мира
  20. ^ Мадонна из пряжи (версия Лэнсдауна)
  21. ^ Богородица с Младенцем и Святой Анной
  22. ^ Мона Лиза
  23. ^ Скапильята
  24. ^ Святой Иоанн Креститель
  1. ^ Перейти обратно: а б Марани 2003 , стр. 338–340; Цёлльнер 2019 , стр. 214–251.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Оттинус Церкви 1967 .
  3. ^ Зёлльнер 2019 , с. 215.
  4. ^ Зёлльнер 2019 , с. 218-219.
  5. ^ Марани 2003 , с. 338: «Атрибуция Леонардо неоспорима».
  6. ^ Зёлльнер 2019 , с. 222.
  7. ^ Марани 2003 , с. 338: «Атрибуция Леонардо никогда серьезно не подвергалась сомнению».
  8. ^ «Национальную галерею в Лондоне обвиняют в изменении атрибуции эрмитажного «Леонардо» для показа блокбастера 2011 года» . www.theartnewspaper.com . 30 марта 2018 года . Проверено 13 августа 2018 г.
  9. ^ Марани 2003 , с. 339: «Атрибуция Леонардо неоспорима».
  10. ^ Зёлльнер 2019 , с. 225.
  11. ^ Зёлльнер 2019 , с. 226.
  12. ^ Зёлльнер 2019 , с. 228.
  13. ^ Марани 2003 , стр. 175–178.
  14. ^ Марани 2003 , с. 339: «Атрибуция Леонардо никогда не оспаривалась».
  15. ^ Марани 2003 , с. 339: «Единственно признан Леонардо единственным сохранившимся фрагментом этой комнаты».
  16. ^ Марани 2003 , с. 339: «Приписывание Леонардо единодушно».
  17. ^ Эймс-Льюис (2012 , стр. 227)
  18. ^ Зёлльнер 2019 , с. 239.
  19. ^ Кемп 2011 , 253
  20. ^ Сисон 2011 , 294
  21. ^ Сисон 2011 , 302
  22. ^ Эндрюс, Трэвис М. (15 ноября 2017 г.). «Давно потерянная картина да Винчи продана за 450 миллионов долларов, что является мировым рекордом» . Вашингтон Пост . Проверено 16 ноября 2017 г.
  23. ^ Голландия, Оскар (16 ноября 2017 г.). «Редкая картина Да Винчи бьет мировые рекорды, проданная за 450 миллионов долларов» . CNN . Проверено 16 ноября 2017 г.
  24. ^ «Кто на самом деле написал «Спасителя мира»? Оксфордский искусствовед говорит, что это был помощник Леонардо | artnet News» . Новости артнета . 7 августа 2018 года . Проверено 13 августа 2018 г.
  25. ^ Каскойн, Сара (27 августа 2021 г.). «7 невероятных и спорных выводов из нового документального фильма о «Спасителе мира», «потерянном Леонардо» стоимостью 450 миллионов долларов » . Артнет . Проверено 20 апреля 2022 г.
  26. ^ Бейли, Мартин (11 ноября 2021 г.). «Музей Прадо понизил рейтинг картины Леонардо «Спаситель мира» стоимостью 450 миллионов долларов в каталоге выставки» . Художественная газета . Проверено 12 ноября 2022 г.
  27. ^ «Продан за 450 миллионов долларов саудовскому принцу, «Спаситель мира» признан не написанным Леонардо» . Времена Израиля . 14 ноября 2021 г. Проверено 13 ноября 2022 г. .
  28. ^ Желашко, Алисия (апрель 2022 г.). «Почему «Спасителя мира» называют самой противоречивой картиной в мире?» . Британская энциклопедия . Проверено 13 ноября 2022 г. .
  29. ^ Марани 2003 , с. 340: «Хотя состояние картины плохое, ее следует считать сильно поврежденным оригиналом Леонардо».
  30. ^ Марани 2003 , с. 340: «Единогласно приписывается Леонардо, хотя относительно даты нет единого мнения».
  31. ^ Стрикленд, Эшли (4 мая 2019 г.). «Что стало причиной повреждения руки Леонардо да Винчи?» . CNN . Проверено 4 мая 2019 г.
  32. ^ Перейти обратно: а б МакМахон, Барбара (1 мая 2005 г.). «Паралич да Винчи оставил Мону Лизу незавершенной » . Хранитель . Проверено 2 мая 2019 г.
  33. ^ Уоллес, Роберт (1972) [1966]. Мир Леонардо: 1452–1519 . Нью-Йорк: Книги Time-Life. п. 163.
  34. ^ Лоренци, Росселла (10 мая 2016 г.). «Убил ли инсульт Леонардо да Винчи?» . Искатель . Проверено 10 июня 2021 г.
  35. ^ Саплакоглу, Ясемин (4 мая 2019 г.). «Портрет Леонардо да Винчи может показать, почему он так и не закончил «Мону Лизу»» . Живая наука . Проверено 5 мая 2019 г.
  36. ^ Бодкин, Генри (4 мая 2019 г.). «Леонардо да Винчи так и не закончил «Мону Лизу», потому что во время обморока повредил руку, говорят эксперты» . Телеграф . Проверено 6 мая 2019 г.
  37. ^ Зёлльнер 2019 , с. 248.
  38. ^ Кемп 2007 , стр. xxviii–xxix.
  39. ^ Клейтон 2006 , с. 16.
  40. ^ «Кодексы Форстера: записные книжки Леонардо да Винчи в музее Виктории и Альберта» . Музей Виктории и Альберта . Проверено 4 ноября 2012 г.
  41. ^ «Парижская рукопись Б» . Универсальный Леонардо . Университет искусств, Лондон . Проверено 3 ноября 2012 г.
  42. ^ «Парижская рукопись C» . Универсальный Леонардо . Университет искусств, Лондон . Проверено 3 ноября 2012 г.
  43. ^ «Парижская рукопись А» . Универсальный Леонардо . Университет искусств, Лондон . Проверено 3 ноября 2012 г.
  44. ^ «Парижская рукопись H» . Универсальный Леонардо . Университет искусств, Лондон . Проверено 3 ноября 2012 г.
  45. ^ «Парижская рукопись М» . Универсальный Леонардо . Университет искусств, Лондон . Проверено 3 ноября 2012 г.
  46. ^ «Парижская рукопись Л» . Универсальный Леонардо . Университет искусств, Лондон . Проверено 3 ноября 2012 г.
  47. ^ «Парижская рукопись К» . Универсальный Леонардо . Университет искусств, Лондон . Проверено 3 ноября 2012 г.
  48. ^ «Парижская рукопись I» . Универсальный Леонардо . Университет искусств, Лондон . Проверено 3 ноября 2012 г.
  49. ^ «Парижская рукопись D» . Универсальный Леонардо . Университет искусств, Лондон . Проверено 3 ноября 2012 г.
  50. ^ «Парижская рукопись F» . Универсальный Леонардо . Университет искусств, Лондон . Проверено 3 ноября 2012 г.
  51. ^ «Парижская рукопись E» . Универсальный Леонардо . Университет искусств, Лондон . Проверено 3 ноября 2012 г.
  52. ^ «Парижская рукопись G» . Универсальный Леонардо . Университет искусств, Лондон . Проверено 3 ноября 2012 г.
  53. ^ «Мадридский кодекс I» . Универсальный Леонардо . Университет искусств, Лондон . Проверено 3 ноября 2012 г.
  54. ^ «Мадридский кодекс II» . Универсальный Леонардо . Университет искусств, Лондон . Проверено 3 ноября 2012 г.
  55. ^ Бамбах 2003 , с. 723.
  56. ^ «Кодекс Урбинас и утраченная Библиотека А» . Универсальный Леонардо . Университет искусств, Лондон . Проверено 12 апреля 2012 г.
  57. ^ Перейти обратно: а б с д Марани 2003 , с. 431.
  58. ^ Перейти обратно: а б с Марани 2003 , с. 431
  59. ^ Рубин и Райт 1999 , стр. 84 и 118, н. 25
  60. ^ Фармер, Брит Маккэндлесс (26 мая 2019 г.). «Из архива: В поисках пропавшего Леонардо» . Новости CBS . Проверено 8 октября 2019 г.
  61. ^ Николл, Чарльз. Леонардо да Винчи: Полёты разума. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Viking Penguin, 2004 г., стр. 602.
  62. ^ Ширман 1992 , с. 33.
  63. ^ Дельёвен 2012 , кат. 80
  64. ^ Дельёвен 2012 , кат. 81
  65. ^ «Святой Иоанн Креститель» . Арт Великобритании . Проверено 15 июля 2013 г.
  66. ^ Перейти обратно: а б Марани 2003 .
  67. ^ Арасс, Дэниел (1997). Леонардо да Винчи . Конеки и Конеки. ISBN  978-1-56852-198-5 .
  68. ^ Кемп 2011 ; даты в Марани нет, 2003 г. , но принято им
  69. ^ Кемп 2004 , с. 251.
  70. ^ Портрет дамы . Библиотека Амброзиана . Проверено 20 декабря 2020 г.
  71. ^ Адамс, Джеймс (13 октября 2005 г.). «Монреальский искусствовед идентифицирует рисунок да Винчи» . Глобус и почта . Проверено 14 октября 2009 г.
  72. ^ «Знак шедевра» Дэвида Гранна , The New Yorker , vol. LXXXVI, нет. 20, 12 и 19 июля 2010 г., ISSN   0028-792X
  73. ^ Педретти, Карло; Тальялагамба, Сара (2017). Леонардо да Винчи: «Дева в скалах» в версии Черами: ее история и критическая судьба . Поджо-а-Кайано: издания CB. ISBN  9788897644538 .
  74. ^ Морено, Паоло; Стефани, Кьяра. Галерея Боргезе . Милан: Итальянский туристический клуб. п. 230.
  75. ^ Перейти обратно: а б Маккиннон, Ник (1993). «Портрет фра Луки Пачоли». Математический вестник . 77 (479): 140–43, 146–49, 154, 165, 183, 184, 186–87, 197–205, 214. doi : 10.2307/3619717 . JSTOR   3619717 . S2CID   195006163 .
  76. ^ «Портрет Пачоли» . www.ritrattopacioli.it (на итальянском языке).
  77. ^ Ливио, Марио (2003) [2002]. Золотое сечение: история Фи, самого удивительного числа в мире (первое издание в мягкой обложке). Нью-Йорк: Broadway Books . стр. 130–131, 138. ISBN.  0-7679-0816-3 .
  78. ^ Бо, Джанфранко. «Улыбка Пачоли» . users.quipo.it (на итальянском языке).
  79. ^ Перейти обратно: а б с Стефан Фитч «Отпечатки пальцев ДаВинчи» , 22.12.03, по состоянию на 7 июля 2009 г. Мартин Кемп, эксперт по отпечаткам пальцев Леонардо, не исследовал картину на момент написания статьи.
  80. Аналогичное изображение, без мучителей, находится в Эрмитаже, Санкт-Петербург. [1] [ постоянная мертвая ссылка ]
  81. ^ « Претензия на картину «Ранняя Мона Лиза» оспаривается» . Новости Би-би-си. 27 сентября 2012 года . Проверено 26 января 2013 г.
  82. ^ Педретти, Карло (10 июля 1985 г.). «Восковая модель Лошади и Всадника» . Письмо г-ну Полу Дж. Вагнеру. Архивировано из оригинала 8 октября 2014 года.
  83. ^ Солари, Эрнесто (2016). Леонардо да Винчи: Конь и всадник: «памятник» Шарлю Амбуазу . Леонардо да Винчи, 1452–1519, Палаццо делле Стеллине (первое издание). Падерно Дуньяно (Милан). ISBN  9788897206330 . OCLC   962823523 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  84. ^ Педретти, Карло, изд. (1987). Леонардо да Винчи: рисунки лошадей и других животных из Королевской библиотеки Виндзорского замка . Лондон: Харкорт Брейс. п. 185. ИСБН  0384-45284-1 . Рис. 111 и 112. Неопубликованная фрагментарная восковая модель конного портрета Шарля д'Амбуаза, приписываемая Леонардо и предположительно происходящая из поместья Мельци в Ваприо д'Адда. Лондон, Частное собрание (формально собрание Санджорджи в Риме).
  85. ^ « Лошадь и всадник» обнаружили скульптуру Леонардо да Винчи» . Хаффингтон Пост. 14 августа 2012 года . Проверено 16 января 2014 г.
  86. ^ Солари, Эрнесто (2016). Леонардо да Винчи Конь и всадник «Памятник» Шарлю Амбуазу . Милан: Колибри Эдизиони. п. 28. ISBN  978-88-97206-33-0 . Карло Педретти: По моему мнению, эта восковая модель принадлежит самому Леонардо, и, насколько мне известно, другие ученые ее не видели.
  87. ^ «Конь и всадник Леонардо да Винчи » . Новости Би-би-си. 28 августа 2012 года . Проверено 16 января 2014 г.
  88. ^ Петти, Дж. В. Провенанс – экспертный анализ и научные исследования . Издательство CDI, 2021, с. 4.
  89. ^ Зернер, Анри (25 сентября 1997 г.). «Видение Леонардо» . Нью-Йоркское обозрение книг . 44 (14): 67. Ни одна существующая скульптура не может быть с уверенностью приписана ему. [... Бюст Христа в юности ], к сожалению, был помещен на выставке рядом с причудливым объектом - восковой статуэткой всадника на вздыбившейся лошади, которую никогда раньше не видели публично. На пояснительной этикетке говорилось, что статуэтка принадлежала Франческо Мельци, ученику и компаньону Леонардо, но происхождение, к сожалению, основано на слухах. [...] Я не вижу смысла представлять неосведомленному посетителю весьма спорные гипотезы так, как если бы они подтвердились.
  90. ^ Холмстрем, Дэвид (24 марта 1997 г.). «Испытание изобретений Леонардо: Бостонский музей науки рассматривает захватывающий масштаб работ Леонардо да Винчи, хотя подлинность некоторых объектов находится под вопросом». Христианский научный монитор . ПроКвест   405615445 . СПОРТИВНАЯ РАБОТА: Создал ли Леонардо эту маленькую восковую фигуру, является источником разногласий среди экспертов. Хотя произведение не подписано, на выставке оно приписывают ему. (требуется подписка)
  91. ^ Йемма, Джон (23 февраля 1997 г.). «Леонардо на гастролях: хороший, плохой... и фальшивый? Историки искусства подвергают сомнению атрибуцию некоторых работ, отправленных на выставку в Бостоне» . Бостон Глобус . п. А.1. по крайней мере, одна из двух скульптур, выставленных в художественной галерее Научного парка с 3 марта, вызвала серьезные сомнения у некоторых историков искусства. [...] Этикетки на картинах, предупредил Акерман, чиновников музея, были просто слишком щедрыми, слишком тесно связывая сомнительные и спорные произведения из частных коллекций с Леонардо и другими итальянскими мастерами. [...] после нескольких недель борьбы над формулировками сотрудники музея изменили некоторые этикетки, чтобы внести больше скептицизма [... Восковая лошадь ] «приписывается Леонардо». «Не так быстро», — говорит Джек Вассерман, историк искусства из Университета Темпл в Филадельфии. «Ни одно скульптурное произведение, над которым работал Леонардо, не сохранилось до наших дней», — сказал Вассерман. «Да, ее можно было бы «приписать» Леонардо, но для этого нужна веская причина. Поскольку ничего не сохранилось, невозможно судить о такой скульптуре». (требуется подписка)
  92. ^ Панца, Пьерлуиджи (19 октября 2016 г.). «Выставка конной скульптуры Леонардо между гением и тайной» . Corriere della Sera (на итальянском языке) . Проверено 1 марта 2017 г.
  93. ^ Гатти, Кьяра (19 октября 2016 г.). «Прибытие человека Леонардо да Винчи верхом на лошади, что разделяет критиков» . la Repubblica (на итальянском языке) . Проверено 22 февраля 2017 г. Представленное как эксклюзивное открытие, оно оспаривается многими экспертами. [...] Витторио Сгарби не скрывает своих сомнений по поводу приписывания тосканскому мастеру [...] Пьетро Марани: Нет никаких доказательств, и сравнения не могут быть сделаны, поскольку нет подтверждающих данных, безопасных образцов.
  94. ^ Штурман, Шелли; Мэй, Кэтрин; Лучс, Элисон (2017). «Будапештская лошадь: помимо вопроса о Леонардо да Винчи» . В Helmstutler Di Dio, Келли (ред.). Изготовление и перемещение скульптур в Италии раннего Нового времени . Рутледж. п. 27. ISBN  978-1-351-55951-5 .
  95. Автопортрет Леонардо , Surrentum Online, по состоянию на 6 ноября 2010 г.
  96. ^ Скарамелла, А.Д. «Анализ произведения искусства. Автопортрет Леонардо да Винчи, написанный красным мелом» . Finearts.com . Helium Inc. Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года . Проверено 16 ноября 2014 г.
  97. ^ «Скорая помощь автопортрету Леонардо да Винчи» . news.universityproducts.com . Архивные продукты . Проверено 16 ноября 2014 г.
  98. ^ Кемп 2011 .
  99. ^ Кемп 2004 , с. 2011.
  100. ^ «Потерянный Леонардо? Ведущий искусствовед говорит, возможно» . Универсальный Леонардо . Проверено 27 сентября 2007 г.
  101. ^ Бертелли, Карло (19 ноября 2005 г.). «Два студента не сделают Леонардо» (на итальянском языке). Коррьере делла Сера. Архивировано из оригинала 26 сентября 2007 года . Проверено 27 сентября 2007 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Эймс-Льюис, Фрэнсис (2012). Изабелла и Леонардо: Художественные отношения между Изабеллой д'Эсте и Леонардо да Винчи, 1500–1506 гг . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN  978-0-300-12124-7 .
  • Бамбах, Кармен К. , изд. (2003). Леонардо да Винчи: мастер рисования . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN  978-1588390332 .
  • Чепмен, Хьюго; Файетти, Марсия (2010). Фра Анджелико до Леонардо: рисунки итальянского Возрождения . Лондон, Англия: Издательство Британского музея. ISBN  978-0-7141-2667-8 .
  • Оттино делла Кьеза, Анжела (1967). Полное собрание картин Леонардо да Винчи . Пингвин Классика мирового искусства. Лондон, Великобритания: Penguin Books . ISBN  978-0-14-008649-2 .
  • Клейтон, Мартин (2006). Десять рисунков Леонардо да Винчи: выставка, посвященная восьмидесятилетию Ее Величества Королевы . Публикации Королевской коллекции. ISBN  9-781902-163017 .
  • Кови, Дарио А. (2005). Андреа дель Верроккьо: жизнь и творчество . Искусство и археология: Исследования и документы. Флоренция, Италия: Редактор Лео С. Ольшки. ISBN  978-8822254207 .
  • Делёвен, Винсент, изд. (2012). Святая Анна: величайший шедевр Леонардо да Винчи . Милан, Италия: Officina Libraria. ISBN  978-8897737025 .
  • Кемп, Мартин (2004). Леонардо . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. ISBN  9-780192-806444 .
  •  ——— (2007). Леонардо да Винчи: Чудесные творения природы и человека . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-920778-7 .
  •  ——— (2011). Леонардо: исправленное издание . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0199583355 .
  •  ——— (2019). Леонардо да Винчи: 100 вех . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Стерлинг. ISBN  978-1454930426 .
  • Марани, Пьетро К. (2003). Леонардо да Винчи: Полное собрание картин . Нью-Йорк, Нью-Йорк: ISBN Harry N. Abrams, Inc.  978-0810991590 .
  • Педретти, Карло (1987). Леонардо да Винчи: рисунки лошадей и других животных из Королевской библиотеки Виндзорского замка . Нью-Йорк, Нью-Йорк: ISBN Johnson Reprint Corp.  978-0384452824 .
  •  --- , и. (1988). Academia Leonardi Vinci: Журнал исследований Леонардо и библиография Винчианы Том I – X. Вилла Ла Лоджия, Флоренция: Guinti. ISBN  978-0815001034 .
  •  ——— (2006). Леонардо: Искусство и наука . Суррей, Англия: Taj Books International. ISBN  978-1844060368 .
  • Педретти, Карло; Тальялагамба, Сара (2017). Леонардо да Винчи: «Дева в скалах» в версии Черами: ее история и критическая судьба . Поджо-а-Кайано, Италия: издания CB. ISBN  978-8897644538 .
  • Рубин, Патрисия Ли ; Райт, Элисон (1999). Флоренция эпохи Возрождения: Искусство 1470-х годов . Лондон, Англия: Публикации Национальной галереи. ISBN  978-1857092660 .
  • Ширман, Джон (1992). Только соединяйтесь: искусство и зритель в эпоху итальянского Возрождения . Оксфорд, Англия: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0691655413 .
  • Солари, Эрнесто (2016). Леонардо да Винчи Конь и всадник «Памятник» Шарлю Амбуазу . Милан: Колибри Эдизиони. ISBN  978-88-97206-33-0 .
  • Сайсон, Люк ; Кейт, Ларри; Галансино, Артуро; Маццотта, Антонио; Нетерсоль, Скотт; Румберг, Пер (2011). Леонардо да Винчи: Художник при миланском дворе (1-е изд.). Лондон, Англия: Национальная галерея. ISBN  978-1857094916 .
  • Зёлльнер, Франк (2019). Леонардо да Винчи: Полное собрание картин и рисунков (Юбилейное издание). Кёльн, Германия: Сумки.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 106ab539f01ff6bcedf018d32069cda3__1721874480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/10/a3/106ab539f01ff6bcedf018d32069cda3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
List of works by Leonardo da Vinci - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)