Голова Богородицы в три четверти, обращенная вправо.
Голова Богородицы в три четверти, обращенная вправо. | |
---|---|
Художник | Леонардо да Винчи |
Год | Между 1507 и 1513 годами |
Середина | Карандаш Пьера Нуара , уголь и красный мел , со следами белого мела на бумаге. |
Предмет | Этюд Богородицы с Младенцем со Святой Анной (Леонардо) |
Размеры | 20,3 см × 15,6 см (8,0 × 6,1 дюйма) |
Расположение | Метрополитен-музей , Нью-Йорк |
Присоединение | 51.90 |
Голова Богородицы в три четверти, обращенная вправо, — рисунок на бумаге , выполненный карандашом Пьер Нуар и красным мелом , приписываемый флорентийскому художнику Леонардо да Винчи и хранящийся в Метрополитен-музее в Нью-Йорке .
которого были уменьшены за счет удаления некоторых существовавших на момент его создания частей, представляет портрет женской Этот рисунок, размеры головы собой . Это подготовительный этюд головы Девы Марии на картине «Мадонна с младенцем и Святой Анной» в Лувре .
Вероятно, выполненная между 1507 и 1513 годами , она принадлежит к серии этюдов, в основном датируемых началом создания картины в 1502–1503 годах, каждый из которых посвящен определенной детали. Мотив косы во многом отличается, но его можно встретить в студийных экземплярах; исследователи считают эту работу одним из аргументов в пользу теории о том, что эти копии являются прототипами картины в Лувре в натуральную величину.
В этой работе можно увидеть все навыки Леонардо да Винчи как рисовальщика, в частности его мастерство использования графических материалов и передачи сфумато , в результате чего получилось произведение несравненной поэтики и красоты.
Описание
[ редактировать ]Голова Богородицы в три четверти вправо выполнена на прямоугольном листе бумаги размером 20,3×15,6 см. Похоже, что через несколько лет после его создания он был ампутирован широкими полосами со всех четырех сторон, о чем свидетельствуют копии, сделанные последователями, например, сохранившаяся в музее Альбертина в Вене (датированная между 1508 и 1513 годами и размером 22,7×26). см): таким образом, показаны шея и волосы женщины, которые отсутствуют на рисунке в том виде, в котором они видны сегодня. [1]
На заготовке красным мелом , [2] Рисунок выполнен карандашом Пьер Нуар , пастелью и снова красным мелом . Есть несколько следов бликов белым мелом. [3] Кроме того, справа вверху имеются остатки обрамляющих контуров, выполненных пером и тушью , не от руки мастера. [3] Наконец, в верхнем левом углу листа имеется надпись, которая остается неразборчивой для исследователей. [1]
Рисунок представляет собой портрет молодой женщины , на которой видна только ее голова . Наклоненное вниз ее лицо видно в три четверти с правой стороны. Ее волосы образуют две косы, удерживаемые вуалью на макушке, а прядь свисает над левой щекой. [3]
История
[ редактировать ]Леонардо да Винчи было более пятидесяти пяти лет. [4] когда он создал рисунок « Голова Богородицы в три четверти вправо» в 1508–1510 годах. В 1508 году он начал так называемый «второй миланский период», который длился до сентября 1513 года. [5] Он уже был достаточно известен, чтобы за его услуги в качестве инженера и художника соревновались влиятельные итальянские и другие европейские покровители: сначала Изабелла д'Эсте и Чезаре Борджиа в самом начале века, [6] затем король Франции Людовик XII и его подчиненные, такие как его государственный секретарь Флоримон Роберте и губернатор, которого он послал в Милан , Шарль д'Амбуаз . [7] Винчи, бежавший от французов во время вторжения в Миланское герцогство в 1499 году, наконец поступил на службу королю Людовику XII в 1507 году. [8]
Несмотря на самопровозглашенное дистанцирование от живописи, Леонардо, тем не менее, создал в этот период несколько работ: «Сальватор Мунди» (после 1507 г.), «Скапильята» (1508 г.), «Леда и лебедь» (1508 г.) и «Вакх» (1510–1515 гг.). [9] Кроме того, он уже несколько лет работал над « Мадонной с младенцем и святой Анной », хотя еще не ясно, кто ее заказал: работа, находящаяся сейчас в Лувре , начатая в 1502–1503 годах, наверняка находилась еще в черновом виде. около 1507–1508 гг., [5] тем более, что художник, скорее всего, покинул его между 1504 и 1507 годами. [10]
С этой картиной напрямую связаны два типа исследований : те, которые позволили создать доску для рисования , [11] и те, которые представляли собой «окончательные изменения, решенные мастером» и, следовательно, наиболее удаленные во времени от него. [10] Обладая характерной «очень сложной и оригинальной техникой», «Голова Богородицы в три четверти, обращенная вправо», прочно принадлежит ко второй группе. [5] К этому времени картина была достаточно развита, и Леонардо уже не мог изменить общую композицию. Поэтому его задачей было выполнить и усовершенствовать детали, в том числе прически главных героев: он выполнил дюжину этюдов, направленных на уточнение первоначального рисунка, в том числе этюд « Голова Богородицы в трехчетвертном виде, обращенная вправо» . [5]
Создание этого этюда относительно позднее по сравнению с началом создания картины, датируемым 1503 годом. Винсент Делёвен относит его к «около 1507–1510 годов». [1] Сара Тальялагамба и Карло Педретти в «около 1510 года», [12] в то время как Кармен К. Бамбах и веб-сайт владельца музея указали его как «1510–13». [3]
- Рука Богородицы , стихи 1510-1515, Виндзорский Каслер , № описи. РЦИН 912532.
Распределение
[ редактировать ]Хотя приписывание этой работы Леонардо да Винчи уже предполагалось, до начала XXI века это горячо обсуждалось в научном сообществе. , многих исследователей смутил слишком совершенный характер работы Кармен К. Бамбах В частности, как выразилась . Бамбах формулирует это так: «Его волшебная красота вызывает подозрения». [3] В 1966 году немецкий историк искусства Вальтер Вицтум писал, что «рисунок больше напоминает разум Вальтера Патера, чем руку Леонардо». [13]
Тем не менее, в начале XXI века начали появляться новые элементы. Просто наблюдая за работой невооруженным глазом, Кармен К. В апреле 2002 года Кармен К. Бамбах обнаружила параллельную штриховку, характерную для левой руки, особенно в области правой щеки, возле носа – открытие, подтвержденное микрофотографическими исследованиями. анализ. Более того, она считала, что предыдущие исследования не смогли прийти к этим наблюдениям, поскольку ученые до сих пор изучали произведение только с помощью фотографических снимков, которые, следовательно, не могли передать тонкости творчества художника. [14] Более того, в 2005 году ".Т." На обратной стороне листа было обнаружено начерченное серо-коричневыми чернилами. Этот знак использовался на рисунках и рукописях Леонардо да Винчи, принадлежавших коллекции Мельци-Леони. [3] [примечание 1]
Таким образом, это открытие подтвердило гипотезу приписывания Леонардо да Винчи. Стилистические и технические аргументы, выдвинутые сторонниками этой гипотезы, были еще более усилены: во-первых, использованная здесь техника аналогична Ректо -этюду головы солдата в битве при Ангиари , современнику работы (1504–1504–1504 гг.). 1505) [3] и имеет идентичное написание красным мелом. [2] Более того, оказалось, что работа представляет собой концентрацию исследований художника в области оптических явлений, в результате чего получилось очень однородное и плавное сфумато . [15]
С тех пор большинство искусствоведов сошлись во мнении, что « Голова Богородицы в три четверти, обращенная вправо», была написана Леонардо да Винчи: Карло Педретти , а вслед за ним Сара Тальялагамба, [12] Кармен К. Бамбах, Пьетро К. Бамбах, Пьетро К. Марани [3] и Винсент Делёвен . [1] Тем не менее, некоторые все еще подвергали сомнению его подлинность, например, Франк Цёлльнер , который выразил свой скептицизм, не упомянув его в своих каталогах-резоне живописных и графических работ художника. [16] И последнее, но не менее важное: в работе присутствует ряд вмешательств, которые, как показывает научный анализ, не являются автографами: ретуширование пером и тушью, [3] а также небольшие попытки реставрации, которые объясняют некоторые более темные участки на правой щеке, носу и губах. [2]
Путь произведения искусства
[ редактировать ]Лишь в последнее время стало возможным проследить развитие произведения после его создания. Внесенный в коллекцию рисунков Чарльза Гревилля (1763–1832), он был унаследован его племянником, 4-м графом Уориком Джорджем Гаем Гревиллем (1818–1893). Впоследствии он был продан на аукционе Christie's в Лондоне 20 и 21 мая 1896 года и приобретен химиком и коллекционером произведений искусства Людвигом Мондом (1839–1909), также в Лондоне. Он перешел во владение леди Гвен Мелчетт из Лэндфорда, затем в ее семью, где оставался до тех пор, пока не был приобретен Метрополитен -музеем в Нью-Йорке в 1951 году на продаже Sotheby's 23–24 мая 1951 года. [1] [3]
Этюд к Богоматери с Младенцем и Святой Анной.
[ редактировать ]Будучи единогласно признанным этюдом упомянутой выше работы, данное конкретное исследование фокусируется на расположении прически: фактически на этом уровне рисунок демонстрирует наложение штрихов, соответствующих столь многим предложениям, которые делают рисунок несколько расплывчатым. Однако такого расположения нет на картоне, использованном для создания картины в Лувре . [примечание 2] ни в самой картине, а в нескольких студийных вариантах, приобретших таким образом статус в натуральную величину, нарисованы прототипы « Мадонны с Младенцем и Святой Анной» : поэтому казалось бы, что этюд представляет собой размышление, начатое уже после создания картона. . Он расположен во время создания картины, [1] когда художник, который уже не мог видоизменить общую композицию, которая тогда была слишком продвинута, находился в стадии исследования, созревания и уточнения деталей (драпировок, причесок и жестов главных героев). [5]
- Этюд головы Богородицы в три четверти, обращенной вправо .
Анализ
[ редактировать ]Непревзойденная техника
[ редактировать ]Этот конкретный этюд отличается от предыдущих этюдов мастера «тем, что он более живописен и естественен»: [1] художник использовал несравненную технику, чтобы добиться замечательной поэтики и красоты, которых не смогли достичь его последователи. [2]
Материалы
[ редактировать ]Чтобы создать произведение с очень тонкой, мягкой игрой света, Леонардо да Винчи сначала произвел препарирование путем размытия красным мелом. [2] Затем он нарисовал контуры своего лица серым карандашом Pierre Noire , а затем красным мелом: [1] это особенно заметно на веках и слезных протоках. [18] Для оживления фаты и волос использовался более темный карандаш Pierre Noire. [1] Затем художник создал штриховку «с восхитительным сочетанием выцветшего карандаша Пьера Нуара и мелких параллельных красных штрихов, создающих очень тонкие переходы света». [1] Эта взаимодополняемость двух мелков является одним из первых примеров «техники двойного мела». [2] который будет принят художниками-маньеристами два поколения спустя. Наконец, работа была усилена белыми бликами, видимыми в светлых участках переносицы и вокруг правого глаза. [1] И наоборот, отражения в глазах были результатом запаса материала на бумаге. [18]
Искусство сфумато
[ редактировать ]Использование художником сфумато характерно для его работ: это изобразительная техника, которую он теоретизирует в своих произведениях:
Убедитесь, что ваш свет и тень сливаются вместе, как дым, без линий и черточек. [19] [3]
Этот прием заключался в создании иллюзии атмосферного растворения рельефных форм за счет использования штриховки и размытия всех штрихов рисунка, таким образом объединяя и разжижая переходы света и тени. [1] [3]
Хотя эта техника использовалась и на волосах, особенно она заметна на лице, где полосы и размытия сочетаются с красным мелом и карандашом Pierre Noire. [15] Парадоксально, но сфумато настолько хорошо освоено, что стало препятствием для анализа составных особенностей рисунка и, следовательно, для однозначной атрибуции Леонардо да Винчи. [2]
Потомство
[ редактировать ]
Рисунок « Голова Богородицы в три четверти вправо» представляет собой этюд к картине. Однако не в «Мадонне с младенцем со святой Анной» , а в студийных копиях композиции мастера она обнаруживается, о чем свидетельствует расположение прически – то есть косы и покрывающей ее вуали – отсутствующей на картине, сохранившейся в Лувр. Эту прическу можно найти, например, в копии, датированной 1514–1515 годами и хранящейся в галерее Уффици во Флоренции .
Рисунок был предметом копий последователей, в том числе одного, который иногда даже приписывался мастеру и во всяком случае был его современником. Сейчас этот рисунок с большими оговорками приписывают Салаю . Его интерес заключается в том, что он имеет больший формат, чем оригинал, что заставляет исследователей полагать, что он соответствует исходному формату последнего. [1]
Точно так же копия, тоже современница великого живописца, хранится в настоящее время в Милане , в Амвросианской библиотеке (под инв. ф 263, инф. н. 76): она не является точной копией, особенно по расположению косы, подтверждая тем самым сложность чтения исходного рисунка, результат последовательного добавления штрихов Леонардо да Винчи. Именно техника «красное на красном», в частности, побуждает исследователей отнести рисунок к кругу непосредственных последователей живописца. [20]
- Одилон Редон, Homage à Léonard de Vinci , около 1914, Амстердам , Стеделик-музей , инв. № А-6439.
Рисунок продолжал вдохновлять художников столетия спустя, таких как Одилон Редон , общепризнанный поклонник флорентийского гения, который создал копию примерно в 1867–1868 годах. Но сделал он это по фотографии рисунка в музее Альбертины – отсюда и соответствующий формат. [21] Несколько лет спустя, примерно в 1914 году, он использовал этот мотив в своей картине « Посвящение Леонару де Винчи» : «Здесь Дева интерпретируется как фигура, руководящая возрождением природы, пантеизмом. Леонардо, который всегда был источником Источником вдохновения для Редона является художник, который, погрузившись в тайну природы, смог воспроизвести ее гармонию». [22]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Это коллекция рисунков, унаследованная Франческо Мельци после смерти художника, а затем, после периода разброса, в основном собранная Помпео Леони . ( Галлуцци, Паоло (2019). «Сказочные невзгоды рукописей Леонардо» . ЮНЕСКО (на французском языке). )
- ↑ Оригинальное полотно мастера, послужившее основой картины, считается утерянным, но копия этого полотна, известная как « картон Реста-Эстерази » и свидетельствующая о его состоянии, оставалась видимой до мировой войны. II. [17]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Дельевен и др. 2012 , с. 133, каталог.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Бамбах и др. 2003 , с. 569, «Записи», кат.108.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Бамбах и .
- ^ Брэмли 2019 , с. 505.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Дельевен и др. 2019 , с. 284, каталог.
- ^ Брэмли 2019 , стр. 449, 482.
- ^ Брэмли 2019 , стр. 507, 510.
- ^ Брэмли 2019 , с. 510.
- ^ Зёлльнер, Франк; да Винчи, Леонардо (8 августа 2017 г.). Леонардо да Винчи, 1452-1519: все нарисованные работы . Bibliotheca Universalis (на французском языке). Кёльн: Ташен . ISBN 978-3-8365-6296-6 . .
- ^ Перейти обратно: а б Дельевен и др. 2012 , с. 131, каталог.
- ^ Дельевен и др. 2019 , с. 282, каталог.
- ^ Перейти обратно: а б Педретти и Тальялагамба, 2017 , с. 128.
- ↑ Уолтер Вицтум, цитата из Бамбаха (nd) .
- ^ Бамбах и др. 2014 , с. 249.
- ^ Перейти обратно: а б Бамбах и др. 2003 , с. 566, «Записи», кат.108.
- ^ Натан, Джон; Зёлльнер, Франк (6 ноября 2014 г.). Леонард де Винчи, 1452–1519: l'œuvre Graphicique . Bibliotheca Universalis (на французском языке). Перевод Вольфа Фрутранка. Кёльн, Париж: Сумки . ISBN 978-3-8365-5440-4 . .
- ^ Дельевен и др. 2012 , с. 100, каталог
- ^ Перейти обратно: а б Бамбах и др. 2014 , с. 250.
- ^ что ваши тени и свет соединяются штрихами или знаками, используя дым в «Книге живописи» в рукописи А, Париж, л. 107 стих (БН 2038, л. 27 стих 1490–92, см. в да Винчи, Леонардо (1942). «Заветы художника». Записные книжки Леонардо да Винчи . Bibliotheca Universalis (на французском языке). Полет. 2. Перевод Сервисен, Луизы. Париж: Editions Gallimard. стр. 259–260. ISBN 978-3-8365-6296-6 .
- ^ Дельевен и др. 2012 , с. 136, каталог.
- ^ Дельевен и др. 2012 , с. 354-355, каталог.
- ^ Клаудио Гулли в Delieuvin et al. (2012 , стр. 356)
Библиография
[ редактировать ]- Бамбах, Кармен К.; Вечче, Карло; Педретти, Карло; Виатт, Франсуаза; Чекки, Алессандро; Кемп, Мартин; Марани, Пьетро К.; Фараго, Клэр; Форчоне, Варена; и др. (Логан, Энн-Мари; Волк-Саймон, Линда; Манжес, Элисон и Стерн, Рэйчел Стерн) (2003). «Записи». Леонардо да Винчи, мастер-рисовальщик . Нью-Йорк, Нью-Хейвен: Метрополитен-музей ; Издательство Йельского университета . стр. 242–722. ISBN 978-1-5883-9034-9 .
- Бамбах, Кармен К.; Арасс, Дэниел; Рой, Ашок; Сондерс, Дэвид; Меню, Мишель; Гоавек, Реми (2014). «О роли научных данных в изучении рисунков Леонардо». В меню, Мишель (ред.). Техническая практика Леонардо да Винчи: картины, рисунки и влияние . Германн. стр. 222–253. ISBN 978-2-7056-8455-6 . OCLC 875181419 .
- Бамбах, Кармен К. (й). «Голова Богородицы в три четверти, обращенная вправо» . Метрополитен-музей . Проверено 20 августа 2020 г.
- Брэмли, Серж (24 апреля 2019 г.). «10 Как напряженный день». Леонардо да Винчи: Биография . Очерки и документы (на французском языке). Париж: Жан-Клод Латтес . стр. 503–587. ISBN 978-2-7096-6323-6 . .
- Делёвен, Винсент; Барбе, Франсуаза; Бузелен, Сесиль; Чуй, Сью Энн (2012). «Живописное исполнение, от непрекращающегося поиска совершенства к незавершенности». Святая Анна: величайший шедевр Леонардо да Винчи (на французском языке). Кюри, Пьер; Эвено, Мириам; Фукар-Вальтер, Элизабет; Фрэнк, Луи; Фрозинини, Сесилия; Гонсалес Мозо, Ана; Гийо де Судюро, Софи; Гулли, Клаудио; Моттин, Бруно; Паскуали, Чинция; Феникс, Алан; Кваттрини, Кристина; Раво, Элизабет; Скайерес, Сесиль; Такахатаке, Наоко. Париж: издания Лувра. стр. 117–214. ISBN 978-2-35031-370-2 . OCLC 796188596 .
- Лувр ; Фрэнк, Луи; Делёвен, Винсент (2019). «167 Этюд Святой Анны: лик Богородицы ». Леонардо да Винчи: 1452–1519 (Буклет, раздаваемый посетителям выставки в Лувре с 24 октября 2019 г. по 24 февраля 2020 г.) (на французском языке). Париж: Лувр. ISBN 978-2-85088-725-3 .
- Делёвен, Винсент; Фрэнк, Луи; Бастиан, Жиль; Беллек, Жан-Луи; Беллуччи, Роберто; Каллигаро, Томас; Эвено, Мириам; Фросини, Сесилия; Лаваль, Эрик; и др. (Моттен, Брюно; Пишон, Лоран; Раво, Элизабет; Боль, Томас; Куйо, Бенджамин; Жатта, Барбара; Ложье, Людовик; Марани, Пьетро К.; Тибо, Доминик; Туллио Катальдо, Стефания; и Виллела-Пети, Инес ) (2019). «Меланхолия и радость». Леонардо да Винчи (на французском языке). Париж-Ванв: издания Лувра – Хазан . стр. 258–289. ISBN 978-2-7541-1123-2 .
- Педретти, Карло; Тальялагамба, Сара (11 октября 2017 г.). Леонардо да Винчи: Искусство рисования (на французском языке). Париж: Цитадели и Мазенод . ISBN 978-2-85088-725-3 .
См. также
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с главой Богородицы в три четверти, обращенной вправо, на Викискладе?