Jump to content

Голова Богородицы в три четверти, обращенная вправо.

Голова Богородицы в три четверти, обращенная вправо.
Художник Леонардо да Винчи
Год Между 1507 и 1513 годами
Середина Карандаш Пьера Нуара , уголь и красный мел , со следами белого мела на бумаге.
Предмет Этюд Богородицы с Младенцем со Святой Анной (Леонардо)
Размеры 20,3 см × 15,6 см (8,0 × 6,1 дюйма)
Расположение Метрополитен-музей , Нью-Йорк
Присоединение 51.90

Голова Богородицы в три четверти, обращенная вправо, рисунок на бумаге , выполненный карандашом Пьер Нуар и красным мелом , приписываемый флорентийскому художнику Леонардо да Винчи и хранящийся в Метрополитен-музее в Нью-Йорке .

которого были уменьшены за счет удаления некоторых существовавших на момент его создания частей, представляет портрет женской Этот рисунок, размеры головы собой . Это подготовительный этюд головы Девы Марии на картине «Мадонна с младенцем и Святой Анной» в Лувре .

Вероятно, выполненная между 1507 и 1513 годами , она принадлежит к серии этюдов, в основном датируемых началом создания картины в 1502–1503 годах, каждый из которых посвящен определенной детали. Мотив косы во многом отличается, но его можно встретить в студийных экземплярах; исследователи считают эту работу одним из аргументов в пользу теории о том, что эти копии являются прототипами картины в Лувре в натуральную величину.

В этой работе можно увидеть все навыки Леонардо да Винчи как рисовальщика, в частности его мастерство использования графических материалов и передачи сфумато , в результате чего получилось произведение несравненной поэтики и красоты.

Описание

[ редактировать ]

Голова Богородицы в три четверти вправо выполнена на прямоугольном листе бумаги размером 20,3×15,6 см. Похоже, что через несколько лет после его создания он был ампутирован широкими полосами со всех четырех сторон, о чем свидетельствуют копии, сделанные последователями, например, сохранившаяся в музее Альбертина в Вене (датированная между 1508 и 1513 годами и размером 22,7×26). см): таким образом, показаны шея и волосы женщины, которые отсутствуют на рисунке в том виде, в котором они видны сегодня. [1]

На заготовке красным мелом , [2] Рисунок выполнен карандашом Пьер Нуар , пастелью и снова красным мелом . Есть несколько следов бликов белым мелом. [3] Кроме того, справа вверху имеются остатки обрамляющих контуров, выполненных пером и тушью , не от руки мастера. [3] Наконец, в верхнем левом углу листа имеется надпись, которая остается неразборчивой для исследователей. [1]

Рисунок представляет собой портрет молодой женщины , на которой видна только ее голова . Наклоненное вниз ее лицо видно в три четверти с правой стороны. Ее волосы образуют две косы, удерживаемые вуалью на макушке, а прядь свисает над левой щекой. [3]

Картина, изображающая женщину, сидящую на коленях у другой женщины, протянув руки к ребенку, играющему с ягненком.
Рисунок создан в рамках картины «Мадонна с младенцем и святой Анной» (1503–1519, Лувр , № инв. 776).

Леонардо да Винчи было более пятидесяти пяти лет. [4] когда он создал рисунок « Голова Богородицы в три четверти вправо» в 1508–1510 годах. В 1508 году он начал так называемый «второй миланский период», который длился до сентября 1513 года. [5] Он уже был достаточно известен, чтобы за его услуги в качестве инженера и художника соревновались влиятельные итальянские и другие европейские покровители: сначала Изабелла д'Эсте и Чезаре Борджиа в самом начале века, [6] затем король Франции Людовик XII и его подчиненные, такие как его государственный секретарь Флоримон Роберте и губернатор, которого он послал в Милан , Шарль д'Амбуаз . [7] Винчи, бежавший от французов во время вторжения в Миланское герцогство в 1499 году, наконец поступил на службу королю Людовику XII в 1507 году. [8]

Несмотря на самопровозглашенное дистанцирование от живописи, Леонардо, тем не менее, создал в этот период несколько работ: «Сальватор Мунди» (после 1507 г.), «Скапильята» (1508 г.), «Леда и лебедь» (1508 г.) и «Вакх» (1510–1515 гг.). [9] Кроме того, он уже несколько лет работал над « Мадонной с младенцем и святой Анной », хотя еще не ясно, кто ее заказал: работа, находящаяся сейчас в Лувре , начатая в 1502–1503 годах, наверняка находилась еще в черновом виде. около 1507–1508 гг., [5] тем более, что художник, скорее всего, покинул его между 1504 и 1507 годами. [10]

С этой картиной напрямую связаны два типа исследований : те, которые позволили создать доску для рисования , [11] и те, которые представляли собой «окончательные изменения, решенные мастером» и, следовательно, наиболее удаленные во времени от него. [10] Обладая характерной «очень сложной и оригинальной техникой», «Голова Богородицы в три четверти, обращенная вправо», прочно принадлежит ко второй группе. [5] К этому времени картина была достаточно развита, и Леонардо уже не мог изменить общую композицию. Поэтому его задачей было выполнить и усовершенствовать детали, в том числе прически главных героев: он выполнил дюжину этюдов, направленных на уточнение первоначального рисунка, в том числе этюд « Голова Богородицы в трехчетвертном виде, обращенная вправо» . [5]

Создание этого этюда относительно позднее по сравнению с началом создания картины, датируемым 1503 годом. Винсент Делёвен относит его к «около 1507–1510 годов». [1] Сара Тальялагамба и Карло Педретти в «около 1510 года», [12] в то время как Кармен К. Бамбах и веб-сайт владельца музея указали его как «1510–13». [3]

Другие подготовительные рисунки к «Мадонне с младенцем и святой Анной» и современники « Главы Богородицы в три четверти, обращенной вправо».

Распределение

[ редактировать ]
Очень крупный план правой скулы и ноздри Девы.
Деталь правой скулы (изображение, обработанное в цифровом формате): видна мелкая штриховка красным мелом, типичная для левши.

Хотя приписывание этой работы Леонардо да Винчи уже предполагалось, до начала XXI века это горячо обсуждалось в научном сообществе. , многих исследователей смутил слишком совершенный характер работы Кармен К. Бамбах В частности, как выразилась . Бамбах формулирует это так: «Его волшебная красота вызывает подозрения». [3] В 1966 году немецкий историк искусства Вальтер Вицтум писал, что «рисунок больше напоминает разум Вальтера Патера, чем руку Леонардо». [13]

Тем не менее, в начале XXI века начали появляться новые элементы. Просто наблюдая за работой невооруженным глазом, Кармен К. В апреле 2002 года Кармен К. Бамбах обнаружила параллельную штриховку, характерную для левой руки, особенно в области правой щеки, возле носа – открытие, подтвержденное микрофотографическими исследованиями. анализ. Более того, она считала, что предыдущие исследования не смогли прийти к этим наблюдениям, поскольку ученые до сих пор изучали произведение только с помощью фотографических снимков, которые, следовательно, не могли передать тонкости творчества художника. [14] Более того, в 2005 году ".Т." На обратной стороне листа было обнаружено начерченное серо-коричневыми чернилами. Этот знак использовался на рисунках и рукописях Леонардо да Винчи, принадлежавших коллекции Мельци-Леони. [3] [примечание 1]

Две мужские головы карандашом, одна крупным планом, другая миниатюра.
Леонардо да Винчи , Ректо-этюд головы солдата в битве при Ангиари , 1504–1505, Будапешт , Музей изящных искусств , вып. инв. 1775.

Таким образом, это открытие подтвердило гипотезу приписывания Леонардо да Винчи. Стилистические и технические аргументы, выдвинутые сторонниками этой гипотезы, были еще более усилены: во-первых, использованная здесь техника аналогична Ректо -этюду головы солдата в битве при Ангиари , современнику работы (1504–1504–1504 гг.). 1505) [3] и имеет идентичное написание красным мелом. [2] Более того, оказалось, что работа представляет собой концентрацию исследований художника в области оптических явлений, в результате чего получилось очень однородное и плавное сфумато . [15]

С тех пор большинство искусствоведов сошлись во мнении, что « Голова Богородицы в три четверти, обращенная вправо», была написана Леонардо да Винчи: Карло Педретти , а вслед за ним Сара Тальялагамба, [12] Кармен К. Бамбах, Пьетро К. Бамбах, Пьетро К. Марани [3] и Винсент Делёвен . [1] Тем не менее, некоторые все еще подвергали сомнению его подлинность, например, Франк Цёлльнер , который выразил свой скептицизм, не упомянув его в своих каталогах-резоне живописных и графических работ художника. [16] И последнее, но не менее важное: в работе присутствует ряд вмешательств, которые, как показывает научный анализ, не являются автографами: ретуширование пером и тушью, [3] а также небольшие попытки реставрации, которые объясняют некоторые более темные участки на правой щеке, носу и губах. [2]

Путь произведения искусства

[ редактировать ]

Лишь в последнее время стало возможным проследить развитие произведения после его создания. Внесенный в коллекцию рисунков Чарльза Гревилля (1763–1832), он был унаследован его племянником, 4-м графом Уориком Джорджем Гаем Гревиллем (1818–1893). Впоследствии он был продан на аукционе Christie's в Лондоне 20 и 21 мая 1896 года и приобретен химиком и коллекционером произведений искусства Людвигом Мондом (1839–1909), также в Лондоне. Он перешел во владение леди Гвен Мелчетт из Лэндфорда, затем в ее семью, где оставался до тех пор, пока не был приобретен Метрополитен -музеем в Нью-Йорке в 1951 году на продаже Sotheby's 23–24 мая 1951 года. [1] [3]

Этюд к Богоматери с Младенцем и Святой Анной.

[ редактировать ]

Будучи единогласно признанным этюдом упомянутой выше работы, данное конкретное исследование фокусируется на расположении прически: фактически на этом уровне рисунок демонстрирует наложение штрихов, соответствующих столь многим предложениям, которые делают рисунок несколько расплывчатым. Однако такого расположения нет на картоне, использованном для создания картины в Лувре . [примечание 2] ни в самой картине, а в нескольких студийных вариантах, приобретших таким образом статус в натуральную величину, нарисованы прототипы « Мадонны с Младенцем и Святой Анной» : поэтому казалось бы, что этюд представляет собой размышление, начатое уже после создания картона. . Он расположен во время создания картины, [1] когда художник, который уже не мог видоизменить общую композицию, которая тогда была слишком продвинута, находился в стадии исследования, созревания и уточнения деталей (драпировок, причесок и жестов главных героев). [5]

Непревзойденная техника

[ редактировать ]
Крупный план глаза Богородицы.
Деталь глаз: красный мел и карандаш Pierre Noire гармонично сочетаются.

Этот конкретный этюд отличается от предыдущих этюдов мастера «тем, что он более живописен и естественен»: [1] художник использовал несравненную технику, чтобы добиться замечательной поэтики и красоты, которых не смогли достичь его последователи. [2]

Материалы

[ редактировать ]

Чтобы создать произведение с очень тонкой, мягкой игрой света, Леонардо да Винчи сначала произвел препарирование путем размытия красным мелом. [2] Затем он нарисовал контуры своего лица серым карандашом Pierre Noire , а затем красным мелом: [1] это особенно заметно на веках и слезных протоках. [18] Для оживления фаты и волос использовался более темный карандаш Pierre Noire. [1] Затем художник создал штриховку «с восхитительным сочетанием выцветшего карандаша Пьера Нуара и мелких параллельных красных штрихов, создающих очень тонкие переходы света». [1] Эта взаимодополняемость двух мелков является одним из первых примеров «техники двойного мела». [2] который будет принят художниками-маньеристами два поколения спустя. Наконец, работа была усилена белыми бликами, видимыми в светлых участках переносицы и вокруг правого глаза. [1] И наоборот, отражения в глазах были результатом запаса материала на бумаге. [18]

Искусство сфумато

[ редактировать ]
На рисунке крупным планом щека, глаз и рот Богородицы.
Щека крупным планом демонстрирует эффект сфумато (деталь).

Использование художником сфумато характерно для его работ: это изобразительная техника, которую он теоретизирует в своих произведениях:

Убедитесь, что ваш свет и тень сливаются вместе, как дым, без линий и черточек. [19] [3]

Этот прием заключался в создании иллюзии атмосферного растворения рельефных форм за счет использования штриховки и размытия всех штрихов рисунка, таким образом объединяя и разжижая переходы света и тени. [1] [3]

Хотя эта техника использовалась и на волосах, особенно она заметна на лице, где полосы и размытия сочетаются с красным мелом и карандашом Pierre Noire. [15] Парадоксально, но сфумато настолько хорошо освоено, что стало препятствием для анализа составных особенностей рисунка и, следовательно, для однозначной атрибуции Леонардо да Винчи. [2]

Потомство

[ редактировать ]
Картина, изображающая женщину, сидящую на коленях у другой женщины, протянув руки к ребенку, играющему с ягненком.
Последовательница Леонардо да Винчи, «Мадонна с младенцем и святой Анной» , около 1514–1515, Флоренция , Галерея Уффици , n°. инв. 1890, н. 737.


Рисунок « Голова Богородицы в три четверти вправо» представляет собой этюд к картине. Однако не в «Мадонне с младенцем со святой Анной» , а в студийных копиях композиции мастера она обнаруживается, о чем свидетельствует расположение прически – то есть косы и покрывающей ее вуали – отсутствующей на картине, сохранившейся в Лувр. Эту прическу можно найти, например, в копии, датированной 1514–1515 годами и хранящейся в галерее Уффици во Флоренции .

Точная копия рисунка с добавлением шеи персонажа.
Последователь Леонардо да Винчи (возможно, Салаи), Глава Богородицы , между 1508 и 1513 годами, Вена ( Австрия ), Музей Альбертина , инв. № 17613.


Рисунок был предметом копий последователей, в том числе одного, который иногда даже приписывался мастеру и во всяком случае был его современником. Сейчас этот рисунок с большими оговорками приписывают Салаю . Его интерес заключается в том, что он имеет больший формат, чем оригинал, что заставляет исследователей полагать, что он соответствует исходному формату последнего. [1]

Точно так же копия, тоже современница великого живописца, хранится в настоящее время в Милане , в Амвросианской библиотеке (под инв. ф 263, инф. н. 76): она не является точной копией, особенно по расположению косы, подтверждая тем самым сложность чтения исходного рисунка, результат последовательного добавления штрихов Леонардо да Винчи. Именно техника «красное на красном», в частности, побуждает исследователей отнести рисунок к кругу непосредственных последователей живописца. [20]

Рисунок продолжал вдохновлять художников столетия спустя, таких как Одилон Редон , общепризнанный поклонник флорентийского гения, который создал копию примерно в 1867–1868 годах. Но сделал он это по фотографии рисунка в музее Альбертины – отсюда и соответствующий формат. [21] Несколько лет спустя, примерно в 1914 году, он использовал этот мотив в своей картине « Посвящение Леонару де Винчи» : «Здесь Дева интерпретируется как фигура, руководящая возрождением природы, пантеизмом. Леонардо, который всегда был источником Источником вдохновения для Редона является художник, который, погрузившись в тайну природы, смог воспроизвести ее гармонию». [22]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Это коллекция рисунков, унаследованная Франческо Мельци после смерти художника, а затем, после периода разброса, в основном собранная Помпео Леони . ( Галлуцци, Паоло (2019). «Сказочные невзгоды рукописей Леонардо» . ЮНЕСКО (на французском языке). )
  2. Оригинальное полотно мастера, послужившее основой картины, считается утерянным, но копия этого полотна, известная как « картон Реста-Эстерази » и свидетельствующая о его состоянии, оставалась видимой до мировой войны. II. [17]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Дельевен и др. 2012 , с. 133, каталог.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Бамбах и др. 2003 , с. 569, «Записи», кат.108.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Бамбах и .
  4. ^ Брэмли 2019 , с. 505.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и Дельевен и др. 2019 , с. 284, каталог.
  6. ^ Брэмли 2019 , стр. 449, 482.
  7. ^ Брэмли 2019 , стр. 507, 510.
  8. ^ Брэмли 2019 , с. 510.
  9. ^ Зёлльнер, Франк; да Винчи, Леонардо (8 августа 2017 г.). Леонардо да Винчи, 1452-1519: все нарисованные работы . Bibliotheca Universalis (на французском языке). Кёльн: Ташен . ISBN  978-3-8365-6296-6 . .
  10. ^ Перейти обратно: а б Дельевен и др. 2012 , с. 131, каталог.
  11. ^ Дельевен и др. 2019 , с. 282, каталог.
  12. ^ Перейти обратно: а б Педретти и Тальялагамба, 2017 , с. 128.
  13. Уолтер Вицтум, цитата из Бамбаха (nd) .
  14. ^ Бамбах и др. 2014 , с. 249.
  15. ^ Перейти обратно: а б Бамбах и др. 2003 , с. 566, «Записи», кат.108.
  16. ^ Натан, Джон; Зёлльнер, Франк (6 ноября 2014 г.). Леонард де Винчи, 1452–1519: l'œuvre Graphicique . Bibliotheca Universalis (на французском языке). Перевод Вольфа Фрутранка. Кёльн, Париж: Сумки . ISBN  978-3-8365-5440-4 . .
  17. ^ Дельевен и др. 2012 , с. 100, каталог
  18. ^ Перейти обратно: а б Бамбах и др. 2014 , с. 250.
  19. ^ что ваши тени и свет соединяются штрихами или знаками, используя дым в «Книге живописи» в рукописи А, Париж, л. 107 стих (БН 2038, л. 27 стих 1490–92, см. в да Винчи, Леонардо (1942). «Заветы художника». Записные книжки Леонардо да Винчи . Bibliotheca Universalis (на французском языке). Полет. 2. Перевод Сервисен, Луизы. Париж: Editions Gallimard. стр. 259–260. ISBN  978-3-8365-6296-6 .
  20. ^ Дельевен и др. 2012 , с. 136, каталог.
  21. ^ Дельевен и др. 2012 , с. 354-355, каталог.
  22. ^ Клаудио Гулли в Delieuvin et al. (2012 , стр. 356)

Библиография

[ редактировать ]
  • Бамбах, Кармен К.; Вечче, Карло; Педретти, Карло; Виатт, Франсуаза; Чекки, Алессандро; Кемп, Мартин; Марани, Пьетро К.; Фараго, Клэр; Форчоне, Варена; и др. (Логан, Энн-Мари; Волк-Саймон, Линда; Манжес, Элисон и Стерн, Рэйчел Стерн) (2003). «Записи». Леонардо да Винчи, мастер-рисовальщик . Нью-Йорк, Нью-Хейвен: Метрополитен-музей ; Издательство Йельского университета . стр. 242–722. ISBN  978-1-5883-9034-9 .
  • Бамбах, Кармен К.; Арасс, Дэниел; Рой, Ашок; Сондерс, Дэвид; Меню, Мишель; Гоавек, Реми (2014). «О роли научных данных в изучении рисунков Леонардо». В меню, Мишель (ред.). Техническая практика Леонардо да Винчи: картины, рисунки и влияние . Германн. стр. 222–253. ISBN  978-2-7056-8455-6 . OCLC   875181419 .
  • Бамбах, Кармен К. (й). «Голова Богородицы в три четверти, обращенная вправо» . Метрополитен-музей . Проверено 20 августа 2020 г.
  • Брэмли, Серж (24 апреля 2019 г.). «10 Как напряженный день». Леонардо да Винчи: Биография . Очерки и документы (на французском языке). Париж: Жан-Клод Латтес . стр. 503–587. ISBN  978-2-7096-6323-6 . .
  • Делёвен, Винсент; Барбе, Франсуаза; Бузелен, Сесиль; Чуй, Сью Энн (2012). «Живописное исполнение, от непрекращающегося поиска совершенства к незавершенности». Святая Анна: величайший шедевр Леонардо да Винчи (на французском языке). Кюри, Пьер; Эвено, Мириам; Фукар-Вальтер, Элизабет; Фрэнк, Луи; Фрозинини, Сесилия; Гонсалес Мозо, Ана; Гийо де Судюро, Софи; Гулли, Клаудио; Моттин, Бруно; Паскуали, Чинция; Феникс, Алан; Кваттрини, Кристина; Раво, Элизабет; Скайерес, Сесиль; Такахатаке, Наоко. Париж: издания Лувра. стр. 117–214. ISBN  978-2-35031-370-2 . OCLC   796188596 .
  • Лувр ; Фрэнк, Луи; Делёвен, Винсент (2019). «167 Этюд Святой Анны: лик Богородицы ». Леонардо да Винчи: 1452–1519 (Буклет, раздаваемый посетителям выставки в Лувре с 24 октября 2019 г. по 24 февраля 2020 г.) (на французском языке). Париж: Лувр. ISBN  978-2-85088-725-3 .
  • Делёвен, Винсент; Фрэнк, Луи; Бастиан, Жиль; Беллек, Жан-Луи; Беллуччи, Роберто; Каллигаро, Томас; Эвено, Мириам; Фросини, Сесилия; Лаваль, Эрик; и др. (Моттен, Брюно; Пишон, Лоран; Раво, Элизабет; Боль, Томас; Куйо, Бенджамин; Жатта, Барбара; Ложье, Людовик; Марани, Пьетро К.; Тибо, Доминик; Туллио Катальдо, Стефания; и Виллела-Пети, Инес ) (2019). «Меланхолия и радость». Леонардо да Винчи (на французском языке). Париж-Ванв: издания Лувра – Хазан . стр. 258–289. ISBN  978-2-7541-1123-2 .
  • Педретти, Карло; Тальялагамба, Сара (11 октября 2017 г.). Леонардо да Винчи: Искусство рисования (на французском языке). Париж: Цитадели и Мазенод . ISBN  978-2-85088-725-3 .

См. также

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7c7dd7fd1d4e32612f7963c337f82555__1720199700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7c/55/7c7dd7fd1d4e32612f7963c337f82555.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Head of the Virgin in Three-Quarter View Facing Right - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)