Битва при Ангиари
Битва при Ангиари | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Питера Пауля Рубенса Копия Леонардо да Винчи » « Битвы при Ангиари . Предположительно слева направо — Франческо Пиччинино ; Никколо Пиччинино ; Людовико Тревизан ; Джованни Антонио дель Бальцо Орсини . | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Лига итальянских государств: Республика Флоренция Папская область Венецианская республика | Миланское герцогство | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Людовико Тревизан Микелетто Аттендоло Джованни Антонио дель Бальцо Орсини | Никколо Пиччинино | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Свет [1] | Свет [1] | ||||||
Битва при Ангиари произошла 29 июня 1440 года между войсками Милана и Лигой некоторых итальянских государств во главе с Флорентийской республикой в ходе войн в Ломбардии . Битва стала победой флорентийцев, закрепивших свое господство в центральной Италии.
Битва хорошо известна своим изображением на неудавшейся попытке написать картину Леонардо да Винчи , которая сейчас известна только по предварительным наброскам. Примечательно оно и тем, что хотя бой длился целый день, в нем участвовало несколько тысяч солдат, сообщалось, что погиб только один солдат. По словам Никколо Макиавелли , после четырех часов перестрелки единственная смерть произошла, «когда солдат упал с лошади». [2]
Боевой
[ редактировать ]Армия Лиги сосредоточилась в Ангиари , небольшом центре Тосканы , и включала: 4000 папских солдат под командованием кардинала Людовико Тревизана ; флорентийский контингент примерно такого же размера и рота из 300 латников (рыцарей) из Венеции во главе с Микелетто Аттендоло . По этому случаю присоединились и другие мужчины из самого Ангиари.
Численно превосходящие силы миланцев под предводительством знаменитого кондотьера Никколо Пиччинино во имя герцога Филиппо Марии Висконти достигли этого района в ночь на 28 июня. Около 2000 человек из соседнего города Сансеполькро присоединились к миланцам. Уверенный в своих превосходящих силах и в элементе внезапности, Пиччинино приказал атаковать во второй половине дня следующего дня. Однако пыль, поднятая миланцами на дороге Сансеполькро-Ангиари, была замечена Микелетто, и силы Лиги были готовы к бою.
Венецианские рыцари Микелетто блокировали миланский авангард на единственном мосту через канал, защищавшем лагерь Лиги. Микелетто и венецианцы удерживали мост, позволяя большей части армии Лиги подготовиться к бою, но в конечном итоге были отброшены миланскими подкреплениями во главе с капитанами Франческо Пиччинино и Асторре II Манфреди . Миланцы продвигались вперед, но их правый фланг вскоре был ожесточенно атакован папскими войсками и был вынужден отступить к мосту. Бой продолжался четыре часа, пока окружающим маневром не удалось отрезать треть миланцев на лиговой стороне Ла-Манша. Битва продолжалась до поздней ночи, но закончилась победой армии Лиги. [3]
Потери
[ редактировать ]Битва была описана в историях, написанных современниками Леонардо Бруни и Флавио Биондо , оба из которых концентрируются на действиях отдельных лиц, хотя есть некоторые обсуждения оборудования и тактики. [3] Макиавелли, напротив, дает подробный отчет о стратегии и тактике, использованных обеими сторонами, но представляет битву как «яркий пример ужасного состояния военной дисциплины в те времена», утверждая, что наемные рыцари, управлявшие армиями в этот день не было мотива бороться за победу. [4]
Никогда еще не было случая, чтобы войны велись в стране врага с меньшим ущербом для нападавших, чем этот; ибо при столь великом поражении и в бою, продолжавшемся четыре часа, погиб только один человек, и он, не от ран, нанесенных неприятельским оружием или какими-либо благородными средствами, а, упав с лошади, был затоптан насмерть. Затем комбатанты вступили в бой без особой опасности; поскольку почти все они были верхом, покрыты доспехами и сохранены от смерти всякий раз, когда они решали сдаться, у них не было необходимости рисковать своей жизнью; во время боя их защищали доспехи, а когда они больше не могли сопротивляться, они сдались и оказались в безопасности. [4]
Макиавелли добавляет, что «эта победа была гораздо более выгодна флорентийцам, чем вредна для герцога; ибо, если бы они были завоеваны, Тоскана была бы его собственностью; но он, потерпев поражение, потерял только лошадей и снаряжение своей армии; который можно было бы заменить без каких-либо очень серьезных затрат». [4]
Неизвестно, является ли заявленная одиночная смерть преувеличением. Ганс Дельбрюк утверждает, что
Великие историки эпохи Возрождения Макиавелли, Гвиччардини и Иовий были едины в утверждении, что кондотьеры вели войну просто как игру, а не всерьез. По их мнению, эти люди, руководствуясь личными интересами, чтобы продлить войну как можно дольше и получить как можно больше вознаграждения, не искали решения в бою. Напротив, они избегали этого, и когда дело наконец дошло до битвы, люди с обеих сторон, считавшие себя товарищами, щадили друг друга и не проливали крови. Сообщается, например, что в битве при Ангиари в 1440 году один человек погиб, но не был сбит с ног, а утонул в болоте. Более поздние ученые, без сомнения, охарактеризовали этот вид войны как возведенный усилиями этих кондотьеров войну в произведение искусства, то есть в умение маневрировать. [5]
Дельбрюк говорит, что «тщательное изучение современных отчетов показало, что во всем этом описании нет ни одного правдивого слова». Однако это правда, что война того периода была гораздо менее жестокой, чем война более позднего периода, о котором писал Макиавелли, поскольку рыцари действительно могли рассчитывать на то, что сдадутся ради выкупа. [5] Хотя вполне возможно, что в Ангиари погиб только один конный рыцарь, пехотинцам вряд ли повезло так же. Фрэнсис С. Сондерс говорит, что на самом деле в бою могло погибнуть «до 900» солдат. [1]
Культурные изображения
[ редактировать ]По словам Пиа Ф. Кунео, «Ангиари - одно из наиболее часто изображаемых сражений той эпохи». [3] Самое раннее известное изображение, написанное в течение десятилетия после битвы, представляет собой панно неизвестного художника, известного как Мастер Ангиари, которое подчеркивает турнирный характер конфликта со знаменами и ритуальными сражениями.
Более семи десятилетий спустя битва стала предметом ныне утерянной картины Леонардо да Винчи , известной благодаря копиям центральной сцены, сделанным другими художниками. Известная часть картины изображает битву за штандарт между рыцарями противоположных сторон. Картине было поручено занять одну из стен палаты совета Флорентийской республики в Палаццо Веккьо . На другой стене должна была находиться картина Микеланджело, изображающая более раннюю победу флорентийцев в битве при Кашине в 1364 году.
Рельефная скульптура 1687 года, изображающая битву работы художника в стиле барокко Джованни Баттисты Фоджини в Санта-Мария-дель-Кармине во Флоренции, изображает Святого Андрея Корсини, ведущего флорентийские войска к победе. [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Фрэнсис С. Сондерс, Хоквуд «Дьявольский англичанин» , 2004, стр.93.
- ^ «Битва при Ангиари» . Архивировано из оригинала 3 января 2014 года . Проверено 6 февраля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Пиа Ф. Кунео, Искусные армии, красивые битвы: искусство и война в Европе раннего Нового времени , Брилл, Бостон, 2002, стр.18.
- ^ Jump up to: а б с Никколо Макиавелли, История Флоренции и дел Италии: с древнейших времен до смерти Лоренцо Великолепного , Уолтер Данн: 1901. стр.253
- ^ Jump up to: а б Ганс Дельбрюк (пер. Уолтер Дж. Ренфро младший), История военного искусства: в рамках политической истории. Том: 4 .: Greenwood Press: Вестпорт, Коннектикут: 1985, стр.17.
- ^ Туристический клуб «Итальяно» (1999). Де Симонис, Паоло; Шугаар, Энтони (ред.). Флоренция: Полный путеводитель по городу эпохи Возрождения, окрестностям и региону Кьянти . Туристический редактор. п. 108. ИСБН 9788836515189 .