Богородица с Младенцем и Святой Анной
Богородица с Младенцем и Святой Анной [1] [2] или Мадонна с Младенцем и Святой Анной [3] [4] — сюжет христианского искусства, изображающий Святую Анну с дочерью Девой Марией и внуком Иисусом . [5] Это изображение было популярно в Германии и соседних странах с 14 века.
Имена
[ редактировать ]Названия этого конкретного предмета на других языках включают:
- Голландский : Анна те Дрин [6]
- Французский : Энн Тринитер [7]
- Немецкий : Анна Зельбдритт [8]
- Английский : Анна Меттерза [1] [7]
- Словенский : Ана Самотретья [9]
Фон
[ редактировать ]В 13 веке Якоб де Ворагин включил апокрифические сведения из Протоевангелия Иакова о родителях Пресвятой Девы Марии в свою Золотую легенду . Культ Святой Анны быстро распространился, и она стала одной из самых популярных святых Латинской церкви. Святая Анна признавалась покровительницей бабушек и дедушек, рожениц и шахтеров, Христа сравнивали с золотом, а Марию с серебром. [10] Надписи на некоторых средневековых церковных колоколах указывают на то, что святую Анну призывали для защиты от грозы. [11]
Мать и дочь
[ редактировать ]Сюжет Святой Анны и Богородицы с Младенцем был популярным сюжетом как в живописи, так и в скульптуре. Отчасти это произошло из-за его универсальности «любви и напряжения между поколениями, а также между человечеством и божественным». [12] Стиль Анны Зельбдритт , популярный в северной Германии в 1500-х годах, демонстрирует средневековое внимание к человечности Иисуса. [13] Материнство Святой Анны по отношению к Марии рассматривалось как отражение материнства Марии по отношению к Иисусу. [14] В 1497 году немецкий аббат-бенедиктинец Иоганнес Тритемиус в своей книге «О чистоте и непорочном зачатии девственной Марии и празднике святой Аннематрис эус» связал непорочное зачатие Марии с преданностью ее матери. Хотя вопрос о Непорочном зачатии оставался предметом споров между философами и богословами, изображение встречи Иоакима и Анны у Золотых ворот иногда интерпретировалось как символическое изображение зачатия Марии. Святая Анна почиталась как авиакристи («бабушка Христова»), прародительница святого родства и образцовая мать. [14]
Иконография
[ редактировать ]Изображения Святой Анны с Богородицей и младенцем в четырнадцатом веке часто создавались по образцу более раннего мотива Премудрости . [15] Мэри часто изображали гораздо меньшей фигурой, чем ее мать. [16] По мере того, как в 14 веке развивалась преданность Святой Анне, иногда статуя Мадонны с Младенцем модифицировалась, включая дополнительную фигуру Святой Анны. [14] Традиционные цвета Анны — зеленый и красный, хотя часто ее изображают в более сдержанных цветах пожилой женщины. [17]
Изображения
[ редактировать ]Итальянский художник эпохи Возрождения Мазаччо занялся этой темой около 1424 года. Леонардо да Винчи написал картину маслом на эту тему для церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции. Около 1519 года Альбрехт Дюрер написал на ту же тему картину маслом на дереве. [18] Варфоломей Брюн Старший изобразил Богородицу с младенцем, святой Анной, святым Гереоном и донором ок. 1520. [19]
Около 1606 года Караваджо получил заказ от Братства Сант-Анна деи Палафреньери. Он изобразил Богородицу с Младенцем, наступающую на голову змея, наблюдаемую святой Анной, покровительницей Палафреньери. [20]
Галерея
[ редактировать ]- Богоматерь с Младенцем и Святой Анной, Леонардо да Винчи, около 1503 г.
- Анна Селбдритт, Эгенбург
- Сама Анна третья в Вере около 1450 г.
- Анна Зельбдритт, Нижняя Австрия, 1480 г.
- Анна-те-Дриен, Нидерланды, около 1495 г.
- Святая Анна, Младенец Иисус и Богородица (Бенсон), около 1495 г.
- Богородица с Младенцем и Святой Анной , Корнелис Энгебрехц, около 1500 г.
- Святая Анна с Младенцем Христом, Богородицей и Иоанном Крестителем , Бальдунг, около 1511 г.
Византийская иконография
[ редактировать ]апокрифического повествования имитируют библейское повествование о благовещении архангела Гавриила Марии Восточные изображения и принимают форму лежащего Святого Иоакима возле фонтана с двойными пузырьками или колодца. [21] намек на вечную девственность Марии вытекает из тайны ее непорочного зачатия во чреве ее матери Агии Анны линейным образом, что соответствует утверждениям восточного вероучения об исхождении Святого Духа. В отсутствие современной метеорологии и, следовательно, научных знаний о том, как поверхностные воды естественным образом пополняются за счет атмосферной влаги, раннехристианский художник был ограничен линейной символикой гравитации, известной в топографии региона. [22] Роса и явление манны в пустыне были известны, но почитались как невыразимые.
См. также
[ редактировать ]- Герб Аннаберг-Бухгольца в горном хребте Саксонии Рудные горы.
- Богородица с Младенцем и Святой Анной (Леонардо) , ок. 1503
- Богородица с Младенцем и Святой Анной (Мазаччо) , ок. 1424
- Исследования младенца
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Тинагли, Паола. 1997. Женщины в искусстве итальянского Возрождения: пол, репрезентация и идентичность. Манчестер: Издательство Манчестерского университета, стр. 159.
- ^ Касниц, Райнер. 2005. Резное великолепие: алтари поздней готики в Южной Германии, Австрии и Южном Тироле. Лос-Анджелес: Публикации Гетти, стр. 442.
- ^ Роулендс, Элиот Вулдридж. 2003. Мазаччо: Святой Андрей и Пизанский алтарь. Лос-Анджелес: Публикации Гетти, стр. 22.
- ^ Фейгенбаум, Гейл и Сибилла Эберт-Шифферер, ред. 2011. Священные владения: коллекционирование итальянского религиозного искусства, 1500–1900. Лос-Анджелес: Публикации Гетти, стр. 40.
- ^ Источники христианской иконографии, в т.ч. Протевангелий Иакова . Золотое сказание (131) и Евангелие от Псевдо-Матфея
- ^ Дрезен-Коендерс, Лен и др. 1987. Святые и дьяволицы: образы женщин 15 и 16 веков. Лондон: Рубикон Пресс, стр. 87.
- ^ Jump up to: а б Мюррей, Питер и др. 2013. Оксфордский словарь христианского искусства и архитектуры. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, стр. 21.
- ^ Крэчун, Мария и Элейн Фултон. 2011. Сообщества преданности: религиозные ордена и общество в Центрально-Восточной Европе, 1450–1800 гг. Фарнем, Великобритания: Эшгейт, с. 50.
- ^ Джаки, Барбара. 2004. Национальная галерея Словении: Путеводитель по постоянной коллекции: живопись и скульптура в Словении с 13 по 20 века. Любляна: Национальная галерея Словении, с. 9.
- ^ Холвек, Фредерик. «Святая Анна». Католическая энциклопедия Том. 1. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1907. 29 августа 2017 г.
- ^ Никсон, Вирджиния. Мать Марии: Святая Анна в Европе позднего средневековья , Penn State Press, 2004, стр.133, ISBN 9780271024660
- ^ «Это семейное дело», The Economist.
- ^ "Статуя Анны Селбдритт", Лексингтонская епархия
- ^ Jump up to: а б с Уэлш, Дженнифер. «Культ Святой Анны в Европе средневековья и раннего Нового времени» , Routledge, 2016, ISBN 9781134997879
- ^ Никсон, стр.134 .
- ^ Никсон, стр.114 .
- ^ Никсон, стр.148 .
- ^ "Богоматерь с младенцем и Святой Анной", The Met
- ^ Богородица с младенцем, святой Анной, святым Гереоном и донором , Институт искусств Чикаго.
- ^ «Мадонна с младенцем и Святой Анной», Caravaggio.org.
- ^ Мозаика монастыря Дафни XI века в Греции, изображающая Благовещение Анне и Иоакиму)
- ^ Святоотеческий прообраз - заметки о древних водотоках Святой Земли.