Jump to content

Иоанн Тритемий

Иоанн Тритемий
Деталь рельефа гробницы Иоганна Тритемия работы Тильмана Рименшнейдера
Рожденный 1 февраля 1462 г.
Умер 13 декабря 1516 г. (1516-12-13) (54 года)
Национальность немецкий
Альма-матер Гейдельбергский университет
Известный Стеганография ,
Полиграфия ,
Шифр Тритемия
Научная карьера
Поля Теология, криптография, лексикография, история, оккультизм
Учреждения Бенедиктинское аббатство Спонхейм ,
Сент-Джеймс шотландцам
Известные студенты Генрих Корнелий Агриппа
Парацельс

Иоганн Тритемий ( / t r ɪ ˈ θ ɛ m i ə s / ; 1 февраля 1462 — 13 декабря 1516), урожденный Иоганн Гейденберг , был немецким бенедиктинским аббатом и эрудитом , который был активен в эпоху немецкого Возрождения как лексикограф , летописец , криптограф и оккультист [ нужна ссылка ] . Он считается основателем современной криптографии (это утверждение разделяется с Леоном Баттистой Альберти ) и стеганографии , а также основателем библиографии и литературоведения как отрасли знания. [1] [2] [3] Он оказал значительное влияние на развитие раннего Нового времени и современного оккультизма. Среди его учеников были Генрих Корнелий Агриппа и Парацельс .

Ранняя жизнь [ править ]

Псевдоним Тритемий относится к его родному городу Триттенхайму на реке Мозель , в то время входившему в состав Трирского электората .

Когда Йоханнес был еще младенцем, умер его отец, Иоганн фон Гейденбург. Его отчим, за которого семь лет спустя вышла замуж его мать Элизабет, был враждебно настроен к образованию, и поэтому Йоханнес мог учиться только тайно и с множеством трудностей. Он выучил греческий, латынь и иврит. Когда ему было 17 лет, он сбежал из дома и скитался в поисках хороших учителей, путешествуя по Триру , Кёльну , Нидерландам и Гейдельбергу . Учился в Гейдельбергском университете .

Карьера [ править ]

Путешествуя из университета в свой родной город в 1482 году, он был застигнут врасплох снежной бурей и укрылся в бенедиктинском аббатстве Шпонхайм недалеко от Бад-Кройцнаха . Он решил остаться и был избран аббатом в 1483 году, в возрасте двадцати одного года. Он часто выступал в качестве докладчика и секретаря ежегодного отделения Конгрегации Бурсфельде с 1492 по 1503 год, ежегодного собрания реформаторски настроенных аббатов. Тритемий также руководил посещениями аббатств Конгрегации.

Тритемий много писал как историк, начиная с хроники Спонхейма и заканчивая двухтомным трудом по истории аббатства Хирсау . Его работы отличались мастерством латинского языка и красноречивой формулировкой, однако вскоре выяснилось, что он вставлял в свои произведения несколько вымышленных отрывков. Еще при жизни Тритемия некоторые критики указывали на вымышленные источники, которыми он пользовался. [4] [ не удалось пройти проверку ] [5] [6] Его подделка относительно связи франков с троянцами была частью более масштабного проекта по установлению связи нынешней австрийской династии с античными героями. В то время как его коллеги, такие как Якоб Меннель и Ладислав Сунтхейм, часто вставляли в свои работы вымышленных предков, Тритемий изобретал целые источники, такие как Гунибальд, предположительно скифский историк. [7] [8] Для своего исследования монастырей он использовал «Мегинфрида», воображаемого раннего летописца Фульды, и несуществующий трактат Мегинфрида «De temporibus gratiae» , чтобы обосновать идеал Тритемия монашеского благочестия и эрудиции, которые, как предполагалось, были теми же ценностями, которые разделяли монахи девятого века. век. [9] Другие полагают, что «Мегинфрид» был не строго подделкой, а сочетанием принятия желаемого за действительное с ошибочной памятью. [10]

Однако при этом Тритемий стал известным строителем библиотек, которые он создал в Шпонхайме и Вюрцбурге . [11] [12] В Спонхейме он намеревался превратить аббатство из заброшенного и недисциплинированного места в центр обучения. В его время библиотека аббатства увеличилась с пятидесяти единиц до более чем двух тысяч.

Его усилия не были встречены похвалой, а его репутация волшебника не способствовала его признанию. Усиливающиеся разногласия с монастырем привели к его отставке в 1506 году, когда он решил принять предложение епископа Вюрцбурга ( Лоренца фон Бибра епископа с 1495 по 1519 год) стать аббатом аббатства Св. Иакова , Шоттенклостера в Вюрцбург. Там он оставался до конца своей жизни.

Тритемий, похоже, поссорился с Максимилианом из-за их разногласий, когда император хотел организовать отдельный церковный совет в 1511 году в пренебрежение к Папе Юлию II . Однако отношения восстановились после смерти Юлиуса. [13]

Смерть [ править ]

Тритемий был похоронен в церкви аббатства Святого Иакова; в его честь было воздвигнуто надгробие работы знаменитого Тильмана Рименшнейдера . В 1825 году надгробие было перенесено в церковь Ноймюнстера , расположенную рядом с собором. Он был поврежден во время бомбардировки в 1945 году и впоследствии восстановлен мастерской Теодора Шпигеля.

Наследие [ править ]

немецкий эрудит , врач, ученый-правовед, солдат, теолог и писатель-оккультист Генрих Корнелиус Агриппа (1486–1535) и швейцарский врач, алхимик и астролог Парацельс Примечательно, что среди его учеников были (1493–1541).

Легенда о Фаусте [ править ]

Тритемий имел репутацию некроманта. [14] Легенда о Фаусте во многом основана на легенде о Максимилиане, его первой жене Марии Бургундской и Тритемии. В своем отчете 1507 года Тритемий был первым автором, который упомянул исторического доктора Фауста, или Иоганна Фауста из Книттлингена . В письме он написал эрудиту Генриху Корнелиусу Агриппе , другому известному оккультному писателю и предполагаемому магу, — он, казалось, критиковал тщеславие Фауста, который обладал низшими способностями и шел вразрез с учением Церкви. Литературовед Эндрю Маккарти полагает, что Тритемий считал себя настоящим некромантом, который учился, чтобы получить знания об устройстве Вселенной, не привлекая при этом огласки. [15]

Будучи вызванным ко двору императора в 1506 и 1507 годах, он также помог «доказать» троянское происхождение Максимилиана. В издании своего «Тишредена» 1569 года Мартин Лютер пишет о маге и некроманте, под которым понимается Тритемий, который вызвал Александра Великого и других античных героев, а также покойную жену императора Марию Бургундскую, чтобы развлечь Максимилиана. [16] В своем отчете 1585 года Огюстен Лерхаймер (1522–1603) пишет, что после смерти Марии Тритемия вызвали, чтобы утешить опустошенного Максимилиана. Тритемий вызвал тень Марии, которая при жизни выглядела точно так же, как она. Максимилиан также узнал на ее шее родимое пятно, о котором знал только он. Однако он был обезумел из-за этого опыта и приказал Тритемию никогда больше не делать этого. Анонимный отчет 1587 года изменил историю до менее симпатичной версии. Императором стал Карл V , который, несмотря на то, что знал об опасности черной магии, приказал Фаусту воскресить Александра и его жену из смерти. Чарльз увидел, что у женщины есть родинка, о которой он слышал. [17] Позже женщина в «Фаусте» Гете стала Еленой Троянской . [18] История Максимилиана, Марии Бургундской и аббата «Иоганна Тритема» позже появилась как одна из « Сказок братьев Гримм» . [19]

По словам Джона Генри Джонса, расцвет мифа о Фаусте был вызван повальным увлечением ведьмами того времени. [20]

Стеганография [ править ]

Polygraphiae (1518 г.) - первая печатная книга по криптографии.
Схема из Стеганографии, скопированная Джоном Ди в 1591 году.

Самая известная работа Тритемия, «Стеганография» (написана около 1499 г.; опубликована во Франкфурте в 1606 г.), была внесена в Index Librorum Prohibitorum в 1609 г. [21] и снят в 1900 году. [22] Эта книга состоит из трех томов и, судя по всему, посвящена магии , в частности, использованию духов для общения на больших расстояниях. С момента публикации ключа дешифрования первых двух томов в 1606 году было известно, что они действительно занимались криптографией и стеганографией . До недавнего времени считалось, что третий том посвящен исключительно магии, но теперь выяснилось, что «магические» формулы являются прикрытием для еще большего количества криптографического контента. [23] [24] Однако упоминания о магической работе таких деятелей, как Агриппа и Джон Ди, в третьей книге все еще подтверждают идею о мистико-магической основе третьего тома. [25] [26] Кроме того, хотя можно установить, что стеганографические методы Тритемия свободны от необходимости ангельско-астрологического посредничества, остается нетронутым основной богословский мотив их изобретения. В предисловии к « Полиграфии» также утверждается, что повседневная практичность криптографии была задумана Тритемием как «светское следствие способности души, специально уполномоченной Богом, магическими средствами достичь от земли до Небес». [27] Роберт Гук предположил в главе «Книги духов доктора Ди» , что Джон Ди использовал тритемианскую стеганографию, чтобы скрыть свое общение с королевой Елизаветой I. [28] Среди кодов, использованных в этой книге, есть шифр «Аве Мария», где каждая закодированная буква заменяется коротким предложением об Иисусе на латыни. [29]

Причина написания Полиграфии и Стеганографии в качестве сопроводительных текстов неизвестна. Возможные объяснения заключаются в том, что либо настоящей целевой аудиторией были избранные, такие как Максимилиан, либо Тритемий хотел привлечь внимание общественности к утомительной области. [30] [31] [32]

Работает [ править ]

Рельеф из гробницы Иоганна Тритемия работы Тильмана Рименшнайдера
Каталог знатных людей Германии , 1495 г.
  • Увещевания монахам, 1486 г.
  • Об установлении священнической жизни, 1486 г.
  • Об управлении монастырями, 1486 г.
  • О посещении монахов, около 1490 г.
  • Каталог выдающихся людей Германии 1491–1495 гг.
  • De laude scriptorum manualium, 1492 г. (напечатано в 1494 г.) В честь писателей ; Друзья главного франконского искусства и истории e. В., Вюрцбург, 1973 г. (латынь/немецкий)
  • О прославленных людях ордена Святого Бенедикта, 1492 г.
  • В честь Руперта, бывшего аббата Туитьена, 1492 г.
  • О происхождении, развитии и похвалах ордена братьев-кармелитов, 1492 г.
  • Книга penthicus или lugubris о состоянии и падении монашеского ордена, 1493 г.
  • В собственности монахов, до 1494 г.
  • О суете и нищете человеческой жизни до 1494 г.
  • Книга церковных писателей, 1494 г.
  • На хвалу пресвятой матери Анне, 1494 г.
  • О церковных писателях, 1494 г. [33]
  • Хроникон Хирсагиенсе, 1495–1503 гг.
  • Хроникон Спонхейменс, ок. 1495-1509 — Хроника монастыря Спонхейм, 1024-1509 ; Самостоятельная публикация Карла Фельтена, Бад-Кройцнах, 1969 г. (немецкий).
  • Пасторальская кура, 1496 г.
  • Из двенадцати нарушений регулярного соблюдения 1496 г.
  • О тройной области монастырей и духовных упражнениях монахов, 1497 г.
  • Стеганография, гр. 1499
  • Хроника престолонаследия герцогов Баварии и графов Пфальцских, ок. 15.00-15.06
  • Непиах, 1507 г.
  • Из семи секунд, то есть разумов или духов, движущих шары вслед за Богом, c. 1508 [34] ( «Семь вторичных разумов» , 1508), история мира, основанная на астрологии ;
  • Антипал злодеев, 1508 г.
  • Полиграфия , написана в 1508 году, опубликована в 1518 году.
  • Анналы Хирсогиенсес, 1509–1514 гг. Полное название — Annales hirsaugiensis… complectens historiam Franciae et Germaniae, gesta imperatorum, regum, principum, episcoporum, abbatum, et illustrium virorum , что на латыни означает «Анналы Хирсау… включая историю Франции и Германии, подвиги». императоров, королей, князей, епископов, аббатов и выдающихся людей». Хирсау был монастырем недалеко от Вюртемберга , чей аббат заказал эту работу в 1495 году, но Тритемию потребовалось лишь в 1514 году, чтобы закончить двухтомный труд на 1400 страниц. Впервые она была напечатана в 1690 году. Некоторые считают эту работу одной из первых гуманистических книг по истории.
  • Компендиум или бревиарий первого тома хроник или анналов о происхождении королей и народа франков, ок. 1514
  • De origine gentis Francorum compendium, 1514 — Сокращенная история франков / Иоганн Тритемий ; AQ-Verlag, Дудвайлер, 1987 г.; ISBN   978-3-922441-52-6 (латинский/английский)
  • Книга восьми вопросов, 1515 г.
Сборники
  • Маркард Фреер , Историческая опера , Минерва, Франкфурт-на-Майне, 1966 г.
  • Иоганнес Бусаус , Благочестивые и духовные произведения (1604 и 1605)
  • Иоганнес Бузеус, Paralipomena opuscolorum (1605 и 1624)

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Холден, Джошуа (2 октября 2018 г.). Математика тайн: криптография от шифров Цезаря до цифрового шифрования . Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0-691-18331-2 . Проверено 20 февраля 2022 г.
  2. ^ Родригес, Мерседес Гарсия-Ареналь; Медиано, Фернандо Родригес (15 апреля 2013 г.). Восток в Испании: обращенные мусульмане, поддельные свинцовые книги Гранады и рост ориентализма . БРИЛЛ. п. 383. ИСБН  978-90-04-25029-1 . Проверено 20 февраля 2022 г.
  3. ^ Замбелли, Паола (2007). Белая магия, черная магия в эпоху европейского Возрождения . БРИЛЛ. п. 251. ИСБН  978-90-04-16098-9 . Проверено 20 февраля 2022 г.
  4. ^ Арнольд, Клаус (1991). Иоганн Тритемий (1462–1516) . Источники и исследования по истории епархии и епископства Вюрцбурга, 23 (английский = Источники и исследования по истории епархии и епископства Вюрцбурга, № 23) (на немецком языке) (2-е изд.). Вюрцбург : Шёнинг . стр. 144–157. ISBN  978-3-877170-23-6 . ОСЛК   470202364 . 2., переработанный библиографически и исторически. Издание (английское = 2-е издание, обновленные библиографические и исторические сведения)
  5. ^ Бранн, Ноэль Л. (1 января 1981 г.). Игумен Тритемий (1462-1516): Возрождение монашеского гуманизма . БРИЛЛ. п. 95. ИСБН  978-90-04-06468-3 . Проверено 23 ноября 2021 г.
  6. ^ Графтон, Энтони; Графтон, профессор истории Энтони (2009). Миры, созданные словами: стипендия и сообщество на современном Западе . Издательство Гарвардского университета. п. 56. ИСБН  978-0-674-03257-6 . Проверено 23 ноября 2021 г.
  7. ^ Вуд, Кристофер С.; Вуд, профессор Кристофер С. (15 августа 2008 г.). Подделка, реплика, художественная литература: темпоральности немецкого искусства Возрождения . Издательство Чикагского университета. п. 115. ИСБН  978-0-226-90597-6 . Проверено 23 ноября 2021 г.
  8. ^ Бастресс-Дюкхарт, Эрика (19 августа 2021 г.). Циммернские хроники: дворянство, память и самопрезентация в Германии шестнадцатого века . Рутледж. п. 19. ISBN  978-1-351-88018-3 . Проверено 23 ноября 2021 г.
  9. ^ Мюллер, Ричард А.; Томпсон, Джон Л. (20 августа 2020 г.). Библейская интерпретация в эпоху Реформации: эссе, представленные Дэвиду К. Штайнмецу в честь его шестидесятилетия . Wipf и Stock Publishers. п. 26. ISBN  978-1-7252-8377-0 . Проверено 23 ноября 2021 г.
  10. ^ Амфора . Общество Алкуина. 1972. с. 10 . Проверено 23 ноября 2021 г.
  11. ^ Графтон 2009 , с. 56.
  12. ^ Графтон, Энтони (30 июня 2009 г.). Христианство и трансформация книги: Ориген, Евсевий и Кесарийская библиотека . Издательство Гарвардского университета. п. 1. ISBN  978-0-674-03786-1 . Проверено 23 ноября 2021 г.
  13. ^ Пожар 1981 , стр. 98.
  14. ^ Дери, Марк (1994). Пламенные войны: дискурс киберкультуры . Издательство Университета Дьюка. п. 41. ИСБН  978-0-8223-1540-7 . Проверено 25 июля 2023 г.
  15. ^ Маккарти, Эндрю Д. (1 апреля 2016 г.). Постановка суеверий Европы раннего Нового времени . Рутледж. п. 65. ИСБН  978-1-317-05068-1 . Проверено 25 июля 2023 г.
  16. ^ Бранн, Ноэль Л. (1999). Тритемий и магическое богословие: глава полемики по поводу оккультных исследований в Европе раннего Нового времени . СУНИ Пресс. п. 165. ИСБН  9780791439616 . Проверено 22 октября 2021 г.
  17. ^ Барон, Франк (2013). Фауст на суде: истоки «Истории» Иоганна Шписа в эпоху охоты на ведьм . Вальтер де Грюйтер. стр. 95–103. ISBN  9783110930061 . Проверено 22 октября 2021 г.
  18. ^ Ваас, Гленн Элвуд (1941). Легендарный персонаж кайзера Максимилиана . Издательство Колумбийского университета. стр. 153–162 . Проверено 22 октября 2021 г.
  19. ^ Гримм, Джейкоб; Гримм, Вильгельм (1981). Немецкие легенды братьев Гримм . Институт изучения человеческих проблем. п. 116. ИСБН  978-0-915980-71-0 . Проверено 2 февраля 2022 г.
  20. ^ Джонс, Джон Генри (3 марта 2011 г.). Английская книга Фауста: критическое издание на основе текста 1592 года . Издательство Кембриджского университета. п. 4. ISBN  978-0-521-17503-6 . Проверено 2 февраля 2022 г.
  21. ^ Indice de Libros Prohibidos (1877 г.) [ Указатель запрещенных книг Папы Пия IX (1877 г.) ] (на испанском языке). Ватикан. 1880 . Проверено 2 августа 2009 г.
  22. ^ запрещенных книг Указатель Папы Льва XIII (1900 г.) (на латыни). Ватикан 1900. с. 298 . Проверено 2 августа 2009 г. список запрещенных книг
  23. ^ Ридс, Джим (1998). «Решено: шифры в книге III Стеганографии Тритемия». Криптология . 22 (4): 191–317. дои : 10.1080/0161-119891886948 .
  24. ^ Эрнст, Томас (1996). «Черная и белая магия: ключ к третьей книге стенографии Тритемия». Дафнис: Журнал средненемецкой литературы . 25 (1): 1–205.
  25. ^ Гудрик-Кларк, Николас, Западные эзотерические традиции: историческое введение (Оксфорд, Нью-Йорк: Oxford University Press, 2008), стр. 50-55
  26. ^ Уокер, Д. П. Духовная и демоническая магия от Фичино до Кампанеллы (Пенсильвания: Издательство Пенсильванского государственного университета, 2003), стр. 86-90
  27. ^ Бранн, Ноэль Л., «Тритемий, Иоганнес», в Словаре гнозиса и западного эзотеризма , изд. Воутер Дж. Ханеграфф (Лейден и Бостон: Брилл, 2006), стр. 1135–1139.
  28. ^ Роберт Гук (1705 г.). Посмертные произведения Роберта Гука . Ричард Уоллер, Лондон. п. 203.
  29. ^ Предель, Б. (1994), «Cr-Cs (хром-цезий)», Cr-Cs – Cu-Zr , Ландольт-Бёрнштейн - Физическая химия группы IV, том. 5д, Шпрингер-Верлаг, с. 1, номер домена : 10.1007/10086090_968 , ISBN  3540560734
  30. ^ Мачемблед, Роберт; Бетанкур, Франциско; Монтер, Уильям; Эгмонд, Флорике (март 2007 г.). Культурный обмен в Европе раннего Нового времени . Издательство Кембриджского университета. п. 286. ИСБН  978-0-521-84548-9 . Проверено 22 ноября 2021 г.
  31. ^ Бранн, Ноэль Л. (1 января 1999 г.). Тритемий и магическое богословие: глава полемики по поводу оккультных исследований в Европе раннего Нового времени . СУНИ Пресс. п. 106. ИСБН  978-0-7914-3962-3 . Проверено 22 ноября 2021 г.
  32. ^ Эллисон, Кэтрин (10 июня 2016 г.). Культурная история руководств по английской криптографии раннего Нового времени . Рутледж. п. 51. ИСБН  978-1-315-45820-5 . Проверено 23 ноября 2021 г.
  33. ^ Цифровая версия MGH-Bibliothek. Архивировано 30 июня 2007 г. в Wayback Machine.
  34. ^ Тритемий, Иоанн (1522). «О семи секундах Богов, то есть разумов или движущихся духов… — Иоганнес Тритемий — Google Books» . google.com

Ссылки [ править ]

  • Бранн, Нью-Йорк (1981). Аббат Тритемий , Лейден: Брилл
  • Кан, Дэвид (1967). Взломщики кодов: история тайного письма , 1967, 2-е издание 1996 г., стр. 130–137. ISBN   0-684-83130-9
  • Кун, Рудольф (1968). Отличный путеводитель по собору Вюрцбурга и Ноймюнстеру: с монастырем Ноймюнстер и могилой Вальтера , с. 108
  • Вулф, Джеймс Рэймонд (1970). Секретное письмо: ремесло криптографа . Нью-Йорк: МакГроу-Хилл. стр. 112–114.
  • Кристель Штеффен (1969). «Исследования «Liber de scriptoribus ecclesiasticis» Иоанна Тритемия», из: Archives for the History of Book Vol. 10, Lfg 4–5 [1969] 1247–1354.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bf07cc6fef09119cc3fe752fd1c6220c__1718284680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bf/0c/bf07cc6fef09119cc3fe752fd1c6220c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Johannes Trithemius - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)