Гуманизм эпохи Возрождения в Северной Европе
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( октябрь 2007 г. ) |
Гуманизм эпохи Возрождения пришел в Германию и Северную Европу в целом гораздо позже, чем в Италию, и когда это произошло, он встретил некоторое сопротивление со стороны схоластической теологии , царившей в университетах.Гуманизм можно датировать изобретением печатного станка примерно в 1450 году. Период его расцвета начался в конце XV века и продолжался лишь примерно до 1520 года, когда он был поглощен более популярным и могущественным религиозным движением, Реформацией , как в Италии. гуманизм был вытеснен папской контрреформацией .
Однако Нидерланды находились под влиянием гуманизма и Возрождения примерно до 1550 года. [1]
Отмеченные особенности отличали новую культуру севера Альп от культуры итальянцев. По мнению католических историков, университет и школа играли гораздо более важную роль, чем на Юге. Представителями новой стипендии были преподаватели; даже Эразм преподавал в Кембридже и был в близких отношениях с профессорами Базеля . В ходе движения возникли новые университеты, от Базеля до Ростока . Опять же, в Германии не было княжеских покровителей искусств и учености, которые могли бы сравниться по интеллекту и щедрости с папами эпохи Возрождения и Медичи . [ нужна ссылка ] Новая культура здесь также не была исключительной и аристократической. Он стремился к всеобщему распространению интеллекта и активно участвовал в развитии начальных и гимназий. Фактически, когда течения итальянского Ренессанса начали приближаться к Северу, сильное, независимое, интеллектуальное течение вытеснило процветающие школы, возглавляемые « Братьями общей жизни» . В гуманистическом движении немецкий народ был далеко не рабским подражателем. Она получила импульс с Юга, но пошла своим путем.
Обзор
[ редактировать ]На Севере гуманизм встал на службу религиозному прогрессу. Немецкие ученые были менее блестящими и элегантными, но более серьезными в своих целях и более точными в своих исследованиях, чем их итальянские предшественники и современники. На Юге античная классика привлекла внимание литераторов. На Севере было не так. Не было всепоглощающей страсти переводить классику на немецкий язык, как это было в Италии. Итальянская литература с ее зачастую смягченным моральным настроем не нашла подражателей на Севере. Джованни Боккаччо » « Декамерон был впервые переведен на немецкий язык врачом Генри Стейнхоуэлом , который умер в 1482 году. К северу от Альп внимание было в основном сосредоточено на Ветхом и Новом Заветах . Греческий и иврит изучались не с целью служения культу древности, а для того, чтобы более адекватно достичь истоков христианской системы. Таким образом была подготовлена работа протестантской Реформации. Этот акцент на переводе был характерной чертой христианских гуманистов, которые помогли начать новую, постсхоластическую эпоху, в том числе Эразма и Лютера. При этом они также ставили библейские тексты выше любого человеческого или институционального авторитета, подход, который подчеркивал роль читателя в понимании текста для себя. Тесно связанный с переходом науки из монастыря в университет в позднем средневековье. Христианский гуманизм породил новую свободу выражения, хотя некоторые из его сторонников выступали против этой свободы выражения в других местах, например, в их осуждении анабаптистов .
То, что было верно для немецкой науки, было верно и для ее искусства. Художники Альбрехт Дюрер (1471–1528), родившийся и умерший в Нюрнберге , Лукас Кранах Старший (1472–1553) и по большей части Ганс Гольбейн Младший (1497–1543) мало интересовались мифологией. за исключением обнаженных тел Кранаха, их убедила Реформация, хотя большинство из них продолжало брать заказы на традиционные католические сюжеты. Дюрер и Гольбейн имели тесные контакты с ведущими гуманистами. Кранах жил в Виттенберге после 1504 года и писал портреты Мартина Лютера , Филиппа Меланхтона и других лидеров немецкой Реформации. Гольбейн делал фронтисписы и иллюстрации для протестантских книг, писал портреты Эразма и Меланхтона.
Итальянские корни гуманизма в Германии
[ редактировать ]Если какое-либо лицо в большей степени, чем другое, можно назвать связующим звеном между изучением Италии и Германии, то это Эней Сильвий . Благодаря своей резиденции при дворе Фридриха III и в Базеле в качестве одного из секретарей собора он стал известной личностью к северу от Альп задолго до того, как был избран папой. Однако посредничество не осуществлялось ни одним лицом. Слава о Возрождении разносилась по торговым путям, которые вели из Северной Италии в Аугсбург , Нюрнберг , Констанц и другие немецкие города. Визиты Фридриха III, кампании Карла VIII и восхождение на неаполитанский престол принцев Арагона привели немцев, французов и испанцев в большие центры полуострова. направлялся постоянный поток паломников В Рим , а испанские папы привлекали в город толпы испанцев. По мере распространения славы итальянской культуры ученые и художники начали ездить в Венецию , Флоренцию и Рим и черпали вдохновение новой эпохи.
Для итальянцев Германия была страной варваров. Они презирали немецкий народ за грубость и невоздержанность в еде и питье. Эней был впечатлен красотой Вены , хотя она была довольно маленькой по сравнению с величайшими итальянскими городами. [2] Однако он обнаружил, что немецкие князья и дворяне больше заботились о лошадях и собаках, чем о поэтах и ученых, и любили свои винные погреба больше, чем муз. Кампанус , остроумный поэт папского двора, который был послан легатом на Регенсбургский сейм (1471 г.) папой Павлом II , а впоследствии был поставлен епископом папой Пием II , ругал Германию за ее грязь, холодный климат, бедность, кислое вино и жалкая еда. Он сокрушался о своем несчастном носе, которому приходилось все чуять, и хвалил свои уши, которые ничего не понимали. Йоханнес Сантритер, сам будучи немцем, живущим в Италии, признал, что Италия немного опережает Германию в гуманитарных науках. Однако он также утверждал, что многие итальянцы завидовали немецкой науке и технике, которые он считал превосходящими, приводя примеры печатного станка и работы астронома Региомонтануса .
Подобные впечатления вскоре были компенсированы хорошей наукой, возникшей в Германии и Нидерландах. И если Италия дала Германии интеллектуальный импульс, то Германия послала миру печатный станок, самого важного агента в истории интеллектуальной культуры со времен изобретения алфавита.
Университеты
[ редактировать ]Еще до того, как почувствовался первый всплеск нового движения, старые немецкие университеты уже были созданы: Венский университет в 1365 году, Гейдельбергский университет в 1386 году, Кельнский университет в 1388 году, Эрфуртский университет в 1392 году, Вюрцбургский университет в 1402 году, Университет Лейпцигского университета в 1409 году и Ростокского университета в 1419 году. Во второй половине XV века к этому списку быстро добавились университеты в Грайфсвальде и Фрайбурге 1457 года, Трире 1457 года, Базеле 1459 года, Ингольштадте 1472 года, Тюбингене и Майнце 1477 года и Виттенберге. 1502. Ингольштадт потерял свое отдельное существование в результате присоединения к Мюнхенскому университету в 1826 году, а Виттенберг - в результате переезда в Галле .
Большинство этих университетов имели четыре факультета, хотя папы не спешили давать согласие на создание теологического факультета, как в случае с Веной и Ростоком , где хартия светского князя санкционировала их учреждение. Каким бы сильным ни было религиозное влияние того времени, социальные и моральные привычки студентов ни в коем случае не были такими, чтобы заслуживать похвалы. Родители, говорил Лютер, посылая своих сыновей в университеты, отправляли их на уничтожение, а акт Лейпцигского университета, датируемый концом XV века, гласил, что студенты выходили из своих домов послушными и благочестивыми, но " как они вернулись, одному Богу было известно», в университетские архивы и библиотеку.
В Нидерландах университеты или «латинские школы», созданные гуманистами эпохи Возрождения, помогли большинству людей в регионе стать более грамотными, чем в большинстве других европейских королевств. [1]
Образование
[ редактировать ]Богословским преподаванием управляли схоласты , и на всех факультетах преобладал диалектический метод. В столкновении со схоластическими методами и учебными программами новое учение встречало множество отпоров и ни в коем случае не достигло полного триумфа до наступления эпохи Реформации. Эрфурт можно считать первым городом, который приветствовал новую культуру. В 1466 году его принял Петр Людер , Киславский посетивший Грецию и Малую Азию и ранее назначенный на кафедру в Гейдельберге в 1456 году. Он читал Вергилия , Иеронима , Овидия и других латинских писателей. Там учился Агрикола , а греческий преподавал Николас Маршалк , под руководством которого в 1501 году в типографии вышла первая греческая книга, напечатанная в Германии. Там преподавал Иоанн Везельский. Это была альма-матер Лютера, и среди своих профессоров он особо выделил Трутветтера как человека, который направил его к изучению Священного Писания.
Гейдельберг, основанный курфюрстом Рупрехтом I и папой Урбаном VI , не проявил особой симпатии к новому движению. Однако курфюрст-палатин Филипп ( 1476–1508) собрал при своем дворе некоторых ее представителей, в том числе Рейхлина . В Ингольштадте какое-то время профессором был Рейхлин, а в 1492 году Конрад Цельт был назначен профессором поэзии и красноречия .
В 1474 году в Базеле была открыта кафедра поэзии. Основанная Пием II, среди первых учителей школы были два итальянца, Финариенсис и Публиций. Себастьян Брант преподавал там в конце века, и среди его известных учеников были Рейхлин и реформаторы, Лео Джуд и Цвингли . В 1481 году Тюбинген получил стипендию ораторского искусства. Здесь Габриэль Биль преподавал почти до конца века. Через год после смерти Биля Генриха Бебеля пригласили читать лекции по поэзии. Одним из выдающихся учеников Бебеля был Филипп Меланхтон, который учился и преподавал в университете в 1512–1518 гг. Рейхлина вызвали из Ингольштадта в Тюбинген в 1521 году, чтобы преподавать иврит и греческий язык, но он умер несколько месяцев спустя.
Лейпциг и Кельн оставались неприступными оплотами схоластики до тех пор, пока не появился Лютер, когда Лейпциг сменил фронт. Последний немецкий университет средневековья , Виттенберг, основанный Фридрихом Мудрым и поставленный под покровительство Девы Марии и Святого Августина , приобрел всемирное влияние благодаря своим профессорам Лютеру и Меланхтону. Лишь в 1518 году там преподавали греческий язык, когда Меланхтон, который вскоре стал главным ученым-греком в Германии, в возрасте 21 года был призван на одну из его кафедр. По словам Лютера, его лекционная аудитория сразу же была заполнена до отказа. К этому прибегают богословы высокого и низкого уровня.
Как очаги новой культуры Нюрнберг и Страсбург занимали, пожалуй, даже более заметное место, чем любой из университетских городов. В этих двух городах, наряду с Базелем и Аугсбургом, были самые процветающие немецкие типографии. В конце 15-го века Нюрнберг, источник изобретений, имел четыре латинские школы и был домом художника Альбрехта Дюрера и его друга Виллибальда Пиркхаймера , покровителя образования.
Народное образование в течение столетия до Реформации было гораздо более развитым в Германии, чем в других странах. [ нужна ссылка ] Помимо традиционных монашеских и гражданских школ, « Братья общей жизни» имели школы в Зволле , Девентере , Хертогенбосе и Льеже в Нидерландах . Во всех ведущих городах были школы. Город Селестат в Эльзасе был известен как классический центр. Здесь Томас Платтер обнаружил, что преподает Ганс Сапидус , и считал эту школу лучшей, которую он нашел. было пять педагогов В 1494 году в Везеле , обучавших чтению, письму, арифметике и пению. Однажды на Рождество местное духовенство развлекало учеников, даря им ткань для нового пальто и деньги, начиная с 4-го класса.
Среди известных учителей был Александр Гегиус , который преподавал в Девентере почти четверть века, вплоть до своей смерти в 1498 году. В возрасте 40 лет он не стыдился сидеть у ног Агриколы. Он сделал классику центральным элементом образования и изгнал старые учебники. Требоний, преподававший Лютера в Эйзенахе , принадлежал к классу достойных людей. Покаянные книги того времени призывали родителей старательно удерживать своих детей от улицы и отправлять их в школу.
Лидеры северного гуманизма
[ редактировать ]Среди ведущих северных гуманистов были Рудольф Агрикола , Рейхлин и Эразм . Агрикола, чье настоящее имя было Рулеф Хейсман, родился недалеко от Гронингена в 1443 году и умер в 1485 году. Он пользовался высочайшей репутацией в свое время как ученый и получил безграничную похвалу от Эразма и Меланхтона. Считалось, что он сделал для гуманизма в Германии то же, что сделал в Италии Петрарка , первую биографию которого на немецком языке подготовил Агрикола. После обучения в Эрфурте , Лувене и Кёльне Агрикола отправился в Италию, проведя некоторое время в университетах Павии и Феррары. Он отказался от профессорской кафедры в пользу назначения при дворе Филиппа Пфальцского в Гейдельберге. он сделал Цицерона и Квинтилиана Своими образцами . В последние годы жизни он обратил свое внимание на богословие и изучал иврит. Как и Пико делла Мирандола , он был монахом. Надпись на его могиле в Гейдельберге гласила, что он изучил то, что говорится о Боге и истинной вере Спасителя в книгах Священного Писания.
Другим гуманистом был Якоб Вимфелинг (1450–1528) из Шлетштадта, который преподавал в Гейдельберге. но в конце своей карьеры хотел заменить изучение Вергилия и Горация Седулием и Он был склонен сурово относиться к клерикальным злоупотреблениям , Пруденцием . Поэтический Себастьян Брант , 1457–1521, автор «Корабля дураков» , начал свою карьеру преподавателем права в Базеле. Муциан Руф в своей переписке зашел так далеко, что заявил, что христианство старо, как мир, и что Юпитер, Аполлон, Церера и Христос — это лишь разные имена единого скрытого Бога.
Имя, заслуживающее высокого места в немецкой литературе последних лет Средневековья, — Иоанн Тритемий , 1462–1516, аббат бенедиктинского монастыря в Шпонгейме , который под его руководством приобрел репутацию ученой академии. Он собрал библиотеку из 2000 томов и написал патрологию, или энциклопедию отцов, и каталог выдающихся мужей Германии. Усиливающиеся разногласия с монастырем привели к его отставке в 1506 году, когда он решил принять предложение лорда - Лоренца фон епископа Вюрцбурга Бибра ( епископа с 1495 по 1519 год) стать аббатом Шоттенклостера в Вюрцбурге. Там он оставался до конца своей жизни. Прелаты и знать посещали его, чтобы проконсультироваться и прочитать собранных им латинских и греческих авторов. Эти и другие люди внесли свой вклад в то движение, главными светилами которого были Рейхлин и Эразм и которое привело к протестантской Реформации.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ритберген, ПЯН (2000). Краткая история Нидерландов: от предыстории до наших дней (4-е изд.). Амерсфорт: Беккинг. п. 59. ИСБН 90-6109-440-2 . OCLC 52849131 .
- ^ История Вены , Жан-Поль Блед
Источники
[ редактировать ]- Филип Шафф , История христианской церкви , том VI, 1882 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Марко Хайлес: «Топография немецкого гуманизма 1470-1550 гг. Подход» .