Платереско


Платереск , что означает «в манере серебряника» ( плата — серебро по- испански ), — художественное движение, особенно архитектурное , развитое в Испании и на ее территориях , возникшее между поздней готикой и ранним Возрождением в конце 15 века, и распространился на следующие два столетия. Это модификация готических пространственных концепций и эклектичное сочетание мудехарских , ярких готических и ломбардских декоративных компонентов, а также элементов эпохи Возрождения тосканского происхождения. [1]
Примерами этого синкретизма являются включение щитов и башен на фасады, колонны, построенные в ренессансном неоклассическом стиле, а также фасады, разделенные на три части (в архитектуре эпохи Возрождения они разделены на две). Своего расцвета оно достигло во времена правления Карла V, императора Священной Римской империи . [2] особенно в Саламанке , но также процветал в других таких городах Пиренейского полуострова , как Леон , Бургос , Сантьяго-де-Компостела , а также на территории Новой Испании , которая сейчас является Мексикой , и в Боготе . [1] [2]
Многие ученые до сих пор считают платереско стилем эпохи Возрождения. Для других это собственный стиль, который иногда получает обозначение Проторенессанса . [3] [4] Некоторые даже называют его Первым Ренессансом, отказываясь рассматривать его как стиль сам по себе, но отличая его от произведений неиспанского Возрождения. [5]
Для стиля характерны богато украшенные декоративные фасады, покрытые цветочным орнаментом, люстры, фестоны , фантастические существа и всевозможные конфигурации. [2] Однако пространственное расположение более явно вдохновлено готикой. Эта фиксация на конкретных частях и их расстоянии без структурных изменений готического образца приводит к тому, что его часто классифицируют как просто вариацию стиля Возрождения. [6] В Новой Испании платереск приобрел свою собственную конфигурацию, тесно связанную с наследием мудехар и смешавшись с индейскими влияниями . [2]
В Испании его развитие наиболее заметно в городе Саламанка, хотя примеры можно найти в большинстве регионов страны.
В 19 веке с появлением историзма архитектурный стиль Платереско был возрожден под названием Монтеррейский стиль . [7]
Этимология
[ редактировать ]Термин «Платереско» пришел из ремесла серебряных дел. Диего Ортис де Суньига впервые использовал его, применив к Королевской часовне Севильского собора в 17 веке. [1] [2]
Проблемы географического ареала и его рассмотрение как стиля
[ редактировать ]
Традиционно Платереско считалось исключительно «испанским» стилем, этот термин также применялся к архитектуре на испанских территориях, принадлежавших испанской короне между 15 и 17 веками. Но к середине 20-го века эта географическая коннотация была поставлена под сомнение в соответствии с аргументами нескольких авторов, особенно Камона Аснара (1945) и Розенталя (1958), которые определяли Платереск в общем как единую смесь элементов - готики, мусульманства и ренессанса. Азнар не считает его стилем, правильно обозначаемым как Ренессанс, и Розенталь подчеркивает его связь с некоторыми зданиями в других европейских странах, главным образом во Франции и Португалии, а также в Германии и других странах. [3] [5] [8]
Эта проблема подчеркивает неточность названия «Платереско» и трудности, связанные с его использованием для описания произведений периода путаницы и перехода между стилями, особенно потому, что они характеризуются декоративным изобилием, предполагающим попытку замаскировать неспособность испанских архитекторов разработать новые структурные и пространственные идеи. Было даже высказано предположение, что эту проблему можно было бы решить, определив так называемое Платереско как замену готического декора гротесками, вдохновленными работами итальянца Себастьяно Серлио . [9]
Однако любой убедительный аргумент должен признать, что платереско или проторенессанс было художественным движением, ответившим на требования правящих классов имперской Испании, которая только что завершила Реконкисту и начала колонизацию Америки. Испанцы начали осознавать свою растущую мощь и богатство и в своем изобилии начали период строительства великих памятников, символизирующих их тем, что сейчас считается национальным достоянием.
Функции
[ редактировать ]Испанское Платереско
[ редактировать ]Типичные фасады Платереска, как и фасады алтарей , были выполнены так же тщательно, как если бы они были произведениями ювелиров , и украшены так же обильно. Украшение, хотя и имело различное вдохновение, в основном состояло из растительных мотивов, но также имело множество медальонов, геральдических изображений и фигурок животных, среди прочего. Платереск использовал множество материалов: золотые пластины на гербах и крышах, вазы и т. д. Есть свидетельства увеличения количества полихромных работ в конце первой трети XVI века, когда появились геральдические гербы исторического происхождения и длинные балюстрады, чтобы упомяните один вид менее загруженного украшения. [10]
Распространение декора всех архитектурных поверхностей привело к созданию новых поверхностей и подпространств, которые, в свою очередь, были обильно украшены, например, ниши и эдикулы . [11]
Итальянские элементы также постепенно развивались в качестве украшения: русты , классические капители , римские арки и особенно гротески. [12]

Украшение имело определенное значение и не может рассматриваться как просто декоративное; так, в домах военнослужащих возлагались лавры, воинские щиты и рога изобилия. Подобным же образом греческие и римские мифы изображались в других местах как отражение абстрактных гуманистических идеалов, так что декоративность стала средством выражения и распространения идеалов Возрождения. [11]
Платареска реализовала и отдала предпочтение новым пространственным аспектам, поэтому caustrales или лестницы из открытых ящиков. появились [13] Однако пространственных изменений по отношению к готической традиции было немного.
Американский платереско
[ редактировать ]В Америке, особенно в сегодняшней Мексике, различные культуры коренных народов находились на определенных стадиях развития, которые можно считать барокко, когда испанцы принесли с собой стиль Платереско. Это европейское явление симбиотически смешалось с местными традициями, так что чистая готическая архитектура не была построена в Америке, а платереско смешалось с индейскими влияниями, вскоре превратившись в то, что стало называться американским барокко. [16]
История
[ редактировать ]Стиль Платереско следует линии Изабеллины , где декоративные элементы итальянского происхождения сочетаются с традиционными иберийскими элементами, образуя орнаментальные комплексы, накладывающиеся на готические структуры. Мы можем говорить о платереске, который сохраняет готические формы в качестве основы до 1530 года. После этой даты, хотя он продолжал использоваться и орнаменты платереска все еще развивались, он стал частью архитектуры, которая начинала включать в себя идеи эпохи Возрождения. В 1563 году, с началом строительства монастыря Сан-Лоренцо-де-Эль-Эскориал , архитектура эпохи Возрождения была очищена благодаря вмешательству Хуана де Эрреры , что положило конец великолепию и распространению платереско на Пиренейском полуострове. [3] Но в Мексике об этом не забыли, что привело к появлению стиля неоплатереско в 18 веке.
В любом случае, платереско, рассматриваемое или нет как стиль, будь то исключительно испанское или, в более широком смысле, европейское, представляет собой переход между стилями готики и ренессанса.
Стиль Изабеллины (15 век)
[ редактировать ]начала развиваться тенденция к яркому украшению В 15 веке в Короне Кастилии из фламандской , исламской и кастильской архитектуры, которая получила название Изабеллинской готики , поскольку большая часть строительства была выполнена по приказу Изабеллы I Кастильской . Эти орнаменты прогрессивной сложности не влияли на внутреннюю структуру зданий.
Нечто подобное произошло в тот же период в Португалии, что привело к появлению так называемого стиля мануэлино .
Платереско-готика (конец 15 века – 1530 г.)
[ редактировать ]
В конце 15 века в Испании началось движение по маскировке готических зданий с помощью витиеватого декора, особенно гротесков, но поверхностное применение этого принципа не изменило пространственных качеств или архитектурной структуры этих зданий. Этот процесс начался, когда эпоха Возрождения пришла в Испанию , и архитекторы начали копировать архитектурные особенности эпохи Возрождения, не понимая стоящих за ними новых идей, то есть не отпуская средневековых форм и идей.
Уже были построены многие из платереско-зданий, к которым были добавлены лишь слои ренессансного орнамента, особенно вокруг проемов (окна и двери), и вообще все неархитектурные элементы, за некоторыми исключениями. [11]
Хотя название «Платереско» обычно применяется к наложению новых элементов эпохи Возрождения на формы, регулируемые средневековыми принципами архитектуры, эта тенденция также наблюдается в испанской живописи и скульптуре того времени. [13]
Платереско-ренессанс (1530–1560).
[ редактировать ]Это период, когда Возрождение утвердилось на Пиренейском полуострове , хотя оно еще не достигло там своего пика. Это событие произошло с внесением поправок Хуаном де Эррерой и Филиппом II Испанским в проект монастыря Эль-Эскориал , строительство которого началось в 1563 году.
К этому времени декор, хотя и еще обильный, полностью соответствует итальянским параметрам и применяется к зданиям, спроектированным в соответствии с логикой идей Возрождения.
Возрождение в Испании: стиль Монтеррея XIX и XX веков или неоплатереск
[ редактировать ]
Стиль Монтеррей или неоплатереск возник в 19 веке. Он был назван в честь Паласио-де-Монтеррей в Саламанке , здания в стиле платереско, построенного в 1539 году. Вызывающий широкое восхищение среди архитекторов 19-го века, он широко имитировался по всей Испании, а новые имитации породили новый исторический стиль - неоплатереск. [17]
Этот стиль просуществовал до начала 20 века, проявляясь в национальных и региональных «возрождениях». Он широко распространился, и, хотя он не был принят в критических кругах академических кругов, некоторые примеры можно найти на Гран-Виа в Мадриде . [18] [19]
В Мексике также появилась новая версия платереска, которая распространилась на юго-запад США, начиная с первой половины 18 века. [20] Этот неоплатереск не следует путать с стилем Испании конца 19 и начала 20 веков, так называемым стилем Монтеррея.
Примеры
[ редактировать ]Платереско архитекторы и художники
[ редактировать ]
- Первого Платереска.
- Диего де Алькасар [21]
- Алонсо де Коваррубиас [22]
- Мартин де Гаинса [23]
- Родриго Хиль де Онтаньон
- Гил Силоамский [24]
- Андрес де Вандельвира [23]
- Диего де Рианьо [23]
- Диего Силоэ [9]
- Васко де ла Сарса [25]
- Неоплатереско.
- Эдуардо Адаро Магро [26]
- Хосе Лопес Саллаберри [27]
Здания в стиле платереско, архитектурные элементы и другие произведения
[ редактировать ]
- Фасад монастыря Сан-Маркос (Леон).
- Башня Гуадрамиро (Саламанка).
- Замок Калле Македа.
- Фасад Университета Саламанки .
- Фасад базилики Святой Марии Понтеведры Майор .
- Больница католических монархов Сантьяго-де-Компостела.
- Фасад Нового собора Саламанки .
- Фасад монастыря Сан-Эстебан Саламанкский.
- Клуатр женского монастыря Саламанки.
- Фасад церкви Санкти Спиритус в Саламанке.
- Дворец Монтеррей в Саламанке.
- Фасад Colegio Mayor de San Ildefonso Университета Алькала-де-Энарес .
- Дом ракушек Саламанки.
- Монастырь Сан-Маркос Леонский.
- Городской совет Севильи .
- Фасад Прощения и балкон мощей собора Кориа.
- Ворота собора Бургоса
- Больница дель Рей в Бургосе.
- Антекрипт и ретрохор собора Паленсии .
- Университет Оньяти , Страна Басков, Испания.
- Порта Майор в Вивейро .
- Металлургический завод Casa de Pilatos в Севилье.
- Фасад церкви Санто-Томас в Аро.
- Кафедра церкви Сан-Андрес-Апостол в Вильянуэва-де-лос-Инфантес.
- Главный вход собора Санта-Мария-ла-Менор в Санто-Доминго, Доминиканская Республика .
- Дом пяти медальонов в Санто-Доминго, Доминиканская Республика, был построен в 1540 году.
- Дом Солнца в замке Херст в Сан-Симеоне, Калифорния , США, построенный в стиле испанского платереска.
- Административное здание Техасского технологического университета , вдохновленное Университетом Алькалы .
- Дворец Веларде в Сантильяна-дель -Мар.
- Розарийский собор в Толедо, штат Огайо.
- Клуатр настоящего монастыря Сан-Зойло , Каррион-де-лос-Кондес , Паленсия
- Дворец завоеваний в Трухильо, Испания.
- Colegio Mayor de San Bartolome , построенный между 1604-1622 годами в Боготе, Колумбия.
Возрождение Платереска
[ редактировать ]В архитектурном стиле испанского колониального возрождения столетия спустя он отличался от более раннего и более простого стиля возрождения миссии с дополнительной изысканностью деталей в стиле Платереско и Чурригереско . Бертрам Гудхью и Карлтон Уинслоу- старший изучали испанские колониальные структуры в Мексике, прежде чем спроектировать Панамско-Калифорнийскую выставку 1915 года в Сан-Диего, Калифорния , которая представила этот стиль Соединенным Штатам и последующую широкую популярность. В Мексике есть и другие примеры, такие как Паласио-де-Корреос-де-Мексико . На Кубе есть Центральный железнодорожный вокзал Гаваны , а в Гватемале — Национальный дворец культуры .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бозал, Валериано; История искусства в Испании: от истоков до Просвещения , стр. 157, 165. Эд Акал (1978). ISBN 978-84-7090-025-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Арельяно, Фердинанд; Латиноамериканское искусство , стр. 101-1. 13–14. Эд. Католический университет Эндрю (1988). ISBN 978-980-244-017-7 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ариас де Коссио, Ана Мария; Искусство испанского Возрождения , стр. 90–91. Эд. Энкуэнтро (2009). ISBN 978-84-7490-909-8 .
- ^ Мэрис, Фердинанд; XVI век: готика и ренессанс , с. 24. Ред. Издательство Силекс (2002). ISBN 978-84-7737-037-6 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Алонсо Руис, Бегонья; Позднеготическая архитектура в Кастилии: los Rasines , с. 23. Ред. Университет Кантабрии (2003 г.). ISBN 978-84-8102-304-6 .
- ^ Бенд Галан, Мануэль; Руководство по испанскому искусству , с. 416. Ред. Издательство Силекс (2003). ISBN 978-84-7737-099-4 .
- ^ Бандала 2003, с. 739
- ^ Ньето Алькаиде, Виктор Мануэль; Моралес, Альфредо Хосе; Чека Кремадес, Фернандо; Архитектура эпохи Возрождения в Испании, 1488–1599 гг. , с. 60. Катедра (1989). ISBN 978-84-376-0830-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бассегода Нонелл, Хуан; История архитектуры , с. 224
- ^ Кесада Марко, Себастьян; Словарь испанской культуры и цивилизации , с. 64. Ред. Акал (1997). ISBN 978-84-7090-305-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Авила, Ана; Изображения и символы в испанской живописной архитектуре (1470–1560) , стр. 80–83. Эд. Антропос (1993). ISBN 978-84-7658-417-0 .
- ^ Аморос, Эндрю и официант, Мануэль; Аннотированная антология испанской литературы: история и тексты: 16 век , с. 183. Ред. Касталия (2006). ISBN 978-84-9740-125-8 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мариас, Фернандо; 17 век: готика и ренессанс , с. 163. Изд. Silex Ediciones (1992). ISBN 978-84-7737-037-6 .
- ^ «Из августинского монастыря » rosademaria.wordpress.com
- ^ «Самые ранние монастыри XVI века на склонах Попокатепетля» . Сайт Центра всемирного наследия .
- ^ Карпентье, Алехо ; Маркес Родригес, Алексис; и Гарсиа Карранса, Арасели; Восстановленные шаги: Очерки теории и литературной критики , с. 37. Библиотечный фонд Аякучо (2003). ISBN 978-980-276-354-2 .
- ^ «Три великих дворца среди неисчислимого наследия Дома Альбы» . Антенна 3 . Ноябрь 1939 года.
- ^ Наваскуес Паласио, Педро и Алонсо Перейра, Хосе Рамон; Гран Виа в Мадриде . Эд. Энкуэнтро (2002). ISBN 978-84-7490-667-7 .
- ^ Сан-Антонио Гомес, Карлос; Мадрид, 98: архитектура кризиса. 1874–1918 , с. 132. Ред. Сообщество Мадрида, Министерство образования и культуры (1998 год). ISBN 978-84-451-1485-8 .
- ^ Суно Эрнандес, Хосе Гуадалупе; История искусств Мексиканской революции , вып. 2, с. 41. Ред. Национальный институт исторических исследований мексиканской революции (1967).
- ^ Фернандо Чуэка Гойтиа; Ars Hispaniae: Архитектура 16 века . Эд. Плюс-Ультра (1953).
- ^ Камон Аснар, Хосе; Платереско-архитектура . Институт Диего Веласкеса (1945).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Агуадо Блейе, Педро, и Алькасар Молина, Каэтано; Руководство по истории Испании: христианские монархи. Дом Габсбургов (1474–1700) , с. 1064. Ред. Эспаса-Кальпе (1963).
- ^ Солдевила, Ферран; История Испании, том. 3 . Эд Ариэль (1999).
- ^ Ривас Кармона, Иисус; Ретрохор испанских соборов: исследование архитектурной типологии , с. 93. Ред. Эдитум (1994). ISBN 978-84-7684-572-1 .
- ^ Бозал, Валериано; История искусства в Испании. От Гойи до наших дней , с. 67. Ред. Акал (1991). ISBN 978-84-7090-027-3 .
- ^ Добросовестная, Мэри Джозеф; Архитектура и национализм: испанские пабильоны в универсальных экспозициях XIX века , гл. 6. Ред. Университет Малаги и Colegio de Arquitectos (1987).