Кастро культура


Культура Кастро ( галисийский : Culture castrexa , португальский : Culture Castreja , Астурийский : Culture Castriega , испанский : Culture castreña , что означает «культура городищ») — археологический термин, обозначающий материальную культуру северо-западных регионов Пиренейского полуострова (современный — день северная и центральная Португалия вместе с испанскими регионами Галисия , Астурия и западный Леон ) с конца бронзового века (ок. 9 века до н. э.) до тех пор, пока она не была поглощена римской культурой (ок. 1 век до н. э.). Это культура, связанная с галлаками и астурами .
Наиболее примечательными характеристиками этой культуры являются обнесенные стеной оппиды и городища , известные в местном масштабе как castros , от латинского castrum «замок», а также нехватка видимых погребальных практик, несмотря на частые захоронения престижных предметов и товаров, мечей и других металлических предметов. богатства скалистых обнажений, рек и других водных объектов со времен Атлантического бронзового века . [1] [2] Эта культурная территория простиралась на восток до реки Карес и на юг до нижней части долины реки Дору .
Область долины Аве в Португалии была основным регионом этой культуры со множеством небольших поселений Кастро, но также включала и более крупные оппиды , cividades (от латинского civitas называли citânias «город»), некоторые из которых археологи из-за своего города. подобная структура: Cividade de Bagunte ( Civitas Bogonti ), Cividade de Terroso ( Civitas Terroso ), Citânia de Briteiros и Citânia de Sanfins. [3]
История
[ редактировать ]Культура Кастро возникла в течение первых двух столетий первого тысячелетия до нашей эры в регионе, простирающемся от реки Дору до Минью , но вскоре распространилась на север вдоль побережья и на восток по речным долинам. [4] достигая горных хребтов, отделяющих атлантическое побережье Пиренейского полуострова от центрального плато или Месеты . Это был результат автономной эволюции атлантических сообществ бронзового века после локального распада обширной атлантической сети обмена престижными предметами. [5]
Конец Атлантического бронзового века.
[ редактировать ]
От реки Мондегу до реки Миньо , вдоль прибрежных районов северной Португалии, в течение последних двух столетий второго тысячелетия до нашей эры на высоких, хорошо сообщающихся местах был основан ряд поселений. [6] расходятся из основной области к северу от Мондего и обычно специализируются на производстве металлургии атлантического бронзового века : котлы , ножи, бронзовые вазы, вертелы, крючки для мяса , мечи, топоры и украшения, относящиеся к благородной элите, которая проводила ритуалы. банкетов и участвовавших в обширной сети обмена престижными предметами от Средиземноморья до Британских островов . Эти деревни были тесно связаны с открытыми поселениями, характерными для первого бронзового века, часто возникавшими вблизи долин и более богатых сельскохозяйственных земель.
С начала первого тысячелетия сеть, по-видимому, разрушается , возможно, потому, что железный век устарел атлантические изделия из олова и бронзы в Средиземноморском регионе, а крупномасштабное производство металлических изделий свелось к разработке топоров и инструментов. , которые до сих пор находят захороненными в очень больших количествах по всему европейскому атлантическому побережью.
Период становления
[ редактировать ]Во время перехода от бронзового века к железному, от реки Дору на территории современной северной Португалии до побережья Галисии. [7] до центральных районов Астурии поселения в искусственно укрепленных местах заменили старую модель открытых поселений. [8] Эти ранние городища были небольшими (не более 1 га) и располагались на холмах, полуостровах или в других естественно защищенных местах, обычно обеспечивающих дальнюю видимость. Искусственная оборона изначально состояла из земляных стен, зубцов и рвов, окружавших внутреннее жилое пространство. Это пространство в основном оставалось пустым, неурбанизированным и использовалось для общественной деятельности, состоящее из нескольких круглых, продолговатых или закругленных квадратных хижин размером от 5 до 15 метров (16–49 футов) в наибольшем измерении. [9] построен из дерева, растительных материалов и глины, иногда укреплен невысокими каменными стенами. Главной внутренней особенностью этих многофункциональных неразделенных кают был очаг , круглый или четырехугольный, который обуславливал использование других помещений комнаты.
По сути, основной характеристикой этого периода становления является принятие сообществом большей власти за счет элит, что отражается в незначительной важности производства престижных предметов, в то время как коллектив вкладывает важные ресурсы и труд в общественные пространства и защита. [10]

Второй железный век
[ редактировать ]С начала VI века до нашей эры культура Кастро пережила внутреннюю экспансию: были основаны сотни новых городищ, а некоторые более старые, мелкие были заброшены для новых укреплений. [11] Эти новые поселения были основаны вблизи долин, вблизи самых богатых сельскохозяйственных угодий, и обычно они защищены несколькими линиями обороны, состоящими из валов, рвов и прочных каменных стен, вероятно, построенных не только как оборонительный аппарат, но и как особенность что могло бы повысить престиж общества. или под стенами находили человеческие останки Иногда в ящиках , что указывает на некий основополагающий защитный ритуал. [12]
За этот период выросло не только количество поселений, но и их размер и плотность. Во-первых, старые привычные хижины часто заменялись группами семейных жилищ, состоящих обычно из одной или нескольких хижин с очагом, а также круглых зернохранилищ, а также удлиненных или квадратных сараев и мастерских. В то же время эти дома и группы, как правило, занимали большую часть внутреннего помещения городищ, уменьшая общественные открытые пространства, которые, в свою очередь, были заменены другими помещениями, такими как сауны , [13] общественные залы и общие кузницы.
Хотя большинство сообществ этого периода имели самодостаточную изолированную экономику, одним из важных изменений стало возобновление торговли со Средиземноморьем теперь независимым Карфагеном , процветающей державой Западного Средиземноморья. Карфагенские купцы доставляли импорт вина, стекла, керамики и других товаров через ряд торговых центров , торговых постов, которые иногда включали храмы и другие сооружения. В то же время археологический регистр, находя большое количество фибул , булавок , щипцов для выдергивания волос, подвесок , сережек , гривен , браслетов и других личных предметов, показывает непреходящую важность человека и его физического здоровья. появление. Хотя археологические данные железного века Кастро предполагают существование очень эгалитарного общества, эти находки предполагают развитие привилегированного класса с лучшим доступом к престижным предметам.
Города | |
---|---|
|
Города
[ редактировать ]
Со II в. до н.э., особенно на юге, часть городищ превратилась в полугородские города-крепости, оппида ; [14] их останки известны на местном уровне как cividades или cidades , города с населением в несколько тысяч жителей, [15] такие как Ктивидаде-де-Багунте (50 га), Бритейрос (24 га), Санфинс (15 га), Сан-Сибрао-де-Лас (20 га) или Санта-Тегра (15 га); некоторые из них были даже больше, чем города Бракара Аугусти и Лукус Аугусти, основанные Римом столетие спустя.
Эти родные города или цитадели характеризовались своими размерами и городскими особенностями, такими как мощеные улицы, оборудованные каналами для стока ливневых вод , резервуарами с питьевой водой и свидетельствами городского планирования. Многие из них также представляли собой внутреннее и верхнее окруженное стенами пространство, относительно большое и почти не урбанизированное, которое называли акрополем местные ученые . Эти оппиды обычно были окружены концентрическими рвами и каменными стенами, до пяти в Бритейросе, иногда укрепленными башнями. Ворота этих оппид становятся монументальными и часто украшены скульптурами воинов.
Жилые помещения оппида часто обносятся внешними стенами, а кухни, сараи, зернохранилища, мастерские и жилые комнаты располагаются вокруг внутреннего мощеного двора, иногда оборудованного фонтанами, водостоками и резервуарами.
Чивидаде-де-Багунте ( Северный регион ) был одним из крупнейших городов площадью 50 гектаров. Города окружены множеством небольших застав, некоторые из которых, возможно, были оборонительными форпостами городов, таких как Кастро-де-Лаундос, который, вероятно, был форпостом Чивидаде-де-Террозо. , цитадели, основанной Августом, есть топоним cividade В Браге , хотя здесь нет никаких археологических находок, кроме древнего названия прихода и доримских бань. Позже Бракара Августа стала столицей римской провинции Галлеция , которая охватывала все земли, когда-то входившие в культуру Кастро.
Урбанизм | |
---|---|
|
Роман был
[ редактировать ]Первая встреча Рима с жителями кастросов и цивидадес произошла во время Пунических войн, когда карфагеняне нанимали местных наемников для борьбы с Римом в Средиземноморье и в Италии.
Позже галлеки поддержали лузитанцев, сражающихся с римлянами, и в результате римский полководец Децим Юний Брут Каллайкус возглавил успешную карательную экспедицию на Север в 137 г. до н. э.; победа, которую он отпраздновал в Риме, дала ему титул Каллаика («Галикийца»). В течение следующего столетия Галлеция все еще была театром военных действий Перпенны (73 г. до н. э.), Юлия Цезаря (61 г. до н. э.) и полководцев Августа (29–19 до н. э.). [16] Но только после того, как римляне победили астурийцев и кантабрийцев в 19 г. до н.э., становится очевидным — через надписи, нумизматические и другие археологические находки — подчинение местных властей Риму.
В то время как I век до нашей эры представляет собой эпоху расширения и зрелости культуры Кастро, находящейся под римским влиянием, а местная экономика, по-видимому, более чем сдерживалась римской торговлей и войнами, в следующем столетии контроль над цыганами стал политическим и военным, и впервые за более чем тысячелетие на равнинах и в долинах были созданы новые неукрепленные поселения, в то время как многочисленные городища и города были заброшены. Страбон писал, вероятно, описывая этот процесс: « пока они не были остановлены римлянами, которые унижали их и низводили большинство их городов до простых деревень » (Страбон, III.3.5).
Культура претерпела некоторую трансформацию в результате римского завоевания и образования римской провинции Галлеция в самом сердце культурной области Кастро; ко 2 веку нашей эры большинство городищ и оппид были заброшены или повторно использовались в качестве святилищ или мест поклонения, но некоторые другие продолжали быть заселенными до 5 века. [17] когда германские свевы обосновались в Галлеции.
Экономика и искусство
[ редактировать ]Как уже говорилось, в то время как экономика бронзового века была основана на эксплуатации и экспорте местных минеральных ресурсов, олова и меди, а также на массовом производстве и распределении престижных предметов на большие расстояния, экономика железного века была основана на экономике товаров первой необходимости. [18] поскольку большинство предметов и продукции были получены на месте или обменялись ими в рамках ближайшей торговли.
В южных прибрежных районах присутствие средиземноморских купцов, начиная с VI века до нашей эры, могло привести к увеличению социального неравенства, что привело к появлению большого количества импортных товаров (прекрасная керамика , фибулы , вино , стекло и другие изделия) и технологических инноваций, таких как круглый гранит. жернова , которые слились бы с местными атлантическими традициями.
Древнеримское военное присутствие на юге и востоке Пиренейского полуострова со II века до нашей эры усилило бы роль автохтонной воинской элиты с лучшим доступом к местным престижным предметам и импорту.
каменная кладка | |
---|---|
|
Продукты питания и пищевое производство
[ редактировать ]Анализ пыльцы подтверждает, что железный век был периодом интенсивной вырубки лесов в Галисии и Северной Португалии, когда луга и поля расширялись за счет лесных массивов . Используя три основных вида инструментов — плуги , серпы и мотыги , а также топоры для рубки леса, жители Кастро выращивали ряд зерновых культур: ( пшеницу , просо , возможно, также рожь ) для выпечки хлеба, а также овес и ячмень , которые они также используется для производства пива . [19] Выращивали также фасоль , горох и капусту , лен для производства тканей и одежды; собирались и другие овощи: крапива , кресс-салат . Большое количество желудей было обнаружено в большинстве городищ на холмах , поскольку их использовали для производства хлеба, когда его поджаривали и измельчали в гранитных каменных мельницах. [20]
Вторым столпом местной экономики было животноводство . Галлеки разводили скот для производства мяса, молока и масла; они также использовали быков для перетаскивания телег и плугов, [21] тогда как лошади использовались в основном для перевозки людей. Они также разводили овец и коз ради мяса и шерсти и свиней ради мяса. Диких животных, таких как олени или кабаны, часто преследовали. В прибрежных районах рыбная ловля и сбор моллюсков важными занятиями были : Страбон писал, что жители северной Иберии использовали кожаные лодки, вероятно, похожие на ирландские курраки и валлийские лодки . для местного судоходства [22] Археологи нашли крючки и грузила для сетей , а также остатки рыб в открытом море, подтверждающие, что жители прибрежных районов были рыбаками. [23]
Металлургия
[ редактировать ]Горное дело было неотъемлемой частью культуры и привлекало средиземноморских купцов, сначала финикийцев , позднее карфагенян и римлян . Золото, железо, медь, олово и свинец были наиболее распространенными добываемыми рудами. Кастро Металлургия очищала металлы из руд и отливала их для изготовления различных инструментов.
В первые века первого тысячелетия до нашей эры бронза по-прежнему оставалась наиболее используемым металлом, хотя постепенно вводилось железо. Основная продукция — орудия труда (серпы, мотыги, плуги, топоры), предметы быта (ножи и котлы), оружие (антенные мечи, наконечники копий). Во время начального железного века местные ремесленники прекратили производство некоторых из наиболее характерных предметов бронзового века, таких как язык карпа, листовидные и рапирные мечи , топоры с двойными кольцами, нагрудники и большинство ювелирных изделий. [24] С этого времени культура Кастро развивает украшения гальштатского типа, но с явным средиземноморским влиянием, особенно в производстве женских украшений. [25] около 120 золотых гривен , изготовленных в трех основных региональных стилях. Известно [26] часто имели большие пустотелые наконечники, содержащие маленькие камни, что позволяло использовать их также в качестве погремушек. Другие металлические артефакты включают мечи и ножи с антенными рукоятками , шлемы Монтефортино с местным декором и жертвенные или вотивные топоры с изображениями сложных сцен жертвоприношений (похожих на классические suovetaurilia ), с гривнами, котлами, оружием, животными различных видов и струнообразными мотивами. . [27]
Декоративные мотивы включают розетки , трискелионы , свастики , спирали , переплетения , а также мотивы пальм, елочек и струн, многие из которых до сих пор вырезаны в романских церквях и до сих пор используются в местном народном искусстве и традиционных предметах в Галисии, Португалия. и север Испании. [28] [29] Эти же мотивы широко использовались и в отделке камня. Скульптура Кастро также показывает, что местные жители вырезали эти фигурки из деревянных предметов, таких как стулья, и вплетали их в свою одежду.
Металлургия | |
---|---|
|
каменная кладка
[ редактировать ]Хотя использование камня для строительства является старой традицией в культуре Кастро, датируемой I веком I тысячелетия до нашей эры, скульптура стала обычной только со II века до нашей эры, особенно в южной половине территории, связанной с оппидой. . Производится пять основных типов, все из гранитного камня: [29]
- Геррейрос или «статуи воинов», обычно изображающие мужчину-воина в стоячей позе, держащего наготове короткий меч и каэтру (маленький местный щит), одетого в кепку или шлем, торк, вирии (браслеты) и украшенную рубашку, юбку и пояс.
- Сидящие статуи: обычно они изображают богов, сидящих на украшенном троне, носящих вирии или браслеты и держащих чашку или горшок. Хотя мотивы автохтонны, их модель явно средиземноморская; тем не менее, в отличие от галлейских, иберийские сидячие статуи обычно изображают богинь. Известны также несколько статуй женских божеств, изображающих стоящую обнаженную женщину только с гривной, как и статуи воинов-мужчин. [30]
- Отрубленные головы: похоже на купе têtes из Франции; [31] они представляют собой мертвые головы и обычно располагались в стенах древних городищ на холмах, и до сих пор их можно найти повторно. В отличие от всех остальных видов, эти более распространены на севере.
- Pedras formosas (буквально «камни красоты»), или тщательно продуманные и скульптурные плиты, используемые внутри саун в качестве дверного проема внутренней комнаты.
- Архитектурное оформление: дома оппид южной Галисии и северной Португалии часто содержат архитектурные элементы с выгравированными благоприятными геометрическими мотивами: розетки, трискелионы, колеса , спирали, свастики, струнообразные и переплетенные узоры и другие. [32]
Педра Формоза Каменная кладка | |
---|---|
|
Гончарное дело и другие ремесла
[ редактировать ]Керамика производилась на местном уровне в самых разных стилях, хотя более богатые люди также владели импортными средиземноморскими продуктами. Самая богатая керамика производилась на юге, от региона Риас-Байшас в Галисии до Дору , где украшения часто штамповали и вырезали на горшках и вазах. [33] Используемые узоры часто указывали на город, в котором они были произведены.
Язык, общество и религия
[ редактировать ]Общество и правительство
[ редактировать ]В I веке нашей эры более 700 000 человек проживали в основном ареале культуры Кастро, в городищах и оппиде. [34] Северные галлеки (лусенсы) делились на 16 популов или племен: лемави, альбионы, сибарки, эгиварри, намарини, адови, аррони, арротребае, кельтичи-нери, кельтичи-супертамарчи, копори, кельтичи-престамарчи, чилены, серри, баедуи . Астуры были разделены на августанцы и трансмонтаны, включающие 22 населения: Гигурри, Тибури, Сусарри, Паэсечи, Лансиенсес, Зоэлы и другие. Южные галлеки (бракарезы), составляющие ареал оппиды, состояли из 24 цивитатов : эллени, грови, леуни, сурби, бракари, интерамники, лимичи, кверкерни, целерни, тамагани, бибали, каллечи, эквазеи, каладуни .. .
Каждый populi или civitas состоял из нескольких замков , каждая из которых включала одно или несколько городищ или оппид, которые сами по себе представляли собой автономное политическое вождество, вероятно, под руководством вождя и сената. Под римским влиянием племена или народы, по-видимому, стали играть важную роль за счет второстепенных образований. [35] С начала нашей эры известно несколько латинских надписей, в которых отдельные лица объявляют себя принцепсами или амбимогидами определенного населения или civitas .
Ономастика и языки
[ редактировать ]
Названия некоторых замков и оппид известны благодаря декларациям о происхождении лиц, упомянутых в эпитафиях и вотивных латинских надписях. [36] ( Берисамо, Летиобри, Эркориобри, Лучочело, Олька, Серанте, Талабрига, Авилиобрис, Мейдунио, Дурбеде... ), через эпитеты местных богов на вотивных алтарях ( Аланиобрика, Берубрико, Этиобриго, Вириоцеленсе ...) и свидетельства классические авторы и географы ( Адробрика, Эбора, Абобрика, Неметобрига, Бригантиум, Олина, Каладунум, Тайд, Гландомирум, Оцелум... ). Еще несколько названий можно вывести из современных топонимов, например, те, которые содержат эволюцию кельтского элемента brigs, означающего «холм», и характерно связаны со старыми городищами на холмах. [37] [38] ( Tragove, O Grove < Ogrobre, Canzobre < Caranzobre, Cortobe, Lestrove, Landrove, Iñobre, Maiobre ...) Примерно половина долатинских топонимов римской Галлеции были кельтскими, а остальные были либо некельтскими, западными индоевропейскими, либо некельтскими. или смешанные топонимы, содержащие кельтские и некельтские элементы. [39]
О местных личных именах известно менее двухсот, [40] многие из которых имеются также либо в Лузитании, либо у Астур, либо у Кельтиберов. Хотя многие из них имеют определенную кельтскую этимологию, [41] [42] часто связанные с войной, славой или доблестью, другие демонстрируют сохранение /p/ и поэтому, вероятно, лузитанские лучше, чем собственно кельтские; в любом случае многие имена могли быть кельтскими или лузитанскими или даже принадлежать другому индоевропейскому местному языку. Среди наиболее частых имен — Reburrus , Camalus (относящийся к древнеирландскому cam «битва, встреча»), Caturus (от кельтского *katu- «битва»), Cloutius (от кельтского *klouto- «слава», с производными от Clutamus ). Очень Знаменитый' и Клутай , и составное Vesuclotus '(Тот, кто имеет) Хорошую Славу'), Медамус , Бутиус , Ловесий , Пинтам , Ладрон , Апилус , Андамус (может быть, к кельтскому и-amo- 'Низший'), Блоэна , Эбура / Эбура , Альбура , Арий , Целий и Целик (по кельтскому * kaylo- 'предзнаменование'), Целтиатис , Талавиус , Вириат и другие.
Определенное количество личных имен также характерно только для Галлеции, среди них Артий (от кельтского *arktos «медведь»), Нантия и Нантиус (от кельтского *nant- «борьба»), Камбавиус (от кельтского *kambo- «наклоненный»). , Vecius (вероятно, кельтский, от PIE *weik- «бой»), Cilurnius (от кельтского *kelfurn- «котел»), Mebdius , Coralius (от PIE *koro- «армия»), Melgaecus (от PIE * hmelg- ' молоко'), Loveius , Durbidia , Lagius , Laucius , Aidius (от кельтского *aidu- 'огонь'), Balcaius ; и составные названия Verotius , Vesuclotus , Cadroiolo , Veroblius , а также другие составные и производные имена.
Очень характерной для народов культуры Кастро (галлаки и западных астур) является их ономастическая формула. В то время как ономастическая формула у кельтиберов обычно состоит из имени, за которым следует отчество, выраженное в родительном падеже, а иногда и отсылка к роду , полное имя народа Кастро составлялось следующим образом:
- Имя + Отчество (родительный падеж) + [необязательное указание на народность или нацию (именительный падеж)] + «кастелло» или его краткая форма «>» + происхождение человека = имя кастро ( аблатив)
Таким образом, такое имя, как Caeleo Cadroiolonis F Cilenvs > Berisamo, будет означать Кайлиоса, сына Кадройоло, киленца из городища по имени Берисамо . [43] Известны и другие подобные антропонимические модели, относящиеся в основном к людям, родившимся в регионах между реками Навиа в Астурии и Дору в Португалии, древней Галлеции, среди них:
- Ницер Клвтоси > Кариака Принципис Альбионум: Ницер, сын Клутозиуса, из (городища, известного как) Кариаки, принца Альбионов.
- Апана Амболли F Celtica Supertam(arica)> [---]obri: Апана, дочь Амболла, супер-тамарического кельта, из (городища, известного как) [-]obri.
- Анцеитвс Ваччи F Лимичс > Талабрик(а): Анчетос, сын Ваччиоса, лимика, из (крепости на холме, известной как) Талабрига.
- Бассвс Медами Ф Гроввс > Верио: Бассос, сын Медамоса, гровианца, из (крепости на холме, известного как) Верио.
- Ладрону[s] Довай Бра[ка]рус Кастель[о] Дурбеде: Ладронос, сын Довайоса, бракарана, из замка Дурбеде.
Религия
[ редактировать ]Религиозные объекты | |
---|---|
|
Религиозный пантеон был обширен и включал местных и панкельтских богов. Среди более поздних наиболее значимым был Лугус ; [44] 5 надписей [45] известны посвящением этому божеству, имя которого часто выражается в дательном падеже множественного числа (LUGUBO, LUCOUBU). Вотивные алтари, содержащие эти посвящения, часто имеют три отверстия для даров или жертвоприношений. Другие панъевропейские божества включают Борманика (бога, связанного с горячими источниками), Матрес , [46] и Сулис или Сулевиа (SULEIS NANTUGAICIS). [47]
Более многочисленны вотивные надписи, посвященные автохтонам Косусу , Бандуа , Набии и Реуэ . Сохранились сотни латинских надписей с посвящениями богам и богиням. Археологические находки, такие как церемониальные топоры, украшенные сценами жертвоприношений животных, а также скульптуры отрубленных голов и свидетельства классических авторов, подтверждают церемониальное жертвоприношение животных. [48] и, вероятно, включая человеческие жертвоприношения, как у галлов и лузитанцев.
Наибольшее количество местных божеств, обнаруженных на всем Пиренейском полуострове, расположено в Галисийском и Лузитанском регионах, и модели, предполагающие фрагментированный и дезорганизованный пантеон, были отвергнуты, поскольку количество божеств, встречающихся вместе, аналогично другим кельтским народам в Европе и древним цивилизациям. . [ нужна ссылка ] [ сомнительно – обсудить ]
Косусу , мужскому божеству, поклонялись в прибрежных районах, где проживали кельтики , от региона вокруг Авейру , Порту и до Северной Галисии, но редко внутри страны, за исключением региона Эль-Бьерсо в Леоне, где этот культ приписывался. [49] до известного прибытия галицких горняков, особенно из числа кельтов-супертамаричей . Это божество не было зарегистрировано в тех же районах, где встречаются божества Бандуа, Реуэ и Набии, и Эль-Бьерсо следует той же схеме, что и на побережье. С теонимической точки зрения это предполагает наличие некоторых этнокультурных различий между побережьем и внутренними районами. за исключением народа Гровий , Помпоний Мела, утверждал, что все население было кельтским и Косу там не поклонялись. Плиний также отвергал утверждение, что Гровии были кельтами, он считал, что они имеют греческое происхождение.
Бандуа тесно связан с римским Марсом, и женщины ему поклоняются реже. Религиозная природа Косуса имела много общего с религиозной природой Бандуа. Бандуа обладал воинственным характером и защитником местных сообществ. Культы этих двух богов не пересекаются, а скорее дополняют друг друга, занимая практически всю западную территорию Пиренейского полуострова. В поддержку этой идеи не было обнаружено никаких свидетельств того, что женщины поклонялись любому из памятников, посвященных Косусу. Стоянки косусов встречаются рядом с населенными пунктами, например, в Санфинсе и поселении недалеко от Ла-Коруньи, Галисия.
У Набии было двойное обращение: одно мужское и одно женское. Верховная Набия связана с Юпитером и другим воплощением божества, отождествляемым с Дианой, Юноной или Викторией или другими людьми из римского пантеона, связанным с защитой и защитой общества или здоровьем, богатством и плодородием. Бандуа, Реуэ, Арентиус — Арентия , Квангей , Мунидис , Требаруна , Ланеана , а Набия, почитаемая в сердце Лузитании, почти полностью исчезает за границей с Веттонами .
Бандуа , Реуэ и Набии поклонялись в центральной части Лузитании (включая Северную Эстремадуру до Бейра-Байши и Северную Лузитанию), и, достигнув внутренней Галисии , распространение этих богов по всей северной внутренней территории показывает культурную преемственность с Центральной Лузитанией.
Погребальные обряды в основном неизвестны, за исключением нескольких мест, таких как Чивидаде-де-Террозо , где кремация практиковалась .
Основные сайты
[ редактировать ]Кандидаты в список всемирного наследия в 2010 году.
- Citânia de Briteiros , Гимарайнш , Северная Португалия
- Citânia de Sanfins , Пасуш-де-Феррейра , Северная Португалия
- Читания-де-Санта-Лузия , Виана-ду-Каштелу , Северная Португалия
- Citânia do Monte Mozinho , Пенафиел , Северная Португалия
- Город Террозо , Повуа-ди-Варзин , Северная Португалия
- Город Багунте , Вила-ду-Конде , Северная Португалия
- Город Анкора , Каминья и Виана-ду-Каштелу , Северная Португалия.
- Санта Трега , Гуарда , Галисия
- Сан-Сибрао-де-Лас , Оренсе , Галисия
- Кастро-де-Сан-Лоуренсо , Эшпозенде , Северная Португалия
- Кастро-де-Альварельюс , Трофа , Северная Португалия
- Кастро де Кармона , Барселуш , Северная Португалия
- Кастро-де-Эйрас , Вила-Нова-де-Фамаликан , Северная Португалия
- Кастро-де-Сан-Жулиан , Вила-Верде , Северная Португалия
- Кастромао , Оренсе , Галисия
- Оутейру Лесеньо , Ботикас , Северная Португалия
- Оутейру Карвальельос , Ботикас , Северная Португалия
- Оутейру-ду-Популу , Алижу , Северная Португалия
- Холм Ромарис , Санта-Мария-да-Фейра , Северная Португалия
- Оутейру-де-Байойнс , Сан-Педро-ду-Сул , Северная Португалия
- Оутейру-де-Каркода , Сан-Педру-ду-Сул , Северная Португалия
- Борнейро , Ла-Корунья , Галисия (Испания)
- Cabeço do Vouga , Агеда , Центральная Португалия
- Виладонга , Луго , Галисия
- Городище Баронья, Порту-ду-Сон , Галисия
- Деталь Ситания -де-Ста-Лузия, Ареоза , Северный регион.
- Каштру-ду-Падрау, Санту-Тирсо , Северный регион
- Citânia de Sanfins, Пасуш-де-Феррейра , Северный регион
- Романизированный кастро в Виладонге, Кастро-де-Рей , Галисия.
Другие Кастро в Астурии (Испания):
Кастро | Место | Встречаться | Комментарии |
Кариака Кастро не идентифицирован, поскольку лишь небольшая часть Кастро названа его старыми именами (например, Коанья). Важные Кастро на территории Альбиона, недалеко от стелы Ницера и рек Навия и Эо: Коанья, Чао-де-Самартин, Пендия и Тарамунди.
См. также
[ редактировать ]- Список каст в Галисии
- Кельтские топонимы в Галисии
- Список кельтских топонимов в Португалии
- Кельты
- Галлечи
- Галицкий институт кельтских исследований
- Галлейский язык
- Испано-кельтские языки
Примечания
[ редактировать ]- ^ Родригес-Коррал, Дж. (2009): 13.
- ^ Комендадор Рей, Беатрис. «Пространство и память в устье реки Алла (Галисия, Испания)» (PDF) . Концептуализация пространства и места: о роли силы, памяти и идентичности в построении пространства от верхнего палеолита до железного века в Европе . Археопресс . Проверено 26 апреля 2011 г.
- ^ Армандо Коэльо Феррейра да Силва Кастро Культура на северо-западе Португалии Археологический музей Ситания-де-Санфинс, 1986 г.
- ^ Родригес-Коррал, Дж. (2009): 17-18.
- ^ Родригес-Коррал, Дж. (2009): 15.
- ^ Родригес-Коррал, Дж. (2009): 11.
- ^ , был обнаружен и разрушен после краткого изучения укрепленный завод по производству бронзы 9-го века до нашей эры В 2006 году в Пунта-Лангостейре, недалеко от современной Ла-Коруньи . См. http://www.manuelgago.org/blog/index.php/2010/11/03/o-drama-historico-do-porto-exterior-da-coruna/
- ^ Родригес-Коррал, Дж. (2009): 17.
- ^ Родригес-Коррал, Дж. (2009): 21.
- ^ Родригес-Коррал, Дж. (2009): 14.
- ^ Это случай Нейксона Пекено , заброшенного после строительства близлежащего городища Нейксон -Гранде (Родригес Коррал, J 2009: 34).
- ^ Родригес Коррал, Дж. 2009: 177-180.
- ^ «Теперь некоторые из народов, живущих близ реки Дуриус, живут, как говорят, по образу лаконцев: дважды в день посещают комнаты для миропомазания и принимают омовения в парах, поднимающихся от нагретых камней, омываются в холодной воде, и есть только один раз в день; и все это чисто и просто». (Страбон, III.3.3)
- ^ Термины oppida и urbs используются классическими авторами, такими как Плиний Старший и Помпоний Мела, для описания главного укрепленного города северо-западной Иберии.
- ^ Родригес Коррал (2009), с. 57
- ^ Археологи приписывают этим экспедициям и кампаниям частичное разрушение или оставление некоторых из крупнейших оппид северной Португалии (ср. Ариас Вилас 1992: 18 и 23).
- ^ (ср. Ариас Вилас 1992: 67).
- ^ Гонсалес Гарсия, FJ, изд. (2007). Города Кельтской Галиции . Акал. п. 275. ИСБН 978-84-460-2260-2 .
- ^ Гонсалес Гарсия, FJ, изд. (2007). Города Кельтской Галиции . Акал. п. 205. ИСБН 978-84-460-2260-2 .
- ^ «Горцы две трети года едят желуди, которые они сначала высушивают и измельчают, а затем измельчают и превращают в хлеб, который можно хранить в течение длительного времени». (Страбон III.3.7)
- ^ Родригес Коррал 2009: 81.
- ^ «Опять же, до времен Брута они использовали лодки из дубленой кожи из-за приливов и мелководья, но теперь уже даже выкопанные каноэ редки». (Страбон, III.3.7.)
- ^ Родригес Коррал, Хавьер (2009). Кастрея Галисия . молния например 85. ИСБН 978-84-936613-3-5 .
- ^ Гонсалес Гарсия, FJ (2007). п. 261.
- ^ «Ювелирные украшения культуры Кастро основаны на моделях, типах и техниках Гальштата. Гальштат D, датированный по фибулам периодом с 525 по 470 г. до н. э. (...), представил методы штамповки и инкрустации, а также предметы, считающиеся мужскими: гривны, браслеты, диадемы и амулеты. На этой основе действовало средиземноморское течение, принесшее филигрань, гранулят и новые виды предметов, считающихся женскими: серьги и воротники». ['Ювелирное дело Кастро основано на статических моделях, типах и украшениях. Гальштат D, датированный по фибулам между 525 и 470 годами до нашей эры, (...) принесет с собой технику нанесения узоров и репуссирования, а также ксоиасы, считающиеся мужскими на Северо-Западе, такие как крутящие моменты, браслеты, диадемы и амулеты. На эту основу будет действовать средиземноморское течение, которое выявит филигрань, гранулы и новые типы, подобные женщинам, такие как арракады и шарнирные ожерелья»] Calo Lourido, F. A Cultura Castrexa . Наша Земля. 1993. ISBN 84-89138-71-0 . п. 131.
- ^ Гонсалес Руибаль, Альфредо (2004). п. 140-144.
- ^ Гарсия Кинтела (2005), стр. 529-530.
- ^ см . Ромеро, Бенедикт Магическая геометрия Галиции . Иди и иди 2009. ИСБД 978-84-7680-639-5.
- ^ Jump up to: а б Гонсалес Руибаль, Альберто (2004).
- ^ Гонсалес Руибаль, Альберто (2004), стр. 123-124.
- ^ Гонсалес Руибаль, Альберто (2004) с. 135.
- ^ Гонсалес Руибаль, Альберто (2004), стр. 126-133.
- ^ Гонсалес Руибаль, Альберто (2004) с. 154-155.
- ^ см . Плиний Старший. Естественная история, III.27-28.
- ^ Гонсалес Гарсия, FJ (2007), стр. 336-337.
- ^ см . Онлайн-база данных Hispania Epigraphica .
- ^ Проспер, Б.М. (2002) Доримские языки и религии западной части Пиренейского полуострова . Университет Саламанки. 2002. ISBN 84-7800-818-7 . стр. 374-380
- ^ Кох, Джон Т., изд. (2006). Кельтская культура: историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 790 . ISBN 1-85109-440-7 .
- ^ Курчин, Леонард А. (2008). «Топонимы Римской Галиции: Новое исследование» . Записные книжки исследований Гальегоса . Л.В. (121): 109–136 . Проверено 22 декабря 2010 г.
- ^ См. Хосе Мария Вальехо Руис, Попытки определить галисийскую антропонимическую область , стр. 227-262, в Кремер, Дитер, изд. (2009). Галицкая ономастика II: доримская ономастика и ономастика и языковая ситуация северо-запада полуострова: протоколы второго коллоквиума, Лейпциг, 17–318 октября 2008 г. Сантьяго-де-Компостела: Университет Сантьяго-де-Компостела. ISBN 978-84-9750-794-3 .
- ^ См. Лухан Мартинес (2006) с. 717-721.
- ^ См. Зейдлер, Юрген (2007) Кельто-римские контактные имена в Галисии , стр. 46-52, в Кремер, Дитер, изд. (2007). Галицкая ономастика И. Сантьяго-де-Компостела: Университет Сантьяго-де-Компостела.
- ^ См. Хуан Сантос Янгуас, Снова о Кастелле: природа, территория и интеграция в Сьюитас , стр. 169-183, в Кремер, Дитер, изд. (2009). Галицкая ономастика II: доримская ономастика и ономастика и языковая ситуация северо-запада полуострова: протоколы второго коллоквиума, Лейпциг, 17–318 октября 2008 г. Сантьяго-де-Компостела: Университет Сантьяго-де-Компостела. ISBN 978-84-9750-794-3 .
- ^ Оливарес Педреньо (2002) с. 203-218.
- ^ Браньяс Абад, Роза. Между мифами, обрядами и святилищами. Галайко-Лузитанские боги . п. 402, в Гонсалесе Гарсиа (2007).
- ^ Марко Саймон, Ф. (2005) с. 302-303.
- ^ Лухан Мартинес (2006) с. 722.
- ^ Армада, Хосе-Луа; Гарсиа-Вуэльта, Оскар. «Атрибуты воина, приношения общины. Интерпретация токов через иконографию» . СТУЛ Eumesa журнал исследований . Проверено 16 июля 2015 г.
- ^ Оливарес Педреньо, Хуан Карлос (2007). «Гипотеза о культе Бога Коссуэ в Эль-Бьерсо (Леон): добыча полезных ископаемых и миграция» (PDF) . Палеогиспанистика . 7 : 143–160 . Проверено 2 мая 2012 г.
Библиография
[ редактировать ]- Ариас Вила, Ф. (1992). Романизация Галиции . Наша Земля 1992 год ISBN 84-604-3279-3 .
- Армада, Хосе-Луа; Гарсиа-Вуэльта, Оскар. «Атрибуты воина, приношения общины. Интерпретация токов через иконографию» . СТУЛ Eumesa журнал исследований . Проверено 16 июля 2015 г.
- Аян Вила, Ксурхо (2008). Круглый железный век: круглый дом в городищах на северо-западе Пиренейского полуострова. Архивировано 24 июня 2011 г. в Wayback Machine . В e-Keltoi, Том 6: 903-1003. Попечительский совет системы UW, 2008. ISSN 1540-4889.
- Кало Луридо, Ф. (1993). Культура Кастрекса . Наша Земля 1993 год ISBN 84-89138-71-0 .
- Гарсиа Кинтела (2005). Кельтские элементы на северо-западе Испании в доримские времена. Архивировано 31 января 2015 г. в Wayback Machine . В e-Keltoi, Том 6: 497-569. Попечительский совет системы UW, 2005. ISSN 1540-4889.
- Гонсалес Гарсия, FJ (редактор) (2007). Города Кельтской Галиции. АКАЛ. 2007. ISBN 978-84-460-2260-2 .
- Гонсалес Руибаль, Альфредо (2004). Художественное выражение и материальная культура в кельтской Галлеции. Архивировано 22 января 2015 г. в Wayback Machine . В e-Keltoi, Том 6: 113–166. Попечительский совет системы UW, 2004. ISSN 1540-4889.
- Жудисе Гамито, Тереза (2005). Кельты в Португалии. Архивировано 8 октября 2012 г. в Wayback Machine . В e-Keltoi, Том 6: 571-605. Попечительский совет системы UW, 2005. ISSN 1540-4889.
- Лухан Мартинес, Эухенио Р. (2006) Язык (языки) каллечи [ постоянная мертвая ссылка ] . В e-Keltoi, Том 6: 715-748. Попечительский совет системы UW, 2005. ISSN 1540-4889.
- Марко Симон, Франциско (2005). Религия и религиозные обряды древних кельтов Пиренейского полуострова . В e-Keltoi, Том 6: 287-345. Попечительский совет системы UW, 2005. ISSN 1540-4889.
- Оливарес Педреньо, Хуан Карлос (2002). Боги кельтской Испании . Мадрид: Университет Алаканта. ISBN 9788495983008 .
- Парсеро-Убинья К. и Кобас-Фернандес I (2004). Археология железного века северо-запада Пиренейского полуострова . В e-Keltoi, Том 6: 1-72. Попечительский совет системы UW, 2004. ISSN 1540-4889.
- Проспер, Б.М. (2002) Доримские языки и религии западной части Пиренейского полуострова . Университет Саламанки. 2002. ISBN 84-7800-818-7 .
- Родригес-Коррал, Хавьер (2009). Кастрекса Галисия . молния 2009 год ISBN 978-84-936613-3-5 .
- Ромеро, Биейто (2009). Магическая геометрия Галиции . Иди и иди 2009 год ISBN 978-84-7680-639-5 .
- Сильва, AJM (2012), Жизнь за рекой забвения. Портрет деревенской общины Кастро-ду-Виейто во время интеграции северо-запада Пиренейского полуострова в orbis Romanum (устье Рио-Лима, северо-запад Португалии) (на французском языке), Оксфорд, Соединенное Королевство: Archaeopress
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сильва, AJM (2009), Жизнь за рекой забвения. Портрет деревенской общины Кастро-ду-Виейто во время интеграции северо-западной части Пиренейского полуострова в orbis romanum (устье реки Рио-Лима, северо-запад Португалии), докторская диссертация, представленная в Университете Коимбры в марте 2009 г., 188p. . PDF-версия .

- Кастро культура
- Кельтские археологические культуры
- Культуры Европы железного века
- Археологические культуры Европы
- Археологические культуры Португалии
- Железный век Португалии
- Археологические культуры Испании
- История Галисии (Испания)
- Культура Галиции
- История Астурии
- История Кантабрии
- Кастилия и Леон
- Предыстория Страны Басков
- Заведения 9 века до нашей эры
- Разрушения I века до н.э.