Укрепленное укрытие для самолетов
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2008 г. ) |


Усиленное укрытие для самолетов ( HAS ) или защитное укрытие для самолетов ( PAS ) — это усиленный ангар для размещения и защиты военных самолетов от атак противника. Соображения стоимости и практичность конструкции ограничивают их использование самолетами размером с истребитель .
Фон
[ редактировать ]HAS являются мерой пассивной защиты (т. е. они ограничивают эффект атаки в отличие от активной защиты, такой как ракеты «земля-воздух» , целью которых является предотвращение или, по крайней мере, ослабление атак противника). Широкое распространение усиленных укрытий для самолетов. можно проследить до уроков, извлеченных из операции «Фокус» во время арабо-израильской Шестидневной войны 1967 года , когда израильские ВВС уничтожили незащищенные египетские ВВС , в то время самые крупные и передовые военно-воздушные силы в арабском мире, на своем авиабазы аэродромы . [ нужна ссылка ]

Как и в случае со многими военными предметами, будь то конструкции, танки или самолеты, наиболее активное их применение пришлось на период Холодной войны . Страны НАТО и Варшавского договора построили сотни HAS по всей Европе . В этом контексте были построены усиленные укрытия для самолетов для защиты самолетов от обычных атак, а также ядерных , химических и биологических ударов. Убежища НАТО, построенные по стандартным проектам на всем континенте, были спроектированы так, чтобы выдерживать прямое попадание бомбы весом 500 фунтов (226 кг) или попадание бомбы большего размера (т. е. более 1000 фунтов). Теоретически HAS также создавались для защиты самолетов от ядерного удара; однако эффект такого нападения на , вспомогательные объекты и персонал аэродрома рулежные дорожки , взлетно-посадочные полосы сделал бы любую ответную миссию чрезвычайно трудной, а последующее возвращение и перевооружение — практически невозможным.
В эпоху после холодной войны ценность концепции HAS еще больше снизилась из-за внедрения высокоточных боеприпасов (PGM). [ нужна ссылка ] Иракские ангары HAS были построены по стандартам, несколько более высоким, чем убежища НАТО или Варшавского договора, но, тем не менее, оказались практически бесполезными во время войны в Персидском заливе . [ нужна ссылка ] Ранние попытки победить их обычно включали удар «один-два» с использованием ракеты с телевизионным наведением, чтобы взорвать двери, после чего бросали бомбы спереди. Усилия США вскоре сводились к простому сбросу на вершину бомбы с лазерным наведением массой 2000 фунтов , которая легко пробила крышу и взорвалась внутри. [ нужна ссылка ] При этом, однако, ангары НАТО по-прежнему будут полезны против сил любого противника, который предположительно может в краткосрочной перспективе вовлечь Европу в вооруженный конфликт (чьим возможностям обычно не хватает систем точного наведения, необходимых для поражения защитного щита, который предлагают такие ангары). . [ нужна ссылка ]
Преимущества
[ редактировать ]
- Снижает уязвимость самолетов ко всему высокоточному оружию, кроме самого точного.
- Обеспечивает защиту от химического оружия .
- Не позволяет спутниковой/ воздушной разведке обнаружить присутствие самолетов.
- Позволяет проводить техническое обслуживание и разворот самолета в непогодных и относительно безопасных условиях.
- В сочетании с активной обороной аэродрома повышает живучесть самолетов обороняющихся и стоимость их уничтожения для сил противника.
- Альтернативный вариант - рассредоточение самолетов по множеству разных баз снижает эффективность самолетов как на уровне эскадрилий , так и на уровне ВВС.
- Оружие, в том числе ядерное , может храниться в ХАС, иногда в хранилище под самолетом; например, ВВС США Система хранения и безопасности оружия (WS3).
Недостатки
[ редактировать ]
- Они находятся в фиксированном известном положении.
- Укрепленные убежища стоят дорого. В 1999 году усиленное укрытие для одного самолета стоило бы ВВС США 4 миллиона долларов. [1] и это не включало бы затраты на строительство укреплённых укрытий для запасных частей самолётов и другого оборудования, командования и управления и т.д. [1]
- Укрепленные укрытия для самолетов не защищают личный состав ВВС. Во время войны в Персидском заливе количество личного состава, необходимого для воздушных операций, достигало тысяч. Их разместили в палатках в пустыне, уязвимых для ракетных обстрелов. [1]
- Укрепленные убежища обычно слишком малы для размещения больших самолетов, таких как стратегические транспортные самолеты и большие самолеты наблюдения .
- Время, затраченное на строительство, требует предварительного планирования относительно наиболее вероятных зон боевых действий. Если конфликт разгорается быстро, самолеты могут остаться без защиты; например, как во время войны в Персидском заливе в 2003 году , так и в войне в Ираке многие самолеты коалиции имели только солнцезащитные навесы, а не защищенные объекты.
- При первой разработке вероятность прямого попадания была минимальной. Сегодня, при наличии высокоточных боеприпасов (PGM) и адекватной подготовки, прямое попадание в HAS является тривиальной задачей. Авиация коалиции уничтожила более половины иракских HAS во время войны в Персидском заливе.
Альтернативы
[ редактировать ]Раздвижные укрытия
[ редактировать ]Развертываемые укрытия с кевларовой подкладкой могли защитить самолеты от бомб (распространенное противоаэродромное оружие). Однако это не обеспечит никакой защиты от МПГ.
Рассредоточение по базам
[ редактировать ]Более широкое рассредоточение (расстояние между самолетами) на аэродромах снизит уязвимость самолетов. Это также вынудит противника значительно увеличить количество атакующих самолетов или проводить больше времени над целью. В любом случае защита аэродрома нанесла бы агрессору тяжелый урон. Однако, как и в случае с HAS, рассредоточение может быть дорогостоящим и потребует массивного строительства твердых конструкций. Оборона от вражеского спецназа также сложнее.
Рассредоточение между базами
[ редактировать ]Рассредоточение самолетов между многими базами значительно увеличивает стоимость атаки определенного количества самолетов, измеряемую количеством требуемых штурмовиков. Однако этот вариант также увеличивает стоимость операций обороняющихся и снижает их эффективность.
Рассредоточение по полосам шоссе
[ редактировать ]Рассредоточение самолетов по полосам шоссе предоставит злоумышленнику множество целей, которые невозможно атаковать одновременно. Выживаемость повышается, если обороняющийся также выбирает мобильную тактику, используя каждую полосу шоссе для ограниченного количества вылетов, прежде чем перейти к другой. При наличии копеечных пакетов по два-четыре самолета в каждой точке такая тактика увеличивает сложность эффективной координации и управления войсками, а также повышает уязвимость к атакам с земли. Однако при правильном планировании эти проблемы не являются непреодолимыми.
Подземные ангары
[ редактировать ]Несколько военно-воздушных сил использовали туннели, вырытые в склоне горы, в качестве подземных ангаров .
Швеция: Bas 60 и Bas 90
[ редактировать ]Швеция разработала свою собственную альтернативу во время холодной войны. В конце 1950-х годов шведские ВВС представили систему авиабаз Bas 60, которая основывалась как на принципе рассредоточения между базами, так и на принципе одновременного рассредоточения на базах. В качестве альтернативных баз также были введены взлетно-посадочные полосы (полосы шоссе). Бас 60 был в первую очередь ответом на ядерную угрозу, поэтому после Шестидневной войны в 1967 году и появления штурмовиков дальнего действия, таких как Су-24 , система получила дальнейшее развитие в Бас 90. Усовершенствования системы Bas 90 включали строительство коротких резервных взлетно-посадочных полос в непосредственной близости от авиабаз и дальнейшее рассредоточение позиций самолетов и наземных операций. Рейнджеры ВВС Швеции также были созданы специально для противодействия угрозе проникновения спецназа противника. [2]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Вик 1999 , с. 31.
- ^ Рюстедт, Йорген (01 октября 2005 г.). «Авиационная базовая система 60» (PDF) .
Рюштедт, Йорген (25 апреля 2009 г.). «Авиационная базовая система 90» (PDF) .
Торнелл, Бернт (5 февраля 2007 г.). «Шведские военные авиабазы» (PDF) .
Андерссон, Леннарт (23 ноября 2006 г.). «Шведские резервные дорожные базы» (PDF) .
Источники
[ редактировать ]- Вик, Алан Дж. (1999). Атаки авиабаз и оборонительные меры: исторические уроки и будущие вызовы . Корпорация РЭНД .