Операция Фокус
Операция Фокус | |
---|---|
Часть Шестидневной войны | |
Объем деятельности | Воздушный удар |
Запланировано | ЦАХАЛ |
Цель | Уничтожить египетские, иорданские и сирийские самолеты. |
Дата | 5 июня 1967 г. |
Исполнил | Израильские ВВС |
Исход | Победа Израиля
|
Операция «Фокус» ( иврит : מבצע מוקד , Мивца Мокед ) была первым авиаударом Израиля в начале Шестидневной войны в 1967 году. Иногда ее называют «Синайским авиаударом». 5 июня 1967 года в 07:45 ВВС Израиля (IAF) под командованием генерал-майора Мордехая Хода нанесли массированный авиаудар, уничтоживший большую часть египетских ВВС на земле. После ответных атак Сирии и Иордании израильские ВВС начали бомбить авиабазы в этих странах. К полудню Египта, Иордании и были уничтожены ВВС Сирии общей численностью около 450 самолетов. Ему также удалось вывести из строя 18 аэродромов в Египте, что затруднило операции египетской авиации на время войны, и оно остается одной из самых успешных кампаний воздушного нападения в военной истории.
Краткое содержание
[ редактировать ]Израильские ВВС запустили в эксплуатацию все свои почти 200 боевых самолетов, кроме 12. [ 1 ] и состоящий в основном из Dassault Mirage III , Dassault Mystère IV , Dassault Super Mystère , Dassault Ouragan , Sud Aviation Vautour и Fouga Magister . Воздушные атаки проводились тремя основными волнами и несколькими меньшими волнами в течение нескольких дней после операции. Всего было уничтожено 452 самолета противника, большая часть которых находилась на земле. В результате ВВС практически полностью контролировали небо и смогли эффективно помогать наземным подразделениям Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ).
Оперативный успех был достигнут за счет сосредоточения внимания на первоначальном разрушении взлетно-посадочных полос с помощью нового вида оружия — ракетной противовзлетной боеголовки . Прототип французско-израильской программы противовоздушной обороны использует торможение ракеты над целью, чтобы направить боеголовку прямо на атакуемую взлетно-посадочную полосу; на заданной высоте вторая ракета-ускоритель зажигается и прогоняет боеголовку через покрытие взлетно-посадочной полосы, прежде чем она взорвется. Взрыв создает небольшую воронку над большой новой воронкой , а это означает, что поврежденную секцию взлетно-посадочной полосы необходимо полностью удалить, прежде чем можно будет отремонтировать воронку, а не обычную воронку от бомбы, которую просто засыпают и залачивают. После того, как взлетно-посадочные полосы были выведены из строя, самолеты целых авиабаз были фактически остановлены и стали жертвами последующих волн атак, что привело к почти полному господству Израиля в воздухе . [ 2 ] [ 3 ]
Хронология
[ редактировать ]5 июня 1967 г.
[ редактировать ]Оборонительная инфраструктура Египта была крайне плохой, и ни один аэродром еще не был оборудован прочными укрытиями для самолетов, способными защитить военные самолеты Египта в случае нападения. Израильские военные самолеты пролетели над Средиземным морем , а затем повернули в сторону Египта. Тем временем египтяне препятствовали собственной обороне, фактически отключив всю свою систему противовоздушной обороны : они были обеспокоены тем, что повстанческие египетские силы собьют самолет, на борту которого находились фельдмаршал Амер и генерал-лейтенант. Седки Махмуда , которые направлялись с авиабазы Алмаза в Бир-Тамаду на Синае, чтобы встретиться с командирами дислоцированных там войск. В данном случае это не имело большого значения, поскольку израильские пилоты прошли ниже прикрытия египетских радаров и значительно ниже самой низкой точки, в которой египетские SA-2 могли сбить самолет. батареи зенитных ракет [ 4 ]
Первая израильская волна атаковала 11 баз, захватив большую часть египетских ВВС на земле и уничтожив их до того, как они поднялись в воздух. Затем израильские самолеты вернулись в Израиль, были «быстро развернуты» (дозаправлены и перевооружены) за 7 минут 30 секунд и улетели второй волной, которая атаковала 14 египетских баз и вернулись с незначительными потерями. [ 5 ] Они снова «быстро развернулись» и ушли третьей волной.
Первые этапы операции «Фокус» прошли с полным успехом: почти 500 боевых самолетов Египта были уничтожены за три часа, при этом израильские ВВС понесли лишь незначительные потери . Когда Сирия , Иордания и Ирак атаковали израильские объекты в ответ на авиаудар по Египту, их атаки оказались в основном безрезультатными. В ответ многие самолеты ВВС, направлявшиеся для третьего удара по Египту, были перенаправлены на цели в Сирии и Иордании, а другие самолеты ВВС были направлены против арабских сухопутных войск для поддержки сухопутных войск Израиля. К концу первого дня Шестидневной войны Израиль имел полное превосходство в воздухе над Египтом, Голанскими высотами , Западным берегом реки Иордан и всей Синайской пустыней. [ 6 ]
6–10 июня 1967 г.
[ редактировать ]На второй день войны (6 июня) ВВС были использованы против сухопутных войск Египта, Иордании, Сирии и Ирака.
На третий день (7 июня) ВВС уничтожили сотни египетских транспортных средств, пытавшихся бежать через Синай в составе конвоев, и заперли тысячи других в узких перевалах Синая. К исходу третьего дня ВВС Иордании, насчитывавшие 34 боевых самолета, практически прекратили свое существование.
К шестому и последнему дню (10 июня) Сирия потеряла около 100 боевых самолетов, и боевые действия закончились.
Последствия
[ редактировать ]Во время Шестидневной войны ВВС Израиля с 250 боевыми самолетами [ 7 ] В ее распоряжении, совершив 352 самолето-вылета, одержала верх над коалицией, насчитывавшей примерно 600 боевых самолетов. ВВС США уничтожили 452 самолета противника, в том числе 79 в воздушных боях, потеряв при этом 46 собственных. Двадцать четыре израильских пилота и сотни арабских пилотов погибли. [ нужна ссылка ]
Количество уничтоженных самолетов по типам самолетов
[ редактировать ]- Боевой самолет
- 148 Mikoyan-Gurevich MiG-21 'Fishbeds' (104 from Egypt; 32 from Syria; 12 from Iraq)
- 29 Mikoyan-Gurevich MiG-19 'Farmers' (all from Egypt)
- 112 Микоян-Гуревич МиГ-17 «Фрески» (94 из Египта, 16 из Сирии, два из Ирака)
- 14 Су-7 «Слесари» (все из Египта)
- 27 Hawker Hunters (21 из Иордании, пять из Ирака, один из Ливана)
- Бомбардировщик
- 31 Ту-16 «Барсуки» (30 из Египта; один из Ирака)
- 31 Ил-28 «Бигль» (27 из Египта, два из Сирии, два из Ирака)
- Транспортный самолет
- 32 Ил-14 «Ящики» (30 из Египта; два из Сирии)
- 8 Антонов Ан-12 «Кабс» (все из Египта)
- 4 поезда Douglas C-47 Skytrains (два из Египта, два из Сирии)
- Транспортные вертолеты
- 10 Ми-6 «Крюки» (восемь из Египта, два из Сирии)
- 6 Ми-4 «Гончие» (два из Египта, четыре из Сирии)
Количество самолетов, уничтоженных по странам
[ редактировать ]- Египет : 338 самолетов
- Сирия : 61 самолет
- Иордания : 29 самолетов
- Ирак : 23 самолета
- Ливан : 1 самолет
- Израиль потерял 19 самолетов. В ходе операции
Итоги по волнам
[ редактировать ]- Первая волна (7:45): 101 боевой вылет; 11 аэродромов были атакованы 183 самолетами ВВС США; 197 египетских самолетов и 8 радиолокационных Было уничтожено станций. Пять пилотов ВВС США погибли, еще пятеро попали в плен.
- Вторая волна (9:30): 164 боевых вылета; были атакованы аэродромы; Уничтожено 107 египетских самолетов; Два сирийских самолета уничтожены в воздушных боях
- Третья волна (12:15): 85 боевых вылетов против Египта, 48 против Иордании, 67 против Сирии и один против авиабазы H-3 в Ираке.
- Другие волны (днем и вечером): еще два вылета против H-3; несколько дополнительных атак на египетские аэродромы.
Другие эффекты
[ редактировать ]Эффективность операции показала, насколько в то время уязвимы стационарные авиабазы для атак с воздуха. многих стран Это заставило военно-воздушные силы разработать более совершенные меры защиты против них, такие как строительство укрепленных укрытий для самолетов для защиты самолетов на земле и создание полос шоссе в качестве альтернативных авиабаз. [ 8 ] [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Орен, 2002, стр.172.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 19 октября 2013 года . Проверено 23 июля 2011 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Dassault Mirage: Журнал боевых действий», Сальвадор Мафе Уэртас, стр. 41, ISBN 978-0-7643-0168-1
- ^ Bowen, 2003, стр. 114–115 (интервью автора с генералом Салахадином Хадиди, который председательствовал на первом после войны военном трибунале глав ВВС и системы ПВО).
- ^ Эшель, Стэнли М. Уланофф, Дэвид (1985). Боевые действия ВВС Израиля . Нью-Йорк: Паб Arco. п. 43 . ISBN 978-0-668-05578-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Шесть дней войны» Майкла Орена (глава 3)
- ^ Орен 2002, стр. 171.
- ^ Тауншенд, Чарльз (2005). Оксфордская история современной войны . Издательство Оксфордского университета. п. 167. ИСБН 978-0-19-280645-1 .
- ^ Андерссон, Леннарт (23 ноября 2006 г.). «Шведские резервные дорожные базы» (PDF) (на шведском языке).
Источники
[ редактировать ]- Эрик Хаммел (октябрь 2002 г.). «Воздушный удар по Синаю: 5 июня 1967 г.». Военное наследие . 4 (2): 68–73.
- Данни Шалом, Как гром среди ясного неба: Как арабские военно-воздушные силы были уничтожены в Шестидневной войне , БАВИР – Aviation Publications, 2002 г., 650 страниц, твердый переплет.
- Орен, Майкл Б. Шесть дней войны: июнь 1967 года и создание современного Ближнего Востока Нью-Йорк: Oxford University Press, 2002.
- Сэмюэл М. Кац, ВВС Израиля ; Серия «Сила». Международные издатели и оптовики Motorbooks, Оцеола, Висконсин. 1991.