Пиво Гифгафа Аэродром
Гиггафа | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Краткое содержание | |||||||||||
Высота AMSL | 1056 футов / 322 м | ||||||||||
Координаты | 30 ° 24'26 "N 33 ° 9'15" E / 30,40722 ° N 33,15417 ° E | ||||||||||
Взлетно-посадочные полосы | |||||||||||
|
Бир-Гифгафа (также Бир-Джифджафа , Мелиз или Рефидим ) — аэродром на Синае , в 90 км к востоку от Суэцкого канала . В 1960-х и 1970-х годах он играл значительную роль в арабо-израильских войнах, в разное время обслуживая как Египет , так и Израиль .
Строительство
[ редактировать ]Бир-Гифгафа был построен ВВС Египта после Суэцкого кризиса 1956 года. Ему был присвоен базовый номер 244, и он отвечал за обеспечение воздушного прикрытия и непосредственную поддержку подразделений египетской армии на Синае. [ 1 ]
Шестидневная война
[ редактировать ]

22 мая 1967 года, когда Израиль и его арабские соседи приближались к войне, президент Египта Гамель Абдель Насер посетил Бир-Гифгафа, где встретился с пилотами и командирами египетских ВВС (EAF). На широко разрекламированной пресс-конференции Насер объявил о своем намерении закрыть Тиранский пролив для израильского судоходства и заявил, что « сейчас мы находимся на грани конфронтации с Израилем » , добавив, что « если евреи будут угрожать нам войной?» Я им говорю: «Добро пожаловать, мы готовы к войне!» ' [ 2 ]
Бир-Гифгафа, важнейшая египетская авиабаза на Синае, где размещены объекты, которые могут представлять серьезную угрозу господству Израиля в воздухе, занимала видное место в планировании ВВС Израиля превентивного удара. Накануне войны на авиабазе располагались части 15-го истребительного полка ВВС, в том числе часть 45-й истребительной эскадрильи на МиГ-21Ф-13 или МиГ-21ПФ. несколько транспортов и вертолетов Ми-6 . Там же дислоцировалось [ 3 ] Поэтому для атаки на базу было выделено не менее шести соединений IAF: четыре Dassault Ouragan соединения из 113-й эскадрильи в Хацоре и два соединения 109-й эскадрильи Dassault Mystere из Рамат-Давида . [ 4 ]
Когда 5 июня Израиль, наконец, начал операцию «Фокус» , Бир-Гифгафа стал целью самого первого формирования, вылетевшего из Хацора в 07:14. [ 5 ] Четыре «Урагана» во главе с капитаном Раном Алоном нанесли удар по полю в 07:45, врезавшись в взлетно-посадочную полосу и уничтожив несколько самолетов, в том числе один только что взлетевший МиГ-21. МиГ был сбит капитаном Давидом Яривом, который впоследствии сам пострадал от зенитного огня и погиб. Жестокий зенитный огонь нанес ущерб и другим самолетам: второй «Ураган» был вынужден совершить посадку на брюхо по возвращении в Рамат-Давид, а капитан Мордехай Лавон стал военнопленным после катапультирования своего подбитого самолета над Средиземным морем и выплыл на берег в секторе Газа . [ 4 ]
К 09:05, когда первая волна операции «Фокус» была завершена, Бир-Гифгафа был поражен еще тремя соединениями 113-й эскадрильи и четырьмя 109-й эскадрильей Dassault Mysteres.
Еще одно соединение 109-й эскадрильи прибыло в Бир-Гифгафа в 09:55, а четыре 105-й эскадрильи Super Mysteres атаковали поле во второй половине дня, хотя к тому времени Бир-Гифгафа был полностью выведен из строя, и ущерб можно было нанести небольшой. [ 6 ] ВВС Египта потеряли целых 20 МиГ-21, не менее четырех Ми-6 и МиГ-15УТИ . [ 4 ] [ 7 ]
Хотя его защищала 4-я танковая дивизия египетской армии плюс мотопехотная бригада, [ 8 ] эти силы были выведены, поскольку египетские усилия на Синае провалились, и ЦАХАЛа 7 июня аэродром был захвачен 84-й дивизией Таль . После того как безопасность была обеспечена, самолеты ВВС «Норды» и «Дакоты» начали летать с припасами для израильской армии, а также Батарея MIM-23 Hawk для обеспечения противовоздушной обороны. [ 9 ] В Бир-Гифгафе было захвачено несколько десятков АА-2 «Атолл» ракет и девять ракетных пусковых установок. Испытания доказали их совместимость с Mirage III , и они были приняты на вооружение 119-й эскадрильи в декабре 1967 года, после нескольких успешных испытательных стрельб в предыдущем месяце. [ 10 ]
Авиабаза Рефидим
[ редактировать ]Успехи Израиля в Шестидневной войне означали, что теперь между авиабазами ВВС и линией фронта на Синае, вдоль Суэцкого канала , лежит большое расстояние . Поэтому Израиль решил использовать Бир-Гифгафа в качестве передовой оперативной базы. После вторжения египетских ВВС на Синай четыре 101-й эскадрильи «Мираж». 26 июля 1967 года там впервые были развернуты [ 11 ] Бир-Гифгафа официально возобновила свою деятельность в мае 1968 года в качестве базы ВВС Израиля ( Баха ) 3. Она была названа Рефидим , в честь станции, упомянутой в библейском повествовании об исходе из Египта. Несмотря на то, что поначалу здесь были самые элементарные объекты, поле и его окрестности вскоре стали центром всех операций ЦАХАЛа на западном Синае, где размещались различные военно-воздушные, армейские и логистические подразделения. [ 12 ] Он также был транспортным узлом ВВС Израиля на Синае, и его часто посещали тяжелые транспортные самолеты ВВС, такие как C-97 Stratocruiser и Боинг 707 , а также меньшие типы.
Война на истощение
[ редактировать ]Поскольку боевые действия вдоль Суэцкого канала усилились, израильские ВВС теперь регулярно направляли на аэродром свои истребительные эскадрильи, при этом каждые две или три недели менялись четыре пилота и самолеты. Два самолета регулярно стояли на базе в состоянии тревоги быстрого реагирования (QRA), готовые подняться в воздух в течение 5 минут. Многие из убийств, совершенных израильскими летчиками-истребителями в период с 1967 по 1973 год, были совершены самолетами Rephidim QRA, и многие пилоты стремились разместиться там в периоды напряженности, стремясь повысить свои шансы на победу. [ 13 ] База также была передовой базой восстановления любых самолетов, поврежденных или с низким уровнем топлива, а также главным медицинским пунктом для солдат, раненых в боях вдоль канала, откуда их затем переправляли в Израиль. [ 14 ]
Рефидим постоянно находился на переднем крае боевых действий между Израилем и Египтом во время Войны на истощение, принимая участие во всех крупных инцидентах вдоль Суэцкого канала, а также во многих мелких. 26 августа 1967 года пара египетских Су-7 нанесла удар по полю, повредив главную взлетно-посадочную полосу. Один был сбит зенитной артиллерией, а второй уклонился от двух 119-й эскадрильи «Миражей», попытавшихся его перехватить. [ 15 ] [ 16 ] Первое поражение самолета, базирующегося на Рефидиме, произошло 10 октября 1967 года, когда Авиу Бин-Нун , возглавлявший пару 119-й эскадрильи «Миражи», сбил египетский МиГ-21 над Синаем. [ 13 ] Именно самолет QRA в Рефидиме обеспечивал прикрытие спасательных операций после затопления INS Eilat . [ 17 ] и «Миражи» из «Рефидима» также приняли участие в «Римоне-20» , воздушном бою в июле 1970 года, в ходе которого было сбито 5 советских МиГ-21. [ 18 ]
Война Судного дня
[ редактировать ]Во время войны Судного дня 1973 года Рефидим снова оказался на передовой линии боевых действий между Израилем и Египтом. Хотя 5 октября на территории ВВС было объявлено повышенное состояние боевой готовности, [ 19 ] Рефидим был плохо подготовлен к египетскому нападению, положившему начало войне. 16 Су-7 в сопровождении 6 МиГ-21 нанесли удар по полю в 14:00 6 октября, оставшись невредимыми. Хотя основная взлетно-посадочная полоса была отключена на четыре часа, параллельная рулежная дорожка заработала уже через 30 минут после атаки, что позволило Рефидиму присоединиться к боевым действиям, которые сейчас бушуют вдоль Суэцкого канала. [ 20 ] 119-й эскадрильи Два «Фантома» F-4 (эскадрилья списала «Мираж» в 1970 году) стартовали из Рефидима для оказания помощи израильским подразделениям, подвергшимся атаке, а пилот Моше Мельник сбили AS-5 «Кельт » , запущенный Ту-16. со штурманом Цви Талем также как Су-7. [ 21 ] Позже во второй половине дня смешанная пара, состоящая из «Фантома» и IAI «Нешер», вылетела из Рефидима, чтобы сбить несколько вертолетов Ми-8, доставляющих египетские коммандос на Синай. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] В ту же ночь ВВС также направили в Рефидим несколько вертолетов для проведения медицинской эвакуации. [ 24 ] Один израильский CH-53 был сбит над полем 12 октября, в результате чего погибли пять членов экипажа. [ 25 ]
Уход Израиля и последствия
[ редактировать ]После Кэмп-Дэвидских соглашений Рефидим стал первой авиабазой, которую Израиль покинул в конце 1979 года. [ 26 ] Хотя соглашения запрещают Египту содержать боевую авиацию на Синае, [ 27 ] Бир-Гифгафа по-прежнему функционирует как двойной военный и гражданский аэропорт. Несколько заброшенных C-97, возможно, остались в Бир-Гифгафе после ухода Израиля. [ 28 ]
Меры по подавлению восстания
[ редактировать ]Авиабаза используется для поддержки действий Египта в ответ на восстание на Синайском полуострове . [ 29 ] На базе размещены самолеты Air Tractor AT-802 . [ 29 ]
В 2016 и 2017 годах здесь размещались CAIG Wing Loong БПЛА . [ 29 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Нордин, Лон (1996). Феникс над Нилом - История египетской авиации 1922–1994 гг . Смитсоновский институт. п. 197. ИСБН 978-1-56098-626-3 .
- ^ Моше Гат, 2005 г., Насер и Шестидневная война, 5 июня 1967 г.: преднамеренная стратегия или неумолимый переход к войне? , Дела Израиля 14:4, стр. 609–636.
- ^ Нордин, стр. 199–200.
- ^ Перейти обратно: а б с Шалом, Дэнни (2002). Как гром среди ясного неба (на иврите). Бавирские авиационные и космические публикации. стр. 229–238. ISBN 965-90455-0-6 .
- ↑ Первая волна атаки: на базах уничтожено 204 самолёта противника.
- ^ Шалом 2002, с. 594
- ^ Нордин, стр. 208–209.
- ^ «Египетский фронт» . www.sixdaywar.org . Проверено 20 августа 2018 г.
- ^ Нортон, Билл (2004). Воздушная война на грани — история ВВС Израиля и их самолетов с 1947 года . Издательство Мидленд . п. 165. ИСБН 1-85780-088-5 .
- ^ Алони, Шломо (2004). Израильские «Мираж» и «Нешер Эйс» . Скопа. п. 47 . ISBN 1-84176-653-4 .
- ^ Шалом, Дэнни (2007). Призраки над Каиром - ВВС Израиля в войне на истощение (1967-1970) (на иврите). Бавирские авиационные и космические публикации. п. 59. ИСБН 978-965-90455-2-5 .
- ^ Шалом 2007, стр. 60–61.
- ^ Перейти обратно: а б Алони Мираж , с. 45
- ^ Шалом 2007, с. 62
- ^ Шалом 2007, стр. 126–128.
- ^ Корпус ПВО на сайте ВВС Израиля.
- ^ Шалом 2007, с. 138
- ^ Нортон, с. 206
- ^ Гордон, Шмуэль (2008). Тридцать часов в октябре (на иврите). Книжная гильдия Маарив. п. 211.
- ^ Гордон, с. 275
- ^ Перейти обратно: а б Алони, Шломо (2004). Израильские асы F-4 Phantom II . Скопа. стр. 27–29. ISBN 1-84176-783-2 .
- ^ Гордон, с. 289
- ^ Нортон, с. 236
- ^ Гордон, с. 291
- ^ 12 октября, Южный фронт на сайте ВВС Израиля.
- ↑ 1979 год на сайте ВВС Израиля.
- ^ Мирный договор между Государством Израиль и Арабской Республикой Египет , статья III.
- ^ Нортон, стр.196
- ^ Перейти обратно: а б с Бинни, Джереми (22 января 2018 г.). «Самолет АТ-802 замечен на египетской авиабазе» . Информационная группа Джейн .