Jump to content

Сикорский CH-53 Морской жеребец

(Перенаправлено с CH-53 )

CH-53 Морской жеребец
CH-53D Sea Stallion с HMH-362 приземляется на FOB Эдинбург , провинция Гильменд , Афганистан.
Роль Тяжелый грузовой вертолет
Национальное происхождение Соединенные Штаты
Производитель Сикорский Самолет
Первый полет YCH-53: 14 октября 1964 г.
Введение 1966
Ушедший на пенсию 2012 (КМП США) [1]
Статус В эксплуатации
Основные пользователи Корпус морской пехоты США (исторический)
Немецкие ВВС
Израильские ВВС
Мексиканские ВВС (исторический)
Произведено 1964–1978
Варианты HH-53 «Супер веселый зеленый гигант» / MH-53 Pave Low
Развитый в Sikorsky CH-53E Супер Жеребец

CH -53 Sea Stallion ( Sikorsky S-65 ) — американское семейство тяжелых транспортных вертолетов, разработанное и построенное американским производителем Sikorsky Aircraft . Первоначально Sea Stallion был разработан в ответ на запрос США ВМС Управления военно-морского вооружения , сделанный в марте 1962 года, на замену вертолетов Sikorsky CH-37 Mojave, находящихся на вооружении Корпуса морской пехоты США (USMC).

В июле 1962 года было выбрано предложение Сикорского, которое по сути представляло собой увеличенный в размерах S-61R, оснащенный двумя двигателями General Electric T64 турбовальными и динамической системой S-64 / CH-54 . 14 октября 1964 года YCH-53A совершил свой первый полет ; первые поставки серийных CH-53 в оперативные части начались 12 сентября 1966 года. Первое боевое применение этого типа произошло в следующем году, когда он был переброшен на вьетнамский театр военных действий ; CH-53 быстро доказал свою ценность для перевозки тяжелых грузов, особенно при восстановлении поврежденных самолетов.

Сразу же было представлено несколько вариантов этого типа. представили Военно-воздушные силы США HH-53 «Super Jolly Green Giant», сконфигурированный для специальных операций и боевых поисково-спасательных операций (CSAR), во второй половине войны во Вьетнаме; большинство из них впоследствии были переоборудованы в MH-53 Pave Low . Визуально похожий CH-53E Super Stallion представляет собой улучшенную версию винтокрылого аппарата с большей грузоподъемностью, получившую обозначение S-80E от Sikorsky ; его третий двигатель делает его более мощным, чем Sea Stallion, и, таким образом, вытесняет его для перевозки тяжелых грузов. Кроме того, многие CH-53 ранней постройки были переоборудованы более мощными двигателями, в то время как другие были переконфигурированы для различных задач, таких как полеты президента США , обучение и операции по противоминному противодействию с воздуха (AMCM).

Было заключено несколько экспортных сделок на CH-53, в результате чего появилось несколько международных операторов этого типа. Среди них Германия, Иран и Израиль. Было предпринято несколько необычных или громких операций, таких как захват и транспортировка советской современной радиолокационной системы в Израиль в рамках операции «Петух 53» в 1969 году и захват Ираном пяти американских CH-53 в результате операции «Орлиный коготь» в 1980 году. Различные операторы использовали свои CH-53 во время международных миссий, часто под эгидой НАТО или Организации Объединенных Наций , например, для UNSCOM в Ираке, в Косово с KFOR , IFOR в Боснии и Герцеговине и ISAF в Афганистане. В то время как некоторые операторы решили сохранить этот тип в XXI веке, многие другие решили дополнить или отказаться от своих Sea Stallions в пользу других платформ, иногда с более мощным CH-53E. CH-53 остается на вооружении немецких и израильских вооруженных сил и является одним из крупнейших военных вертолетов, находящихся на вооружении. Германия планирует заменить свой парк с 2020-х годов последней версией двухвинтового самолета. CH-47 Чинук . Последняя версия CH-53, модель K King Stallion, находится в производстве с 2020-х годов и поступит на вооружение Корпуса морской пехоты США; он заменяет Super Stallion, который сам по себе является модернизированной версией Sea Stallion. Сильно модернизированные версии CH-53 Jolly Green Giant и Pave Low были сняты с вооружения к 2008 году и использовались ВВС США для боевых поисково-спасательных операций. В целом, CH-53 был заменен во многих функциях поворотным винтом V-22 на вооружении США.

Разработка

[ редактировать ]

Происхождение

[ редактировать ]

В 1960 году Корпус морской пехоты США (USMC) начал искать замену своим HR2S вертолетам с поршневым двигателем . 27 января 1961 года морская пехота США начала работать с армией, военно-морским флотом и военно-воздушными силами США над «транспортным вертикальным взлетом и посадкой трех видов», который в конечном итоге стал называться LTV XC-142 с наклоняемым крылом . [2] Конструкция стала более сложной, а программа растянулась, в результате чего морская пехота США отказалась от участия, когда они решили, что не получат работающую машину в удовлетворительные сроки. В частности, были опасения, что высокий уровень нисходящего потока, создаваемый XC-142A, сделает операции на корабле непрактичными. [2] В конце концов, XC-142A, хотя и была очень инновационной и мощной машиной, так и не поступила в производство. [3]

В марте 1962 года США ВМС Бюро военно-морского вооружения , действуя от имени морской пехоты США, опубликовало запрос на «Экспериментальный тяжелый вертолет / HH(X)». [2] Спецификация предписывала грузоподъемность 8000 фунтов (3600 кг) с рабочим радиусом 100 морских миль (190 км; 120 миль) при скорости 150 узлов (280 км/ч; 170 миль в час). Также было указано, что он должен обладать более высокой максимальной скоростью и большей грузоподъемностью, чем существующие вертолеты, а также иметь меньший вес пустого самолета, чем предыдущие конструкции. [4] HH(X) должен был использоваться в качестве штурмового транспорта , эвакуации самолетов, перевозки личного состава и медицинской эвакуации . [2] В роли штурмового транспорта он в основном должен был использоваться для перевозки тяжелой техники, а не войск. [3]

В ответ компания Boeing Vertol предложила модифицированную версию CH-47 Chinook ; Kaman Aircraft предложила разработку британского составного вертолета Fairey Rotodyne ; а компания Sikorsky предложила увеличенную версию S-61R с двумя двигателями General Electric T64 турбовальными и динамической системой S-64 / CH-54 , получившую обозначение S-65. [2] Предложение Кеймана быстро исчезло, когда британское правительство отказалось от поддержки программы Rotodyne. Конкуренция между Boeing Vertol и Sikorsky была острой, причем Chinook имел преимущество, поскольку его приобретала армия США . [3] В июле 1962 года было объявлено, что заявка Сикорского была выбрана победителем по различным соображениям, включая стоимость, технические факторы и производственные возможности. Однако контракт не был заключен сразу из-за бюджетных ограничений. [2]

Прототип YCH-53A, 1964 г.

Первоначально морская пехота США стремилась закупить четыре прототипа. [2] Однако в свете нехватки финансирования компания Sikorsky, решившая сохранить сделку, снизила оценку затрат на разработку программы, предложив, чтобы разработка могла осуществляться только с двумя прототипами. Военные чиновники положительно восприняли предложенное компанией сокращение; В сентябре 1962 года компания Sikorsky получила контракт на сумму 9 965 635 долларов (~ 76,9 миллиона долларов в 2023 году) на производство пары прототипов YCH-53A, а также макета и планера для наземных испытаний. [2]

Программа развития проходила не совсем гладко из-за нехватки инженерных ресурсов, а также различных сбоев субподрядчиков и правительства, но постепенно эти проблемы были преодолены. Против программы также оказывалось давление со стороны министра обороны США Роберта С. Макнамары , который продвигал концепцию «общности» между вооруженными силами, приняв вместо этого «Чинук». Однако морской пехоте США удалось убедить персонал Макнамары в том, что «Чинук» не сможет удовлетворить их требованиям без многочисленных дорогостоящих изменений. [3]

Первый YCH-53A совершил свой первый полет на заводе Sikorsky в Стратфорде, штат Коннектикут , 14 октября 1964 года, примерно на четыре месяца позже графика. [2] В предыдущем месяце морская пехота США уже заключила первоначальный контракт на производство 16 вертолетов. Летные испытания прошли более гладко, чем ожидалось, что помогло наверстать время, потерянное на разработку; 19 ноября 1964 года этот тип был официально представлен широкой публике. [2] Примерно в это же время он получил военное обозначение и название CH-53A Sea Stallion . 12 сентября 1966 года произошли первые поставки CH-53 в оперативную часть. [5] [2]

Дальнейшее развитие

[ редактировать ]

CH-53A прибыл во Вьетнам в январе 1967 года и оказался полезным, в конечном итоге восстановив даже больше сбитых самолетов, чем CH-54 . Всего был построен 141 CH-53A, включая два прототипа. [3] В 1971 году ВМС США приобрели у морской пехоты США 15 самолетов CH-53A для противоминной деятельности с воздуха (AMCM). Вертолеты имели более мощные турбовальные T64-GE-413 и получили обозначение RH-53A . [3]

ВВС США заказали HH-53B в сентябре 1966 года, а первый полет он совершил 15 марта 1967 года. Он добавил зонд для дозаправки, сбрасываемые топливные баки и спасательный подъемник; на нем также были модернизированные двигатели T64-GE-3. ВВС использовали HH-53B для боевых поисково-спасательных операций (CSAR). [6] HH-53C представлял собой улучшенный вариант CSAR с меньшим топливным баком на 450 галлонов США (1700 л) в обмен на большую броню и лучшие системы связи. CH-53C был похож, за исключением отсутствия заправочного зонда. Он использовался ВВС США для более общих транспортных работ. [7]

Посадка HMH-362 CH-53D

Подъем тяжестей в тропическом климате требовал большей мощности, поэтому морская пехота США решила приобрести улучшенный вариант CH-53D с форсированными двигателями, первоначально T64-GE-412, а затем T64-GE-413. CH-53D также имел модернизированную трансмиссию для более мощных двигателей и переработанный интерьер, позволяющий перевозить 55 военнослужащих. [3]

Первый полет CH-53D состоялся 27 января 1969 года. CH-53D служил вместе с CH-53A до конца войны во Вьетнаме. Версия VIP-транспорта, получившая обозначение VH-53D , с роскошными помещениями, использовалась морской пехотой США для президентских полетов США. [3] ВМС США также приобрели вертолеты на базе CH-53D для траления мин . Они получили обозначение RH-53D и включали в себя минно-тральное оборудование, такое как пара калибра 0,50 BMG (12,7 мм) пулеметов Browning для подрыва мин. Начиная с 1973 года ВМФ получил 30 RH-53D. После того, как RH-53D поступили на вооружение, RH-53A были возвращены морской пехоте США и восстановлены до конфигурации CH-53A. [3]

В 1980-х годах ВВС Израиля парк CH-53 Yas'ur был модернизирован компаниями Israel Aircraft Industries и Elbit Systems . Проект, завершившийся только в 1997 году, улучшил авионику CH-53, повысил ее надежность и продлил срок ее службы как минимум на два десятилетия.

В 1989 году некоторые из снятых с вооружения морской пехотой США CH-53A были переданы ВВС США для обучения, при этом эти вертолеты были переименованы в TH-53A . С TH-53A сняли большую часть боевого оборудования и покрасили в камуфляжные цвета ВВС США. [3]

CH-53 Sea Stallion восстанавливает вышедший из строя UH-60

Sikorsky CH-53 Sea Stallion — тяжелый военно-транспортный вертолет. CH-53A несет экипаж из четырех человек; пилот, второй пилот, командир экипажа и воздушный наблюдатель . Он может нести различную полезную нагрузку, в том числе до 38 полностью экипированных военнослужащих, 24 носилки с медицинским персоналом, внутреннюю грузовую нагрузку 8000 фунтов (3600 кг) или внешнюю нагрузку 13000 фунтов (5900 кг) на одноточечной подвеске. крюк. [2] Доступ в основную кабину осуществляется через большую пассажирскую дверь на правой стороне фюзеляжа за кабиной, а также через погрузочную рампу с электроприводом в задней части. [3] Эта погрузочная рампа могла облегчить погрузочные операции, обеспечивая более быстрое перемещение грузов. CH-53A был спроектирован таким образом, чтобы его полезная грузоподъемность (в пересчете на вес) составляла почти половину веса пустого винтокрылого аппарата. [4]

Он оснащен механическим управлением полетом, которое поддерживается тремя независимыми гидравлическими системами. [3] Как отметил инженер Sikorsky Эдвард С. Картер-младший, винтокрылая машина может быть оборудована для облегчения всепогодных операций. [4] Он имеет схожую конструкцию фюзеляжа, хотя и значительно большего размера, с серией Sikorsky S-61R. Хотя фюзеляж Sea Stallion водонепроницаем, вертолет не предназначен для использования в качестве амфибии, а его способность приземляться на воду предназначена только для использования в чрезвычайных ситуациях. Чтобы сэкономить место, которое обычно не хватает на борту большинства военно-морских кораблей, хвостовую балку и несущие винты можно сложить, пока вертолет убран; Чтобы уменьшить рабочую нагрузку, связанную с этим процессом, компания Sikorsky разработала автоматизированную систему складывания. [4] И экипаж, и жизненно важные системы защищены броней во всех ключевых областях. Все топливо размещалось в спонсонах по обе стороны фюзеляжа. [2] CH-53A обычно оснащался парой НАТО M60 калибра 7,62×51 мм пулеметов , направленных по бокам фюзеляжа. [3]

CH-53D выпускает сигнальные ракеты возле военно-морской авиабазы ​​Патаксент-Ривер , 1982 год.
CH-53G немецкого Бундесвера, 2019 г.

CH-53A оснащен полностью шарнирным шестилопастным несущим винтом и четырехлопастным рулевым винтом. [2] По словам Картера, требования относительно высокой скорости, предусмотренные морской пехотой США, были основным фактором, определившим динамичную конструкцию. [4] Хотя динамические системы Sea Stallion во многом были заимствованы из тех, которые использовались на более раннем Sikorsky S-64 Skycrane, также была проведена существенная модернизация из-за совершенно других эксплуатационных требований. широко использовался Титан во всех его динамических компонентах, особенно в элементах, которые могли быть подвержены деградации с течением времени из-за усталости металла . [4] Первоначально CH-53 оснащался парой турбовальных двигателей General Electric T64-6, каждый из которых обеспечивал мощность на валу до 2850 л.с. (2130 кВт ). Эти двигатели располагались в верхней части фюзеляжа. Более поздние двигатели включали Т64-1, способный развивать мощность до 3080 л.с. (2300 кВт), и Т64-16, мощность которого составляла до 3485 л.с. (2599 кВт). [3] Модель HH-53B оснащалась двигателями Т64-3 мощностью до 3080 л.с. (2300 кВт). [7]

Улучшенный CH-53D оснащен модернизированными двигателями: сначала использовался T64-GE-412, который мог развивать мощность до 3695 л.с. (2755 кВт), затем T64-413 с еще большей мощностью до 3925 л.с. (2927 кВт); эти более мощные двигатели потребовали использования усиленной трансмиссии. Изменения в интерьере включали дополнительные сиденья, которые позволяли перевозить до 55 военнослужащих одновременно. CH-53D обычно вооружен спаренными .50 BMG (12,7 мм) M2 / XM218 пулеметами . В последние годы службы этого типа стало обычным явлением, когда CH-53D оснащались различными средствами защитного противодействия; такое устройство часто включает в себя дозатор соломы AN/ALE-39 и AN/ALQ-157 устройство инфракрасного противодействия . [3]

На самолетах CH-53D более позднего производства использовался метод проверки лопаток (BIM) для обнаружения трещин в металлических роторах. внутрь лопастей ротора BIM включал в себя нагнетание азота . При наличии трещины давление теряется и срабатывает красный индикатор на кончике лопасти ротора. Позже BIM-систему подключили к дисплею в кабине. BIM уменьшил необходимость регулярной замены лопастей несущего винта. [3]

Операционная история

[ редактировать ]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]
Sea Stallion во время учений BRIGHT STAR '85

CH-53/HH-53 активно использовался в зонах боевых действий и участвовал в различных конфликтах за время своей службы. Впервые он был использован во время войны во Вьетнаме, часто для восстановления сбитых самолетов и эвакуации персонала. CH-53D служил вместе с CH-53A на протяжении последней части присутствия США во Вьетнаме; оба типа сыграли решающую роль в конце конфликта, выполняя эвакуацию личного состава во время операции «Частый ветер» . [8]

HH-53 Super Jolly Green Giants ВВС США был основным поисково-спасательным вертолетом в Юго-Восточной Азии в период с 1967 по 1975 год, в 1970 году он доставил спасательную группу операции «Берег Слоновой Кости» в Северного Вьетнама лагерь для военнопленных в Шон Тай и нес на борту USMC. и силы безопасности ВВС, которые пытались спасти экипаж SS Mayagüez . [9] [8] [10] Морские жеребцы, управляемые морской пехотой, были винтокрылым элементом операции «Орлиный коготь» - попытки спасения американских заложников в Иране в 1980 году, которая закончилась катастрофой и конфузом в «Пустыне Один». [11] [12] Морские пехотинцы CH-53 использовались в Гренаде во время операции Urgent Fury . [13]

CH-53E Super Stallion приземляется на корабль, 2003 г.

CH-53 эксплуатировался ВВС, морской пехотой и военно-морским флотом в поддержку операции «Свобода Ирака» . Им также управляют все три службы поддержки операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане. Именно на афганском театре военных действий в феврале 2012 года были выполнены заключительные боевые задачи парка CH-53D. [14]

17 сентября 2007 года VMM-263 США был развернут вместе с десятью конвертопланами MV-22B Osprey пехоты морской . [15] V-22 был основной заменой флоту CH-53D и CH-46E Sea Knights морской пехоты США , но не более мощным CH-53E ; вместо этого разрабатываемый CH-53K планируется заменить CH-53E ВМФ и морской пехоты США. [16] [17]

В сентябре 2011 года HMH-463 заменил свои CH-53D на CH-53E. HMH-363 и HMH-362 должны эксплуатировать модели D до тех пор, пока эскадрильи не будут деактивированы. Оба подразделения будут преобразованы в эскадрильи MV-22 и CH-53K соответственно. Несколько вертолетов CH-53D будут оставлены для обучения 3-му полку морской пехоты . [18] [19] HMH-362 списал последние CH-53D после его боевого развертывания в августе 2012 года и выведен из эксплуатации в ноябре 2012 года. [20]

CH-53 Yas'ur ВВС Израиля, 2025 г., поднимает солдата отряда 669 на носилках.

В августе 1968 года делегация ВВС Израиля (IAF) посетила завод Sikorsky в Коннектикуте в поисках информации для выбора следующего штурмового вертолета. [21] Делегация искала вертолет с увеличенной грузоподъемностью, высокоманевренный и прочный, способный выдержать прямые попадания снарядов различного калибра. Они исследовали CH-47 Chinook от Boeing и CH-53 от Sikorsky. Было признано, что последний был больше и сильнее, чем любой другой вертолет ВВС США, и, таким образом, представлял собой серьезное достижение с точки зрения возможностей. Основываясь на опыте, полученном в напряженных боях недавно разразившейся Шестидневной войны , делегация отдала предпочтение CH-53. [21]

Войска разведывательной роты Iron Trails Армии обороны Израиля выходят из CH-53 во время учений

2 октября 1969 года первые вертолеты S-65C-3 (CH-53D) были доставлены в Израиль из первоначального заказа из семи штук. [2] В то время в стране шла Война на истощение , поэтому этот тип был быстро отправлен в бой. Получив еврейское имя Yas'ur ( «Буревестник »), для выполнения последующих заказов было поставлено еще 35 вертолетов. [2] 6 августа 1970 года была создана первая эскадрилья Ясура. В течение нескольких десятилетий этот тип служил основным грузовым вертолетом ВВС США и обычно использовался для перевозки как войск, так и тяжелой техники.

В 1969 году, во время Войны на истощение, самолеты CH-53 ВВС США приземлились в Египте и доставили захваченную советскую передовую радиолокационную систему обратно в Израиль для изучения израильскими учеными и инженерами (см. Операцию «Петух» 53 ). [22] Yas'ur также использовался в различных других целях во время конфликта, в том числе для извлечения штурмана из сбитого IAF F-4 Phantom II под непрерывным огнем противника 30 июня 1970 года. [21]

Во время войны Судного дня 1973 года Ясур регулярно перемещал артиллерийские батареи и перебрасывал подразделения ЦАХАЛа по фронтам. Этот тип также использовался для эвакуации сотен раненых солдат и спасателей пилотов из тыла противника в Египте и Сирии. [21] В одном из боев одиночный «Ясур» был атакован несколькими самолетами, в том числе парой МиГ-21 ; получив повреждения, он все же смог вернуться на базу. С 1973 года Yas'urs также используются ЦАХАЛом для высадки и эвакуации коммандос Сайерет во время рейдов и патрулирования глубоко в тылу врага в Ливане, Сирии и на Ближнем Востоке. [21]

В 1980-х годах компания Israel Aircraft Industries вместе с Elbit Systems начала масштабную программу модернизации парка ВВС Ясур. Проект, завершенный в 1997 году, улучшил авионику CH-53 и повысил его надежность, а также продлил срок службы парка как минимум на два десятилетия.

IAF Ясур 2025 на выставке

В 1989 году несколько Ясуров использовались для тушения пожаров и вокруг нее на горе Кармель . Они совершили десятки низких эстакад над дымом и пламенем, вылили на огонь 700 тонн воды и потушили его. 8 ноября 1992 года пара CH-53 выполнила одну из самых дальних морских спасательных операций ВВС по спасению пассажиров с терпящей бедствие яхты Fantasy 2 у берегов Судана . [21]

Во время ливанской войны 2006 года « Хезболла» сбила противотанковой ракетой израильский CH-53 «Ясур», в результате чего погибли пять членов экипажа. [23] [24] Сообщается, что это была единственная боевая потеря израильского CH-53 во время этого конфликта. [25] [26]

16 августа 2012 года ВВС США временно приостановили работу своего парка CH-53 после того, как у одного из них возникли трудности в полете, которые привели к вынужденной посадке; В первоначальных отчетах говорится, что проблема была связана с лопастями несущего винта. [27] Флот снова был остановлен на три недели после того, как CH-53 был уничтожен пожаром во время учений; Впоследствии IAF объяснили эту потерю неисправным компонентом и обвинили Lockheed Martin в несообщении о проблеме. [28]

В 2015 году было объявлено, что Израиль планирует вывести последний из своих Ясуров примерно в 2025 году. [29] Изучаемые варианты замены включали CH-53K и CH-47F Chinook, при этом для предпочтительного варианта был размещен предполагаемый заказ примерно на 20 вертолетов. [30] В феврале 2021 года министерство обороны Израиля объявило о выборе CH-53K для замены парка Yasur. [31] [32]

7 октября 2023 года, в первый день войны между Израилем и Хамасом и впервые за 17 лет после ливанской войны 2006 года, в ходе аналогичного инцидента Хамас сбил самолет ВВС США CH-53 противотанковой ракетой и поразил его. левый двигатель, на борту которого находится около 50 десантников (очень необычная процедура, в отличие от утвержденной ВВС максимальной вместимости в 33 военнослужащих). [33] Пилоту удалось благополучно приземлиться в открытом поле, высадив экипаж и десантников. Затем в CH-53 попала вторая противотанковая ракета, полностью уничтожив вертолет. Пассажиры пережили нападение, получив травмы легкой и средней степени тяжести. [34] [35]

Иранский морской жеребец, 1970-е годы.

В 1970-е годы первая партия из шести RH-53D Sea Stallion была доставлена ​​Императорскому флоту Ирана (IIN). После иранской революции 1979 года «Морские жеребцы» продолжили службу в переименованном ВМС Исламской Республики Иран (IRIN). [5] Они были дополнены пятью экземплярами ВМС США, брошенными во время операции «Орлиный коготь» в 1980 году. [36] США Несмотря на санкции , которые не позволили стране приобретать запасные части и оказывать поддержку из-за границы, Ирану, как сообщается, удалось сохранить по крайней мере часть своих Sea Stallions в рабочем состоянии; этим усилиям способствовал незаконный экспорт контролируемых деталей в Иран гражданами США. [37] [38]

Германия

[ редактировать ]
Немецкая армия CH-53G на выставке ILA 2016

В 1966 году немецкие военные рассматривали CH-53 и CH-47 как замену вертолетам H-21 и H-34G с первоначальной потребностью в 133 вертолетах. [39] Закупка CH-53 была одобрена в июне 1968 года, но из-за бюджетных ограничений было заказано только 110 самолетов. [39] После поставки в 1969 году двух предсерийных вертолетов от компании Sikorsky, серийные самолеты были построены по лицензии компанией VFW-Fokker в Шпейере в Германии. [39] Первый вертолет CH-53G Mittlerer Transporthefter немецкого производства вылетел из Шпейера 11 октября 1971 года и был доставлен в летно-испытательный центр Erprobungsstelle der Bundeswehr 61 в Манхинге 1 декабря 1971 года. [39]

В период с 1971 по 1975 год корпус армейской авиации Германии получил 110 самолетов типа CH-53G, модификаций CH-53D. 108 вертолетов было построено в Германии компанией VFW-Fokker. Первый полет немецкого CH-53G совершил в 1971 году, за ним в марте 1973 года последовала поставка первых машин в Heeresfliegerregiment (HFlgRgt, Army Aviation Corps Regiment) 35 в Мендиге , а вскоре после этого и в вновь сформированный армейский авиационный корпусный полк. 15-й полк базировался в Рейне , а 25-й армейский авиационный полк базировался в Лаупхайме . [ нужна ссылка ]

Бундесвер CH-53G, 2019 г.

Чтобы соответствовать все более строгим требованиям, с 1990 года CH-53G подвергался модификациям, призванным улучшить его срок службы и эксплуатационные возможности. Они включали три крупных обновления: новые системы предупреждения о ракетном нападении и самозащиты; наличие двух внешних топливных баков, позволяющих увеличить дальность полета до 1100 миль (1800 км) при перевозке 36 вооруженных солдат или полезной нагрузки 12 100 фунтов (5500 кг); и добавление кабины, совместимой с очками ночного видения , для возможности ночного полета на малых высотах. К началу 2001 года все CH-53G были модернизированы компанией Eurocopter Germany, в результате чего появились обновленные варианты GS/GE/GA. В результате зарубежных военных операций 20 вертолетов CH-53G были переоборудованы для выполнения боевых поисково-спасательных задач (CSAR). Версия CH-53GS оснащена модернизированным оборудованием ППП, дополнительными внешними топливными баками, кабиной ночного видения и ПНВ, частичной баллистической защитой, пылесборниками двигателя, средствами противоракетной обороны и вооружением самообороны. Дополнительно оригинальные двигатели были заменены на более мощные двигатели Т64-100. [ нужна ссылка ]

Heer CH-53G летает в Альпах, 2005 г.

Подразделения армейского авиационного корпуса Германии выполнили широкий спектр международных миссий под эгидой НАТО и ООН, обеспечивая транспорт для членов ЮНСКОМ в Ираке, служа в Косово в составе КФОР , СВС в Боснии и Герцеговине, а в последнее время и в ИСАФ. в Афганистане. [ нужна ссылка ] 1 января 2013 года все CH-53G армейской авиации были переданы ВВС Германии и включены в состав 64-го вертолетного крыла . [40]

Глядя на CH-53G, 2013 г.

Сообщается, что в 2010-х годах Германия рассматривала варианты замены своего устаревшего парка CH-53G такими кандидатами, как Chinook и модель CH-53K . 29 сентября 2020 года министерство обороны Германии отменило программу тяжелых вертолетов Schwerer Transporthubschrauber (STH) на 45–60 вертолетов после того, как эта инициатива была сочтена слишком дорогой и заявило, что ее парк CH-53G будет заменен после период повторного обследования. [41] [42] В 2022 году федеральное правительство объявило, что все немецкие CH-53 будут заменены 60 CH-47F. [43]

В 1970 году в Австрию была поставлена ​​пара вертолетов С-65С-2 или С-65О (эквивалент стандарта CH-53D, но без станции дозаправки в воздухе). Предназначенные в первую очередь для выполнения воздушно-спасательных операций в Альпах , они были приписаны к 1-му вертолетному крылу ВВС Австрии , что сделало эту службу вторым иностранным эксплуатантом CH-53. [2] Их оборудование включало тот же спасательный подъемник, что и HH-53, а также приспособления для вспомогательных топливных баков и помещения для 38 пассажиров. Хотя они хорошо зарекомендовали себя при выполнении полетов на большой высоте, относительно высокие эксплуатационные расходы этого типа стали основным фактором, повлиявшим на решение Австрии продать оба винтокрылых аппарата Израилю в 1981 году. [2] Однако после лавины Гальтюр в 1999 году , в ходе которой более 7000 тысяч человек были перевезены в результате международного сотрудничества вертолетными ресурсами из Австрии, США, Германии, Франции и Швейцарии, включая 50 вертолетов, стали использоваться дополнительные вертолетные ресурсы. [44]

В 2003 году Fuerza Aérea Mexicana (FAM) приобрела у Израиля четыре лишних CH-53D Sea Stallion общей стоимостью 25 миллионов долларов (~ 39,7 миллиона долларов в 2023 году). [45] [46] Перед поставкой в ​​2005 году все вертолеты были модернизированы до стандарта Yasur 2000. Из-за ограниченного бюджета только два самолета фактически эксплуатировались 104-й авиационной эскадрильей, а другая пара служила источником запасных частей. Их первоначальными задачами были транспортировка войск и высадка коммандос, но впоследствии их основная задача была изменена на проведение спасательных операций и операций по оказанию помощи при стихийных бедствиях, и они были переведены на БАМ 8 на Юкатане . К 2013 году все экземпляры были окончательно выведены из эксплуатации. [47]

Гражданское использование

[ редактировать ]

В 2007 году калифорнийская компания Heavy Lift Helicopters переоборудовала первый коммерческий CH-53D в противопожарную конфигурацию, которую фирма назвала Fire Stallion . Приобретя партию из шести бывших военных CH-53D, компания планировала предоставить их в аренду другим операторам; Помимо пожаротушения на флоте предусматривались строительные работы и общетранспортные обязанности. [48] Хотя, как сообщается, парк летал несколько лет, они поступили на хранение лишь после непродолжительного периода использования из-за нехватки компонентов. [49]

Варианты

[ редактировать ]
USMC CH-53D рулит на авиабазе Аль-Асад, Ирак, июнь 2006 г.
USMC VH-53D, используемый HMX-1
CH-53G немецкого армейского авиационного корпуса во время учений в Боснии, апрель 2002 г.
ЯЧ-53А
Два прототипа с двумя двигателями T64-GE-3 мощностью 2850 л.с. (2130 кВт).
СН-53А
Первоначальный серийный вариант для морской пехоты США. 139 построено.
РХ-53А
CH-53A с модернизированным двигателем T64-GE-413 мощностью 3925 л.с. (2927 кВт) в качестве варианта противоминной защиты (AMCM) для ВМС США . 15 преобразований.
ТХ-53А
Разобранный CH-53A использовался для тренировок ВВС США .
СН-53Д
CH-53A с улучшенной трансмиссией, увеличенной кабиной на 55 военнослужащих и автоматическим складыванием лопастей несущего винта для Корпуса морской пехоты США , построено 126 штук.
РХ-53Д
Вариант AMCM ВМС США CH-53D, оснащенный пулеметами калибра 0,50 дюйма и возможностью дозаправки в воздухе. 30 построено для ВМС США. Шесть экземпляров также были экспортированы в Иран до иранской революции 1979 года. [5] Эта версия может перевозить груз массой 25 000 фунтов (11 340 кг) с помощью грузового крюка. [50]
ВХ-53Д
Два CH-53D для VIP-транспорта морской пехоты США .
ВХ-53Ф
Шесть недостроенных VIP-вертолетов для ВМС/Корпуса морской пехоты США.
СН-53Г
Немецкая базовая версия CH-53D для немецкой армейской авиации . Внутреннее обозначение Sikorsky — S-65C-1. [51] Всего было произведено 112 экземпляров, в том числе 2 предсерийных, 20 собранных на заводе VFW-Fokker и 90 построенных на Speyer. [52] По состоянию на 2007 год На вооружении находилось 89 немецких CH-53, из них в 2014 году планируется принять на вооружение 80. Все немецкие CH-53 получат двигатели Т64-100 (в 3-х партиях; первая партия уже установлена, вторая партия в настоящее время находится на стадии разработки). установлена ​​и планируется третья партия при наличии финансирования). Все получат возможность IFR. [53]
Ч-53ГС
Обновление 20 CH-53G в конце 1990-х годов с добавлением дополнительных средств противодействия ракетам, модернизированной системы связи и навигации и двух внешних топливных баков. [52] Позже они получили первую партию двигателей Т64-100 для работы в жарких и суровых условиях, которые преобладают в Афганистане. Также были установлены пулеметы MG3 и M3M. [54] Также было заказано обновление CH-53GS/GE, обеспечивающее возможность боевого поиска и спасения (CSAR) для 26 вертолетов. [55] [56] [57]
CH-53GE
Конфигурация, основанная на возможностях боевого поиска и спасения (CSAR) CH-53GS. [55] Конфигурация обновления ранее была известна как CH-53GSX. [ нужна ссылка ] Кроме того, он оснащен современной электроникой, двумя внешними топливными баками, средствами защиты и пылевыми фильтрами для двигателей. Модернизация была заказана для поддержки развертывания в Афганистане. [54]
Ч-53ГА
Обновление еще 40 самолетов CH-53G с новой кабиной экипажа, новой системой управления полетом, автопилотом, системами навигации и связи, FLIR, ECM и средствами противодействия ракетам, а также положениями для дополнительных внутренних топливных баков. Вертолет CH-53GA успешно совершил свой первый полет в феврале 2010 года. [58] Модернизация завершилась к 2013 году. [59]
С-65О
Экспортный вариант CH-53D для ВВС Австрии . Внутреннее обозначение Sikorsky — S-65C-2. Всего было построено 2, впоследствии проданных Израилю. [51]
С-65С-3
Экспортный вариант CH-53D для ВВС Израиля . [51] Версия Yas'ur 2000 - это вертолеты, модернизированные и улучшенные компанией Israel Aircraft Industries для продления срока службы после 2000 года. Yas'ur 2025 - это еще более модернизированная версия с новыми системами и новыми коробками передач. [60] Израиль завершил модернизацию к 2015 году и в настоящее время по состоянию на ноябрь 2023 года эксплуатирует 21 Ясур. [61] [62]

Операторы

[ редактировать ]
CH-53-2000 Yas'ur (S-65C-3) ВВС Израиля во время пролета в честь 65-й годовщины независимости Израиля в 2013 году.
 Германия
 Иран
 Израиль

Бывшие операторы

[ редактировать ]
S-65Ö ВВС Австрии на стоянке в RAF Greenham Common в 1974 году.
 Австрия
 Германия
 Мексика
 Израиль
 Соединенные Штаты
  • ВВС США (см. MH-53 Pave Low )
  • Корпус морской пехоты США [1]
    • HMH-361 «Flying Tigers» , 1977–1990 (переоборудован в CH-53E Super Stallion, 1990 – настоящее время)
    • HMH-366 «Hammerheads» , 1994–2000 гг. (переоборудован в CH-53E Super Stallion, 2008–2022 гг.)
    • HMH-461 «Ironhorse» , 1966–1988 гг. (первоначально переоборудованный CH-53E Super Stallion, 2008–2022 гг.; впоследствии преобразован в CH-53K King Stallion, 2022 г. – настоящее время)
    • HMH-462 "Heavy Haulers" , 1965–1992 (переоборудованный CH-53E Super Stallion, 1992 – настоящее время)
    • HMH-769 «Титан» , 1971–1990 гг. (первоначально переоборудованный RH-53D Sea Stallion, 1990–1996 гг.; позже преобразован в CH-53E Super Stallion, 1996–2008 гг.; впоследствии будет переоборудован в CH-53K King Stallion в 2026 г.)
    • HMH-772 «Летающие броненосцы» , 1971–2000-е (переоборудован в CH-53E Super Stallion, 2000-е – настоящее время)
    • HMHT-302 «Феникс» , 1987–1995 гг. (до 1995 г. обучали летные экипажи и технику на CH-53, сегодня тренируются только на CH-53E Super Stallion, с 1987 г. по настоящее время)
  • ВМС США [67] (переоборудован в MH-53E Sea Dragon)

Самолет на выставке

[ редактировать ]
СН-53А в музее, 2012 г.
CH-53D в Национальном музее морской авиации
На дисплее

Соединенные Штаты

[ редактировать ]
На дисплее

Аварии и происшествия

[ редактировать ]

Из-за большого размера самолета и численности личного состава воздушные происшествия с участием вертолетов CH-53 стали одними из самых смертоносных происшествий вертолетов .

  • 23 июня 1967 г .: USMC CH-53A Bu. № 65-082 столкнулся с UH-1B № 63-8572 армии США при взлете из Кэмп-Лежен , все 20 морских пехотинцев на борту погибли вместе с двумя пассажирами UH-1B. [71]
  • 8 января 1968 г .: USMC CH-53A № 65-100 HMH-463 разбился в лесу Хай Лэнг к югу от боевой базы Тонг Ха , в результате чего погибли все 46 человек на борту. [72]
  • 19 февраля 1968 г .: USMC CH-53A № 65-055 врезался в Monkey Mountain, в результате чего погибли все 13 человек на борту. [73]
  • 22 февраля 1968 г .: USMC CH-53A № 65-060 был подбит зенитным огнем и разбился на боевой базе Кхесаня , в результате чего погибли два морских пехотинца. [74]
  • 1 мая 1968 года : USMC CH-53A № 65-058 врезался в море недалеко от провинции Куанг Тро, в результате чего погиб один член экипажа. [75]
  • 28 июля 1968 г .: USMC CH-53A № 65-061 разбился к югу от Дананга, в результате чего погибли все пять членов экипажа. [76]
  • 1 сентября 1969 г .: USMC CH-53A № 65-059 разбился в провинции Тхиен, в результате чего погибли все пять членов экипажа. [77]
  • 13 сентября 1970 г .: USMC CH-53D № 65-181 был поражен зенитным огнем и разбился без человеческих жертв. [78]
  • 26 октября 1970 г .: USMC CH-53D № 65-192 разбился во время испытательного полета недалеко от Дананга, в результате чего погиб один член экипажа. [79]
  • 30 октября 1970 г .: USMC CH-53D № 65-259 был поражен зенитным огнем и разбился в провинции Куангнам , в результате чего погибли два члена экипажа. [80]
  • 18 февраля 1971 г .: CH-53C ВВС США № 65-227 из 21-й эскадрильи специальных операций был подбит зенитным огнем и разбился в Лаосе без человеческих жертв. [81]
  • 18 февраля 1971 г .: USMC CH-53D № 65-189 разбился недалеко от Хуэ , в результате чего погибли все девять человек на борту. [82]
  • 1 марта 1971 г .: ВВС США CH-53C № 65-229 из 21-й эскадрильи специальных операций был поражен зенитным огнем и разбился возле Лонг-Тиенга , в результате чего погибли шесть человек. [83]
  • 11 июля 1972 г .: USMC CH-53D № 65-177 был сбит ракетой класса «земля-воздух» и разбился недалеко от Куанг Тру , в результате чего погибли три члена экипажа и 45 морских пехотинцев Южного Вьетнама. [84]
  • 24 января 1975 г .: CH-53C ВВС США № 65-338 из 21-й эскадрильи специальных операций вышел из строя головка несущего винта и разбился возле базы Королевского военно-морского флота Таиланда Накхон Фаном , в результате чего погибли все четыре человека на борту. [85]
  • 13 мая 1975 г .: CH-53C № 65-231 ВВС США из 21-й эскадрильи специальных операций разбился к западу от базы Королевских ВВС Таиланда Накхон Фаном, в результате чего погибли 23 военнослужащих ВВС. [86]
  • 15 мая 1975 года : во время в Маягуэсе инцидента три CH-53 21-й эскадрильи специальных операций были сбиты « красными кхмерами» , в результате чего погибли десять морских пехотинцев, два санитара ВМФ и два члена экипажа ВВС. [87]
  • 26 сентября 1975 г .: ВВС США CH-53C № 65-342 601-й эскадрильи тактической авиационной поддержки разбился недалеко от Дельбрюка ( Падерборн ), Германия, в результате чего на борту находились 16 человек.
  • 10 мая 1977 г самолет CH-53 .: в Израиле разбился , в результате чего погибли 54 человека.
  • 21 октября 1977 г .: самолет CH-53 разбился в Миндоро, Филиппины, во время погрузки на стропе из-за конструктивного недостатка привода рулевого винта; 31 морской пехотинец США, участвовавший в операции «Крепкая молния», погиб. [88]
  • 11 декабря 1978 года немецкой армейской авиации : самолет CH-53G 25-го среднего транспортного вертолетного полка разбился на авиабазе Лаупхайм в Германии. При посадке в условиях плохой видимости рулевой винт ударился о землю. Из четырех пассажиров один погиб. [89]
  • 25 апреля 1980 года : шесть USN RH-53 были потеряны в ходе операции «Орлиный коготь» , неудачной попытки спасти американских заложников в Иране .
  • 26 ноября 1980 г .: самолет CH-53G 15-го среднего транспортного вертолетного полка немецкой армейской авиации разбился в лесу недалеко от Виппенкаузена , Северный Рейн-Вестфалия, Германия. Все четверо пассажиров погибли. [90]
  • 14 сентября 1982 г .: CH-53A № 65-083. [91] упал в Северное море у берегов Дании во время учений НАТО « Северная свадьба », погибли все 5 военнослужащих на борту: [92] пилот, капитан Уильям Х. «Сонни» Кокс; Второй пилот капитан Джеймс Б. Хафф; Начальник экипажа сержант. Гэри Дж. «Бутч» Лестер; сержант Тимоти А. «Тим» Крейтон; и капеллан, капитан ВМФ. Дэвид Р. Моррисон. «Морской жеребец» входил в состав 777-й эскадрильи тяжелых вертолетов морской пехоты. [93]
  • 27 апреля 1983 г .: CH-53D разбился в Атлантике у побережья Вирджинии. В результате крушения утонул первый лейтенант морской пехоты Дэвид А. Бойл. Иск, поданный отцом Бойля, был передан в Верховный суд . [94]
  • 24 марта 1984 г .: CH-53D врезался в гору в Южной Корее во время ночной операции войск, в результате чего погибло 29 человек. [95]
  • 6 мая 1985 г .: у самолета CH-53D произошел сбой трансмиссии, и он упал в Японское море, в результате чего погибли 17 человек. [95] Он возвращался на авиабазу морской пехоты Футенма из MCAS Ивакуни, префектура Ямагути. [ нужна ссылка ]
  • 29 декабря 1988 г .: израильский «Ясур» разбился во время миссии по закладке камня на границе Израиля и Египта. Расследование показало, что высокочастотная гетеродинная вибрация, вызванная поздней коррекцией положения рулевой колонки во время зависания пилотом (единственный погибший), вызвала разрушение конструкции; отрыв хвоста самолета и его немедленное, быстрое встречное вращение и последующее крушение. Трое оставшихся пассажиров получили ранения. Видео этой катастрофы можно посмотреть в Интернете. С тех пор на остальных вертолетах Ясура была установлена ​​система демпферов для предотвращения быстрой коррекции и, следовательно, гетеродинных вибраций. [ нужна ссылка ]
  • 20 марта 1989 г .: самолет Sea Stallion разбился во время маневров у гористого восточного побережья Южной Кореи, недалеко от Пхохана. 22 человека на борту погибли. В результате крушения были ранены еще шестнадцать морских пехотинцев, в том числе один на земле. [96]
  • 18 мая 1990 г . : самолет USMC CH-53D, направлявшийся на авиабазу морской пехоты Тастин, разбился в округе Империал, Калифорния, в результате чего один член экипажа погиб и пять других были ранены. При наборе высоты блокировка тангажа зацепилась за одну лопасть несущего винта, вызвав сильную вибрацию, в результате которой хвостовой винт покинул самолет на высоте 2200 футов (670 м) над уровнем земли. Крутящий момент и быстрое вращение способствовали тому, что самолет развалился сразу за главной трансмиссией. Автоматическое вращение привело к отскоку, опрокидыванию и выстрелу. Были прикреплены вспомогательные баки. [ нужна ссылка ] С 1969 по 1990 год в авариях с участием CH-53A, CH-53D и CH-53E погибло более 200 военнослужащих. [97]
  • 14 марта 1994 г .: CH-53D приземлился хвостом вперед и загорелся на военной взлетно-посадочной полосе в Северной Калифорнии. Один морской пехотинец был убит и четверо морских пехотинцев получили ранения. [98]
  • 4 февраля 1997 г .: два CH-53 столкнулись в результате крушения вертолета в Израиле. Всего в результате аварии погибли 73 человека. [99]
  • 21 декабря 2002 г .: самолет CH-53G 25-го среднего транспортного вертолетного полка немецкой армейской авиации разбился недалеко от Кабула , в результате чего погибли все семь пассажиров. Расследование после аварии пришло к выводу, что авария произошла из-за механической неисправности. [100]
  • 23 ноября 2003 г .: MH-53M разбился возле авиабазы ​​​​Баграм в Афганистане. Пять американских военнослужащих погибли. [101]
  • 13 августа 2004 г .: самолет USMC CH-53D с авиабазы ​​морской пехоты Футенма врезался в Окинавский международный университет на Окинаве, Япония . Никаких серьезных повреждений или травм не произошло, но авария вызвала международный инцидент из-за напряженных отношений по поводу использования США Футенмы. Авария произошла из-за ошибки технического обслуживания. [102] [103] [104]
  • 28 ноября 2008 г .: CH-53G регистрационный номер 84 + 36 25-го среднего вертолетно-транспортного полка немецкой армейской авиации совершил жесткую посадку во время учений на высоте 6900 футов (2300 м) недалеко от Энгельберга в Швейцарских Альпах , в результате чего был ранен один из шесть жильцов. [105] Демонтаж и частичное восстановление обломков вертолета были завершены в июне 2009 года путем подъема вертолета 84+36, сброшенного под его сестрой 84+32, в деревню Альпнах . [106]
  • 26 июля 2010 г .: израильский CH-53 разбился во время тренировочного полета в Карпатах в Румынии, в результате чего погибли шесть израильских солдат и один румын. [ нужна ссылка ]
  • 29 марта 2011 г .: самолет USMC CH-53D из MCBH Kaneohe Bay врезался в залив, в результате чего один погиб и трое получили ранения. [107]
  • 19 января 2012 г .: самолет USMC CH-53 разбился на юге Афганистана. В результате аварии погибли шесть военнослужащих Международных сил содействия безопасности (ISAF), все морские пехотинцы. [108]

Технические характеристики (CH-53D)

[ редактировать ]
Стрелок немецкой армии на борту CH-53.
Двигатель Ч-53Г

Данные Deagel.com, [109] История ВМФ США, [110] Международный справочник, [5] Подборка фактов о ВМС США [111] [112]

Общие характеристики

  • Экипаж: 2 пилота, 1 или более грузчиков/членов экипажа.
  • Вместимость: 38 военнослужащих (55 в альтернативной конфигурации) или 24 носилки / полезная нагрузка 8000 фунтов (3600 кг).
  • Ширина: 28 футов 4 дюйма (8,64 м) над короткими крыльями.
15 футов 6 дюймов (5 м) в поперечнике фюзеляжа
  • Пустой вес: 23 628 фунтов (10 717 кг)
  • Полная масса: 33 500 фунтов (15 195 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 42 000 фунтов (19 051 кг)
  • Силовая установка: 2 двигателя General Electric T64-GE-413 турбовальных мощностью 3925 л.с. (2927 кВт) каждый.
  • Диаметр несущего винта: 72 фута 2,8 дюйма (22,017 м)
  • Площадь несущего винта: 4098,1 кв. футов (380,73 м ). 2 ) 6-лопастной несущий винт
  • Секция лезвия: NACA 0011 мод. [113]

Производительность

  • Максимальная скорость: 170 узлов (200 миль в час, 310 км/ч)
  • Крейсерская скорость: 150 узлов (170 миль в час, 280 км/ч)
  • Дальность: 540 миль (620 миль, 1000 км)
  • Боевая дальность: 95 миль (109 миль, 176 км)
  • Перегоночная дальность: 886 миль (1020 миль, 1641 км)
  • Практический потолок: 16 750 футов (5 110 м)
  • Скорость набора высоты: 2460 футов/мин (12,5 м/с).
  • Нагрузка на диск: 8,95 фунтов/кв. футов (43,7 кг/м) 2 )

Вооружение

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ Jump up to: а б «Конец эпохи иконы морской авиации» . aero-news.net. 12 августа 2012 года . Проверено 15 апреля 2013 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р «S-65/H-53A/D Sea Stallion/H-53E Super Stallion» . sikorskyarchives.com . Проверено 28 марта 2021 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п «Происхождение S-65 / Морская пехота США CH-53A и CH-53D Sea Stallion» . Airvectors.net, 1 января 2016 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Картер, Эдвард С. младший (сентябрь 1965 г.). «Технологические вклады программы разработки транспортного вертолета Ч-53А» . Журнал самолетов . 2 (5): 430–436. дои : 10.2514/3.43679 .
  5. ^ Jump up to: а б с д Фроули 2002, с. 148.
  6. ^ Дональд, Дэвид, изд. «Сикорский С-65». Полная энциклопедия мировой авиации . Книги Барнса и Нобл, 1997. ISBN   0-7607-0592-5 .
  7. ^ Jump up to: а б ВВС США HH-53B, HH-53C и CH-53C , Vectorsite.net, 1 мая 2006 г.
  8. ^ Jump up to: а б Данэм, Джордж Р. (1990). Морские пехотинцы США во Вьетнаме: Горький конец, 1973–1975 (Оперативный исторический сериал Корпуса морской пехоты Вьетнама) . Штаб отдела истории и музеев Корпуса морской пехоты США. ISBN  978-0-16-026455-9 . Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  9. ^ Гаргус 2007, стр. 284-288.
  10. ^ Веттерхан 2002, с. 26.
  11. ^ Картер (1982) , с. 519.
  12. ^ Бак, Питер (2015). Попытка спасения иранских заложников: практический пример . Пикл Партнерс. ISBN  978-1782899686 .
  13. ^ Крейшер, Отто. «Операция СРОЧНАЯ ЯРОСТЬ – Гренада» . Ассоциация и фонд морской пехоты. Архивировано из оригинала 19 апреля 2016 года . Проверено 6 апреля 2016 г.
  14. ^ «Корпус морской пехоты США выводит из эксплуатации CH-53D» . Роторхуб, 24 февраля 2012 г.
  15. ^ Монтгомери, Дэйв (19 сентября 2007 г.). «1-я эскадрилья Фау-22 незаметно переброшена в Ирак» . Командование авиационных систем ВМФ . ВМС США. Архивировано из оригинала 27 июля 2009 года . Проверено 1 декабря 2008 г.
  16. ^ «Sikorsky заключила контракт на разработку тяжелого вертолета CH-53K для морской пехоты на сумму 3,0 миллиарда долларов». Архивировано 27 ноября 2008 года в Wayback Machine . Sikorsky Aircraft, 5 апреля 2006 г.
  17. ^ «Начинается разработка нового тяжелого вертолета» . Корпус морской пехоты США, 9 января 2006 г.
  18. ^ Гиджет Фуэнтес (26 сентября 2011 г.). «Переезд на Гавайи знаменует конец старинных CH-53» . Армейские времена . Архивировано из оригинала 30 сентября 2011 года . Проверено 26 сентября 2011 г.
  19. ^ «Эскадрилья морской пехоты совершает последний тур на вертолете вьетнамской эпохи в Афганистане» . Архивировано из оригинала 16 ноября 2011 года . Проверено 20 марта 2012 г.
  20. ^ « Гадкие ангелы» деактивируются после 60 лет службы» . dvidshub.net . Проверено 27 марта 2018 г.
  21. ^ Jump up to: а б с д и ж «Сикорский СН-53 («Ясур» (Буревестник))» . Израильские ВВС . Проверено 28 марта 2021 г.
  22. ^ Операция «Петух» — Израиль захватывает египетский радар в войне на истощение . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 16 марта 2008 г.
  23. ^ «Безопасность и оборона: координационные возможности» . «Джерузалем Пост» . 12 августа 2011 г.
  24. ^ «Израиль изучает сбитый CH-53» . FlightGlobal . 6 августа 2006 г.
  25. ^ Гринберг, Ханан (12 августа 2006 г.). «Хезболла сбила вертолет на юге Ливана» . Инет.
  26. ^ Кордесман, А.Х.; Салливан, штат Вашингтон; Салливан, Г. (2007). Уроки войны между Израилем и Хезболлой 2006 года . Серия важных вопросов. ЦСИС Пресс. п. 122. ИСБН  978-0-89206-505-9 . Однако ВВС потеряли только один самолет в боях и четыре в результате аварий. Три AH-64 Apache были потеряны. Один из них, AH-64 Longbow, был потерян из-за технической проблемы, а два AH-64 были потеряны в результате столкновения в воздухе, вызванного ошибкой пилота. F-16 разбился при взлете из-за поломки шины. Единственной боевой потерей стал только что выгрузивший десант транспортный вертолет CH-53, который при взлете был сбит китайским легким ЗРК QW-1.
  27. ^ Эгози, Арье. «Израильские ВВС останавливают флот CH-53 после аварийной посадки». Flight International , 17 августа 2012 г.
  28. ^ Эгози, Арье (21 марта 2020 г.). «Израиль неисправен релейный переключатель Lockheed из-за пожара CH-53» . вертикальный маг.com.
  29. ВВС Израиля ищут подъемную силу с CH-53K FlightGlobal , 10 августа 2015 г.
  30. ^ Аронхайм, Анна (2 августа 2018 г.). «Две оборонные компании конкурируют за замену израильских тяжелых вертолетов» . «Джерузалем Пост» . Архивировано из оригинала 7 февраля 2018 года.
  31. ^ «Израиль выбирает CH-53K King Stallion в качестве нового транспортного вертолета ЦАХАЛа» . Таймс Израиля . Проверено 25 февраля 2021 г.
  32. ^ Зитун, Йоав (25 февраля 2021 г.). «ЦАХАЛ одобряет использование CH-53K King Stallion в качестве нового грузового вертолета» . Инет.
  33. ^ "Происшествие в Викибазе ASN № 346569" . Сеть авиационной безопасности.
  34. ^ "Ясур 2025 #985 "Кондор" (с иврита). sky-high.co.il.
  35. Программа новостей 12 канала "Увда" Сюжет: "Говорят воины из чуть не разбившегося самолета" (с иврита). Мако.
  36. Список производства RH-53D получен 28 апреля 2012 г.
  37. ^ «Директор сингапурской фирмы осужден за незаконный экспорт контролируемых авиационных компонентов в Иран» . Justice.gov. 5 ноября 2009 г.
  38. ^ «Иран планирует использовать захваченный американский вертолет против США» medium.com. 22 февраля 2014 г.
  39. ^ Jump up to: а б с д Крюгер, Альфред (ноябрь – декабрь 1972 г.). Дайджест Air-Britain . 24 (6). Эйр-Британия . {{cite journal}}: Отсутствует или пусто |title= ( помощь )
  40. ^ Рэй, Роланд (14 декабря 2012 г.). «Мы хотим предложить вам новый военный дом» . Швабская газета (на немецком языке) . Проверено 6 января 2013 г.
  41. ^ Шпренгер, Себастьян (14 января 2020 г.). «Lockheed и Boeing участвуют в гонке тяжелых транспортных вертолетов в Германии» . сайт Defensenews.com.
  42. ^ Ньюдик, Томас (29 сентября 2020 г.). «Германия Axes планирует купить вертолеты Sikorsky CH-53K или Boeing CH-47» . thedrive.com.
  43. ^ Twitter Германия в США , 5 июля 2023 г. , дата обращения 5 июля 2023 г.
  44. ^ «BBC News | Европа | Спасатели лавин нашли тело девушки» . news.bbc.co.uk. ​Проверено 3 апреля 2024 г.
  45. ^ Медельин, Хорхе Алехандро (27 апреля 2006 г.). «Израиль поставляет военные вертолеты в Мексику» . Универсал . Мехико.
  46. ^ Варзилай, Амнон (19 декабря 2003 г.). «Мексика покупает 2 ракетных корабля и 4 вертолета за 90 миллионов долларов» . Гаарец .
  47. ^ Jump up to: а б Роа, Адриан (21 ноября 2015 г.). «Вертолет Sedenna CH-53, подаренный штату Идальго, демонтирован» . infodefensa.com.
  48. ^ Розенлоф, Ким (31 января 2007 г.). «Тяжелый лифт «Пожарные жеребцы» готов к тушению пожаров» . ainonline.com.
  49. ^ Арчер, Майкл (23 августа 2020 г.). «Сага о CH-53D 'FIRE ЖЕРЕБЦЫ' » . airattackmag.com.
  50. ^ Джон Пайк. «РХ-53Д» . globalsecurity.org .
  51. ^ Jump up to: а б с Sikorsky H-53 Sea Stallion. Архивировано 8 июня 2017 года в Wayback Machine . Проверено 28 апреля 2012 г.
  52. ^ Jump up to: а б Иден, Пол. «Сикорский Н-53», Энциклопедия современных военных самолетов . Янтарные книги, 2004. ISBN   1-904687-84-9 .
  53. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 24 декабря 2010 года . Проверено 21 апреля 2009 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  54. ^ Jump up to: а б Модернизированные вертолеты для миссии в Афганистане , Bundeswehr.de. ( английский перевод .)
  55. ^ Jump up to: а б «Германия модернизирует свои вертолеты CH-53G» . Defense Industry Daily, 21 июня 2009 г.
  56. ^ Хойл, Крейг. «Eurocopter заключила сделку по восстановлению персонала для самолетов CH-53 немецкой армии» . Flight International, 23 июня 2009 г.
  57. ^ «Eurocopter подписывает контракт на модернизацию 26 вертолетов CH53 Бундесвера для миссий по спасению персонала» [ постоянная мертвая ссылка ] . Еврокоптер, 18 июня 2009 г.
  58. ^ Хойл, Крейг. «Прототип немецкой армии CH-53GA летит» . Flight International , 11 февраля 2010 г.
  59. ^ «Немецкий Heeresflieger заказал модернизацию CH-53». Архивировано 22 июня 2008 года в Wayback Machine . Flug Revue, 25 февраля 2007 г.
  60. ^ "Израиль начинает испытания модернизированного штурмового вертолета CH-53" . 5 января 2009 г.
  61. ^ «Вертолет Ясур проживет еще одно столетие» (с иврита). Официальный сайт МАФ.
  62. Израиль приобретает излишки вертолетов CH-53 на запчасти FlightGlobal , 25 января 2013 г.
  63. ^ Jump up to: а б с д «ВВС мира 2014» (PDF) . Flightglobal Insight. 2014 . Проверено 19 мая 2014 г.
  64. ^ «Военно-воздушные силы мира – 1981» . FlightGlobal . Проверено 19 мая 2014 г.
  65. ^ «Армия и ВВС обмениваются вертолетами» . Обзор полета. 14 декабря 2012. Архивировано из оригинала 12 апреля 2013 года . Проверено 17 января 2013 г.
  66. ^ Рэй, Роланд (11 января 2013 г.), «Бундесвер: в Лаупхайме осталось 1200 должностей» , Schwäbische Zeitung (на немецком языке) , получено 23 марта 2013 г.
  67. ^ «RH-53D Морской жеребец» . airvictorymuseum.com. Архивировано из оригинала 23 мая 2013 года . Проверено 26 июля 2013 г.
  68. ^ «Ясур 471 - Маркия Шаким» (с иврита). sky-high.co.il
  69. ^ Досье планера — Sikorsky CH-53A Sea Stallion, серийный номер 471 IDF, серийный номер 65.078 . Визуальные эффекты планера.
  70. ^ «Архив уличных выставок» . ННАМ . Проверено 15 июня 2024 г.
  71. ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 74276» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 4 октября 2017 г.
  72. ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 76027» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 4 октября 2017 г.
  73. ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 138150» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 4 октября 2017 г.
  74. ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 148200» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 4 октября 2017 г.
  75. ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 148202» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 4 октября 2017 г.
  76. ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 148203» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 4 октября 2017 г.
  77. ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 148201» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 4 октября 2017 г.
  78. ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 148205» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 4 октября 2017 г.
  79. ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 148207» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 4 октября 2017 г.
  80. ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 148208» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 4 октября 2017 г.
  81. ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 56222» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 4 октября 2017 г.
  82. ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 148206» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 4 октября 2017 г.
  83. ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 56221» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 4 октября 2017 г.
  84. ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 148204» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 4 октября 2017 г.
  85. ^ «Происшествие в Викибазе ASN № 56218» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 4 октября 2017 г.
  86. ^ Данэм, Джордж Р. (1990). Морские пехотинцы США во Вьетнаме: Горький конец, 1973–1975 (Оперативно-исторический сериал Корпуса морской пехоты Вьетнама) . Ассоциация морской пехоты. п. 240 . ISBN  9780160264559 . Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  87. ^ Веттерхан 2002, стр. 195–177.
  88. ^ «Информация о крушении вертолета в 1977 году» . Проверено 4 января 2012 г.
  89. ^ «Происшествие ASN № 55637» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 3 марта 2013 г.
  90. ^ «В65-079» . helis.com . Проверено 23 марта 2013 г.
  91. ^ «777-я морская тяжелая вертолетная эскадрилья» . 9 февраля 2024 г.
  92. ^ «Авария Sikorsky CH-53A Sea Stallion 153312», . Aviation-safety.net . Проверено 9 февраля 2024 г.
  93. ^ Стипендия, Мемориальный кран Starship 402. «Стипендия Мемориального крана Starship 402» . Стипендия Starship 402 Memorial Taps . Проверено 9 февраля 2024 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  94. ^ «Решение суда может иметь большое влияние на иски о ДТП» . Лос-Анджелес Таймс . 15 января 1987 года . Проверено 6 сентября 2011 г.
  95. ^ Jump up to: а б « 'Все становится хуже': на пленке жертвы вертолета подробно описаны недостатки корабля» . Лос-Анджелес Таймс . 14 мая 1986 года . Проверено 8 июня 2012 года .
  96. ^ «В результате крушения вертолета погиб 1 морской пехотинец, 5 получили ранения: Военные: Несчастный случай возле Солтон-Си является последним в серии несчастных случаев со смертельным исходом с участием самолетов. С 1969 года в подобных вертолетах, построенных Sikorsky, погибло более 200 военнослужащих» . Лос-Анджелес Таймс . 20 мая 1990 года . Проверено 8 июня 2012 года .
  97. ^ «В результате крушения вертолета погиб 1 морской пехотинец, 5 получили ранения: Военные: Несчастный случай возле Солтон-Си является последним в серии несчастных случаев со смертельным исходом с участием самолетов. С 1969 года в подобных вертолетах, построенных Sikorsky, погибло более 200 военнослужащих» . Лос-Анджелес Таймс . 20 мая 1990 года . Проверено 8 июня 2012 года .
  98. ^ «1 морской пехотинец погиб, 4 получили ранения в результате крушения вертолета, базировавшегося в Тастине» . Лос-Анджелес Таймс . 14 марта 1994 года . Проверено 8 июня 2012 года .
  99. ^ «Ясур 2000» . Israel.Weapons.com . Проверено 10 марта 2007 г.
  100. ^ Рэй, Роланд (21 декабря 2012 г.). «Десять лет после крушения вертолета над Кабулом: солдаты не забыты» . Швабская газета (на немецком языке) . Проверено 1 февраля 2013 г.
  101. ^ Майкл Роберт Паттерсон. «Экипаж вертолета США: убит в Афганистане, 23 ноября 2003 г.» . Arlingtoncemetery.net . Проверено 2 мая 2022 г.
  102. ^ Кэрол, Джо. « Футенма разделяет эмигрантов Окинавы ». The Japan Times , 8 июня 2010 г.
  103. ^ « Плохие воспоминания о базах США остались ». The Japan Times , 29 апреля 2010 г.
  104. ^ Такахара, Канако. « Отсутствие штифта привело к крушению вертолета: отчет ». The Japan Times , 6 октября 2004 г.
  105. ^ «Немецкий военный вертолет терпит крушение на высоте 2600 метров» (на немецком языке). Полиция кантона Обвальден. 28 ноября 2008 года . Проверено 3 марта 2013 г.
  106. ^ «Вертолет Бундесвера выведен из района Титлиса» . 20 минут (на немецком языке). 26 июня 2009 года . Проверено 23 марта 2013 г.
  107. ^ «Последние новости и заголовки местных новостей на Гавайях – 1 морской пехотинец погиб, трое получили ранения в результате крушения в заливе Канеохе» . Гонолулу Звезда-Рекламодатель . Архивировано из оригинала 6 апреля 2015 года.
  108. ^ "Вертолет США разбился в Афганистане; 6 погибших" . CBS News, 20 января 2012 г.
  109. ^ «Ч-53Д Морской Жеребец» . Deagel.com. Архивировано из оригинала 21 сентября 2006 года . Проверено 10 марта 2007 г.
  110. ^ «CH-53A/D/E Sea Stallion и MH-53E Sea Dragon» . ВМС США. Архивировано из оригинала 6 февраля 1997 года . Проверено 28 марта 2021 г.
  111. ^ «Факты о CH-53D» . ВМС США. 17 мая 1999 года. Архивировано из оригинала 14 ноября 2008 года . Проверено 26 октября 2007 г.
  112. ^ «Морская пехота и вертолеты, 1962–1973» (PDF) . морские пехотинцы.мил . Архивировано из оригинала (PDF) 3 октября 2012 года . Проверено 27 марта 2018 г.
  113. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cfcee915b25e680cf4191f49dd83d4ad__1722186180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cf/ad/cfcee915b25e680cf4191f49dd83d4ad.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sikorsky CH-53 Sea Stallion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)