Сикорский CH-54 Тархе
CH-54 Тархе | |
---|---|
![]() | |
CH-54A с парашютной бомбой "Daisy Cutter". | |
Роль | Тяжелый грузовой вертолет |
Производитель | Сикорский Самолет
Эриксон (1992-) |
Первый полет | 9 мая 1962 г. |
Ушедший на пенсию | 1970-е (армия США) 1993 (Национальная гвардия) [ 1 ] |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основной пользователь | Армия США |
Количество построенных | 105 |
Варианты | С-64 Скайкрейн |
Sikorsky CH-54 Tarhe — американский двухмоторный тяжёлый вертолёт, разработанный компанией Sikorsky Aircraft для армии США . Он назван в честь Тархе , вождя индейского племени виандот, жившего в 18 веке , по прозвищу «Журавль». [ 2 ] Гражданская версия — Sikorsky S-64 Skycrane .
Разработка
[ редактировать ]


Работа над тем, что впоследствии стало CH-54, можно проследить до более ранних работ Сикорского с вертолетами «небесный кран» , особенно с поршневым двигателем Sikorsky S-60 в конце 1950-х годов. После окончания Корейской войны армия Соединенных Штатов стремилась закупить преемника Sikorsky CH-37 Mojave , раннего тяжелого вертолета с поршневым двигателем; осознавая эту необходимость, Сикорский стремился удовлетворить ее. [ 1 ] Компания уже работала над Sikorsky S-64 Skycrane , тяжелым винтокрылым летательным аппаратом гражданского назначения, который был разработан специально для перевозки больших полезных грузов снаружи; Разработка производной военной конфигурации рассматривалась как естественный вариант. Хотя компания Sikorsky быстро осознала преимущества использования турбовальной силовой установки, изначально подходящих двигателей этого типа не было, поэтому ей пришлось работать с американским производителем двигателей Pratt and Whitney , чтобы модифицировать их JT12 турбореактивный двигатель для его производства. [ 1 ]
Одной из новаторских особенностей любого вертолета той эпохи было включение автоматической системы управления полетом , которая фактически представляла собой электродистанционное управление. [ 1 ] Эта функция позволяла члену экипажа, обращенному назад, управлять тангажем , креном и рысканьем винтокрылого аппарата с 10% полномочий управления, а также функцией удержания высоты; его также хвалили за то, что на нем относительно легко летать по правилам полетов по приборам (IFR). [ 1 ] Значительное внимание было уделено конструкции фюзеляжа, в частности минимизации веса и требований к техническому обслуживанию. Шасси было спроектировано так , чтобы располагаться на коленях, чтобы облегчить погрузку, а также облегчить операции с наклонными поверхностями. [ 1 ] С самого начала компания Sikorsky стремилась к тому, чтобы этот тип мог перевозить как можно более разнообразный спектр грузов, что привело к использованию приспособлений для перевозки барж и специально разработанной многоцелевой «человеческой капсулы», подходящей для использования персоналом. транспорт, парашютно-десантные операции и даже в качестве мобильного госпиталя или мобильного командного пункта. [ 1 ] [ 3 ]
9 мая 1962 года первый из трех прототипов совершил свой первый полет . [ 4 ] Впоследствии он был испытан армией США в Форт-Беннинге , а два других прошли оценку в Западной Германии . [ 1 ] В июне 1963 года было объявлено, что армия США разместила заказ на первые шесть вертолетов, получив обозначение CH-54A ; первый из них был официально принят 30 июня 1963 года. [ 1 ] После относительно короткого периода испытаний и оценок CH-54 был быстро принят на вооружение во Вьетнаме. [ 1 ]
Вначале этот тип продемонстрировал непревзойденные характеристики в некоторых аспектах. По состоянию на 2014 год [update], он продолжает удерживать рекорд вертолета по максимальной высоте горизонтального полета - 11 000 м (36 000 футов), который он установил в 1971 году. [ 5 ] а также при самом быстром наборе высоты до 3000, [ 6 ] 6,000, [ 7 ] и 9000 [ 8 ] м (10 000, 20 000 и 30 000 футов). 20 апреля 1965 года CH-54A, оснащенный пассажирской капсулой, поднял 90 человек, включая экипаж из трех человек и 87 военнослужащих в боевой экипировке; на тот момент это было самое большое количество людей, поднятых одним вертолетом. [ 1 ]
Операционная история
[ редактировать ]В конечном итоге армия Соединенных Штатов закупила 105 экземпляров, которые эксплуатировались под обозначением CH-54 Tarhe . Наиболее активно он использовался во время войны во Вьетнаме , как правило, для оказания логистической поддержки и тяжелых транспортных операций в помощь американским наземным войскам. На театре военных действий CH-54 обычно использовались для перемещения артиллерийских орудий, таких как гаубица M101 , и даже для перевозки по воздуху громоздких грузов, таких как бульдозеры и патрульные катера . [ 9 ] [ 10 ] Что касается только поднятых самолетов, по сообщениям, через CH-54 было восстановлено более 380 самолетов, что привело к экономии нескольких сотен миллионов долларов. [ 1 ] [ 3 ]
В частности, те силы, действовавшие в демилитаризованной зоне (ДМЗ) и вокруг нее между Северным Вьетнамом и Южным Вьетнамом, не могли полагаться на наземные маршруты снабжения из-за неизбежных проблем, связанных с местной географией; вместо этого они почти полностью зависели от поддержки с воздуха, оказываемой винтокрылыми машинами, такими как CH-54. [ 11 ] Этот тип будет действовать так близко к линии фронта, что некоторые из них попадут под обстрел со стороны Северного Вьетнама. [ 12 ] [ 13 ] Одно необычное использование этого типа произошло в рамках программы Combat Trap , в рамках которой он сбрасывал 10 000-фунтовые бомбы, предназначенные для расчистки зон приземления. [ 1 ] Одной из опасностей, о которой экипажам приходилось помнить, была сильная нисходящая волна, создаваемая винтами; близлежащие палатки подвергались особому риску быть снесенными ветром. [ 14 ]
Как тяжелый транспортный вертолет, способный поднимать сбитые самолеты многих типов, он показал себя весьма успешно. Tarhe может удерживать груз вверх и плотно прижимать его к центральному позвоночнику, чтобы уменьшить сопротивление и устранить эффект маятника при полете вперед, а также поднимать и опускать транспортные средства с помощью лебедки из положения зависания, чтобы вертолет мог разворачивать грузы во время зависания. Из-за сокращения бюджета программа Heavy Lift Helicopter (HLH) была отменена, а CH-54 не был модернизирован двигателями большей мощности. Относительно небольшой парк оказался дорогостоящим в обслуживании, поэтому конкурирующий тяжелый грузовой вертолет Boeing CH-47 Chinook с тандемными винтами постепенно дополнил CH-54 для большинства транспортных задач, в конечном итоге заменив его в авиационных частях регулярной армии в 1980-х годах. Другой тяжелый вертолет, Sikorsky CH-53 Sea Stallion , также был разработан с использованием многих проверенных систем CH-54, включая двигатель, фюзеляж и динамические системы. [ 15 ]
CH-54 также эксплуатировался Национальной гвардией армии США , где выполнял различные военные и гражданские задачи. [ 1 ] Он участвовал в различных операциях по оказанию гуманитарной помощи, включая спасение кита на Аляске . Необычная полезная нагрузка включает в себя целые антенные башни и бревенчатые домики ; Другим примером было использование CH-54 для доставки кондиционеров на крышу Пентагона . [ 1 ] Кроме того, перед ним обычно стояла задача переместить непригодные к полетам или списанные самолеты. Несмотря на эти нетипичные требования, CH-54 показал высокие показатели безопасности. [ 1 ] Сокращение вооруженных сил, предпринятое в конце Холодной войны , оказалось похоронным звоном для военной службы CH-54; последний полет Национальной гвардии состоялся 10 января 1993 года. [ 1 ]
После вывода из военного использования многие CH-54 были приобретены гражданскими эксплуатантами и, таким образом, продолжали использоваться в этом новом качестве. [ 1 ] Из них компания Erickson Air-Crane из Сентрал-Пойнт, штат Орегон , управляет самым большим парком вертолетов S-64 в мире под названием Erickson S-64 Aircrane . Они могут быть оснащены оборудованием для сбрасывания воды (некоторые из них также имеют возможность использования пены/геля) для тушения пожаров по всему миру. [ 16 ] После получения сертификата типа и прав на производство в 1992 году компания Erickson остается производителем.
Варианты
[ редактировать ]- ЯЧ-54А
- Предсерийный самолет, построено шесть. [ 17 ]
- СН-54А
- Серийная модель с двумя турбовальными двигателями Pratt & Whitney T73 -P-1 мощностью 4500 л.с. (3400 кВт), построено 54 экземпляра. [ 17 ]
- СН-54Б
- Более тяжелая версия CH-54A с двумя турбовальными двигателями T73-P-700 мощностью 4800 л.с. (3600 кВт) и двухколесной основной ходовой частью, заказано 37, построено 29. [ 18 ] [ 1 ]
- С-64Б
- В 1968 году компания Sikorsky предложила трехмоторную версию Роста с модернизированным несущим винтом и коробкой передач. Это не было продолжено, но легло в основу CH-53E Super Stallion . [ 19 ]
Операторы
[ редактировать ]
- НАСА [ 20 ] [ 21 ]
- Армия США [ 22 ]
- 273-я тяжелая вертолетная рота
- 355-я тяжелая вертолетная рота
- 478-я тяжелая вертолетная рота
- 2-й батальон 291-й авиационной роты
- Резерв армии США [ 23 ]
- Армия Национальной гвардии
- Компания D, 113-я авиационная группа, 152-е воздушное крыло , Невада, ARNG, 1986–1993 гг. (получена CH-54A [ 23 ] ) [ 24 ]
- 1160 авиационная компания, Грузия ARNG (получена CH-54A [ 23 ] )
- 137-я транспортная рота (тяжелый вертолет), Канзас ARNG (получена CH-54A [ 23 ] )
- Рота E, 185-я авиационная бригада , Миссисипи ARNG (получена CH-54A [ 23 ] )
- Пенсильвания (получена CH-54A [ 23 ] )
- Аляска (получена CH-54B [ 23 ] )
- Алабама (получил CH-54B [ 23 ] )
- Коннектикут (получен CH-54B [ 23 ] )
Выживший самолет
[ редактировать ]
Большое количество сохранившихся планеров существует в летном состоянии, а также находится в музейных коллекциях по всему миру.
Технические характеристики (СН-54Б)
[ редактировать ]
Общие характеристики
- Экипаж: 3
- Грузоподъемность: полезная нагрузка 25 000 фунтов (11 340 кг).
- Длина: 88 футов 6 дюймов (26,97 м)
- Высота: 25 футов 5 дюймов (7,75 м)
- Пустой вес: 19 800 фунтов (8 981 кг)
- Максимальный взлетный вес: 47 000 фунтов (21 319 кг)
- Силовая установка: 2 Pratt & Whitney T73-P-700 мощностью 4800 л.с. (3600 кВт) каждый. турбовальных двигателя
- Диаметр несущего винта: 72 фута 0 дюймов (21,95 м)
- Площадь несущего винта: 4071,5 кв. футов (378,25 м ). 2 ) * Секция лезвия: – NACA 0011 мод. [ 25 ]
Производительность
- Максимальная скорость: 130 узлов (150 миль в час, 240 км/ч)
- Крейсерская скорость: 100 узлов (120 миль в час, 190 км/ч)
- Дальность: 200 миль (230 миль, 370 км)
- Скорость набора высоты: 1330 футов/мин (6,8 м/с).
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Чендлер, Джеймс Т. (1994). «А тогда их не было!» . Дайджест армейской авиации США . Типография правительства США.
- ^ «Карточка» . Центральный исторический центр Огайо .
- ^ Jump up to: а б Сикорский 2007, с. 95.
- ^ Тейлор 1976, с. 386.
- ^ «Идентификатор записи FAI № 9918 - Высота в горизонтальном полете. Класс E-1 (Вертолеты), турбина» . Международная авиационная федерация . Архивировано из оригинала 5 января 2015 года . Проверено 21 сентября 2014 г.
- ^ «Рекорд ФАИ № 9942 – Время подъема на высоту 3 000 м. Класс Е-1 (Вертолеты), турбина» . Международная авиационная федерация . Архивировано из оригинала 23 июня 2015 года . Проверено 21 сентября 2014 г.
- ^ «Рекорд ФАИ № 9957 – Время подъема на высоту 6 000 м. Класс Е-1 (Вертолеты), турбина» . Международная авиационная федерация . Архивировано из оригинала 23 июня 2015 года . Проверено 21 сентября 2014 г.
- ^ «Рекорд ФАИ № 9960 – Время подъема на высоту 9 000 м. Класс Е-1 (Вертолеты), турбина» . Международная авиационная федерация . Архивировано из оригинала 24 июня 2015 года . Проверено 21 сентября 2014 г.
- ^ Уист и Макнаб, 2015, стр. 90, 95.
- ^ Wise 2010, стр. 85–86.
- ^ Уист и Макнаб 2015, с. 92.
- ^ Мудрый 2010, с. 88.
- ^ Бойн 2011, с. 146.
- ^ Такер 2011, с. 470.
- ^ Бойн 2011, стр. 276–277.
- ^ Бойн 2011, с. 336.
- ^ Jump up to: а б Хардинг 1990, с. 243.
- ^ «СН-54Б Тархе» . Хелис.com . Проверено 30 июля 2017 г.
- ^ «С-64 Скайкрейн (СН-54 Тархе)» . sikorskyarchives.com . Проверено 30 июля 2017 г.
- ^ «Что такое вертолет?» . НАСА.gov . Проверено 26 января 2013 г.
- ^ «Вертолет Sikorsky CH – 54B Skycrane» . НАСА.gov. Архивировано из оригинала 16 февраля 2013 года . Проверено 26 января 2013 г.
- ^ «Летающий кран Sikorsky CH-54 Tarhe» . Military-Today.com . Проверено 26 января 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Sikorsky S-64 Skycrane / Sikorsky CH-54 Tarhe» . all-aero.com .
- ^ «Авиационный фотопоиск» .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Бойн, Уолтер (2011). Как вертолет изменил современную войну . Пеликан Паблишинг. ISBN 978-1-45561-568-1 .
- Франсильон, Рене Ж. (весна 1991 г.). «Тяжелоатлет армейской гвардии». Мировой журнал авиации . 5 : 36–41.
- Хардинг, Стивен (1990). Самолеты армии США с 1947 года . Шрусбери, Великобритания: Airlife. ISBN 1-85310-102-8 .
- Тейлор, Джон В.Р. (1976). Самолеты всего мира Джейн, 1976–77 . Лондон, Великобритания: Ежегодники Джейн. ISBN 0-354-00538-3 .
- Сикорский, Сергей И. (2007). Наследие Сикорского . Издательство Аркадия. ISBN 978-0-738-54995-8 .
- Такер, Спенсер К. (2011). Энциклопедия войны во Вьетнаме . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-851-09961-0 .
- Уист, Эндрю; Макнаб, Крис (2015). Иллюстрированная история войны во Вьетнаме . Янтарные книги. ISBN 978-1-782-74288-3 .
- Уайз, Э. Тейло (2010). Одиннадцать Браво: Мемуары небесного десантника о войне во Вьетнаме . МакФарланд. ISBN 978-0-78648-223-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Информационный бюллетень по истории авиации армии США CH-54
- Короткометражный фильм STAFF FILM REPORT 66-2A (1966) доступен для бесплатного просмотра и скачивания в Интернет-архиве .
- Короткометражный фильм STAFF FILM REPORT 66-21A (1966) доступен для бесплатного просмотра и скачивания в Интернет-архиве .
- HELIS.com База данных Sikorsky S-64/CH-54