Jump to content

Миль Ми-10

Ми-10
Ми-10 в полете
Роль Воздушный кран
Национальное происхождение Россия
Производитель Московский вертолетный завод имени Миля
Первый полет 15 июня 1960 г. [ 1 ]
Введение 1963 [ 2 ] [ нужна страница ]
Статус Действует с 2014 г. (Ми-10К)
Произведено 1964–69
Количество построенных 55 [ 3 ]
Разработано на основе Миль Ми-6

Ми -10 ( по классификации НАТО Harke ), получивший номер изделия «изделие 60» , — советский военно-транспортный вертолёт конфигурации «летающий кран» , разработанный на базе Ми-6 , поступивший на вооружение в 1963 году . [ 2 ] [ нужна страница ] Хотя к 2009 году большинство версий было снято с вооружения, по состоянию на 2014 год коротконогий Ми-10К все еще находился на вооружении. [ 4 ]

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

Появление Ми-6 дало Советскому Союзу очень полезную возможность точно перемещать и размещать большие, громоздкие или тяжелые грузы. Ограничения Ми-6 в роли летающего крана включали соотношение веса и полезной нагрузки, а также неспособность экипажа легко видеть груз и его предполагаемое конечное положение. Постановлением Совета Министров от 20 февраля 1958 года ОКБ-329 (ОКБ Миля) было поручено разработать специальный вертолет-летающий кран для перевозки крупногабаритных грузов, которые невозможно было перевезти в трюме Ми-6.

Ответ ОКБ Миля в значительной степени опирался на Ми-6, в котором использовались динамические компоненты и турбовальные двигатели Соловьева Д-25В мощностью 4100 кВт (5500 л.с.) на тонком фюзеляже, установленном на четырех высоких подкосных опорах шасси, с широкой гусеницей, позволяющей вертолету для подруливания грузов или перемещения мобильных грузов под ним. Фюзеляж может перевозить 28 пассажиров внутри кабины, а также 3 т (6600 фунтов) груза, загружаемого через боковую дверь в хвостовой части фюзеляжа с помощью встроенной стрелы и лебедки. Подвешенные грузы могут быть прикреплены непосредственно к фюзеляжу с помощью гидравлических зажимов или перенесены на поддоне размером 8,5 × 3,6 м (28 футов × 12 футов), поднятом лебедкой и прикрепленном тросами и / или стойками к опорам шасси. Внешняя подвеска Ми-6 грузоподъемностью 8 т (18 000 фунтов) также могла быть установлена ​​под центральным фюзеляжем.

Первый прототип V-10 имел наклоненные основные стойки шасси с одинарными колесами на всех четырех опорах, а также убирающийся запасной парашют, выступающий под кабиной, и внешние вспомогательные топливные баки по обе стороны от центрального фюзеляжа. По мере разработки основные опоры ходовой части были заменены вертикальными агрегатами, несущими спаренные колеса, сдвоенные носовые колеса ходовой части после некоторого периода сохранения одинарных колес, вспомогательную силовую установку (ВСУ), установленную за кабиной по правому борту, и тросы аварийного выхода для использования. когда поддон переносится.

Ми-10 на Парижском авиасалоне 1965 года с автобусом ЛАЗ под ним.

Первый прототип В-10 был построен в 1959 году и вскоре получил официальное служебное обозначение Ми-10. Первый полет состоялся 15 июня 1960 года, и летные испытания продолжались успешно до тех пор, пока в мае 1960 года первый прототип не разбился во время аварийной посадки из-за потери давления масла в коробке передач, выжил только штурман/радист. После присоединения к программе летных испытаний второй прототип начал серию мировых рекордных полетов по высоте и полезной нагрузке для вертолетов с газотурбинными двигателями. Государственные приемочные испытания прошли успешно в 1961 году, но производство началось только 5 марта 1964 года на Ростовском заводе-на-Дону , а первый полет серийного самолета состоялся 10 сентября 1964 года, в результате чего было выпущено в общей сложности сорок длинноногих самолетов. Вертолеты Ми-10 выпускались с 1964 по 1969 год.

Ми-10 ранней серии был впервые выставлен в Западной Европе на Парижском авиасалоне в июне 1965 года в аэропорту Ле-Бурже .

Ми-10К (коротконогий вариант)

[ редактировать ]

Ограничения Ми-10 в задаче по подвешиванию груза вскоре стали очевидными, главным образом, потеря полезной нагрузки из-за тяжелой и сложной ходовой части, а главное, практически полное отсутствие контроля за подвешенным грузом, несмотря на наличие системы видеонаблюдения. (система замкнутого телевидения), предназначенная для наблюдения за подвешенными грузами. [ 5 ]

Отказавшись от необходимости перевозить грузы на поддонах или в капсулах, Миль модернизировал Ми-10, установив гораздо более короткое фиксированное четырехопорное шасси и заменив выдвижной аварийный парашют гондолой, оснащенной средствами управления полетом, позволяющими пилоту управлять самолетом во время подвешивания груза. операции. В остальном самолет практически идентичен длинноногому варианту. Семнадцать новых летающих кранов были произведены как Ми-10К, включая две модификации Ми-10 с 23 марта 1974 по 1977 год. [ 5 ]

Оперативное обслуживание

[ редактировать ]

Эксплуатационная служба Ми-10 имела умеренный успех, распределяясь в основном по частям ВВС ( Военно-воздушные силы СССР), которые уже эксплуатировали Ми-6. Было обнаружено, что полеты без нагрузки нестабильны, а наилучшей процедурой взлета оказался взлет с перекатом, что обычно также приводило к тряске носового колеса при небольшой нагрузке. Основная задача первых Ми-10 практически испарилась с усовершенствованием современных баллистических ракет. [ нужны разъяснения ] ; таким образом, большинство длинноногих вариантов были переоборудованы в вертолеты воздушного радиоэлектронного противодействия Ми-10ПП (или Ми-10П) , несущие под фюзеляжем большой блок РЭБ СТ-900 «Степной» на поддоне. [ 6 ]

Другие длинноногие самолеты Ми-10 были переоборудованы для выполнения широкого спектра задач, но обычно только в виде отдельных прототипов. Особо следует отметить вертолёт-рекордсмен Ми-10Р (Рекордный , рекордный), переделанный из серийной машины, с ходовой частью от Ми-6, оснащённой обтекателями и обтекателями, а также хвостовым бампером для снижения риска повреждение задней части фюзеляжа при приземлении.

Мировые рекорды

[ редактировать ]

Ми-10Р установил семь мировых рекордов, ни один из которых не является действующим, в классе FAI E1 General среди винтокрылых машин с газотурбинными двигателями.

Data from: Gordon, Komissarov & Komissarov 2005 , p. 47

Дата Тип Описание записи Достижение Пилот
23 сентября 1961 г. Ми-10 Высота с полезной нагрузкой 15 000 кг (33 000 фунтов) 2326 м (7631 фут) G.V. Alfyorov
23 сентября 1961 г. Ми-10 Максимальная нагрузка до 2000 м (6600 футов) 15 103 кг (33 296 фунтов) Б.В. Земсков
26 мая 1965 г. Ми-10Р Высота с полезной нагрузкой 2000 кг (4400 фунтов) 7151 м (23461 фут) V.P. Koloshenko
28 мая 1965 г. Ми-10Р Высота с полезной нагрузкой 5000 кг (11000 фунтов) / 5175 кг (11409 фунтов) 7151 м (23461 фут) V.P. Koloshenko
28 мая 1965 г. Ми-10Р Высота с полезной нагрузкой 15 000 кг (33 000 фунтов) 2840 м (9320 футов) G.V. Alfyorov
28 мая 1965 г. Ми-10Р Высота с полезной нагрузкой 20 000 кг (44 000 фунтов) 2840 м (9320 футов) G.V. Alfyorov
28 мая 1965 г. Ми-10Р Высота с полезной нагрузкой 25 000 кг (55 000 фунтов) 2840 м (9320 футов) G.V. Alfyorov
28 мая 1965 г. Ми-10Р Максимальная нагрузка до 2000 м (6600 футов) 25 105 кг (55 347 фунтов) G.V. Alfyorov

Варианты

[ редактировать ]
Ми-10 в Центральном музее ВВС Монино (Москва)
izdeliye 60
Номер продукта/артикул.
V-10
Прототипы вертолета Ми-10.
Ми-10
Первоначальный стандартный длинноногий серийный вертолет
Ми-10ГР
Единственный серийный Ми-10, оснащенный пеленгаторной аппаратурой «Гребешок » для выполнения задач радиоэлектронной разведки, в капсуле, подвешенной между стойками шасси.
Ми-10К
(К - коротконогий - коротконогий) (НАТО - Харке-Б) Вертолет летающий кран с коротконогим узкогусеничным шасси и подфюзеляжной гондолой для второго пилота.
Ми-10РВК
(РВК - ракетно-вертолётный комплекс - вертолётный ракетный комплекс) Предусматривались многочисленные варианты вертолётных ракетных комплексов, но 9К74 до стадии летных испытаний дошёл только комплекс (он же С-5В). Ракеты на пусковых установках перевозились в комплекте с тягачами для высадки на посадку. Из-за увеличенной взлетной массы до 44,6 т (44 600 кг; 98 000 фунтов) ВРК был оснащен шинами низкого давления. Разработка была прекращена, когда 4К95 . сняли с производства элемент крылатой ракеты
Ми-10ПП
(ПП - Постановщик помех " Помех") Вертолет РЭБ (электронного противодействия), предпочтительное военное альтернативное обозначение.
Ми-10П
Фирменное/государственное обозначение РЭБ Ми-10ПП.
Ми-10Р
(R - рекордный - рекорды) (НАТО - Харке-А) Единая стандартная серийная модель, оснащенная обычной ходовой частью от Ми-6 , модифицированной обтекателями и обтекателями, а также сдвоенным хвостовым бампером. Некоторые западные источники ошибочно называют этот самолет Ми-10К.
Ми-10УПЛ
( universal'naya polevaya laboratoriya universal mineral laboratory) A single prototype modified to carry a detachable mobile laboratory module for ore analysis.
Летающий кран Ми-10
Единственный прототип, модифицированный двигателями Соловьева Д-25ВФ мощностью 4800 кВт (6500 л.с.) , новым оборудованием и модернизированной трансмиссией.

Операторы

[ редактировать ]
 Россия

Бывшие операторы

[ редактировать ]
 Советский Союз

Технические характеристики (Ми-10)

[ редактировать ]

Data from Taylor 1975 , pp. 504–5, Gordon, Komissarov & Komissarov 2005 , p. 55.

Общие характеристики

  • Экипаж: 3 человека (пилот, второй пилот и бортинженер, штурман/радист и дополнительный техник)
  • Емкость:
    • 28 пассажиров или
    • 3 т (3000 кг; 6600 фунтов) внутри [ 12 ]
    • полезная нагрузка до 15 т (15 000 кг; 33 000 фунтов) на платформе или
    • Максимальная полезная нагрузка 8 т (8000 кг; 18000 фунтов)
  • Длина: 32,86 м (107 футов 10 дюймов) (только фюзеляж), 41,89 м (137 футов 5 дюймов) (общая длина, вращающиеся несущие винты) [ а ]
  • Масса пустого: 27 100 кг (59 745 фунтов), Ми-10К 25 450 кг (56 110 фунтов)
  • Полная масса: 43 550 кг (96 011 фунтов), Ми-10К 37 000 кг (82 000 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 43 700 кг (96 342 фунта), Ми-10К 38 000 кг (84 000 фунтов).
  • Дорожный просвет под фюзеляжем: 3,75 м (12 футов 4 дюйма)
  • Силовая установка: 2 турбовальных Соловьева Д-25В мощностью 4100 кВт (5500 л.с.) каждый.
  • Диаметр несущего винта: 35,00 м (114 футов 10 дюймов)
  • Площадь несущего винта: 962 м² 2 (10 350 кв. футов)

Производительность

  • Максимальная скорость: 335 км/ч (208 миль в час, 181 узел)
  • Крейсерская скорость: 180 км/ч (110 миль в час, 97 узлов)
  • Дальность: 430 км (270 миль, 230 миль)
  • Парящий потолок вне эффекта земли: 3000 м (9840 футов)

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

  1. ^ По словам Тейлора 1975 , стр. 100-1. 504–5. Общая длина составляет 41,00 м (134 футов 6 дюймов) по данным Гордона, Комиссарова и Комиссарова, 2005 , с. 55
  1. ^ Gordon, Komissarov & Komissarov 2005 , p. 40.
  2. ^ Jump up to: а б Gordon, Komissarov & Komissarov 2005 .
  3. ^ Gordon, Komissarov & Komissarov 2005 , p. 52.
  4. ^ «Ми-10: первый «летающий кран» » . Ростех . 10 сентября 2014 года . Проверено 21 июня 2022 г.
  5. ^ Jump up to: а б Gordon, Yefim; Komissarov, Dmitriy; Komissarov, Sergey (2005). Mil's Heavylift helicopters: Mi-6 / Mi-10 / V-12 / Mi-26 . Red Star. Vol. 22. Hinckley, UK: Midland Publishing. ISBN  1-85780-206-3 .
  6. ^ Gordon, Komissarov & Komissarov 2005 , p. 49.
  7. ^ «Ми-10К» . Вертолет . РУ : ЮТэйр. Архивировано из оригинала 19 февраля 2013 года . Проверено 10 марта 2013 г.
  8. ^ «Аэрофлот в 1980-е годы» . Глобальная безопасность . Проверено 10 марта 2013 г.
  9. ^ «Аэрофлот Ми-10» . Воздушные лайнеры . Спрос на СМИ . Проверено 10 марта 2013 г.
  10. ^ «МИ-6 и Ми-10» . БЭ : 16ва. Архивировано из оригинала 1 декабря 2012 года . Проверено 10 марта 2013 г.
  11. ^ «Советский ВВС Ми-Ми-10» . Воздушные лайнеры . Спрос на СМИ . Проверено 10 марта 2013 г.
  12. ^ Gordon, Komissarov & Komissarov 2005 , p. 37.

Библиография

[ редактировать ]
  • Gordon, Yefim; Komissarov, Dmitriy; Komissarov, Sergey (2005). Mil's Heavylift helicopters : Mi-6 / Mi-10 / V-12 / Mi-26 . Red Star. Vol. 22. Hinckley, UK: Midland Publishing. ISBN  1-85780-206-3 .
  • Тейлор, Джон В.Р. , изд. (1975). Самолеты всего мира Джейн, 1975–76 . Лондон: Ежегодники Джейн. ISBN  0-354-00521-9 .
[ редактировать ]
  • СМИ, связанные с Ми-10, на Викискладе?

Первоначальная версия этой статьи была основана на материале сайта Aviation.ru . Он был выпущен на условиях GFDL . правообладателем

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2fc9fcc95a6f1de5d6703d350379cb14__1711542180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2f/14/2fc9fcc95a6f1de5d6703d350379cb14.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mil Mi-10 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)