Ми-14
Ми-14 | |
---|---|
![]() | |
Ми-14ПЛ ВМС Польши в 2011 г. | |
Роль | Противолодочный вертолет |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Производитель | Московский вертолетный завод имени Миля |
Первый полет | сентябрь 1969 г. |
Введение | 1975 |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | Советский ВМФ ВМФ России ВМС Украины Польский флот |
Произведено | 1969-1986 |
Количество построенных | 273 [ 1 ] |
Разработано на основе | Миль Ми-8 |
Ми -14 ( русский : Миль Ми-14 , кодовое название НАТО : Haze ) — советский - амфибия берегового базирования, способный нести ядерное оружие, противолодочный вертолет созданный на основе более раннего Ми-8 .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Официальная разработка противолодочной версии транспортного вертолета Ми-8 была санкционирована ЦК КПСС и Советом Министров СССР в апреле 1965 года с целью замены Ми-4 в ближайшем будущем . - дальность действия, противолодочная защита берегового базирования. Новый вертолет должен был проработать 2 часа на станции в радиусе 222 километров (120 морских миль; 138 миль) от базы. [ 2 ]
Новая конструкция (с внутренним обозначением В-14) отличалась от Ми-8 лодочным корпусом, похожим на « Си Кинг» , позволяющим работать над водой , и убирающейся четырехточечной ходовой частью, [ № 1 ] при этом основные колеса убираются в большие спонсоны в задней части фюзеляжа. Вертолет должен был оснащаться двумя двигателями «Климов» ТВ3-117МТ турбовальными . [ 3 ] В центральной части фюзеляжа расположен водонепроницаемый оружейный отсек, позволяющий нести одну торпеду или восемь глубинных бомб, а под носом установлен обтекатель, в котором находится поисковый радар. [ 3 ] [ 4 ]
Экипаж Ми-14 состоит из четырех человек: пилота, второго пилота, борттехника и оператора системы вооружения. Противолодочный вариант Ми-14ПЛ оснащен радиолокационной станцией, гидролокатором погружения и детектором магнитных аномалий . [ 1 ]
Первый прототип В-14, переоборудованный из Ми-8 и оснащенный более старыми и менее мощными двигателями Климов ТВ2-117 , поднялся в воздух 1 августа 1967 года. [ 3 ] Разработка замедлилась из-за проблем с авионикой вертолета и из-за проблем с надежностью двигателей ТВ3-117, производство в Казани началось только в 1973 году, а вертолет (теперь обозначенный Ми-14) поступил на вооружение 11 мая 1976 года. [ 3 ]
В январе 2016 года «Вертолеты России» подтвердили российскому информационному агентству ТАСС , что окончательного решения о возобновлении производства принято не было, но рыночный спрос, технико-экономические обоснования, в том числе совместно с Минобороны Москвы, и источники финансирования находятся на рассмотрении. Программа остается «приоритетной» для «Вертолетов России». Компания предположила, что Ми-14 понравится гражданским операторам Крайнего Севера России и поставщикам нефти и газа, а также вооруженным силам страны. По оценкам, из почти 300 Ми-14, произведенных на Казанском вертолетном заводе в период с 1973 по 1986 год, в эксплуатации остаются только 44 экземпляра. [ 5 ]
Варианты
[ редактировать ]- V-14
- Прототип вертолета Ми-14. [ 4 ]
- Ми-14ПЛ (НАТО Haze-A)
- Противолодочный вертолет, оснащенный буксируемыми АПМ-60 МАД, гидроакустическими буями ОКА-2 и выдвижной поисковой РЛС Тип 12-М, вооруженный одной торпедой АТ-1 или АПР-2, одной «Скат» ядерной глубинной бомбой или восьми глубинной бомбой. обвинения. [ 4 ] [ 6 ] Один Ми-14ПЛ использовался для проведения испытаний ракеты класса «воздух-земля» Х-23 (обозначение НАТО AS-7 Kerry), но эта модификация, похоже, не поступила на вооружение. [ 7 ]
- Ми-14ПЛМ
- Усовершенствованная противолодочная версия с комплексом противолодочной обороны «Осьминог», новым поисковым радаром, гидролокатором и цифровым компьютером. Ограниченное использование. [ 8 ]
- Ми-14ПЛ/Р
- Польская переоборудование двух Ми-14ПШ (польское обозначение Ми-14ПЛ) в поисково-спасательную версию со снятым противолодочным оборудованием, разработанную в 2010 году. [ 9 ]
- Ми-14БТ (НАТО Дымка-Б)
- Вертолет-тральщик со снятыми противолодочными системами и оборудованным для буксировки саней противоминной защиты. Построено 25–30 самолетов, шесть из которых экспортированы в Восточную Германию, а два - в Болгарию. [ 8 ]
- Ми-14ПС (НАТО Haze-C)
- Поисково-спасательная версия с поисковыми огнями и раздвижными дверями с подъемником. [ 10 ]
- Ми-14ПХ
- Учебно-поисковый вертолет ВМС Польши (неофициальное обозначение). Один польский вертолет Ми-14ПЛ был временно переоборудован в Ми-14ПХ, затем переоборудован еще в 1996 году. [ 9 ]
- Ми-14ПЖ

- Амфибия-пожарогаситель Ми-14БТ. [ 11 ] Цена конвертации около 1 миллиона долларов США.
- Ми-14ГП
- Переоборудование Ми-14ПЛ в гражданский пассажирский транспорт на 24–26 мест. [ 11 ]
Операционная история
[ редактировать ]В рамках гражданской войны в Сирии , начиная с 2013 года, вертолёты Ми-14 ВМС Сирии использовались в качестве импровизированных бомбардировщиков для сброса корабельных мин и бочковых бомб с большой высоты на большие площадные цели, в основном на города, удерживаемые противоборствующими силами. [ 12 ] 22 марта 2015 года один из них разбился, пилот погиб на месте после захвата, а остальная часть экипажа была взята в плен. [ 13 ] [ 14 ]
7 мая 2022 года Украина подтвердила, что заместитель главкома ВМС Украины полковник Игорь Бедзай погиб в результате сбития его Ми-14ПС российским Су-35. [ 15 ] [ 16 ] Появилось видео, якобы снятое 7 мая 2022 года, на котором видно, как истребитель семейства Су-27 ведет бой с Ми-14 из 30-мм пушки. [ 17 ]
Операторы
[ редактировать ]К 1991 году было поставлено около 230 машин, которые экспортировались во многие советские союзники, включая Болгарию , Кубу , Восточную Германию , Ливию , Польшу и Сирию .
Текущие операторы
[ редактировать ]


Бывшие операторы
[ редактировать ]- Восточногерманский флот [ 20 ]
Ми-14БТ на выставке Aerotec International
Технические характеристики (Ми-14ПЛ)
[ редактировать ]
Данные Jane's All The World's Aircraft, 1992–93 гг. [ 26 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 4
- Длина: 18,38 м (60 футов 4 дюйма)
- Высота: 6,93 м (22 фута 9 дюймов)
- Вес пустого: 11750 кг (25904 фунта)
- Максимальный взлетный вес: 14 000 кг (30 865 фунтов)
- Powerplant: 2 × Klimov TV3-117MT turboshaft engines, 1,454 kW (1,950 hp) each
- Диаметр несущего винта: 21,29 м (69 футов 10 дюймов)
- Площадь несущего винта: 356 м² 2 (3830 кв. футов)
- Секция лезвия: NACA 23012 [ 27 ]
Производительность
- Максимальная скорость: 230 км/ч (140 миль в час, 120 узлов)
- Перегоночная дальность: 1135 км (705 миль, 613 морских миль)
- Автономность: 4 часа с максимальным запасом топлива. [ 28 ]
- Практический потолок: 3500 м (11 500 футов)
Вооружение
- торпеды , бомбы или глубинные бомбы
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «[Новости] Ми-14 не хочет умирать!» . Красный Самовар . 31 марта 2017 г.
- ^ Mladenov Air International , март 2001 г., стр. 184–186.
- ^ Jump up to: а б с д и Младенов Эйр Интернэшнл , март 2001 г., с. 186.
- ^ Jump up to: а б с Ганстон 1995, с. 238.
- ^ «Вертолеты России» все еще анализируют возрождение самолета-амфибии Ми-14 . FlightGlobal. 12 января 2016 г.
- ^ Mladenov Air International , март 2001 г., стр. 187–188.
- ^ Mlandenov Air International , март 2001 г., с. 188.
- ^ Jump up to: а б Младенов Эйр Интернэшнл , апрель 2001 г., с. 244.
- ^ Jump up to: а б Адам Голомбек, Анджей Врона, Вертолеты Ми-14PŁ/R на вооружении , в: Авиация No. 7/2011, стр. 40–47 (на польском языке).
- ^ Mladenov Air International , апрель 2001 г., с. 245.
- ^ Jump up to: а б Младенов Эйр Интернэшнл , апрель 2001 г., с. 246.
- ^ «Сирийские арабские ВВС, остерегайтесь своих крыльев» . 16 января 2015 г.
- ^ «На видео видно, как противолодочный вертолет Ми-14 ВМС Сирии (собирается) совершил аварийную посадку недалеко от Идлиба» . 22 марта 2015 г.
- ^ «Видео, снятое внутри противолодочного вертолета ВМС Сирии перед его падением, просочилось на YouTube» . 2 апреля 2015 г.
- ^ «Российский истребитель Сухого «выслеживает» украинский вертолет Ми-14; инцидент засняли на камеру — смотрите» . www.eurasiantimes.net . 9 июня 2022 г. Проверено 9 июня 2022 г.
- ^ «Погиб храбрый украинский полковник» . www.thetimeshub.in . 10 мая 2022 г. Проверено 9 июня 2022 г.
- ^ «Наблюдайте, как российский фланкер вступает в бой с низколетящим украинским вертолетом Ми-14 в Одесской области» . 8 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «ВВС мира 2018» . Flightglobal Insight. 2018 . Проверено 1 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с «ВВС мира 2013» (PDF) . Flightglobal Insight. 2013 . Проверено 5 апреля 2013 г.
- ^ «Фольксмарин Ми-14 «Дымка» » . Проверено 5 апреля 2013 г.
- ^ «Литовская компания поможет в обслуживании самолетов ВВС Эфиопии» . защитаWeb. 22 марта 2016 г. Проверено 22 июня 2021 г.
- ^ «Marineflieger Ми-14 «Дымка» » . Проверено 5 апреля 2013 г.
- ^ Купер, Том (2017). Жаркое небо над Йеменом, Том 1 . Солихалл, Великобритания: Издательство Helion & Company. п. 46. ИСБН 978-1-912174-23-2 .
- ^ «ВВС мира, 1987 г., стр. 86» . Flightglobal.com . Проверено 5 апреля 2013 г.
- ^ «ВВС мира, 1997 г., стр. 71» . Flightglobal.com . Проверено 5 апреля 2013 г.
- ^ Ламберт, Марк; Мансон, Кеннет; Тейлор, Майкл Дж. Х., ред. (1992). Все самолеты мира Джейн 1992–93 (83-е изд.). Коулсон, Суррей, Великобритания: Информационная группа Джейн. ISBN 978-0710609878 .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ «Ми-14 Дымка» .
Библиография
[ редактировать ]- Ганстон, Билл. Энциклопедия русской авиации 1875–1995 годов «Оспри» . Лондон: Оспри, 1995. ISBN 1-85532-405-9 .
- Младенов, Александр. «Прорыв сквозь дымку». Air International , март 2001 г., стр. 184–188. ISSN 0306-5634.
- Младенов, Александр. «Прорыв сквозь дымку: Часть 2». Air International , апрель 2001 г., стр. 244–247. ISSN 0306-5634.
Первоначальная версия этой статьи была основана на материале сайта Aviation.ru . Он был выпущен на условиях GFDL . правообладателем
Внешние ссылки
[ редактировать ]