Йеменские ВВС
Йеменские ВВС и ПВО | |
---|---|
Йеменские ВВС и ПВО Аль-Кувват аль-Джаввия аль-Ямания валь-Дифа аль-Джавий | |
Основан | 1990 год |
Страна | Йемен |
Тип | ВВС |
Роль | Воздушная война Воздушный транспорт Зенитная борьба Боевой поиск и спасение Медицинская эвакуация |
Часть | Йеменские вооруженные силы |
Помолвки | |
Командиры | |
Начальник штаба ВВС Йемена | Генерал-майор Рашид Насир аль-Джунди |
Начальник штаба вооруженных сил Йемена | Генерал-лейтенант Сахир Хамуд Азиз |
Знаки отличия | |
Раундель | |
плавник вспышка | |
Прапорщик ВВС Йемена | |
Самолет летал | |
Атака | Су-22 |
боец | МиГ-21 , МиГ-29 |
Вертолет | Ми-17 , Белл 204 , Белл 212 |
Ударный вертолет | Миль Ми-24 |
Тренер | Aero L-39 , Yak-11 , Zlin Z 142 |
Транспорт | С-130 , Ил-76 , Ан-12 , Ан-24 , Ан-26 , Як-40 |
Йеменский Вооруженные силы |
---|
Лидерство |
Военные услуги |
Йеменские ВВС ( араб . القوات الجوية اليمنية , латинизированное : аль-Кувват аль-Джаввия аль-Ямания ) — подразделение воздушных операций Йеменских вооруженных сил . Количество самолетов не может быть подтверждено, но исправность этих самолетов низкая. Самолеты были приобретены за счет пожертвований других стран, поддерживавших Советский Союз или Соединенные Штаты во время холодной войны . Однако большая часть военно-воздушных сил была уничтожена авиаударами во время интервенции Саудовской Аравии в Йемен .
История
[ редактировать ]Ранние военные полеты Йемена
[ редактировать ]Столкнувшись с британской авиацией во время нескольких конфликтов в 1920-х годах, король Йемена Имам Яхья обратился за помощью к Италии, чтобы приобрести самолеты для своей страны. В январе 1926 года с итальянцем был заключен контракт на поставку шести самолетов, первые три из которых прибыли в апреле. Однако выяснилось, что они находятся в плачевном состоянии. После того, как имам пожаловался на эту проблему итальянцам, они согласились предоставить Йемену несколько самолетов получше. В августе один из них был преподнесен Йемену. В 1927 году 12 йеменцев были отправлены в Италию для прохождения летной подготовки; с помощью итальянской команды в Йемене также была создана летная школа. В том же году были приобретены Junkers A 35 и Junkers F 13 . А-35 разбился менее чем через два месяца после доставки, в результате чего погибли все трое находившихся на борту. Это, наряду с языковыми проблемами и возобновлением боевых действий с британцами, заставило Имама Яхью прекратить усилия по созданию военно-воздушных сил. [1]
Ситуация изменилась в конце 1940-х годов, когда несколько самолетов были куплены из разных источников: один Amiot AAC-1 Toucan был куплен в Ливане, а также один Noorduyn Norseman из Египта и два Douglas C-47 из Италии. [2] Два североамериканских Т-6 «Техас» также были подарены Саудовской Аравией в 1955 году. В 1957 году была подписана крупная сделка по поставкам вооружений с Чехословакией, включая 24 Avia B-33 штурмовика . [3] Однако из-за нехватки вспомогательной техники и запасных частей ни один из этих самолетов никогда не летал в Йемене. [4] За тот же период Советский Союз предоставил четыре вертолета Ми-4 и два вертолета Ми-1 , а также один транспортный самолет Ил-14 . Также было создано авиационное училище, оснащенное десятью Zlin Z-126 чехословацкого производства , заказанными вместе с B-33. [5]
Рождение ВВС Северного и Южного Йемена.
[ редактировать ]Военно-воздушные силы Йеменской Арабской Республики (YARAF) были официально созданы 20 ноября 1967 года. В этом месяце Советский Союз поставил девять истребителей МиГ-17 и один учебный самолет МиГ-15 УТИ, а также четыре Ил-28 и три Антонов Ан-2с . Вместе с четырьмя МиГ-17Ф, двумя Ил-28, двумя Ил-14 и некоторыми Яковлевами Як-11, подаренными египтянами при выводе, и оставшимися Злинами Z-126 эти самолеты составляли весь парк вновь созданных ВВС. по состоянию на конец 1967 г. [6] ЯРАФ немедленно принял участие в боевых действиях против соплеменников-роялистов, особенно во время осады Саны . Некоторыми самолетами управляли советские и сирийские пилоты. Пока МиГ-17, Як-11 и Ил-28 атаковали войска роялистов, Ил-14 доставляли припасы и эвакуировали раненых из осажденной столицы. За 70 дней блокады были уничтожены два МиГ-17 и погибли их пилоты, а также один Як-11, пилотируемый советским солдатом, тоже погиб. Еще пять летчиков погибли во время осады при неизвестных обстоятельствах. [7]
Тем временем на территории, которая впоследствии стала Южным Йеменом, британцы начали формировать зачаточные военно-воздушные силы. Названные ВВС Южной Аравии (как воздушный корпус Федерации Южной Аравии под защитой Великобритании), они получили шесть самолетов de Havilland Canada DHC-2 Beavers , восемь самолетов BAC Jet Provost Mk52A, шесть Bell 47G вертолетов и четыре Douglas C-47. к декабрю 1967 года. Четыре самолета BAC Strikemaster Mk 81 были поставлены в 1970 году. Когда 30 ноября 1967 года Федерация Южной Аравии обрела независимость, она была мгновенно переименована в Народную Республику Йемен . Днем позже были официально созданы военно-воздушные силы новой страны, получившие название ВВС Йеменской Народной Республики (PRYAF). Были изменены и национальные опознавательные знаки на самолетах. Опознавательные знаки и плавники, использующие цвета флага ССА, были заменены голубым треугольником с темной внешней частью и красной звездой в центре, а также новым национальным трехцветным флагом с синим треугольником с красной звездой соответственно. [8] В 1968 году в страну прибыли советские советники, чтобы помочь в наращивании военно-воздушных сил. Первые 10 МиГ-17Ф прибыли в январе 1969 года, а в 1970 году они были усилены еще восемью: этими самолетами пользовалась 5-я эскадрилья. [9] 1 декабря того же года страна была переименована в Народно-Демократическую Республику Йемен (НДРЮ), и соответственно было изменено название ВВС. [10] Именно в этот период треугольный медальон был заменен круглым, состоящим из трех цветов национального флага, причем верхняя четверть представляла собой небесно-голубой шеврон с красной звездой посередине. [11] К 1972 году НДРЯФ получил восемь вертолетов Ми-8 и четыре Камова Ка-26 , четыре Ил-28 , а также восемь транспортных самолетов Ан-24 и Ан-26 . из Советского Союза [9]
Наращивание потенциала и войны между двумя Йеменом
[ редактировать ]PDRYAF участвовал в короткой йеменской войне 1972 года , выполняя транспортные вылеты для поддержки наземных частей и нанося воздушные удары своими истребителями МиГ-17 . Один из этих самолетов был сбит северянами, а его пилот погиб. [12] Насколько известно, ВВС Северного Йемена не участвовали в конфликте, хотя они получили пять МиГ-17 и четыре Ил-28, подаренных Египтом и пилотируемых египетскими пилотами в середине войны. Однако этим пилотам не разрешили совершать боевые вылеты против сил Южного Йемена. [13]
Вскоре после окончания конфликта НДРЯФ начал получать первые МиГ-21МФ . К 1974 году их было поставлено более 40. Обучение работе на новом самолете проходило при поддержке группы кубинских советников. [13] дюжина Су-22 . Примерно в 1976 году на замену бомбардировщикам Ил-28 была поставлена [14] В рамках участия Южного Йемена в войне в Огадене в 1977 году ВВС PDRYAF направили в Эфиопию 12 МиГ-17Ф и два МиГ-15УТИ вместе с пилотами и наземным персоналом. Еще один контингент последовал за ним в начале января 1978 года, включая несколько пилотов МиГ-21; один из них погиб, когда его самолет, МиГ-21МФ, подаренный Эфиопии СССР, был сбит средствами ПВО Сомали 15 февраля. [15] МиГ-15 и МиГ-17 так и не были возвращены в Южный Йемен, и большинство их пилотов переоборудовали в Су-22. [14]
В феврале 1979 года разразилась новая война между двумя йеменцами . Ему предшествовали стычки с участием обеих ВВС: 25 февраля МиГ-17 YARAF был поврежден ПЗРК «Стрела-2» 9К32 . 28 февраля южане начали вторжение в Северный Йемен, их военно-воздушные силы разбомбили аэродром Таиз и заявили, что уничтожили до шести самолетов. Затем была усилена северная ПВО, и они сбили два Су-22 ПДРЯФ. В ответ началась кампания против основных позиций ПВО ЯР, большая часть которых была уничтожена. Более того, три МиГ-17 ЯРАФ были сбиты МиГ-21 ПДРЯФ. В конце войны парк боевых самолетов YARAF был практически полностью уничтожен. [16]
После поражения Йеменской Арабской Республики Саудовская Аравия и Соединенные Штаты заключили оружейную сделку на сумму 390 миллионов долларов, в рамках которой саудовцы профинансировали приобретение военной техники и передали YAR часть своего собственного излишка вооружения. США поставили истребители F-5E и два транспортных самолета Lockheed C-130H Hercules , а Саудовская Аравия передала YARAF четыре собственных F-5B. Финансовая помощь Саудовской Аравии также позволила президенту Северного Йемена Али Абдалле Салеху заказать новое оружие у Советского Союза. В их число входили 60 МиГ-21бис , 14 Су-22М , 18 Ми-8 , три Ан-24 и три Ан-26 . Советские советники также помогли отремонтировать некоторые из оставшихся МиГ-15 , МиГ-17 и Ил-28 . [17] Такое быстрое расширение YARAF означало, что для поддержки его операций были необходимы иностранные советники: в то время как Советы помогали с типами советской постройки, тайваньские пилоты и наземные бригады составляли большую часть личного состава эскадрильи F-5 до 1985 года, и они покинули только страны в 1991 году, после объединения. Более того, процент потерь самолетов был высоким из-за неопытности экипажей. [18]
Между тем, ПРЯФ также получил некоторые подкрепления: вскоре после войны 1979 года было поставлено еще шесть МиГ-21, а к 1986 году было поставлено 40 Су-22М, Су-22М3 и Су-22УМ3К. [19] В 1985-1986 годах также было поставлено 16 бывших в употреблении вертолетов Ми-24А . [20] Для ВВС юга первая половина 1980-х годов прошла обучение на интенсивных совместных учениях, с целью повышения боеготовности вооруженных сил в перспективе новой войны с МАР. [21] Этот период внезапно оборвался в январе 1986 года, когда переворот привел к 11-дневной гражданской войне, в просторечии известной в Йемене как « События» . Эта короткая гражданская война привела к уничтожению около 75% ВВС, а на Север бежали десятки тысяч человек, в том числе до 40 пилотов ПДРЯФ. [22] Несмотря на то, что Советский Союз впоследствии поставил дополнительные МиГ-21бис, вертолеты Ми-25 и партию из 12-14 Су-22М-4К , восстановление вооруженных сил Южного Йемена до численности, существовавшей до 1986 года, оказалось невозможным. [23]
Объединение и гражданская война
[ редактировать ]22 мая 1990 года Северный и Южный Йемен были официально объединены . Военные силы двух стран должны были быть постепенно объединены, но процесс пошёл не так, как планировалось. Действительно, напряженность начала расти и в конечном итоге привела к гражданской войне в Йемене 1994 года . [24]
Несмотря на то, что PDRYAF была значительно ослаблена гражданской войной 1986 года, ее командиры по-прежнему оценивали ее как превосходящую ее северную коллегу и ожидали, что она установит господство в воздухе. Утром 4 мая около 40 МиГ-21 и Су-22 были отправлены для атаки нескольких целей на севере, включая президентский дворец в Сане и несколько авиабаз YARAF. [25] Хотя эти атаки нанесли значительный ущерб и YARAF не отреагировали на них, результаты все равно не оправдали ожиданий. Тем не менее, PDRYAF продолжал попытки, и его подразделения Су-22 выполнили несколько дополнительных бомбардировок на большие расстояния за всю войну, добившись заметных результатов. Тем временем ЯРАФ также использовала свои Су-22 и МиГ-21 против целей на юге. YARAF F-5E также использовались в воздушных боях и одержали несколько побед. Они позволили северянам добиться местного господства в воздухе на важнейших участках линии фронта. Поскольку обе военно-воздушные силы использовали одинаковые типы самолетов, инциденты с дружественным огнем были очень частыми. [26]
По мере продолжения войны территориальные завоевания и потери северян сказались на НДРЯФ. Хотя ее летчики часто совершали по три-четыре боевых вылета в день, общее положение южан ухудшалось. Именно в связи с этим НДРЯФ принял на вооружение истребители-бомбардировщики МиГ-29 . Купленные подержанными в Молдове эти самолеты эксплуатировались восточноевропейскими наемниками и впервые были применены в боевых действиях 29 июня. Несмотря на то, что МиГ-29 были самыми современными боевыми самолетами, доступными в Йемене, они не обеспечивали PDRYAF преимущества в воздушном бою, поскольку их пилоты были недостаточно подготовлены к бою воздух-воздух. Действительно, единственным зарегистрированным боем в воздухе с участием МиГ-29 была встреча одного МиГа с двумя F-5E 29 июня. Ни одна из сторон не открывала огня, и все три самолета благополучно ушли. На следующий день президент Южного Йемена Али Салем аль-Бейд бежал за границу, за ним последовали тысячи жителей Южного Йемена. Десятки членов PDRYAF бежали на своих самолетах в Джибути, Оман и даже в Объединенные Арабские Эмираты, в то время как другие сражались до победного конца. Война прекратилась 7 июля. [27]
Объединенные ВВС Йемена
[ редактировать ]Хотя объединенные ВВС взяли на себя оставшиеся самолеты бывшего НДРВФ, в том числе около дюжины МиГ-21 и Су-22, несколько МиГ-29 и несколько Ми-8, Ми-17 и Ми-14, это почти состоял только из бывшего YARAF. Ее боевая авиация была сосредоточена на авиабазах на севере страны, и она сохранила структуру YARAF. В 1995-1996 годах в Казахстане были закуплены дополнительно два МиГ-29. В 1996 году оставшиеся Су-22 и Су-22М были отозваны, а у Украины закуплены четыре Су-17М4. Затем большинство самолетов более современных вариантов Су-22 подверглись капитальному ремонту, и этот процесс продолжался вплоть до 2000-х годов. В 1999 году 12 самолетов Aero L-39 C и 12 Zlin Z-242 , а в 2005 году еще 12 L-39C - на Украине. в Чехии было куплено [28]
Хотя появление МиГ-29 в Йемене в 1994 году не оказало большого влияния на воздушную войну, этот тип произвел впечатление на Али Абдаллы Салеха правительство . Соответственно, в марте 2000 года были открыты переговоры с Россией о покупке 24 самолетов. Год спустя был подписан контракт на поставку 14 одноместных самолетов и одного МиГ-29УБ. Эти самолеты, как и полученные из других стран, должны были быть модернизированы до стандарта МиГ-29СМ. Поставки начались в 2002 году и продолжались до 2007 года. На тот момент йеменский парк МиГ-29 достиг максимальной численности и насчитывал в общей сложности около 36 самолетов. Эти самолеты были наиболее совершенными в боевом парке Йемена, так как были вооружены Р-77 ракетами «воздух-воздух» Х-29 Т и Х-31 П. , а также ракетами «воздух-поверхность» [29]
Война и Сада
[ редактировать ]Йеменские ВВС широко использовались против повстанцев-хуситов в Йемене . Йеменские ВВС доказали свою эффективность в уничтожении позиций и зданий противника. Большинство потерь противника было связано с воздушными налетами. Действительно произошел ряд происшествий, в том числе один, в котором истребитель случайно выпустил ракету и погибло более 80 мирных жителей. Сообщается, что во время операции «Выжженная земля» 2 и 5 октября и 8 ноября 2009 года во время выполнения военных задач разбились три истребителя — МиГ-21 и два Су-22 соответственно. Правительство заявило, что катастрофы произошли из-за технических неисправностей, а повстанцы заявили, что сбили их с помощью ПЗРК. В 2006 году F-5E, МиГ-21 и Су-22 неоднократно бомбили позиции хуситов по всему Сааде. [30] [31]
Война с террором
[ редактировать ]В рамках подавления йеменской «Аль-Каиды» йеменские ВВС совершили воздушные налеты на террористические базы по всему Йемену, чтобы уничтожить важных террористических лидеров. Налеты были встречены зенитным огнем. После того как Али Абдулла Салех заявил о своей поддержке Джорджа Буша в войне с терроризмом, Америка предоставила Йемену военную помощь. В их число входили ВВС Йемена. США помогли YAF посредством обучения, средств и боеприпасов. Они также предоставили им самолеты и вертолеты, в том числе 2 легких транспортных самолета Cessna 208, 2 грузовых самолета C-130 Hercules Cargo, 14 истребителей F-5E, 1 средний грузовой самолет CASA CN.295, 1 самолет Beechcraft Super King Air, 3 вертолета Bell 206. , 6 вертолетов Bell 212, 3 вертолета Bell 214 и 4 вертолета UH-1H. ВВС Йемена получили огромную пользу от помощи США. США обучали их оказанию непосредственной воздушной поддержки йеменскому спецназу, сражающемуся против Аль-Каиды. [32]
Йеменское восстание 2011 г.
[ редактировать ]Военно-воздушные силы Йемена наносили воздушные удары по силам оппозиции правительству Салеха во время йеменского восстания 2011 года .28 сентября 2011 года Су-22 был сбит во время бомбардировки к северу от Саны солдатами повстанцев с использованием ПЗРК. [ нужна ссылка ] Пилот катапультировался и попал в плен.
30 октября авиабаза Аль-Дайлами, которая находится на одной территории с международным аэропортом Саны , подверглась нападению со стороны повстанческих сил. Различные официальные источники сообщают о двух или трех истребителях, уничтоженных на земле либо минометными снарядами, либо заложенными взрывчатыми веществами. [33] Самолеты были загружены боеприпасами и готовы к нанесению ударов на следующий день. Среди уничтоженных самолетов сообщалось как минимум об одном МиГ-29. [34]
Интервенция под руководством Саудовской Аравии в Йемене (2015 – настоящее время)
[ редактировать ]19 марта 2015 года первый воздушный налет на международно признанного президента Йемена Абд Раббу Мансура Хади показал, что по крайней мере некоторые элементы йеменских ВВС перешли на сторону повстанцев-хуситов.
25 марта 2015 года два самолета ВВС Йемена, предположительно Су-22 , вылетели с авиабазы Сана Аль-Дайлами , находившейся под контролем хуситов, чтобы нанести удар по резиденции президента Йемена в районе Аль-Маашик. В Адене это уже третий случай за неделю, когда элементы ВВС выступили против международно признанного правительства. Хуситы отправили два Су-22 для бомбардировки президентского комплекса в Адене с одним МиГ-29, летающим под прикрытием. Когда «Сухие» совершили свой первый бомбардировочный вылет, сторонники Хади ответили ожесточенным огнем с земли, но не смогли сбить ни один самолет. Во время этой атаки несколько МиГ-29 сторонников Хади поднялись в воздух с авиабазы Аль-Анад, чтобы защитить президентский комплекс от военных самолетов, контролируемых хуситами. [ нужна ссылка ]
В первые дни вторжения под руководством Саудовской Аравии в Йемен ВВС Саудовской Аравии нанесли воздушные удары по авиабазе йеменских ВВС Аль-Дулайми рядом с международным аэропортом Садаа, уничтожив один самолет наблюдения Beechcraft King Air 350ER, один самолет CN- 235 транспортных самолетов и два вертолета Bell 214 Huey. [35]
Йеменские ВВС не полностью присоединились к повстанцам-хуситам, поскольку большая часть личного состава отказалась подчиняться приказам своего бывшего врага. Кроме того, техническое обслуживание планеров в основном было остановлено после свержения режима Салеха в 2012 году. [36] [37] Таким образом, в начале 2015 года ситуация в ВВС казалась хаотичной: большая часть личного состава дезертировала, а планеры не нуждались в техническом обслуживании, что фактически не позволяло йеменским ВВС вступить в бой, оставаясь на земле во время интервенции под руководством Саудовской Аравии. . [38]
В следующие несколько дней удары коалиции стали более серьёзными по конструкциям и корпусам самолетов.
15 апреля 2015 года отчет Саудовской Аравии показал, что ударники арабской коалиции уничтожили два истребителя Су-22 и один реактивный F-5, когда они сидели на взлетной полосе. F-5 выглядел накрытым сеткой, а Су-22 стояли под открытым небом. [39] [40] Еще одно изображение обломков двух самолетов Су-22 и одного F-5 появилось 30 апреля 2015 года. [41] 4 мая 2015 года появились доказательства того, что йеменский Ил-76ТД в международном аэропорту Саны загорелся. [42]
Судьба десяти йеменских истребителей МиГ-29 осталась неизвестной, а оценку количества других уничтоженных самолетов установить сложно. По состоянию на 2017 год ВВС Йемена после многих лет войны и бомбардировок коалиции под руководством Саудовской Аравии неработоспособны и нефункциональны.После того, как правительственные войска отбили авиабазу Аль-Анад, йеменские ВВС были восстановлены и прошли обучение в ОАЭ. Они обеспечивают непосредственную поддержку с воздуха. Хуситы используют дроны, предположительно доставленные Ираном . [43] [44]
Самолет
[ редактировать ]Самолет | Источник | Тип | Вариант | В эксплуатации | Примечания | |
---|---|---|---|---|---|---|
Боевой самолет | ||||||
МиГ-21 | Советский Союз | боец | 19 [45] | |||
МиГ-29 | Россия | многоцелевой | 23 [45] | |||
Сухой Су-22 | Советский Союз | истребитель/бомбардировщик | 23 [45] | |||
Нортроп F-5 | Соединенные Штаты | боец | Ф-5Э/Ф | 11 [45] | ||
Разведка | ||||||
Цессна 208 | Соединенные Штаты | наблюдение | 2 [45] | |||
Транспорт | ||||||
Антонов Ан-26 | СССР / Украина | транспорт | 8 [45] | |||
Вертолеты | ||||||
Белл 206 | Соединенные Штаты | тренер | 1 [45] | |||
Белл 212 | Соединенные Штаты | коммунальные услуги / транспорт | 4 [45] | |||
Белл UH-1 | Соединенные Штаты | полезность | УХ-1Н | 4 [45] | ||
Миль Ми-17 | Россия | полезность | Ми-17/171 | 34 [45] | ||
Ми-14 | Россия | Противолодочная / САР | 2 [45] | |||
Миль Ми-24 | Россия | атаковать | Ми-24/35 | 14 [45] | ||
Kamov Ka-27 | Россия | полезность | Ка-32 | 2 [45] | ||
Учебно-тренировочный самолет | ||||||
Аэро Л-39 | Чешская Республика | реактивный тренажер | 28 [45] | |||
Нортроп F-5 | Соединенные Штаты | тренер по конверсии | Ф-5Ф | 2 [45] |
ПВО
[ редактировать ]ПВО, когда-то отделенная от ВВС, согласно стандартной советской системе разделения вооруженных сил, была объединена с ВВС. [46] до более шестисот пусковых установок зенитных ракет За это время могло быть закуплено , включая ПЗРК , в основном, если не все, советского и российского производства. [ нужна ссылка ]
В составе ВВС Йемена около 8 бригад ПВО. Шесть из них встали на сторону хуситов, и во время начала гражданской войны в Йемене коалиция под руководством Саудовской Аравии уничтожила большую часть систем и баз четырех из этих бригад, но две бригады пережили авиаудары под руководством Саудовской Аравии как армейские подразделения, поддерживающие хуситов. рассеяли и спрятали большую часть систем, эксплуатируемых этими подразделениями. Оставшимся средствам ПВО удалось сбить два коалиционных F-16C, два «Апача» и около десятка БПЛА. Новая система, созданная прохуситским персоналом противовоздушной обороны и первоначально представлявшая собой ракеты «воздух-воздух» Р-27Т , управляемые турелями FLIR ULTRA 8500 и запускаемые с пусковых рельсов APU-60 и P-12, сумела повредить два саудовских F-15. Огонь оборонительных зенитных орудий (зенитных орудий) был хорошо виден ночью над Саной до середины апреля 2015 года. [47]
Опознавательные знаки
[ редактировать ]- Йеменской Арабской Республики (1962–1990) Медаль ВВС
- Южной Аравии (1966-1967) Раундель ВВС
- Медаль ВВС Южного Йемена (1967-1980 гг.)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Купер 2017 , с. 6
- ^ Купер 2017 , стр. 6–7.
- ^ Купер 2017 , с. 8
- ^ Купер 2017 , стр. 8–9.
- ^ Купер 2017 , с. 9
- ^ Купер 2017 , стр. 26–27.
- ^ Купер 2017 , стр. 27–28.
- ^ Купер 2017 , стр. 30, 32.
- ^ Перейти обратно: а б Купер 2017 , с. 35
- ^ Купер 2017 , с. 34
- ^ Купер 2017 , стр. 36–37, III–IV.
- ^ Купер 2017 , с. 37
- ^ Перейти обратно: а б Купер 2017 , с. 38
- ^ Перейти обратно: а б Купер 2017 , стр. 38–39.
- ^ Купер 2017 , с. 39
- ^ Купер 2017 , стр. 39–40.
- ^ Купер 2017 , с. 40
- ^ Купер 2017 , стр. 41–42.
- ^ Купер 2017 , стр. 40–41.
- ^ Купер 2017 , стр. VII.
- ^ Купер 2017 , с. 43
- ^ Купер 2017 , с. 44
- ^ Купер 2017 , стр. 45, 50.
- ^ Купер 2017 , с. 45
- ^ Купер 2017 , с. 46
- ^ Купер 2017 , стр. 47–52.
- ^ Купер 2017 , стр. 49, 51–54.
- ^ Купер 2018 , стр. 13–14.
- ^ Купер 2018 , с. 14
- ^ «BBC NEWS – Ближний Восток – Йеменские повстанцы сбили истребитель » . 9 ноября 2009 г. Архивировано из оригинала 19 августа 2014 г. . Проверено 24 января 2015 г.
- ^ «Йемен: роль Ирана в усиливающемся повстанческом движении» . Архивировано из оригинала 7 июня 2020 года . Проверено 13 мая 2015 г.
- ^ «BBC News – Йемен «взорвал дом предполагаемого боевика Аль-Каиды» » . 20 января 2010 г. Архивировано из оригинала 5 февраля 2015 г. Проверено 24 января 2015 г.
- ^ «Пресс-центр» . Архивировано из оригинала 18 апреля 2012 года . Проверено 24 января 2015 г.
- ^ «Атака повстанцев уничтожила йеменские МиГ-29 и закрыла аэропорт Саны | World Tribune» . Архивировано из оригинала 19 ноября 2011 года . Проверено 19 ноября 2011 г.
- ^ «Едва функционирующие» ВВС Йемена указывают на участие США в ударах» . Архивировано из оригинала 7 мая 2015 года . Проверено 1 апреля 2015 г.
- ^ «Арабская весна в Йемене привела в замешательство ВВС Йемена» . Архивировано из оригинала 24 декабря 2017 года . Проверено 9 мая 2015 г.
- ^ «Едва функционирующие» ВВС Йемена указывают на участие США в ударах» . Архивировано из оригинала 18 мая 2015 года . Проверено 8 мая 2015 г.
- ^ «Военно-воздушные силы Йемена попадают в руки хуситов» . 29 апреля 2015 года. Архивировано из оригинала 3 мая 2015 года . Проверено 8 мая 2015 г.
- ^ «Новости обороны Азии: саудовское видео, на котором видно, как йеменские Су-22 «Слесарь» и F-5E Tiger II уничтожаются в результате авиаудара» . 18 апреля 2015 года. Архивировано из оригинала 18 мая 2015 года . Проверено 8 мая 2015 г.
- ^ «Ежедневный пресс-брифинг представителя Decisive Storm — YouTube » . Ютуб . Архивировано из оригинала 10 марта 2016 года . Проверено 8 мая 2015 г.
- ^ «Военные самолеты под руководством Саудовской Аравии наносят удары по повстанцам на юге Йемена, AsiaOne World News» . Архивировано из оригинала 18 мая 2015 года . Проверено 8 мая 2015 г.
- ^ «ASN Авиакатастрофа Ильюшина Ил-76ТД 7O-ADG Международный аэропорт Саны (SAH)» . Архивировано из оригинала 9 мая 2015 года . Проверено 8 мая 2015 г.
- ^ «Силы хуситов, судя по всему, используют беспилотники иранского производства для тарана саудовской ПВО в Йемене, - говорится в докладе газеты Washington Post» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 24 августа 2017 года . Проверено 16 августа 2017 г.
- ^ «Репортаж: повстанцы-хуситы запускают «дроны-камикадзе» иранского производства в радары наблюдения» . 8 августа 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот «ВВС мира 2023» . Flightglobal Insight. 2023 . Проверено 14 февраля 2023 г.
- ^ «ВВС Йеменской Республики (RYAF) • Аль Кувват аль Джавия аль Джамахирия аль Йемения» . Архивировано из оригинала 24 марта 2015 года . Проверено 10 мая 2015 г.
- ^ «Война Саудовской Аравии и Йемена 2015 года — Атлантика» . Атлантика . Архивировано из оригинала 28 февраля 2017 года . Проверено 12 марта 2017 г.
Библиография
[ редактировать ]- Купер, Том (2017). Жаркое небо над Йеменом, Том 1: Воздушная война над Южно-Аравийским полуостровом, 1962–1994 гг . Солихалл, Великобритания: Издательство Helion & Company. ISBN 978-1-912174-23-2 .
- Купер, Том (2018). Жаркое небо над Йеменом, Том 2: Воздушная война над Южно-Аравийским полуостровом, 1994–2017 гг . Уорик, Великобритания: Издательство Helion & Company. ISBN 978-1-911628-18-7 .