Mikoyan-Gurevich MiG-17
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2015 г. ) |
МиГ-17 | |
---|---|
![]() | |
Восстановленный МиГ-17. | |
Роль | Истребительная авиация |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Производитель | Микоян-Гуревич |
Первый полет | 14 января 1950 г. |
Введение | Октябрь 1952 г. |
Статус | В ограниченном обслуживании |
Основные пользователи | Советские ВВС (исторический) ВВС Народно-освободительной армии (исторический) Польские ВВС (исторический) Народные ВВС Вьетнама (исторический) |
Количество построенных | 10 649, включая польский, чешский и китайский варианты. |
Разработано на основе | Mikoyan-Gurevich MiG-15 |
Варианты | PZL-Мелец Лим-6 Шэньян J-5 |
Развитый в | Mikoyan-Gurevich MiG-19 |
The Mikoyan-Gurevich MiG-17 ( Russian : Микоян и Гуревич МиГ-17 ; NATO reporting name : Fresco ) [ 1 ] — высотно-дозвуковой истребитель, выпускавшийся в Советском Союзе с 1952 года и эксплуатировавшийся в ВВС мира. МиГ-17 производился по лицензии в Китае как Shenyang J-5 и в Польше как PZL-Mielec Lim-6 . МиГ-17 до сих пор используется ВВС Северной Кореи и участвовал в боях на Ближнем Востоке и в Азии .
МиГ-17 — усовершенствованная модификация самолета МиГ-15, выпускавшегося Советским Союзом во время Корейской войны . Производство МиГ-17 было слишком запоздалым для использования в этом конфликте, и он впервые был использован во время Второго кризиса в Тайваньском проливе в 1958 году. Хотя МиГ-17 был разработан для сбивания более медленных американских бомбардировщиков, он показал удивительный успех, когда использовался Северным Вьетнамом. пилоты для борьбы с американскими истребителями и истребителями-бомбардировщиками во время войны во Вьетнаме , почти через десять лет после его первоначальной разработки. Это было связано с тем, что МиГ-17 был более маневренным и маневренным, чем американские F-4 Phantom и F-105 Thunderchief , которые были ориентированы на скорость и дальний бой, а также с тем, что МиГ-17 был вооружен пушками, чего не хватало первоначальным моделям F-4 Phantom. [ 2 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]В то время как МиГ-15бис вводил в воздушный бой над Кореей стреловидное крыло, ОКБ Микояна-Гуревича уже в 1949 году начало работы по его замене (первоначально МиГ-15бис45) с целью устранения проблем, обнаруженных у МиГ-15 в бою. . [ 3 ] Результатом стал один из самых успешных трансзвуковых истребителей, представленных до появления настоящих сверхзвуковых типов, таких как МиГ-19 Микояна-Гуревича и North American F-100 Super Sabre . В конечном итоге эта конструкция все еще оказывалась эффективной в 1960-х годах, когда ее использовали в дозвуковых воздушных боях над Вьетнамом против гораздо более быстрых самолетов, которые не были оптимизированы для маневрирования на таких медленных скоростях и в боях на коротких дистанциях.
В то время как МиГ-15 использовал датчик Маха для срабатывания воздушных тормозов, поскольку он не мог безопасно превышать 0,92 Маха, МиГ-17 был спроектирован так, чтобы иметь возможность управляться при более высоких числах Маха. [ 4 ] Ранние версии, сохранившие оригинальную советскую копию двигателя Rolls-Royce Nene , Климов ВК-1 , были тяжелее при равной тяге. Позже МиГ-17 стал первым советским истребителем, в котором использовалась форсажная камера , которая сжигала дополнительное топливо в выхлопе основного двигателя, чтобы обеспечить дополнительную тягу при высокой стоимости эффективности.
очень похож на МиГ-15, у него было новое, более тонкое и стреловидное крыло и хвостовое оперение для скоростей, приближающихся к . 1 Хотя МиГ-17 внешне Маха более управляемая на скорости звука, эта функция не будет использоваться на самолетах МиГ до появления полностью сверхзвукового МиГ-19. [ 5 ] Стреловидность крыла составляла 45° (как у американского F-100 Super Sabre) у фюзеляжа и 42° у внешней части крыла. [ 6 ] Более жесткое крыло сопротивлялось тенденции изгибать законцовки крыла и неожиданно терять аэродинамическую симметрию на высоких скоростях и нагрузках на крыло. [ 3 ]
Другими легко заметными отличиями от предшественника были добавление третьего ограждения на каждом крыле, добавление подфюзеляжного киля и более длинная и менее сужающаяся задняя часть фюзеляжа, которая увеличила длину примерно на один метр. На МиГ-17 был установлен тот же двигатель Климов ВК-1 , а большая часть остальной конструкции, такой как носовая часть фюзеляжа, шасси и артиллерийская установка, была перенесена. [ 6 ] Первый прототип, получивший в конструкторском бюро обозначение И-330 « СИ », поднялся в воздух 14 января 1950 года под управлением Ивана Иващенко. [ 7 ]
В разгар испытаний пилот Иван Иващенко погиб, когда у его самолета развился флаттер, который оторвал его горизонтальное оперение, вызвав вращение и крушение 17 марта 1950 года. Отсутствие жесткости крыла также привело к развороту элеронов, который был обнаружен и устранен. Постройка и испытания дополнительных прототипов « СИ-2 » и самолетов опытной серии « СИ-02 » и « СИ-01 » в 1951 году в целом прошли успешно. 1 сентября 1951 года самолет был принят в производство и после стольких изменений по сравнению с исходным МиГ-15 официально получил собственное обозначение МиГ-17. Подсчитано, что с тем же двигателем, что и у МиГ-15, максимальная скорость МиГ-17 выше на 40–50 км/ч, а истребитель обладает большей маневренностью на большой высоте. [ 7 ]
Серийное производство началось в августе 1951 года, но крупносерийное производство было отложено в пользу производства большего количества МиГ-15, поэтому он так и не был задействован в Корейской войне. Он поступил на вооружение только в октябре 1952 года, когда МиГ-19 был почти готов к летным испытаниям. За время производства самолет несколько раз улучшался и модифицировался. Базовый МиГ-17 представлял собой универсальный дневной истребитель, вооруженный тремя пушками , одной 37-мм пушкой Нудельмана Н-37 и двумя 23-мм пушками по 80 снарядов на ствол, всего 160 снарядов. Он также мог действовать как истребитель-бомбардировщик , но его бомбовая нагрузка считалась легкой по сравнению с другими самолетами того времени, и вместо бомб он обычно нес дополнительные топливные баки.
Хотя фонарь, обеспечивающий хороший обзор назад, необходимый для воздушного боя, как у F-86, был спроектирован, серийные МиГ-17Ф получили более дешевый перископ заднего вида, который все еще появлялся на советских истребителях даже на МиГ-23. . К 1953 году пилоты получили более безопасные катапультные кресла с защитными шторками для лица и ограничителями для ног, такие как сиденья Мартина-Бейкера на Западе. МиГ-15 пострадал из-за отсутствия радиолокационного прицела , но в 1951 году советские инженеры получили трофейный F-86 Sabre из Кореи и скопировали оптический прицел и радар дальномера СРД-3 для производства прицела АСП-4Н и РЛС СРЦ-3. Эта комбинация окажется смертельной в небе Вьетнама против таких самолетов, как F-4 «Фантом», пилоты которого сетовали на то, что пушки и радиолокационные прицелы были исключены как устаревшие. [ 3 ]
Второй вариант прототипа, «СП-2» (получивший в НАТО название «Фреска А»), представлял собой перехватчик, оснащенный радаром . Вскоре был выпущен ряд всепогодных истребителей МиГ-17П («Фреска Б») с модификациями РЛС РП-1 «Изумруд» и передним воздухозаборником.
В начале 1953 года в производство поступил дневной истребитель МиГ-17Ф. Буква «F» указывала на то, что он был оснащен двигателем ВК-1Ф с форсажной камерой за счет модификации задней части фюзеляжа новым сужающимся-расширяющимся соплом и топливной системой. Ранние двигатели ВК-1Ф, специально модифицированные для оснащения МиГ-17Ф, имели проблемы при длительной нормальной работе форсажной камеры из-за недостаточной жаростойкости сплавов, используемых для корпуса внешнего сопла и лопаток статора. Из-за этого на самолетах начала 1953–1955 годов выпуска была специальная установка форсажной камеры, в которой использовался отдельный бак, заполненный 90% этанолом для потребления в форсажной камере из-за его более низкой температуры сгорания. Этот вариант двигателя получил обозначение ВК-1Ф(А). В более поздних серийных самолетах использовалась обычная система с бортовым топливом. Форсажная камера удвоила скороподъемность и значительно улучшила вертикальные маневры. Но хотя самолет не был спроектирован как сверхзвуковой, опытные пилоты могли просто разогнаться до сверхзвуковой скорости в пологом пикировании, хотя самолет часто кренился чуть меньше 1 Маха. Этот вариант МиГ-17 стал самым популярным. Следующий серийный вариант, МиГ-17ПФ («Фреска Д»), имел более мощный радар «Изумруд РП-2», хотя их поиск и наведение на цели по-прежнему зависели от наземного перехвата. В 1956 году небольшую серию (47 самолетов) переоборудовали под образец МиГ-17ПМ (также известный как ПФУ первого поколения «Калининград» К-5 ( по классификации НАТО АА-1 «Щелочной») ) с четырьмя ракетами класса «воздух-воздух» . Небольшая серия самолетов-разведчиков МиГ-17Р была построена с двигателем ВК-1Ф (после первых испытаний с двигателем ВК-5Ф ).
К 1958 году в СССР было построено 5467 МиГ-17, 1685 МиГ-17Ф, 225 МиГ-17П и 668 МиГ-17ПФ. Более 2600 построено по лицензии в Польше и Китае.
Лицензионное производство
[ редактировать ]

В 1955 году Польша получила лицензию на производство МиГ-17. МиГ-17Ф выпускался заводом WSK-Mielec под обозначением Lim-5 (сокращение от licencyjny myśliwiec — истребитель лицензионного производства). Первый Лим-5 был построен 28 ноября 1956 года, а к 1960 году было построено 477 самолетов. Помимо Польши, некоторые из них были экспортированы в Болгарию под обозначением МиГ-17Ф. [ 9 ] Неизвестное количество было построено в виде разведывательного варианта Лим-5Р с камерой АФА-39. В 1959–1960 годах было выпущено 129 перехватчиков МиГ-17ПФ под обозначением Лим-5П. WSK-Mielec также разработала несколько польских ударных вариантов на базе МиГ-17: Lim-5M , выпускавшийся с 1960 года; Лим-6бис , выпускался с 1963 года (всего 170 самолетов). Кроме того, некоторые Лим-5П были переоборудованы в 1970-х годах в ударные Лим-6М, тогда как другие самолеты Лим-5, Лим-6бис и Лим-5П были модифицированы для разведывательных целей как Лим-6Р, Лим-6бис Р и Лим-6МР.
В Китайской Народной Республике (КНР) первый МиГ-17Ф был собран из деталей в 1956 году, а лицензионное производство последовало в 1957 году в Шэньяне . Версия китайского производства известна как Shenyang J-5 (для местного использования) или F-5 (для экспорта). Точно так же там производился МиГ-17ПФ как J-5A (F-5A на экспорт). Всего было построено 767 таких одноместных вариантов.
Операционная история
[ редактировать ]МиГ-17 предназначались для перехвата прямолинейно летящих бомбардировщиков противника, а не для ведения воздушного боя ( воздушного боя ) с другими истребителями. [ 10 ] Этот дозвуковой (0,93 Маха) истребитель был эффективен против более медленных (0,6–0,8 Маха) и тяжелонагруженных американских истребителей-бомбардировщиков, а также основных американских стратегических бомбардировщиков во время цикла разработки МиГ-17 (таких как Boeing B- 17). 50 Superfortress или Convair B-36 Peacemaker , оба по-прежнему имели поршневые двигатели). Однако он не смог перехватить британские реактивные бомбардировщики нового поколения, такие как Avro Vulcan и Handley Page Victor , которые оба могли летать выше. Внедрение ВВС США стратегических бомбардировщиков, способных развивать сверхзвуковую скорость, таких как Convair B-58 Hustler и General Dynamics FB-111, сделало МиГ-17 устаревшими на передовой службе ПВО , и они были вытеснены сверхзвуковыми перехватчиками, такими как МиГ-111. 21 и МиГ-23.
МиГ-17 не участвовали в Корейской войне, но впервые участвовали в боях над Тайваньским проливом, когда МиГ-17 коммунистической КНР столкнулись с Китайской Республики F-86 Sabre (Китайская Республика, Националистический Китай) в 1958 году.
МиГ-17 сбили самолет-разведчик во время инцидента со сбитием С-130 над Арменией в 1958 году, в результате чего погибло 17 человек. [ 11 ]
Вьетнамская война
[ редактировать ]В 1960 году первая группа из примерно 50 летчиков Северного Вьетнама была переведена в КНР для начала переходного обучения на МиГ-17. К этому времени первый отряд обученных китайцами пилотов МиГ-15 вернулся в Северный Вьетнам, а группа из 31 летчика была переброшена на базу ВВС Вьетнама (ВНАФ) в Шондонге для переоборудования в МиГ-17. К 1962 году первые северовьетнамские летчики закончили курсы МиГ-17 в Советском Союзе и КНР и вернулись в свои части; Чтобы отметить это событие, Советы в феврале 1964 года отправили в Ханой в качестве «подарка» 36 истребителей МиГ-17 и учебно-тренировочных МиГ-15УТИ. Эти летчики создадут первый в Северном Вьетнаме полк реактивных истребителей, 921-й. [ 12 ] вернулась еще одна группа пилотов МиГов К 1965 году с обучения в Краснодаре , в СССР, а также из КНР . Эта группа составит вторую истребительную часть Северного Вьетнама — 923-й истребительный полк. В то время как вновь созданный 923-й ФР эксплуатировал только МиГ-17, и первоначально это были единственные доступные типы, способные противостоять современным американским сверхзвуковым самолетам до того, как МиГ-21 и МиГ-19 были приняты на вооружение Северного Вьетнама (925-й полк ФР был сформирован в 1969 г., летающие МиГ-19). [ 13 ]

Американские истребители-бомбардировщики совершали боевые вылеты на театре военных действий с 1961 года. [ 14 ] В США было много опытных пилотов, принимавших участие в Корейской войне и Второй мировой войне , например, ветеран Второй мировой войны Робин Олдс . [ 15 ] [ 16 ] Неиспытанным МиГам и пилотам ВВС США предстоит противостоять наиболее опытным в бою летчикам ВВС США (ВВС США) и ВМС США . 3 апреля 1965 года шесть МиГов взлетели с авиабазы Нойбай двумя группами по два и четыре человека соответственно, причем первый выступал в роли приманки, а второй - стрелков. Их целью были самолеты ВМС США, поддерживающие ударную группу из 80 самолетов ВВС США, пытавшуюся вывести из строя мост Тханьхоа . Командир МиГ-17 лейтенант Фам Нгок Лан атаковал группу Vought F-8 Crusaders VF -211 с авианосца « Хэнкок» и повредил F-8E, которым пилотировал лейтенант-командир. Спенс Томас, которому удалось посадить самолет на авиабазе Дананг . Второй F-8 был заявлен его ведомым Фан Ван Туком, но это не подтверждается списками потерь ВМС США. [ 17 ]
4 апреля 1965 года ВВС США предприняли еще одну попытку прорыва моста Тхань Хоа с помощью 48 республиканских самолетов F-105 Thunderchiefs 355-го тактического истребительного авиаполка (TFW), загруженных бомбами массой 384 x 750 фунтов (340 кг). «Тандерчифы» сопровождал MIGCAP полет F-100 Super Sabre из 416-й тактической истребительной эскадрильи (416-й TFS). Двигаясь сверху, четыре МиГ-17 из 921-го истребительного полка обошли эскорт и нырнули на «Тандерчифы», сбив двоих из них; лидер Чан Хань сбил F-105D BuNo. 59-1754 майора Ф.Э. Бенетта и командира его подразделения Ле Минь Хуана сбили F-105D BuNo. 59-1764 капитана Дж. А. Магнуссона. [ 18 ] [ 19 ] Супер Сэйбрз вступили в бой; один AIM-9 Sidewinder был выпущен и промахнулся (или вышел из строя), [ 20 ] и еще один F-100D, пилотируемый капитаном Дональдом Килгусом, стрелял из 20-мм пушек, [ 21 ] совершить вероятное убийство. Ведущий Чан Ханя Фам Гиай упал и погиб. [ 22 ] Ни один другой американский летчик не сообщил о каких-либо подтвержденных воздушных убийствах во время воздушного боя; Тран Хань заявил, что три сопровождавших его МиГ-17 были сбиты истребителями ВВС противника. [ 23 ]
Три F-100 из состава MiGCAP, пилотируемые подполковником Эмметом Л. Хейсом, капитаном Китом Б. Коннолли, [ 20 ] и капитан Дональд В. Килгус, все из 416-го полка, вступили в бой с МиГ-17. [ 24 ] На четырех атакующих МиГах из 921-го полка пилотировали командир звена Чан Хань, ведомый Фам Гиай, Ле Минь Хуан и Чан Нгуен Нам. [ 25 ] Руководитель звена Чан Хань был единственным вьетнамцем, выжившим в воздушном бою, и считал, что остальные члены его звена были «... сбиты F-105». [ 23 ] Судя по отчету, F-100 ВВС США могли принять за F-105, а потерю трех МиГ-17 приписали Super Sabre. [ 18 ] первые воздушные победы американских самолетов в войне. Сами F-100 никогда больше не столкнутся с МиГами, поскольку им будет предоставлена непосредственная поддержка с воздуха . На смену им в роли MiGCAP пришли более быстрые и дальнобойные, но менее маневренные McDonnell Douglas F-4 Phantoms .
Начальник штаба ВВС США генерал Джон П. МакКоннелл «сходил с ума», узнав, что два F-105 класса Маха-2 были сбиты дозвуковыми северо-вьетнамскими МиГ-17 времен Корейской войны. [ 26 ]
В 1965 году ВВС США имели всего 36 МиГ-17 и такое же количество квалифицированных пилотов, которое к 1968 году увеличилось до 180 МиГов и 72 пилотов. 100 самолетов ВМС США (F-8, A-4 и F-4), действовавших с авианосцев в Тонкинском заливе, а также множество других самолетов поддержки. Американцы имели многократное численное преимущество. [ 27 ]
МиГ-17 был основным перехватчиком молодых VPAF в 1965 году, на его счету были их первые воздушные победы и он широко использовался во время войны во Вьетнаме. Некоторые пилоты Северного Вьетнама предпочли МиГ-17 МиГ-21, потому что он был более маневренным, хотя и не таким быстрым; трое из 16 асов войны ВПАФ (которым приписывают сбитие пяти или более самолетов противника) были пилотами МиГ-17. Это были: Нгуен Ван Бэй (семь побед), Луу Хай Чао и Ле Хай (оба – по шесть). [ 28 ] Остальные получили статус асов на МиГ-21.
Победы МиГ-17/J-5 в воздушных боях во Вьетнамской войне 1965–1972 гг.
[ редактировать ]В этой таблице перечислены VPAF. [ 29 ] и китайские убийства в воздухе. Источники включают Hobson p. 271 и Топерцер (№ 25), стр. 88–90.
Дата/год | Установка МиГ-17 | Используемое авиационное оружие | Самолет уничтожен | Уничтоженная авиационная часть/комментарии |
---|---|---|---|---|
4/4/1965 | 921-й истребительный полк ВПАФ | 23 мм/37 мм | (2) Республиканские F-105 Тандерчифы | ВВС США 354-я тактическая истребительная эскадрилья |
4/9/1965 | Неизвестный | 23 мм/37 мм | F-4B Фантом II | ВФ-96 /Сбит китайскими МиГами |
6/20/1965 | Неизвестный | 23 мм/37 мм | Ф-4С | США 45-й полк ВВС |
4/12/1966 | Неизвестный | 23 мм/37 мм | КА-3Б Небесный воин | USN VAH-4 Воздушный заправщик (воздушный танкер) / сбит китайскими МиГами |
4/19/1966 | Неизвестный | 23 мм/37 мм | А-1Е Скайрейдер | ВВС США 602-я воздушная диверсионная эскадрилья |
6/21/1966 | 923-й истребительный полк | 23 мм/37 мм | Воут F-8E Крестоносец [ 30 ] | УСН ВФ-211 |
1966 | 923-й ФР | 23 мм/37 мм | (4) F-105D, (2) F-8E, (2) F-4C, (1) RC-47D | США 355-й тактический истребительный авиаполк ВВС , 354-й TFS , 421-й TFS , 433-й TFS , 555-й TFS , 606-я ACS. УСН ВФ-111 , ВФ-162 . (3) F-105 и (2) F-4 были сбиты неизвестными МиГами. |
4/19/1967 | 921-й ФР | 23 мм/37 мм | Ф-105Ф | 357-й TFS ВВС США |
1967 | 923-й ФР | 23 мм/37 мм | (1) А-1Е, (3) F-4C, (1) А-4С Скайхок , (1) F-4D | ВВС США 390-й TFS , 433-й TFS , 602-я ACS; УСН ВА-76. F-4D сбит неизвестным МиГом. (1) F-4C, сбитый китайскими МиГами. |
1968 | Неизвестный | 23 мм/37 мм | (2) F-4D, (1) F-105F | ВВС США 357-й TFS , 435-й TFS |
2/14/1968 | Неизвестный | 23 мм/37 мм | А-1Н | ВМС США ВА-25 / Сбит китайским МиГом. |
7/10/1972 | 923-й ФР | 23 мм/37 мм | F-4J | УСН ВФ-103 |
Всего прочее: | 6 | |||
Всего F-4 | 11 | |||
Всего F-8 | 3 | |||
F-105 | 8 | |||
Всего сбито самолетов: | 28 | |||
Технические данные: | ВПАФ не делало различий между своими МиГ-17 и J-5. [ 31 ] На обоих были установлены две 23-мм и одна 37-мм пушки с боезапасом, достаточным для 5 секунд непрерывной стрельбы из всех трех орудий. Однако орудия МиГ-17 на дальности 1500 м (5000 футов) двухсекундной очередью могли поразить американский самолет почти 23 кг (50 фунтов) металла. Это контрастировало с двухсекундной очередью американских 20-мм пушек M61 Vulcan и Colt Mk 12 , в которые попало примерно 27 и 16 кг (60 и 35 фунтов) металла соответственно. [ 32 ] |
VPAF управляли своими перехватчиками под руководством наземных диспетчеров, которые направляли МиГи устроить засаду на американские формирования. МИГи наносили быстрые атаки на соединения США с нескольких направлений (обычно МиГ-17 атаковали в лоб, а МиГ-21 атаковали с тыла). Сбив несколько американских самолетов и вынудив часть F-105 преждевременно сбросить бомбы, МиГи не стали дожидаться возмездия, а быстро вышли из боя. Эта « партизанская война в воздухе» оказалась очень успешной. [ 33 ]
МиГ-17 изначально не предназначался для использования в качестве истребителя-бомбардировщика, но в 1971 году Ханой приказал атаковать военные корабли ВМС США элементами ВФАФ. Это потребует оснащения МиГ-17 бомбоустановками и механизмами сброса. Главный инженер наземных бригад ВПАФ Труонг Кхань Чау, [ 34 ] ему была поставлена задача модифицировать два МиГ-17 для штурмовиков; через три месяца работы оба самолета были готовы. 19 апреля 1972 года два пилота из 923-го полка взяли свои начинённые бомбами МиГ-17 и атаковали эсминец ВМС США USS Higbee и лёгкий крейсер USS Oklahoma City . Каждый МиГ был вооружен двумя бомбами по 250 кг (550 фунтов). Пилоту Ле Сюань Ди удалось поразить кормовую 5-дюймовую (127-мм) артиллерийскую установку эсминца, разрушив ее, но без человеческих жертв, поскольку члены экипажа ранее покинули башню из-за неисправности артиллерийской системы. [ 35 ]
С 1965 по 1972 год МиГ-17 из 921-го и 923-го полков ВПАФ одержали 71 воздушную победу над самолетами США: 11 Crusader, 16 F-105 Thunderchiefs, 32 F-4 Phantom II, два A-4 Skyhawk, семь A-1. Skyraiders, один C-47 грузовой/транспортный самолет , один вертолет Sikorsky CH-3 C и один БПЛА Ryan Firebee . [ 36 ] при этом ВПАФ потеряли в воздушном бою 63 МиГ-17 [ 37 ] По данным российских источников, с 1965 по 1972 год МиГ-17 из состава ВПАФ сбили 143 самолета и вертолета противника, при этом ВПАФ потеряли по всем причинам 75 МиГ-17 и погибли 49 летчиков. [ 38 ]
Американское истребительное сообщество было шокировано в 1965 году, когда старые дозвуковые МиГ-17 сбили Маха-2 над Северным Вьетнамом современные истребители-бомбардировщики F-105 Thunderchief класса . В результате этого опыта ВВС США инициировали проект «Перьевая тряпка», направленный на разработку тактики, которая позволила бы более тяжелым американским истребителям бороться с меньшими и более маневренными противниками, такими как МиГ-17. Для имитации МиГ-17 ВВС США выбрали F-86H Sabre. Один пилот, участвовавший в проекте, заметил, что «В любом диапазоне, кроме опускания носа и полного газа», либо F-100, либо F-105 уступали F-86H в воздушном бою. [ 39 ] [ 40 ] Проект в целом оказался успешным, поскольку полученная тактика эффективно минимизировала недостатки F-105, F-100 и других тяжелых американских истребителей, одновременно сводя к минимуму преимущества более медленных, но более маневренных истребителей, таких как F-86 и МиГ-17. [ 40 ]
Другие пользователи МиГ-17
[ редактировать ]Двадцать стран летали на МиГ-17. МиГ-17 стал стандартным истребителем во всех странах Варшавского договора в конце 1950-х — начале 1960-х годов. Их также покупали многие другие страны, в основном в Африке и Азии, которые были нейтрально настроены или были союзниками СССР. МиГ-17 до сих пор летает в ВВС Демократической Республики Конго, Гвинеи, Мали, Мадагаскара, Судана и Танзании, а также в Шэньяне J-5 Северной Кореи. Тренажёры JJ-5 до сих пор ограниченно используются и в Китае.
Средний Восток
[ редактировать ]
ВВС Египта получили свои первые МиГ-17 в 1956 году, использовав их против израильского вторжения на Синай на ранних стадиях Суэцкого кризиса . Когда 1 ноября 1956 года Великобритания и Франция начали воздушные атаки на египетские авиабазы, президент Египта Гамаль Абдель Насер приказал ВВС Египта не противодействовать англо-французским воздушным ударам и, где это возможно, эвакуировать свои самолеты в Сирию или Саудовскую Аравию, поэтому Хотя Египет потерял большое количество самолетов, в том числе МиГ-17, потери пилотов были относительно небольшими. Потери были быстро восполнены после окончания войны, и к июню 1957 года у Египта было около 100 МиГ-17. [ 41 ] [ 42 ] Сирия также эксплуатировала МиГ-17, получив в 1957 году 60 МиГ-17Ф. [ 42 ] В начале 1960-х годов обе ВВС постепенно перевели МиГ-17 на штурмовики, поскольку МиГ-21 заменил его в роли перехватчика. [ 42 ] С 1962 года египетские войска приняли участие в гражданской войне в Северном Йемене , поддерживая республиканское правительство, проводя наземные штурмовые операции на египетских МиГ-17. [ 43 ]
МиГ-17 составляли основную часть арабской авиации во время Шестидневной войны в июне 1967 года. [ 44 ] [ 45 ] Война началась с массированного авиаудара Израиля по египетским, иорданским, сирийским и иракским авиабазам, в результате которого было уничтожено или повреждено более 150 египетских самолетов. Уцелевшие египетские МиГ-17 активно использовались в наземных атаках на израильские силы на Синае. [ 44 ] [ 46 ] Советский Союз снова возместил потери Египта после войны, и вскоре Египет был вовлечен в Войну на истощение , продолжительную серию вооруженных столкновений на Синайском полуострове и над ним, при этом египетские МиГ-17 продолжали использоваться в качестве наземных атак. Хотя МиГ-17 был медленнее и имел меньшую дальность полета, чем Су-7 , который был другим основным компонентом штурмовиков Египта, МиГ-17 был более маневренным и нес меньшие потери. [ 47 ] С 1970 года Египет перебросил в Судан отряды МиГ-17 для поддержки правительственных войск во время Первой суданской гражданской войны . [ 48 ] МиГ-17 продолжали использоваться в Войне Судного дня . МиГ-17 использовались во время воздушного боя Офира Египтом . Египетские и сирийские МиГ-17 были сняты с вооружения вскоре после этих войн.
Африка
[ редактировать ]По крайней мере 24 из них служили в ВВС Нигерии и управлялись смешанной группой нигерийских пилотов и пилотов- наемников из Восточной Германии, Советского Союза, Южной Африки, Великобритании и Австралии во время гражданской войны в Нигерии 1967–70 годов .
Азия
[ редактировать ]Четыре из них были спешно поставлены СССР в Шри-Ланку во время восстания 1971 года и использовались для бомбардировок и наземных атак во время кратковременного восстания.
Советский Союз
[ редактировать ]В 1958 году самолет Lockheed C-130 ВВС США был сбит четырьмя истребителями МиГ-17, когда он влетел в советское воздушное пространство недалеко от Еревана, Армения, во время разведывательной миссии Sun Valley Signal , при этом все 17 членов экипажа погибли.
Соединенные Штаты
[ редактировать ]
Ряд федеральных агентств США реализовали программу в Грум-Лейк по оценке МиГ-17 для помощи в войне во Вьетнаме, поскольку соотношение сбитых северовьетнамских МиГ-17 и МиГ-21 составляло всего 2:1. Программа носила кодовое название HAVE DRILL (см. также Have Donut ) и включала испытания двух бывших сирийских МиГ-17Ф Фреско, приобретенных и предоставленных Израилем, в небе Грум-Лейк. [ 49 ] Этим самолетам были присвоены обозначения ВВС США и поддельные серийные номера, чтобы их можно было идентифицировать в стандартных журналах полетов Министерства обороны США.
Помимо отслеживания собачьих боев, организованных между различными моделями МиГов практически против всех истребителей на вооружении США, а также против самолетов B-52 Stratofortress и B-58 Hustler САК, чтобы проверить возможности систем противодействия бомбардировщиков, они также провели радиолокационное перекрестное наблюдение. испытания секций и двигательной установки, которые внесли большой вклад в улучшение летных характеристик США во Вьетнаме.
По данным Федерального управления гражданской авиации , в США имеется 17 частных МиГ-17. [ 50 ] Несколько МиГ-17 были конфискованы из-за сомнений в законности их ввоза в страну. [ 51 ]
Варианты
[ редактировать ]
- I-330 ( Samolet SI)
- Прототип. [ 52 ]
- MiG-17 ( Samolet SI, "Fresco A")
- Базовая версия истребителя с двигателем ВК-1. [ 52 ]
- Samolet SI-10
- Одноместный МиГ-17 модифицирован новыми закрылками Фаулера , передними предкрылками и другими усовершенствованиями для улучшения управляемости. [ 52 ]
- Samolet SI-16
- Стенд для 57-мм автоматической пушки Н-57 . [ 52 ]
- Samolet SI-19
- Стенд ракеты ТРС-190 на модифицированных пилонах АПУ-4. [ 52 ]
- МиГ-17А
- Версия истребителя с двигателем ВК-1А с увеличенным сроком службы.
- МиГ-17АС
- Многоцелевая модификация, предназначенная для перевозки неуправляемых ракет и ракеты «воздух-воздух» К-13.
- Samolet SP-2
- Экспериментальный вариант с форсажным двигателем ВК-1Ф и РЛС перехвата «Коршун» . [ 52 ]
- МиГ-17П ( самолет СП-7 , «Фреска Б»)
- Версия всепогодного истребителя с радаром «Изумруд». построено 225. [ 52 ]
- MiG-17F ( Samolet SF, "Fresco C")
- Базовая версия истребителя с двигателем ВК-1Ф с форсажной камерой. построено 1685 штук. [ 52 ]
- I-340 ( Samolet SM-1)
- Экспериментальный двухмоторный вариант с двумя двигателями Микулина АМ-5 . Развитый в МиГ-19 Микояна-Гуревича . [ 52 ]
- MiG-17F ( Samolet SR-2)
- Разведывательный вариант одноименного истребителя МиГ-17Ф. Иногда ошибочно называют МиГ-17Р . [ 52 ]
- МиГ-17ПФ ( Самолет СП-7Ф, «Фреска Д»)
- Версия всепогодного истребителя, оснащенная РЛС «Изумруд», 3 х 23-мм пушками НР-23 и двигателем ВК-1Ф. построено 668 штук. [ 52 ]
- МиГ-17ПМ/ПФУ ( самолет СП-6 , «Фреска Э»)
- Версия истребителя, оснащенная радаром и К-5 (НАТО: AA-1 «Щелочной»). ракетами класса «воздух-воздух» [ 52 ]
- Samolet SP-8
- Стенд РЛС СРД-3 «Град» . [ 52 ]
- Samolet SP-9
- Стенд для РЛС РП-2У «Изумруд» и ракеты К-5М . [ 52 ]
- Samolet SP-10
- МиГ-17ПФ переоборудовали в испытательный стенд для пары неопознанных 23-мм пушек и ракеты АРС-57 . [ 52 ]
- Samolet SN
- Экспериментальный вариант с двойными боковыми воздухозаборниками, без центрального воздухозаборника и измененной конструкцией носовой части, позволяющей поворачивать 23-мм пушки для поражения наземных целей. [ 52 ]
- М-17
- мишень БПЛА - , программа переоборудования МиГ-17 с сроком службы (1968 г.). истекающим [ 53 ]
- PZL-Мелец Лим-5
- Польский вариант МиГ-17.
- С-104
- Чехословацкий вариант МиГ-17.
- Шэньян J-5
- Китайский вариант МиГ-17
Некоторые выведенные самолеты были переоборудованы в дистанционно управляемые мишени.
Операторы
[ редактировать ]
Текущие операторы
[ редактировать ]- ВВС Северной Кореи 106 Shenyang F-5 и 135 Shenyang FT-5 . - на вооружении находятся [ 55 ] Однако сообщения об ужасающем уровне работоспособности предполагают, что уровень летной годности составляет менее 50%. [ 56 ]
Бывшие операторы
[ редактировать ]- Афганские ВВС получили свои первые МиГ-17 в 1957 году и эксплуатировали не менее 90. [ 57 ] К концу 1980 года оставался в основном заземленным. [ 58 ]
- ВВС Албании - эксплуатировали как МиГ-17 советской постройки, так и F-5 китайского производства. [ 59 ]
- ВВС Алжира - с 1960-х годов эксплуатировали 60 МиГ-17Ф. Некоторые остались работать тренерами в конце 1980-х годов. [ 60 ]
- ВВС Болгарии - эксплуатировали МиГ-17Ф, 17-ПФ и 17-Р. [ 60 ]
- Королевские ВВС Камбоджи - 16 самолетов, в том числе пять МиГ-17 и 11 Shenyang J-5, были получены из Советского Союза и Китая в 1967–1968 годах, позже все были уничтожены на земле в 1971 году. [ 62 ]

- ВВС Гвинеи-Бисау - эксплуатировали два МиГ-17Ф. [ 70 ]

- Малагасийские ВВС - 4 доставлены в 1975 году из Северной Кореи. [ 54 ] [ 72 ]
- ВВС Йеменской Арабской Республики - 13 МиГ-17, подаренных СССР в ноябре 1967 года. [ 74 ]
- Сомалийский авиационный корпус . В 1967 году Советский Союз поставил 30 МиГ-17 и МиГ-17Ф. [ 54 ] [ 77 ] [ 78 ] В 1991 году ВВС были распущены. [ 79 ]
- ВВС Йеменской Народно-Демократической Республики - первые десять МиГ-17Ф доставлены из СССР в январе 1969 года. Еще восемь самолетов были доставлены в 1971 году. [ 80 ]
- ВВС Шри-Ланки выведены из эксплуатации после восстания коммунистической партии JVP в 1971 году . [ 81 ] Сейчас хранится в музее ВВС Ратмалана .

- ВВС Уганды - некоторые бывшие чехи; работоспособность сомнительна. [ 83 ]

- Ранее использовался для испытаний в ВВС США , однако в январе 2014 года замаскированный экземпляр был замечен в эксплуатации возле авиабазы Эдвардс, возможно, в качестве учебной машины в Школе летчиков-испытателей ВВС США, где регулярно эксплуатируются МиГ-15.
Технические характеристики (МиГ-17Ф)
[ редактировать ]Данные боевых самолетов с 1945 г., [ 85 ] МиГ: пятьдесят лет секретного проектирования самолетов [ 86 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 11,264 м (36 футов 11 дюймов)
- Размах крыла: 9,628 м (31 фут 7 дюймов)
- Высота: 3,8 м (12 футов 6 дюймов)
- Площадь крыла: 22,6 м 2 (243 кв. фута)
- Профиль профиля : коренной: ЦАГИ С-12; Совет: ЦАГИ СР-11 [ 87 ]
- Вес пустого: 3919 кг (8640 фунтов) [ 88 ]
- Полная масса: 5340 кг (11773 фунта)
- Максимальный взлетный вес: 6069 кг (13380 фунтов)
- Силовая установка: 1 Климов ВК-1Ф форсажным с центробежным турбореактивный двигатель двигателем , тяга 26,5 кН (6000 фунтов силы) насухая, 33,8 кН (7600 фунтов силы) с форсажной камерой.
Производительность
- Максимальная скорость: 1100 км/ч (680 миль в час, 590 узлов) M0,89 на уровне моря.
- 1145 км/ч (711 миль в час; 618 узлов) / M0,93 на высоте 3000 м (9800 футов) с прогревом
- Дальность: 2020 км (1260 миль, 1090 миль) на высоте 12 000 м (39 000 футов) с 2 сбрасываемыми баками по 400 л (110 галлонов США; 88 имп галлонов)
- Практический потолок: 16 600 м (54 500 футов)
- пределы г: +8
- Скорость набора высоты: 65 м/с (12800 футов/мин)
- Нагрузка на крыло: 268,5 кг/м 2 (55,0 фунтов/кв. футов)
- Тяга/вес : 0,63
Вооружение
- Орудия: ** 2 × 23-мм (0,906 дюйма) Нудельмана-Рихтера НР-23 автопушки (80 патронов на ствол, всего 160 патронов).
- 1 × 37-мм автопушка Нудельмана Н-37 (всего 40 снарядов)
- Узлы подвески: 2 пилона грузоподъемностью до 500 кг (1100 фунтов) с приспособлениями для перевозки комбинаций:
- Ракеты: 2 УБ-16-57 для ракетные блоки ракет С-5.
- Бомбы: 2 бомбы по 250 кг (550 фунтов).
- (некоторые версии оснащены 3 автопушками НР-23 и 2 К-5 ракетами класса «воздух-воздух» ) [ 7 ] [ 89 ]
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Парш, Андреас и Алексей В. Мартынов. «Обозначения советских и российских военных самолетов и ракет». Обозначения военных самолетов и ракет за пределами США , пересмотрено 18 января 2008 г. Дата обращения: 30 марта 2009 г.
- ^ Парш, Андреас и Алексей В. Мартынов. «Обозначения советских и российских военных самолетов и ракет: 5.1 «Типовые» номера (1947-1955 гг.)». Обозначения военных самолетов и ракет за пределами США , пересмотрено 18 января 2008 г. Дата обращения: 30 марта 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Дэвис, Питер. USN F-4 Phantom II против МиГ-17 VPAF: Вьетнам, 1965-72 гг. Лондон: Оспри, 2009. ISBN 978-1-84603-475-6 .
- ^ Свитман 1984, с. 11.
- ^ Ангст, Дэйв. "МиГ-17Ф Фреска C" в масштабе 1/48 от Hobby Boss." HyperScale, 19 августа 2010 г. Дата обращения: 15 сентября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кросби 2002, с. 212.
- ^ Перейти обратно: а б с Гебель, Грег. «Микоян МиГ-17». Air Vectors, 1 сентября 2011 г. Дата обращения: 15 сентября 2012 г.
- ^ Топерчер 2001, с. 48.
- ^ Лучак, Войцех (1991), «Лимы в Болгарии» [Лимы в Болгарии], Militaria (на польском языке), 1 (2): 10
- ^ Мишель 2007, стр. 79.
- ^ «Сбитие рейса 60528». Национальный парк бдительности - АНБ/CSS через nsa.gov, 15 января 2009 г. Дата обращения: 15 сентября 2012 г.
- ^ Топерчер 2001, с. 12.
- ^ Топерцер 2001, стр. 13, 58.
- ^ Андертон 1987, с. 57.
- ^ Олдс (2010), задняя обложка
- ^ Историческое исследование ВВС США 85: Кредиты ВВС США на уничтожение самолетов противника, Вторая мировая война (PDF)
- ^ Топерцер 2001, стр. 27–29.
- ^ Перейти обратно: а б Топерцер 2001, стр. 30–31.
- ^ Зампини, Диего. «Смертельные змеи» (на испанском языке). Защита . № 345, январь 2007 г., стр. 100-1. 58–59.
- ^ Перейти обратно: а б Андертон 1987, с. 71.
- ^ Олиник 1999, с. 55.
- ^ Зампини 2007, с. 59.
- ^ Перейти обратно: а б Топерцер 2001, с. 31.
- ^ Дэвис 2003, стр. 87, 88.
- ^ Топерчер 2001, с. 30.
- ^ «Вооруженные силы: как это произошло». Время, 16 апреля 1965 года.
- ^ «Вьетнамские асы — пилоты МиГ-17 и МиГ-21» . acepilots.com . Проверено 29 июля 2021 г.
- ^ Топерцер 2001, с. 88.
- ^ Мишель 2007, стр. 40.
- ^ Хобсон с. 62-63
- ^ Топерчер (#25) с. 34
- ^ Мишель 2007, стр. 13, 16.
- ^ «Вьетнамские асы – пилоты МиГ-17 и МиГ-21» . Acepilots.com . Проверено 9 августа 2013 г.
- ^ Топерцер 2001, стр. 85, 86.
- ^ Топерцер 2001, стр. 54, 55.
- ^ Топерцер 2001, стр. 88, 89, 90.
- ^ Мигеты над Северным Вьетнамом: ВВС Вьетнама в бою, 1965-75, Военная история Stackpole
- ^ «Архивная копия» . old.vko.ru. Архивировано из оригинала 3 февраля 2014 года . Проверено 11 января 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Мишель 2007, стр. 333.
- ^ Перейти обратно: а б Дэвис, Ларри Х. «Мы берем интервью у Леса Уолтмана». Архивировано 27 марта 2012 г. на сайте Wayback Machine Sabre-pilots.org. Проверено: 19 июля 2011 г.
- ^ Николь 1995, стр. 12–13
- ^ Перейти обратно: а б с Гордон 2002, с. 67
- ^ Николь 1995, стр. 15–16
- ^ Перейти обратно: а б Гордон 2002, с. 72
- ^ Николь 1995, стр. 16–17
- ^ Николь 1995, стр. 17–18
- ^ Николь 1995, стр. 18–23
- ^ Николь 1995, с. 23.
- ^ Мишель III с. 75, 76
- ^ «Реестр: МиГ-17» ФАУ. Проверено: 16 ноября 2022 г.
- ^ Сертификация гражданской летной годности: бывший военный высокопроизводительный самолет Мигель Васконселос, Министерство транспорта США, Федеральное управление гражданской авиации. Страница 3-10
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Ганстон, Билл; Гордон, Ефим (1998). Самолеты МиГ с 1937 года . Соединенное Королевство: Книги Патнэма по аэронавигации. ISBN 1-55750-541-1 .
- ^ Aviation encyclopedia. Уголок неба. «БПЛА. М-17» . Airwar.ru. 2020 . Проверено 3 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Торговые реестры» . Стокгольмский международный институт исследования проблем мира . Архивировано из оригинала 13 мая 2011 г. Проверено 26 марта 2021 г.
- ^ «ВВС мира 2021» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 10 января 2021 года . Проверено 7 марта 2021 г.
- ^ «Справочник региональных ВВС AMR на 2012 год» (PDF) . Азиатское военное обозрение. Февраль 2012 года . Проверено 12 августа 2012 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Журнал Flight Magazine 1990 или Энциклопедия мировых ВВС.
- ^ Мюллер, Лукас (2020). Крылья над Гиндукушем: ВВС, авиация и авиация Афганистана, 1989-2001 гг . Гелион и компания. п. 8. ISBN 978-1913118662 .
- ^ Гордон 2002, с. 74
- ^ Перейти обратно: а б с Гордон 2002, с. 75
- ^ Рэгг 2011 , стр. 78–79.
- ^ Конбой 1989, с. 20.
- ^ Рэгг 2011 , с. 92.
- ^ Гордон 2002, с. 79
- ^ Гордон 2002, стр. 79, 81.
- ^ Гордон 2002, стр. 81–82.
- ^ Гордон 2002, с. 82
- ^ Перейти обратно: а б с Гордон 2002, с. 86
- ^ Рэгг 2011 , с. 141.
- ^ Рэгг 2011 , с. 142.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гордон 2002, с. 87
- ^ «African Aerospace – развитие самолетов для Мадагаскара» . www.africanaerospace.aero . Проверено 26 марта 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гордон 2002, с. 89
- ^ Купер 2017 , с. 27
- ^ Перейти обратно: а б Гордон 2002, с. 90
- ^ Рэгг 2011 , с. 235.
- ^ Мануэле Сервенти Мерло (3 мая 2017 г.). «Огаденская война между Эфиопией и Сомали (1977–1978): исторические и политические предпосылки конфликта - Онлайн-защита» (на итальянском языке). En.difesaonline.it . Проверено 13 марта 2022 г.
- ^ «Ян Дж. Сафарик: Домашняя страница Air Aces» . Aces.safarikovi.org . Проверено 13 марта 2022 г.
- ^ «Арабская авиация > Сомали» . arabairpower.com . Архивировано из оригинала 4 июня 2021 г. Проверено 26 марта 2021 г.
- ^ Купер 2017 , с. 35
- ^ Рэгг 2011 , стр. 264–265.
- ^ Рэгг 2011 , стр. 273–274.
- ^ «Торговые реестры» . Armstrade.sipri.org. Архивировано из оригинала 13 мая 2011 г. Проверено 20 июня 2013 г.
- ^ Рэгг 2011 , стр. 330–331.
- ^ Уилсон 2000, с. 98.
- ^ Belyakov and Marmain, pp. 172–176.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ Ганстон 1995, с. 193.
- ^ Марриотт, Лео (30 марта 2020 г.). Ранние реактивные истребители 1944-1954 годов: Советский Союз и Европа . Авиация «Перо и меч». п. 58-64. ISBN 978-1-5267-5396-0 . Проверено 30 августа 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Андертон, Дэвид А. Североамериканский F-100 Super Sabre. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing Limited, 1987. ISBN 0-85045-662-2 .
- Беляков Р.А. и Дж. Мармейн. МиГ: пятьдесят лет секретного авиастроения . Шрусбери, Великобритания: Airlife Publishing, 1994. ISBN 1-85310-488-4 .
- Бутовски, Петр (с Джеем Миллером). ОКБ МиГ: история ОКБ и его самолетов . Лестер, Великобритания: Публикации округов Мидленд, 1991. ISBN 0-904597-80-6 .
- Конбой, Кеннет. Война в Камбодже 1970–75 (серия «Люди по оружию», 209). Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing Ltd, 1989. ISBN 0-85045-851-X .
- Купер, Том (2017). Жаркое небо над Йеменом, Том 1: Воздушная война над Южно-Аравийским полуостровом, 1962–1994 гг . Солихалл, Великобритания: Издательство Helion & Company. ISBN 978-1-912174-23-2 .
- Кросби, Фрэнсис. Истребительная авиация . Лондон: Лоренц Букс, 2002. ISBN 0-7548-0990-0 .
- Дэвис, Питер Э. Североамериканский F-100 Super Sabre. Рамсбери, Уилтшир, Великобритания: The Crowood Press, 2003. ISBN 1-86126-577-8 .
- Гордон, Ефим. Микоян-Гуревич МиГ-17: советский реактивный истребитель пятидесятых годов. Хинкли, Великобритания: Midland Publishing, 2002. ISBN 1-85780-107-5 .
- Ганстон, Билл . Энциклопедия русской авиации 1875–1995 годов «Оспри» . Лондон: Оспри, 1995. ISBN 1-85532-405-9 .
- Хобсон, Крис. Потери авиации Вьетнама, потери самолетов ВВС, ВМС и морской пехоты США в Юго-Восточной Азии в 1961-1973 гг. Midland Publishing (2001) Англия. ISBN 978-1857801156 .
- Кениг, Уильям и Питер Скофилд. Советская военная мощь . Гринвич, Коннектикут: Bison Books, 1983. ISBN 0-86124-127-4 .
- Мишель III, Маршалл Л. Столкновения: воздушные бои над Северным Вьетнамом, 1965–1972 гг. Аннаполис, Мэриленд, США: Издательство военно-морского института, 2007 г., первое издание 1997 г. ISBN 1-59114-519-8 .
- Николь, Дэвид. «Несущая на себе основную тяжесть: тридцать лет службы МиГ-17 в ВВС Египта и Сирии». Энтузиаст авиации , ноябрь – декабрь 1995 г., № 60. С. 12–27. ISSN 0143-5450 .
- Олиник, доктор Франк. Кредиты за победу во Второй мировой войне в США . Самостоятельное издание, 1999.
- Олдс, Кристина и Расимус, Эд. Летчик-истребитель; Робин Олдс, Мемуары легендарного аса Робина Олдса. 2010, Гриффин Святого Мартина, Нью-Йорк. ISBN 978-0-312-56023-2 .
- «Пентагон над островами: Тридцатилетняя история индонезийской военной авиации». Ежеквартальный журнал Air Enthusiast (2): 154–162. № ISSN 0143-5450 .
- Робинсон, Энтони. Советская авиация . Лондон: Bison Books, 1985. ISBN 0-86124-180-0 .
- Свитмен, Билл. Современные боевые самолеты: Том 9: МиГи. Нью-Йорк: Издательство Arco, 1984. ISBN 978-0-668-06493-4 .
- Свитмен, Билл и Билл Ганстон. Советская авиация: Иллюстрированная энциклопедия ВВС Варшавского договора сегодня . Лондон: Книги Саламандры, 1978. ISBN 0-517-24948-0 .
- Топерцер, Иштван. МиГ-17 и МиГ-19 времен войны во Вьетнаме (боевой самолет Osprey № 25) . Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing Limited, 2001. ISBN 978-1841761626 .
- Уилсон, Стюарт. Боевой самолет с 1945 года . Фишвик, Австралия: Aerospace Publications, 2000. ISBN 1-875671-50-1 .
- Рэгг, Дэвид (23 февраля 2011 г.). Руководство по мировой авиации . Издательство «Каземат». ISBN 978-1-84468-784-8 . Проверено 30 августа 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Фреска МиГ-17 от Global Aircraft
- Фреска МиГ-17 с сайта Danshistory.com
- Кубинский МиГ-17
- МиГ-17: дом настоящего истребителя
- Страница МиГ-17 на Warbird Alley
- Mig Alley США, Aviation Classics, Ltd Рино, Невада
- Смертельные змеи - российская точка зрения Тактика МиГ-17. Архивировано 4 октября 2011 г. на Wayback Machine.
- Чертежи 3-просмотр