Jump to content

Mikoyan-Gurevich MiG-17

(Перенаправлено с МиГ-17 )
МиГ-17
Восстановленный МиГ-17.
Роль Истребительная авиация
Национальное происхождение Советский Союз
Производитель Микоян-Гуревич
Первый полет 14 января 1950 г.
Введение Октябрь 1952 г.
Статус В ограниченном обслуживании
Основные пользователи Советские ВВС (исторический)
ВВС Народно-освободительной армии (исторический)
Польские ВВС (исторический)
Народные ВВС Вьетнама (исторический)
Количество построенных 10 649, включая польский, чешский и китайский варианты.
Разработано на основе Mikoyan-Gurevich MiG-15
Варианты PZL-Мелец Лим-6
Шэньян J-5
Развитый в Mikoyan-Gurevich MiG-19

The Mikoyan-Gurevich MiG-17 ( Russian : Микоян и Гуревич МиГ-17 ; NATO reporting name : Fresco ) [ 1 ] — высотно-дозвуковой истребитель, выпускавшийся в Советском Союзе с 1952 года и эксплуатировавшийся в ВВС мира. МиГ-17 производился по лицензии в Китае как Shenyang J-5 и в Польше как PZL-Mielec Lim-6 . МиГ-17 до сих пор используется ВВС Северной Кореи и участвовал в боях на Ближнем Востоке и в Азии .

МиГ-17 — усовершенствованная модификация самолета МиГ-15, выпускавшегося Советским Союзом во время Корейской войны . Производство МиГ-17 было слишком запоздалым для использования в этом конфликте, и он впервые был использован во время Второго кризиса в Тайваньском проливе в 1958 году. Хотя МиГ-17 был разработан для сбивания более медленных американских бомбардировщиков, он показал удивительный успех, когда использовался Северным Вьетнамом. пилоты для борьбы с американскими истребителями и истребителями-бомбардировщиками во время войны во Вьетнаме , почти через десять лет после его первоначальной разработки. Это было связано с тем, что МиГ-17 был более маневренным и маневренным, чем американские F-4 Phantom и F-105 Thunderchief , которые были ориентированы на скорость и дальний бой, а также с тем, что МиГ-17 был вооружен пушками, чего не хватало первоначальным моделям F-4 Phantom. [ 2 ]

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

В то время как МиГ-15бис вводил в воздушный бой над Кореей стреловидное крыло, ОКБ Микояна-Гуревича уже в 1949 году начало работы по его замене (первоначально МиГ-15бис45) с целью устранения проблем, обнаруженных у МиГ-15 в бою. . [ 3 ] Результатом стал один из самых успешных трансзвуковых истребителей, представленных до появления настоящих сверхзвуковых типов, таких как МиГ-19 Микояна-Гуревича и North American F-100 Super Sabre . В конечном итоге эта конструкция все еще оказывалась эффективной в 1960-х годах, когда ее использовали в дозвуковых воздушных боях над Вьетнамом против гораздо более быстрых самолетов, которые не были оптимизированы для маневрирования на таких медленных скоростях и в боях на коротких дистанциях.

В то время как МиГ-15 использовал датчик Маха для срабатывания воздушных тормозов, поскольку он не мог безопасно превышать 0,92 Маха, МиГ-17 был спроектирован так, чтобы иметь возможность управляться при более высоких числах Маха. [ 4 ] Ранние версии, сохранившие оригинальную советскую копию двигателя Rolls-Royce Nene , Климов ВК-1 , были тяжелее при равной тяге. Позже МиГ-17 стал первым советским истребителем, в котором использовалась форсажная камера , которая сжигала дополнительное топливо в выхлопе основного двигателя, чтобы обеспечить дополнительную тягу при высокой стоимости эффективности.

очень похож на МиГ-15, у него было новое, более тонкое и стреловидное крыло и хвостовое оперение для скоростей, приближающихся к . 1 Хотя МиГ-17 внешне Маха более управляемая на скорости звука, эта функция не будет использоваться на самолетах МиГ до появления полностью сверхзвукового МиГ-19. [ 5 ] Стреловидность крыла составляла 45° (как у американского F-100 Super Sabre) у фюзеляжа и 42° у внешней части крыла. [ 6 ] Более жесткое крыло сопротивлялось тенденции изгибать законцовки крыла и неожиданно терять аэродинамическую симметрию на высоких скоростях и нагрузках на крыло. [ 3 ]

Другими легко заметными отличиями от предшественника были добавление третьего ограждения на каждом крыле, добавление подфюзеляжного киля и более длинная и менее сужающаяся задняя часть фюзеляжа, которая увеличила длину примерно на один метр. На МиГ-17 был установлен тот же двигатель Климов ВК-1 , а большая часть остальной конструкции, такой как носовая часть фюзеляжа, шасси и артиллерийская установка, была перенесена. [ 6 ] Первый прототип, получивший в конструкторском бюро обозначение И-330 « СИ », поднялся в воздух 14 января 1950 года под управлением Ивана Иващенко. [ 7 ]

МиГ-17 в Музее авиации Центральной Финляндии в Ювяскюля . Схема окраски датируется 2006 годом и основана на идее ученицы начальной школы Луонетярви Анни Лундал.
МиГ Северовьетнамский -17 на выставке в Музее Могучей Восьмой Воздушной Силы .
Хвостовая часть со знаками различия; Замаскированные МиГ-17 пилоты ВВС часто называли «змеями». [ 8 ]

В разгар испытаний пилот Иван Иващенко погиб, когда у его самолета развился флаттер, который оторвал его горизонтальное оперение, вызвав вращение и крушение 17 марта 1950 года. Отсутствие жесткости крыла также привело к развороту элеронов, который был обнаружен и устранен. Постройка и испытания дополнительных прототипов « СИ-2 » и самолетов опытной серии « СИ-02 » и « СИ-01 » в 1951 году в целом прошли успешно. 1 сентября 1951 года самолет был принят в производство и после стольких изменений по сравнению с исходным МиГ-15 официально получил собственное обозначение МиГ-17. Подсчитано, что с тем же двигателем, что и у МиГ-15, максимальная скорость МиГ-17 выше на 40–50 км/ч, а истребитель обладает большей маневренностью на большой высоте. [ 7 ]

Серийное производство началось в августе 1951 года, но крупносерийное производство было отложено в пользу производства большего количества МиГ-15, поэтому он так и не был задействован в Корейской войне. Он поступил на вооружение только в октябре 1952 года, когда МиГ-19 был почти готов к летным испытаниям. За время производства самолет несколько раз улучшался и модифицировался. Базовый МиГ-17 представлял собой универсальный дневной истребитель, вооруженный тремя пушками , одной 37-мм пушкой Нудельмана Н-37 и двумя 23-мм пушками по 80 снарядов на ствол, всего 160 снарядов. Он также мог действовать как истребитель-бомбардировщик , но его бомбовая нагрузка считалась легкой по сравнению с другими самолетами того времени, и вместо бомб он обычно нес дополнительные топливные баки.

Хотя фонарь, обеспечивающий хороший обзор назад, необходимый для воздушного боя, как у F-86, был спроектирован, серийные МиГ-17Ф получили более дешевый перископ заднего вида, который все еще появлялся на советских истребителях даже на МиГ-23. . К 1953 году пилоты получили более безопасные катапультные кресла с защитными шторками для лица и ограничителями для ног, такие как сиденья Мартина-Бейкера на Западе. МиГ-15 пострадал из-за отсутствия радиолокационного прицела , но в 1951 году советские инженеры получили трофейный F-86 Sabre из Кореи и скопировали оптический прицел и радар дальномера СРД-3 для производства прицела АСП-4Н и РЛС СРЦ-3. Эта комбинация окажется смертельной в небе Вьетнама против таких самолетов, как F-4 «Фантом», пилоты которого сетовали на то, что пушки и радиолокационные прицелы были исключены как устаревшие. [ 3 ]

Второй вариант прототипа, «СП-2» (получивший в НАТО название «Фреска А»), представлял собой перехватчик, оснащенный радаром . Вскоре был выпущен ряд всепогодных истребителей МиГ-17П («Фреска Б») с модификациями РЛС РП-1 «Изумруд» и передним воздухозаборником.

В начале 1953 года в производство поступил дневной истребитель МиГ-17Ф. Буква «F» указывала на то, что он был оснащен двигателем ВК-1Ф с форсажной камерой за счет модификации задней части фюзеляжа новым сужающимся-расширяющимся соплом и топливной системой. Ранние двигатели ВК-1Ф, специально модифицированные для оснащения МиГ-17Ф, имели проблемы при длительной нормальной работе форсажной камеры из-за недостаточной жаростойкости сплавов, используемых для корпуса внешнего сопла и лопаток статора. Из-за этого на самолетах начала 1953–1955 годов выпуска была специальная установка форсажной камеры, в которой использовался отдельный бак, заполненный 90% этанолом для потребления в форсажной камере из-за его более низкой температуры сгорания. Этот вариант двигателя получил обозначение ВК-1Ф(А). В более поздних серийных самолетах использовалась обычная система с бортовым топливом. Форсажная камера удвоила скороподъемность и значительно улучшила вертикальные маневры. Но хотя самолет не был спроектирован как сверхзвуковой, опытные пилоты могли просто разогнаться до сверхзвуковой скорости в пологом пикировании, хотя самолет часто кренился чуть меньше 1 Маха. Этот вариант МиГ-17 стал самым популярным. Следующий серийный вариант, МиГ-17ПФ («Фреска Д»), имел более мощный радар «Изумруд РП-2», хотя их поиск и наведение на цели по-прежнему зависели от наземного перехвата. В 1956 году небольшую серию (47 самолетов) переоборудовали под образец МиГ-17ПМ (также известный как ПФУ первого поколения «Калининград» К-5 ( по классификации НАТО АА-1 «Щелочной») ) с четырьмя ракетами класса «воздух-воздух» . Небольшая серия самолетов-разведчиков МиГ-17Р была построена с двигателем ВК-1Ф (после первых испытаний с двигателем ВК-5Ф ).

К 1958 году в СССР было построено 5467 МиГ-17, 1685 МиГ-17Ф, 225 МиГ-17П и 668 МиГ-17ПФ. Более 2600 построено по лицензии в Польше и Китае.

Лицензионное производство

[ редактировать ]
МиГ-17Ф на выставке в Музее авиации Хиллера в Сан-Карлосе, Калифорния.
Лим-5 в ВВС Польши маркировке
Частный JJ-5 (МиГ-17) в аэропорту ДжеффКо.

В 1955 году Польша получила лицензию на производство МиГ-17. МиГ-17Ф выпускался заводом WSK-Mielec под обозначением Lim-5 (сокращение от licencyjny myśliwiec — истребитель лицензионного производства). Первый Лим-5 был построен 28 ноября 1956 года, а к 1960 году было построено 477 самолетов. Помимо Польши, некоторые из них были экспортированы в Болгарию под обозначением МиГ-17Ф. [ 9 ] Неизвестное количество было построено в виде разведывательного варианта Лим-5Р с камерой АФА-39. В 1959–1960 годах было выпущено 129 перехватчиков МиГ-17ПФ под обозначением Лим-5П. WSK-Mielec также разработала несколько польских ударных вариантов на базе МиГ-17: Lim-5M , выпускавшийся с 1960 года; Лим-6бис , выпускался с 1963 года (всего 170 самолетов). Кроме того, некоторые Лим-5П были переоборудованы в 1970-х годах в ударные Лим-6М, тогда как другие самолеты Лим-5, Лим-6бис и Лим-5П были модифицированы для разведывательных целей как Лим-6Р, Лим-6бис Р и Лим-6МР.

В Китайской Народной Республике (КНР) первый МиГ-17Ф был собран из деталей в 1956 году, а лицензионное производство последовало в 1957 году в Шэньяне . Версия китайского производства известна как Shenyang J-5 (для местного использования) или F-5 (для экспорта). Точно так же там производился МиГ-17ПФ как J-5A (F-5A на экспорт). Всего было построено 767 таких одноместных вариантов.

Операционная история

[ редактировать ]
Египетский МиГ-17.

МиГ-17 предназначались для перехвата прямолинейно летящих бомбардировщиков противника, а не для ведения воздушного боя ( воздушного боя ) с другими истребителями. [ 10 ] Этот дозвуковой (0,93 Маха) истребитель был эффективен против более медленных (0,6–0,8 Маха) и тяжелонагруженных американских истребителей-бомбардировщиков, а также основных американских стратегических бомбардировщиков во время цикла разработки МиГ-17 (таких как Boeing B- 17). 50 Superfortress или Convair B-36 Peacemaker , оба по-прежнему имели поршневые двигатели). Однако он не смог перехватить британские реактивные бомбардировщики нового поколения, такие как Avro Vulcan и Handley Page Victor , которые оба могли летать выше. Внедрение ВВС США стратегических бомбардировщиков, способных развивать сверхзвуковую скорость, таких как Convair B-58 Hustler и General Dynamics FB-111, сделало МиГ-17 устаревшими на передовой службе ПВО , и они были вытеснены сверхзвуковыми перехватчиками, такими как МиГ-111. 21 и МиГ-23.

МиГ-17 не участвовали в Корейской войне, но впервые участвовали в боях над Тайваньским проливом, когда МиГ-17 коммунистической КНР столкнулись с Китайской Республики F-86 Sabre (Китайская Республика, Националистический Китай) в 1958 году.

МиГ-17 сбили самолет-разведчик во время инцидента со сбитием С-130 над Арменией в 1958 году, в результате чего погибло 17 человек. [ 11 ]

Вьетнамская война

[ редактировать ]

В 1960 году первая группа из примерно 50 летчиков Северного Вьетнама была переведена в КНР для начала переходного обучения на МиГ-17. К этому времени первый отряд обученных китайцами пилотов МиГ-15 вернулся в Северный Вьетнам, а группа из 31 летчика была переброшена на базу ВВС Вьетнама (ВНАФ) в Шондонге для переоборудования в МиГ-17. К 1962 году первые северовьетнамские летчики закончили курсы МиГ-17 в Советском Союзе и КНР и вернулись в свои части; Чтобы отметить это событие, Советы в феврале 1964 года отправили в Ханой в качестве «подарка» 36 истребителей МиГ-17 и учебно-тренировочных МиГ-15УТИ. Эти летчики создадут первый в Северном Вьетнаме полк реактивных истребителей, 921-й. [ 12 ] вернулась еще одна группа пилотов МиГов К 1965 году с обучения в Краснодаре , в СССР, а также из КНР . Эта группа составит вторую истребительную часть Северного Вьетнама — 923-й истребительный полк. В то время как вновь созданный 923-й ФР эксплуатировал только МиГ-17, и первоначально это были единственные доступные типы, способные противостоять современным американским сверхзвуковым самолетам до того, как МиГ-21 и МиГ-19 были приняты на вооружение Северного Вьетнама (925-й полк ФР был сформирован в 1969 г., летающие МиГ-19). [ 13 ]

F -105D сбивает МиГ-17 во время войны во Вьетнаме, 1967 год.

Американские истребители-бомбардировщики совершали боевые вылеты на театре военных действий с 1961 года. [ 14 ] В США было много опытных пилотов, принимавших участие в Корейской войне и Второй мировой войне , например, ветеран Второй мировой войны Робин Олдс . [ 15 ] [ 16 ] Неиспытанным МиГам и пилотам ВВС США предстоит противостоять наиболее опытным в бою летчикам ВВС США (ВВС США) и ВМС США . 3 апреля 1965 года шесть МиГов взлетели с авиабазы ​​​​Нойбай двумя группами по два и четыре человека соответственно, причем первый выступал в роли приманки, а второй - стрелков. Их целью были самолеты ВМС США, поддерживающие ударную группу из 80 самолетов ВВС США, пытавшуюся вывести из строя мост Тханьхоа . Командир МиГ-17 лейтенант Фам Нгок Лан атаковал группу Vought F-8 Crusaders VF -211 с авианосца « Хэнкок» и повредил F-8E, которым пилотировал лейтенант-командир. Спенс Томас, которому удалось посадить самолет на авиабазе Дананг . Второй F-8 был заявлен его ведомым Фан Ван Туком, но это не подтверждается списками потерь ВМС США. [ 17 ]

4 апреля 1965 года ВВС США предприняли еще одну попытку прорыва моста Тхань Хоа с помощью 48 республиканских самолетов F-105 Thunderchiefs 355-го тактического истребительного авиаполка (TFW), загруженных бомбами массой 384 x 750 фунтов (340 кг). «Тандерчифы» сопровождал MIGCAP полет F-100 Super Sabre из 416-й тактической истребительной эскадрильи (416-й TFS). Двигаясь сверху, четыре МиГ-17 из 921-го истребительного полка обошли эскорт и нырнули на «Тандерчифы», сбив двоих из них; лидер Чан Хань сбил F-105D BuNo. 59-1754 майора Ф.Э. Бенетта и командира его подразделения Ле Минь Хуана сбили F-105D BuNo. 59-1764 капитана Дж. А. Магнуссона. [ 18 ] [ 19 ] Супер Сэйбрз вступили в бой; один AIM-9 Sidewinder был выпущен и промахнулся (или вышел из строя), [ 20 ] и еще один F-100D, пилотируемый капитаном Дональдом Килгусом, стрелял из 20-мм пушек, [ 21 ] совершить вероятное убийство. Ведущий Чан Ханя Фам Гиай упал и погиб. [ 22 ] Ни один другой американский летчик не сообщил о каких-либо подтвержденных воздушных убийствах во время воздушного боя; Тран Хань заявил, что три сопровождавших его МиГ-17 были сбиты истребителями ВВС противника. [ 23 ]

Три F-100 из состава MiGCAP, пилотируемые подполковником Эмметом Л. Хейсом, капитаном Китом Б. Коннолли, [ 20 ] и капитан Дональд В. Килгус, все из 416-го полка, вступили в бой с МиГ-17. [ 24 ] На четырех атакующих МиГах из 921-го полка пилотировали командир звена Чан Хань, ведомый Фам Гиай, Ле Минь Хуан и Чан Нгуен Нам. [ 25 ] Руководитель звена Чан Хань был единственным вьетнамцем, выжившим в воздушном бою, и считал, что остальные члены его звена были «... сбиты F-105». [ 23 ] Судя по отчету, F-100 ВВС США могли принять за F-105, а потерю трех МиГ-17 приписали Super Sabre. [ 18 ] первые воздушные победы американских самолетов в войне. Сами F-100 никогда больше не столкнутся с МиГами, поскольку им будет предоставлена ​​непосредственная поддержка с воздуха . На смену им в роли MiGCAP пришли более быстрые и дальнобойные, но менее маневренные McDonnell Douglas F-4 Phantoms .

Начальник штаба ВВС США генерал Джон П. МакКоннелл «сходил с ума», узнав, что два F-105 класса Маха-2 были сбиты дозвуковыми северо-вьетнамскими МиГ-17 времен Корейской войны. [ 26 ]

В 1965 году ВВС США имели всего 36 МиГ-17 и такое же количество квалифицированных пилотов, которое к 1968 году увеличилось до 180 МиГов и 72 пилотов. 100 самолетов ВМС США (F-8, A-4 и F-4), действовавших с авианосцев в Тонкинском заливе, а также множество других самолетов поддержки. Американцы имели многократное численное преимущество. [ 27 ]

МиГ-17 был основным перехватчиком молодых VPAF в 1965 году, на его счету были их первые воздушные победы и он широко использовался во время войны во Вьетнаме. Некоторые пилоты Северного Вьетнама предпочли МиГ-17 МиГ-21, потому что он был более маневренным, хотя и не таким быстрым; трое из 16 асов войны ВПАФ (которым приписывают сбитие пяти или более самолетов противника) были пилотами МиГ-17. Это были: Нгуен Ван Бэй (семь побед), Луу Хай Чао и Ле Хай (оба – по шесть). [ 28 ] Остальные получили статус асов на МиГ-21.

Победы МиГ-17/J-5 в воздушных боях во Вьетнамской войне 1965–1972 гг.

[ редактировать ]

В этой таблице перечислены VPAF. [ 29 ] и китайские убийства в воздухе. Источники включают Hobson p. 271 и Топерцер (№ 25), стр. 88–90.

Дата/год Установка МиГ-17 Используемое авиационное оружие Самолет уничтожен Уничтоженная авиационная часть/комментарии
4/4/1965 921-й истребительный полк ВПАФ 23 мм/37 мм (2) Республиканские F-105 Тандерчифы ВВС США 354-я тактическая истребительная эскадрилья
4/9/1965 Неизвестный 23 мм/37 мм F-4B Фантом II ВФ-96 /Сбит китайскими МиГами
6/20/1965 Неизвестный 23 мм/37 мм Ф-4С США 45-й полк ВВС
4/12/1966 Неизвестный 23 мм/37 мм КА-3Б Небесный воин USN VAH-4 Воздушный заправщик (воздушный танкер) / сбит китайскими МиГами
4/19/1966 Неизвестный 23 мм/37 мм А-1Е Скайрейдер ВВС США 602-я воздушная диверсионная эскадрилья
6/21/1966 923-й истребительный полк 23 мм/37 мм Воут F-8E Крестоносец [ 30 ] УСН ВФ-211
1966 923-й ФР 23 мм/37 мм (4) F-105D, (2) F-8E, (2) F-4C, (1) RC-47D США 355-й тактический истребительный авиаполк ВВС , 354-й TFS , 421-й TFS , 433-й TFS , 555-й TFS , 606-я ACS. УСН ВФ-111 , ВФ-162 . (3) F-105 и (2) F-4 были сбиты неизвестными МиГами.
4/19/1967 921-й ФР 23 мм/37 мм Ф-105Ф 357-й TFS ВВС США
1967 923-й ФР 23 мм/37 мм (1) А-1Е, (3) F-4C, (1) А-4С Скайхок , (1) F-4D ВВС США 390-й TFS , 433-й TFS , 602-я ACS; УСН ВА-76. F-4D сбит неизвестным МиГом. (1) F-4C, сбитый китайскими МиГами.
1968 Неизвестный 23 мм/37 мм (2) F-4D, (1) F-105F ВВС США 357-й TFS , 435-й TFS
2/14/1968 Неизвестный 23 мм/37 мм А-1Н ВМС США ВА-25 / Сбит китайским МиГом.
7/10/1972 923-й ФР 23 мм/37 мм F-4J УСН ВФ-103
Всего прочее: 6
Всего F-4 11
Всего F-8 3
F-105 8
Всего сбито самолетов: 28
Технические данные: ВПАФ не делало различий между своими МиГ-17 и J-5. [ 31 ] На обоих были установлены две 23-мм и одна 37-мм пушки с боезапасом, достаточным для 5 секунд непрерывной стрельбы из всех трех орудий. Однако орудия МиГ-17 на дальности 1500 м (5000 футов) двухсекундной очередью могли поразить американский самолет почти 23 кг (50 фунтов) металла. Это контрастировало с двухсекундной очередью американских 20-мм пушек M61 Vulcan и Colt Mk 12 , в которые попало примерно 27 и 16 кг (60 и 35 фунтов) металла соответственно. [ 32 ]
Луу Хай Чао и Ле Хай , пилоты МиГ-17 ВПАФ , каждый из которых одержал по шесть побед в воздушных боях над самолетами США в небе над Северным Вьетнамом.

VPAF управляли своими перехватчиками под руководством наземных диспетчеров, которые направляли МиГи устроить засаду на американские формирования. МИГи наносили быстрые атаки на соединения США с нескольких направлений (обычно МиГ-17 атаковали в лоб, а МиГ-21 атаковали с тыла). Сбив несколько американских самолетов и вынудив часть F-105 преждевременно сбросить бомбы, МиГи не стали дожидаться возмездия, а быстро вышли из боя. Эта « партизанская война в воздухе» оказалась очень успешной. [ 33 ]

МиГ-17 изначально не предназначался для использования в качестве истребителя-бомбардировщика, но в 1971 году Ханой приказал атаковать военные корабли ВМС США элементами ВФАФ. Это потребует оснащения МиГ-17 бомбоустановками и механизмами сброса. Главный инженер наземных бригад ВПАФ Труонг Кхань Чау, [ 34 ] ему была поставлена ​​задача модифицировать два МиГ-17 для штурмовиков; через три месяца работы оба самолета были готовы. 19 апреля 1972 года два пилота из 923-го полка взяли свои начинённые бомбами МиГ-17 и атаковали эсминец ВМС США USS Higbee и лёгкий крейсер USS Oklahoma City . Каждый МиГ был вооружен двумя бомбами по 250 кг (550 фунтов). Пилоту Ле Сюань Ди удалось поразить кормовую 5-дюймовую (127-мм) артиллерийскую установку эсминца, разрушив ее, но без человеческих жертв, поскольку члены экипажа ранее покинули башню из-за неисправности артиллерийской системы. [ 35 ]

С 1965 по 1972 год МиГ-17 из 921-го и 923-го полков ВПАФ одержали 71 воздушную победу над самолетами США: 11 Crusader, 16 F-105 Thunderchiefs, 32 F-4 Phantom II, два A-4 Skyhawk, семь A-1. Skyraiders, один C-47 грузовой/транспортный самолет , один вертолет Sikorsky CH-3 C и один БПЛА Ryan Firebee . [ 36 ] при этом ВПАФ потеряли в воздушном бою 63 МиГ-17 [ 37 ] По данным российских источников, с 1965 по 1972 год МиГ-17 из состава ВПАФ сбили 143 самолета и вертолета противника, при этом ВПАФ потеряли по всем причинам 75 МиГ-17 и погибли 49 летчиков. [ 38 ]

Американское истребительное сообщество было шокировано в 1965 году, когда старые дозвуковые МиГ-17 сбили Маха-2 над Северным Вьетнамом современные истребители-бомбардировщики F-105 Thunderchief класса . В результате этого опыта ВВС США инициировали проект «Перьевая тряпка», направленный на разработку тактики, которая позволила бы более тяжелым американским истребителям бороться с меньшими и более маневренными противниками, такими как МиГ-17. Для имитации МиГ-17 ВВС США выбрали F-86H Sabre. Один пилот, участвовавший в проекте, заметил, что «В любом диапазоне, кроме опускания носа и полного газа», либо F-100, либо F-105 уступали F-86H в воздушном бою. [ 39 ] [ 40 ] Проект в целом оказался успешным, поскольку полученная тактика эффективно минимизировала недостатки F-105, F-100 и других тяжелых американских истребителей, одновременно сводя к минимуму преимущества более медленных, но более маневренных истребителей, таких как F-86 и МиГ-17. [ 40 ]

Другие пользователи МиГ-17

[ редактировать ]
Восточногерманский МиГ-17Ф.

Двадцать стран летали на МиГ-17. МиГ-17 стал стандартным истребителем во всех странах Варшавского договора в конце 1950-х — начале 1960-х годов. Их также покупали многие другие страны, в основном в Африке и Азии, которые были нейтрально настроены или были союзниками СССР. МиГ-17 до сих пор летает в ВВС Демократической Республики Конго, Гвинеи, Мали, Мадагаскара, Судана и Танзании, а также в Шэньяне J-5 Северной Кореи. Тренажёры JJ-5 до сих пор ограниченно используются и в Китае.

Средний Восток

[ редактировать ]
Сирийский МиГ-17 в Бецете на взлетно-посадочной полосе в 1968 году. Самолет отправили на оценку в Хав Дрилл .

ВВС Египта получили свои первые МиГ-17 в 1956 году, использовав их против израильского вторжения на Синай на ранних стадиях Суэцкого кризиса . Когда 1 ноября 1956 года Великобритания и Франция начали воздушные атаки на египетские авиабазы, президент Египта Гамаль Абдель Насер приказал ВВС Египта не противодействовать англо-французским воздушным ударам и, где это возможно, эвакуировать свои самолеты в Сирию или Саудовскую Аравию, поэтому Хотя Египет потерял большое количество самолетов, в том числе МиГ-17, потери пилотов были относительно небольшими. Потери были быстро восполнены после окончания войны, и к июню 1957 года у Египта было около 100 МиГ-17. [ 41 ] [ 42 ] Сирия также эксплуатировала МиГ-17, получив в 1957 году 60 МиГ-17Ф. [ 42 ] В начале 1960-х годов обе ВВС постепенно перевели МиГ-17 на штурмовики, поскольку МиГ-21 заменил его в роли перехватчика. [ 42 ] С 1962 года египетские войска приняли участие в гражданской войне в Северном Йемене , поддерживая республиканское правительство, проводя наземные штурмовые операции на египетских МиГ-17. [ 43 ]

МиГ-17 составляли основную часть арабской авиации во время Шестидневной войны в июне 1967 года. [ 44 ] [ 45 ] Война началась с массированного авиаудара Израиля по египетским, иорданским, сирийским и иракским авиабазам, в результате которого было уничтожено или повреждено более 150 египетских самолетов. Уцелевшие египетские МиГ-17 активно использовались в наземных атаках на израильские силы на Синае. [ 44 ] [ 46 ] Советский Союз снова возместил потери Египта после войны, и вскоре Египет был вовлечен в Войну на истощение , продолжительную серию вооруженных столкновений на Синайском полуострове и над ним, при этом египетские МиГ-17 продолжали использоваться в качестве наземных атак. Хотя МиГ-17 был медленнее и имел меньшую дальность полета, чем Су-7 , который был другим основным компонентом штурмовиков Египта, МиГ-17 был более маневренным и нес меньшие потери. [ 47 ] С 1970 года Египет перебросил в Судан отряды МиГ-17 для поддержки правительственных войск во время Первой суданской гражданской войны . [ 48 ] МиГ-17 продолжали использоваться в Войне Судного дня . МиГ-17 использовались во время воздушного боя Офира Египтом . Египетские и сирийские МиГ-17 были сняты с вооружения вскоре после этих войн.

По крайней мере 24 из них служили в ВВС Нигерии и управлялись смешанной группой нигерийских пилотов и пилотов- наемников из Восточной Германии, Советского Союза, Южной Африки, Великобритании и Австралии во время гражданской войны в Нигерии 1967–70 годов .

Четыре из них были спешно поставлены СССР в Шри-Ланку во время восстания 1971 года и использовались для бомбардировок и наземных атак во время кратковременного восстания.

Советский Союз

[ редактировать ]

В 1958 году самолет Lockheed C-130 ВВС США был сбит четырьмя истребителями МиГ-17, когда он влетел в советское воздушное пространство недалеко от Еревана, Армения, во время разведывательной миссии Sun Valley Signal , при этом все 17 членов экипажа погибли.

Соединенные Штаты

[ редактировать ]
Два самолета F-5 64-й истребительной эскадрильи с 4477-м ТЭФ МиГ-17 (ведущий) и МиГ-21 (ведомый) в 1979 году. Обратите внимание на значок Тактического авиационного командования, нанесенный на вертикальное оперение МиГ-21 справа.

Ряд федеральных агентств США реализовали программу в Грум-Лейк по оценке МиГ-17 для помощи в войне во Вьетнаме, поскольку соотношение сбитых северовьетнамских МиГ-17 и МиГ-21 составляло всего 2:1. Программа носила кодовое название HAVE DRILL (см. также Have Donut ) и включала испытания двух бывших сирийских МиГ-17Ф Фреско, приобретенных и предоставленных Израилем, в небе Грум-Лейк. [ 49 ] Этим самолетам были присвоены обозначения ВВС США и поддельные серийные номера, чтобы их можно было идентифицировать в стандартных журналах полетов Министерства обороны США.

Помимо отслеживания собачьих боев, организованных между различными моделями МиГов практически против всех истребителей на вооружении США, а также против самолетов B-52 Stratofortress и B-58 Hustler САК, чтобы проверить возможности систем противодействия бомбардировщиков, они также провели радиолокационное перекрестное наблюдение. испытания секций и двигательной установки, которые внесли большой вклад в улучшение летных характеристик США во Вьетнаме.

По данным Федерального управления гражданской авиации , в США имеется 17 частных МиГ-17. [ 50 ] Несколько МиГ-17 были конфискованы из-за сомнений в законности их ввоза в страну. [ 51 ]

Варианты

[ редактировать ]
Венгерский всепогодный истребитель МиГ-17ПФ «Фреско Д» с радаром «Изумруд».
I-330 ( Samolet SI)
Прототип. [ 52 ]
MiG-17 ( Samolet SI, "Fresco A")
Базовая версия истребителя с двигателем ВК-1. [ 52 ]
Samolet SI-10
Одноместный МиГ-17 модифицирован новыми закрылками Фаулера , передними предкрылками и другими усовершенствованиями для улучшения управляемости. [ 52 ]
Samolet SI-16
Стенд для 57-мм автоматической пушки Н-57 . [ 52 ]
Samolet SI-19
Стенд ракеты ТРС-190 на модифицированных пилонах АПУ-4. [ 52 ]
МиГ-17А
Версия истребителя с двигателем ВК-1А с увеличенным сроком службы.
МиГ-17АС
Многоцелевая модификация, предназначенная для перевозки неуправляемых ракет и ракеты «воздух-воздух» К-13.
Samolet SP-2
Экспериментальный вариант с форсажным двигателем ВК-1Ф и РЛС перехвата «Коршун» . [ 52 ]
МиГ-17П ( самолет СП-7 , «Фреска Б»)
Версия всепогодного истребителя с радаром «Изумруд». построено 225. [ 52 ]
MiG-17F ( Samolet SF, "Fresco C")
Базовая версия истребителя с двигателем ВК-1Ф с форсажной камерой. построено 1685 штук. [ 52 ]
I-340 ( Samolet SM-1)
Экспериментальный двухмоторный вариант с двумя двигателями Микулина АМ-5 . Развитый в МиГ-19 Микояна-Гуревича . [ 52 ]
MiG-17F ( Samolet SR-2)
Разведывательный вариант одноименного истребителя МиГ-17Ф. Иногда ошибочно называют МиГ-17Р . [ 52 ]
МиГ-17ПФ ( Самолет СП-7Ф, «Фреска Д»)
Версия всепогодного истребителя, оснащенная РЛС «Изумруд», 3 х 23-мм пушками НР-23 и двигателем ВК-1Ф. построено 668 штук. [ 52 ]
МиГ-17ПМ/ПФУ ( самолет СП-6 , «Фреска Э»)
Версия истребителя, оснащенная радаром и К-5 (НАТО: AA-1 «Щелочной»). ракетами класса «воздух-воздух» [ 52 ]
Samolet SP-8
Стенд РЛС СРД-3 «Град» . [ 52 ]
Samolet SP-9
Стенд для РЛС РП-2У «Изумруд» и ракеты К-5М . [ 52 ]
Samolet SP-10
МиГ-17ПФ переоборудовали в испытательный стенд для пары неопознанных 23-мм пушек и ракеты АРС-57 . [ 52 ]
Samolet SN
Экспериментальный вариант с двойными боковыми воздухозаборниками, без центрального воздухозаборника и измененной конструкцией носовой части, позволяющей поворачивать 23-мм пушки для поражения наземных целей. [ 52 ]
М-17
мишень БПЛА - , программа переоборудования МиГ-17 с сроком службы (1968 г.). истекающим [ 53 ]
PZL-Мелец Лим-5
Польский вариант МиГ-17.
С-104
Чехословацкий вариант МиГ-17.
Шэньян J-5
Китайский вариант МиГ-17

Некоторые выведенные самолеты были переоборудованы в дистанционно управляемые мишени.


Операторы

[ редактировать ]

[ 54 ]

Бывший индонезийский Lim-5 на выставке в США с северокорейской маркировкой.

Текущие операторы

[ редактировать ]
 Северная Корея

Бывшие операторы

[ редактировать ]
 Афганистан
  • Афганские ВВС получили свои первые МиГ-17 в 1957 году и эксплуатировали не менее 90. [ 57 ] К концу 1980 года оставался в основном заземленным. [ 58 ]
 Албания
  • ВВС Албании - эксплуатировали как МиГ-17 советской постройки, так и F-5 китайского производства. [ 59 ]
 Алжир
  • ВВС Алжира - с 1960-х годов эксплуатировали 60 МиГ-17Ф. Некоторые остались работать тренерами в конце 1980-х годов. [ 60 ]
 Ангола
 Болгария
 Буркина-Фасо
 Камбоджа
 Китай
 Республика Конго
 Куба
 Чехословакия
 Восточная Германия
Восточногерманский МиГ-17
 Египет
 Эфиопия
 Гвинея
 Гвинея-Бисау
Восстановленный МиГ-17ПФ ВВС Венгерской народной армии на выставке в Кечкемете.
 Венгерская Народная Республика
 Индонезия
 Ирак
 Мадагаскар
МиГ-17 ВВС Малагасии.
 У них было
 Монголия
 Марокко
 Мозамбик
 Нигерия
 Северный Йемен
 Польша
 Румыния
 Сомали
 Южный Йемен
 Советский Союз
 Шри-Ланка
 Сирия
Сирийский МиГ-17 в Музее ВВС Израиля
 Уганда
 Соединенные Штаты
Советский МиГ-17Ф на вооружении ВВС США
  • Ранее использовался для испытаний в ВВС США , однако в январе 2014 года замаскированный экземпляр был замечен в эксплуатации возле авиабазы ​​Эдвардс, возможно, в качестве учебной машины в Школе летчиков-испытателей ВВС США, где регулярно эксплуатируются МиГ-15.
 Вьетнам

Технические характеристики (МиГ-17Ф)

[ редактировать ]
Спаренная 23-мм пушка Нудельмана-Рихтера НР-23 опускалась с носовой части польского Лим-6 (МиГ-17Ф; Нудельмана Н-37) . также была установлена ​​третья 37-мм пушка

Данные боевых самолетов с 1945 г., [ 85 ] МиГ: пятьдесят лет секретного проектирования самолетов [ 86 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Длина: 11,264 м (36 футов 11 дюймов)
  • Размах крыла: 9,628 м (31 фут 7 дюймов)
  • Высота: 3,8 м (12 футов 6 дюймов)
  • Площадь крыла: 22,6 м 2 (243 кв. фута)
  • Профиль профиля : коренной: ЦАГИ С-12; Совет: ЦАГИ СР-11 [ 87 ]
  • Вес пустого: 3919 кг (8640 фунтов) [ 88 ]
  • Полная масса: 5340 кг (11773 фунта)
  • Максимальный взлетный вес: 6069 кг (13380 фунтов)
  • Силовая установка: 1 Климов ВК-1Ф форсажным с центробежным турбореактивный двигатель двигателем , тяга 26,5 кН (6000 фунтов силы) насухая, 33,8 кН (7600 фунтов силы) с форсажной камерой.

Производительность

  • Максимальная скорость: 1100 км/ч (680 миль в час, 590 узлов) M0,89 на уровне моря.
1145 км/ч (711 миль в час; 618 узлов) / M0,93 на высоте 3000 м (9800 футов) с прогревом
  • Дальность: 2020 км (1260 миль, 1090 миль) на высоте 12 000 м (39 000 футов) с 2 сбрасываемыми баками по 400 л (110 галлонов США; 88 имп галлонов)
  • Практический потолок: 16 600 м (54 500 футов)
  • пределы г: +8
  • Скорость набора высоты: 65 м/с (12800 футов/мин)
  • Нагрузка на крыло: 268,5 кг/м 2 (55,0 фунтов/кв. футов)
  • Тяга/вес : 0,63

Вооружение

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ Парш, Андреас и Алексей В. Мартынов. «Обозначения советских и российских военных самолетов и ракет». Обозначения военных самолетов и ракет за пределами США , пересмотрено 18 января 2008 г. Дата обращения: 30 марта 2009 г.
  2. ^ Парш, Андреас и Алексей В. Мартынов. «Обозначения советских и российских военных самолетов и ракет: 5.1 «Типовые» номера (1947-1955 гг.)». Обозначения военных самолетов и ракет за пределами США , пересмотрено 18 января 2008 г. Дата обращения: 30 марта 2009 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Дэвис, Питер. USN F-4 Phantom II против МиГ-17 VPAF: Вьетнам, 1965-72 гг. Лондон: Оспри, 2009. ISBN   978-1-84603-475-6 .
  4. ^ Свитман 1984, с. 11.
  5. ^ Ангст, Дэйв. "МиГ-17Ф Фреска C" в масштабе 1/48 от Hobby Boss." HyperScale, 19 августа 2010 г. Дата обращения: 15 сентября 2012 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б Кросби 2002, с. 212.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Гебель, Грег. «Микоян МиГ-17». Air Vectors, 1 сентября 2011 г. Дата обращения: 15 сентября 2012 г.
  8. ^ Топерчер 2001, с. 48.
  9. ^ Лучак, Войцех (1991), «Лимы в Болгарии» [Лимы в Болгарии], Militaria (на польском языке), 1 (2): 10
  10. ^ Мишель 2007, стр. 79.
  11. ^ «Сбитие рейса 60528». Национальный парк бдительности - АНБ/CSS через nsa.gov, 15 января 2009 г. Дата обращения: 15 сентября 2012 г.
  12. ^ Топерчер 2001, с. 12.
  13. ^ Топерцер 2001, стр. 13, 58.
  14. ^ Андертон 1987, с. 57.
  15. ^ Олдс (2010), задняя обложка
  16. ^ Историческое исследование ВВС США 85: Кредиты ВВС США на уничтожение самолетов противника, Вторая мировая война (PDF)
  17. ^ Топерцер 2001, стр. 27–29.
  18. ^ Перейти обратно: а б Топерцер 2001, стр. 30–31.
  19. ^ Зампини, Диего. «Смертельные змеи» (на испанском языке). Защита . № 345, январь 2007 г., стр. 100-1. 58–59.
  20. ^ Перейти обратно: а б Андертон 1987, с. 71.
  21. ^ Олиник 1999, с. 55.
  22. ^ Зампини 2007, с. 59.
  23. ^ Перейти обратно: а б Топерцер 2001, с. 31.
  24. ^ Дэвис 2003, стр. 87, 88.
  25. ^ Топерчер 2001, с. 30.
  26. ^ «Вооруженные силы: как это произошло». Время, 16 апреля 1965 года.
  27. ^ «Вьетнамские асы — пилоты МиГ-17 и МиГ-21» . acepilots.com . Проверено 29 июля 2021 г.
  28. ^ Топерцер 2001, с. 88.
  29. ^ Мишель 2007, стр. 40.
  30. ^ Хобсон с. 62-63
  31. ^ Топерчер (#25) с. 34
  32. ^ Мишель 2007, стр. 13, 16.
  33. ^ «Вьетнамские асы – пилоты МиГ-17 и МиГ-21» . Acepilots.com . Проверено 9 августа 2013 г.
  34. ^ Топерцер 2001, стр. 85, 86.
  35. ^ Топерцер 2001, стр. 54, 55.
  36. ^ Топерцер 2001, стр. 88, 89, 90.
  37. ^ Мигеты над Северным Вьетнамом: ВВС Вьетнама в бою, 1965-75, Военная история Stackpole
  38. ^ «Архивная копия» . old.vko.ru. ​Архивировано из оригинала 3 февраля 2014 года . Проверено 11 января 2022 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  39. ^ Мишель 2007, стр. 333.
  40. ^ Перейти обратно: а б Дэвис, Ларри Х. «Мы берем интервью у Леса Уолтмана». Архивировано 27 марта 2012 г. на сайте Wayback Machine Sabre-pilots.org. Проверено: 19 июля 2011 г.
  41. ^ Николь 1995, стр. 12–13
  42. ^ Перейти обратно: а б с Гордон 2002, с. 67
  43. ^ Николь 1995, стр. 15–16
  44. ^ Перейти обратно: а б Гордон 2002, с. 72
  45. ^ Николь 1995, стр. 16–17
  46. ^ Николь 1995, стр. 17–18
  47. ^ Николь 1995, стр. 18–23
  48. ^ Николь 1995, с. 23.
  49. ^ Мишель III с. 75, 76
  50. ^ «Реестр: МиГ-17» ФАУ. Проверено: 16 ноября 2022 г.
  51. ^ Сертификация гражданской летной годности: бывший военный высокопроизводительный самолет Мигель Васконселос, Министерство транспорта США, Федеральное управление гражданской авиации. Страница 3-10
  52. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Ганстон, Билл; Гордон, Ефим (1998). Самолеты МиГ с 1937 года . Соединенное Королевство: Книги Патнэма по аэронавигации. ISBN  1-55750-541-1 .
  53. ^ Aviation encyclopedia. Уголок неба. «БПЛА. М-17» . Airwar.ru. 2020 . Проверено 3 марта 2023 г.
  54. ^ Перейти обратно: а б с «Торговые реестры» . Стокгольмский международный институт исследования проблем мира . Архивировано из оригинала 13 мая 2011 г. Проверено 26 марта 2021 г.
  55. ^ «ВВС мира 2021» . Flightglobal.com. Архивировано из оригинала 10 января 2021 года . Проверено 7 марта 2021 г.
  56. ^ «Справочник региональных ВВС AMR на 2012 год» (PDF) . Азиатское военное обозрение. Февраль 2012 года . Проверено 12 августа 2012 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  57. ^ Журнал Flight Magazine 1990 или Энциклопедия мировых ВВС.
  58. ^ Мюллер, Лукас (2020). Крылья над Гиндукушем: ВВС, авиация и авиация Афганистана, 1989-2001 гг . Гелион и компания. п. 8. ISBN  978-1913118662 .
  59. ^ Гордон 2002, с. 74
  60. ^ Перейти обратно: а б с Гордон 2002, с. 75
  61. ^ Рэгг 2011 , стр. 78–79.
  62. ^ Конбой 1989, с. 20.
  63. ^ Рэгг 2011 , с. 92.
  64. ^ Гордон 2002, с. 79
  65. ^ Гордон 2002, стр. 79, 81.
  66. ^ Гордон 2002, стр. 81–82.
  67. ^ Гордон 2002, с. 82
  68. ^ Перейти обратно: а б с Гордон 2002, с. 86
  69. ^ Рэгг 2011 , с. 141.
  70. ^ Рэгг 2011 , с. 142.
  71. ^ Перейти обратно: а б с д Гордон 2002, с. 87
  72. ^ «African Aerospace – развитие самолетов для Мадагаскара» . www.africanaerospace.aero . Проверено 26 марта 2021 г.
  73. ^ Перейти обратно: а б с д Гордон 2002, с. 89
  74. ^ Купер 2017 , с. 27
  75. ^ Перейти обратно: а б Гордон 2002, с. 90
  76. ^ Рэгг 2011 , с. 235.
  77. ^ Мануэле Сервенти Мерло (3 мая 2017 г.). «Огаденская война между Эфиопией и Сомали (1977–1978): исторические и политические предпосылки конфликта - Онлайн-защита» (на итальянском языке). En.difesaonline.it . Проверено 13 марта 2022 г.
  78. ^ «Ян Дж. Сафарик: Домашняя страница Air Aces» . Aces.safarikovi.org . Проверено 13 марта 2022 г.
  79. ^ «Арабская авиация > Сомали» . arabairpower.com . Архивировано из оригинала 4 июня 2021 г. Проверено 26 марта 2021 г.
  80. ^ Купер 2017 , с. 35
  81. ^ Рэгг 2011 , стр. 264–265.
  82. ^ Рэгг 2011 , стр. 273–274.
  83. ^ «Торговые реестры» . Armstrade.sipri.org. Архивировано из оригинала 13 мая 2011 г. Проверено 20 июня 2013 г.
  84. ^ Рэгг 2011 , стр. 330–331.
  85. ^ Уилсон 2000, с. 98.
  86. ^ Belyakov and Marmain, pp. 172–176.
  87. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
  88. ^ Ганстон 1995, с. 193.
  89. ^ Марриотт, Лео (30 марта 2020 г.). Ранние реактивные истребители 1944-1954 годов: Советский Союз и Европа . Авиация «Перо и меч». п. 58-64. ISBN  978-1-5267-5396-0 . Проверено 30 августа 2023 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Андертон, Дэвид А. Североамериканский F-100 Super Sabre. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing Limited, 1987. ISBN   0-85045-662-2 .
  • Беляков Р.А. и Дж. Мармейн. МиГ: пятьдесят лет секретного авиастроения . Шрусбери, Великобритания: Airlife Publishing, 1994. ISBN   1-85310-488-4 .
  • Бутовски, Петр (с Джеем Миллером). ОКБ МиГ: история ОКБ и его самолетов . Лестер, Великобритания: Публикации округов Мидленд, 1991. ISBN   0-904597-80-6 .
  • Конбой, Кеннет. Война в Камбодже 1970–75 (серия «Люди по оружию», 209). Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing Ltd, 1989. ISBN   0-85045-851-X .
  • Купер, Том (2017). Жаркое небо над Йеменом, Том 1: Воздушная война над Южно-Аравийским полуостровом, 1962–1994 гг . Солихалл, Великобритания: Издательство Helion & Company. ISBN  978-1-912174-23-2 .
  • Кросби, Фрэнсис. Истребительная авиация . Лондон: Лоренц Букс, 2002. ISBN   0-7548-0990-0 .
  • Дэвис, Питер Э. Североамериканский F-100 Super Sabre. Рамсбери, Уилтшир, Великобритания: The Crowood Press, 2003. ISBN   1-86126-577-8 .
  • Гордон, Ефим. Микоян-Гуревич МиГ-17: советский реактивный истребитель пятидесятых годов. Хинкли, Великобритания: Midland Publishing, 2002. ISBN   1-85780-107-5 .
  • Ганстон, Билл . Энциклопедия русской авиации 1875–1995 годов «Оспри» . Лондон: Оспри, 1995. ISBN   1-85532-405-9 .
  • Хобсон, Крис. Потери авиации Вьетнама, потери самолетов ВВС, ВМС и морской пехоты США в Юго-Восточной Азии в 1961-1973 гг. Midland Publishing (2001) Англия. ISBN   978-1857801156 .
  • Кениг, Уильям и Питер Скофилд. Советская военная мощь . Гринвич, Коннектикут: Bison Books, 1983. ISBN   0-86124-127-4 .
  • Мишель III, Маршалл Л. Столкновения: воздушные бои над Северным Вьетнамом, 1965–1972 гг. Аннаполис, Мэриленд, США: Издательство военно-морского института, 2007 г., первое издание 1997 г. ISBN   1-59114-519-8 .
  • Николь, Дэвид. «Несущая на себе основную тяжесть: тридцать лет службы МиГ-17 в ВВС Египта и Сирии». Энтузиаст авиации , ноябрь – декабрь 1995 г., № 60. С. 12–27. ISSN   0143-5450 .
  • Олиник, доктор Франк. Кредиты за победу во Второй мировой войне в США . Самостоятельное издание, 1999.
  • Олдс, Кристина и Расимус, Эд. Летчик-истребитель; Робин Олдс, Мемуары легендарного аса Робина Олдса. 2010, Гриффин Святого Мартина, Нью-Йорк. ISBN   978-0-312-56023-2 .
  • «Пентагон над островами: Тридцатилетняя история индонезийской военной авиации». Ежеквартальный журнал Air Enthusiast (2): 154–162. № ISSN   0143-5450 .
  • Робинсон, Энтони. Советская авиация . Лондон: Bison Books, 1985. ISBN   0-86124-180-0 .
  • Свитмен, Билл. Современные боевые самолеты: Том 9: МиГи. Нью-Йорк: Издательство Arco, 1984. ISBN   978-0-668-06493-4 .
  • Свитмен, Билл и Билл Ганстон. Советская авиация: Иллюстрированная энциклопедия ВВС Варшавского договора сегодня . Лондон: Книги Саламандры, 1978. ISBN   0-517-24948-0 .
  • Топерцер, Иштван. МиГ-17 и МиГ-19 времен войны во Вьетнаме (боевой самолет Osprey № 25) . Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing Limited, 2001. ISBN   978-1841761626 .
  • Уилсон, Стюарт. Боевой самолет с 1945 года . Фишвик, Австралия: Aerospace Publications, 2000. ISBN   1-875671-50-1 .
  • Рэгг, Дэвид (23 февраля 2011 г.). Руководство по мировой авиации . Издательство «Каземат». ISBN  978-1-84468-784-8 . Проверено 30 августа 2023 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 726c50d8bd8f7201d051ca70b0e3a689__1721389500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/72/89/726c50d8bd8f7201d051ca70b0e3a689.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mikoyan-Gurevich MiG-17 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)