ПЗЛ М-3 Плишка
М-3 Плишка | |
---|---|
Роль | Планер |
Национальное происхождение | Польша |
Производитель | Первоначально назывался WSK, затем PZL. |
Дизайнер | Здзислав Жока |
Первый полет | 20 марта 1959 г. |
Количество построенных | 3 |
PZL M-3 Pliszka ( «Трясогузка» ) — первый цельнометаллический польский планер . Было построено три самолета, но их характеристики, особенно качество планирования , были недостаточно хороши для их производства для польских клубов.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]М-3 Плишка был первым польским цельнометаллическим планером. Это также была первая разработка молодой команды под руководством Здзислава Жока на заводе WSK в Мелеке , отсюда и буква «М» в обозначении. Еще до завершения строительства планера завод был реорганизован и ему вернули довоенное название PZL . Хотя к началу 1957 года проектирование было в основном завершено, строительство затянулось, и первый полет состоялся только 20 марта 1959 года. Пилотом был С. Макарук. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
У «Плишки» было двухчастное среднее крыло трапециевидного плана с наибольшей стреловидностью по задней кромке , установленное с двугранным углом 3,5° . [ 2 ] Каждое полукрыло было построено на основе одного лонжерона с диагональной продольной стойкой у основания от лонжерона до фюзеляжа. Впереди от лонжерона крыло имело металлическую напряженную обшивку, образующую устойчивую к кручению D-образную коробку с тканевой обшивкой в кормовой части. [ 1 ] [ 4 ] Разделенные, сбалансированные элероны с прорезями занимали примерно половину размаха, со спойлерами, установленными на задней части лонжерона немного внутри от них. [ 2 ] [ 4 ]
Фюзеляж М-3 «Плишка» с металлической обшивкой состоял из двух частей. Носовая часть, включая кабину пилота с ее высоким куполом, двухсекционным прозрачностью перед крылом и креплением крыла, представляла собой полумонокок эллиптического сечения с напряженной обшивкой. [ 2 ] [ 3 ] Короткое заднее коническое удлинение соединяло его с круглым сечением, монококовой хвостовой балкой и обычным хвостовым оперением с узким, прямым, конусообразным килем и консольным хвостовым оперением , последнее устанавливалось на верхней части фюзеляжа далеко вперед от шарнира руля направления. Лифты также были узкими и прямыми. Рули М-3 были полностью покрыты металлом. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Pliszka приземлился на моноколесо с резиновой подвеской , расположенное позади лонжерона, с коротким носовым полозьем и небольшим хвостовым бампером с резиновой подвеской. Моноколесо имело тормоз, соединенный со спойлерами. [ 1 ] [ 4 ]
Были построены два летных прототипа М-3 и третий планер для статических стресс-испытаний. Первый летный прототип поднялся в воздух 20 марта 1958 года. Его летные испытания оказались обнадеживающими: характеристики оказались лучше прогнозируемых, поэтому был построен второй прототип с небольшими улучшениями. Законцовки крыла были изменены, а спойлеры ограничились открытием над крылом. Также были внесены изменения в кабину, отчасти для улучшения обзора пилоту. Первый полет он совершил 5 марта 1960 года. [ 4 ]
Последняя «Плишка», получившая обозначение М-3А, представляла собой версию, усиленную для выполнения фигур высшего пилотажа . Структурные изменения включали обшивку металлом всех первых 700 мм (28 дюймов) каждой корневой части крыла и усиление задней части фюзеляжа. Поверхности управления также были модифицированы: элероны получили третью точку крепления, а конструкция и профиль руля направления были изменены, придав ему более заостренную вершину и закругленную нижнюю часть. Руль направления был частично покрыт тканью, рули высоты — полностью. Были увеличены аэродинамические балансы хвостового оперения и сбалансирована масса элеронов. [ 4 ]
Операционная история
[ редактировать ]Первый прототип был представлен на выставках в Познани и Варшаве в 1960 году и в Лодзи в 1961 году. В том же году Pliszka 60 получил сертификат и в 1963 году присоединился к аэроклубу завода PZL в Мелеке. Сертификационные испытания М-3А были прекращены, когда стало ясно, что он не может достичь качества планирования более 1:27, к которому стремились польские планерные клубы. [ 4 ]
Варианты
[ редактировать ]- М-3 Плишка
- Первый прототип, первый полет 20 марта 1959 года. [ 2 ] [ 4 ]
- М-3 Плишка 60
- Второй прототип, полет 5 марта 1960 года. [ 4 ]
- М-3А Плишка бис
- Пилотажный вариант, полет 19 мая 1961 года. [ 4 ] Небольшой (120 мм (4,7 дюйма)) увеличенный размах, усиленные корни крыла и сбалансированные все поверхности управления, задние поверхности управления покрыты тканью. [ 1 ]
Технические характеристики (ПЗЛ М-3А Плишка бис)
[ редактировать ]Дата из Самолотыпольских [ 3 ]
Общие характеристики
- Длина: 6,74 м (22 фута 1 дюйм)
- Размах крыла: 14,32 м (47 футов 0 дюймов)
- Высота: 2,14 м (7 футов 0 дюймов)
- Площадь крыла: 15 м 2 (160 кв. футов)
- Соотношение сторон : 13,7
- Профиль крыла : NACA 43012A.
- Пустой вес: 251 кг (553 фунта)
- Полная масса: 341 кг (752 фунта)
Производительность
- Максимальная скорость: 300 км/ч (190 миль в час, 160 узлов)
- Скорость сваливания: минимальная скорость 54 км/ч (34 миль в час, 29 узлов).
- Максимальное качество планирования: 23,4 при 81 км/ч (50 миль в час; 44 узла)
- Скорость снижения: 0,9 м/с (180 футов/мин) при скорости 67 км/ч (42 миль в час; 36 узлов)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Саймонс, Мартин (2006). Планеры 1945-1965 (2-е исправленное изд.). Кенигсвинтер: EQIP Advertising & Publishing GmbH. стр. 110 -111. ISBN 3 9807977 4 0 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Тейлор, Джон В.Р. (1960). Джейн «Все самолеты мира», 1960-61 гг . Лондон: Sampson Low, Marston & Co. Ltd., с. 205.
- ^ Jump up to: а б с д «ПЗЛ М3 «Плишка», 1959 год» . Проверено 8 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «ПЗЛ М-3 Плишка» . Проверено 25 июля 2019 г.