ПЗЛ И-22 Ирида
ПЗЛ И-22 | |
---|---|
ПЗЛ И-22 М93К | |
Роль | Реактивный тренер |
Производитель | ПЗЛ Мелец |
Первый полет | 3 марта 1985 г. |
Введение | 22 декабря 1992 г. |
Ушедший на пенсию | 1996 |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основной пользователь | Польские ВВС |
Количество построенных | 17 включая прототипы |
PZL I-22 Iryda , также известный как PZL M93 Iryda и PZL M96 Iryda , — двухмоторный двухместный военный реактивный учебно-тренировочный самолет, разработанный и произведенный польской авиационной компанией PZL Mielec .
Работа над самолетом, который впоследствии стал «Иридой», началась в 1976 году как преемник отечественного учебно-тренировочного ТС-11 «Искра» самолета . Первый полет состоялся 3 марта 1985 года. Этот тип самолета должен был долго разрабатываться, отчасти из-за первоначального отсутствия двигателей PZL K-15 турбореактивных . Польские ВВС получили первые Irydras с двигателем К-15 в мае 1995 года. Однако поставки самолетов были осложнены спорами по поводу стоимости и характеристик, что привело к многочисленным объявлениям, изменению политики и запрету на использование этого типа. Авария со смертельным исходом с участием этого типа, произошедшая 24 января 1996 года, вызвала критику и подорвала поддержку программы.
В 1996 году было заключено соглашение о модернизации существующих самолетов до нового стандарта, летные испытания которого начались в следующем году. Однако отношения между PZL Mielec и Министерством обороны Польши из-за программы стали настолько плохими, что был возбужден судебный иск, в то время как сама Iryda томилась. В конце 1990-х годов поддержка программы правительством Польши была прекращена, а несколько поставленных самолетов были отправлены на хранение. Несмотря на попытки PZL Mielec возобновить программу, никаких заказов не последовало.
Разработка
[ редактировать ]Ранние работы
[ редактировать ]В 1976 году Варшавский институт аэронавтики (польск. Instytut Lotnictwa) начал работу над программой разработки нового учебно-тренировочного самолета с реактивным двигателем ; В первую очередь предполагалось, что он заменит ВВС Польши существующий парк TS-11 Iskra , реактивный учебно-тренировочный самолет первого поколения собственной разработки. Ключевой особенностью нового типа станут двигатели PZL K-15 турбореактивные , которые также были разработаны Варшавским институтом аэронавтики. [ 1 ] получивший впоследствии название Iryda Самолет, , был разработан фирмой PZL Mielec (тогда WSK-Mielec ).
3 марта 1985 года первый прототип совершил первый полет этого типа . Ранние образцы этого типа оснащались парой PZL-5 турбореактивных двигателей старого поколения ; они считались недостаточно мощными и предназначались только как временная мера, пока решались проблемы с новым К-15. [ 2 ] После революций 1989 года Польша вскоре получила больший доступ к международным рынкам; это оказало влияние на молодую Ириду. В нем было выбрано британской разработки Martin-Baker Mk.10 катапультное кресло ; Сообщается, что рассматривалась возможность использования авионики иностранного производства французской авиационной компании SAGEM . [ 1 ]
В мае 1995 года первая пара М-93К «Иридас» была доставлена в ВВС Польши; они должны были стать стандартной версией этого типа. [ 1 ] В отличие от пяти предыдущих единиц этого типа, которые были переданы ранее, модель М-93К оснащалась двигателями ПЗЛ К-15 вместо старых двигателей ПЗЛ-5, принятых в качестве временной силовой установки. Помимо других преимуществ, более мощные двигатели К-15 почти вдвое увеличили грузоподъемность «Ириды». [ 2 ] Двигатель К-15 не считался вероятным кандидатом на экспортные продажи Ириды; Британский производитель двигателей Rolls-Royce на каком-то этапе работал с PZL над сертификацией своего двигателя Viper для использования в этом типе. [ 1 ]
Споры и сокращение
[ редактировать ]Хотя польские вооруженные силы сильно пострадали от урезания бюджета в 1990-е годы, служба намеревалась получить пять самолетов М-93К к концу 1995 года, а планы по закупке дополнительных шести-восьми самолетов Irydas публично обсуждались. [ 1 ] В то время существовала признанная потребность в «около 40» учебно-тренировочных самолетах; В то время ВМС Польши также искали новые учебно-тренировочные самолеты. [ 2 ]
1 декабря 1995 года правительство Польши объявило, что ВВС Польши не будут закупать дополнительные самолеты, поскольку их продолжение будет слишком дорогостоящим. Главный конструктор «Ириды» Марек Потапович открыто заявил, что потеря программы может привести к краху PZL Mielec. [ 2 ] В том же месяце конкурирующий план по закупке подержанных самолетов Dassault/Dornier Alpha для польских ВВС был официально приостановлен; Негативное воздействие на польскую промышленность, очевидно, стало основным фактором, способствовавшим этому решению. [ 2 ] Тем не менее польским чиновникам были продемонстрированы конкурирующие учебно-тренировочные самолеты, в том числе Alpha Jet, Saab 105 и Aero L-39 Albatros . PZL Mielec предложила несколько усовершенствований для Iryda, в том числе различные аэродинамические улучшения, такие как передние удлинения корневой части и задние закрылки , а также дорогостоящий комплект авионики от SAGEM. [ 2 ]
В январе 1996 года правительство Польши перенаправило финансирование на поддержку программы «Ирида»; это было необходимо не только для приобретения дополнительных самолетов, но и для финансирования модернизации как авионики, так и двигателей. Решение, принятое в предыдущем месяце о прекращении поддержки программы, как сообщается, было отменено премьер-министром Юзефом Олекси . [ 3 ] По данным журнала аэрокосмической отрасли Flight International , представители польских ВВС в какой-то момент утверждали, что флот Iryda достиг самых высоких показателей эксплуатационной надежности в арсенале ВВС. [ 1 ] Однако полковник Януш Карпович из Деблинской школы подготовки пилотов раскритиковал Iryda за «тяжелое» управление в продольном направлении, относительно высокую скорость захода на посадку и возможности ее авионики. [ 4 ]
В феврале 1996 года ВВС Польши приостановили работу своего флота Iryda и заморозили заказы на этот тип после несчастного случая со смертельным исходом 24 января того же года. Авария, которая, как сообщается, произошла в результате проблемы, связанной с триммером , и ее расследование стали сильно политизированными. [ 4 ] В марте 1996 года Варшавский институт аэронавтики отказался от разработки своего нового двигателя Д-18А, который предназначался для использования в будущих боевых версиях Iryda, как сообщается, из-за опасений по поводу его рыночной жизнеспособности. [ 5 ] В апреле 1996 года программа была официально возобновлена в ответ на новый заказ ВВС Польши, который предусматривал закупку шести самолетов новой постройки и модернизацию 11 существующих самолетов, находящихся на вооружении ВВС, улучшенными двигателями, авионикой и крыльями. 1998. [ 6 ]
В октябре 1996 года компания PZL-Mielec заявила, что намерена запустить модернизированный прототип в полет до конца года; у компании также были амбиции получить следующий заказ в следующем году, а также на модифицированную морскую разведывательно-ударную версию, которая должна была заменить парк истребителей МиГ-21бис ВМС Польши . [ 7 ] В июне 1997 года Iryda впервые совершила полет с модернизированным пакетом авионики и аэродинамическими улучшениями. [ 8 ] Сообщается, что полномасштабные летные испытания модернизированного самолета должны были начаться в августе того же года; Ожидалось, что модернизация будет сертифицирована в 1998 году, после чего ВВС Польши начнут оперативное использование этого типа. [ 9 ]
Попытки отмены и перезапуска
[ редактировать ]Отношения между PZL-Mielec и министерством обороны Польши прервались во второй половине 1997 года, кульминацией чего стало решение компании подать в суд на министерство из-за предполагаемого несоблюдения условий контракта, касающегося Iryda. [ 10 ] Хотя PZL-Mielec заявила, что министерство обороны потребовало дополнительных нефинансируемых заводских испытаний, министерство обвинило компанию в халатности и заявило, что самолет не имел необходимой сертификации контроля качества, чтобы считаться безопасным для испытательных полетов. Прототип был заблокирован на время судебного разбирательства. [ 10 ]
Закупка Iryda ВВС Польши была официально отменена в 1998 году, предположительно в ответ на возникшие трудности в разработке, а также на длительную нехватку финансирования, которая была обычным явлением в тот период; Ключевым событием, которое, как сообщается, способствовало его отмене, стала катастрофа со смертельным исходом в 1996 году. Летом 2002 года PZL-Mielec возобновила разработку этого типа, возобновив полеты Iryda 22 июля того же года, пытаясь привлечь интерес и безопасные заказы. Получивший название «Искра-2» , он получил новый Thales комплект авионики, поставленный , и имел подкрыльные точки подвески , позволяющие нести вооружение, внешние топливные баки и другое оборудование. [ 11 ]
Операторы
[ редактировать ]- Польша
- Польские ВВС . 8 самолетов (1992-1996 гг.)
Технические характеристики (М93К)
[ редактировать ]Дата из авиационного института [ 12 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 13,22 м (43 фута 4 дюйма)
- Размах крыльев: 9,6 м (31 фут 6 дюймов)
- Высота: 4,3 м (14 футов 1 дюйм)
- Площадь крыла: 19,92 м 2 (214,4 кв. футов)
- Вес пустого: 4600 кг (10 141 фунт)
- Полная масса: 6650 кг (14661 фунт)
- Максимальный взлетный вес: 7500 кг (16535 фунтов)
- Силовая установка: 2 двигателя ПЗЛ К-15 турбореактивных тягой по 14,7 кН (3300 фунтов силы) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 940 км/ч (580 миль в час, 510 узлов) на высоте 5000 м (16000 футов).
- Максимальная скорость: 0,82 Маха.
- Дальность действия: 1200 км (750 миль, 650 миль)
- Практический потолок: 13 700 м (44 900 футов)
- Скорость набора высоты: 40,6 м/с (7990 футов/мин)
- Тяга/вес : 0,4
Вооружение
- Орудия: 1 × 23-мм (0,906 дюйма) ГШ-23Л с боекомплектом 200 снарядов. пушка
- Узлы подвески: 4 × подкрыльевые грузоподъемностью 2000 кг.
- Ракеты:
- 57 мм (2,244 дюйма) С-5
- Ракеты:
- Бомбы:
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Дассо-Бреге/Дорнье Альфа Джет
- Аэро Л-39 Альбатрос
- БАЭ Хок
- Соко G-4 Супер Чайка
- FMA IA 63 Пампа
- Кавасаки Т-4
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Езиорский, Анджей (17 мая 1995 г.). «Мелец поставляет первый К-15 Иридас» . Рейс Интернешнл.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Езиорский, Анджей (13 декабря 1995 г.). «Польша тормозит сделку с Alpha Jet» . Рейс Интернешнл.
- ^ «Польша возрождает поддержку Ириды» . Рейс Интернешнл. 3 января 1996 г.
- ^ Jump up to: а б Езиорский, Анджей (28 февраля 1996 г.). «Поляки заморозили заказы Ириды после крушения» . Рейс Интернешнл.
- ^ Езиорский, Анджей (13 марта 1996 г.). «Ил» отказывается от двигателя Д-18А . Рейс Интернешнл.
- ^ Езиорский, Анджей (24 апреля 1996 г.). «Польские ВВС оживляют беспокойную Ириду» . Рейс Интернешнл.
- ^ Езиорский, Анджей (30 октября 1996 г.). «PZL-Mielec планирует запустить модифицированную Iryda I-22 «к концу года» » . Рейс Интернешнл.
- ^ «Система установлена» . Рейс Интернешнл. 17 июня 1997 г.
- ^ «PZL проведет испытания модернизированной Iryda в августе» . Рейс Интернешнл. 23 июля 1997 г.
- ^ Jump up to: а б Езиорский, Анджей (28 января 1998 г.). «Ирида колеблется, когда Мелец решает подать в суд на министерство обороны Польши» . Рейс Интернешнл.
- ^ Якса-Малаховский, Рышард (30 июля 2002 г.). «Польская «Ирида» снова летает, но теперь переименована в «Искру-2» . Рейс Интернешнл.
- ^ Институт авиации (12 июля 2006 г.). «Учебно-боевой самолет И-22 Ирида» . Наши достижения . Архивировано из оригинала 15 июля 2006 года . Проверено 12 июля 2006 г.