ПЗЛ-107
ПЗЛ-107 | |
---|---|
![]() | |
Конструкция PZL-107 Kaczor I из патентного документа. [ 1 ] | |
Роль | Сельскохозяйственный самолет |
Национальное происхождение | Польша |
Производитель | ПЗЛ |
Дизайнер | Анджей Фридрыхевич и Витольд Блажевич (Утка I) [ 2 ] Анджей Фридрыхевич и Станислав Данилецкий (Качор II) [ 2 ] |
Статус | Нереализованный проект |
PZL -107 был проектом польской компании PZL в 1980-х годах с целью разработки сельскохозяйственного самолета, пришедшего на смену PZL-106 Kruk в производстве. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Проект прошел через три различных проекта, но не дошел до стадии прототипа, прежде чем был отменен.
Галка
[ редактировать ]Первый проект PZL-107 под названием Kawka. [ 4 ] [ 5 ] (польское название европейской галки ) был предложен в 1983 году. В отличие от «Крука» с поршневым двигателем, «Кавка» должен был иметь турбовинтовой двигатель. PZL надеялась, что меньший вес газотурбинного двигателя позволит ей изготовить самолет меньшего размера с той же мощностью, что и Крук. [ 5 ] Компания также планировала, что Kawka будет иметь общие агрегаты с другими самолетами в ее линейке. [ 5 ] Первый полет прототипа ожидался к 1986 году. [ 5 ]
Качор I
[ редактировать ]К 1986 году обозначение PZL-107 было применено к новой, несвязанной и радикальной конструкции, названной Качор. [ 6 ] (по-польски «утка», а также « утка » в воздухоплавании, что по-французски означает «утка») и ретроспективно назвал Kaczor I , когда в третьем проекте PZL-107 это имя было повторно использовано. [ 6 ]
Инженеры PZL Анджей Фридрыхевич и Витольд Блажевич решили решить проблему с сельскохозяйственными самолетами традиционной конструкции. [ 1 ] Обычно распылительное устройство таких самолетов расположено в крыльях, а это означает, что брызги теряются по мере их накопления на хвостовом оперении. [ 1 ]
Поэтому Фридрихевич и Блажевич придали самолету конфигурацию «утка». Поскольку у этого макета нет хвоста и поскольку поршневой двигатель и воздушный винт были установлены в передней части самолета, распыление брызг могло осуществляться из задней части самолета совершенно беспрепятственно. [ 1 ] Горизонтальная устойчивость обеспечивалась двумя длинными утками в районе носа. [ 1 ] Они были спроектированы со значительным углом наклона , что позволило им также составлять часть ходовой части самолета. [ 1 ] Основная ходовая часть представляла собой полуубирающееся моноколесо под фюзеляжем. [ 1 ] [ 6 ] который дополнялся двумя небольшими колесами на законцовках переднего оперения. [ 1 ] В своем патенте Фридрихевич и Блажевич утверждали, что такое расположение ходовой части обеспечивает значительную экономию веса конструкции. [ 1 ] и что угол на утке обеспечивал как устойчивость в полете, так и лучшую обзорность для пилота. [ 1 ] Крылья имели умеренную стреловидность назад и имели на концах большие плавники, выступающие как над, так и под ними. [ 1 ] Кабина имела весьма обтекаемую форму и переходила в большой руль направления. [ 1 ]
Работа над дизайном продолжалась как минимум до 1987 года. [ 7 ] Эта версия PZL-107 продолжалась до создания и боевых испытаний масштабной модели. [ 6 ] Когда это потерпело крах, работа над Качором была прекращена. [ 6 ] Однако в 1990 году Польское патентное ведомство выдало на него патент. [ 8 ]
Утка II
[ редактировать ]Пока первоначальный «Качор» находился в стадии разработки, Фридрихевич работал со Станиславом Данилецким над другим проектом PZL-107, получившим название « Качор II» . [ 6 ] Опять же, это был дизайн-утка, на этот раз вдохновленный работой Берта Рутана . [ 6 ] Он отличался турбовинтовым двигателем, трехопорной ходовой частью и полностью переработанными крыльями и передним оперением. [ 9 ] Вертикальные поверхности соединяли кончики оперений с крыльями, создавая закрытое крыло . [ 9 ] К крыше кабины крепились два небольших горизонтальных стабилизатора, опять же с выраженным анэдральным элементом. [ 9 ] чтобы сделать это трехповерхностной конструкцией. Работа над этой итерацией была прекращена, когда закончились деньги на проект. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Патент Польши 149975.
- ^ Jump up to: а б Стекло 2004, стр.2
- ^ Тейлор 1993, стр.953
- ^ Jump up to: а б Тейлор 1983, стр.187.
- ^ Jump up to: а б с д и Стекло 1983, стр.4
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Фридрыхевич 2004, стр.10
- ^ Стекло 1987, стр.21.
- ^ Подробности PAT - P.260129
- ^ Jump up to: а б с Фридрыхевич 2004, стр.13
Библиография
[ редактировать ]- «Детали ПАТ – Р.260129» . Патентное ведомство Республики Польша . Проверено 6 июня 2024 г.
- Фридрыхевич, Анджей (2004). «Зрелость Крука, планы на будущее и несбывшиеся надежды». Польская авиационная техника: Исторические материалы . Ага. 4. Варшава: Клуб любителей истории польской авиационной техники.
- Гласс, Эндрю (май 1983 г.). «Самолеты PZL-Варшава-Окенце». Авиационные и космонавтические технологии . Том 38, нет. 5. Варшава: Сигма.
- Гласс, Эндрю (май 1987 г.). «Новые конструкции и прототипы ПЗЛ на 1987–1990 годы». Авиационные и космонавтические технологии . Том 42, нет. 5. Варшава: Сигма.
- Стекло, Эндрю (2004). «Строители Крука». Польская авиационная техника: Исторические материалы . Ага. 4. Варшава: Клуб любителей истории польской авиационной техники.
- Патент Польши 149975 , Анджей Фридрыхевич и Витольд Блажевич, «Сельскохозяйственный самолет в форме утки».
- Тейлор, Джон В.Р., изд. (1984). Jane's All the World's Aircraft 1983–84 (74-е изд.). Лондон: Издательство Джейн.
- Тейлор, Майкл Дж. Х. (1993). Энциклопедия авиации Джейн . Лондон: Студийные издания.