ПЗЛ ТС-11 Искра
TS-11 Iskra | |
---|---|
ТС-11 «Искра» команды «Искра» на авиашоу в Горашке | |
Роль | Учебно-тренировочный самолет |
Производитель | PZL-Мелец |
Первый полет | 5 февраля 1960 г. |
Введение | 1964 |
Ушедший на пенсию | 2021 |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основные пользователи | Польские ВВС Польский флот Индийские ВВС |
Произведено | 1963–1987 |
Количество построенных | 424 |
PZL TS-11 Iskra (англ. Spark ) — польский реактивный учебно-тренировочный самолет , разработанный и производимый авиастроительной компанией PZL-Mielec . Его использовали ВВС Польши и Индии . Он примечателен тем, что это первый реактивный самолет отечественной разработки, произведенный в Польше, он прослужил более 50 лет в качестве основного учебного самолета ВВС Польши, а на момент вывода из эксплуатации был самым старым реактивным самолетом, все еще существовавшим в эксплуатации. Сервис в Польше.
В рамках усилий по сохранению способности Польши самостоятельно разрабатывать самолеты в эпоху политического и экономического подчинения соседнему Советскому Союзу , в 1950-х годах польские инженеры Польского авиационного института (IL) начали раннюю работу над проектированием того, что будет стал первым реактивным самолетом, разработанным в Польше. После смерти Иосифа Сталина работа по этой инициативе могла осуществляться более открыто, и правительственные чиновники стали поддерживать такое предприятие. На новую конструкцию сильно повлияли требования, установленные ВВС Польши, которые формализовали требования к реактивному самолету для учебных целей. 5 февраля 1960 года первый прототип совершил свой первый полет , оснащенный импортным британским двигателем Armstrong Siddeley Viper турбореактивным .
В 1963 году начались поставки первой серийной модели этого типа, получившей обозначение TS-11 Iskra bis A , в ВВС Польши. В 1960-е годы «Искра» боролась за право быть выбранным в качестве стандартного учебно-тренировочного самолета в странах Варшавского договора . Однако он не был выбран для выполнения этой важной роли: вместо него был выбран конкурирующий чехословацкий Aero L-29 Delfín , который впоследствии производился в больших количествах для широкого круга экспортных заказчиков. Производство TS-11 было прекращено в 1987 году, однако этот тип оставался на вооружении ВВС Польши и ВВС Индии до 21 века. ВВС Польши Начиная с 1969 года, несколько TS-11 использовались группой высшего пилотажа Biało-Czerwone Iskry , которая провела свой последний показ 22 августа 2021 года. Она также использовалась в целях воздушной разведки . За последние годы эксплуатации самолета несколько экземпляров было продано частным владельцам.
Разработка
[ редактировать ]После окончания Второй мировой войны в Польше политически доминировал соседний Советский Союз ; как следствие, польская авиационная промышленность претерпела огромные изменения по указанию Советов. [1] По словам автора авиации Ежи К. Цинка, первое послевоенное десятилетие было периодом неудавшихся усилий и разочарований: к началу 1951 года все национальные конструкторские бюро были распущены, а все местные проекты были прекращены. Вместо этого польским авиазаводам было поручено производить в основном российское военное оборудование для удовлетворения потребностей советской военной машины, такое как МиГ-17 Микояна-Гуревича истребители . Вскоре после смерти советского лидера Иосифа Сталина военные заказы были резко сокращены, что привело к тому, что польские авиационные заводы простаивали, а некоторые из них были окончательно закрыты. [1]
Хотя национальные конструкторские бюро были ликвидированы, некоторые бывшие члены присоединились к Польскому авиационному институту (1L) и выполнили ограниченную работу над различными оригинальными проектами, хотя изначально такие усилия официально не поощрялись. [1] Таким образом, именно в IL зародились попытки спроектировать первый реактивный самолет, разработанный в Польше; однако в конце 1950-х годов ответственность за проектные работы по программе на раннем этапе была передана производителю самолетов PZL-Mielec , чтобы IL могла возобновить свою основную задачу - научные и технологические исследования. Большая часть проектных работ по программе была произведена в ответ на конкретные потребности ВВС Польши в эффективном учебно-тренировочном самолете с реактивным двигателем, который искал замену поршневому PZL TS-8 Bies в время. [2]
Польские правительственные чиновники открыто признали, что этот проект имеет большое значение для национальной авиационной промышленности, поэтому были предприняты энергичные усилия для поддержки разработки TS-11. Главным конструктором был польский авиационный инженер Тадеуш Солтык ; его инициалы послужили источником части официального обозначения типа TS-11 . [2] Вначале было решено использовать турбореактивный для самолета двигатель иностранного производства. Вскоре британский Armstrong Siddeley Viper стал предпочтительным вариантом для компании; однако, как сообщается, переговоры о его приобретении в конечном итоге сорвались; соответственно, работа над проектом была отложена до тех пор, пока подходящая отечественная силовая установка не достигнет продвинутой стадии разработки. [2]
5 февраля 1960 года первый прототип совершил свой первый полет до 7,80 кН (1750 фунтов силы , оснащенный импортным двигателем Viper 8, способным развивать тягу ). 11 сентября 1960 года о существовании самолета было публично объявлено во время воздушного показа над Лодзью . [2] Следующая пара прототипов, совершившая свои первые полеты в марте и июле 1961 года соответственно, была оснащена польской копией двигателя Viper, получившей обозначение WSK HO-10 . [3] Программа летных испытаний, которым подверглись три прототипа, продемонстрировала как возможности нового самолета, так и его пригодность для удовлетворения заявленных требований ВВС Польши к учебно-тренировочному самолету; как таковой он вскоре был принят на вооружение ВВС Польши.
первая серийная модель этого типа, получившая обозначение ТС-11 «Искра бис А» В 1963 году на вооружение поступила . Примерно с 1966 года самолеты новой постройки оснащались новым турбореактивным двигателем польской разработки, получившим обозначение WSK SO-1 , который был способен развивать тягу до 9,80 кН (2200 фунтов силы ) и, как сообщается, давал TS-11. максимальная скорость 497 миль в час. [3] С 1969 года стал доступен улучшенный двигатель WSK SO-3 , обеспечивающий значительно более длительный интервал между капитальными ремонтами; позже этот двигатель был усовершенствован до WSK SO-3W , который мог развивать 10,80 кН (2425 фунт -сила ). тягу [4]
Дизайн
[ редактировать ]ПЗЛ ТС-11 «Искра» — цельнометаллический реактивный учебно-тренировочный самолет. Он относительно традиционен по компоновке и имеет трапециевидной формы среднее крыло . Эти крылья, имевшие лишь пологий угол стреловидности по передней кромке , имели воздухозаборники, встроенные в корневую часть крыла. двигатель ТС-11 Единственный турбореактивный размещен в основном фюзеляже, его выхлоп расположен под хвостовым килем, установленным на стреле, что придает самолету довольно необычный силуэт. Оба члена экипажа, обычно студент спереди и инструктор сзади, оснащены катапультируемыми сиденьями для аварийного выхода. [ нужна ссылка ]
Некоторые модели ТС-11 могут быть вооружены; Вооружение состояло из одной носовой пушки Нудельмана-Рихтера NR-23 с боезапасом 80 снарядов, а также четырех подкрыльевых узлов подвески , совместимых с разнообразным вооружением, включая бомбы и ракеты . [5] На большинстве моделей самолетов отсутствует радиолокационная станция; однако специализированный разведывательный вариант ТС-11Р оснащен таким оборудованием. ТС-11 также может быть оснащен различными камерами для выполнения задач аэрофотосъемки . [6] Польша в настоящее время [ когда? ] разработка новой ТС-11С «Искра» как будущего учебно-тренировочного самолета. Он будет оснащен новой авионикой, усиленной конструкцией и более мощным двигателем. [ нужна ссылка ]
Операционная история
[ редактировать ]В 1964 году прототип TS-11 побил четыре отдельных мировых рекорда в своем классе, включая рекорд скорости: максимальная скорость составила 839 км/ч (524 миль в час) за один полет. [ нужна ссылка ] С 1969 года различные TS-11 использовались группой высшего пилотажа ВВС Польши, которая первоначально называлась Rombik , а в настоящее время называется Biało-Czerwone Iskry (в переводе с английского - «Бело-красные искры »). [7] [8] Что необычно для восточноевропейского самолета того времени, TS-11 так и не получил отчетного названия НАТО (для учебно-тренировочных самолетов - двухсложное слово, начинающееся с буквы М) для этого типа.
В 1960-х годах «Искра» боролась за право быть выбранным в качестве стандартного учебно-тренировочного самолета для Варшавского договора . Советский Союз дал Польше обещание поддерживать ее авиационную промышленность и способствовать закупке подходящих для этой цели самолетов у польских производителей. [9] Однако «Искра» не была выбрана на эту роль, она проиграла чехословацкому Aero L-29 Delfin , еще одному недавно разработанному реактивному учебно-тренировочному самолету; По словам автора авиации Джона К. Фредриксона, этот результат был весьма неожиданным и удивительным для некоторых наблюдателей. [10] Во многом в результате этого решения Польша стала единственным членом Варшавского договора, принявшим «Искру», в то время как большинство других вместо этого приняли на вооружение конкурирующего «Дельфина».
В 1975 году первая партия из 50 учебно-тренировочных самолетов «Искра бис Д» была экспортирована в Индию , единственного экспортного покупателя этого типа; было поставлено еще 26 самолетов в течение 1990-х годов ВВС Индии . Сообщается, что за время службы в Индии было потеряно в общей сложности семь самолетов, в результате чего погибли четыре члена экипажа. В декабре 2004 года ВВС Индии официально отозвали последний из своих учебно-тренировочных самолетов «Искра». Сообщается, что к 1987 году всего было построено 424 самолета, после чего производство этого типа было прекращено из-за отсутствия спроса. [ нужна ссылка ]
Сообщается, что в 2002 году ВВС Польши все еще имели парк из 110 самолетов TS-11, включая 5 самолетов-разведчиков TS-11R. «Искра» стала первым и пока единственным польским учебно-тренировочным самолетом, дошедшим до серийного производства — программа, предназначенная для производства преемника PZL I-22 Iryda (позже получившего обозначение M-93 Iryda ), провалилась по нескольким причинам, и только лишь немногие из них были завершены в 1990-е годы, прежде чем программа была прервана. [11] [12] Вместо него рассматривалась возможность модернизации TS-11, чтобы обеспечить его дальнейшую эксплуатацию; [13] однако в 2010 году ВВС Польши объявили тендер на новую усовершенствованную систему подготовки пилотов реактивных самолетов, которая в конечном итоге заменит TS-11. [14]
Сообщалось, что к 2013 году в Польше все еще находились в эксплуатации 30 (общее количество школьных самолетов: ТС-11, ПЗЛ-130) действующих «Искр». [15] В 2016 году Польша получила первые несколько самолетов Alenia Aermacchi M-346 Masters , современного учебно-тренировочного самолета, который в сочетании с наземным учебным оборудованием, таким как авиасимуляторы , постепенно будет удовлетворять потребности ВВС Польши в обучении. [16] 9 декабря 2020 года состоялся последний учебный вылет ВВС Польши на самолете TS-11 «Искра» с серийным номером 2001 [1], после которого реактивная подготовка ВВС Польши перешла на самолеты Alenia Aermacchi M-346 Master , которых в Польше имеется 12. находится в эксплуатации по состоянию на декабрь 2020 года. Единственными TS-11 ВВС Польши, оставшимися в полете в Польше после 9 декабря 2020 года, были демонстрационная группа TS-11 из команды Iskry, которая провела свой последний показ 22 августа 2021 года.
Варианты
[ редактировать ]- Прототип.
- Два самолета были построены и совершили первые полеты в марте и июле 1961 года соответственно. Видно, что он не оснащен ничем, похожим на оружие.
- TS-11 Iskra bis-A
- Двухместный учебно-тренировочный самолет первой серии, всего было произведено и введено в эксплуатацию 100 экземпляров. [6] Остальные шесть построенных и развернутых самолетов были переоборудованы в ТС-11 «Искра-Р».
- TS-11 Iskra bis-B
- Это вторая серийная модель с развернутыми 117 самолетами, оснащенная четырьмя пилонами на нижней стороне основного крыла, что позволяет использовать ее для учебно-боевой подготовки. Другое название - «ТС-11 Искра 100». [6]
- TS-11 Iskra bis-C
- Тип одноместного самолета-разведчика с развернутыми пятью самолетами, разработанный в 1971 году и изготовленный в 1972 году. В нижней части фюзеляжа установлена камера разведки, для увеличения вместимости усилен топливный бак. Другое название - «ТС-11 Искра 200 Арт». Позже в 1983 году его снова переоборудовали в двухместный учебно-тренировочный самолет. [6]
- ТС-11 Искра бис-Д
- Это третья серийная версия, их развернуто 24, при этом полезная нагрузка увеличилась. Еще 76 самолетов были построены и отправлены на экспорт в ВВС Индии. Другое название - «ТС-11 Искра 200СБ». [6]
- ТС-11 Искра бис-ДФ
- Тип тактического разведчика, развернуто 100 единиц. В основном его использовали для разведывательной подготовки. Помимо трех камер на самолет можно установить вооружение. [6]
- TS-11 Iskra-R
- Тип самолета-морской разведки, созданный путем модификации шести ТС-11. Оборудован радаром для наблюдения. Ремонт проводился в 1991 году.
- TS-11 Iskra-MR
- ТС-11 с модернизированным авионикой по стандартам ИКАО и эксплуатировался в пилотажной группе «Бяло-Червоне Искры» с 1998 года.
- TS-11 Iskra-Jet / TS-11 Spark
- После вывода из эксплуатации он был разоружен и продан частным пользователям в США, Австралии и других странах как боевой самолет, ценимый за свои двойные сиденья и простоту управления.
- TS-11 Iskra-BR200
- Прототип одноместного штурмовика-разведчика с 1972 года в производство не пошел.
- TS-11F Iskra
- Предложение о модернизации TS-11, сделанное Технологическим институтом ВВС, в качестве учебного самолета для подготовки пилотов к работе на F-16 C/D Block 52+. [17]
Бывшие операторы
[ редактировать ]- Индийские ВВС получили 76 самолетов. Все они были отозваны в декабре 2004 года. [18]
Технические характеристики (Искра бис Д)
[ редактировать ]Данные Jane's All The World's Aircraft, 1976-77 гг. [19]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 11,15 м (36 футов 7 дюймов)
- Размах крыльев: 10,06 м (33 фута 0 дюймов)
- Высота: 3,5 м (11 футов 6 дюймов)
- Площадь крыла: 17,5 м 2 (188 кв. футов)
- Профиль профиля : корень: NACA 64-209 ; совет: NACA 64-009 [20]
- Вес пустого: 2560 кг (5644 фунта)
- Полная масса: 3734 кг (8232 фунта) [21]
- Максимальный взлетный вес: 3840 кг (8466 фунтов)
- Силовая установка: 1 двигатель WSK СО-3 турбореактивный , тяга 9,81 кН (2210 фунтов силы).
Производительность
- Максимальная скорость: 720 км/ч (450 миль в час, 390 узлов) на высоте 5000 м (16000 футов).
- Крейсерская скорость: 600 км/ч (370 миль в час, 320 узлов)
- Скорость сваливания: 140 км/ч (87 миль в час, 76 узлов)
- Никогда не превышайте скорость : 750 км/ч (470 миль в час, 400 узлов).
- Дальность действия: 1250 км (780 миль, 670 миль)
- Практический потолок: 11 000 м (36 000 футов)
- Скорость набора высоты: 14,8 м/с (2910 футов/мин)
- Нагрузка на крыло: 213 кг/м 2 (44 фунта/кв. фут)
- Тяга/вес : 0,30
Вооружение
- 1х 23-мм пушка НС-23 или НР-23 в носовой части
- 4 подкрыльевых пилона, до 400 кг (880 фунтов) бомб или неуправляемые ракетные блоки С-5, артиллерийские установки «Марс-4» (8 ракет) или «Зевс-1» (12,7 мм).
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Аэрмакки МБ-326
- Аэро Л-29 Дельфин
- BAC Джет Провост
- ДОМ С-101
- Реформа CM.170 Магистр
- Соко G-2 Чайка
- Темко ТТ Пинто
- Yakovlev Yak-30 (1960)
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Цинк 1962. стр. 14.
- ^ Перейти обратно: а б с д Цинк 1962. стр. 15.
- ^ Перейти обратно: а б Цинк, Ежи К. «На перепутье». Flight International , 3 июня 1971 г. с. 808.
- ^ "PZL (Польша)". Flight International , 13 января 1979 г. с. 104.
- ^ "WSK - Мелец ТС-11 Искра". Flight International , 13 декабря 1973 г. с. 1012.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Чант 1988, с. 224.
- ^ Липка, Лукаш и Павел Валашек. «41-я учебная авиабаза». Авиационный фотодайджест , зарегистрировано: 17 февраля 2018 г.
- ^ «Бело-красные искры из Польши на SIAF 2014». siaf.sk , 9 июля 2014 г.
- ^ Цинк 1962. стр. 14-15.
- ^ Фредриксен 2001, стр. 4.
- ^ Езерский, Анджей. «Мелец поставляет первый К-15 Иридас». Рейс Интернэшнл , 17 мая 1995 г.
- ^ Якса-Малаховский, Рышард. «Польская «Ирида» снова летает, но теперь переименована в «Искру-2». Flight International , 30 июля 2002 г.
- ^ "Модернизация Искры". Flight International , 28 марта 2006 г.
- ^ Гловацкий, Бартош. «Польша объявляет тендер на приобретение нового парка учебно-тренировочных самолетов». Flight International , 10 сентября 2010 г.
- ^ «Обслуженные учебные самолеты отправляются в музеи и школы» (на польском языке). Новости Оне Получено: 16 февраля 2013 г.
- ^ Гловацкий, Бартош. «Первые польские учебно-тренировочные самолеты М-346 прибывают в Деблин». Flight International , 16 ноября 2016 г.
- ^ "Модернизация ТС-11Ф "Искра" для подготовки пилотов на F-16." ИТВЛ. Проверено: 12 сентября 2012 г.
- ^ «Индийские Искры прекращены». Архивировано 7 сентября 2007 г. на сайте Wayback Machine bharat-rakshak.com. Проверено: 12 сентября 2012 г.
- ^ Тейлор 1976, стр. 143–144.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ Air International , март 1979 г., стр. 130.
Библиография
[ редактировать ]- Чант, Крис. Энциклопедия современного авиационного вооружения . Патрик Стивенс, 1988 год. ISBN 0-850-59862-1 .
- Цинк, Ежи К. «Прогресс в Польше». Flight International , 4 января 1962 г., стр. 14–17.
- Фредриксен, Джон К. Международные боевые птицы: иллюстрированный справочник по мировым военным самолетам, 1914–2000 гг. АВС-КЛИО, 2001. ISBN 1-576-07364-5 .
- «Искра ветеранов Польши». Эйр Интернэшнл , Vol. 16 № 3, март 1979 г., стр. 126–131. Бромли, Великобритания: Издательство Fine Scroll.
- Тейлор, Джон В.Р., изд. Самолеты всего мира Джейн, 1976–77 . Лондон: Макдональд и Джейн, 1976. ISBN 0-354-00538-3 .