Jump to content

ПЗЛ ТС-11 Искра

TS-11 Iskra
ТС-11 «Искра» команды «Искра» на авиашоу в Горашке
Роль Учебно-тренировочный самолет
Производитель PZL-Мелец
Первый полет 5 февраля 1960 г.
Введение 1964
Ушедший на пенсию 2021
Статус Ушедший на пенсию
Основные пользователи Польские ВВС
Польский флот
Индийские ВВС
Произведено 1963–1987
Количество построенных 424

PZL TS-11 Iskra (англ. Spark ) — польский реактивный учебно-тренировочный самолет , разработанный и производимый авиастроительной компанией PZL-Mielec . Его использовали ВВС Польши и Индии . Он примечателен тем, что это первый реактивный самолет отечественной разработки, произведенный в Польше, он прослужил более 50 лет в качестве основного учебного самолета ВВС Польши, а на момент вывода из эксплуатации был самым старым реактивным самолетом, все еще существовавшим в эксплуатации. Сервис в Польше.

В рамках усилий по сохранению способности Польши самостоятельно разрабатывать самолеты в эпоху политического и экономического подчинения соседнему Советскому Союзу , в 1950-х годах польские инженеры Польского авиационного института (IL) начали раннюю работу над проектированием того, что будет стал первым реактивным самолетом, разработанным в Польше. После смерти Иосифа Сталина работа по этой инициативе могла осуществляться более открыто, и правительственные чиновники стали поддерживать такое предприятие. На новую конструкцию сильно повлияли требования, установленные ВВС Польши, которые формализовали требования к реактивному самолету для учебных целей. 5 февраля 1960 года первый прототип совершил свой первый полет , оснащенный импортным британским двигателем Armstrong Siddeley Viper турбореактивным .

В 1963 году начались поставки первой серийной модели этого типа, получившей обозначение TS-11 Iskra bis A , в ВВС Польши. В 1960-е годы «Искра» боролась за право быть выбранным в качестве стандартного учебно-тренировочного самолета в странах Варшавского договора . Однако он не был выбран для выполнения этой важной роли: вместо него был выбран конкурирующий чехословацкий Aero L-29 Delfín , который впоследствии производился в больших количествах для широкого круга экспортных заказчиков. Производство TS-11 было прекращено в 1987 году, однако этот тип оставался на вооружении ВВС Польши и ВВС Индии до 21 века. ВВС Польши Начиная с 1969 года, несколько TS-11 использовались группой высшего пилотажа Biało-Czerwone Iskry , которая провела свой последний показ 22 августа 2021 года. Она также использовалась в целях воздушной разведки . За последние годы эксплуатации самолета несколько экземпляров было продано частным владельцам.

Разработка

[ редактировать ]
ТС-11 Искра на Б – вид спереди

После окончания Второй мировой войны в Польше политически доминировал соседний Советский Союз ; как следствие, польская авиационная промышленность претерпела огромные изменения по указанию Советов. [1] По словам автора авиации Ежи К. Цинка, первое послевоенное десятилетие было периодом неудавшихся усилий и разочарований: к началу 1951 года все национальные конструкторские бюро были распущены, а все местные проекты были прекращены. Вместо этого польским авиазаводам было поручено производить в основном российское военное оборудование для удовлетворения потребностей советской военной машины, такое как МиГ-17 Микояна-Гуревича истребители . Вскоре после смерти советского лидера Иосифа Сталина военные заказы были резко сокращены, что привело к тому, что польские авиационные заводы простаивали, а некоторые из них были окончательно закрыты. [1]

Хотя национальные конструкторские бюро были ликвидированы, некоторые бывшие члены присоединились к Польскому авиационному институту (1L) и выполнили ограниченную работу над различными оригинальными проектами, хотя изначально такие усилия официально не поощрялись. [1] Таким образом, именно в IL зародились попытки спроектировать первый реактивный самолет, разработанный в Польше; однако в конце 1950-х годов ответственность за проектные работы по программе на раннем этапе была передана производителю самолетов PZL-Mielec , чтобы IL могла возобновить свою основную задачу - научные и технологические исследования. Большая часть проектных работ по программе была произведена в ответ на конкретные потребности ВВС Польши в эффективном учебно-тренировочном самолете с реактивным двигателем, который искал замену поршневому PZL TS-8 Bies в время. [2]

Польские правительственные чиновники открыто признали, что этот проект имеет большое значение для национальной авиационной промышленности, поэтому были предприняты энергичные усилия для поддержки разработки TS-11. Главным конструктором был польский авиационный инженер Тадеуш Солтык ; его инициалы послужили источником части официального обозначения типа TS-11 . [2] Вначале было решено использовать турбореактивный для самолета двигатель иностранного производства. Вскоре британский Armstrong Siddeley Viper стал предпочтительным вариантом для компании; однако, как сообщается, переговоры о его приобретении в конечном итоге сорвались; соответственно, работа над проектом была отложена до тех пор, пока подходящая отечественная силовая установка не достигнет продвинутой стадии разработки. [2]

5 февраля 1960 года первый прототип совершил свой первый полет до 7,80 кН (1750 фунтов силы , оснащенный импортным двигателем Viper 8, способным развивать тягу ). 11 сентября 1960 года о существовании самолета было публично объявлено во время воздушного показа над Лодзью . [2] Следующая пара прототипов, совершившая свои первые полеты в марте и июле 1961 года соответственно, была оснащена польской копией двигателя Viper, получившей обозначение WSK HO-10 . [3] Программа летных испытаний, которым подверглись три прототипа, продемонстрировала как возможности нового самолета, так и его пригодность для удовлетворения заявленных требований ВВС Польши к учебно-тренировочному самолету; как таковой он вскоре был принят на вооружение ВВС Польши.

первая серийная модель этого типа, получившая обозначение ТС-11 «Искра бис А» В 1963 году на вооружение поступила . Примерно с 1966 года самолеты новой постройки оснащались новым турбореактивным двигателем польской разработки, получившим обозначение WSK SO-1 , который был способен развивать тягу до 9,80 кН (2200 фунтов силы ) и, как сообщается, давал TS-11. максимальная скорость 497 миль в час. [3] С 1969 года стал доступен улучшенный двигатель WSK SO-3 , обеспечивающий значительно более длительный интервал между капитальными ремонтами; позже этот двигатель был усовершенствован до WSK SO-3W , который мог развивать 10,80 кН (2425 фунт -сила ). тягу [4]

TS-11 Iskra bis B

ПЗЛ ТС-11 «Искра» — цельнометаллический реактивный учебно-тренировочный самолет. Он относительно традиционен по компоновке и имеет трапециевидной формы среднее крыло . Эти крылья, имевшие лишь пологий угол стреловидности по передней кромке , имели воздухозаборники, встроенные в корневую часть крыла. двигатель ТС-11 Единственный турбореактивный размещен в основном фюзеляже, его выхлоп расположен под хвостовым килем, установленным на стреле, что придает самолету довольно необычный силуэт. Оба члена экипажа, обычно студент спереди и инструктор сзади, оснащены катапультируемыми сиденьями для аварийного выхода. [ нужна ссылка ]

Некоторые модели ТС-11 могут быть вооружены; Вооружение состояло из одной носовой пушки Нудельмана-Рихтера NR-23 с боезапасом 80 снарядов, а также четырех подкрыльевых узлов подвески , совместимых с разнообразным вооружением, включая бомбы и ракеты . [5] На большинстве моделей самолетов отсутствует радиолокационная станция; однако специализированный разведывательный вариант ТС-11Р оснащен таким оборудованием. ТС-11 также может быть оснащен различными камерами для выполнения задач аэрофотосъемки . [6] Польша в настоящее время [ когда? ] разработка новой ТС-11С «Искра» как будущего учебно-тренировочного самолета. Он будет оснащен новой авионикой, усиленной конструкцией и более мощным двигателем. [ нужна ссылка ]

Операционная история

[ редактировать ]
ИЛС установлен на ПЗЛ ТС-11Ф «Искра» (МСПО 2008 г.).
ТС-11 Искра МР Бяло-Червоне Искры пилотажной группы

В 1964 году прототип TS-11 побил четыре отдельных мировых рекорда в своем классе, включая рекорд скорости: максимальная скорость составила 839 км/ч (524 миль в час) за один полет. [ нужна ссылка ] С 1969 года различные TS-11 использовались группой высшего пилотажа ВВС Польши, которая первоначально называлась Rombik , а в настоящее время называется Biało-Czerwone Iskry (в переводе с английского - «Бело-красные искры »). [7] [8] Что необычно для восточноевропейского самолета того времени, TS-11 так и не получил отчетного названия НАТО (для учебно-тренировочных самолетов - двухсложное слово, начинающееся с буквы М) для этого типа.

В 1960-х годах «Искра» боролась за право быть выбранным в качестве стандартного учебно-тренировочного самолета для Варшавского договора . Советский Союз дал Польше обещание поддерживать ее авиационную промышленность и способствовать закупке подходящих для этой цели самолетов у польских производителей. [9] Однако «Искра» не была выбрана на эту роль, она проиграла чехословацкому Aero L-29 Delfin , еще одному недавно разработанному реактивному учебно-тренировочному самолету; По словам автора авиации Джона К. Фредриксона, этот результат был весьма неожиданным и удивительным для некоторых наблюдателей. [10] Во многом в результате этого решения Польша стала единственным членом Варшавского договора, принявшим «Искру», в то время как большинство других вместо этого приняли на вооружение конкурирующего «Дельфина».

В 1975 году первая партия из 50 учебно-тренировочных самолетов «Искра бис Д» была экспортирована в Индию , единственного экспортного покупателя этого типа; было поставлено еще 26 самолетов в течение 1990-х годов ВВС Индии . Сообщается, что за время службы в Индии было потеряно в общей сложности семь самолетов, в результате чего погибли четыре члена экипажа. В декабре 2004 года ВВС Индии официально отозвали последний из своих учебно-тренировочных самолетов «Искра». Сообщается, что к 1987 году всего было построено 424 самолета, после чего производство этого типа было прекращено из-за отсутствия спроса. [ нужна ссылка ]

Сообщается, что в 2002 году ВВС Польши все еще имели парк из 110 самолетов TS-11, включая 5 самолетов-разведчиков TS-11R. «Искра» стала первым и пока единственным польским учебно-тренировочным самолетом, дошедшим до серийного производства — программа, предназначенная для производства преемника PZL I-22 Iryda (позже получившего обозначение M-93 Iryda ), провалилась по нескольким причинам, и только лишь немногие из них были завершены в 1990-е годы, прежде чем программа была прервана. [11] [12] Вместо него рассматривалась возможность модернизации TS-11, чтобы обеспечить его дальнейшую эксплуатацию; [13] однако в 2010 году ВВС Польши объявили тендер на новую усовершенствованную систему подготовки пилотов реактивных самолетов, которая в конечном итоге заменит TS-11. [14]

Сообщалось, что к 2013 году в Польше все еще находились в эксплуатации 30 (общее количество школьных самолетов: ТС-11, ПЗЛ-130) действующих «Искр». [15] В 2016 году Польша получила первые несколько самолетов Alenia Aermacchi M-346 Masters , современного учебно-тренировочного самолета, который в сочетании с наземным учебным оборудованием, таким как авиасимуляторы , постепенно будет удовлетворять потребности ВВС Польши в обучении. [16] 9 декабря 2020 года состоялся последний учебный вылет ВВС Польши на самолете TS-11 «Искра» с серийным номером 2001 [1], после которого реактивная подготовка ВВС Польши перешла на самолеты Alenia Aermacchi M-346 Master , которых в Польше имеется 12. находится в эксплуатации по состоянию на декабрь 2020 года. Единственными TS-11 ВВС Польши, оставшимися в полете в Польше после 9 декабря 2020 года, были демонстрационная группа TS-11 из команды Iskry, которая провела свой последний показ 22 августа 2021 года.

Варианты

[ редактировать ]
Польский ТС-11 Искра Р
Варианты ТС-11
Прототип.
Два самолета были построены и совершили первые полеты в марте и июле 1961 года соответственно. Видно, что он не оснащен ничем, похожим на оружие.
TS-11 Iskra bis-A
Двухместный учебно-тренировочный самолет первой серии, всего было произведено и введено в эксплуатацию 100 экземпляров. [6] Остальные шесть построенных и развернутых самолетов были переоборудованы в ТС-11 «Искра-Р».
TS-11 Iskra bis-B
Это вторая серийная модель с развернутыми 117 самолетами, оснащенная четырьмя пилонами на нижней стороне основного крыла, что позволяет использовать ее для учебно-боевой подготовки. Другое название - «ТС-11 Искра 100». [6]
TS-11 Iskra bis-C
Тип одноместного самолета-разведчика с развернутыми пятью самолетами, разработанный в 1971 году и изготовленный в 1972 году. В нижней части фюзеляжа установлена ​​камера разведки, для увеличения вместимости усилен топливный бак. Другое название - «ТС-11 Искра 200 Арт». Позже в 1983 году его снова переоборудовали в двухместный учебно-тренировочный самолет. [6]
ТС-11 Искра бис-Д
Это третья серийная версия, их развернуто 24, при этом полезная нагрузка увеличилась. Еще 76 самолетов были построены и отправлены на экспорт в ВВС Индии. Другое название - «ТС-11 Искра 200СБ». [6]
ТС-11 Искра бис-ДФ
Тип тактического разведчика, развернуто 100 единиц. В основном его использовали для разведывательной подготовки. Помимо трех камер на самолет можно установить вооружение. [6]
TS-11 Iskra-R
Тип самолета-морской разведки, созданный путем модификации шести ТС-11. Оборудован радаром для наблюдения. Ремонт проводился в 1991 году.
TS-11 Iskra-MR
ТС-11 с модернизированным авионикой по стандартам ИКАО и эксплуатировался в пилотажной группе «Бяло-Червоне Искры» с 1998 года.
TS-11 Iskra-Jet / TS-11 Spark
После вывода из эксплуатации он был разоружен и продан частным пользователям в США, Австралии и других странах как боевой самолет, ценимый за свои двойные сиденья и простоту управления.
TS-11 Iskra-BR200
Прототип одноместного штурмовика-разведчика с 1972 года в производство не пошел.
TS-11F Iskra
Предложение о модернизации TS-11, сделанное Технологическим институтом ВВС, в качестве учебного самолета для подготовки пилотов к работе на F-16 C/D Block 52+. [17]

Бывшие операторы

[ редактировать ]
ТС-11 Искра МР Бяло-Червоне Искры команды
 Польша
 Индия

Технические характеристики (Искра бис Д)

[ редактировать ]
Неуправляемая ракетная установка на внешнем пилоне ТС-11 Искра Р
Носовая часть ТС-11 «Искра Р», виден ствол 23-мм пушки.

Данные Jane's All The World's Aircraft, 1976-77 гг. [19]

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Длина: 11,15 м (36 футов 7 дюймов)
  • Размах крыльев: 10,06 м (33 фута 0 дюймов)
  • Высота: 3,5 м (11 футов 6 дюймов)
  • Площадь крыла: 17,5 м 2 (188 кв. футов)
  • Профиль профиля : корень: NACA 64-209 ; совет: NACA 64-009 [20]
  • Вес пустого: 2560 кг (5644 фунта)
  • Полная масса: 3734 кг (8232 фунта) [21]
  • Максимальный взлетный вес: 3840 кг (8466 фунтов)
  • Силовая установка: 1 двигатель WSK СО-3 турбореактивный , тяга 9,81 кН (2210 фунтов силы).

Производительность

  • Максимальная скорость: 720 км/ч (450 миль в час, 390 узлов) на высоте 5000 м (16000 футов).
  • Крейсерская скорость: 600 км/ч (370 миль в час, 320 узлов)
  • Скорость сваливания: 140 км/ч (87 миль в час, 76 узлов)
  • Никогда не превышайте скорость : 750 км/ч (470 миль в час, 400 узлов).
  • Дальность действия: 1250 км (780 миль, 670 миль)
  • Практический потолок: 11 000 м (36 000 футов)
  • Скорость набора высоты: 14,8 м/с (2910 футов/мин)
  • Нагрузка на крыло: 213 кг/м 2 (44 фунта/кв. фут)
  • Тяга/вес : 0,30

Вооружение

  • 1х 23-мм пушка НС-23 или НР-23 в носовой части
  • 4 подкрыльевых пилона, до 400 кг (880 фунтов) бомб или неуправляемые ракетные блоки С-5, артиллерийские установки «Марс-4» (8 ракет) или «Зевс-1» (12,7 мм).

См. также

[ редактировать ]

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

  1. ^ Перейти обратно: а б с Цинк 1962. стр. 14.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Цинк 1962. стр. 15.
  3. ^ Перейти обратно: а б Цинк, Ежи К. «На перепутье». Flight International , 3 июня 1971 г. с. 808.
  4. ^ "PZL (Польша)". Flight International , 13 января 1979 г. с. 104.
  5. ^ "WSK - Мелец ТС-11 Искра". Flight International , 13 декабря 1973 г. с. 1012.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Чант 1988, с. 224.
  7. ^ Липка, Лукаш и Павел Валашек. «41-я учебная авиабаза». Авиационный фотодайджест , зарегистрировано: 17 февраля 2018 г.
  8. ^ «Бело-красные искры из Польши на SIAF 2014». siaf.sk , 9 июля 2014 г.
  9. ^ Цинк 1962. стр. 14-15.
  10. ^ Фредриксен 2001, стр. 4.
  11. ^ Езерский, Анджей. «Мелец поставляет первый К-15 Иридас». Рейс Интернэшнл , 17 мая 1995 г.
  12. ^ Якса-Малаховский, Рышард. «Польская «Ирида» снова летает, но теперь переименована в «Искру-2». Flight International , 30 июля 2002 г.
  13. ^ "Модернизация Искры". Flight International , 28 марта 2006 г.
  14. ^ Гловацкий, Бартош. «Польша объявляет тендер на приобретение нового парка учебно-тренировочных самолетов». Flight International , 10 сентября 2010 г.
  15. ^ «Обслуженные учебные самолеты отправляются в музеи и школы» (на польском языке). Новости Оне Получено: 16 февраля 2013 г.
  16. ^ Гловацкий, Бартош. «Первые польские учебно-тренировочные самолеты М-346 прибывают в Деблин». Flight International , 16 ноября 2016 г.
  17. ^ "Модернизация ТС-11Ф "Искра" для подготовки пилотов на F-16." ИТВЛ. Проверено: 12 сентября 2012 г.
  18. ^ «Индийские Искры прекращены». Архивировано 7 сентября 2007 г. на сайте Wayback Machine bharat-rakshak.com. Проверено: 12 сентября 2012 г.
  19. ^ Тейлор 1976, стр. 143–144.
  20. ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
  21. ^ Air International , март 1979 г., стр. 130.

Библиография

[ редактировать ]
  • Чант, Крис. Энциклопедия современного авиационного вооружения . Патрик Стивенс, 1988 год. ISBN   0-850-59862-1 .
  • Цинк, Ежи К. «Прогресс в Польше». Flight International , 4 января 1962 г., стр. 14–17.
  • Фредриксен, Джон К. Международные боевые птицы: иллюстрированный справочник по мировым военным самолетам, 1914–2000 гг. АВС-КЛИО, 2001. ISBN   1-576-07364-5 .
  • «Искра ветеранов Польши». Эйр Интернэшнл , Vol. 16 № 3, март 1979 г., стр. 126–131. Бромли, Великобритания: Издательство Fine Scroll.
  • Тейлор, Джон В.Р., изд. Самолеты всего мира Джейн, 1976–77 . Лондон: Макдональд и Джейн, 1976. ISBN   0-354-00538-3 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1f7caf2155277e96abf42f9039cb5e8f__1717192200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1f/8f/1f7caf2155277e96abf42f9039cb5e8f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
PZL TS-11 Iskra - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)