Jump to content

ПЗЛ СМ-2

СМ-2
SM-2 как военная санитарная машина в музее в Држонове
Роль легкий многоцелевой вертолет
Производитель WSK PZL-Свидник
Первый полет 18 ноября 1959 г.
Введение 1961
Ушедший на пенсию 1981
Основной пользователь Польские ВВС
Произведено 1960–1963
Количество построенных 86 + 3 прототипа
Разработано на основе Миль Ми-1

PZL SM-2 — польский лёгкий многоцелевой вертолёт , увеличенная версия лицензионного Ми-1 , разработанная и произведённая WSK PZL-Świdnik . Он также был известен как WSK SM-2 .

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

С 1956 года по лицензии выпускался советский лёгкий трёх- или четырёхместный вертолёт Ми-1 на польском заводе WSK PZL-Świdnik в Свиднике под обозначением СМ-1 — всего было изготовлено 1594 самолёта. В 1957 году в WSK PZL-Свидник начались работы по модернизации вертолета и оснащению его увеличенной пятиместной кабиной. Одной из целей разработки было облегчить обучение, разместив двух пилотов рядом. В роли санитарной авиации лечить пациента внутри фюзеляжа было проще, чем в бортовых капсулах. [ 1 ] Главным конструктором вертолета был Ежи Тырча. [ 1 ]

Самым очевидным отличием была более крупная кабина, расширенная вперед, но на самом деле большая часть фюзеляжа была реконструирована. Кабина имела две широкие боковые двери, сдвижные назад, что было усовершенствованием Ми-1, у которого автомобильная дверь не открывалась в полете и ее для некоторых целей приходилось снимать. [ 1 ] Неизмененными остались: двигатель, трансмиссия и несущий винт, стрела фюзеляжа и шасси (только ранние машины имели другую подвеску передних колес). [ 1 ] [ 2 ] В отличие от Ми-1 фара была подвижной. [ 1 ] Прототип совершил первый полет 18 ноября 1959 года. [ 3 ] началось ограниченное производство Он оказался успешным, и в 1960 году . Его взлетные характеристики и летно-технические характеристики были несколько хуже, чем у Ми-1/СМ-1: одной из причин был неподходящий воздухозаборник карбюратора , но этот недостаток удалось устранить лишь на некоторых вертолетах. [ 4 ]

Всего было выпущено 86 вертолетов в четырех сериях, отличающихся деталями, плюс три прототипа. [ 2 ] (некоторые источники говорят 91 или 85 [ 3 ] ). Они производились почти исключительно для Польши, а SM-1 оставался в то время основным экспортным товаром Свидника. Вертолет выпускался только в одном варианте и мог менять свое назначение на пассажирский, транспортный, санитарный или летающий кран. [ 1 ]

СМ-2 в Музее польской авиации в Кракове.
SM-2 в Вертолетном музее , Уэстон-сьюпер-Мэр . Виден люк в носу.

Базовый вариант имел места для трех пассажиров на заднем сиденье и одно место рядом с пилотом. Двойного контроля не было. [ 1 ] В конфигурации санитарной авиации одиночные носилки в фюзеляже размещались : загружаемые через специальный люк в передней части фюзеляжа, с правой стороны. За пилотом мог сидеть врач, остальные сиденья были убраны. [ 1 ] Еще два пациента могли перевозиться в съемных внешних закрытых капсулах по обе стороны фюзеляжа, что типично для Ми-1. [ 1 ] Все варианты могли нести дополнительный внешний топливный бак емкостью 140 л с левой стороны, увеличивая запас хода до 500 км (его нельзя было использовать с боковыми капсулами). Вариант крана (иногда известный как СМ-2Д) использовался в ограниченном количестве для поисково-спасательных операций; на месте правого переднего сиденья у него была гидравлическая лебедка, способная поднять 120 кг. После снятия всех пассажирских сидений можно было перевозить 320 кг груза. [ 1 ] Они имели ресурс полета 600 часов, как и современные вертолеты СМ-1. [ 2 ]

Операционная история

[ редактировать ]

SM-2 использовались в основном польской военной авиацией - с марта 1961 по 1964 год было поставлено 80 штук. [ 5 ] В небольшом количестве они эксплуатировались несколькими подразделениями ВВС и ВМС Польши, в основном для связи, корректировки артиллерии, санитарной авиации и других задач. [ 5 ] В ВМС Польши они использовались для поисково-спасательных действий. [ 5 ] В это число входил рейс, приписанный к Корпусу внутренней безопасности, позже МВД (полицейская авиация). [ 5 ] Лишь два бывших военных SM-2 (регистрационные номера SP-SXY и SP-SXZ) и второй прототип использовались гражданской службой санитарной авиации. [ 5 ] Один вертолет остался на заводе PZL-Свидник (SP-SAP), а другой был приобретен заводом у ВВС (SP-SFA). [ 5 ] Большинство СМ-2 были сняты с вооружения в конце 1970-х годов и заменены Ми-2 . Последний был выведен из состава ВВС в 1981 году и летал до 1983 года (консервировался на заводе). [ 6 ]

На экспорт было отправлено всего пять СМ-2. Один был продан в Чехословакию, использовался в 1963–70 годах Министерством внутренних дел (регистрация OK-BYK), затем компанией Slov-Air до 1975 года для внутренних перевозок (регистрация изменена на OK-RUV). [ 6 ] Четыре СМ-2 были проданы в 1963 году в Румынию, использовались до 1975 года в военной авиации (94-й вертолётный полк). [ 6 ]

Четыре SM-2 хранятся в музеях Польши: в Музее польской авиации в Кракове , в Музее польского оружия в Колобжеге , Дрзонове и Демблине . [ 7 ] Помимо музеев, SM-2 имеется в коллекции в Горашке и на заводе PZL в Свиднике . [ 7 ] Один хранится в Музее вертолетов , Уэстон-сьюпер-Мэр , в Соединенном Королевстве. Два других SM-2 сохранились в Чехии ( Пражский музей авиации ) и Румынии (авиационный музей в Бухаресте) — оба хранятся (по состоянию на 2016 год). [ 7 ]

Операторы

[ редактировать ]
 Чехословакия
 Польша
 Румыния

Технические характеристики

[ редактировать ]

Данные Jane's All The World's Aircraft, 1965–66 гг. [ 8 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Емкость:
    • 4 пассажира или
    • 1 носилки и один сопровождающий или
    • 3 носилки (1 внутренняя, 2 во внешних гондолах)
  • Длина: 16,97 м (55 футов 8 дюймов) (общая длина)
  • Длина фюзеляжа: 12,08 м (39 футов 8 дюймов)
  • Высота: 3,30 м (10 футов 10 дюймов)
  • Вес пустого: 1890 кг (4167 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 2511 кг (5536 фунтов) (санитарная авиация, 3 носилки)
  • Запас топлива: 250 л (66 галлонов США; 55 имп галлонов) внутренний, возможность установки внешнего вспомогательного бака на 150 л (40 галлонов США; 33 имп галлона)
  • Силовая установка: 1 × Лит-3 (лицензионный Ивченко АИ-26 В) 7-цилиндровый звездообразный двигатель мощностью 429 кВт (575 л.с.)
  • Диаметр несущего винта: 14,30 м (46 футов 11 дюймов)
  • Площадь несущего винта: 160,6 м 2 (1729 кв. футов)

Производительность

  • Максимальная скорость: 170 км/ч (110 миль в час, 92 узла)
  • Крейсерская скорость: 130 км/ч (81 миль в час, 70 узлов)
  • Дальность: 310 км (190 миль, 170 миль)
  • Перегоночная дальность: 500 км (310 миль, 270 миль) на вспомогательном топливе.
  • Практический потолок: 4000 м (13000 футов)
  • Скорость набора высоты: 4,50 м/с (885 футов/мин).

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Будняк, Кароль. История создания вертолета «Аэроплан» №1. 5-6(122-123)/2013, стр. 4-7 (на польском языке)
  2. ^ Перейти обратно: а б с Будняк, Кароль. Серийное производство «Аэроплан» №1. 5-6(122-123)/2013, стр. 16-21 (на польском языке)
  3. ^ Перейти обратно: а б Миколайчук, стр. 94–90.
  4. ^ Сковронский (2009), стр. 15.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Budniak, Karol. Użytkownicy SM-2 , "Aeroplan" Nr. 5-6(122-123)/2013, p. 22-25 (in Polish)
  6. ^ Перейти обратно: а б с Budniak, Karol. Użytkownicy SM-2 , "Aeroplan" Nr. 5-6(122-123)/2013, p. 26-27 (in Polish)
  7. ^ Перейти обратно: а б с Будняк, Кароль. Дошедший до наших времен «Аэроплан» No. 5-6(122-123)/2013, стр. 33-35 (на польском языке)
  8. ^ Тейлор 1965, стр. 115–116.
  • Сковроньский, Гжегож: Многоцелевой вертолет СМ-2 в: Авиация с шахматной доской № 2/2004 (9) (на польском языке).
  • Тейлор, Джон В.Р. «Все самолеты мира Джейн», 1965–66 . Лондон: Сэмпсон Лоу, Marston & Company, 1965.
  • Миколайчук, Мариан: Вертолеты Ми-1/СМ-1/СМ-2 в польской военной авиации в: Авиация № 9/2009 (на польском языке)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a2af9dd6a43f3f41d6edbccac4a6c0e2__1690011840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a2/e2/a2af9dd6a43f3f41d6edbccac4a6c0e2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
PZL SM-2 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)