ПЗЛ СМ-2
СМ-2 | |
---|---|
SM-2 как военная санитарная машина в музее в Држонове | |
Роль | легкий многоцелевой вертолет |
Производитель | WSK PZL-Свидник |
Первый полет | 18 ноября 1959 г. |
Введение | 1961 |
Ушедший на пенсию | 1981 |
Основной пользователь | Польские ВВС |
Произведено | 1960–1963 |
Количество построенных | 86 + 3 прототипа |
Разработано на основе | Миль Ми-1 |
PZL SM-2 — польский лёгкий многоцелевой вертолёт , увеличенная версия лицензионного Ми-1 , разработанная и произведённая WSK PZL-Świdnik . Он также был известен как WSK SM-2 .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]С 1956 года по лицензии выпускался советский лёгкий трёх- или четырёхместный вертолёт Ми-1 на польском заводе WSK PZL-Świdnik в Свиднике под обозначением СМ-1 — всего было изготовлено 1594 самолёта. В 1957 году в WSK PZL-Свидник начались работы по модернизации вертолета и оснащению его увеличенной пятиместной кабиной. Одной из целей разработки было облегчить обучение, разместив двух пилотов рядом. В роли санитарной авиации лечить пациента внутри фюзеляжа было проще, чем в бортовых капсулах. [ 1 ] Главным конструктором вертолета был Ежи Тырча. [ 1 ]
Самым очевидным отличием была более крупная кабина, расширенная вперед, но на самом деле большая часть фюзеляжа была реконструирована. Кабина имела две широкие боковые двери, сдвижные назад, что было усовершенствованием Ми-1, у которого автомобильная дверь не открывалась в полете и ее для некоторых целей приходилось снимать. [ 1 ] Неизмененными остались: двигатель, трансмиссия и несущий винт, стрела фюзеляжа и шасси (только ранние машины имели другую подвеску передних колес). [ 1 ] [ 2 ] В отличие от Ми-1 фара была подвижной. [ 1 ] Прототип совершил первый полет 18 ноября 1959 года. [ 3 ] началось ограниченное производство Он оказался успешным, и в 1960 году . Его взлетные характеристики и летно-технические характеристики были несколько хуже, чем у Ми-1/СМ-1: одной из причин был неподходящий воздухозаборник карбюратора , но этот недостаток удалось устранить лишь на некоторых вертолетах. [ 4 ]
Всего было выпущено 86 вертолетов в четырех сериях, отличающихся деталями, плюс три прототипа. [ 2 ] (некоторые источники говорят 91 или 85 [ 3 ] ). Они производились почти исключительно для Польши, а SM-1 оставался в то время основным экспортным товаром Свидника. Вертолет выпускался только в одном варианте и мог менять свое назначение на пассажирский, транспортный, санитарный или летающий кран. [ 1 ]


Базовый вариант имел места для трех пассажиров на заднем сиденье и одно место рядом с пилотом. Двойного контроля не было. [ 1 ] В конфигурации санитарной авиации одиночные носилки в фюзеляже размещались : загружаемые через специальный люк в передней части фюзеляжа, с правой стороны. За пилотом мог сидеть врач, остальные сиденья были убраны. [ 1 ] Еще два пациента могли перевозиться в съемных внешних закрытых капсулах по обе стороны фюзеляжа, что типично для Ми-1. [ 1 ] Все варианты могли нести дополнительный внешний топливный бак емкостью 140 л с левой стороны, увеличивая запас хода до 500 км (его нельзя было использовать с боковыми капсулами). Вариант крана (иногда известный как СМ-2Д) использовался в ограниченном количестве для поисково-спасательных операций; на месте правого переднего сиденья у него была гидравлическая лебедка, способная поднять 120 кг. После снятия всех пассажирских сидений можно было перевозить 320 кг груза. [ 1 ] Они имели ресурс полета 600 часов, как и современные вертолеты СМ-1. [ 2 ]
Операционная история
[ редактировать ]SM-2 использовались в основном польской военной авиацией - с марта 1961 по 1964 год было поставлено 80 штук. [ 5 ] В небольшом количестве они эксплуатировались несколькими подразделениями ВВС и ВМС Польши, в основном для связи, корректировки артиллерии, санитарной авиации и других задач. [ 5 ] В ВМС Польши они использовались для поисково-спасательных действий. [ 5 ] В это число входил рейс, приписанный к Корпусу внутренней безопасности, позже МВД (полицейская авиация). [ 5 ] Лишь два бывших военных SM-2 (регистрационные номера SP-SXY и SP-SXZ) и второй прототип использовались гражданской службой санитарной авиации. [ 5 ] Один вертолет остался на заводе PZL-Свидник (SP-SAP), а другой был приобретен заводом у ВВС (SP-SFA). [ 5 ] Большинство СМ-2 были сняты с вооружения в конце 1970-х годов и заменены Ми-2 . Последний был выведен из состава ВВС в 1981 году и летал до 1983 года (консервировался на заводе). [ 6 ]
На экспорт было отправлено всего пять СМ-2. Один был продан в Чехословакию, использовался в 1963–70 годах Министерством внутренних дел (регистрация OK-BYK), затем компанией Slov-Air до 1975 года для внутренних перевозок (регистрация изменена на OK-RUV). [ 6 ] Четыре СМ-2 были проданы в 1963 году в Румынию, использовались до 1975 года в военной авиации (94-й вертолётный полк). [ 6 ]
Четыре SM-2 хранятся в музеях Польши: в Музее польской авиации в Кракове , в Музее польского оружия в Колобжеге , Дрзонове и Демблине . [ 7 ] Помимо музеев, SM-2 имеется в коллекции в Горашке и на заводе PZL в Свиднике . [ 7 ] Один хранится в Музее вертолетов , Уэстон-сьюпер-Мэр , в Соединенном Королевстве. Два других SM-2 сохранились в Чехии ( Пражский музей авиации ) и Румынии (авиационный музей в Бухаресте) — оба хранятся (по состоянию на 2016 год). [ 7 ]
Операторы
[ редактировать ]- Чехословацкие ВВС
- Министерство внутренних дел
- Чехословацкая гвардия национальной безопасности
- Slov-Air
- Пограничные войска
- МВД (полицейская авиация)
- Польские ВВС
- Польский флот
Технические характеристики
[ редактировать ]Данные Jane's All The World's Aircraft, 1965–66 гг. [ 8 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Емкость:
- 4 пассажира или
- 1 носилки и один сопровождающий или
- 3 носилки (1 внутренняя, 2 во внешних гондолах)
- Длина: 16,97 м (55 футов 8 дюймов) (общая длина)
- Длина фюзеляжа: 12,08 м (39 футов 8 дюймов)
- Высота: 3,30 м (10 футов 10 дюймов)
- Вес пустого: 1890 кг (4167 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 2511 кг (5536 фунтов) (санитарная авиация, 3 носилки)
- Запас топлива: 250 л (66 галлонов США; 55 имп галлонов) внутренний, возможность установки внешнего вспомогательного бака на 150 л (40 галлонов США; 33 имп галлона)
- Силовая установка: 1 × Лит-3 (лицензионный Ивченко АИ-26 В) 7-цилиндровый звездообразный двигатель мощностью 429 кВт (575 л.с.)
- Диаметр несущего винта: 14,30 м (46 футов 11 дюймов)
- Площадь несущего винта: 160,6 м 2 (1729 кв. футов)
Производительность
- Максимальная скорость: 170 км/ч (110 миль в час, 92 узла)
- Крейсерская скорость: 130 км/ч (81 миль в час, 70 узлов)
- Дальность: 310 км (190 миль, 170 миль)
- Перегоночная дальность: 500 км (310 миль, 270 миль) на вспомогательном топливе.
- Практический потолок: 4000 м (13000 футов)
- Скорость набора высоты: 4,50 м/с (885 футов/мин).
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Будняк, Кароль. История создания вертолета «Аэроплан» №1. 5-6(122-123)/2013, стр. 4-7 (на польском языке)
- ^ Перейти обратно: а б с Будняк, Кароль. Серийное производство «Аэроплан» №1. 5-6(122-123)/2013, стр. 16-21 (на польском языке)
- ^ Перейти обратно: а б Миколайчук, стр. 94–90.
- ^ Сковронский (2009), стр. 15.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Budniak, Karol. Użytkownicy SM-2 , "Aeroplan" Nr. 5-6(122-123)/2013, p. 22-25 (in Polish)
- ^ Перейти обратно: а б с Budniak, Karol. Użytkownicy SM-2 , "Aeroplan" Nr. 5-6(122-123)/2013, p. 26-27 (in Polish)
- ^ Перейти обратно: а б с Будняк, Кароль. Дошедший до наших времен «Аэроплан» No. 5-6(122-123)/2013, стр. 33-35 (на польском языке)
- ^ Тейлор 1965, стр. 115–116.
- Сковроньский, Гжегож: Многоцелевой вертолет СМ-2 в: Авиация с шахматной доской № 2/2004 (9) (на польском языке).
- Тейлор, Джон В.Р. «Все самолеты мира Джейн», 1965–66 . Лондон: Сэмпсон Лоу, Marston & Company, 1965.
- Миколайчук, Мариан: Вертолеты Ми-1/СМ-1/СМ-2 в польской военной авиации в: Авиация № 9/2009 (на польском языке)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- (на польском языке) http://www.sm-2.prv.pl – содержит фотографии.