ПЗЛ-130 Орлик
ПЗЛ-130 Орлик | |
---|---|
ПЗЛ-130 пилотажной группы "Орлик" на фестивале Royal International Air Tattoo 2014 | |
Роль | тренер |
Национальное происхождение | Польша |
Производитель | Airbus Польша SA |
Первый полет | 24 октября 1984 г. |
Введение | 1994 |
Основной пользователь | Польские ВВС |
Количество построенных | 50 + 9 прототипов |
PZL 130 Orlik (англ. Eaglet ) — польский турбовинтовой одномоторный двухместный учебно-тренировочный самолет.
Разработка и дизайн
[ редактировать ]Орлик был разработан компанией PZL Warszawa-Okecie как учебно-тренировочный для ВВС Польши и предназначался для замены ее PZL-110 Kolibers . Он также был разработан в соответствии со стандартом США FAR 23 . Проект осуществлялся под руководством Анджея Фридрыхевича , главного инженера PZL Warszawa-Okecie. Он был оснащен крылом с малым удлинением , чтобы лучше имитировать характеристики управляемости реактивных истребителей. [ 1 ] Самолет был спроектирован для оснащения в СССР, разработанным и построенным Веденеева М14Пм, радиальным двигателем с намерением заменить его на модифицированном двигателе Ивченко АИ-14 польского производства в серийных самолетах. [ 2 ] Первый прототип «Орлик» поднялся в воздух 12 октября 1984 года, второй прототип последовал за ним в декабре, а третий — в январе 1985 года. [ 2 ]
В то время как ВВС Польши планировали оснащать свои «Орлики» радиальными двигателями местного производства, PZL планировала использовать версию с турбовинтовым двигателем PZL-130T Turbo Orlik для экспортных целей. [ 3 ] Поэтому третий прототип был переоборудован турбовинтовым двигателем Pratt & Whitney PT6A-25P мощностью 410 кВт (550 л.с.) , который совершил полет в этом виде 13 июля 1986 года, но был разрушен в результате крушения в январе 1987 года во время демонстрации представителю Колумбийские ВВС . [ 4 ] В 1989 и 1990 годах последовали еще два турбовинтовых прототипа, оснащенные чешскими двигателями Walter M-601 E мощностью 560 кВт (750 л.с.) и PT6A-25, получившими названия PZL-130TB и PZL-130TP соответственно. [ 5 ]
В 1990 году от разработки поршневого двигателя «Орлик» отказались, поскольку радиальные двигатели польского производства давали недостаточную мощность, и интерес Польши переключился на PZL-130TB с двигателем М-601. [ 5 ]
Операционная история
[ редактировать ]Поставки PZL-130TB в Польшу начались в 1994 году, самолетами были оснащены Академия военных пилотов в Демблине и 60-й учебный авиаполк в Радоме . Все польские PZL-130TB были модернизированы до стандартного типа TC-1 с улучшенными катапультными креслами и авионикой. [ 6 ]
Варианты
[ редактировать ]- ПЗЛ-130 Орлик
- Оригинальный самолет с одним Веденеева М14Пм. поршневым двигателем
- ПЗЛ-130Т Турбо Орлик
- Вариант с Pratt & Whitney Canada PT6A-25P. турбовинтовым двигателем
- ПЗЛ-130ТМ Орлик
- Вариант с Walter M601E. турбовинтовым двигателем
- ПЗЛ-130ТБ Орлик
- Вариант с Walter M601T. турбовинтовым двигателем
- ПЗЛ-130ТС И Орлик
- Вариант с добавленными Martin-Baker Mk.11 нулевого класса , катапультными креслами и модернизированной авионикой.
- PZL-130TC II Орлик (Garmin)
- Вариант с турбовинтовым двигателем Pratt & Whitney Canada PT6A-25C , добавленными законцовками крыла, модернизированной авионикой Garmin и измененным положением сиденья инструктора по полету. [ 7 ]
- ПЗЛ-130ТС II Орлик (ГК)
- Вариант со стеклянной кабиной и проекционным дисплеем , название компании — Орлик МПТ (Многоцелевой тренажер). [ 8 ]
Операторы
[ редактировать ]- Польские ВВС
- ВМС Польши - бывший оператор.
Технические характеристики (ПЗЛ-130ТС II Орлик)
[ редактировать ]Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 9,3 м (30 футов 6 дюймов)
- Размах крыльев: 10 м (32 фута 10 дюймов)
- Высота: 3,53 м (11 футов 7 дюймов)
- Площадь крыла: 14,56 м 2 (156,7 кв. футов)
- Вес пустого: 1825 кг (4023 фунта)
- Полная масса: 2400 кг (5291 фунт)
- Максимальный взлетный вес: 2950 кг (6504 фунта)
- Силовая установка: 1 турбовинтовой двигатель Pratt & Whitney Canada PT6A-25C , мощностью 560 кВт (750 л.с.)
Производительность
- Максимальная скорость: 550 км/ч (340 миль в час, 300 узлов)
- Крейсерская скорость: 490 км/ч (300 миль в час, 260 узлов)
- Дальность: 2200 км (1400 миль, 1200 миль)
- Практический потолок: 10 000 м (33 000 футов)
- Скорость набора высоты: 14,4 м/с (2830 футов/мин)
Вооружение
- Узлы подвески: 6 грузоподъемностью 700 кг (1500 фунтов).
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Атлас АСЕ
- Бичкрафт Т-6 Техасец II
- Бичкрафт Т-34 Наставник
- Эмбраер EMB 312 Тукано
- Фудзи Т-7
- КОГДА КТ-1
- Пилатус ПК-7
- Пилатус ПК-9
- Короткий Тукано
- Соката ТБ-31 Омега
- ТАЙ Хюркуш
- Рост
- ХАЛ ХТТ-40
Примечания
[ редактировать ]- ^ Air International , октябрь 1985 г., стр. 167–170.
- ^ Jump up to: а б Air International , октябрь 1985 г., стр. 170.
- ^ Air International , октябрь 1985 г., стр.172.
- ^ Тейлор 1988, стр. 195–196.
- ^ Jump up to: а б Ламберт 1993, стр.246.
- ^ Тейлор 1999, стр. 48–49.
- ^ Орлик с Garmin , 22 сентября 2010 г. (на польском языке)
- ^ Презентация Орлика MPT. 7 марта 2014 г. (на польском языке)
Ссылки
[ редактировать ]- Ламберт, Марк. Самолеты всего мира Джейн, 1993–94 . Колсдон, Великобритания: Отдел данных Джейн, 1993 г. ISBN 0-7106-1066-1 .
- «Орлик…Польский птенец». Air International , октябрь 1985 г., том 29, № 4. стр. 167–172. ISSN 0306-5634.
- Тейлор, Джон В.Р. Самолеты всего мира Джейн, 1988–89 . Колсдон, Великобритания: Данные Джейн по защите, 1988. ISBN 0-7106-0867-5 .
- Тейлор, Мировой справочник самолетов и систем Майкла Дж. Х. Брасси, 1999/2000 . Лондон: Брасси, 1999. ISBN 1-85753-245-7 .