ПЗЛ М-4 Тарпан
М-4 Тарпан | |
---|---|
![]() | |
М-4П в Музее польской авиации | |
Роль | Учебно-тренировочный самолет |
Производитель | PZL-Мелец |
Первый полет | 7 сентября 1961 г. |
Статус | Прототип |
Количество построенных | 2 прототипа |
PZL M-4 Tarpan (также тарпан ) — прототип польского учебно -спортивного самолета 1960-х годов, разработанный в WSK-Mielec .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]М-4 был разработан по заказу Польского аэроклуба как учебно-тренировочный самолет с убирающимся трехстоечным шасси . Он был основан на более раннем проекте PZL M-2 . Базовым вариантом должен был стать М-4П для обучения штурманов . Работы начались в 1958 году, а первый прототип был построен в 1960 году . Из-за длительной разработки двигателя первый полет он совершил 7 сентября 1961 года (регистрация SP-PAW). Испытания показали, что масса оказалась значительно выше расчетной (890 кг вместо 748 кг), что потребовало изменений в конструкции. В июле 1964 г. поднялся в воздух второй прототип (регистрационный номер СП-ПАК).
Летные характеристики и устойчивость М-4 были оценены как хорошие, он также был пригоден для выполнения пилотажа и раллийных полетов. Из кабины экипажу открывался отличный обзор, и в целом самолет оказался весьма успешным. Однако из-за слишком высокой цены Польский аэроклуб решил не заказывать самолет, и производство так и не началось. Разработка плоского двигателя PZL WN-6 была затруднительной и в то же время была окончательно отменена.
Описание
[ редактировать ]Низкоплан- моноплан металлической конструкции , обычной компоновки, с металлической обшивкой. полумонокок . Фюзеляж Трапециевидное двухлонжеронное крыло. Экипаж из двух человек, сидящих тандемно , под общим навесом , с двойным управлением (студент спереди, инструктор сзади). Выдвижное трехопорное шасси . Двухлопастной деревянный винт изменяемого шага (диаметр 2 м). Топливные баки в крыльях (140 л).
Операционная история
[ редактировать ]В 1965 году оба прототипа были переоборудованы в одноместный вариант высшего пилотажа (в некоторых источниках известный как М-4А) путем удаления оборудования передней кабины. Их планировалось использовать на чемпионате мира по высшему пилотажу в 1966 году в Москве, но они не прошли полных омологационных испытаний и от этой идеи отказались. В этой роли они использовались нечасто.
Операторы
[ редактировать ]- Польский аэроклуб эксплуатировал второй прототип в Мелце .
Выжившие
[ редактировать ]Второй прототип М-4 (СП-ПАК) хранится в Музее польской авиации в Кракове с 1971 года.
Технические характеристики
[ редактировать ]Данные Jane's All the World's Aircraft, 1962–63 гг. [ 1 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 7,33 м (24 фута 1 дюйм)
- Размах крыльев: 8,85 м (29 футов 0 дюймов)
- Высота: 2,73 м (8 футов 11 дюймов)
- Площадь крыла: 11,79 м 2 (126,9 кв. футов)
- Соотношение сторон : 6,56:1
- Профиль крыла : NACA 23015 в корне, NACA 23012 на кончике.
- Вес пустого: 758 кг (1671 фунт)
- Максимальный взлетный вес: 1050 кг (2315 фунтов)
- Силовая установка: 1 × Narkiewicz WN-6 воздушного охлаждения 6-цилиндровый горизонтально-оппозитный двигатель , мощностью 134–145 кВт (180–195 л.с.)
Производительность
- Максимальная скорость: 307 км/ч (191 миль в час, 166 узлов)
- Минимальная скорость управления : 96 км/ч (60 миль в час, 52 узла) (с закрылками)
- Дальность: 750 км (470 миль, 400 миль)
- Практический потолок: 6900 м (1260 футов)
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Тейлор 1962 , с. 100
- Януш Бабейчук, Ежи Гжегожевский: Польская авиационная промышленность 1945-1973 гг ., Варшава 1973 г. (польский язык)
- Мариан Кшижан: Самолеты в польских музеях , WKiŁ, Варшава 1983, ISBN 83-206-0432-X (польский язык)
- Тейлор, Джон В.Р. (1962). Самолеты всего мира Джейн, 1962–63 . Лондон: Sampson Low, Marston & Co. Ltd.