Миль Ми-1
Ми-1 | |
---|---|
![]() | |
Ми-1 в полете | |
Роль | Универсальный вертолет |
Производитель | Московский вертолетный завод имени Миля и другие советские отечественные заводы, WSK PZL-Свидник , |
Первый полет | 20 сентября 1948 г. [ 1 ] |
Введение | 1950 |
Основной пользователь | Советские ВВС |
Произведено | 1950–1965 |
Количество построенных | >2594 |
Варианты | ПЗЛ СМ-2 |
Ми -1 ( в отчете ВВС США /Министерства обороны название «Тип 32» ) [ 2 ] Отчетное имя НАТО «Заяц» [ 3 ] ) — советский трёх- или четырёхместный лёгкий многоцелевой вертолёт . Это был первый советский вертолет, поступивший в серийное производство. Он оснащен одним радиально-поршневым двигателем Ивченко АИ-26 В мощностью 575 л.с. (429 кВт). Он поступил на вооружение в 1950 году , впервые был замечен на Дне советской авиации 1951 года в Тушино и производился 16 лет. Более 1000 было построено в СССР и 1594 в Польше, как СМ-1 .
Разработка
[ редактировать ]Михаил Миль начал работу над винтокрылыми самолетами до 1930 года, но Ми-1, его первый серийный вертолет, был начат в 1946 году под обозначением ЭГ-1 . В 1947 году Миль возглавил конструкторское бюро ОКБ-4 в Тушино , и работы активизировались. Окончательный проект получил название GM-1 (от Gyelikopter Mila , Вертолет Миля). Советские инженеры постарались создать совершенно оригинальную конструкцию. Итак, они сделали втулку несущего винта с разнесенными вертикальными и горизонтальными шарнирами. Такая конструкция повышала эффективность управления вертолетом и была значительно проще той, что применялась на американских вертолетах. Прототип совершил первый свободный полет 20 сентября 1948 года (пилот Михаил Байкалов). [ 1 ] В 1949 году он прошел официальные государственные испытания. Несмотря на аварии двух прототипов, [ 4 ] Проект имел общий успех, и после дальнейшей работы был заказан в производство под новым обозначением Ми-1 по инициалам Миля. Производство изначально было ограниченным — первая серия из 15 машин была заказана 21 февраля 1950 года на заводе №3 в Москве. Лишь после представления Иосифу Сталину в 1951 году власти решили увеличить производство. было изготовлено 30 Ми-1 В 1952–1953 годах в Казани , с 1954 года началось серийное производство в Оренбурге , а с 1956 года — в Ростове (ныне Роствертол ). [ 1 ] Конструкция подвергалась дальнейшим усовершенствованиям в ходе производства, в основном повышая надежность (особенно с учетом изменения технологии ротора). Межремонтный период увеличился до 300 часов у Ми-1Т (отсюда буква Т для трехсочасовой , 300-часовой), до 600 часов у Ми-1А, затем до 1000 и 3000 часов к концу производства.


Все ранние варианты размещали пилота впереди и двух пассажиров позади него в общей кабине. [ 5 ] Первым серийным вариантом стал Ми-1, который быстро заменил усовершенствованный Ми-1Т , имевший дополнительное оперативное оборудование, включая полноценную радиосвязь и приборы для слепого полета, а также имевший более надежный двигатель АИ-26В. [ 6 ] Следующим базовым вариантом стал Ми-1А 1957 года с еще большей надежностью и возможностью установки одного подвесного топливного бака емкостью 160 л. [ 7 ]
Новый основной вариант Ми-1М в 1957 году имел увеличенную кабину и более мощный двигатель АИ-26ВФ, позволявший разместить трех пассажиров на скамейке позади пилота. Высота кабины увеличилась с 1,22 до 1,26 м, а ширина с 1,01 до 1,2 м. Заметным отличием была горизонтальная линия нижних окон вместо наклонной, большие задние боковые окна и менее заостренная носовая часть фюзеляжа. Он также мог быть оснащен двумя внешними боковыми капсулами для раненых или почты. [ 8 ] В 1961 году прошли испытания вооруженного противотанкового варианта Ми-1МУ , который был первым советским ударным вертолетом, но в производство он не пошел из-за малой грузоподъемности и прекращения производства базового варианта. [ 9 ]
В СССР было построено более 1000 всех вариантов, включая часть учебно-тренировочных самолетов с двойным управлением (с суффиксом У): Ми-1У, ТУ, АУ, МУ , с инструктором, сидящим позади обучаемого. 15 было произведено в Москве в 1950 году, 30 в Казани в 1952–1953 годах, 597 в Оренбурге в 1954–1958 годах и 370 в Ростове в 1956–1960 годах. [ 1 ] В 1956 году лицензионное производство четырёхместной модели началось в Польше, на заводе WSK PZL-Świdnik , где до 1965 года было построено 1594 самолёта под обозначением SM-1 . [ 10 ] было разработано несколько новых модификаций В Свиднике , в том числе СМ-2 пятиместный с новым фюзеляжем.
Несколько международных рекордов в своем классе были побиты Ми-1 или СМ-2. [ 11 ]
Варианты
[ редактировать ]
- ГМ-1
- Первоначальное обозначение прототипов Ми-1 с радиальным двигателем АИ-26ГР мощностью 500–550 л.с. (370–410 кВт) (позже АИ-26ГРФ).
- Ми-1
- Трехместный легкий вертолет общего назначения, вмещающий пилота и двух пассажиров, с радиально-поршневым двигателем АИ-26ГРФ мощностью 575 л.с. (429 кВт). Начальная серийная модель.
- Ми-1Т

- Трехместный транспортный вертолет общего назначения, вмещающий пилота и двух пассажиров, с радиально-поршневым двигателем АИ-26В.
- Ми-1КР (ТКР)
- Легкий вертолет разведки и связи образца 1956 года на базе Ми-1Т. [ 6 ]
- Mi-1NKh
- Трехместный многоцелевой вертолет общего назначения на базе Ми-1Т. Предназначен для использования в качестве сельскохозяйственного самолета, санитарной авиации, пассажирского транспорта, авиапочты, грузового транспортного вертолета (НХ — народное хозяйство — народное хозяйство).
- Ми-1А
- Трехместный транспортный вертолет общего назначения образца 1957 года, вмещающий пилота и двух пассажиров, повышенной надежности.
- Ми-1АКР
- Легкий вертолет разведки и связи на базе Ми-1А. [ 7 ]
- Ми-1У/ТУ/АУ/МУ
- Варианты учебно-тренировочного вертолета с двойным управлением (соответственно базовых моделей Ми-1, Т, А и М).
- Ми-1М
- Четырехместный легкий вертолет общего назначения образца 1957 года, вмещающий пилота и трех пассажиров. Видимые изменения: приподнятая крыша над кабиной, более тупая форма носа и горизонтальная линия нижних окон вместо наклонной.
- Mi-1M Moskvich
- Гражданский транспортный вертолет Аэрофлота с улучшенной шумоизоляцией кабины, оснащенным гидроуправлением и цельнометаллическим несущим винтом.
- Ми-1МНХ

- Четырехместный универсальный вертолет общего назначения на базе Ми-1М. Предназначен для использования в качестве сельскохозяйственного самолета, санитарной авиации, пассажирского транспорта, авиапочты, грузового транспортного вертолета (НХ—н ародное хозяйство — народное хозяйство).
- Ми-1МГ
- Поплавковый вариант Ми-1М для китобойных судов, 1958 г. (изготовлено 2). [ 8 ]
- Ми-1МРК
- Опытный образец вертолета связи на базе Ми-1М ( разведывательно-корректировочной — разведывательно-артиллерийской корректирующей), испытанный в 1960-1962 годах. [ 9 ]
- Ми-1МУ
- Прототип вооруженного варианта, проходивший испытания с 1961 года, с четырьмя 3М11 «Фаланга» ( АТ-2 ) или шестью 9М14 «Малютка» ( АТ-3 ). противотанковыми ракетами [ 9 ]
- СМ-1 (СМ-1/300)
- Версия польского производства с радиально-поршневым двигателем ЛиТ-3. Вертолет Ми-1, построенный фирмой WSK PZL-Świdnik по лицензии в Польше.
- СМ-1/600
- Вариант польского производства с повышенной надежностью 600 часов 1957 года (заводское обозначение). [ 11 ]
- СМ-1Сз
- Учебный вертолет с двойным управлением.
- СМ-1В
- Польский серийный вариант Ми-1М, 1960 г.
- СМ-1Вб
- Польский серийный вариант Ми-1М 1963 года с повышенной надежностью 800 часов (заводское обозначение). [ 11 ]
- СМ-1WS
- Вертолет санитарной авиации.
- СМ-1ВСз
- Учебный вертолет с двойным управлением.
- СМ-1WZ
- Сельскохозяйственный вертолет.
- СМ-2
- Усовершенствованная польская версия с удлиненным фюзеляжем, вмещающим пилота и четырех пассажиров.
- Ми-3
- Усовершенствованная версия с четырехлопастным несущим винтом. Обозначение повторно использовано для планируемой Ми-2 модификации . [ 12 ]
Операторы
[ редактировать ]


Технические характеристики (СМ-1В)
[ редактировать ]
Данные Jane's All the World's Aircraft, 1965–66 гг. [ 30 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Вместимость: 3 пассажира
- Длина: 12,10 м (39 футов 8 дюймов) (длина фюзеляжа), 17,00 м (55 футов 9 дюймов) (общая длина)
- Высота: 3,30 м (10 футов 10 дюймов)
- Профиль крыла : NACA 230 (лопасти несущего винта).
- Вес пустого: 1760 кг (3880 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 2460 кг (5423 фунта)
- Запас топлива: 240 л (63 галлона США; 53 имп галлона)
- Силовая установка: 1 × воздушного охлаждения Ивченко АИ-26В мощностью семицилиндровый звездообразный двигатель 429 кВт (575 л.с.)
- Диаметр несущего винта: 14,35 м (47 футов 1 дюйм)
- Площадь несущего винта: 161,7 м 2 (1741 кв. фут)
Производительность
- Максимальная скорость: 170 км/ч (110 миль в час, 92 узла) на уровне моря.
- Дальность: 600 км (370 миль, 320 миль)
- Практический потолок: 3000 м (9800 футов)
- Скорость набора высоты: 5,30 м/с (1043 фута/мин)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д "Миль Ми-1" . www.airwar.ru .
- ^ «Обозначения советских и российских военных самолетов и ракет» . обозначение-systems.net .
- ^ «Обозначения советских и российских военных самолетов и ракет» .
- ↑ 24 ноября 1948 г., когда Михаил Байкалов спасся, и 7 марта 1949 г., когда Байкалов погиб.
- ^ Гжегожевский, 1975 год и Ми-1 на Уголок неба.
- ^ Jump up to: а б Гжегожевский, 1975 г., Ми-1Т на Уголок неба.
- ^ Jump up to: а б Гжегожевский, 1975 г. и Ми-1А на Уголок неба.
- ^ Jump up to: а б Гжегожевский, 1975 г., Ми-1М на Уголок неба.
- ^ Jump up to: а б с Jakubovich, Nikolay. Boevye vertolety Rossii. Ot "Omegi" do "Alligatora" . Moscow, Yuza & Eksmo, 2010, ISBN 978-5-699-41797-1 , стр. 30-33.
- ^ Кшижан, Мариан. Самолеты в польских музеях . Варшава, ВКиЛ, 1983. ISBN 978-83-206-0432-0 , стр.124.
- ^ Jump up to: а б с Гжегожевский, 1975.
- ^ Бриджмен, Леонард, изд. (1958). Самолеты всего мира Джейн, 1958-59 гг . Лондон: Jane's All the World's Aircraft Publishing Co. Ltd., с. 225.
- ^ Jump up to: а б «Рынок военных вертолетов 1971 года, стр. 575» . Flightglobal Insight . Проверено 21 октября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б "Рынок военных вертолетов 1972 года, стр. 749" . Полет . Проверено 21 октября 2014 г.
- ^ "Рынок военных вертолетов 1971 года, стр. 576" . полет . Проверено 21 октября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «МИРОВОЙ ВЕРТОЛЕТНЫЙ РЫНОК 1967» . Flightglobal Insight. 1967 год . Проверено 21 октября 2014 г.
- ^ «ВВС мира, 1973 г., стр. 144» . полет . Проверено 21 октября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б "Рынок военных вертолетов 1971 года, стр. 577" . Flightglobal Insight. 2014 . Проверено 21 октября 2014 г.
- ^ "Рынок военных вертолетов 1971 года, стр. 578" . полет . Проверено 21 октября 2014 г.
- ^ «Легендарное путешествие – ВВС Индонезии» – через www.facebook.com.
- ^ «Мировой рынок вертолетов 1967» . полет . Проверено 21 октября 2014 г.
- ^ "Рынок военных вертолетов 1971 года, стр. 579" . полет . Проверено 21 октября 2014 г.
- ^ "Рынок военных вертолетов 1972 года, стр. 752" . полет . Проверено 21 октября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б "Рынок военных вертолетов 1971 года, стр. 580" . Flightglobal Insight. 2014 . Проверено 21 октября 2014 г.
- ^ «ВВС мира 1973 г., стр. 155» . полет . Проверено 21 октября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «МИРОВОЙ РЫНОК ВЕРТОЛЕТОВ, 1967 г., стр. 65» . Flightglobal Insight. 1967 год . Проверено 21 октября 2014 г.
- ^ «Мировой рынок вертолетов, 1968 г., стр. 55» . полет . Проверено 21 октября 2014 г.
- ^ "Рынок военных вертолетов 1971 года, стр. 581" . полет . Проверено 21 октября 2014 г.
- ^ «Мировой рынок вертолетов, 1967 г., стр. 71» . полет . Проверено 21 октября 2014 г.
- ^ Тейлор 1965 , с. 115
- Гжегожевский, Ежи: Вертолет Ми-1 , Виды вооружения и вооружения № 38, Министерство национальной обороны, Варшава, 1975 г. (на польском языке)
- Тейлор, Джон В.Р. , изд. (1965). Самолеты всего мира Джейн, 1965–1966 гг . Лондон: Sampson Low, Marston & Company, Ltd.
- Тысяча
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Чертежи вариантов Ми-1. Архивировано 26 февраля 2009 г. на Wayback Machine.
- Обход Ми-1 (Киевский музей авиации, Украина)