Myasishchev M-55
М-55 Геофизика | |
---|---|
![]() | |
Myasishchev M-55 Geophysica at MAKS Airshow 2001 | |
Роль | Высотная разведка |
Производитель | Myasishchev |
Первый полет | Субъект 34: декабрь 1978 года. [ 1 ] М-17: 26 мая 1982 г. М-55: 16 августа 1988 г. |
Статус | Возможно возвращение в строй [ 2 ] |
Основные пользователи | Советские ВВС Воздушно-космические силы России |
Количество построенных | Субъект 34: 1 [ 1 ] М-17: минимум 2 М-55: 5 |
Мясищев М-55 ( по классификации НАТО : Mystic-B ) — высотный самолет-разведчик. [ 3 ] разработан ОКБ Мясищева в Советском Союзе , аналогичен по предназначению Lockheed ER-2 , но с двухбалочным фюзеляжем и конструкцией хвостового оперения. Это двухмоторная разработка Мясищева М-17 «Стратосфера» с увеличенной максимальной взлетной массой.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]В течение 1950-х и 1960-х годов Соединенные Штаты реализовали несколько программ с использованием высотных разведывательных аэростатов, запускаемых над дружественной территорией для подъема в реактивный поток и транспортировки над Советским Союзом и Китайской Народной Республикой . [ 4 ]
Тема 34
[ редактировать ]Для борьбы с этими высотными аэростатами Мясищев предложил «Объект 34» — одноместный двухбалочный самолет с турбореактивным двигателем и большим удлинением. Вооружение одноместного аэростата-перехватчика должно было состоять из двух ракет «воздух-воздух» (ЗРК) и двух пушек ГШ-23 с боекомплектом по 600 снарядов на ствол в кормовой башне. Прежде чем «Субъект 34» удалось превратить в оперативную технику, угроза отступила благодаря успеху «Замочная скважина» разведывательных спутников программы «Корона» и появлению Lockheed A-12 .
Первый прототип « Субъекта 34» был тайно построен на Кумертауском вертолетном заводе в Башкирии , но во время рулежных испытаний в декабре 1978 года прототип «Чайки» , пилотируемый К.В. Чернобровкиным, поднялся в воздух, чтобы избежать столкновения с сугробами, и был разрушен после удара о склон горы в видимость нулевая. [ 1 ]
М-17 Стратосфера
[ редактировать ]
Конструкция «Чайки » была адаптирована как самолет-разведчик и превратилась в Мясищев М-17 «Стратосфера» с измененным планером, включающим прямое коническое крыло с углом наклона 2°30' (0° при 1g), укороченную гондолу фюзеляжа и неотапливаемый (неотапливаемый) дожигания) Колесова РД-36-51 ТРД . Первый полет совершил 26 мая 1982 года. Прототип М-17 (рег. CCCP 17401) вскоре получил отчетное название НАТО Mystic-A. [ 4 ] и использовался для исследования озонового слоя над Антарктидой в 1992 году.
М-17 также установил в общей сложности 12 мировых рекордов ФАИ , 5 из которых до сих пор сохраняются. [ 5 ] On 28 March 1990, M-17 CCCP 17401 piloted by Vladimir V. Arkhipenko [ 6 ] установил рекорд высоты 21 830 м (71 620 футов) в классе C-1i (Сухопутные самолеты: взлетная масса от 16 000 до 20 000 кг). [ 7 ]
М-55 Геофизика
[ редактировать ]Модель на базе воздушного шара-перехватчика М-17 была снята с производства в 1987 году и заменена М-17РН, позже известной как М-55 Геофизика, НАТО под кодовым названием Mystic-B . [ 4 ] Планер М-55, впервые совершивший полет 16 августа 1988 года, был дополнительно переработан: удлинённая гондола фюзеляжа, вмещающая два турбовентиляторных двигателя Соловьева Д-30-10В без подогрева, крылья с укороченным размахом и комплексную сенсорную полезную нагрузку.
М-55 установил в общей сложности 15 мировых рекордов ФАИ, все из которых сохраняются и по сей день: [ 8 ] 21 сентября 1993 года М-55, пилотируемый Виктором Васенковым из 8-го Государственного научно-исследовательского института Военно-воздушных сил имени В. П. Чкалова в Ахтубинске, достиг рекордной в классе высоты 21 360 м (70 080 футов) в классе C-1j (Сухопутные самолеты: взять -без веса от 20 000 до 25 000 кг (от 44 000 до 55 000 фунтов)). [ 9 ]
Версия с двойным управлением, М-55УТС, была разработана путем добавления второй кабины позади исходной, заменив часть авионики и/или сенсорной полезной нагрузки. [ 1 ]
Некоторое количество М-55 «Геофизика» оставалось на вооружении до 1990-х годов, выполняя исследовательские функции; один М-55 принимал участие в исследовании арктической стратосферы в 1996–1997 гг., [ 4 ] с аналогичными экспериментами, проведенными в Антарктиде в 1999 году. [ 10 ]
Компания Qucomhaps со штаб-квартирой в Ирландии, специализирующаяся на Юго-Восточной Азии, заключила сделку на 1 миллиард долларов США по использованию М-55 в качестве высотной платформенной станции для цифровой связи. [ 11 ] [ мертвая ссылка ]
История обслуживания
[ редактировать ]По состоянию на 2023 год [update]Министерство обороны Великобритании полагает, что Россия работает над возвращением единственного летающего самолета М-55 на военную службу для использования во время российского вторжения в Украину . [ 2 ]
Варианты
[ редактировать ]- Тема 34
- Прототип высотного аэростата-перехватчика, получившего название «Чайка », тайно построили на Кумертауском вертолетном заводе в Башкирии . [ 1 ]
- М-17 Стратосфера
- Разведывательная версия « Субъекта 34» , получившая по классификации НАТО название «Мистик-А» , оснащенная одним турбореактивным двигателем Колесова РД-36-51 . Было построено не менее двух самолетов М-17. [ 1 ]
- М-17РН
- Первоначальное обозначение того, что должно было стать М-55.
- М-55 Геофизика
- Усовершенствованная версия М-17 с двумя неотапливаемыми ТРДД Соловьева Д-30-10В , оснащенная широким набором датчиков для исследований в области наук о Земле. Было построено пять самолетов М-55, в том числе один М-55УТС.
- М-55Ш
- Предлагаемый вариант штурмовой атаки. Не построен. [ 12 ]
- М-55УТС
- Учебно-тренировочная версия М-55 с двойным управлением и второй кабиной непосредственно за передней кабиной, заменяющей часть полезной нагрузки авионики / датчиков, в остальном идентичной М-55.
- Геофизика 2
- более совершенный самолет для исследования Земли, созданный на базе М-55, который не был построен. [ 1 ]
Операторы
[ редактировать ]Технические характеристики (М-55)
[ редактировать ]
Данные Энциклопедии российской авиации 1875–1995 гг. «Оспри». [ 1 ] [ 13 ] [ 14 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1 (М-55УТС: 2)
- Длина: 22,867 м (75 футов 0 дюймов)
- Размах крыльев: 37,46 м (122 футов 11 дюймов)
- Высота: 4,8 м (15 футов 9 дюймов)
- Площадь крыла: 131,6 м 2 (1417 кв. футов)
- Соотношение сторон : 10,6
- Вес пустого: 13 995 кг (30 854 фунта)
- Полная масса: 23 400 кг (51 588 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 23 800 кг (52 470 фунтов)
- Запас топлива: авиационное топливо для реактивных двигателей Т-8В 7900 кг (17 400 фунтов) изначально, 8300 кг (18 300 фунтов) позже.
- Силовая установка: 2 Соловьева Д-30 -В12, тяга 93,192 кН (20 950 фунтов силы) каждый. малоконтурных ТРДД
Производительность
- Никогда не превышайте скорость : 332 км/ч (206 миль в час, 179 узлов) на высоте 5000 м (16000 футов).
- 750 км / ч (470 миль в час; 400 узлов) на высоте 20 000 м (66 000 футов)
- Дальность действия: 4965 км (3085 миль, 2681 миль)
- Автономность: 6,5 часов на высоте 17 000 м (56 000 футов).
- Практический потолок: 21 500 м (70 500 футов)
- Максимальное качество планирования: около 30:1 (двигатель выключен).
- Время набора высоты: 21 000 м (69 000 футов) за 35 минут.
- Взлетная дистанция: 900 м (3000 футов)
- Посадочная дистанция: 780 м (2560 футов)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Гордон, Ефим; Билл Ганстон OBE FRaeS (2000). Советские Х-самолеты . Лестер: Издательство Midland Publishing. стр. 136–139. ISBN 1-85780-099-0 .
- ^ Jump up to: а б Ньюдик, Томас (21 ноября 2023 г.). «Самолет-разведчик советских времен М-55 может быть направлен для поддержки войны в Украине» . Зона боевых действий . Повторяющиеся предприятия . Проверено 22 ноября 2023 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Самолет-геофизический разведчик Мясищев М-55 | Military-Today.com» . www.military-today.com . Архивировано из оригинала 14 июня 2021 года . Проверено 14 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Тейлор, Мировой справочник самолетов и систем Майкла Дж. Х. Брасси, 1999–2000 гг ., 2000 г. ISBN 1-85753-245-7 , с. 157.
- ^ «Список рекордов, установленных «Мясищев М-17» » . Международная авиационная федерация. Архивировано из оригинала 30 мая 2009 года . Проверено 19 июня 2008 г.
- ^ Торнборо, Энтони М. (1991). Самолеты-шпионы и другие разведывательные самолеты . Лондон, Великобритания: Arms and Armor Press. п. 7. ISBN 1-85409-096-8 .
- ^ «Мировые рекорды самолетов с двигателем № id2243» . Женева: Международная авиационная федерация. Архивировано из оригинала 10 мая 2016 года . Проверено 25 июля 2013 г.
- ^ «Мировые рекорды самолетов с двигателем» . Международная авиационная федерация. Архивировано из оригинала 10 мая 2016 года . Проверено 7 марта 2015 г.
- ^ «Мировые рекорды самолетов с двигателем № id814» . Женева: Международная авиационная федерация. Архивировано из оригинала 10 мая 2016 года . Проверено 25 июля 2013 г.
- ^ Воздушный полярный эксперимент - Геофизический самолет в Антарктиде (APE-GAIA). Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine .
- ^ «Пресс-релиз Qucomhaps» (PDF) . Куком, возможно. Архивировано из оригинала (PDF) 29 июля 2017 года . Проверено 22 октября 2008 г.
- ^ Альберто Тревизан; Анатолий Петрович Боровик (2020). Русские и советские штурмовики . ИБН. ISBN 9788875654863 . Архивировано из оригинала 8 декабря 2021 года . Проверено 8 декабря 2021 г.
- ^ Ганстон, Билл (1995). Энциклопедия русской авиации 1875-1995 годов «Оспри» . Лондон: Osprey Aerospace. стр. 261–263. ISBN 1855324059 .
- ^ Myasishchev M-55 Archived 2007-10-10 at the Wayback Machine www.emz-m.ru Retrieved: 11 May 2010
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бутовский, Петр (7 февраля 2023 г.). «Во время холодной войны Советы строили специальные самолеты-убийцы» . Зона боевых действий . Проверено 15 февраля 2023 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Кика, Томас (19 ноября 2023 г.). «Россия рассматривает возможность возвращения самолетов советской эпохи после сбоев в системе наблюдения: Великобритания» . Newsweek . Архивировано из оригинала 19 ноября 2023 года . Проверено 19 ноября 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Фотографии на russianplanes.net. Архивировано 18 мая 2015 года на Wayback Machine.
- Фотографии на сайте airliners.net. Архивировано 13 марта 2008 г. на Wayback Machine.
- Самый странный враг советских ВВС. Архивировано 17 сентября 2023 года в Wayback Machine , YouTube.