Бартини Бериев ВВА-14
ВВА-14 | |
---|---|
![]() | |
Выживший в полуразрушенном состоянии (крылья сняты) | |
Роль | Противолодочный самолет-амфибия |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Производитель | Бериев |
Дизайнер | Роберт Бартини |
Первый полет | 4 сентября 1972 г. |
Ушедший на пенсию | 1987 |
Статус | Ушедший на пенсию |
Количество построенных | 2 прототипа |
Бартини Бериева ВВА-14 Вертикально-взлетающая Амфибия ( с вертикальным взлетом самолет-амфибия ) — экраноплан, разработанный в Советском Союзе в начале 1970-х годов. [ 1 ] Созданный для того, чтобы иметь возможность взлетать с воды и летать на высокой скорости на большие расстояния, он должен был совершать настоящие полеты на большой высоте, а также иметь возможность эффективно летать прямо над поверхностью моря, используя аэродинамический эффект земли . VVA-14 был разработан конструктором венгерского происхождения Робертом Бартини в ответ на предполагаемое требование уничтожить ракетные подводные лодки ВМС США «Поларис» . Последний самолет был списан в 1987 году.
Разработка
[ редактировать ]Бартини совместно с ОКБ Бериева намеревался разработать прототип ВВА-14 в три этапа. ВВА -14М1 должен был стать испытательным стендом по аэродинамике и технологиям , сначала с жесткими понтонами на концах центроплана, а затем с заменой их надувными понтонами. ВВА -14М2 должен был быть более совершенным, с двумя стартовыми двигателями для подачи в полость под крылом для создания подъемной силы, а затем с батареей подъемных двигателей для обеспечения вертикального взлета и посадки, а также с электродистанционным управлением полетом . ВВА -14М3 будет представлять собой машину вертикального взлета и посадки, полностью оснащенную вооружением, а также компьютеризированным противолодочным (МАД) «Бор-1 комплексом (ПЛО) «Буревестник», детектором магнитных аномалий » и другим эксплуатационным оборудованием.
Операционная история
[ редактировать ]После обширных исследований, в том числе разработки небольшого прототипа крыла Бе-1 для экраноплана, в 1972 году был построен первый прототип ВВА-14. Его первый полет состоялся с обычной взлетно-посадочной полосы 4 сентября 1972 года. [ 2 ]
В 1974 году были установлены надувные понтоны, однако их эксплуатация вызывала немало проблем. Затем последовали испытания плавучести и водного руления, кульминацией которых стало начало летных испытаний самолета-амфибии 11 июня 1975 года.
Позднее надувные понтоны были заменены жесткими понтонами, при этом фюзеляж был удлинен и добавлены стартовые двигатели. Этому воплощению было присвоено обозначение 14М1П . ОКБ, поставившее намеченную батарею из 12 подъемных двигателей РД-36-35ПР, не поставило, что сделало испытания вертикального взлета и посадки невозможными. [ 3 ]
После смерти Бартини в 1974 году проект замедлился и в конце концов подошел к концу. [ 2 ] самолет совершил 107 полетов общей налетом 103 часа. Единственный оставшийся ВВА-14, № 1972, был списан в Центральный музей ВВС СССР в Москве в 1987 году. В результате непредвиденных происшествий при доставке в музей самолет получил некоторые повреждения, но впоследствии эти повреждения не были устранены. . Самолет до сих пор находится в музее в разобранном виде, где имеет обозначения «10687» и « Аэрофлот ». [ 4 ]
Технические характеристики (ВВА-14М1)
[ редактировать ]Данные из [ нужна ссылка ]
Общие характеристики
- Экипаж: 3
- Длина: 25,97 м (85 футов 2 дюйма)
- Размах крыльев: 30 м (98 футов 5 дюймов)
- Высота: 6,79 м (22 фута 3 дюйма)
- Площадь крыла: 217,79 м 2 (2344,3 кв. футов)
- Вес пустого: 23 236 кг (51 227 фунтов)
- Полная масса: 52 000 кг (114 640 фунтов)
- Силовая установка: 2 Д-30М ТРДД Соловьева с тягой 67 кН (15 000 фунтов силы) каждый (крейсерский режим).
- Силовая установка: 12 ТРДД РД-36-35ПР «Рыбинск » с тягой 43 кН (9700 фунтов силы) каждый (вертикальный взлет и посадка - не установлены)
Производительность
- Максимальная скорость: 760 км/ч (470 миль в час, 410 узлов)
- Крейсерская скорость: 640 км/ч (400 миль в час, 350 узлов)
- Дальность: 2450 км (1520 миль, 1320 миль)
- Практический потолок: 8 000–10 000 м (26 000–33 000 футов).
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Российский самолет-амфибия: Бартини Бериев ВВА-14 hague6185.wordpress.com , по состоянию на 27 декабря 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дэнси, Питер Г. (22 апреля 2017 г.). Советское авиастроение . Фонтхилл Медиа.
- ^ *Komissarov, Sergey. “Russia's Ekranoplans”. Hinkley. Midland Publishing. 2002. ISBN 1-85780-146-6
- ^ Якопо Приско (26 января 2021 г.). «Советский летающий зверь, который так и не взлетел» . CNN . Проверено 26 августа 2021 г.
- «Бартини ВВА-14 Экспериментальный СВВП-амфибия» . www.testpilot.ru . Проверено 28 мая 2008 г.
- «Музей ВС Монино» . Архивировано из оригинала 3 мая 2008 года . Проверено 29 мая 2008 г.
- Komissarov, Sergey. “Russia's Ekranoplans”. Hinkley. Midland Publishing. 2002. ISBN 1-85780-146-6
- Komissarov, Sergey and Yefim Gordon. Soviet and Russian Ekranoplans. Hersham, UK: Ian Allan Publishing, 2010. ISBN 978-1-85780-332-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]