Роберт Бартини
Роберт Бартини | |
---|---|
![]() Роберто Орос ди Бартини. | |
Рожденный | Роберт Оросди (de Orosd et Bö) 14 мая 1897 г. |
Умер | 6 декабря 1974 г. | ( 77 лет
Место отдыха | Vvedenskoye Cemetery , Lefortovo District , Moscow |
Занятие | Инженер |
Родитель | Лайош Орошди (венгерский орден имени Оросди Лайош) |
Инженерная карьера | |
Дисциплина | Авиационная техника |
Награды | Орден Ленина |
Роберт Людвигович Бартини ( русский : Роберт Людвигович Бартини ; 14 мая 1897 — 6 декабря 1974) — венгерского происхождения советский авиаконструктор и учёный , участвовавший в разработке многочисленных успешных и экспериментальных проектов самолётов . Пионер самолетов-амфибий и экранопланов , Бартини был одним из самых известных инженеров Советского Союза, получив прозвище Бароне Россо (Красный барон) из-за своего благородного происхождения. [ 1 ]
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Роберт Бартини родился 14 мая 1897 года в Фиуме , Венгерское королевство , Австро-Венгерская империя (ныне Риека, Хорватия ), в семье незамужней 17-летней девушки благородного происхождения. [ 2 ] Биологический отец Бартини, Лайош Орошди. [ 3 ] (de Orosd et Bö), по-итальянски: Лодовико Орос де Бартини, [ 4 ] был бароном австро-венгерской знати и вице-губернатором Фиуме. [ 5 ] Его дедушка Адольф [ 6 ] вместе со своим отцом принял католическую веру в Пеште (ныне Будапешт) в 1826 году. В 1848 году Адольф изменил свое имя со Шнабеля. [ 7 ] "Наша семья еврейского происхождения, мой прадедушка был секретарем Кошута под именем Адольф Шнабель", - сказал Бела Оросди. – Венгеризированная ветвь стала Орошди, но дворянской можно было назвать только одну сторону семьи: близкий родственник Лайоша Фюлоп Орошди стал бароном в 1905 году. [ 8 ] Сообщается, что мать Бартини утопилась вскоре после его рождения, когда Лодовико, женатый мужчина, отказался признать его своим сыном. В конечном итоге Бартини был узаконен Лодовико и получил титул Роберто Орос ди Бартини, но опека над ним перешла к родственникам из города Мишкольц . Несмотря на его мощное дворянское происхождение, родственники Бартини были обедневшими аристократами и вместо этого передали опеку крестьянской семье, чтобы та вырастила его. [ 9 ]
Бартини окончил гимназию в 1915 году, а с началом Первой мировой войны был призван в австро-венгерскую армию и отправлен в школу офицерского резерва в Бестерчебанье (ныне Банска-Бистрица, Словакия ). По окончании учебы в 1916 году Бартини был отправлен на Восточный фронт он был схвачен русскими , где в июне 1916 года войсками и содержался в лагере для военнопленных под Хабаровском на Дальнем Востоке России . Он оставался в лагере до конца войны и в конце концов был освобожден в 1920 году. Бартини вернулся домой и обнаружил, что за администрацию Фиуме борются местное итальянское и славянское население, а также Италия и Королевство сербов, хорватов и словенцев. , что привело к созданию Свободного Государства Фиуме . Бартини переехал в Италию и получил гражданство, где он стал членом Итальянской коммунистической партии (ИКП), посещал летную школу в 1921 году и начал изучать аэрокосмическую промышленность в Миланском политехническом университете в 1922 году.
Советский Союз
[ редактировать ]После фашистского переворота в Италии в октябре 1922 года ИКП отправила Бартини в Советский Союз в качестве авиационного инженера , взяв с собой все новейшие итальянские разработки и авангардные технологии, которые он смог собрать. сменил имя на Роберт Людвигович Бартини Бартини получил советское гражданство и по восточнославянским обычаям именования . Первоначально Бартини работал в аэропорту недалеко от Ходынского поля в Москве, а затем занял несколько инженерных и командных должностей в исследовательском крыле советских ВВС . В 1928 году Бартини начал работать в Центральном конструкторском бюро по строительству гидросамолетов под Севастополем и в следующем году стал начальником отдела проектирования экспериментальных самолетов- амфибий , но был уволен в 1930 году за написание письма в ЦК КПСС с критикой существования организации. Бартини был быстро принят на работу в научно-исследовательское подразделение Красной Армии серии «Сталь» , где начал работать над самолетами . На Международной выставке в Париже в августе 1936 г. Бартини Сталь-7 побил международный рекорд скорости. [ нужна ссылка ] Он также опубликовал работы, посвященные авиационным конструкционным материалам и технологии, аэродинамике , динамике полета и даже теоретической физике . [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
В 1938 году Бартини был арестован НКВД по обвинению в том, что он « враг народа » и шпион в пользу фашистской Италии . Он был во внесудебном порядке осужден «тройкой » и приговорен к 10 годам лишения свободы . Во время заключения Бартини продолжил работу над проектами новых самолетов, сначала в шарашке ЦКБ-29, экспериментальном авиаконструкторском бюро НКВД в Москве, где он работал с Андреем Туполевым над проектированием Ту-2 , который стал одним из самых важных советских самолетов. Второй мировой войны . Самолет Бартини Сталь-7 также стал базой для Ермолаева Ер-2 бомбардировщика , также использовавшегося советскими ВВС во время войны. Когда немецкие войска подошли к Москве во время вторжения Германии в Советский Союз , ЦКБ-29 было перенесено из города в Омск , где Бартини возглавил собственное конструкторское бюро ОКБ -86. В 1943 году его бюро было расформировано, и он начал работать над различными транспортных самолетов проектами . Бартини был освобожден в 1946 году, позже работал на авиазаводе имени Димитрова в Таганроге до 1952 года, когда он стал главным инженером по перспективным проектам самолетов в НИИ в Новосибирске . В 1956 году, во время десталинизации при Никите Хрущеве , Бартини был официально реабилитирован советским государством. В следующем году он был переведен в ОКБС МАП в Люберцах вместе с Павлом Владимировичем Цыбиным и получил поддержку Маршала Советского Союза Георгия Жукова , в то время министра обороны СССР . Вскоре после этого Жуков был вынужден уйти с этой должности, а большинство проектов, которые он поддерживал, были отменены. В 1961 году Бартини предложил с ядерным двигателем сверхзвуковой самолет-разведчик дальнего действия .
Вклад Бартини был высоко оценен на самых высоких уровнях советского правительства, и в 1967 году он был награжден орденом Ленина. Высокое уважение к его вкладу в оборону дало ему помощь Понтекорво и Герштейна в публикации его статьи по теоретической физике в престижном журнале. Известия АН СССР (Доклады). Статью счел странной даже Герштейн, которого попросили помочь ее отредактировать и подготовить к публикации, а после публикации некоторые видные физики поначалу подумали, что «Роберто Орос ди Бартини» — вымышленное имя, придуманное специально для научной мистификации. Сам Бартини, видимо, очень гордился своей статьей, подписал ее своим благородным именем и признался Герштейну, что это был самый важный вклад в его жизни. В статье развивается идея размерности пространства-времени, которая является динамической, равной только в среднем четырем, и приводится аргумент в ее пользу с использованием некоторых нумерологических соотношений между физическими константами.
Экранопланы
[ редактировать ]
В середине 1950-х годов Бартини начал заниматься небольшой экранопланами , к которым советское правительство проявило большой интерес. Широкое развитие этих машин привело к тому, что Бартини впервые выпустил в 1964 году Бе-1 самолет . Опытный образец экраноплана, изготовленный для НИР ОКБ Бериева . В 1968 году Бартини вернулся в Таганрог специально для разработки гидросамолетов , где приступил к разработке своего последнего известного проекта — Бартини Бериева ВВА-14 — экспериментального экраноплана с вертикальным взлётом, предназначенного для использования в противолодочной войне против американских подводных лодок, вооружённых ракетами «Поларис». .
Смерть
[ редактировать ]Бартини умер 6 декабря 1974 года в Москве в возрасте 77 лет. Похоронен на Введенском кладбище, на могиле установлен памятник с надписью « В стране Советов он сдержал клятву посвятить всю жизнь, которую красная самолеты летали быстрее черных (те) ». Бартини почти не имел контактов с Италией с тех пор, как уехал из нее в 1920-х годах. Бериев в конце концов отменил проект ВВА-14, поскольку разработка замедлилась и в конечном итоге остановилась после смерти Бартини.
Влияние
[ редактировать ]Бартини оказал влияние на многих советских авиаинженеров, особенно на Сергея Павловича Королева, который назвал Бартини своим учителем. В разное время и в разной степени Бартини был связан с другими выдающимися советскими авиаконструкторами, такими как Сергей Ильюшин , Олег Антонов , Владимир Мясищев , Александр Яковлев и многие другие.
Эффект Бартини, явление в аэродинамике , при котором сопротивление уменьшается, а тяга увеличивается, когда пропеллеры самолета расположены из двух двигателей в тандеме , был назван в честь Бартини, поскольку он впервые был использован на его DAR самолете .
Список проектов самолетов Бартини
[ редактировать ]Эта таблица проектов Бартини включает информацию, извлеченную из русскоязычной статьи Википедии о Бартини . «(Прототип)» обозначает проект самолета, физический образец которого был в некоторой степени построен, но так и не был в эксплуатации. «(Черновик)» указывает на проект самолета, который, вероятно, представлял собой предварительное технико-экономическое обоснование, в котором не было построено никаких физических образцов.
Имя | Описание |
---|---|
А-55 | (Прототип) Летающая лодка-бомбардировщик средней дальности (1955 г.) |
А-57 | (Проект) Стратегический бомбардировщик летающей лодки с реактивным двигателем с дальностью полета 14 000 километров (8 700 миль) (1957 г.) |
АЛ-40 | (Проект) Атомный гидросамолет, СибНИА, 1960-е гг. |
НО | Летающая лодка из нержавеющей стали для дальней разведки Арктики. |
Бе-1 | Легкий амфибийный экраноплан для исследования экранного эффекта. (1961) |
Е-57 | Гидросамолет-бомбардировщик, носитель крылатой ракеты, ядерная бомба К-10. Экипаж – 2 человека. По конструкции самолет был идентичен А-57. Бесхвостый. Дальность - 7000 км. |
Ер-2 (ДБ-240) | Military version of the Stal-7 developed by Vladimir Yermolaev . (June 1940) |
Локация-2 2хАМ-35 | (апрель 1942 г.) |
Ер-2 2хАЧ-30Б | Около 300 построено. 3 бомбы по 1000 кг. Максимальная скорость 446 км/ч. Пробег 5000 км. |
МТБ-2 | (Проект) Морской тяжелый бомбардировщик (1929-1930 гг.) [ 13 ] |
МВА-62 | (Прототип) Самолет-амфибия с вертикальным взлетом и посадкой. (1962) |
П-57 (Ф-57) | (Проект) Вариант сверхзвукового бомбардировщика А-57. |
53,6 тыс. рэндов | (?) Все аэродинамические поверхности были «расчетными» и имели значение функции до 4-го производного. 1940-е годы. |
Р-АЛ | (Проект) Атомный вариант дальнего разведчика А-57 (1961 г.) |
Stal-6 | Экспериментальный истребитель, установивший советский рекорд скорости в 1933 году. |
Stal-7 | Прототип двухмоторного 12-местного пассажирского самолета из нержавеющей стали, установившего международный рекорд скорости в 1936 (1935) году. |
Stal-8 | Истребитель на базе Сталь-6 (1934 г.) |
Т-107 | (Прототип) Пассажирский самолет (1945 г.) |
Т-108 | (Проект) Легкий транспортный самолет (1945 г.) |
Т-117 | (Прототип) Прототип двухмоторного транспортного самолета - списан до завершения (1948 г.) |
Т-200 | (Прототип) Тяжелый десантный военный транспорт (1947 г.) |
Т-203 | (Проект) Сверхзвуковой самолет с стрельчатым крылом (1952 г.) |
Т-210 | (Прототип) Вариант Т-200 (проект) |
Т-500 | (Прототип) Тяжелый транспортный экранолёт* (проект) |
ВВА-14-1/М-62 | (Прототип) Экспериментальный противолодочный экраноплан вертикального взлета. Вариант с понтонами , получивший обозначение 14М1П. |
* Экранолет — гибридный экраноплан (экраноплан), также способный летать на более обычных высотах .
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Jump up to: а б Чампалья 2009, с. 28.
- ^ Chutko (1978)
- ^ https://telex.hu/english/2023/08/23/the-mysterious-hungarian-who-designed-the-soviet-submarine-hunting-flying-monster
- ^ https://www.geni.com/people/Berthe-Orosdi/6000000023982532665
- ^ https://telex.hu/english/2023/08/23/the-mysterious-hungarian-who-designed-the-soviet-submarine-hunting-flying-monster
- ^ https://telex.hu/english/2023/08/23/the-mysterious-hungarian-who-designed-the-soviet-submarine-hunting-flying-monsterhttps://telex.hu/english/2023/08 /23/загадочный-венгер-спроектировавший-советскую-подводную лодку-охотничье-летающего-монстра
- ^ ОРОСДИ (OROSDY, до 1848 ШНАБЕЛЬ) АДОЛЬФ (Вероятно, тот же, что и сын С. Лоринца и Анны Штайнер, крещенный в католической религии 12 сентября 1826 года в центре Пешта.)
- ^ Промышленный предприниматель. Неженатый. (В эмиграции его женой стала Берта Курландер.)
- ^ Чампалья 2009, стр. 11-12.
- ^ Чампалья (2009)
- ^ Орос ди Бартини (1965)
- ^ Орос ди Бартини (1966)
- ^ Гордон, Ефим; Комиссаров, Сергей (2013). Нелетающие крылья: Советские и российские нереализованные проекты самолетов 1925-2010 гг. Бирмингем: Ian Allan Publishing Ltd., стр. 90-91. ISBN 978-1906537340 .
- Библиография
- Chutko, I. (1978) Red aircraft. Moscow: Political Literature. (russ. И. Чутко "Красные самолёты". М. Изд. полит. литературы, 1978 )
- Чампалья, Джузеппе. Жизнь и планы Роберто Бартини . (На итальянском языке) Рим, IBN Istituto Bibliografico Napoléone, 2009. ISBN 88-7565-076-4 .
- Roberto Oros di Bartini. Some relations between physical constants. In: Doklady Acad. Nauk USSR , 1965, v.163, No.4, p. 861-864 (In English, Russian); Originally: Доклады Академии наук , 1965, т.163, №4, c.861-864.).
- Roberto Oros di Bartini. Some relations between physical constants. In the collection: Problems of the Theory of Gravitation and Elementary Particles , Atomizdat, 1966, p. 249-266, in Russian only (сборник Проблемы теории гравитации и элементарных частиц , М., Атомиздат, 1966, с.249-266).
- Kuznetsov O.L., Bolshakov B.E. (2000) Kuznetsov P.G. and the problem of sustainable development of the humanity in the system nature-society-man. /russ. О. Л. Кузнецов, Б. Е. Большаков. П. Г. Кузнецов и проблема устойчивого развития Человечества в системе природа—общество—человек. 2000 )
- Avdeev Ju. (2008) Prescient Genius, Red Star. (russ. Ю. Авдеев, (2008), Гений предвидения, "Красная звезда". ) Retrieved 22-Oct-2010
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Информация о Бартини на русском языке . Получено 14 февраля 2005 г.
- 1989. The collection "the Bridge through time". (russ. сборник "Мост через время" )
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Итальянские изобретатели XX века
- Заключенные Шарашки
- Советские изобретатели
- советские авиакосмические инженеры
- Ученые из Риеки
- Выпускники Миланского политехнического университета
- Итальянцы, заключенные в тюрьму за границей
- Итальянские перебежчики в Советский Союз
- 1897 рождений
- 1974 смертей
- Люди, получившие политическое убежище в Советском Союзе
- Австро-венгерские военнослужащие Первой мировой войны
- Burials at Vvedenskoye Cemetery
- Российские учёные