Олег Антонов (авиаконструктор)
Олег Антонов | |
---|---|
Олег Антонов | |
Рожденный | |
Умер | 4 апреля 1984 г. | ( 78 лет
Гражданство | Российская Империя → Российская СФСР → Советский Союз |
Альма-матер | Ленинградский политехнический институт (1930). |
Занятия | |
Годы активности | 1924–1984 |
Известный | Антонов самолет |
Заголовок | |
Супруг | Elizaveta Shahkhatuni |
Дети | 4 |
Награды |
|
Подпись | |
Олег Константинович Антонов ( русский : Олег Константинович Антонов , украинский : Олег Константинович Антонов , латинизированный : Олег Константинович Антонов ; 7 февраля 1906 — 4 апреля 1984) — советский авиаконструктор и основатель ОКБ Антонова в Киеве , Украина . в его честь. Антонов разработал ряд советских самолетов (таких как Ан-2 , Ан-12 ) и многочисленные планеры как для гражданского, так и для военного использования.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Антонов родился 7 февраля 1906 года в Троицах Московской губернии Российской империи (ныне Подольский район Московской области ) Российской империи в семье русских по национальности. [1] В 1912 году Антоновы переехали в Саратов , где посещали неклассическую среднюю школу (ныне гимназия №1) и среднюю школу (ныне школа №23). Антонов с ранних лет увлекался авиацией и большую часть свободного времени проводил на местном аэродроме.
Ранняя инженерная карьера
[ редактировать ]В 17 лет Антонов основал «Клуб любительской авиации», а позже вступил в «Организацию друзей ВВС» . ОКА-1 «Голубь», Позже он разработал планер который участвовал в конкурсе в Москве, где выиграл первый приз - полет на самолете Юнкерс-12 . [2] [3]
В 1930 году Антонов окончил Калининский политехнический институт в Ленинграде . Он продолжал проектировать планеры и в 1931 году Антонов стал главным конструктором Московского планерного завода. В течение следующих восьми лет он сконструировал 30 различных планеров, включая «Стандарт-1», «Стандарт-2», «ОКА-6» и большой планер «Город Ленина». Благодаря требованию, согласно которому все пилоты в Советском Союзе должны были начинать летную подготовку на планерах, Антонов смог производить до 8000 планеров в год. [2]
В 1938 году, после инцидента, когда инструктор сбежал на Запад на планере, советское правительство отменило свое решение о планерной подготовке, запретило планерный спорт и закрыло Московский планерный завод.
Карьера профессионального дизайнера и Вторая мировая война
[ редактировать ]После закрытия планерного завода в 1938 году он безуспешно подал заявление о поступлении в Авиационную академию имени Жуковского в том же году . Затем в 1940 году он поступил на завод спортивных самолетов Яковлева и там, после получения в июне 1940 года двух самолетов из Германии, ему было поручено подготовить немецкий Fi 156 Storch к производству в Каунасе . Ему также было поручено разработать версию самолета для скорой помощи. [4] [5]
Антонов был назначен главным конструктором ОКБ Яковлева . В 1940 году в Ленинграде было создано новое авиаконструкторское бюро под его собственным руководством. Немецкое вторжение привело к закрытию завода и его переназначили на работу над планером А-7 . Позже завод был реорганизован на выпуск А-7. [2]
Во время Великой Отечественной войны А-7 использовался для мостового снабжения советских партизан в тылу. Антонов также работал над планером-бипланом Антонов А-40 , предназначенным для перевозки танков по воздуху, но этот проект оказался неудачным. Всего за время войны было выпущено около 450 А-7. В 1943 году Антонов вернулся в ОКБ Яковлева, чтобы занять вакансию первого заместителя конструктора Яковлева. Ему поручили руководить Як-3 , а также производством в Новосибирске . Много времени и сил он посвятил совершенствованию серии Як, одного из самых массовых типов истребителей Второй мировой войны. [2]
Послевоенная карьера и создание ОКБ Антонова.
[ редактировать ]После войны Антонов попросил Яковлева позволить ему работать самостоятельно, возглавив дочернее конструкторское бюро Яковлева на авиазаводе в Новосибирске. 31 мая 1946 года Антонов был назначен руководителем вновь переименованного предприятия (впоследствии известного как Научно-конструкторское бюро Антонова ), которое позже было переведено в Киев , Украинская ССР . В сентябре 1946 года Антонов, помимо руководства ОКБ, стал директором Сибирского научно-исследовательского института воздухоплавания. [2]
Первым проектом ОКБ Антонова был сельскохозяйственный самолет СХ-1 (Сельско Хозяйственный-Первой), позже переименованный в Ан-2 , разработанный в соответствии с советским требованием 1947 года о замене Поликарпова По-2. который в больших количествах использовался как сельскохозяйственный самолет, так и в качестве самолета общего назначения. Антонов спроектировал большой одноотсекальный биплан цельнометаллической конструкции с закрытой кабиной и салоном , вмещающим 12 пассажиров.
Под руководством Олега Антонова последовала серия значительных перевозок. Самолеты «Антонов» (приставка конструкторского бюро «Ан-») варьируются от прочного Ан-2 (который сам по себе сравнительно велик для биплана) через Ан-28 самолет-разведчик до массивного Ан-124 «Руслан» стратегического авиалайнера . четырехвинтовой Ан-12 и его модификации стали основным советским военным транспортным средством С 1959 года хотя и менее известное, пассажирских/грузовых/десантных самолетов Ан-24 , Ан-26 , Ан-30 и Ан-32, . Семейство двухтурбовинтовых высококрылых преобладает во внутренних и ближнемагистральных воздушных перевозках в бывшем Советском Союзе. и части мира, ранее находившиеся под советским влиянием. Антонов также курировал разработку семейства среднемагистральных реактивных самолетов Ан-72/Ан-74 . Самый большой в мире серийный самолет Ан-124 «Руслан » впервые поднялся в воздух в 1982 году, а его специализированная версия для перевозки сверхтяжелых грузов Ан-225 «Мрия» вступила в разработку, все еще под руководством Антонова, но так и не достигла успеха. его первый полет состоялся до 1989 года после его смерти. В ноябре 2004 года ФАИ поместила Ан-225 в Книгу рекордов Гиннеса за 240 рекордов. Некоторые из проектов Антонова также производятся за рубежом, например, Шэньси Y-8 .
В 1965 году Антонов подписал петицию в защиту советского диссидента Ивана Дзюбы . [6] [7] [8]
Семья
[ редактировать ]Антонов был женат трижды (на Елене Кочетковой, Елизавете Шахатуни и Эльвире Антоновой) и был отцом четверых детей (Ролан, Анна, Елена и Андрей). [9]
Смерть
[ редактировать ]Олег Антонов умер 4 апреля 1984 года в Украинской Киеве ССР и был похоронен на Байковом кладбище .
Почетные звания, награды и наследие
[ редактировать ]При жизни Антонов был признан доктором наук , академиком АН УССР (1968), Героем Социалистического Труда (1966), избран депутатом Верховного Совета СССР 5-го, 6-го созывов. и 7-го созыва .
Среди многочисленных наград Антонов получил Государственную премию СССР в 1952 году и Ленинскую премию в 1962 году.
Антонов награжден тремя орденами Ленина , орденом Октябрьской Революции , орденом Отечественной войны 1-й степени , орденом Трудового Красного Знамени и медалью «Партизан Отечественной войны» 1-й степени .
улица в киевском районе Соломянка Именем Олега Антонова названа .
В 1999 году Антонов был занесен в Международный зал славы авиации и космонавтики в Музее авиации и космонавтики Сан-Диего . [10]
Монета из медно-никелевого сплава отчеканена в 2006 году Национальным банком Украины в честь Антонова. выпустил серебряную монету пруф Кроме того, Банк России в ознаменование 100-летия со дня рождения Антонова.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Галерея
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ "Антонов Олег Константинович" . Archived from the original on 29 September 2020 . Retrieved 25 May 2016 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Жизнеописание Олега Константиновича Антонова». Архивировано 22 мая 2009 года в Народном музее Wayback Machine . Пресс-служба АНТЦ «Антонов» , Совет АНТЦ «Антонов», © 2005. Проверено: 25 мая 2009 года.
- ^ Советская жизнь . Посольство Союза Советских Социалистических Республик в США. 1980.
- ^ Хайэм, Робин; Гринвуд, Джон Т.; Хардести, Фон (1998). Российская авиация и авиация в ХХ веке . Психология Пресс. ISBN 978-0-7146-4784-5 .
- ^ Дэнси, Питер Г. (22 апреля 2017 г.). Советское авиастроение . Фонтхилл Медиа. Архивировано из оригинала 19 мая 2023 года . Проверено 31 августа 2023 г.
- ^ Рид, Анна (30 апреля 2015 г.). Пограничье: путешествие по истории Украины . Орион. ISBN 9781780229287 . Архивировано из оригинала 4 апреля 2023 года . Проверено 9 июня 2021 г.
- ^ «АС 922. Обращение в защиту арестованных украинских интеллигентов» . Архив открытого общества Блинкена . Архивировано из оригинала 14 июля 2021 года . Проверено 14 июля 2021 г.
- ^ Владимир Шуневич (6 августа 2016 г.). « «Интернационализм или русификация?» или русификация? » Интернационализм Zn.ua (на украинском языке). Архивировано из оригинала 3 января 2023 года . Проверено 3 января 2023 г.
- ^ (на украинском языке) «Полицейские попросили Антонова не ходить в шортах на базар». Архивировано 8 марта 2018 года в Wayback Machine , Сегодня (7 февраля 2008 г.).
- ^ Шпрекельмейер, Линда, редактор. Их мы чтим: Международный зал аэрокосмической славы . Издательство Donning Co., 2006. ISBN 978-1-57864-397-4 .
Библиография
[ редактировать ]- Анисенко Виктор Георгиевич О.К. Антонов: многогранность таланта . Аэро-хобби ПК.
- Гордон, Ефим. Антонов Ан-2: Аннушка-девица на все руки-Красная Звезда Том 15 . Хершам, Суррей, Великобритания: Мидленд, 2004. ISBN 978-1-85780-162-0 .
- 1906 рождений
- 1984 смертей
- Люди из Саратова
- Жители Подольского уезда.
- Дворянство Российской Империи
- Члены Коммунистической партии Советского Союза
- Члены ЦК Коммунистической партии Украины (Советского Союза)
- Члены Совета Союза пятого созыва
- Члены Совета Союза шестого созыва
- Члены Совета Союза седьмого созыва.
- Члены Совета Союза восьмого созыва
- Члены Совета Союза девятого созыва
- Члены Совета Союза десятого созыва
- Члены Совета Союза одиннадцатого созыва.
- Российские аэрокосмические инженеры
- советские авиакосмические инженеры
- Советские изобретатели
- Конструкторы самолетов
- Русские инженеры 20 века
- Антонов
- Yakovlev
- Выпускники Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого
- Действительные члены Академии наук СССР.
- Герои Социалистического Труда
- Лауреаты Сталинской премии
- Лауреаты Ленинской премии
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени.
- российские изобретатели