Антонов Ан-72
Ан-72 | |
---|---|
![]() | |
Ан-72 ВВС России на коротком заходе в аэропорт Чкаловский | |
Роль | Транспортный самолет |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Производитель | Антонов |
Первый полет | 31 августа 1977 г. [1] |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | Воздушно-космические силы России |
Произведено | 1977 – настоящее время |
Количество построенных | 195 (72-й и 74-й годы) [2] |
Варианты | Антонов Ан-74 |
Развитый в | Антонов Ан-71 |
Антонов Ан-72 ( название НАТО : Coaler ) — советский транспортный самолет , разработанный компанией «Антонов» . Он проектировался как транспортный самолет взлета и посадки и предназначался для замены Ан-26 . [3] но варианты нашли успех в качестве коммерческих грузовых судов.
Ан-72 и родственный Ан-74 получили свое прозвище «Чебурашка » из-за больших воздухозаборников двигателя, которые напоминают огромные уши популярного советского мультипликационного персонажа с таким же именем.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]
Ан-72 впервые поднялся в воздух 31 августа 1977 года и, вероятно, был разработан как ответ на так и не производившийся самолет ВВС США по усовершенствованному среднему транспортному средству взлета и посадки (AMST), начатый десятью годами ранее. [4] Выпускаемый в тандеме с Ан-72 вариант Ан-74 добавляет возможность эксплуатации в суровых погодных условиях полярных регионов, поскольку может быть оснащен колесно-лыжным шасси , противообледенительным оборудованием и рядом других модернизаций. , что позволяет самолету поддерживать операции в Арктике или Антарктике. Другие версии Ан-72 включают VIP-транспортный Ан-72С и морской патрульный самолет Ан-72П .
Его первый полет был совершен 31 августа 1977 года, но производство началось в конце 1980-х годов. Силовая установка — двигатель Лотарева Д-36 турбовентиляторный . [5] Ан-72 напоминает неудачный Боинг YC-14 , [6] конструкция прототипа начала 1970-х годов (проект представлен ВВС США в феврале 1972 года, [7] ), в котором также использовались крылатые двигатели и эффект Коанды .
В задней части фюзеляжа самолета имеется откидная погрузочная рампа с задним обтекателем, который сдвигается назад и вверх, освобождая проем. До 7,5 тонн (7,4 длинных тонны; 8,3 коротких тонны) можно сбрасывать по воздуху, имея складные боковые сиденья для 52 пассажиров.
Сообщалось, что в 2018 году шесть самолетов Ан-72 были модернизированы для ВКС и ВМФ России, чтобы иметь больше топлива и полезной нагрузки для арктических операций. [8]
Операция
[ редактировать ]Ан-72 имеет возможности взлета и посадки; его разбег при взлете составляет 620 м (2000 футов), а посадочный разбег - 420 м (1400 футов). [9] Этот самолет был разработан для использования на неподготовленных поверхностях; его прочная ходовая часть и шины высокой проходимости позволяют работать на песке , траве или других грунтовых поверхностях.
Варианты
[ редактировать ]
- Ан-71 «Сумасшедший»: прототип самолета ДРЛО, разработанный на базе Ан-72.
- Ан-72 «Уголь-А»: Предсерийный самолет. Два летных прототипа, один планер для статических испытаний и восемь предсерийных машин.
- Ан-72А «Уголь-С»: начальная серийная машина взлета и посадки с удлиненным фюзеляжем и увеличенным размахом крыла.
- Ан-72АТ – «Угольщик-С»: грузовая версия Ан-72А, совместимая со стандартными международными транспортными контейнерами.
- Ан-72С – «Угольник-С»: представительский VIP- транспорт, оснащенный камбузом в передней кабине, зонами работы и отдыха в центральной кабине и 24 креслами в задней кабине, также может быть переконфигурирован для перевозки грузов или 38 пассажиров или как санитарная санитарная машина с восемью носилками.
- Ан-72П : Патрульный самолет. Вооружен одной 23-миллиметровой (0,91 дюйма) пушкой ГШ-23Л, а также бомбами и/или ракетами. [10]
- Ан-72Р (также известный как Ан-72БР ): прототип самолета электронной разведки (ELINT) с конформными обтекателями антенн, идущими по обеим сторонам фюзеляжа. [11] Во время разработки был известен как «Самолет 88» и ошибочно назывался Ан-88 .
- Ан-72-100 : Демилитаризованный Ан-72. [11]
- Ан-72-100Д : Демилитаризованный Ан-72С. [11]
- Ан-74 : модель поддержки Арктики и Антарктики с местом для пяти членов экипажа, увеличенным запасом топлива, более крупным радаром в выпуклом носовом обтекателе, улучшенным навигационным оборудованием, улучшенным противообледенительным оборудованием и может быть оснащен колесно-лыжным шасси .
Операторы
[ редактировать ]


Гражданские операторы
[ редактировать ]Всего в августе 2006 года Ан-72 и Ан-74 находился 51 самолет в эксплуатации авиакомпании . Основными операторами были Badr Airlines (три) и Shar Ink (восемь). Этот самолет эксплуатировали еще около 17 авиакомпаний. [ нужна ссылка ] Текущие гражданские операторы:
Военные операторы
[ редактировать ]По состоянию на декабрь 2021 года на военной службе находится 45 самолетов: [12]
Ангола
- Ангольские ВВС : 6
Демократическая Республика Конго
Казахстан
- ВВС Казахстана : 1
Ливия
- Ливийские ВВС : 1
Россия
- ВКС России : 31
- ВМФ России : 5
Украина
- Украинская национальная гвардия : минимум 2 [13]
Бывшие военные операторы
[ редактировать ]Армения
Экваториальная Гвинея
Грузия
Ливия
Молдавия
- Молдавские ВВС : 2
Перу
- Перуанские ВВС : 2 (эксплуатировались до конца 1990-х годов и проданы на гражданский рынок)
Советский Союз

Аварии и происшествия
[ редактировать ]По состоянию на май 2022 г. [update]Всего известно 24 катастрофы и инцидента с участием Ан-72 или Ан-74; из них следующие со смертельным исходом: [14]
- 17 сентября 1991 г. - CCCP-74002 предпринял попытку взлета из аэропорта Ленска перегруженного рыбой . Все 13 пассажиров погибли в результате крушения самолета в 4 километрах (2,5 мили) от аэропорта. [15]
- 10 февраля 1995 г. - Ан-72 самолет-преследователь потерпел столкновение в воздухе , следуя за прототипом самолета Ан-70 во время испытательного полета. В результате столкновения Ан-70 врезался в лесную местность, в результате чего погибли все семь членов экипажа Ан-70. [16] Ан-72 лишился правого подкрылка . [17] но он смог благополучно вернуться на базу. [16]
- 22 декабря 1997 г. — ER-ACF, самолет Ан-72 исчез во время грузового рейса из аэропорта Порт-Буэ , Кот-д'Ивуар, в аэропорт Рунду , Намибия . Самолет и пять членов его экипажа бесследно исчезли над Южной Атлантикой . Причина инцидента остается невыясненной. [18]
- 23 апреля 2006 г. - UR-74038, перевозивший продовольственную помощь в Чад из Ливии, разбился в Камеруне, в результате чего погибли все шесть членов экипажа. [19] [20]
- 27 ноября 2006 г. - Ан -72 ВВС Корпуса стражей исламской революции разбился после взлета из международного аэропорта Мехрабад в Тегеране, в результате чего погибли 37 из 38 находившихся на борту. [21]
- 25 декабря 2012 г. — Ан-72, на борту которого находились казахстанские пограничники, разбился в Шымкенте , в результате чего погибли все 27 человек, находившиеся на борту. [22] [23]
- 10 октября 2019 г. - разбился Ан-72 ВВС ДРК с 4 членами экипажа и 4 пассажирами в Конго ; никто не выжил. [24] [25]
Технические характеристики (Ан-72)
[ редактировать ]
Данные из Энциклопедии русской авиации 1875–1995 гг. «Скопа». [26]
Общие характеристики
- Экипаж: пять
- Вместимость: до 52 пассажиров или 10 тонн груза.
- Длина: 28,07 м (92 фута 1 дюйм)
- Размах крыльев: 31,89 м (104 футов 7,5 дюйма)
- Высота: 8,65 м (28 футов 4,5 дюйма)
- Площадь крыла: 98,62 м 2 (1062 кв. фута)
- Пустой вес: 19 050 кг (42 000 фунтов)
- Полная масса: 34 500 кг (76 058 фунтов)
- Силовая установка: 2 турбовентиляторных двигателя Лотарева Д-36 серии 1А с тягой 63,9 кН (14 330 фунтов силы) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 700 км/ч (435 миль/ч, 378 узлов)
- Дальность действия: 4325 км (2688 миль, 2336 миль)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ QuinteroCompany [@AntonovCompany] (31 августа 2018 г.). «31 августа 1977 года самолет Ан72 впервые поднялся в небо с аэродрома Святошин в Киеве. Ан-72 — первый самолет семейства самолетов Антонова. Первый полет выполнил экипаж в составе В. Терсьё, капитан, С. Кинтеро, второй пилот» ( Твит ) – через Twitter .
- ^ «Реестр: Кинтеро Ан-72» Реестр: Антонов Ан-72/74 [Реестр: Антонов Ан-72]. RussianPlanes.net (на русском языке). Архивировано из оригинала 12 мая 2022 г. Проверено 26 мая 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Фроули, Джерард (2002). Международный справочник военных самолетов, 2002–2003 гг . Фишвик, АКТ, Австралия: Aerospace Publications Pty Ltd., с. 27. ISBN 1-875671-55-2 .
- ^ «Ан-72 Уголь (Антонов)» . GlobalSecurity.org . 09.07.2011. Архивировано из оригинала 27 мая 2022 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ Пенни, Стюарт (4 августа 1999 г.). «Справочник военных самолетов. Часть 1» . Лондон : FlightGlobal . Архивировано из оригинала 27 мая 2022 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ Свитман, Билл (21 января 1978 г.). «Представлен новый грузовой корабль «Стол»» . Рейс Интернешнл . п. 163. Архивировано из оригинала 1 февраля 2014 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ «1975 — 0194 — Архив полетов» . Архивировано из оригинала 27 ноября 2015 г. Проверено 26 ноября 2015 г.
- ^ «Россия модернизирует самолеты Ан-72 для арктических операций» . Распознавание воздуха . 08.06.2018. Архивировано из оригинала 12 июня 2018 г. Проверено 10 июня 2018 г.
- ^ «Технические характеристики» . Архивировано из оригинала 7 января 2009 г. Проверено 25 июня 2009 г.
- ^ Руководство Джейн по распознаванию самолетов (2-е изд.). Информационные службы Джейнс . 22 сентября 1999 г. ISBN 978-0-00-472212-2 . ОЛ 7257432М . Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Антонов Ан-72 и Ан-74» . AirVectors .
- ^ «ВВС мира 2022» . FlightGlobal . Архивировано из оригинала 8 февраля 2022 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ "Парад в честь 30-летия независимости Украины. Авиационная часть парада - Авиамузей" . aviamuseum.com.ua . Retrieved 2023-04-15 .
- ^ «База данных ASN по авиационной безопасности» . Сеть авиационной безопасности . Архивировано из оригинала 27 мая 2022 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ «АСН Авиакатастрофа Антонов Ан-74 CCCP-74002 Аэропорт Ленск» . Сеть авиационной безопасности . Архивировано из оригинала 27 мая 2022 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Велович, Александр (22 февраля 1995 г.). «Крушение Ан-70 угрожает будущему программы» . Рейс Интернешнл . Том. 147, нет. 4460. с. 8. ISSN 0015-3710 . Архивировано из оригинала 11 сентября 2016 г. Проверено 12 сентября 2016 г.
- ^ «В катастрофе Ан-70 виноват человеческий фактор» . Рейс Интернешнл . Том. 147, нет. 4464. 22 марта 1995 г. п. 19. ISSN 0015-3710 . Архивировано из оригинала 11 сентября 2016 г. Проверено 12 сентября 2016 г.
- ^ «ASN Авиационная катастрофа Антонов Ан-72 ER-ACF между Абиджаном и Рунду» . Сеть авиационной безопасности . Архивировано из оригинала 4 ноября 2012 г. Проверено 27 июня 2011 г.
- ^ «АСН Авиакатастрофа Антонов Ан-74ТК-200 УР-74038 Куссери» . Сеть авиационной безопасности . Архивировано из оригинала 21 февраля 2013 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ «Камерун: Le Crash d'un Cargo Militaire Libyen à Kousseri Fait Six Morts» [Камерун: В результате крушения ливийского военного грузового корабля в Куссери погибло шесть человек]. Гранд-Норд Камерун (на французском языке). 25 апреля 2006 г. Архивировано из оригинала 27 мая 2022 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ «ASN Авиакатастрофа Антонов Ан-74Т-200 15-2255 Аэропорт Тегеран-Мехрабад (THR)» . Сеть авиационной безопасности . Архивировано из оригинала 21 февраля 2013 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ То, Мэвис (26 декабря 2012 г.). «Ан-72 разбился в Казахстане, погибли 27 человек» . Флайтглобал . Сингапур . Архивировано из оригинала 30 декабря 2012 г.
- ^ «В Казахстане разбился военный самолет с 27 грузами» . Агентство Франс-Пресс . 25 декабря 2012 г. Архивировано из оригинала 28 декабря 2012 г. Проверено 25 декабря 2012 г.
- ^ «Место крушения Ан-72 находится в Демократической Республике Конго» . ТАСС . Москва . 11.10.2019. Архивировано из оригинала 27 мая 2022 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ «АСН Авиакатастрофа Антонов Ан-72 ЕК-72903 Коле» . Сеть авиационной безопасности . Архивировано из оригинала 27 мая 2022 г. Проверено 27 мая 2022 г.
- ^ Ганстон, Билл (11 сентября 1995 г.). Энциклопедия русской авиации «Оспри» 1875–1995 гг . Лондон : Издательство Osprey. ISBN 978-1-85532-405-3 . ОЛ 8992870М .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Семейство Ан-72/Ан-74 (данные по Ан-72А и список всех известных вариантов семейства Ан-72/Ан-74)
- Снимки Ан-74
- Модификация Ан-74ТК-300 на сайте Антонова
- Модификация Ан-74Т на сайте Антонова
- Ан-74Т-200А ИНФОРМАЦИЯ
- Ан-74ТК-300Д ИНФОРМАЦИЯ
- «Ан-71, О.К.Антонов «Сумасшедший» » . Музей российской авиации . 18 июня 1999 г. Архивировано из оригинала 01 декабря 2017 г.
- Статья об Ан-71, изображения заархивированы 22 сентября 2009 г. на Wayback Machine.
- Технические характеристики Ан-71 на globalsecurity.org