Антонов Ан-325
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2022 г. ) |
Ан-325 | |
---|---|
![]() | |
Иллюстрация Ан-325, запускающего британский космический корабль HOTOL . | |
Роль | Негабаритный грузовой самолет |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Дизайнерская группа | Антонов |
Построено | Серийный завод Антонов |
Статус | Отменено |
Основной пользователь | Советский Союз |
Разработано на основе | Антонов Ан-225 Мрия |
Антонов Ан-325 ( укр . Антонов Ан-325 ) — предполагаемая эволюция Ан-225 «Мрия», предназначенная для вывода космических аппаратов различного назначения на круговые , эллиптические и высококруговые орбиты , включая геостационарную орбиту . Планировалось, что это будет увеличенная и улучшенная версия Ан-225, но так и не построили. [1]
История
[ редактировать ]Разработка
[ редактировать ]В 1980-х годах Советский Союз реализовал проект Многоцелевой аэрокосмической системы (МАКС). [2] Суть его заключалась в использовании самолета-носителя Ан-325 (на базе «Мрии») для вывода на орбиту самолета. Согласно проекту, на высоте десять тысяч метров носитель должен был совершить «горку» с отделением от самолета-«челнока» в момент снижения. После отделения орбитальный самолет должен был выйти на орбиту на собственных двигателях, а Ан-325 должен был уйти на посадку. Рассмотрены преимущества МАКСа: отсутствие связи с космодромом, возможность спасения экипажей космических объектов и высотной разведки. [ нужна ссылка ]
Идея запуска космических аппаратов с помощью воздушного старта существовала давно. [3] С момента создания самолета Ан-124 «Руслан» возникла идея создания системы запуска космической ракеты на высоту 8-11 километров и вывода ее полезной нагрузки на орбиту. [4] Подобные концепции возникли в Европе и Северной Америке. Пока СССР работал над созданием МАКС, другие страны работали над собственными авиационными ракетами. Один из них был от Соединенного Королевства, разрабатывавшего HOTOL в те же сроки. С появлением в СССР Ан-225 и его проектированием для запуска подобных изделий с воздуха возникла идея объединения проектов.
Британское участие
[ редактировать ]В июле 1990 года компания British Aerospace и Министерство авиационной промышленности СССР договорились изучить возможность запуска по воздуху промежуточной версии HOTOL с задней части советского тяжелого транспортного самолета Ан-225. [5] Шестимесячная совместная программа исследований осуществлялась одновременно в Советском Союзе и Великобритании, при этом данные и анализы обменивались между двумя организациями, что привело к разработке Ан-325. [6]
в Париже были представлены Ан-225 и 250-тонный многоразовый космический корабль Interim HOTOL разработки компании British Aerospace в рамках совместной международной аэрокосмической системы для программы исследования околоземного космического пространства В июне 1991 года в штаб-квартире Европейского космического агентства . По сравнению с вертикальным запуском реализация этого проекта обещала четырехкратное снижение стоимости размещения полезной нагрузки на орбите. Помимо прочего, HOTOL мог бы более эффективно решать вопрос доставки экипажей на орбитальные станции и удаления их оттуда в экстренных случаях. [4] [6]
Однако из-за сложности и технологических ограничений на тот момент это не обеспечило реализацию такого проекта в один этап. Ни правительство Великобритании в то время, ни ЕКА, занятое собственными проектами «Гермес» и «Ариан-5» , не согласились финансировать эти работы. [7] В конце концов финансирование прекратилось, разработка остановилась, и проект был заморожен более чем на 20 лет. Затем ситуация усугубилась из-за экономических проблем и распада Советского Союза , что привело к его отмене. Лишь в 2012 году проект получил интерес, и на данный момент [ когда? ] для частной авиации это все еще обсуждается. [2]
Проект
[ редактировать ]Ан-325 должен был иметь два дополнительных двигателя, которые должны были быть установлены на соответствующих внутренних опорах двигателя аналогично американскому Boeing B-47 . В результате получился бы восьмимоторный самолет с шестью мотогондолами . [1] Ан-325 был спроектирован на базе Ан-225, с отличием в увеличении габаритов и добавлении дополнительного отсека для авиационного топлива. Поскольку вес топлива, которое мог нести самолет, превышал объем пространства, которое мог вместить самолет, Ан-325 был оборудован ракетой на фюзеляжных креплениях для перевозки подвесного бака. [2] [6]
В случае промежуточного HOTOL он будет доставлен Ан-325 в течение примерно часового полета на высоту 9 км, а соответствующая точка выброса будет достигнута после жидкого водорода / жидкого кислорода подачи на орбитальный аппарат на земля. С высоты примерно 9,4 км Ан-325 начинал мелкое пикирование, ненадолго увеличивая угол примерно на 15 секунд, чтобы освободить орбитальный аппарат, а затем продолжал пикирование, чтобы избежать шлейфа выхлопных газов двигателя. Четыре двигателя автомобиля временного HOTOL запускались попарно непосредственно перед и сразу после выпуска, а последовательность зажигания завершалась через 4–6 секунд. После завершения отделения Ан-325 успешно вернется на землю. [6] Самолет, так и не вышедший из стадии проектирования, предназначался в качестве стартовой платформы для российских и зарубежных космических кораблей.
См. также
[ редактировать ]- Воздушный авианосец - тип базового самолета, который может нести, запускать, извлекать и поддерживать другие самолеты меньшего размера.
Связанные разработки
- Антонов Ан-225 Мрия - советский / украинский тяжелый стратегический грузовой самолет.
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Самолет-челнок - сильно модифицированные авиалайнеры Боинг 747, которые НАСА использовало для перевозки орбитальных кораблей Спейс Шаттл.
- Конрой Виртус - Предлагаемый американский большой транспортный самолет, предназначенный для перевозки космического корабля "Шаттл".
- Мясищев ВМ-Т - Переоборудование советского бомбардировщика М-4 Молот для перевозки негабаритных грузов.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Ван Пелт, Мишель (2017). Миссии мечты: космические колонии, ядерный космический корабль и другие возможности . Чам, Швейцария. ISBN 978-3-319-53941-6 . OCLC 988079649 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с "Грузовой самолет АН-325 |" . 2016-11-10 . Retrieved 2022-11-13 .
- ^ БОК, Э.; ПЕТЕРС, К.; СИДЕН, Л. (4 февраля 1970 г.). «Характеристики ступени космического корабля-челнока, предназначенного для запуска на корабле-челноке Земля-орбита» . Совещание по перспективному космическому транспорту . Рестон, Вириджина: Американский институт аэронавтики и астронавтики. дои : 10.2514/6.1970-268 .
- ^ Перейти обратно: а б "Грузовой самолет АН-325: stailker" . 2016-12-14. Archived from the original on 2016-12-14 . Retrieved 2022-11-13 .
- ^ Чифу (01.11.2019). «История советской и российской космонавтики. Часть XXIV» . LOGOUT.hu (на венгерском языке) . Проверено 17 ноября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д ПАРКИНСОН, Р. (17 августа 1991 г.). «Ракета-носитель Ан-225/Временный Хотол» . 3-я Международная конференция аэрокосмических самолетов . Рестон, Вириджина: Американский институт аэронавтики и астронавтики. дои : 10.2514/6.1991-5006 .
- ^ "Cамолет Ан-225 «Мрія» — несбывшаяся мечта" . hvylya.net (in Russian). 2018-12-16 . Retrieved 2022-11-22 .