Антонов Ан-10
Ан-10 Украина | |
---|---|
![]() | |
Роль | Авиалайнер |
Производитель | Антонов |
Дизайнер | Н.С. Трученков, В.Н. Гельприн. [ 1 ] |
Первый полет | 7 марта 1957 г. [ 1 ] |
Введение | 1959 |
Ушедший на пенсию | 1974 |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основной пользователь | Аэрофлот |
Количество построенных | 104 [ 1 ] |
Развитый в | Антонов Ан-12 |
Антонов Ан-10 Украина ( украинский : Антонов Ан-10 Украина , букв. «Украина»; отчетное название НАТО : Cat ) — четырехмоторный турбовинтовой пассажирский транспортный самолет, разработанный в Советском Союзе . [ 1 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]

Разработка четырехмоторного авиалайнера, предназначенного для использования на маршрутах протяженностью от 500 до 2000 километров (от 310 до 1240 миль), началась в конце 1955 года. По мотивам Изделие Н" ( Изделие - изделие) пассажирской версии Ан-8 " ОКБ Антонова разработало Изделие У» четырехмоторный самолет « («У» от «Универсал»). Компоновка аналогична Ан-8, но с увеличенными габаритами и гермофюзеляжем круглого сечения. [ 1 ] В начале процесса проектирования выбор двигателей был между Кузнецовым НК-4 и Ивченко АИ-20 , и, несмотря на превосходные характеристики, Кузнецов НК-4 был исключен и выбран Ивченко АИ-20, отчасти по вине ЦК Коммунистическая партия Украины, которая хотела, чтобы как можно больше продукции производилось в Украине, где находился завод Ивченко. [ 1 ]
Первый прототип поднялся в воздух 7 марта 1957 года, продемонстрировав плохую курсовую устойчивость, что привело к созданию более высокого вертикального киля, а затем и шестиугольных вспомогательных килей на концах хвостового оперения. Поступив в производство на заводе № 64 в Воронеже в 1957 году, первые три самолета были поставлены с двигателями Кузнецова НК-4 из-за отсутствия двигателей Ивченко АИ-20. С 1958 года на серийные самолеты поставлялись двигатели Ивченко АИ-20А, которые имели больший срок службы и характеристики, сравнимые с двигателями Кузнецова. [ 1 ] Новый самолет впервые был представлен публике в июле 1957 года; конструкция была одобрена к серийному производству после завершения испытаний в июне 1959 года. [ 1 ] Аэрофлот начал эксплуатацию Ан-10 с 22 июля 1959 года по маршруту Москва — Симферополь .
Кабина, рассчитанная на 85 мест, была просторной и хорошо оборудованной, с удобными сиденьями, широко расставленными, что давало много места для ног, но из-за низкого пола кабины и большого диаметра оставалось много неиспользуемого пространства, что ограничивало объем багажа и груза. Неэффективное использование объема кабины во многом способствовало низкому соотношению полезная нагрузка к массе, которое было намного ниже, чем у современного Ил-18 , но все же было выше, чем у Ту-104 . В более поздней серийной версии Ан-10А были решены некоторые проблемы эффективности за счет увеличения количества мест с 85 до 89 и 100 (в двух версиях Ан-10А), затем до 117–118 и, наконец, до 132 за счет сокращения. шаг сидений и изменение компоновки салона. [ 1 ] Ан-10А, оснащенный двигателями Ивченко АИ-20К, продемонстрировал превосходные характеристики и увеличенную максимальную грузоподъемность до 14,5 тонн (31 970 фунтов). Вспомогательные концевые стабилизаторы со временем уступили место улучшенным раздвинутым подфюзеляжным килям под задней частью фюзеляжа. Путевая устойчивость стала лучше, а новые подфюзеляжные стабилизаторы также улучшили продольную устойчивость при высоких перегрузках и при заходе на посадку, а также задержали начало махового бачка до М0,702. Из-за размещения в зоне отрыва потока новые брюшные плавники вызывали неприятные вибрации. По результатам летных испытаний и как минимум двух катастроф со смертельным исходом на всех оставшихся самолетах была установлена эффективная противообледенительная система хвостового оперения. [ 1 ]
Операционная история
[ редактировать ]
Всего было построено 104 самолета, включая прототипы и планеры для статических испытаний, поступившие на вооружение гражданской авиации Украины Аэрофлота Управления с 27 апреля 1959 года. [ 1 ] оказался популярным благодаря большому грузовому объему (при наличии уменьшенного количества сидячих мест) и отличным полевым характеристикам, что делает самолет пригодным для использования на небольших неосвоенных аэродромах. Бюро «Антонов» одновременно разработало и производило средний военно-транспортный Ан-8 , гражданский авиалайнер и военно-десантный транспортный Ан-10, а также Ан-12 . военно-грузовой [ 1 ]
16 ноября 1959 года CCCP-11167 разбился на конечном этапе захода на посадку недалеко от Львова из-за обледенения. [ 2 ]
22 апреля 1962 года Ан-10А, пилотируемый А. Митрониным, установил мировой рекорд скорости на замкнутом контуре на дистанции 500 км, составив в среднем 730,6 км в час (454,0 миль в час). [ 1 ]
26 февраля 1960 года в международном аэропорту Львова имени Данила Галицкого самолет CCCP-11180 разбился из-за снижения продольной устойчивости и управляемости, вызванного обледенением хвостового оперения. [ 1 ]
Военное использование Ан-10 было довольно обширным: 45 Ан-10ТС были построены для ВТА, 16 эксплуатировались исключительно воинскими частями, а остальные 38 были переданы в аренду Министерству гражданской авиации, а также летные самолеты, оставшиеся после вывода из эксплуатации Аэрофлота. . [ 1 ]
18 мая 1972 года при заходе в международный аэропорт «Харьков» Ан-10 разбился , в результате чего погибли восемь членов экипажа и 113 пассажиров. Расследование выявило усталостное растрескивание стрингеров центроплана на многих оставшихся самолетах. После этой аварии Аэрофлот прекратил эксплуатацию Ан-10. [ 3 ]
После вывода из эксплуатации Аэрофлота 27 августа 1972 года 25 самолетов Ан-10А, находившихся в исправном состоянии, были переданы ВВС ( ВВС СССР ) и другим подразделениям МАП (Министерства авиационной промышленности). [ 1 ] до вывода из эксплуатации в 1974 году. Самый последний полет этого типа был завершен к 1983 году.
Некоторые экземпляры сохранились в качестве экспонатов в музеях, некоторые переоборудованы в детские театры (в Киеве, Самаре и Новочеркасске). [ нужна ссылка ]
Операторы
[ редактировать ]Варианты
[ редактировать ]- «Изделие У» — собственное обозначение четырехмоторного пассажирского самолета, заимствованное из проекта «Изделие Н Ан-8». [ 1 ]
- Ан-10 - обозначение прототипа и начальных серийных вариантов с двигателями Кузнецова НК-4 или Ивченко АИ-20А. [ 1 ]
- Ан-10А - серийный самолет с декабря 1959 г. с увеличенной пассажировместимостью, уменьшенной массой пустого/увеличенной грузоподъемностью и двигателями Ивченко АИ-20К. [ 1 ]
- Ан-10АС - несколько самолетов, модифицированных для перевозки небольших грузов без сидений. [ 1 ]
- Ан-10Б (первое использование обозначения) — версия с улучшенной авионикой и вместимостью 118 пассажиров.
- Ан-10Б (второе использование обозначения) - Ан-10А, рассчитанный на перевозку 132 пассажиров. Этого удалось добиться за счет увеличения количества сидений в ряду до семи и добавления еще двух рядов в среднем салоне. Сиденья в передней и средней частях откидывались для удобства пассажиров. Хвост также был модифицирован. Для увеличения дальности полета также были установлены дополнительные топливные баки. Один самолет 1962 года постройки.
- Ан-10Д - проектируемая версия с увеличенной дальностью полета до 3650 км (2268 миль) с топливными баками в торсионе крыла и вместимостью 124 пассажира. Двигатели были перемещены на 1 м (3 фута) наружу, а лопасти гребных винтов были установлены из стекловолокна для снижения шума и повышения эффективности. Изготовление прототипа планировалось на 1960 год.
- Ан-10КП — ( Командный пункт — командный пункт) Одноместный самолет (CCCP-11854), модифицированный как воздушный командный пункт для использования на аэродроме Шперенберг под Берлином в ГДР . [ 1 ]
- An-10TS – ( Transport/Sanitarny – transport/ambulance) 45 aircraft ordered for the VTA ( Voyenno-Transportnaya Aviatsiya – transport air arm), with 38 loaned to the Ministry of Civil Aviation. [ 1 ]
- Ан-10В (позже Ан-16) - Ан-10А с удлиненным на 6 м (20 футов) фюзеляжем и более широким для перевозки 174 пассажиров на дальность 1600 км (990 миль) или 128 пассажиров на дальность 3000 км (1900 миль). ). Разработка началась в 1963 году, но самолет так и не был построен.
- Ан-16 - Ан-10 удлинен на 3 м (9,8 фута) для перевозки 130 пассажиров. Разработка началась в 1957 году, но после заказа на другой вариант самолет так и не был построен.
Аварии и происшествия
[ редактировать ]За свою жизнь Ан-10 пережил 15 аварий, [ 4 ] с 373 погибшими. Ан-10 перевез более 35 миллионов пассажиров и 1,2 миллиона тонн грузов.
- 29 апреля 1958 года Ан-10 (CCCP-L7256) МАП Воронежского АЗ разбился в аэропорту Придача во время испытательного полета из-за отказа двух двигателей, в результате чего погиб один из пяти членов экипажа. Вскоре после взлета двигатель номер один перегрелся и вышел из строя из-за длительной работы на взлетном режиме; система управления двигателем снизила мощность двигателя номер четыре, чтобы избежать асимметричной тяги. Двигатель номер три позже перегрелся и вышел из строя, и мощность двигателя номер два снизилась. Имея всего два двигателя, самолет не смог поддерживать высоту, и экипаж решил совершить вынужденную посадку на пониженном шасси в поле, но при попытке самолет разбился. [ 5 ]
- 16 ноября 1959 года самолет рейс 315 Аэрофлота Ан-10 (CCCP-11167), , вошел в пике и разбился возле аэропорта Снилов из-за обледенения хвоста, в результате чего погибли все 40 находившихся на борту самолетов. Выяснилось, что Ан-10 уязвим в условиях обледенения. [ 6 ]
- 26 февраля 1960 года рейс 315 Аэрофлота самолет Ан-10А (CCCP-11180), , вошел в пикирование на подходе к аэропорту Снилов из-за обледенения хвостового оперения. Хотя экипажу удалось восстановить управление, самолет снова вошел в пике и разбился, в результате чего погибли 32 из 33 находившихся на борту. После этой аварии и крушения Ан-10 CCCP-11167 в 1959 году были усовершенствованы системы защиты стабилизатора от обледенения, и пилоты не могли выбирать закрылки более чем на 15 градусов в известных условиях обледенения. [ 7 ]
- 27 января 1962 года Ан-10 Аэрофлота (CCCP-11148) разбился недалеко от аэропорта Баратаевка во время испытательного полета после того, как пропеллер номер четыре перевернулся, в результате чего погибли 13 из 14 находившихся на борту. [ 8 ]
- 28 июля 1962 года самолет Ан-10А (CCCP-11186), выполнявший рейс 415 Аэрофлота , врезался в гору в 13 милях к юго-востоку от аэропорта Адлера/Сочи при заходе на посадку из-за ошибок диспетчера УВД, в результате чего погиб весь 81 человек, находившийся на борту. [ 9 ]
- 8 февраля 1963 года Ан-10А Аэрофлота (CCCP-11193) заглох и разбился недалеко от Сыктывкара во время тренировочного полета из-за тройного отказа двигателей из-за попадания льда, в результате чего погибли семь членов экипажа. [ 10 ]
- 8 августа 1968 года самолет Ан-10А Аэрофлота (CCCP-11172) разбился при посадке в аэропорту Мирный из-за того, что при опускании шасси отвалилось левое основное шасси; жертв не было. [ 11 ]
- 12 октября 1969 года Ан-10 Аэрофлота (CCCP-11169) после приземления на заснеженную взлетно-посадочную полосу в аэропорту Мирный врезался в траншею; никаких жертв. [ 12 ]
- 15 мая 1970 года Ан-10 Аэрофлота (CCCP-11149) потерял управление и разбился в Кишиневе (ныне Кишинев ) при выполнении двухмоторного ухода на второй круг во время тренировочного полета, в результате чего погибли 11 членов экипажа. [ 13 ]
- 8 августа 1970 года самолет Ан-10А (CCCP-11188), рейс 888 Аэрофлота, совершил вынужденную посадку в поле в 24 милях к северу от аэропорта Кишинева после пожара в полете, вызванного неконтролируемым отказом двигателя, в результате чего погиб один из 114 находившихся на борту самолетов. . [ 14 ]
- 31 марта 1971 года самолет Аэрофлота, рейс 1969 Ан-10 (CCCP-11145) , разбился при подлете к Ворошиловграду (ныне Луганск ) из-за необъяснимого отделения крыла, в результате чего погибли все 65 человек, находившихся на борту. [ 15 ]
- 12 октября 1971 года у самолета Ан-10 Аэрофлота (CCCP-11137) при посадке в Кишиневе сломалось шасси; никаких жертв. [ 16 ]
- В феврале 1972 года самолет Ан-10 Аэрофлота (CCCP-11142) сгорел при пожаре на АРЗ-412 в ростовском аэропорту. [ 17 ]
- 30 апреля 1972 года самолет Ан-10 Аэрофлота (CCCP-11159) получил серьезные повреждения после жесткой посадки в аэропорту Внуково; никаких жертв. [ 18 ]
- 18 мая 1972 года самолет Ан-10А (CCCP-11215), рейс 1491 Аэрофлота , разбился при подлете к аэропорту Харькова после того, как оба крыла отделились из-за усталостного разрушения центральной панели крыла, в результате чего погибли все 122 человека, находившиеся на борту. После этой аварии Аэрофлот списал Ан-10.
Технические характеристики (Ан-10А)
[ редактировать ]
Данные советских транспортных самолетов с 1945 г. [ 19 ] Все самолеты мира Джейн, 1970–71 гг. [ 20 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 4 летного экипажа + бортпроводник.
- Вместимость: 100 или 130 человек / 14 500 кг (32 000 фунтов)
- Длина: 34 м (111 футов 7 дюймов)
- Размах крыльев: 38 м (124 футов 8 дюймов)
- Высота: 9,83 м (32 фута 3 дюйма)
- Площадь крыла: 120 м 2 (1300 кв. футов)
- Объем: 222 м 3 (7800 куб. футов) объем кабины
- Объем подпольного трюма: 32 м 3 (1100 куб. футов)
- Максимальный взлетный вес: 55 100 кг (121 475 фунтов)
- Запас топлива: 13 000 л (3 400 галлонов США; 2 900 имп галлонов) (10 250 кг (22 600 фунтов))
- Силовая установка: 4 двигателя Ивченко АИ-20К турбовинтовых мощностью 3000 кВт (4000 л.с.) каждый (эквивалент).
- Гребные винты: 4-лопастные гребные винты постоянной скорости реверсивного шага AV-68, диаметр 4,5 м (14 футов 9 дюймов).
Производительность
- Максимальная скорость: 715 км/ч (444 миль/ч, 386 узлов)
- Крейсерская скорость: 680 км/ч (420 миль в час, 370 узлов) максимум на высоте 10 000 м (33 000 футов).
- Экономичная крейсерская скорость: 630 км/ч (390 миль в час; 340 узлов) на высоте 10 000 м (33 000 футов).
- Взлетная скорость: 190–210 км/ч (120–130 миль в час; 100–110 узлов)
- Дальность: 1200 км (750 миль, 650 миль) с максимальной полезной нагрузкой + запас топлива на 60 минут.
- 4075 км (2532 миль) с максимальным запасом топлива, полезной нагрузкой 8440 кг (18610 фунтов) и без резервов
- Практический потолок: 10 200 м (33 500 футов)
- Нагрузка на крыло: 430 кг/м 2 (88 фунтов/кв. футов)
- Мощность/масса : 4,4 кг/кВт (7,2 фунта/л.с.)
- Посадочный разбег: 500–650 м (1640–2130 футов) с обратным шагом.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Gordon, Yefim; Komissarov, Dmitry (2007). Antonov An-12 : the Soviet Hercules . Hinkley: Midland. ISBN 978-1-85780-255-9 .
- ^ «Понедельник, 16 ноября 1959 года» . Aviation-safety.net . Сеть авиационной безопасности . Проверено 21 июля 2019 г.
- ^ Геро, Дэвид (1996). Авиационные катастрофы, второе издание . Патрик Стивенс Лимитед. п. 105.
- ^ Ратнер, Харро. «Сеть авиационной безопасности > База данных авиационной безопасности ASN > Индекс типа воздушного судна > Антонов Ан-10 > Статистика Антонова Ан-10» . Aviation-safety.net . Проверено 30 марта 2019 г.
- ^ Описание происшествия для CCCP-L7256 в Сети авиационной безопасности . Проверено 24 августа 2021 г.
- ^ Рантер, Харро. «АСН Авиакатастрофа Антонов Ан-10 CCCP-11167 Аэропорт Львов-Снилов (LWO)» . Aviation-safety.net . Проверено 4 июня 2022 г.
- ^ Рантер, Харро. «АСН Авиакатастрофа Антонов Ан-10А CCCP-11180 Аэропорт Львов-Снилов (LWO)» . Aviation-safety.net . Проверено 4 июня 2022 г.
- ^ Описание происшествия для CCCP-11148 в Сети авиационной безопасности . Проверено 24 августа 2021 г.
- ^ Рантер, Харро. «ASN Авиакатастрофа Антонов Ан-10А CCCP-11186 Адлер/Аэропорт Сочи (AER)» . Aviation-safety.net . Проверено 4 июня 2022 г.
- ^ Описание происшествия для CCCP-11193 в Сети авиационной безопасности . Проверено 24 августа 2021 г.
- ^ Описание происшествия для CCCP-11172 в Сети авиационной безопасности . Проверено 24 августа 2021 г.
- ^ Описание происшествия для CCCP-11169 в Сети авиационной безопасности . Проверено 24 августа 2021 г.
- ^ Описание происшествия для CCCP-11149 в Сети авиационной безопасности . Проверено 24 августа 2021 г.
- ^ Описание происшествия для CCCP-11188 в Сети авиационной безопасности . Проверено 24 августа 2021 г.
- ^ Рантер, Харро. «АСН Авиакатастрофа Антонов Ан-10 CCCP-11145 Аэропорт Ворошиловград (ВСГ)» . Aviation-safety.net . Проверено 4 июня 2022 г.
- ^ Описание происшествия для CCCP-11137 в Сети авиационной безопасности . Проверено 24 августа 2021 г.
- ^ Описание происшествия для CCCP-11142 в Сети авиационной безопасности . Проверено 24 августа 2021 г.
- ^ Описание происшествия для CCCP-11159 в Сети авиационной безопасности . Проверено 24 августа 2021 г.
- ^ Страуд, Джон (1968). Советский транспортный самолет с 1945 года . Лондон: Патнэм. п. 63. ИСБН 0-370-00126-5 .
- ^ Тейлор, Джон В.Р., изд. (1970). Джейн «Все самолеты мира», 1970–71 . Лондон: Сэмпсон Лоу, Марстон и компания. п. 480. ИСБН 978-0-354-00067-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ганстон, Билл (1995). Энциклопедия русской авиации 1875–1995 годов «Оспри» . Лондон: Оспри. стр. 23–24. ISBN 1-85532-405-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «База данных происшествий AirDisaster.Com » AirDisaster.Com » База данных происшествий » Подробности авиакатастроф » Антонов АН-10» . airdisaster.com . Архивировано из оригинала 3 сентября 2004 года . Проверено 30 марта 2019 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )