Jump to content

Антонов Ан-10

Ан-10 Украина
Роль Авиалайнер
Производитель Антонов
Дизайнер Н.С. Трученков, В.Н. Гельприн. [ 1 ]
Первый полет 7 марта 1957 г. [ 1 ]
Введение 1959
Ушедший на пенсию 1974
Статус Ушедший на пенсию
Основной пользователь Аэрофлот
Количество построенных 104 [ 1 ]
Развитый в Антонов Ан-12

Антонов Ан-10 Украина ( украинский : Антонов Ан-10 Украина , букв. «Украина»; отчетное название НАТО : Cat ) — четырехмоторный турбовинтовой пассажирский транспортный самолет, разработанный в Советском Союзе . [ 1 ]

Проектирование и разработка

[ редактировать ]
Антонов Ан-10А
Ан-10 на советской почтовой марке 1958 года.

Разработка четырехмоторного авиалайнера, предназначенного для использования на маршрутах протяженностью от 500 до 2000 километров (от 310 до 1240 миль), началась в конце 1955 года. По мотивам Изделие Н" ( Изделие - изделие) пассажирской версии Ан-8 " ОКБ Антонова разработало Изделие У» четырехмоторный самолет « («У» от «Универсал»). Компоновка аналогична Ан-8, но с увеличенными габаритами и гермофюзеляжем круглого сечения. [ 1 ] В начале процесса проектирования выбор двигателей был между Кузнецовым НК-4 и Ивченко АИ-20 , и, несмотря на превосходные характеристики, Кузнецов НК-4 был исключен и выбран Ивченко АИ-20, отчасти по вине ЦК Коммунистическая партия Украины, которая хотела, чтобы как можно больше продукции производилось в Украине, где находился завод Ивченко. [ 1 ]

Первый прототип поднялся в воздух 7 марта 1957 года, продемонстрировав плохую курсовую устойчивость, что привело к созданию более высокого вертикального киля, а затем и шестиугольных вспомогательных килей на концах хвостового оперения. Поступив в производство на заводе № 64 в Воронеже в 1957 году, первые три самолета были поставлены с двигателями Кузнецова НК-4 из-за отсутствия двигателей Ивченко АИ-20. С 1958 года на серийные самолеты поставлялись двигатели Ивченко АИ-20А, которые имели больший срок службы и характеристики, сравнимые с двигателями Кузнецова. [ 1 ] Новый самолет впервые был представлен публике в июле 1957 года; конструкция была одобрена к серийному производству после завершения испытаний в июне 1959 года. [ 1 ] Аэрофлот начал эксплуатацию Ан-10 с 22 июля 1959 года по маршруту Москва — Симферополь .

Кабина, рассчитанная на 85 мест, была просторной и хорошо оборудованной, с удобными сиденьями, широко расставленными, что давало много места для ног, но из-за низкого пола кабины и большого диаметра оставалось много неиспользуемого пространства, что ограничивало объем багажа и груза. Неэффективное использование объема кабины во многом способствовало низкому соотношению полезная нагрузка к массе, которое было намного ниже, чем у современного Ил-18 , но все же было выше, чем у Ту-104 . В более поздней серийной версии Ан-10А были решены некоторые проблемы эффективности за счет увеличения количества мест с 85 до 89 и 100 (в двух версиях Ан-10А), затем до 117–118 и, наконец, до 132 за счет сокращения. шаг сидений и изменение компоновки салона. [ 1 ] Ан-10А, оснащенный двигателями Ивченко АИ-20К, продемонстрировал превосходные характеристики и увеличенную максимальную грузоподъемность до 14,5 тонн (31 970 фунтов). Вспомогательные концевые стабилизаторы со временем уступили место улучшенным раздвинутым подфюзеляжным килям под задней частью фюзеляжа. Путевая устойчивость стала лучше, а новые подфюзеляжные стабилизаторы также улучшили продольную устойчивость при высоких перегрузках и при заходе на посадку, а также задержали начало махового бачка до М0,702. Из-за размещения в зоне отрыва потока новые брюшные плавники вызывали неприятные вибрации. По результатам летных испытаний и как минимум двух катастроф со смертельным исходом на всех оставшихся самолетах была установлена ​​эффективная противообледенительная система хвостового оперения. [ 1 ]

Операционная история

[ редактировать ]
Антонов Ан-10 в Центральном музее ВВС

Всего было построено 104 самолета, включая прототипы и планеры для статических испытаний, поступившие на вооружение гражданской авиации Украины Аэрофлота Управления с 27 апреля 1959 года. [ 1 ] оказался популярным благодаря большому грузовому объему (при наличии уменьшенного количества сидячих мест) и отличным полевым характеристикам, что делает самолет пригодным для использования на небольших неосвоенных аэродромах. Бюро «Антонов» одновременно разработало и производило средний военно-транспортный Ан-8 , гражданский авиалайнер и военно-десантный транспортный Ан-10, а также Ан-12 . военно-грузовой [ 1 ]

16 ноября 1959 года CCCP-11167 разбился на конечном этапе захода на посадку недалеко от Львова из-за обледенения. [ 2 ]

22 апреля 1962 года Ан-10А, пилотируемый А. Митрониным, установил мировой рекорд скорости на замкнутом контуре на дистанции 500 км, составив в среднем 730,6 км в час (454,0 миль в час). [ 1 ]

26 февраля 1960 года в международном аэропорту Львова имени Данила Галицкого самолет CCCP-11180 разбился из-за снижения продольной устойчивости и управляемости, вызванного обледенением хвостового оперения. [ 1 ]

Военное использование Ан-10 было довольно обширным: 45 Ан-10ТС были построены для ВТА, 16 эксплуатировались исключительно воинскими частями, а остальные 38 были переданы в аренду Министерству гражданской авиации, а также летные самолеты, оставшиеся после вывода из эксплуатации Аэрофлота. . [ 1 ]

18 мая 1972 года при заходе в международный аэропорт «Харьков» Ан-10 разбился , в результате чего погибли восемь членов экипажа и 113 пассажиров. Расследование выявило усталостное растрескивание стрингеров центроплана на многих оставшихся самолетах. После этой аварии Аэрофлот прекратил эксплуатацию Ан-10. [ 3 ]

После вывода из эксплуатации Аэрофлота 27 августа 1972 года 25 самолетов Ан-10А, находившихся в исправном состоянии, были переданы ВВС ( ВВС СССР ) и другим подразделениям МАП (Министерства авиационной промышленности). [ 1 ] до вывода из эксплуатации в 1974 году. Самый последний полет этого типа был завершен к 1983 году.

Некоторые экземпляры сохранились в качестве экспонатов в музеях, некоторые переоборудованы в детские театры (в Киеве, Самаре и Новочеркасске). [ нужна ссылка ]

Операторы

[ редактировать ]
 Советский Союз

Варианты

[ редактировать ]
  • «Изделие У» — собственное обозначение четырехмоторного пассажирского самолета, заимствованное из проекта «Изделие Н Ан-8». [ 1 ]
  • Ан-10 - обозначение прототипа и начальных серийных вариантов с двигателями Кузнецова НК-4 или Ивченко АИ-20А. [ 1 ]
  • Ан-10А - серийный самолет с декабря 1959 г. с увеличенной пассажировместимостью, уменьшенной массой пустого/увеличенной грузоподъемностью и двигателями Ивченко АИ-20К. [ 1 ]
  • Ан-10АС - несколько самолетов, модифицированных для перевозки небольших грузов без сидений. [ 1 ]
  • Ан-10Б (первое использование обозначения) — версия с улучшенной авионикой и вместимостью 118 пассажиров.
  • Ан-10Б (второе использование обозначения) - Ан-10А, рассчитанный на перевозку 132 пассажиров. Этого удалось добиться за счет увеличения количества сидений в ряду до семи и добавления еще двух рядов в среднем салоне. Сиденья в передней и средней частях откидывались для удобства пассажиров. Хвост также был модифицирован. Для увеличения дальности полета также были установлены дополнительные топливные баки. Один самолет 1962 года постройки.
  • Ан-10Д - проектируемая версия с увеличенной дальностью полета до 3650 км (2268 миль) с топливными баками в торсионе крыла и вместимостью 124 пассажира. Двигатели были перемещены на 1 м (3 фута) наружу, а лопасти гребных винтов были установлены из стекловолокна для снижения шума и повышения эффективности. Изготовление прототипа планировалось на 1960 год.
  • Ан-10КП — ( Командный пункт — командный пункт) Одноместный самолет (CCCP-11854), модифицированный как воздушный командный пункт для использования на аэродроме Шперенберг под Берлином в ГДР . [ 1 ]
  • An-10TS – ( Transport/Sanitarny – transport/ambulance) 45 aircraft ordered for the VTA ( Voyenno-Transportnaya Aviatsiya – transport air arm), with 38 loaned to the Ministry of Civil Aviation. [ 1 ]
  • Ан-10В (позже Ан-16) - Ан-10А с удлиненным на 6 м (20 футов) фюзеляжем и более широким для перевозки 174 пассажиров на дальность 1600 км (990 миль) или 128 пассажиров на дальность 3000 км (1900 миль). ). Разработка началась в 1963 году, но самолет так и не был построен.
  • Ан-16 - Ан-10 удлинен на 3 м (9,8 фута) для перевозки 130 пассажиров. Разработка началась в 1957 году, но после заказа на другой вариант самолет так и не был построен.

Аварии и происшествия

[ редактировать ]

За свою жизнь Ан-10 пережил 15 аварий, [ 4 ] с 373 погибшими. Ан-10 перевез более 35 миллионов пассажиров и 1,2 миллиона тонн грузов.

  • 29 апреля 1958 года Ан-10 (CCCP-L7256) МАП Воронежского АЗ разбился в аэропорту Придача во время испытательного полета из-за отказа двух двигателей, в результате чего погиб один из пяти членов экипажа. Вскоре после взлета двигатель номер один перегрелся и вышел из строя из-за длительной работы на взлетном режиме; система управления двигателем снизила мощность двигателя номер четыре, чтобы избежать асимметричной тяги. Двигатель номер три позже перегрелся и вышел из строя, и мощность двигателя номер два снизилась. Имея всего два двигателя, самолет не смог поддерживать высоту, и экипаж решил совершить вынужденную посадку на пониженном шасси в поле, но при попытке самолет разбился. [ 5 ]
  • 16 ноября 1959 года самолет рейс 315 Аэрофлота Ан-10 (CCCP-11167), , вошел в пике и разбился возле аэропорта Снилов из-за обледенения хвоста, в результате чего погибли все 40 находившихся на борту самолетов. Выяснилось, что Ан-10 уязвим в условиях обледенения. [ 6 ]
  • 26 февраля 1960 года рейс 315 Аэрофлота самолет Ан-10А (CCCP-11180), , вошел в пикирование на подходе к аэропорту Снилов из-за обледенения хвостового оперения. Хотя экипажу удалось восстановить управление, самолет снова вошел в пике и разбился, в результате чего погибли 32 из 33 находившихся на борту. После этой аварии и крушения Ан-10 CCCP-11167 в 1959 году были усовершенствованы системы защиты стабилизатора от обледенения, и пилоты не могли выбирать закрылки более чем на 15 градусов в известных условиях обледенения. [ 7 ]
  • 27 января 1962 года Ан-10 Аэрофлота (CCCP-11148) разбился недалеко от аэропорта Баратаевка во время испытательного полета после того, как пропеллер номер четыре перевернулся, в результате чего погибли 13 из 14 находившихся на борту. [ 8 ]
  • 28 июля 1962 года самолет Ан-10А (CCCP-11186), выполнявший рейс 415 Аэрофлота , врезался в гору в 13 милях к юго-востоку от аэропорта Адлера/Сочи при заходе на посадку из-за ошибок диспетчера УВД, в результате чего погиб весь 81 человек, находившийся на борту. [ 9 ]
  • 8 февраля 1963 года Ан-10А Аэрофлота (CCCP-11193) заглох и разбился недалеко от Сыктывкара во время тренировочного полета из-за тройного отказа двигателей из-за попадания льда, в результате чего погибли семь членов экипажа. [ 10 ]
  • 8 августа 1968 года самолет Ан-10А Аэрофлота (CCCP-11172) разбился при посадке в аэропорту Мирный из-за того, что при опускании шасси отвалилось левое основное шасси; жертв не было. [ 11 ]
  • 12 октября 1969 года Ан-10 Аэрофлота (CCCP-11169) после приземления на заснеженную взлетно-посадочную полосу в аэропорту Мирный врезался в траншею; никаких жертв. [ 12 ]
  • 15 мая 1970 года Ан-10 Аэрофлота (CCCP-11149) потерял управление и разбился в Кишиневе (ныне Кишинев ) при выполнении двухмоторного ухода на второй круг во время тренировочного полета, в результате чего погибли 11 членов экипажа. [ 13 ]
  • 8 августа 1970 года самолет Ан-10А (CCCP-11188), рейс 888 Аэрофлота, совершил вынужденную посадку в поле в 24 милях к северу от аэропорта Кишинева после пожара в полете, вызванного неконтролируемым отказом двигателя, в результате чего погиб один из 114 находившихся на борту самолетов. . [ 14 ]
  • 31 марта 1971 года самолет Аэрофлота, рейс 1969 Ан-10 (CCCP-11145) , разбился при подлете к Ворошиловграду (ныне Луганск ) из-за необъяснимого отделения крыла, в результате чего погибли все 65 человек, находившихся на борту. [ 15 ]
  • 12 октября 1971 года у самолета Ан-10 Аэрофлота (CCCP-11137) при посадке в Кишиневе сломалось шасси; никаких жертв. [ 16 ]
  • В феврале 1972 года самолет Ан-10 Аэрофлота (CCCP-11142) сгорел при пожаре на АРЗ-412 в ростовском аэропорту. [ 17 ]
  • 30 апреля 1972 года самолет Ан-10 Аэрофлота (CCCP-11159) получил серьезные повреждения после жесткой посадки в аэропорту Внуково; никаких жертв. [ 18 ]
  • 18 мая 1972 года самолет Ан-10А (CCCP-11215), рейс 1491 Аэрофлота , разбился при подлете к аэропорту Харькова после того, как оба крыла отделились из-за усталостного разрушения центральной панели крыла, в результате чего погибли все 122 человека, находившиеся на борту. После этой аварии Аэрофлот списал Ан-10.

Технические характеристики (Ан-10А)

[ редактировать ]

Данные советских транспортных самолетов с 1945 г. [ 19 ] Все самолеты мира Джейн, 1970–71 гг. [ 20 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 4 летного экипажа + бортпроводник.
  • Вместимость: 100 или 130 человек / 14 500 кг (32 000 фунтов)
  • Длина: 34 м (111 футов 7 дюймов)
  • Размах крыльев: 38 м (124 футов 8 дюймов)
  • Высота: 9,83 м (32 фута 3 дюйма)
  • Площадь крыла: 120 м 2 (1300 кв. футов)
  • Объем: 222 м 3 (7800 куб. футов) объем кабины
  • Объем подпольного трюма: 32 м 3 (1100 куб. футов)
  • Максимальный взлетный вес: 55 100 кг (121 475 фунтов)
  • Запас топлива: 13 000 л (3 400 галлонов США; 2 900 имп галлонов) (10 250 кг (22 600 фунтов))
  • Силовая установка: 4 двигателя Ивченко АИ-20К турбовинтовых мощностью 3000 кВт (4000 л.с.) каждый (эквивалент).
  • Гребные винты: 4-лопастные гребные винты постоянной скорости реверсивного шага AV-68, диаметр 4,5 м (14 футов 9 дюймов).

Производительность

  • Максимальная скорость: 715 км/ч (444 миль/ч, 386 узлов)
  • Крейсерская скорость: 680 км/ч (420 миль в час, 370 узлов) максимум на высоте 10 000 м (33 000 футов).
  • Экономичная крейсерская скорость: 630 км/ч (390 миль в час; 340 узлов) на высоте 10 000 м (33 000 футов).
  • Взлетная скорость: 190–210 км/ч (120–130 миль в час; 100–110 узлов)
  • Дальность: 1200 км (750 миль, 650 миль) с максимальной полезной нагрузкой + запас топлива на 60 минут.
4075 км (2532 миль) с максимальным запасом топлива, полезной нагрузкой 8440 кг (18610 фунтов) и без резервов
  • Практический потолок: 10 200 м (33 500 футов)
  • Нагрузка на крыло: 430 кг/м 2 (88 фунтов/кв. футов)
  • Мощность/масса : 4,4 кг/кВт (7,2 фунта/л.с.)
  • Посадочный разбег: 500–650 м (1640–2130 футов) с обратным шагом.

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Gordon, Yefim; Komissarov, Dmitry (2007). Antonov An-12 : the Soviet Hercules . Hinkley: Midland. ISBN  978-1-85780-255-9 .
  2. ^ «Понедельник, 16 ноября 1959 года» . Aviation-safety.net . Сеть авиационной безопасности . Проверено 21 июля 2019 г.
  3. ^ Геро, Дэвид (1996). Авиационные катастрофы, второе издание . Патрик Стивенс Лимитед. п. 105.
  4. ^ Ратнер, Харро. «Сеть авиационной безопасности > База данных авиационной безопасности ASN > Индекс типа воздушного судна > Антонов Ан-10 > Статистика Антонова Ан-10» . Aviation-safety.net . Проверено 30 марта 2019 г.
  5. ^ Описание происшествия для CCCP-L7256 в Сети авиационной безопасности . Проверено 24 августа 2021 г.
  6. ^ Рантер, Харро. «АСН Авиакатастрофа Антонов Ан-10 CCCP-11167 Аэропорт Львов-Снилов (LWO)» . Aviation-safety.net . Проверено 4 июня 2022 г.
  7. ^ Рантер, Харро. «АСН Авиакатастрофа Антонов Ан-10А CCCP-11180 Аэропорт Львов-Снилов (LWO)» . Aviation-safety.net . Проверено 4 июня 2022 г.
  8. ^ Описание происшествия для CCCP-11148 в Сети авиационной безопасности . Проверено 24 августа 2021 г.
  9. ^ Рантер, Харро. «ASN Авиакатастрофа Антонов Ан-10А CCCP-11186 Адлер/Аэропорт Сочи (AER)» . Aviation-safety.net . Проверено 4 июня 2022 г.
  10. ^ Описание происшествия для CCCP-11193 в Сети авиационной безопасности . Проверено 24 августа 2021 г.
  11. ^ Описание происшествия для CCCP-11172 в Сети авиационной безопасности . Проверено 24 августа 2021 г.
  12. ^ Описание происшествия для CCCP-11169 в Сети авиационной безопасности . Проверено 24 августа 2021 г.
  13. ^ Описание происшествия для CCCP-11149 в Сети авиационной безопасности . Проверено 24 августа 2021 г.
  14. ^ Описание происшествия для CCCP-11188 в Сети авиационной безопасности . Проверено 24 августа 2021 г.
  15. ^ Рантер, Харро. «АСН Авиакатастрофа Антонов Ан-10 CCCP-11145 Аэропорт Ворошиловград (ВСГ)» . Aviation-safety.net . Проверено 4 июня 2022 г.
  16. ^ Описание происшествия для CCCP-11137 в Сети авиационной безопасности . Проверено 24 августа 2021 г.
  17. ^ Описание происшествия для CCCP-11142 в Сети авиационной безопасности . Проверено 24 августа 2021 г.
  18. ^ Описание происшествия для CCCP-11159 в Сети авиационной безопасности . Проверено 24 августа 2021 г.
  19. ^ Страуд, Джон (1968). Советский транспортный самолет с 1945 года . Лондон: Патнэм. п. 63. ИСБН  0-370-00126-5 .
  20. ^ Тейлор, Джон В.Р., изд. (1970). Джейн «Все самолеты мира», 1970–71 . Лондон: Сэмпсон Лоу, Марстон и компания. п. 480. ИСБН  978-0-354-00067-3 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Ганстон, Билл (1995). Энциклопедия русской авиации 1875–1995 годов «Оспри» . Лондон: Оспри. стр. 23–24. ISBN  1-85532-405-9 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 40df2aea4d94b160546bf0c164e2ed8d__1715683440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/40/8d/40df2aea4d94b160546bf0c164e2ed8d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Antonov An-10 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)