Aero Spacelines Супер Гуппи
B-377-SG/SGT Супер Гуппи | |
---|---|
Турбина Super Guppy, используемая НАСА | |
Роль | Негабаритный грузовой самолет |
Производитель | Аэро Спейслайнз / Боинг |
Первый полет | 31 августа 1965 г. [1] |
Статус | Действует, управляется НАСА. |
Основные пользователи | Аэрокосмические линии [1] НАСА , Эйрбас , Аэромаритайм [1] |
Количество построенных | 1 СГ, 4 СГТ [1] |
Разработано на основе | Боинг 377 Стратокрузер |
Aero Spacelines Super Guppy — это большой широкофюзеляжный грузовой самолет , используемый для перевозки негабаритных грузовых компонентов. Это был преемник самолета Pregnant Guppy , первого самолета Guppy, произведенного Aero Spacelines . Пять из них были построены в двух вариантах, оба из которых в просторечии назывались «Супер Гуппи».
Super Guppy — единственный самолет, оснащенный полной ступенью S-IVB , третьей ступенью Saturn V. ракеты [2] Это происходило несколько раз во время программы «Аполлон» .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2017 г. ) |
Первый Super Guppy, или «SG», был построен непосредственно из фюзеляжа C -97J Turbo Stratocruiser , военной версии пассажирского самолета Boeing 377 Stratocruiser 1950-х годов . Фюзеляж был удлинен до 141 фута (43 м) и увеличен до максимального внутреннего диаметра 25 футов (7,6 м), длина грузового отсека составила 94 фута 6 дюймов (28,8 м). Ширина пола грузовой кабины по-прежнему составляла всего 8 футов 9 дюймов (2,7 м), что было обусловлено использованием фюзеляжа Stratocruiser. [1]
Помимо модификаций фюзеляжа, на Super Guppy использовались турбовинтовые двигатели Pratt & Whitney T-34-P-7WA для увеличения мощности и дальности полета. [1] и модифицированные крыла и хвостового оперения поверхности . Он мог нести груз весом 54 000 фунтов (24 000 кг) и двигаться со скоростью 300 миль в час (480 км/ч).
После месяца испытаний 25 сентября 1965 года у Super Guppy произошел обвал фюзеляжа во время погружения на высокой скорости во время сертификационных испытаний. После начала пикирования на высоте 10 000 футов верхняя часть фюзеляжа разрушилась. Самолет перевозил 30 000 фунтов бората в 100-фунтовых мешках, которые были повреждены и рассыпался порошок, временно ослепивший экипаж. С помощью DC-9 самолета-преследователя экипаж смог приземлиться на высохшее дно озера Роджерс Драй и спасти самолет . После этого верхняя надстройка Гуппи была перепроектирована и перестроена на базе ВВС Эдвардс . [3]
Вторая версия была официально известна как Super Guppy Turbine (SGT), хотя первый Super Guppy также использовал турбовинтовые двигатели. Однако в этом варианте использовались Allison 501-D22C двигатели . В отличие от предыдущего «Гуппи», основная часть его фюзеляжа была построена с нуля. Построив самолет с нуля, компания Aero Spacelines смогла расширить пол грузового отсека до 13 футов (4 м). Общая длина грузового отсека была увеличена до 111 футов 6 дюймов (34 м), а улучшенный фюзеляж и двигатели позволили выдерживать максимальную нагрузку 52 500 фунтов (23 800 кг). [4] Эти конструктивные улучшения в сочетании с герметичной кабиной экипажа , позволяющей совершать полеты на больших высотах, позволили SGT перевозить больше грузов, чем его предшественники. [1]
SGT сохранил только кабину, крылья, хвостовое оперение и основные стойки шасси от 377- го . Носовая стойка была взята от Боинга 707 и повернута на 180 градусов. Это немного опустило переднюю часть самолета, выровняв пол грузового отсека и упростив погрузочные операции.
В начале 1970-х годов два самолета SGT использовались компанией Airbus для перевозки деталей самолетов с производственных мощностей на завод окончательной сборки в Тулузе . В 1982 и 1983 годах две дополнительные турбины Super Guppy были построены компанией Union de Transports Aériens Industries во Франции после того, как Airbus купила право на производство самолетов. Четыре Супергуппи позже были заменены в этой роли Airbus Beluga , способным перевозить в два раза больше груза по весу.
Варианты
[ редактировать ]- Aero Spacelines B-377-SG Super Guppy , прототип значительно увеличенной версии Guppy с использованием компонентов C-97J, оснащенный четырьмя турбовинтовыми двигателями Pratt & Whitney T-34-P-7WA. [1]
- Aero Spacelines B-377-SGT Super Guppy Turbine (Guppy 201), серийная версия с турбовинтовыми двигателями Allison 501-D22C, [1] использование увеличенного грузового отсека, построенного с нуля, а не преобразования из оригинальных компонентов C-97J.
Самолет
[ редактировать ]Один Супергуппи остается на вооружении НАСА. Три выставлены на обозрение, один списан.
- Super Guppy N940NS (ранее N1038V), серийный номер 52-2693, выставлен в Музее авиации и космонавтики Пима недалеко от Тусона, штат Аризона. [5]
- Super Guppy Turbine F-BTGV (ранее N211AS), серийный номер 0001, находился на статической экспозиции в бывшем Центре британского авиационного наследия на аэродроме Брантингторп . Самолет был разобран в декабре 2020 года, кабина пилотов сохранилась в Музее авиации Южного Уэльса . [6]
- Super Guppy Turbine F-BPPA (ранее N212AS), серийный номер 0002, выставлен на статической выставке Aeroscopia рядом с заводом Airbus в аэропорту Тулуза-Бланьяк во Франции. [7]
- Super Guppy Turbine F-GDSG, серийный номер 0003, выставлена на статической выставке возле завода Airbus в аэропорту Гамбурга Финкенвердер в Германии. [8]
- Super Guppy Turbine N941NA (ранее F-GEAI), серийный номер 0004, до сих пор находится на вооружении НАСА в качестве транспортного самолета и базируется в международном аэропорту Эль-Пасо . [9]
Операторы
[ редактировать ]Текущий
[ редактировать ]Бывший
[ редактировать ]Технические характеристики (турбина Супер Гуппи)
[ редактировать ]Данные из Энциклопедии мировых коммерческих и частных самолетов, [10] NASA.gov [4]
Общие характеристики
- Экипаж: 4
- Длина: 143 фута 10 дюймов (43,84 м)
- Размах крыльев: 156 футов 3 дюйма (47,63 м)
- Рост: 48 футов 6 дюймов (14,78 м)
- Размеры грузового отсека: 111 футов × 25 футов × 25 футов (33,83 м × 7,62 м × 7,62 м)
- Площадь крыла: 1965 кв. футов (182,6 м ). 2 )
- Профиль профиля : корень: Боинг 117 (22%); совет: Боинг 117 (9%) [11]
- Пустой вес: 101 500 фунтов (46 040 кг)
- Полная масса: 54 500 фунтов (24 721 кг) (полезная нагрузка)
- Максимальный взлетный вес: 170 000 фунтов (77 111 кг)
- Силовая установка: 4 двигателя Allison 501-D22C турбовинтовых мощностью 4680 л.с. (3490 кВт) каждый.
- Гребные винты: 4-лопастные гребные винты с постоянной скоростью вращения и флюгированием.
Производительность
- Максимальная скорость: 250 узлов (290 миль в час, 460 км/ч)
- Крейсерская скорость: 220 узлов (250 миль в час, 410 км/ч), экономичный крейсерский режим на высоте 20 000 футов (6 096 м).
- Диапазон: 1734 миль (1995 миль, 3211 км)
- Практический потолок: сертифицировано на 25 000 футов (7600 м).
- Нагрузка на крыло: 86,5 фунтов/кв. футов (422 кг/м). 2 )
- Мощность/масса : 0,11 л.с./фунт (0,18 кВт/кг)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
- Боинг Б-29 Суперфортресс
- Боинг 377 Стратокрузер
- Беременная гуппи Aero Spacelines
- Aero Spacelines Мини Гуппи
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Тейлор, Майкл Дж. Х. (1980). Энциклопедия авиации Джейн, том 1 . Лондон: Издательство Джейн. п. 176. ИСБН 0-7106-0710-5 .
- ^ Эдгар М. Кортрайт (ред.). Экспедиции Аполлона на Луну, История НАСА: издание к 50-летию . Дувр. п. 53.
- ^ Смит, подполковник ВВС США (апрель 1971 г.). «День, когда Супергуппи сорвала крышу» . Журнал ВВС .
- ^ Jump up to: а б «Космический центр Джонсона Супер Гуппи» . НАСА.gov . 7 апреля 2002 года. Архивировано из оригинала 6 октября 1999 года . Проверено 18 июля 2013 г.
- ^ «Супер Гуппи» . Музей авиации и космонавтики Пима. Архивировано из оригинала 21 мая 2014 года . Проверено 19 мая 2014 г.
- ^ Валдуга, Фернандо (20 декабря 2020 г.). «Первая супергуппи Airbus начинает превращаться в металлолом» . Чавок . Проверено 12 января 2021 г.
- ^ «Aero Spacelines Super Guppy SGT 201» . Музей авиационной аэроскопии. Архивировано из оригинала 14 января 2021 года . Проверено 12 января 2021 г.
- ^ «Регистрационные данные для F-GDSG (Airbus Industrie) Aero Spacelines 337SGT-201F Guppy» . Planelogger.com . Проверено 12 января 2021 г.
- ^ Грей, Роберт (4 августа 2011 г.). «После шаттла планы НАСА на Эль-Пасо» . Эль Пасо Инк . Проверено 18 июля 2013 г.
- ^ Монди, Дэвид (1981). Энциклопедия мировых коммерческих и частных самолетов . Нью-Йорк: Crescent Books. п. 9. ISBN 0-517-36285-6 .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Тейлор, Х.А. «Тони» (апрель – июль 1982 г.). «Стратокрейсер... Конец эры авиакомпаний». Любитель воздуха . № 18. С. 37–53. ISSN 0143-5450 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Кальсада, Руби (25 марта 2013 г.). «B377PG Супер Гуппи» . НАСА . Архивировано из оригинала 16 марта 2020 года . Проверено 21 февраля 2020 г.
- Веб-сайт Super Guppy от NASA Aircraft Operations
- Веб-сайт Super Guppy, созданный NASA Human Space Flight
- Исторический сайт Boeing B-377 на Boeing.com
- AllAboutGuppys.com
- Проект реставрации Super Guppy F-BTGV. Архивировано 9 марта 2010 г. в Wayback Machine.