Аэробус БелугаXL
БелугаXL (А330-743Л) | |
---|---|
![]() | |
Airbus A330-743L BelugaXL во время первого полета в белуги. расцветке | |
Роль | Негабаритный грузовой самолет |
Производитель | Аэробус |
Первый полет | 19 июля 2018 г. [1] |
Введение | 9 января 2020 г. [2] |
Статус | Снято с производства; В эксплуатации |
Основной пользователь | Эйрбас Транспорт Интернэшнл |
Произведено | 2016–2023 [3] |
Количество построенных | 6 |
Разработано на основе |
Airbus BelugaXL ( A330-743L ) — большой транспортный самолет на базе Airbus A330-200F, построенный Airbus для замены оригинального Airbus BelugaST (Super Transporter) для перевозки очень крупных компонентов самолетов, таких как крылья. [3] Самолет совершил свой первый полет 19 июля 2018 года. [1] и получил сертификат типа 13 ноября 2019 года. [3] BelugaXL поступил в эксплуатацию Airbus Transport 9 января 2020 года. [2]
Разработка
[ редактировать ]В 2013 году пять оригинальных BelugaST не смогли справиться с ростом производства, и Airbus оценил Антонов Ан-124 и Ан-225 , Boeing C-17 или Dreamlifter и А400М , прежде чем принять решение о модификации одного из собственных самолетов. [4] Программа была запущена в ноябре 2014 года и предусматривает постройку пяти самолетов для замены существующих пяти самолетов «БелугаСТ»; о замораживании проектирования было объявлено 16 сентября 2015 года. [5] Стоимость программы составляет 1 миллиард евро на разработку и производство. [6]
Флот
[ редактировать ]
Оригинальные BelugaST не должны были выводиться из эксплуатации после ввода в эксплуатацию Beluga XL, ожидаемого в 2019 году; смешанный парк должен был работать не менее пяти лет, поскольку возросший объем производства узкофюзеляжных самолетов требует возможности перемещать больше деталей. [7] В 2017 году парк самолетов BelugaST налетал более 8000 часов, что вдвое больше, чем в 2014 году, но пять самолетов BelugaST отработали лишь половину запланированного срока службы: другой оператор может использовать их для гражданских или военных логистических целей. [8]
Ожидается, что после поставки трех самолетов XL объединенный парк Beluga увеличится до восьми самолетов, поскольку пять оригинальных самолетов останутся в эксплуатации, прежде чем будут выведены из эксплуатации в 2021 году. [9] Флот BelugaST достиг своего предела: в 2017 году он летал пять раз в день и шесть дней в неделю в течение 10 000 часов, при этом некоторые части перемещались по суше. [9] По сравнению со временем, необходимым для перемещения частей A320 , BelugaST требует в три раза больше времени для перемещения частей A330 и в девять раз больше для частей A350. [9]
После увеличения производства Airbus A350 Airbus намеревался поставить 880 самолетов в 2019 году и увеличить выпуск A320neo до 63 самолетов в месяц к 2021 году; В июне 2019 года парк Beluga XL пополнился шестым экземпляром. [10] У BelugaST еще может быть 10–20 лет летного срока, и они могут быть выставлены на продажу или использованы для обслуживания внешних заказчиков. [10]
MSN # | Регистрация | Тип | Первый полет | Доставленный | № флота |
---|---|---|---|---|---|
655 | Ф-ГСТА | Аэробус А300-605 СТ | 13 сентября 1994 г. | 25 октября 1995 г. | 1 |
751 | В ГСТБ | Аэробус А300-605 СТ | 26 марта 1996 г. | 24 апреля 1996 г. | 2 |
765 | F-GSTC | Аэробус А300-605 СТ | 21 апреля 1997 г. | 07 мая 1997 г. | 3 |
776 | F-GSTD | Аэробус А300-605 СТ | 09 июня 1998 г. | 18 декабря 1998 г. | 4 |
796 | Ф-ГСТФ | Аэробус А300-605 СТ | 12 декабря 2000 г. | 05 января 2001 г. | 5 |
1824 | F-GXLG | Аэробус А330-743L XL | 19 июля 2018 г. | 19 июля 2018 г. | XL1 |
1853 | F-GXLH | Аэробус А330-743L XL | 15 апреля 2019 г. | 06 декабря 2019 г. | XL2 |
1930 | F-GXLI | Аэробус А330-743L XL | 02 июля 2020 г. | 26 октября 2020 г. | XL3 |
1985 | F-GXLJ | Аэробус А330-743L XL | 20 июля 2021 г. | 04 окт 2021 | XL4 |
2027 | F-GXLN | Аэробус А330-743L XL | 21 июля 2022 г. | 26 сен 2022 г. | XL5 |
2041 | F-GXLO | Аэробус А330-743L XL | 21 июля 2023 г. | 24 ноября 2023 г. | XL6 |
Производство
[ редактировать ]Нижняя часть фюзеляжа самолета собирается на линии окончательной сборки Airbus A330 , а затем перемещается на другое предприятие для годичного процесса сборки верхней части фюзеляжа и опущенной носовой части фюзеляжа. [7] Первая секция прибыла в Тулузу в ноябре 2016 года. [13] Окончательная сборка началась 8 декабря 2016 года. [14] Первые большие секции: одна центральная и две боковые задние панели были доставлены 12 апреля 2017 года на завод окончательной сборки в Тулузе (L34) с завода Aernnova в Берантевилле , Испания. [15]
построенная дочерней компанией Airbus в Меулте , была доставлена в мае 2017 года. Его носовая часть размером 12 × 4 м (39 × 13 футов), массой 8,2 т (18 000 фунтов), [16] Верхняя передняя часть фюзеляжа шириной 9 м (30 футов), длиной и высотой 8 м (26 футов), массой 2,1 т (4600 фунтов) , обрамляющая грузовую дверь, была доставлена из Стелии Рошфор 7 июля 2017 года. [17] Дверь весом 3,1 т (3,1 длинных тонны; 3,4 коротких тонны), длиной 10 м (33 фута) и высотой 8 м (26 футов) была доставлена компанией Stelia Rochefort в сентябре 2017 года. [18]
В октябре 2017 года было выполнено 75% первой сборки конструкции BelugaXL; элементов ведется системная, механическая и электрическая интеграция . хвостовых Перед интеграцией уже полученных [19] Его первый полет был запланирован на лето 2018 года, после чего должны были пройти 10 месяцев летных испытаний, необходимых для сертификационной кампании, и ввод в эксплуатацию в 2019 году. [19] Второй самолет должен был выйти на линию окончательной сборки в декабре 2018 года, а остальные три — каждый последующий год. [19]
После соединения вертикального киля, хвостового обтекателя и горизонтального стабилизатора, включая внешние вертикальные поверхности, с середины ноября предполагалось прикрепить главную грузовую дверь до включения питания в конце 2017 года. [20] В кампании летных испытаний использовался один самолет с приборами. [20] Передняя грузовая дверь была прикреплена в декабре 2017 года. [21] В январе 2018 года второй прибыл в Тулузу для своей трансформации, на два месяца меньше после уроков, извлеченных из первого. [22]
Тестирование
[ редактировать ]
Первый BelugaXL сошел с конвейера 4 января 2018 года неокрашенный и без двигателей. [8] На сертификационную кампанию было запланировано менее 1000 часов летных испытаний. [8] После установки двигателей Rolls-Royce Trent 700 он в течение нескольких месяцев подвергался наземным испытаниям для оценки работы его систем, а стендовые испытания в Тулузе и Гамбурге на пилотажных тренажерах и в лабораториях моделировали летные нагрузки на полномасштабных копиях конкретных соединений между верхний пузырь и нижний фюзеляж, допуск самолета к полету, затем сертификация типа. [22]
В марте 2018 года на первом BelugaXL (MSN1824) были установлены двигатели, а на втором (MSN1853) было переоборудовано 30%. [9] После успешных проверок шасси и системы управления полетом MSN1824 должен был быть заправлен топливом и подвергнут наземным испытаниям. [9] Ожидалось, что третий начнет переоборудование до конца 2018 года. [9] MSN1853 должен был быть впервые введен в эксплуатацию в 2019 году после проверки работы на 11 европейских станциях, а летные приборы MSN1824 должны были быть разобраны. [9] он был выпущен с двигателями Rolls-Royce Trent 700, но без законцовок крыла. В апреле 2018 года [23]
В начале июня 2018 года он прошел наземные испытания на вибрацию, в ходе которых Национальное управление аэрокосмических исследований (ONERA) и Немецкий центр полетов и полетов (DLR) измерили его динамическое поведение по сравнению с теоретическими моделями диапазона полета . [24] Предполагалось, что программа летных испытаний продлится 600 часов. [25] Нижняя часть фюзеляжа второго самолета была завершена к середине июня, а после лета были завершены работы по конструкции верхней части корпуса и установка грузовых дверей, которые должны были быть завершены к сентябрю или октябрю. [25] Первый рейс состоялся 19 июля 2018 года из Бланьяка , Тулуза, Франция. [1] В феврале 2019 года первые самолеты вылетели в различные пункты назначения, в том числе на заводы по производству крыльев Airbus в Бремене , Германия, и Бротоне , Уэльс. [26]
Первый BelugaXL, поступивший на вооружение, стал вторым построенным самолетом, который поступил в эксплуатацию 19 марта 2019 года; первый испытательный самолет будет модернизирован после сертификации. [27] Второй самолет (MSN1853) приступил к летным испытаниям 15 апреля, и к тому времени первый (MSN1824) выполнил более 140 испытательных полетов продолжительностью более 500 часов, что стало заключительным этапом перед сертификацией. [10] Третий планер находился на стадии переоборудования, которое, как ожидается, продлится до четвертого квартала 2019 года и будет поставлено в 2020 году. Ожидается, что эксплуатация двух самолетов XL начнется во второй половине 2019 года. [10]
После более чем 200 летных испытаний в течение 700 часов BelugaXL получил Европейского агентства авиационной безопасности (EASA) сертификат типа 13 ноября 2019 года. [3]
Ожидается, что последние два BelugaXL, которые будут произведены, будут иметь 180-минутное одобрение ETOPS , что позволит использовать их для трансатлантических полетов, обычно для транспортировки спутников на стартовые площадки в Северной Америке. По состоянию на февраль 2021 года проводились испытания для получения одобрения на способность XL к автопосадке . [28]
Операции
[ редактировать ]Airbus начал эксплуатацию первого BelugaXL 9 января 2020 года; Ожидается, что все шесть грузовых самолетов выйдут в эксплуатацию к концу 2023 года, а предыдущие A300-600ST будут выведены из эксплуатации с 2021 года. [2]
Дизайн
[ редактировать ]
Обладая на 30% большей вместимостью, чем у оригинального BelugaST, BelugaXL может нести два крыла A350 XWB вместо одного. [5] Его новый фюзеляж на 6,9 м (23 фута) длиннее и на 1,7 м (5 футов 7 дюймов) шире, чем у оригинального BelugaST, и он может поднимать полезную нагрузку на 6 т (5,9 длинных тонн; 6,6 коротких тонн) тяжелее. [29] Его кормовая часть основана на A330-300 , а передняя часть основана на A330-200 по соображениям центра тяжести , а усиленный пол и конструкция заимствованы у A330-200 Freighter . [9] Крылья А330, основные стойки шасси, центральная и хвостовая части фюзеляжа образуют полусборную платформу с небольшим количеством систем без задней верхней части фюзеляжа, а верхняя центральная часть фюзеляжа отрезана, чему способствует металлическая конструкция. [9] Увеличенный грузовой трюм будет смонтирован за три месяца, на соединительной линии будет поставлено 8000 новых деталей. [9]
Негерметичный трюм начинается с хвостового оперения, адаптированного испанской компанией Aernnova , и продолжается строительством верхней части фюзеляжа с двумя боковыми панелями и короной для каждой секции, с максимальным диаметром 8,8 м (29 футов). [9] Произведен компанией Stelia Aerospace , его основная грузовая дверь имеет 24 защелки, а в носовой части находится кабина, а четырехместная курьерская секция поставляется Airbus. [9] Его вертикальный стабилизатор на 50% больше; у него есть вспомогательные киль на горизонтальном стабилизаторе и два подфюзеляжных киля под хвостовым оперением. [9]
BelugaXL работает на скорости 0,69 Маха на высоте до 35 000 футов (11 000 м) на расстоянии более 2300 миль (4300 км; 2600 миль) вместо 900 миль оригинальной Beluga (1700 км; 1000 миль). [9] Deharde Aerospace и группа P3 производят верхнюю часть фюзеляжа, а Aciturri производит горизонтальное оперение, вспомогательное и подфюзеляжное оперение. [4]
Технические характеристики
[ редактировать ]Данные Airbus. [30]
Общие характеристики
- Грузоподъемность: полезная нагрузка 50 500 кг (111 333 фунта).
- Длина: 63,1 м (207 футов 0 дюймов)
- Размах крыла: 60,3 м (197 футов 10 дюймов)
- Высота: 18,9 м (62 фута 0 дюймов)
- Площадь крыла: 361,6 м 2 (3892 кв. футов)
- Соотношение сторон : 10,1
- Вес пустого: 127 500 кг (281 089 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 227 000 кг (500 449 фунтов)
- Запас топлива: 73 000 кг (161 000 фунтов)
- Диаметр фюзеляжа: 8,8 м (29 футов)
- Грузовой трюм: 2209 м 3 (78 000 куб. футов) объемов
- Силовая установка: 2 Rolls-Royce Trent 700 турбовентиляторных двигателя с тягой 316 кН (71 000 фунтов силы) каждый.
Производительность
- Крейсерская скорость: 737 км/ч (458 миль в час, 398 узлов), 0,69 Маха на эшелоне FL350. [9]
- Дальность: 4300 км (2600 миль, 2300 миль) при максимальной полезной нагрузке
- Практический потолок: 11 000 м (35 000 футов) [9]
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
- Airbus A330 - широкофюзеляжный двухмоторный реактивный авиалайнер.
- Airbus Beluga - негабаритно-грузовая версия авиалайнера А300-600.
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Aero Spacelines Super Guppy - турбовинтовая конверсия и увеличенная версия негабаритного грузового авианосца Pregnant Guppy.
- Антонов Ан-124 Руслан — советский большой военно-транспортный самолёт.
- Антонов Ан-225 Мрия - советский / украинский тяжелый стратегический грузовой самолет.
- Boeing Dreamlifter - переоборудование негабаритного грузового самолета 747–400
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Первая модель BelugaXL поднимается в воздух и совершает свой первый полет» . Airbus (Пресс-релиз). 19 июля 2018 года. Архивировано из оригинала 15 августа 2022 года . Проверено 19 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с «Airbus начинает эксплуатацию BelugaXL» . FlightGlobal . 13 января 2020 года. Архивировано из оригинала 14 января 2020 года . Проверено 14 января 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б с д «BelugaXL получает сертификат типа EASA» (пресс-релиз). Аэробус . 13 ноября 2019 года. Архивировано из оригинала 15 августа 2022 года . Проверено 14 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Флоттау, Йенс (26 марта 2018 г.). «Большая Beluga поможет увеличить производство Airbus» . Сеть «Авиационная неделя» . Архивировано из оригинала 19 января 2024 года . Проверено 26 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Программа BelugaXL заморозила проект» . Airbus (Пресс-релиз). 16 сентября 2015 г. Архивировано из оригинала 3 декабря 2021 г. Проверено 17 сентября 2015 г.
- ^ Ротман, Андреа (16 сентября 2015 г.). «Большой транспортный самолет Beluga повысит производительность Airbus» . Блумберг . Архивировано из оригинала 4 декабря 2020 года . Проверено 26 апреля 2018 г.
Разработка и производство обойдутся в 1 миллиард евро [сказал Бертран Жорж, глава BelugaXL]
- ^ Jump up to: а б Флоттау, Йенс (24 ноября 2014 г.). «Новый парк Airbus Beluga поступит в эксплуатацию в 2019 году» . Неделя авиации и космических технологий . стр. 38–39. Архивировано из оригинала 5 ноября 2016 года.
- ^ Jump up to: а б с «Первый собранный Airbus BelugaXL совершает свой первый рейс в Тулузу] . Франкоязычные авиационные новости (на французском языке). 4 января 2018 г. Архивировано из оригинала 1 марта 2021 г. Проверено 4 января 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Камински-Морроу, Дэвид (21 марта 2018 г.). «Второй BelugaXL будет введен в эксплуатацию первым» . FlightGlobal . Архивировано из оригинала 30 декабря 2018 года . Проверено 21 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Камински-Морроу, Дэвид (7 июня 2019 г.). «Флот Beluga XL увеличивается с пяти до шести» . FlightGlobal . Архивировано из оригинала 9 июня 2019 года . Проверено 11 июня 2019 г.
- ^ «Подробности и история международного флота Airbus Transport» . planespotters.net . Проверено 19 марта 2024 г.
- ^ «ДЕТАЛИ МЕЖДУНАРОДНОГО ФЛОТА ЭЙРБУС ТРАНСПОРТ» . airfleets.net . Проверено 19 марта 2024 г.
- ^ «Как матрешки: первая секция #BelugaXL прибыла в Тулузу» . Твиттер . Аэробус. 3 ноября 2016 г. Архивировано из оригинала 19 июля 2018 г. . Проверено 5 ноября 2016 г.
- ^ «Окончательная сборка первого из пяти #BelugaXL только что началась в Тулузе» . Аэробус . 8 декабря 2016 г. – через Twitter.
- ^ «Первый автоколонна крупных секций прибыла в ангар окончательной сборки в Тулузе» . Твиттер . Аэробус. 12 апреля 2017 года. Архивировано из оригинала 13 апреля 2017 года . Проверено 12 апреля 2017 г.
- ^ Камински-Морроу, Дэвид (30 мая 2017 г.). «Секция кабины Beluga XL доставлена Airbus» . FlightGlobal . Архивировано из оригинала 20 сентября 2017 года . Проверено 31 мая 2017 г.
- ^ «STELIA Aerospace livre le Fuselage Supérieur Avant du 1er BelugaXL» [STELIA Aerospace поставляет верхнюю часть передней части фюзеляжа первого BelugaXL]. Actu-Aero.fr (на французском языке). Actualité Aeronautique Francophone (AAF). 7 июля 2017 года. Архивировано из оригинала 21 сентября 2017 года . Проверено 10 июля 2017 г.
- ^ Камински-Морроу, Дэвид (19 сентября 2017 г.). «Airbus получил первую главную дверь Beluga XL» . FlightGlobal . Архивировано из оригинала 19 сентября 2017 года . Проверено 20 сентября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с «BelugaXL готов к включению электроэнергии, поскольку продолжается интеграция гигантского авиалайнера №1» . Аэробус . 9 октября 2017 года. Архивировано из оригинала 30 декабря 2022 года . Проверено 10 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Камински Морроу, Дэвид (10 ноября 2017 г.). «Airbus сужает окно первого полета BelugaXL» . FlightGlobal . Архивировано из оригинала 10 ноября 2017 года . Проверено 10 ноября 2017 г. .
- ^ «Открой, кунжут! #BelugaXL без массивной передней грузовой двери не будет #BelugaXL, тебе не кажется?» . Твиттер . Аэробус. 5 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Первый транспортер BelugaXL сходит с конвейера» . Аэробус . 8 января 2018 года. Архивировано из оригинала 6 декабря 2022 года . Проверено 9 января 2018 г.
- ^ Камински-Морроу, Дэвид (9 апреля 2018 г.). «BelugaXL выходит со своими двигателями Trent» . FlightGlobal . Архивировано из оригинала 30 июня 2018 года . Проверено 9 апреля 2018 г.
- ^ «Airbus BelugaXL прошел испытание на виброустойчивость» . Airbus (Пресс-релиз). 6 июня 2018 года. Архивировано из оригинала 7 октября 2022 года . Проверено 7 июня 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Камински-Морроу, Дэвид (9 июля 2018 г.). «Анализ: как «полностью цифровой подход» обновил Beluga Airbus» . FlightGlobal . Архивировано из оригинала 13 июля 2018 года . Проверено 9 июля 2018 г.
- ^ Камински-Морроу, Дэвид (14 февраля 2019 г.). «BelugaXL прибывает в Великобританию для испытаний на заводе по производству крыльев в Бротоне» . FlightGlobal . Архивировано из оригинала 15 февраля 2019 года . Проверено 15 февраля 2019 г.
- ^ «Второй BelugaXL готов занять свое место в нашей промышленной системе» . Твиттер . Аэробус. 19 марта 2019 г.
- ^ Камински-Морроу, Дэвид (5 февраля 2021 г.). «Airbus планирует использовать ETOPS для BelugaXL для поддержки трансатлантических операций» . FlightGlobal . Архивировано из оригинала 5 февраля 2021 года . Проверено 5 февраля 2021 г.
- ^ «Аэробус Белуга» (PDF) . АЭРТЕК Решения. Архивировано из оригинала (PDF) 8 июля 2017 года . Проверено 21 июля 2018 г.
- ^ «Руководство по характеристикам самолета А330-700 Beluga XL» (PDF) . Аэробус. 31 августа 2018 г. Архивировано (PDF) из оригинала 14 ноября 2018 г. . Проверено 14 ноября 2018 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Макс Кингсли-Джонс (8 июня 2017 г.). «Как Beluga XL повысит логистические возможности Airbus» . Рейс Интернешнл .