Sergey Ilyushin
Sergey Ilyushin | |
---|---|
Сергей Ильюшин | |
![]() Ильюшин в 1940 году. | |
Рожденный | 30 марта 1894 г. [ 1 ] [ 2 ] |
Умер | 9 февраля 1977 г. [ 1 ] | ( 82 года
Место отдыха | Новодевичье кладбище , Москва. [ 3 ] |
Национальность | Советский Союз (Русский) |
Занятие | Инженер |
Дети | Vladimir Ilyushin |
Инженерная карьера | |
Дисциплина | Авиационная техника |
Работодатель(и) | Ильюшина . ОКБ |
Значительный дизайн | ДБ-3 , Ил-2 , Ил-4 , Ил-10 , Ил-12 , Ил-14 , Ил-18 , Ил-22 , Ил-38 , Ил-62 , Ил-76 , Ил-86 |
Подпись | |
![]() |
Сергей Владимирович Ильюшин ( русский : Серге́й Владимирович Ильюшин ; 30 марта [ OS 18 марта] 1894 — 9 февраля 1977) — советский авиаконструктор, основавший Ильюшина авиаконструкторское бюро . Он спроектировал Ил-2 «Штурмовик» , совершивший свой первый полет в 1939 году. Это самый производимый военный самолет и остается вторым по объему производства самолетом в истории (около 36 000 построенных самолетов) после американского Cessna 172 . [ 4 ]
Биография
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Родившийся в деревне Дилялево , младший из 11 детей, рожденных в русской крестьянской семье, Ильюшин в значительной степени самоучка покинул дом в раннем возрасте. Работал фабричным чернорабочим, канавокопателем на стройках, чистильщиком желобов на красильном заводе в Санкт-Петербурге . В 1910 году он узнал, что на Коломяжском ипподроме есть работа садовника. Осенью 1910 года на ипподроме состоялся первый Всероссийский фестиваль воздухоплавания, и Ильюшин помогал распаковывать ящики и устанавливать оборудование. Ему также удалось встретиться со многими пионерами российских авиаторов, и это событие пробудило в нем интерес к авиации.
В 1911 году вернулся в родное село, чтобы работать возчиком молочного завода. В следующем году он работал строителем Амурской железной дороги , а в 1913 году находился в Таллинне рабочим на судостроительном заводе.
С началом Первой мировой войны в 1914 году Ильюшин был призван в Российскую Императорскую Армию , служил в пехоте , а позже (поскольку был грамотным) писарем в военной администрации Вологды . Когда поступил запрос на семь добровольцев для работы в молодой авиационной секции, он поспешил добровольно присоединиться к ней. Сначала он работал механиком и членом наземной бригады. Летом 1917 года он получил квалификацию летчика. [ 1 ]
В марте 1918 года, с выходом большевистского правительства из войны, Ильюшин был демобилизован и отправлен обратно в родное село. Он помогал контролировать растущую национализацию заводов в этом районе и в октябре 1918 года вступил в большевистскую партию. Во время Гражданской войны в России Ильюшин был призван в Красную Армию в мае 1919 года и работал авиационным техником ВВС РККА (Красная Армия). Той осенью биплан Белого движения Avro 504 совершил вынужденную посадку под Петрозаводском . Ильюшин возглавил команду, которая его разобрала и отправила в Москву, где из него перепроектировали учебно-тренировочный самолет У-1, которого впоследствии было построено 737 экземпляров.
Работа в авиации
[ редактировать ]Осенью 1921 г. Ильюшин оставил военную службу; 21 сентября 1921 года поступил в Институт инженеров Красного Воздушного Флота (переименованный в Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского 9 сентября 1922 года). В студенческие годы сосредоточился на проектировании планеров , принимая участие в многочисленных конкурсах. В 1925 году один из его проектов был отправлен на конкурс в Германию, где занял первое место по летному времени. Ильюшин получил высшее инженерное образование в 1926 году и до ноября 1931 года работал начальником отдела самолетов в ВВС СССР принимая участие в разработке требований к конструкции новых самолетов Поликарпова и Андрея Туполева. . На этот раз его также назначили помощником начальника Научно-исследовательского и испытательного института ВВС. По собственному желанию в ноябре 1931 года был переведен в ЦАГИ ОКБ и проработал там до 1933 года. В 1933 году Ильюшин стал начальником ЦКБ Московского завода имени В.Р. Менжинского. которое позже в 1935 году превратилось в Ильюшина ОКБ (бюро, стоящее за всеми советскими самолетами, сокращенно Ил-#, супергигант военной и гражданской авиации и крупнейший мировой бренд). [ 5 ]
Его одномоторный Ил-2 штурмовик , самая массовая конструкция боевого самолета в истории (36 183 экземпляра), и Ил-4 двухмоторный бомбардировщик (из которых было построено чуть более 5200 экземпляров) были широко использовался во Второй мировой войне на всех фронтах, где сражался Советский Союз.
После войны Ильюшин сосредоточился в первую очередь на коммерческих авиалайнерах, таких как Ил-18 и Ил-62 , которые широко использовались Аэрофлотом и многочисленными советскими государствами-клиентами. В 1967 году ему присвоено почетное звание генерал-полковника инженерно-технической службы. В 1968 году стал академиком АН СССР. Главным конструктором ОКБ Ильюшина оставался до выхода на пенсию по болезни в 1970 году.

С 1937 по 1970 год Ильюшин также был депутатом Верховного Совета Советского Союза . Умер в 1977 году в Москве и похоронен на Новодевичьем кладбище . [ 3 ]
Награды и почести
[ редактировать ]
- Герой Социалистического Труда (1941, 1957, 1974).
- Сталинская премия (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1950, 1952). [ 2 ]
- Государственная премия СССР (1971).
- Ленинская премия (1960). [ 2 ]
- Орден Ленина (1937, 1941, 1945, дважды в 1954, 1964, 1971, 1974 гг.)
- Орден Суворова 1 и 2 степени (1945, 1944).
- Орден Октябрьской Революции (1969 г.).
- Орден Красного Знамени (1944, 1950).
- Орден Трудового Красного Знамени (1939 г.).
- Орден Красной Звезды (1933, 1967).
- Призывник Международного зала славы авиации и космонавтики (2006 г.). [ 6 ]
Семья
[ редактировать ]- His first wife was Raisa Mikhailovna Zhalkovskaya (1897-1972). They were married in Vologda on June 4, 1919.
- Дочь от первого брака Ирина Сергеевна Илюшина (от мужа Ореховича, 1920-2007) была замужем за вице-президентом АНМ Ореховичем.
- Сын от первого брака — Ильюшин Владимир Сергеевич (1927–2010) — летчик-испытатель, Герой Советского Союза.
- His second wife, Anastasia Vasilyevna Sovetova (1915-2008), was a design engineer.
- Сын от второго брака — Ильюшин Сергей Сергеевич (1947–1990) — инженер.
- Сын от второго брака — Ильюшин Александр Сергеевич (1955 г.р.);
- grandson - Sergey Alexandrovich Ilyushin (1985-2002).
Память
[ редактировать ]- сохранился дом, в котором С. В. Ильюшин жил во время летних каникул в 1950-1970-х годах В деревне Дилялево .
- В селе Можайское (12 километров от Вологды) находится Дом-музей Александра Можайского с обширной экспозицией, посвященной жизни и деятельности С. В. Ильюшина. [ 7 ]
- Материалы о жизни и деятельности С. В. Ильюшина представлены в Зале воинской славы Кубенского областного краеведческого музея.
- Бронзовые бюсты С. В. Ильюшина установлены в Вологде (на пересечении улиц Мира и Благовещенской, открыт 17 января 1977 года скульптором О. М. Мазинером, архитектором И. Рожиным) и в Москве.
- Именем Ильюшина названы улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Вологде, Тюмени, Кубенском.
- В 1984 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Ильюшину (приуроченная к 90-летию со дня его рождения); в 2019 году — почтовый блок России.
- В 1984 году в Вологде на улице Ильюшина был установлен памятник Ил-28, посвященный его создателю Сергею Владимировичу Ильюшину.
- открыт памятник С.В.Ильюшину 8 мая 2020 года в селе Березник . [ 8 ]
См. также
[ редактировать ]- His son Vladimir Ilyushin
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Sergey Vladimirovich Ilyushin . Encyclopædia Britannica
- ^ Jump up to: а б с д Sheinin, V. M. (2012) ИЛЬЮШИН СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ . Great Soviet Encyclopedia
- ^ Jump up to: а б ИЛЬЮШИН Сергей Владимирович (1894–1977) Archived 2013-12-04 at the Wayback Machine . novodevichiynecropol.narod.ru
- ^ Центральный музей Военно-воздушных сил Российской Федерации.
- ^ Новожилов, Генрих, ed. (1978). Учёный и конструктор С.В. Ильюшин [ Scientist and Designer S.V. Ilyushin ] (in Russian). Moscow: Nauka. p. 207.
- ^ Шпрекельмейер, Линда, изд. (2006) Эти мы чтим: Международный зал аэрокосмической славы . Издательство Donning Co. ISBN 978-1-57864-397-4 .
- ^ "Дом-музей А.Ф. Можайского" . www.museum.ru . Retrieved 2024-06-14 .
- ^ "В Вологодском районе открыли памятник авиаконструктору Сергею Ильюшину" . «Красный Север» (in Russian) . Retrieved 2024-06-14 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Педерсон, Джей. Международный справочник истории компаний, Том 24 , St James Press (1998) ISBN 1-55862-365-5
- Булл, Стефан. Энциклопедия военных технологий и инноваций , Гринвуд (2004 г.) ISBN 1-57356-557-1
- Гордон, Ефим. Советская авиация во Второй мировой войне . Мидленд Паблишинг (2008) ISBN 1-85780-304-3
- 1894 рождения
- 1977 смертей
- Русские инженеры 20 века
- People from Vologodsky District
- People from Vologodsky Uyezd
- Сотрудники Центрального аэрогидродинамического института
- Члены Коммунистической партии Советского Союза
- Действительные члены Академии наук СССР.
- Члены Совета Национальностей первого созыва
- Члены Совета Национальностей второго созыва
- Члены Совета Национальностей третьего созыва
- Члены Совета Национальностей четвертого созыва
- Члены Совета Национальностей пятого созыва
- Депутаты Совета Национальностей шестого созыва.
- Депутаты Совета Национальностей седьмого созыва.
- Герои Социалистического Труда
- Лауреаты Сталинской премии
- Лауреаты Ленинской премии
- Рыцари ордена Полонии Реститута
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Суворова I степени.
- Кавалеры ордена Суворова 2 степени.
- Кавалеры ордена Красного Знамени.
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени.
- Кавалеры ордена Красной Звезды.
- Лауреаты Государственной премии СССР.
- большевики
- Ильюшин
- советские авиакосмические инженеры
- Советские генерал-полковники
- советские инженеры-механики
- Захоронения на Новодевичьем кладбище.
- Российские учёные