Jump to content

Ильюшин ДБ-3

(Перенаправлено с DB-3 )
Ильюшин ДБ-3
ДБ-3М в Центральном музее ВВС под Москвой , Россия .
Роль Бомбы/торпедоносцы
Производитель Ильюшин
Первый полет Лето 1935 г.
Основные пользователи Советские ВВС (ВВС)
ВВС Китайской Республики
Финские ВВС
Произведено 1936–1939
Количество построенных 1,528
Варианты Ильюшин Ил-4

Ильюшин ДБ-3 , где «ДБ» означает «Дальний бомбардировщик» ( русский : Дальний бомбардировщик), что означает «дальний бомбардировщик», был советским бомбардировщиком времен Второй мировой войны . Это был двухмоторный низкоплан, который впервые поднялся в воздух в 1935 году. Всего было построено 1528 самолетов. ДБ-3 был предшественником самолета Ил-4 (первоначально обозначавшегося ДБ-3Ф ).

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

Истоком ДБ-3 послужил ББ-2, Сергея Ильюшина неудавшийся конкурент Туполевскому СБ . Ильюшин смог спасти работу и время, затраченные на проектирование ББ-2, переделав его в дальний бомбардировщик, снова конкурируя с проектом Туполева , ДБ-2 , чтобы удовлетворить строгие требования к самолету, способному доставить Бомбовая нагрузка 1000 кг (2200 фунтов) на дальность полета 3000 км (1900 миль) при максимальной скорости не менее 350 км/ч (220 миль в час). Он модернизировал BB-2, чтобы использовать радиальный двигатель Gnome-Rhône Mistral Major 14Kdrs, лицензию на который Советский Союз приобрел в 1934 году как М-85, и начал строительство прототипа BB-2 2K. -14 как ЦКБ-26 в том же году. [ 1 ]

ЦКБ-26 был скорее экспериментальной машиной для проверки идей Ильюшина о том, как добиться большой дальности, чем реальный прототип бомбардировщика. Для ускорения процесса постройки у него были деревянные фюзеляж и киль с металлическими крыльями и хвостовым оперением. Свой первый полет он совершил летом 1935 года и показал себя устойчивым, легкоуправляемым и высокоманевренным; он выполнил первый виток , сделанный двухмоторным самолетом в Советском Союзе. [ 2 ] Он установил шесть мировых рекордов в своем классе, как правило, по полезной нагрузке, высоте и скорости на замкнутом контуре длиной 5000 км (3100 миль). [ 2 ]

Реальный прототип ДБ-3 назывался ЦКБ-30 и был завершен в марте 1936 года. Он имел ряд улучшений по сравнению с ЦКБ-26, в частности, цельнометаллическую конструкцию, удлиненную носовую часть, сдвижной к корме фонарь. с фиксированным лобовым стеклом и улучшенными капотами двигателя. Он прошел Государственные приемочные испытания и был запущен в производство в августе 1936 года как ДБ-3. [ 2 ] хотя в некоторых источниках эту начальную серию называют ДБ-3С, что означает серийный (серийный). [ 3 ]

ДБ-3 не был простым и легким в производстве самолетом, поскольку Ильюшин расширил границы доступных технологий строительства, чтобы сделать его как можно более легким. Например, лонжерон каждой панели крыла состоял из четырех частей, которые нужно было склепать вместе, и было множество сварных швов, каждую из которых приходилось проверять с помощью рентгеновского аппарата , и многие из них оказались неудачными. Кроме того, внутренняя клепка трубок малого диаметра также представляла собой сложный и трудоемкий процесс. [ 4 ]

Бомбоотсек был спроектирован для перевозки десяти бомб ФАБ-100 по 100 кг (220 фунтов), но более тяжелые бомбы можно было разместить на внешних бомбодержателях общей массой до 2500 кг (5500 фунтов) при выполнении миссий ближнего действия. Оборонительное вооружение трех членов экипажа состояло из трех пулеметов ШКАС калибра 7,62 мм (0,3 дюйма) . Один на кончике носа обслуживал бомбардир-штурман, а два других защищали тыл. Задний наводчик обслуживал орудие в кормовой башне СУ и орудие в подфюзеляжном люке ЛУ. [ 4 ]

Летные испытания второго образца предсерийного самолета, проведенные в мае – октябре 1937 года, показали, что он несколько уступал ЦКБ-30 по характеристикам, но все же значительно превосходил его требования. Он достиг скорости 390 км/ч (240 миль в час) на высоте 5000 м (16000 футов). Он мог нести бомбовую нагрузку 500 кг (1100 фунтов) на дальность 4000 км (2500 миль) и бомбовую нагрузку 1000 кг (2200 фунтов) на дальность 3100 км (1900 миль). Для сравнения, Heinkel He 111 B, находившийся тогда в производстве, был на 10–20 км/ч (6,2–12,4 миль в час) медленнее и мог нести только 750 кг (1650 фунтов) бомб на дальность 1660 км (1030 миль) и 1500 кг. (3300 фунтов) на расстояние 910 км (570 миль). Эти характеристики, возможно, сделали его лучшим двухмоторным бомбардировщиком в мире, который уже поступил на вооружение в 1937 году. [ 3 ] В том же году на заводе № 39 в Москве и № 18 в Воронеже было построено 45 ДБ-3 , и самолеты поступили на вооружение ВВС . [ 3 ]

В 1938 году улучшенный двигатель М-86 мощностью 950 лошадиных сил (710 кВт) на взлете заменил М-85 на производственной линии. Самолеты с этим двигателем правильно называются ДБ-3 2М-86, но иногда их называют ДБ-3А, в честь запланированной для самолета трехэтапной программы модернизации. Другие незначительные изменения были внесены в течение года. Завод № 126 в Комсомольске-на-Амуре также в 1938 году начал выпуск ДБ-3. [ 5 ]

В 1938–39 годах «Туманский М-87 на конвейере в порядке постепенного перехода был введен двигатель изменяемого шага А», а также воздушные винты ВИШ-3 . М-87 имел ту же мощность на взлете, что и М-86, но производил большую мощность на больших высотах. М-87Б еще больше увеличил мощность на высоте и был представлен в 1939–40 годах. Эти самолеты получили обозначение ДБ-3Б в рамках второго этапа программы модернизации. Последними производственными партиями в 1940 году были Туманский М-88 , развивавший на взлете 1100 лошадиных сил (820 кВт). Это увеличило максимальную скорость до 429 км/ч (267 миль в час) на высоте 6800 метров (22300 футов). [ 6 ]

Номенклатура

[ редактировать ]

В источниках, включая оригинальные советские документы, существует большая путаница относительно названий, обычно используемых для ДБ-3. Формально в советской системе обозначения использовалась двухбуквенная аббревиатура для обозначения роли самолета, затем номер модели в этой последовательности, за которым следовали количество двигателей и используемый двигатель. Так СБ 2М-100А расшифровывается как первый в серии двухмоторный скоростной бомбардировщик, оснащенный двигателями М-100А. Неофициально использовались более короткие сокращения, но их использование в разных источниках неодинаково. Например, в списке численности ВВС на 1 июня 1941 года показаны самолеты ДБ-3А и ДБ-3, причем первый преобладает. [ 7 ] Но это не соответствует сообщению в Гордоне, где обозначение DB-3A используется для одной из самых старых версий DB-3. А где ДБ-3Б?

Операционная история

[ редактировать ]

В 1939 году 30 DB-3 были поставлены ВВС Китайской Республики во время Второй китайско-японской войны , и они участвовали в тяжелых боях против японских целей в районе Уханя со своих баз в Сычуани (в основном использовались 8-й группой), прежде чем заменяется на B-24 Liberator в 1943 году.

Два ДБ-3 сбили нейтральный финский гражданский Юнкерс Ju 52 пассажирско-транспортный самолет «Калева» 14 июня 1940 года.

Финны захватили пять ДБ-3М, приземлившихся во время Зимней войны , а в 1941 году они приобрели еще шесть ДБ-3М и четыре ДБ-3Ф/Ил-4 из немецких избыточных запасов. [ 8 ]

В ночь с 7 на 8 августа 1941 года пятнадцать ДБ-3Т торпедоносцев Балтийского флота первые советские бомбы сбросили на Берлин . С 11 августа ДБ-3Ф ВВС возобновили бомбометание.

Достижения

[ редактировать ]
  • первый трансатлантический беспосадочный перелет из Москвы к восточному побережью Северной Америки ( остров Мискоу , Нью-Брансуик , Канада 28 апреля 1939 года экипаж в составе летчика Владимира Коккинаки и штурмана Михаила Гордиенко совершил на самолете ЦКБ-30 «Москва» ). ". ЦКБ-30 пролетел почти 8000 км за 22 часа 56 минут со средней скоростью 348 км/ч. [ 10 ]

Варианты

[ редактировать ]
ЦКБ-26
Прототип для проверки концепции
ЦКБ-30
Первый реальный прототип. Позже модифицирован, включая удаление вооружения, для попыток установить рекорд дальности полета, как «Москва». Он пролетел из Москвы в Спасск-Дальний (7580 км (4710 миль)) за 24 часа 36 минут (средняя скорость 307 км/ч (191 миль в час)) в основном на высоте 7000 м (23000 футов) под управлением Владимира Коккинаки и А.М. Бердянский, затем из Москвы до острова Миску ( Нью-Брансуик , Канада ) за 22 ч 56 мин. мин. преодолевая 8000 км (5000 миль) при средней воздушной скорости 348 км/ч (216 миль в час) (Коккинаки и Михаил Гордиенко). [ 3 ]
ДБ-3 2М-85
Начальная серийная модель
ДБ-3 2М-86 (ДБ-3А)
Двигатели модернизированы до М-86, другие мелкие изменения.
ДБ-3 2М-87А (ДБ-3Б)
Двигатели модернизированы до Туманского М-87 А.
ДБ-3Т (ЦКБ-53)
Бомбардировщик-торпедоносец постройки 1938 года с двигателем М-86 или М-87, вооруженный торпедами 45-36-АН или 45-36-АВ .
ДБ-3ТП (ЦКБ-51)
Гидросамолет-торпедоносец постройки 1938 года. Не производится.
ДБ-3М
Первая крупная модернизация с двумя двигателями М-87Б или М-88.
ДБ-3Ф
Заменил ДБ-3 в годах 1940—1944 Ил , см. -4 .
ЦКБ-54
Самолет сопровождения («воздушный крейсер»), 1938 г. На вооружение не принят.
ЦКБ-56
Увеличенный вариант 1940 года с измененной конфигурацией (более высокое крыло, двухкилевое оперение) и оснащенный двумя двигателями АМ-37. Отменено после постройки двух прототипов в пользу Ер-2 .
ДБ-4
Производственное обозначение ЦКБ-56, которое дальше двух опытных образцов не продвинулось.
Ил-4
В 1942 году ДБ-3Ф был переименован в Ил-4.
Ил-6
Вариант дальнего бомбардировщика с двумя Чаромского АЧ-30 дизелями М-90 . или двумя радиальными двигателями

Операторы

[ редактировать ]
ДБ-3М в финской маркировке
 Китайская Республика
 Финляндия
 Нацистская Германия
 Советский Союз

Выжившие

[ редактировать ]

Единственный известный сохранившийся ДБ-3 в настоящее время выставлен в Центральном музее ВВС в Монино , недалеко от Москвы, Россия. [ 12 ] Самолет был найден в тайге в 120 км от Комсомольска-на-Амуре . Он был обнаружен в сентябре 1988 года и доставлен на завод Иркутского авиапромышленного объединения (ИАПА) на борту транспортного самолета Ил-76 . После более чем года восстановления самолет был доставлен в Монино на борту Ан-22 . 22 декабря 1989 года представители IAIA во главе с В.П. Зеленковым передали ДБ-3 сотрудникам музея. [ 13 ]

Этот самолет не следует путать с Ил-4 (№ 17404), выставленным в коллекции Парка Победы Центрального музея Великой Отечественной войны в Москве. [ нужна ссылка ]

Технические характеристики (ДБ-3Б, позднее производство)

[ редактировать ]
Ильюшин ДБ-3, чертеж в 3 видах

Общие характеристики

  • Экипаж: 3
  • Длина: 14,22 м (46 футов 8 дюймов)
  • Размах крыла: 21,44 м (70 футов 4 дюйма)
  • Высота: 4,19 м (13 футов 9 дюймов)
  • Площадь крыла: 65,6 м 2 (706 кв. футов)
  • Вес пустого: 5030 кг (11089 фунтов)
  • Полная масса: 7745 кг (17075 фунтов)
  • Максимальный взлетный вес: 9450 кг (20834 фунта)
  • Силовая установка: 2 × Назаров М-87 9-цил. Радиальные двигатели воздушного охлаждения мощностью 709 кВт (951 л.с.) каждый

Производительность

  • Максимальная скорость: 439 км/ч (273 миль в час, 237 узлов)
  • Дальность действия: 3800 км (2400 миль, 2100 миль)
  • Практический потолок: 9600 м (31500 футов)
  • Скорость набора высоты: 6,93 м/с (1364 фута/мин)
  • Нагрузка на крыло: 118 кг/м 2 (24 фунта/кв. фут)
  • Мощность/масса : 0,18 кВт/кг (0,11 л.с./фунт)

Вооружение

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Гордон, с. 81
  2. ^ Перейти обратно: а б с Гордон, с. 82
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Гордон, с. 84
  4. ^ Перейти обратно: а б Гордон, с. 83
  5. ^ Гордон, стр. 85–86.
  6. ^ Гордон, с. 86
  7. ^ «Airforce_41.xls» . Архивировано из оригинала 31 августа 2006 г. Проверено 7 сентября 2009 г.
  8. ^ Самолеты ВВС Финляндии (FAF в цвете: Ильюшин ДБ-3) [ постоянная мертвая ссылка ]
  9. ^ "Беспосадочный перелёт по маршруту Москва - Дальний Восток Коккинаки, 1938 г" . www.famhist.ru. Archived from the original on 2017-10-10 . Retrieved 2017-04-04 .
  10. ^ "Беспосадочный перелёт Москва — Северная Америка" . www.kokkinaki.ru.
  11. ^ Валерий Усольцев (2010-11-24). "Забытый перелёт" . Дебри-ДВ. Archived from the original on 2011-09-10 . Retrieved 2017-04-04 .
  12. ^ [1] Архивировано 25 апреля 2015 г. на Wayback Machine в Монино. домашней странице музея
  13. ^ Щербаков, Егор (17 января 2017 г.). " "Бомбардировщик решили восстановить" " . ВСП.ру (на русском языке) . Проверено 3 мая 2020 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Первоначальная версия этой статьи была основана на материале сайта Aviation.ru . Он был выпущен на условиях GFDL . правообладателем
  • Гордон, Ефим; Хазанов, Дмитрий (апрель 1999 г.). Советские боевые самолеты Второй мировой войны . Том. 2: Двухмоторные истребители, штурмовики и бомбардировщики. Эрл Шилтон, Великобритания: ISBN Midland Publishing Ltd.  1-85780-084-2 .
  • Гордон, Ефим; Комиссаров, Дмитрий и Сергей (2004). ОКБ Ильюшина: история ОКБ и его самолетов . Лондон: Ян Аллан. ISBN  1-85780-187-3 .
  • Центральный, Калеви; Стенман, Кари; Шея, Клаус (1982). Русские бомбардировщики (советские бомбардировщики) . История ВВС Финляндии. Том 9. Эспоо, Финляндия: Tietoteos. ISBN  952-99432-7-Х .
  • Новарра, Хайнц Дж.; Дюваль, Греция (1971). Русские гражданские и военные самолеты, 1884-1969 гг . Лондон: Фонтан Пресс. ISBN  0-85242-460-4 .
  • Стапфер, Ханс Хейри (2004). Ильюшин Ил-4 в действии . Самолет. Том 192. Кэрроллтон, Техас: Публикации Squadron/Signal. ISBN  0-89747-471-6 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 14d8134f94fcf5587bdac58c91c6c295__1718817120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/14/95/14d8134f94fcf5587bdac58c91c6c295.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ilyushin DB-3 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)