Борона Handley Page HP54
HP54 Борона | |
---|---|
![]() | |
Харроу из 115-й эскадрильи | |
Роль | Тяжелый бомбардировщик |
Производитель | Хэндли Пейдж |
Дизайнер | G. V. Lachmann |
Первый полет | 10 октября 1936 г. |
Введение | 1937 |
Ушедший на пенсию | 1945 |
Основные пользователи | Королевские ВВС Королевский флот Королевские ВВС Канады |
Произведено | 1936–1937 |
Количество построенных | 100 |
Handley Page HP54 Harrow — тяжелый бомбардировщик , разработанный и производившийся британской авиастроительной компанией Handley Page . Он эксплуатировался Королевскими ВВС (RAF) и использовался во время Второй мировой войны , хотя и не в качестве бомбардировщика.
Harrow был разработан в 1930-х годах как производная от Handley Page HP51 , неудачного гибрида бомбардировщика-транспортника- моноплана . Это был двухмоторный моноплан с высокорасположенным крылом и неубирающимся шасси . В 1935 году министерство авиации подготовило спецификацию B.29/35 вокруг предложения Харроу, ища «временный» тяжелый бомбардировщик для облегчения расширения бомбардировочных эскадрилий Королевских ВВС. Хэндли Пейдж обновил дизайн, добавив в него новые функции, а также структурные изменения, чтобы обеспечить более быстрое строительство. Несмотря на наличие нескольких современных функций, в том числе гидравлическим турелей с приводом, парового отопления кабины и винтов изменяемого шага , характеристики Harrow не соответствовали характеристикам современных бомбардировщиков, таких как Armstrong Whitworth Whitley .
14 августа 1936 года Министерство авиации заказало для ВВС Великобритании сотню Харроу. Хотя авиация флота также разместила отдельный заказ на сотню Харроу, у Хэндли Пейджа не было возможности производить эти самолеты. 13 января 1937 года первая «Харроу» была доставлена в 214-ю эскадрилью ; к концу того же года все сто единиц, направлявшихся в ВВС Великобритании, были доставлены. К концу 1939 года «Харроу» был быстро вытеснен из роли фронтового бомбардировщика и вместо этого использовался как транспортный самолет, что включало его использование в качестве санитарной авиации . Он участвовал в нескольких крупных действиях, включая нестандартную оборонительную роль во время «Блица» зимой 1940–1941 годов и операции «Маркет Гарден» в сентябре 1944 года. Ограниченное количество дошло до завершения конфликта, ВВС Великобритании отозвали «Харроу» в мае 1945 года.
Разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]HP 54 Harrow был серийной версией более ранней конструкции Handley Page HP51 , которая сама по себе представляла собой монопланную модификацию трехмоторного биплана Handley Page HP43 . [ 1 ] Два моноплана были разработаны доктором Густавом Лахманном . Автор авиации Ч. Барнс отмечает, что, несмотря на слухи об обратном, разработка Harrow не имела ничего общего со спецификацией Министерства авиации B.9/32 для специального среднего бомбардировщика ; некоторые особенности самолета, такие как фиксированное шасси и общая конструкция, не соответствовали изложенным требованиям. [ 2 ] Вместо этого самолет был разработан по спецификации C.26/31, которая предусматривала новый транспортный бомбардировщик. Хэндли Пейдж намеревался предложить предыдущий HP51, прежде чем в последнюю минуту остановил свой выбор на HP54, поскольку он считался лучшим предложением, отвечающим этим требованиям. [ 2 ]
Признавая, что производство существующих бомбардировщиков, таких как Армстронг Уитворт-Уитли , или предстоящих проектов должно быть разумно ускорено, министерство авиации пришло к выводу, что необходимо будет закупить дополнительные типы самолетов, если оно хочет идти в ногу с политическим давлением по оснащению Королевского флота. ВВС , которые переживали период быстрого расширения и модернизации, включая рост бомбардировочной авиации, по мере ухудшения ситуации в Европе. [ 2 ] В июне 1935 года для Харроу была написана спецификация B.29/35 как «временная мера»; он был спроектирован так, чтобы быть пригодным для быстрого производства, несмотря на то, что его производительность не была равна производительности передовых аналогов. Использование самолета в качестве бомбардировщика было подчеркнуто в B.29/35 выше его транспортных возможностей, хотя это и было сохранено как второстепенная роль. [ 3 ]
Чтобы соответствовать требованиям, согласно которым Harrow был тяжелым бомбардировщиком, пришлось переработать конструкцию, в основном с точки зрения ее конструкции. [ 3 ] Было введено несколько новых функций, в том числе гребные винты изменяемого шага , паровые котлы для обогрева кабины и с гидравлическим турели приводом. Были приняты современные методы строительства, основанные на исследованиях американских автомобильных заводов, которые включали систему потоков узлов сборки и приоритетное внимание высоким стандартам практического обучения. [ 4 ] 14 августа 1936 года, за несколько месяцев до полета первого «Харроу», министерство авиации решило разместить заказ на производство ста самолетов. [ 5 ] также Авиация флота разместила собственный заказ еще на сотню самолетов, но Хэндли Пейдж обнаружил, что у нее недостаточно производственных мощностей для их поставки. [ 6 ] Серийное производство Harrow началось вскоре после Handley Page Heyford . окончания производства биплана [ 7 ]
В полет
[ редактировать ]10 октября 1936 года первый самолет Harrow совершил первый полет этого типа из Рэдлетта . [ 6 ] Двадцать дней спустя эксплуатационные испытания этого типа начались в ВВС Великобритании в Мартлшем-Хит с использованием этого же самолета. В январе 1937 года для испытаний вооружения прибыл второй «Харроу», отличавшийся от первого установкой улучшенного Bristol Pegasus XX радиального двигателя вместе с прототипом башни Habbart-FN. [ 7 ] В марте 1937 года, после вынужденной посадки семи «Хейфордов» в плохую погоду, было приказано установить на всех бомбардировщиках, где это возможно, улучшенные позиции штурманов, что привело к проведению срочных модификаций на всех «Харроу». Чтобы ускорить поставки и дать время на то, чтобы турели с гидравлическим приводом заработали должным образом, первые серийные модели поставлялись в учебные эскадрильи без башен. [ 7 ]
«Харроу» обычно оснащалась несколькими оборонительными орудиями , в том числе носовой и хвостовой турелями с электроприводом, а также спинной турелью с ручным управлением. [ 4 ] Эти позиции имели фиксированные башенки, в пазах которых можно было перемещать орудия; гидравлическое управление было связано с прицелом орудия , а вес орудия уравновешивался наводчиком. Наведение бомбы осуществлялось с помощью носовой турели, имевшей плоскую оптическую панель. [ 8 ] Первоначально носовая и спинная башни были вооружены пушкой Льюиса , а хвостовая — двумя. В более позднем периоде эксплуатации эти орудия обычно заменялись пулеметами Vickers K. «Харроу» могла нести максимальную бомбовую нагрузку 3000 фунтов (1400 кг), которая размещалась в отсеке прямо под полом кабины; он также был способен нести бомбу массой 2000 фунтов (910 кг). [ 9 ] Большинство Harrow были оснащены парой радиальных двигателей Bristol Pegasus XX мощностью до 925 л.с. (690 кВт). [ 6 ]
Операционная история
[ редактировать ]13 января 1937 года первая «Харроу» была доставлена в 214-ю эскадрилью Скамптон Королевских ВВС . [ 7 ] Ранние образцы, оснащенные двигателем Bristol Pegasus X , назывались Harrow Mk.I, а модели с более мощным двигателем Pegasus XX - Harrow Mk.II. К концу 1937 года все сто самолетов были поставлены в общей сложности пяти бомбардировочным эскадрильям британских ВВС. [ 6 ] [ 10 ] Несмотря на наличие обогрева кабины, в котором использовалась вытяжная головка бортовых паровых котлов, «Харроу» завоевал среди летных экипажей репутацию холодного и сквознякового самолета, что во многом объяснялось конструкцией его башен. [ 11 ]
Два из новых «Харроу» 214-й эскадрильи британских ВВС Фелтвелл столкнулись в воздухе над Виссингтоном, Норфолк , и разбились, потеряв пять летчиков, 29 апреля 1937 года. Сообщалось, что законцовка крыла одного самолета задела хвост другого самолета. , один упал в поле и загорелся, а другой упал в реку Уисси . [ 12 ]

По мере продолжения поставок более современных бомбардировщиков, таких как « Виккерс Веллингтон» , «Харроу» к концу 1939 года был выведен из состава передовых бомбардировочных эскадрилий, так и не выполнив ни одного боевого задания в этом качестве. Возможно, наиболее заметным его применением в течение этого короткого периода была серия полетов общественных групп над различными британскими городами в ознаменование Дня авиации империи в мае 1938 года; «Харроу» также была переведена в режим ожидания во время Мюнхенского кризиса 1938 года. [ 13 ]
Несмотря на то, что «Харроу» считался ночным бомбардировщиком, на протяжении всей Второй мировой войны он эксплуатировался как транспортный и учебно-тренировочный самолет. [ 14 ] 1 мая 1940 года была сформирована 271-я эскадрилья, состоящая из самолетов «Харроу», «Бристоль Бомбей» и ряда впечатляющих гражданских самолетов. [ 15 ] В то время как другие самолеты, которыми оснащалась 271-я эскадрилья, были заменены на «Дуглас Дакота» , она сохранила группу «Харроуз» (иногда прозванных «Воробьями» из-за их новых носовых обтекателей, придававших более обтекаемый фюзеляж) в качестве транспортных и санитарных самолетов до Дня Победы . [ 11 ] [ 16 ]
В качестве транспорта «Харроу» обычно использовался для перевозки оборудования и личного состава между внутренними военными базами по всей Великобритании, а также на континентальные аэродромы до падения Франции . [ 17 ] Время от времени он также совершал рискованные полеты между Англией и Гибралтаром ; два самолета были потеряны на этом маршруте. [ 11 ] Харроуз также поддерживал войска союзников в их наступлении на северо-запад Европы, эвакуируя раненых во время Арнемской операции в сентябре 1944 года. [ 15 ] [ 18 ] Семь «Харроу» были уничтожены в результате атаки на малой высоте Люфтваффе истребителей JG 26 и JG 54 на аэродром Эвере в рамках Unternehmen Bodenplatte , немецкой атаки на аэродромы союзников на северо-западе Европы, 1 января 1945 года, в результате чего нетронутыми остались только пять «Харроу». Они были выведены из эксплуатации 25 мая 1945 года. [ 11 ] [ 18 ]
«Хэрроу» также выполняла новую оперативную роль в разгар боевых действий против Британии зимой 1940–1941 годов. Шесть Харроуз оборудовали 420-ю эскадрилью (позже 93-ю эскадрилью ), которая использовала одинокие Харроу для буксировки длинных воздушных мин (LAM) на путь немецких бомбардировщиков. [ 18 ] [ 19 ] У LAM был взрывной заряд на конце длинного кабеля, и благодаря этой нестандартной тактике было уничтожено от четырех до шести немецких бомбардировщиков. [ 11 ] [ 18 ] Эксперимент был признан малоценным, и запланированное использование Дугласа Хэвокса в роли LAM было отменено. [ 20 ] Семь Харроу также использовались 782-й морской авиационной эскадрильей ВВС флота в качестве транспортных средств с июня 1941 по июль 1943 года для перевозки двигателей и запасных частей, а также пассажиров. [ 21 ] [ 22 ]
«Харроу» использовался в качестве воздушного танкера для дозаправки в воздухе . В конце 1930-х годов три «Харроу» были модифицированы компанией Flight Refueling Limited , которая установила заправочный аппарат вместе с дополнительными топливными баками, после чего компания провела серию испытаний. [ 23 ] Оказав свои достаточные возможности, эти самолеты регулярно использовались для дозаправки Short Empire летающих лодок , что позволяло им выполнять дальние полеты, необходимые для трансатлантических перевозок. Для этой цели две «Харроу» были размещены в Гандере, Ньюфаундленд , а третья базировалась в Фойнсе, Ирландия . В 1940 году два самолета, базировавшиеся в Гандере, были приняты на вооружение Королевских ВВС Канады . [ 23 ]
Варианты
[ редактировать ]- Харроу Мк.I
- Оснащен двумя двигателями Bristol Pegasus X мощностью 830 л.с. (620 кВт) , построено 19 штук.
- Харроу Мк.II
- Оснащен двумя двигателями Pegasus XX мощностью 925 л.с. (690 кВт), построено 81 экземпляр.
Операторы
[ редактировать ]

- Королевские ВВС
- 37-я эскадрилья - 1937–1939 в RAF Feltwell. [ 24 ]
- 75-я эскадрилья - 1937–1939 в RAF Driffield , а затем в RAF Honington. [ 25 ]
- 93-я эскадрилья - 1940–1941 в RAF Middle Wallop (роль воздушной мины) [ 24 ]
- Нет. 115-я эскадрилья - 1937–1939 в RAF Marham [ 26 ]
- 214-я эскадрилья - 1937–1939 в RAF Scampton, позже RAF Feltwell. [ 27 ]
- 215-я эскадрилья - 1937–1939 в RAF Driffield, а затем в RAF Honington. [ 27 ]
- 271-я эскадрилья - 1940–1945 в RAF Doncaster, позже RAF Down Ampney (транспортная роль) [ 28 ]
- Полет № 420 - стал 93-й эскадрильей. [ 24 ]
- Полет № 1680 - стал 271-й эскадрильей. [ 28 ]
- Авиация флота
- Дозаправка в полете Limited
Технические характеристики (Борона II)
[ редактировать ]
Данные британского бомбардировщика с 1914 года. [ 6 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 5
- Вместимость: 20 полностью экипированных солдат. [ 16 ] или 12 носилок (используются в качестве транспорта)
- Длина: 82 фута 2 дюйма (25,04 м)
- Размах крыльев: 88 футов 5 дюймов (26,95 м)
- Рост: 19 футов 5 дюймов (5,92 м)
- Площадь крыла: 1090 кв. футов (101 м 2 )
- Пустой вес: 13 600 фунтов (6 169 кг)
- Полная масса: 23 000 фунтов (10 433 кг)
- Силовая установка: 2 девятицилиндровых радиально-поршневых двигателя воздушного охлаждения Bristol Pegasus XX мощностью 925 л.с. (690 кВт) каждый на взлете.
- Гребные винты: 3-лопастные гребные винты изменяемого шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 200 миль в час (320 км/ч, 170 узлов)
- Крейсерская скорость: 163 миль в час (262 км/ч, 142 узла)
- Диапазон: 1260 миль (2030 км, 1090 миль)
- Практический потолок: 22 800 футов (6 900 м)
- Скорость набора высоты: 710 футов/мин (3,6 м/с).
- Нагрузка на крыло: 21,1 фунта/кв. футов (103 кг/м). 2 )
- Мощность/масса : 0,0804 л.с./фунт (0,1322 кВт/кг)
Вооружение
- Пистолеты: 4 × 0,303 дюйма (7,7 мм) Пистолеты Льюиса
- Бомбы: до 3000 фунтов (1400 кг) внутренних бомб.
См. также
[ редактировать ]- Взломщик Havoc Mk I (Pandora) - также используется для операций с длинными воздушными минами (LAM).
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Барнс 1987, стр. 347–351.
- ^ Jump up to: а б с Барнс 1976, с. 372.
- ^ Jump up to: а б Барнс 1976, стр. 372–373.
- ^ Jump up to: а б Барнс 1976, с. 373.
- ^ Барнс 1987, с. 372.
- ^ Jump up to: а б с д и Льюис 1980, стр. 270–271.
- ^ Jump up to: а б с д Барнс 1976, с. 374.
- ^ Барнс 1976, стр. 373-374.
- ^ Lumsden and Heffernan Airplane Monthly, январь 1986 г., стр. 4–7.
- ^ Барнс 1976, стр. 374-375.
- ^ Jump up to: а б с д и Мейсон 1994, стр. 301–302.
- ^ «Пять человек погибли в результате трагедии на ВВС Фелтвелл» . Линн Рекламодатель . № 4081, Том XCVI. Кингс Линн. 30 апреля 1937 г. с. 9 . Проверено 15 апреля 2023 г. - из архива британских газет.
- ^ Барнс 1976, с. 375.
- ^ Барнс 1976, стр. 378-379.
- ^ Jump up to: а б Тетфорд 1957, стр. 248–249.
- ^ Jump up to: а б Тетфорд 1957, с. 499.
- ^ Барнс 1976, с. 378.
- ^ Jump up to: а б с д Понедельник 1994, с. 125–126.
- ^ Барнс 1976, с. 379.
- ^ Прайс 1978, стр. 152–153.
- ^ Jump up to: а б Стертивант и Балланс, 1994, стр. 104–105.
- ^ Стертивант и Берроу 1995, стр. 292
- ^ Jump up to: а б Барнс 1976, с. 376.
- ^ Jump up to: а б с Джеффорд 1988, с. 37.
- ^ Джеффорд 1988, с. 48.
- ^ Джеффорд 1988, с. 52.
- ^ Jump up to: а б Джеффорд 1988, с. 71.
- ^ Jump up to: а б Джеффорд 1988, с. 82.
Библиография
[ редактировать ]- Барнс, CH Handley Page Самолеты с 1907 года. Лондон: Патнэм, 1976. ISBN 0-370-00030-7 .
- Барнс, CH Handley Page Самолеты с 1907 года . Лондон: Издательство Патнэм, 1987. ISBN 0-85177-803-8 .
- Клейтон, Дональд К. Хэндли Пейдж, Альбом самолетов . Шеппертон, Суррей, Великобритания: Ian Allan Ltd., 1969. ISBN 0-7110-0094-8 .
- Гарднер, Брайан (2018). «Заполни!: Эксперименты Хэндли Пейджа Харроу компании Flight Refueling Ltd, 1938–1940». Историк авиации (25): 64–74. ISSN 2051-1930 .
- Гарднер, Брайан (1984). «Дозаправка в самолете... История военного времени». Любитель воздуха . № 25. С. 34–43, 80. ISSN 0143-5450 .
- Джеффорд, командир эскадрильи Королевских ВВС . первое издание 1988 г., Airlife Publishing, Великобритания. ISBN 1 85310 053 6 .
- Льюис, Питер. Британский бомбардировщик с 1914 года . Лондон: Книги Патнэма по аэронавтике, 1980. ISBN 0-370-30265-6 .
- Ламсден, Алек и Терри Хеффернан. «Зонд-зонд № 20: Хэндли Пейдж Харроу». Ежемесячник «Аэроплан» , Том. 14, № 1, январь 1986 г., стр. 4–7. ISSN 0143-7240 .
- Мейсон, Фрэнсис К. Британский бомбардировщик с 1914 года . Лондон: Книги по аэронавтике Патнэма, 1994. ISBN 0-85177-861-5 .
- Монди, Дэвид. Краткий справочник Хэмлина по британским самолетам времен Второй мировой войны . Лондон: Аэрокосмическое издательство, 1994. ISBN 1-85152-668-4 .
- Прайс, Альфред. «Длинная воздушная мина: провал или нереализованный потенциал?» Air Enthusiast , № 6, март – июнь 1978 г., стр. 151–153.
- Стертивант, Рэй и Балланс, Тео. Эскадрильи авиации флота . Тонбридж, Кент, Великобритания: Air Britain (Historians) Ltd., 1994. ISBN 0-85130-223-8 .
- Стертивант, Рэй и Берроу, Мик. Самолеты ВВС флота с 1939 по 1945 год . Танбридж-Уэллс, Кент, Великобритания: Air Britain (Historians) Ltd., 1995. ISBN 0-85130-232-7 .
- Тетфорд, Оуэн. Самолеты Королевских ВВС, 1918–57 гг . Лондон: Путнэмские книги по аэронавигации, 1957. OCLC 3875235.
Внешние ссылки
[ редактировать ]