Хэндли Пейдж Гермес
HP.81 Гермес | |
---|---|
![]() | |
Гермес IV из воздушного сафари в аэропорту Манчестера в 1961 году. | |
Роль | Авиалайнер |
Производитель | Хэндли Пейдж |
Первый полет | 2 декабря 1945 г. |
Введение | 6 августа 1950 г. |
Ушедший на пенсию | 1965 |
Основной пользователь | БОАК |
Произведено | 1945–1951 |
Количество построенных | 29 |
Разработано на основе | Хэндли Пейдж Гастингс |
Handley Page HP.81 Hermes — гражданский авиалайнер , разработанный и произведенный британской авиастроительной компанией Handley Page .
Hermes разрабатывался в 1940-х годах параллельно с близким военным транспортным средством Handley Page Hastings . с низкорасположенным крылом Это был моноплан , большинство экземпляров которого оснащалось четырьмя поршневыми двигателями . Первоначально планировалось поступить на вооружение раньше Гастингса, но разработка Hermes была отложена из-за фатальной потери первого прототипа во время его первого полета 2 декабря 1945 года. Были приняты меры по улучшению устойчивости авиалайнера, а также по расширению его вместимости. Это произвело настолько сильное впечатление на British Overseas Airways Corporation (BOAC), что 4 февраля 1947 года она разместила крупный заказ на 25 HP 81 Hermes IV. Пара турбовинтовыми опытных самолетов с двигателями. также были заказаны Минснабом для экспериментальных полетов.
Hermes поступил в эксплуатацию 6 августа 1950 года с задержкой примерно на год из-за избыточного веса первоначального серийного самолета. Они будут эксплуатироваться BOAC, самым известным эксплуатантом этого типа, менее десяти лет, прежде чем будут проданы другим операторам, во многом благодаря быстрому развитию авиалайнеров, достигнутому в то время. В последующие годы эксплуатации подержанные самолеты Hermes регулярно использовались различными чартерными авиакомпаниями. Последний полет «Гермеса» выполнялся иногда в 1969 году, когда большая часть самолетов этого типа уже была списана как устаревшая. Единственный экземпляр сохранился частично.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]История создания «Гермеса» восходит к обсуждениям, проведенным штабом ВВС Великобритании еще летом 1943 года. [ 1 ] В то время власти рассматривали не только необходимость немедленного преемника Королевских ВВС парка Handley Page Halifax (RAF) в транспортном/грузовом потенциале, но и роль временного гражданского авиалайнера для пост- военные годы. Соответственно, в течение декабря 1944 года были размещены приоритетные заказы на различные проекты, включая как военные, так и гражданские программы, предложенные британским производителем самолетов Handley Page . [ 1 ] Для гражданского авиалайнера спецификацию 15/43 выпустило Министерство авиации ; это потребовало создания герметичного гражданского транспорта, способного перевозить до 34 пассажиров первого класса или 50 пассажиров туристического класса. [ 1 ]
В апреле 1944 года по настоянию Джорджа Волкерта , главного конструктора Хэндли Пейджа, чтобы определить производственные приоритеты, основатель и управляющий директор компании Фредерик Хэндли Пейдж решил объединить работу нескольких проектов и сделать приоритетным транспортный самолет; это также совпало с выпуском спецификации C.3/44 , которая предусматривала многоцелевой транспорт. [ 2 ] Предложение Хэндли Пейджа было принято без каких-либо значимых изменений. Вскоре после этого было признано, что развитие гражданского транспорта представляет меньшую проблему, чем проект военного транспорта, поэтому было решено, что программа авиалайнеров будет запущена в первую очередь. [ 3 ] Военно-транспортный самолет, который имел относительно высокий уровень сходства с гражданским проектом, поступил на вооружение как Handley Page Hastings , а гражданский транспортный самолет стал известен как Hermes. [ 4 ] [ 5 ]
Несмотря на намеренное сходство, между двумя самолетами были явные конструктивные различия. В отличие от хвостового колеса «Гастингса», «Гермес» планировалось иметь носовое шасси , хотя первые два прототипа комплектовались хвостовым шасси . [ 5 ] Несмотря на различия, оба самолета оставались настолько похожими, что производились с использованием одних и тех же станков для первичной сборки . Первый прототип фактически представлял собой негерметичный «голый корпус», а второй имел герметизированную кабину и был полностью оборудован во многих отношениях. [ 5 ] прошла макетная конференция 9 ноября 1945 года на предприятии компании в Криклвуде , на которой присутствовали различные представители авиакомпаний и представители отрасли. Быстрый прогресс в строительстве первого прототипа позволил ему начать наземные испытания в Рэдлетте 1 декабря 1945 года. [ 6 ]
В полет и редизайн
[ редактировать ]Хотя Хэндли Пейдж намеревался представить Hermes на ранней стадии разработки раньше Hastings, отсрочка его производства была вызвана необходимостью после того, как первый прототип (HP 68 Hermes 1), зарегистрированный G-AGSS , разбился во время своего первого запуска. полет вскоре после взлета 2 декабря 1945 года. [ 6 ] Предполагается, что самолет столкнулся с серьезной продольной нестабильностью из-за перевеса руля высоты . Главный летчик-испытатель Хэндли Пейджа и главный наблюдатель за испытаниями погибли в результате инцидента, а прототип был полностью разрушен в результате пожара после удара. [ 7 ]
Чтобы в достаточной степени устранить нестабильность, вызвавшую фатальную аварию, разработка гражданского «Гермеса» была затянута, в то время как работа над «Гастингсом» продвигалась более гладко. [ 8 ] Эта задержка дала возможность внести изменения и улучшения в проект; было решено, что длина второго прототипа будет увеличена для производства HP 74 Hermes II. перспективы оснащения этого типа турбовинтовыми двигателями, но в конечном итоге от них отказались. Примерно в это же время исследовались [ 9 ] Первый Hermes II ( G-AGUB ) совершил свой первый полет 2 сентября 1947 года; Быстро оказалось, что он не только обладает большей устойчивостью, но и имеет более высокий коэффициент подъемной силы, чем у Гастингса. 4 сентября 1948 года этот тип получил сертификат летной годности , допущенный к эксплуатации. [ 4 ] [ 10 ]
(BOAC) разместила твердые заказы 4 февраля 1947 года компания British Overseas Airways Corporation на 25 стандартных самолетов HP 81 Hermes IV . Эта модель была оснащена трехколесной ходовой частью и оснащена четырьмя Bristol Hercules радиальными двигателями , каждый из которых имел мощность до 2100 л.с. (1570 кВт). [ 11 ] Дополнительно была заказана пара авиалайнеров Hermes V , основным отличием этой модели было использование Bristol Theyseus вместо них четырех турбовинтовых двигателей . Дальнейшие разработки Hermes с турбовинтовыми двигателями также были предложены потенциальным заказчикам в качестве конкурента таким типам, как Bristol Britannia . [ 11 ]
Операционная история
[ редактировать ]Операции авиакомпаний
[ редактировать ]

Несмотря на то, что первый Hermes IV (зарегистрированный G-AKFP ) относительно быстро совершил свой первый полет 5 сентября 1948 года, [ 4 ] Поскольку серийное производство было быстро налажено, BOAC был несколько недоволен авиалайнером, в первую очередь из-за большого веса первых самолетов. [ 12 ] Частично это произошло из-за использования компонентов Hastings и специальных модификаций для ускорения летных испытаний; Было сразу же решено, что модификации для снижения веса должны быть внесены до того, как BOAC окончательно примет «Гермес». Изменения конструкции для уменьшения веса включали использование более легких элементов пола. [ 13 ]
6 августа 1950 года Hermes IV, наконец, поступил на вооружение BOAC, заменив Avro York на рейсе по Западной Африке из лондонского Хитроу в Аккру через Триполи , Кано и Лагос , а рейсы в Кению и Южную Африку начались до окончания год. [ 14 ] [ 15 ] Hermes IV использовался BOAC на маршрутах в Западную и Южную Африку . Однако в 1952 году они были быстро заменены надежными самолетами Canadair Argonaut , хотя некоторые из них вновь поступили в эксплуатацию в июле 1954 года после посадки на мель « Кометы де Хэвилленда» и снова были выведены из эксплуатации в декабре. [ 16 ] [ 17 ]
Однако это не был конец деятельности Hermes в авиаперевозках, поскольку излишки самолетов были проданы независимым чартерным авиакомпаниям , при этом Airwork приобрела четыре в 1952 году, а остальные эксплуатировались Britavia и Skyways , особенно в роли войск. [ 18 ] Многие из этих самолетов были оснащены двигателями Hercules 773, которые могли работать на топливе с более низким октановым числом , чем оригинальные Hercules 763, получившие обозначение Hermes IVA. К стандартам Гермеса IV они вернулись, когда улучшились запасы топлива. [ 18 ] [ 19 ]
Позже «Гермесы» были доставлены эксклюзивными туристическими рейсами из Великобритании. Последний действующий гражданский «Гермес», G-ALDA , которым управляла компания Air Links Limited, был списан 13 декабря 1964 года и списан девять дней спустя. [ 20 ] [ 21 ]
Разработка самолета
[ редактировать ]
Два турбовинтовых самолета Hermes V принадлежали Министерству снабжения и совершили свои первые полеты в августе 1949 года. [ 22 ] Они использовались при разработке турбовинтового двигателя «Бристоль Тесей» . Первый самолет был потерян при посадке с поднятыми колесами на аэродроме Чилболтон 10 апреля 1951 года, но второй продолжил разработку, летая вместе с Экспериментальным институтом самолетов и вооружения (A&AEE) в MOD Боскомб Даун и Королевским авиастроительным заводом (RAE) в аэропорту Фарнборо. до выхода на пенсию в сентябре 1953 года. [ 23 ]
Прототип Hermes II получил военную маркировку в октябре 1953 года как VX234 и использовался для различных программ исследований и разработок, включая испытания бортового радара для Королевского радиолокационного центра в ВВС Великобритании в Деффорде , Вустершир. Окончательно его сняли с вооружения в 1969 году, и на тот момент это был последний действующий самолет Hermes. [ 24 ]
Сохранение
[ редактировать ]Фюзеляж Hermes IV (бывшего самолета BOAC G-ALDG по имени Horsa ) хранится в Имперском военном музее Даксфорда . [ 25 ]
Варианты
[ редактировать ]Все 29 самолетов были построены на аэродроме Рэдлетт , Хартфордшир , Англия .
- HP.68 Гермес I
- Прототип оснащен четырьмя радиальными двигателями Bristol Hercules 101 мощностью 1650 л.с. (1230 кВт) . Один построен.
- HP.74 Гермес II
- Прототип оснащен четырьмя двигателями Bristol Hercules 121 мощностью 1675 л.с. (1249 кВт) и удлиненной передней частью фюзеляжа на 13 футов (4,57 м). Один построен.
- HP.81 Гермес IV
- Серийный самолет с трехопорным шасси, оснащенный четырьмя двигателями Bristol Hercules 763 мощностью 2100 л.с. (1570 кВт) . Построено двадцать пять.
- HP.81 Гермес IVa
- Hermes IV модифицирован для использования топлива с октановым числом 100, двигатель переименован в Hercules 773. Большинство из них переоборудовано обратно в стандарт Hermes IV.
- HP.82 Гермес V
- мощностью 2490 л.с. (1860 кВт) Опытный самолет с четырьмя турбовинтовыми двигателями Bristol Theyseus 502 . Два построено.
Операторы
[ редактировать ]

- Воздушное сообщение
- Воздушное Сафари
- Воздушная работа
- Бритавия
- Британская корпорация Overseas Airways
- Фалкон Эйрвэйз
- Королевское радарное учреждение
- Силвер Сити Эйрвэйз
- Скайвэйс
- Министерство снабжения
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- Hermes I G-AGSS 3 декабря 1945 г. - прототип разбился во время первого испытательного полета вскоре после взлета в трех милях от аэродрома Рэдлетт. Два летчика-испытателя Хэндли Пейджа погибли.
- 26 мая 1952 г. — Гермес IV G-ALDN ( «Хорус» ), управляемый BOAC, следовал из Триполи, Ливия , в Кано, Нигерия , отклонился от курса на несколько часов и у него закончилось топливо, совершил вынужденную посадку в пустыне Сахара к югу от Атара. , Мавритания . Пассажиры и члены экипажа выжили и провели несколько дней в пустыне, прежде чем отправиться в оазис, где скончался первый офицер Тед Хаслам, получивший травму головы в результате крушения. [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ]
- 25 августа 1952 г. - Гермес IV «G-ALDF», эксплуатируемый компанией Air-work Ltd, следовал из Блэкбуша в Хартум через Мальту, высадился у берегов Сицилии (недалеко от Трапани) в 03:00 LT из-за отказа двух двигателей и возможности использования двух других двигателей. неудачно. Электричество также отключилось, поэтому не было света и радио. Погружение было «блестяще выполнено» и успешно, но 6 пассажиров (в том числе 4 маленьких детей) и одна стюардесса утонули, в основном из-за неисправных спасательных жилетов и отсутствия спасательного плота для детей. Отчет о расследовании итальянских властей (не опубликованный в Великобритании) обобщен в циркуляре ИКАО 38-AN/33. [ 29 ] Содержит некоторую критику в адрес экипажа и эксплуатационной компании, а также рекомендации по улучшению самолета и мер безопасности. Вопрос поднят в парламенте депутатом Веджвудом Бенном. [ 30 ]
- 4 марта 1956 г. - Hermes IV G-ALDW, принадлежащий Skyways Limited, был уничтожен на земле бомбой замедленного действия в носовой грузовой кабине. Самолет находился в аэропорту Никосии на Кипре, когда взрыв произошел за 20 минут до того, как самолет должен был вылететь в Соединенное Королевство с 68 пассажирами. [ 31 ] Погибших не было. [ 32 ]
- 5 августа 1956 г. — у самолета Hermes IV G-ALDK, эксплуатируемого компанией Britavia, обрушилось носовое шасси в аэропорту Дриг-Роуд , Карачи , Пакистан . Самолет был поврежден и не подлежал экономическому ремонту. [ 33 ]
- 5 ноября 1956 г. - самолет Hermes IVa G-ALDJ авиакомпании Britavia разбился при ночном заходе на посадку на аэродром Блэкбуш в Англии в плохую погоду. Семь из 80 пассажиров погибли. [ 34 ]
- 1 апреля 1958 г. - Hermes IV G-ALDV эксплуатируется компанией Skyways Limited. Разбился в Мисден-Грин, недалеко от аэропорта Станстед, во время испытаний после замены двигателя. Экипаж из трех человек: капитан Рэймент, капитан Уэст и Ф.Е. Все Брэдли были убиты.
- 9 октября 1960 г. - Гермес IV G-ALDC авиакомпании Falcon Airways вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы при посадке в аэропорту Саутенд и в конечном итоге пересек железнодорожную линию Шенфилд-Саутенд . Самолет списали, но все 76 человек на борту выжили. [ 35 ]
Технические характеристики (Гермес IV)
[ редактировать ]
Данные Jane's All the World's Aircraft, 1950-51 гг. [ 36 ]
Общие характеристики
- Экипаж: пять летных экипажей, плюс бортпроводники.
- Вместимость: 40 - 82 пассажира
- Длина: 96 футов 10 дюймов (29,51 м)
- Размах крыльев: 113 футов (34 м)
- Высота: 29 футов 11 дюймов (9,12 м)
- Площадь крыла: 1408 кв. футов (130,8 м ). 2 )
- Профиль профиля : корень: NACA 23021 ; совет: NACA 23007 [ 37 ]
- Вес пустого: 55 350 фунтов (25 106 кг) в базовой комплектации
- Максимальный взлетный вес: 82 000 фунтов (37 195 кг). * Максимальный посадочный вес: 75 000 фунтов (34 019 кг).
- Запас топлива: 3224 имп галлона (3872 галлона США; 14657 л) во встроенных крыльевых баках; 4 масляных бака по 37 имп галлонов (44 галлона США; 168 л)
- Силовая установка: 4 14-цилиндровых радиально-поршневых двигателя воздушного охлаждения Bristol Hercules мощностью 2020 л.с. (1510 кВт) каждый на взлете.
- Гребные винты: 4-лопастные гребные винты de Havilland Hydromatic диаметром 13 футов (4,0 м) с постоянной скоростью и полностью флюгированными гребными винтами с реверсивным шагом.
Производительность
- Максимальная скорость: 357 миль в час (575 км/ч, 310 узлов) на высоте 20 000 футов (6 096 м)
- Крейсерская скорость: 266 миль в час (428 км/ч, 231 узел), максимальная слабая смесь на высоте 10 000 футов (3048 м).
- 274 миль в час (238 узлов; 441 км / ч) максимальная слабая смесь на высоте 20 000 футов (6 096 м)
- Максимальная дальность полета 213 миль в час (185 узлов; 343 км / ч) на высоте 10 000 футов (3048 м)
- Максимальная дальность полета 244 миль в час (212 узлов; 393 км / ч) на высоте 20 000 футов (6 096 м)
- Дальность: 3147–3554 миль (5065–5720 км, 2735–3088 миль) с полезной нагрузкой 2213 фунтов (1004 кг) на высоте 20 000 футов (6096 м) в зависимости от скорости
- Практический потолок: 24 500 футов (7 500 м)
- Скорость набора высоты: 1030 футов/мин (5,2 м/с).
- Время набора высоты:
- 10 000 футов (3048 м) за 10 минут 30 секунд
- 20 000 футов (6 096 м) за 25 минут
- Нагрузка на крыло: 58,2 фунта/кв. футов (284 кг/м). 2 )
- Мощность/масса : 0,104 л.с./фунт (0,171 кВт/кг)
- Разбег: 3330 футов (1015 м) при весе 82 000 фунтов (37 195 кг)
- Взлетная дистанция до 50 футов (15 м): 4440 футов (1353 м)
- Посадочная дистанция с высоты 50 футов (15 м): 4224 футов (1287 м)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Барнс 1976, с. 435.
- ^ Барнс 1976, стр. 435-436.
- ^ Барнс 1976, с. 436.
- ^ Перейти обратно: а б с Джексон 1973, с. 247.
- ^ Перейти обратно: а б с Барнс 1976, стр. 436–437.
- ^ Перейти обратно: а б Барнс 1976, с. 437.
- ^ «Потеря прототипа Гермеса», полет 6 декабря 1945 года.
- ^ Барнс 1976, стр. 437–438.
- ^ Барнс 1976, с. 460.
- ^ Барнс 1976, с. 462.
- ^ Перейти обратно: а б Барнс 1976, стр. 460–461.
- ^ Барнс 1976, с. 465.
- ^ Барнс 1976, стр. 465-466.
- ^ Джексон 1973, стр. 248–249.
- ^ Барнс 1976, с. 466.
- ^ Джексон 1973, с. 249.
- ^ Барнс 1976, с. 471.
- ^ Перейти обратно: а б Джексон 1973, стр. 249–250.
- ^ Барнс 1976, стр. 471-472.
- ^ Джексон 1973, с. 251.
- ^ Барнс 1976, с. 472.
- ^ Барнс 1976, стр. 464, 466.
- ^ Барнс 1976, стр. 466-467, 469.
- ^ Барнс 1976, стр. 472–474.
- ^ «Хэндли Пейдж Гермес IV (Фюзеляж)» . britairliners.org . Проверено 28 сентября 2021 г.
- ^ Фишер, Джон Хейс (продюсер). (2003). Спасение в пустыне [эпизод телесериала]. В разделе «Знакомство с предками». Лондон: Британская радиовещательная корпорация.
- ^ Magna, апрель 2014 г., журнал Друзей Национального архива, Лондон.
- ↑ Затерянный в Сахаре на IMDb.
- ^ baaa-acro.com/sites/default/files/import/uploads/2017
- ^ Бенн, Веджвуд (19 ноября 1953 г.), «Авиакатастрофа, Сицилия (отчет)», Документ Палаты общин, серия 5 , том. 520, Парламент Великобритании, с. 1965 год
- ^ « Гражданская авиация: Саботаж Гермеса ». Полет . 16 марта 1956 г., с.306.
- ^ «Авиакатастрофа ASN Handley Page HP.81 Hermes IV G-ALDW Никосия» . Сеть авиационной безопасности. 26 октября 2014 года . Проверено 26 октября 2014 г.
- ^ Честерфилд, Лин. «Гермес пранг». Самолет . № Январь 2011 г. Издательство Kelsey Publishing. п. 82.
- ^ Сборник происшествий ИКАО № 8, циркуляр 54-AN/49 (138–147)
- ^ «Описание происшествия G-ALDC» . Сеть авиационной безопасности . Проверено 22 марта 2011 г.
- ^ Бриджмен, Леонард, изд. (1950). Джейн «Все самолеты мира», 1950-51 гг . Лондон: Sampson Low, Marston & Co. 65с.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Барнс, Ч. Хэндли Пейдж Самолеты с 1907 года . Лондон: Патнэм, 1976. ISBN 0-370-00030-7 .
- Барнс, Ч. Хэндли Пейдж Самолеты с 1907 года . Лондон: Putnam & Company, Ltd., 1987. ISBN 0-85177-803-8 .
- Клейтон, Дональд К. Хэндли Пейдж, Альбом самолетов . Шеппертон, Суррей, Великобритания: Ian Allan Ltd., 1969. ISBN 0-7110-0094-8 .
- Джексон, AJ Британские гражданские самолеты с 1919 года: Том 2 . Лондон: Патнэм, второе издание, 1973 г. ISBN 0-370-10010-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дональд, Дэвид (1997). Энциклопедия мировой авиации (Обновленная ред.). Лестер: Блиц-издания. п. 496. ИСБН 1-85605-375-Х .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Гастингс в British Aircraft Directory (копия на archive.org)
- Гермес (копия archive.org)
- Изображение прототипа Hermes II G-AGUB - (примечание: имя файла изображения ошибочно идентифицировано как Avro Tudor II) (копия из архива.org)