Jump to content

Хэндли Пейдж Тип О

Тип О
Роль Тяжелый бомбардировщик
Производитель Авиационная компания Хэндли Пейдж
Первый полет 17 декабря 1915 г.
Введение 1916
Ушедший на пенсию 1922
Основные пользователи Королевские ВВС
Королевская военно-морская авиационная служба
Произведено 1915-1919
Количество построенных 600
Развитый в Хэндли Пейдж Тип W

Handley Page Type O биплан бомбардировщик- , использовавшийся Великобританией во время Первой мировой войны . На момент постройки Type O был самым большим самолетом, построенным в Великобритании, и одним из крупнейших в мире. Существовало два основных варианта: Handley Page O/100 (HP11) и Handley Page O/400 (HP12).

Самолеты использовались во Франции для тактических ночных атак на цели в оккупированной немцами Франции и Бельгии, а также для стратегических бомбардировок промышленных и транспортных объектов в Рейнской области . Некоторые самолеты были временно направлены для противолодочной разведки и бомбардировок в устье реки Тис в 1917 году, а два самолета действовали в восточном Средиземноморье. Type O произвел такое впечатление, что в течение многих лет после войны любой крупный самолет в Британии назывался «Handley Page», даже получая словарную статью. [1]

HP O/400 со сложенными крыльями

Проектные работы начались вскоре после начала Первой мировой войны после встречи капитана Мюррея Сутера , директора авиационного департамента Королевского флота , и Фредерика Хэндли Пейджа . Суэтер запросил «кровавый парализатор самолета» для дальних бомбардировок. [2] [3] Фразу придумал командующий Чарльз Рамни Самсон , недавно вернувшийся с фронта. [4] Первоначально обсуждалась адаптация неудачных проектов Handley Page L/200 , M/200 и MS/200 для прибрежного патрулирования, но технический советник Сутера отдал предпочтение большому гидросамолету для прибрежного патрулирования и защиты верфей, который также был бы способен бомбить немецкий флот в открытом море на ее база в Киле . Прототип гидросамолета AD Type 1000 уже был заказан компании J. Samuel White & Co. из Коуса . [5]

Хэндли Пейдж предложил наземный самолет аналогичного размера, и 28 декабря 1914 года была официально выпущена спецификация, составленная на основе его предложений, для четырех прототипов. Он требовал создания большого биплана с двумя двигателями Sunbeam мощностью 150 л.с. (110 кВт) , который должен был помещаться в ангаре размером 75 × 75 футов (23 × 23 м) и, следовательно, иметь складные крылья. Он должен был нести шесть 100-фунтовых (45 кг) бомб и иметь броню для защиты экипажа и двигателей. [4] Экипаж из двух человек должен был разместиться в застекленной кабине, а единственным запланированным оборонительным вооружением была винтовка для наблюдателя/инженера. Обозначение O/100 произошло из-за того, что Хэндли Пейдж использовал буквы для каждой из своих конструкций, причем 100 обозначали предполагаемый размах крыльев самолета. [5] Проект был одобрен 4 февраля 1915 года с двигателями Rolls-Royce Eagle мощностью 250 л.с. (190 кВт) , а 9 февраля в контракт были внесены поправки, включившие восемь дополнительных самолетов. [6]

Один из двигателей с четырехлопастным винтом.

O/100 представлял собой трехсекционный биплан неравного размаха с нависающей частью верхнего крыла, подкрепленной шкворнями прямоугольного сечения , фюзеляжем и бипланным хвостовым оперением с двумя сбалансированными рулями направления между горизонтальными поверхностями. Сбалансированные элероны устанавливались только на верхнее крыло и выходили за пределы задней кромки и законцовок крыла . Двигатели приводили в движение четырехлопастные воздушные винты, вращавшиеся в противоположных направлениях для гашения крутящего момента, и были заключены в бронегондолы, установленные между крыльями на трубчатых стальных стойках. Гондолы имели длинный конический обтекатель для уменьшения лобового сопротивления. Чтобы освободить тросы крепления крыла при складывании крыльев, задние части обтекателей откидывались внутрь на шарнирах. Конструкция фюзеляжа и летающих поверхностей в основном была еловая , а лонжероны для уменьшения веса были выполнены в двутавровых балках. [7]

Разработка

[ редактировать ]

Четыре прототипа и первая серийная партия из шести самолетов были построены в Криклвуде , причем первый самолет был доставлен по дороге в Хендон 9 декабря 1915 года. Первый полет прототипа был совершен в Хендоне 17 декабря, когда был совершен короткий прямой полет. сделано, самолет без проблем взлетел со скоростью 50 миль в час (80 км/ч). Второй полет был совершен на следующий день, когда выяснилось, что самолет не может лететь со скоростью более 55 миль в час (89 км/ч). В этом обвиняли сопротивление, вызванное большими сотовыми радиаторами, которые были заменены на трубчатые радиаторы, установленные по обе стороны гондол двигателей. Третий полет, состоявшийся 31 декабря, выявил ряд проблем с управлением: элероны и рули высоты были эффективными, но тяжелыми, отчасти из-за чрезмерного трения в контуре управления, а рули направления были серьезно разбалансированы. [8] После незначительных модификаций самолет был переправлен в авиабазу Истчерч , где были проведены полноскоростные испытания. При достижении скорости 70 миль в час (110 км/ч) хвостовое оперение начало вибрировать и крутиться сильно ; Пилот немедленно приземлился, и проверка показала серьезные повреждения конструкции задней части фюзеляжа. Усиление проблему не решило, при этом закрытую кабину и большую часть брони также удалили. Второй прототип был построен в апреле 1916 года и имел открытую кабину в более длинном носу с местом для наводчика. Для экономии веса большая часть брони была удалена и была использована для последующего производства машины. [9]

HP O/400 строится

После серии испытательных полетов в Хендоне самолет 1456 был принят RNAS и доставлен в Мэнстон для дальнейших испытаний. Они показали, что, несмотря на уменьшенную зону равновесия рулей высоты, проблема с колебаниями хвоста все еще существовала. Отсутствие курсовой устойчивости, вызванное увеличением площади передней стороны, было частично устранено добавлением фиксированного киля, но, чтобы выяснить причину колебаний хвоста, Адмиралтейство вызвало Фредерика Ланчестера из Национальной физической лаборатории . Ланчестер согласился, что простая слабость конструкции не является корнем проблемы, а вероятной причиной является резонанс фюзеляжа. Статические испытания третьего прототипа, имевшего измененную, более жесткую конструкцию фюзеляжа, ничего не показали. Ланчестер летел в качестве наблюдателя в составе экипажа на миделе 26 июня. Колебания хвоста начались на скорости 80 миль в час (130 км/ч), и Ланчестер заметил, что хвост поворачивается на 15° в обе стороны и что происходит асимметричное движение правой и левой половин рулей высоты, которые были соединены длинными тросами управления, а не чем быть жестко связанными. Он рекомендовал жестко связать их, убрать балансиры руля высоты и установить дополнительные распорки между нижними лонжеронами и нижним лонжероном хвостового оперения - меры, которые помогли решить проблему. [10]

Четвертый прототип имел ту же конструкцию фюзеляжа, что и второй прототип, и имел возможность размещения вооружения: кольцевого крепления Шарфа в носовой части, пары стоечных установок в среднем положении и артиллерийской установки в хвостовой части фюзеляжа. Это также был первый самолет O/100, оснащенный двигателями Rolls-Royce Eagle мощностью 320 л.с. (240 кВт). После завершения приемочных испытаний второй и третий прототипы были оставлены в Мэнстоне для проведения тренировочного полета Хэндли Пейджа. Первый прототип был перестроен в соответствии с производственными стандартами, а четвертый прототип испытал новую конструкцию гондолы, которая не была бронированной, имела увеличенный топливный бак и более короткий обтекатель, что устраняло необходимость складывания хвостовой части. Новая гондола использовалась на всех самолетах, построенных после первой партии из двенадцати самолетов. С 1461 года в фюзеляже над полом бомбы был установлен дополнительный топливный бак емкостью 130 имп галлонов (590 л; 160 галлонов США). Всего было построено 46 самолетов O/100, прежде чем их заменил тип O/400. [11]

Первый бомбардировщик Хэндли Пейдж, построенный в США, Лэнгли, в полете

Наиболее существенной разницей между этими двумя типами было использование двигателей Eagle VIII мощностью 360 л.с. (270 кВт). [12] В отличие от более ранних двигателей, этот двигатель не производился в ручных версиях, поскольку производство двигателей обоих типов для утверждения типа двигателя было затруднено. Испытания в аэродинамической трубе на НПЛ установили, что гребные винты встречного вращения вызывают путевую нестабильность О/100. Требовалась только одна версия, что упрощало производство и обслуживание, а p-фактор был преодолен за счет небольшого смещения плавника. O / 400 имел усиленный фюзеляж, увеличенную бомбовую нагрузку, баки гондолы были сняты, а топливо перевозилось в двух фюзеляжных баках емкостью 130 имп галлонов (590 л; 160 галлонов США), снабжающих пару баков емкостью 15 имп галлонов (68 л). 18 галлонов США) гравитационные резервуары. Новые гондолы были меньше по размеру и имели упрощенные опорные стойки; уменьшение лобового сопротивления улучшило максимальную скорость и потолок. Переработанная гондола была испытана на 3188 , который в 1917 году совершил полет в Мартлшем-Хит с различными установками двигателей. Первоначальный заказ на 100 машин обновленной конструкции с двигателями Sunbeam Maori или Eagle был размещен 14 августа, но вскоре после этого был отменен. Двенадцать комплектов компонентов производства Cricklewood были переданы на завод. Королевский авиационный завод , где из них были собраны первые серийные O/400. [13] было поставлено более 400 экземпляров До перемирия по цене 6000 фунтов стерлингов каждый. [14] Еще 107 самолетов были построены по лицензии в США компанией Standard Aircraft Corporation (из 1500, заказанных авиакорпусом). Сорок шесть из пятидесяти были построены компанией Clayton & Shuttleworth в Линкольне. [15]

Операционная история

[ редактировать ]

Фландрия

[ редактировать ]
RNAS O/100 на аэродроме Очей в 1917 году с экспериментальной схемой камуфляжа.

Первые двадцать O/100, отправленные во Францию, были получены 7-й и 7-й эскадрильями 5-го крыла RNAS в Дюнкерке в конце 1916 года. [16] Сначала O / 100 использовались для дневных атак над Северным морем, повредив немецкий эсминец 23 апреля 1917 года, но потеря самолета в результате атаки истребителей два дня спустя привела к переходу к ночным операциям, обычно с использованием одного самолета. против оккупированных немцами бельгийских портов, железнодорожных объектов и аэродромов. В ночь с 16 на 17 августа 14 самолетов O/100 сбросили 9 длинных тонн (9,1 т) бомб на железнодорожную станцию ​​Торхаут . [17] O/100 из Кудекерке осуществляли патрулирование против подводных лодок у устья реки Тис в сентябре 1917 года. Было замечено одиннадцать подводных лодок и семь атаковано бомбами, но ни одна не была потоплена, хотя операции подводных лодок резко сократились в сентябре 1917 года. район. [18]

Дарданеллы

[ редактировать ]

В рамках Дарданелльской кампании переправил самолет O/100 на расстояние 2000 миль (3200 км) из Англии в Мудрос на греческий остров Лемнос в восточном Средиземноморье лейтенант Росс Смит . [19] Он совершал ночные атаки на силы Османской империи и поставлял небольшое количество самолетов для поддержки арабского повстанческого движения под руководством Т.Э. Лоуренса .

В ночь с 3 на 4 июля 1917 года «Хэндли Пейдж» использовался для атаки на авиабазу Галата, но двигатели перегрелись, и экипаж повернул назад, сбросив несколько бомб и сбросив остальные на армейский лагерь недалеко от Булаира. 8/9 июля 1917 года от попытки бомбардировки Константинополя пришлось отказаться после 3 + 1 . часа борьбы со встречным ветром, вместо этого на обратном пути были разбомблены возможные цели

На следующую ночь Константинополь был достигнут до полуночи, и они атаковали стоящий на якоре линейный крейсер SMS Goeben с высоты 800 футов (240 м) восемью 112-фунтовыми (51 кг) бомбами и потопили османский торпедный катер класса S138 -и Миллет «Ядигар-и Миллет» (Джадхигар ). я-Милле). [20] [21] Затем экипаж разбомбил здание « Генерал СС» , предположительно штаб-квартиру Германии, и сбросил две бомбы на здание Османского военного министерства, а затем вернулся в Мудрос в 3:40 утра. [22]

6 августа самолет использовался для бомбардировки складов и кораблей в гавани Пандеры на южном берегу Мраморного моря, а затем использовался в противолодочном патрулировании до 2 сентября, когда его отправили бомбить Адрианополис . По пути экипаж сбросил две бомбы на подводную лодку во время ее погружения, затем еще две сбросил на Кулели Бургас, а затем остальные на здания железнодорожной станции Адрианополис. 30 сентября (пилотировал Джон Алкок ) он совершил набег на железнодорожные станции возле Константинополя и Хайдар-паши, но был вынужден бросить воду в заливе Ксерос из-за отказа двигателя. Экипаж плавал вместе с самолетом в течение двух часов и стрелял огнями Very, но британские эсминцы не заметили его. Затем они в течение часа плыли, чтобы добраться до полуострова Галлиполи, где были схвачены. [23] Другой Хэндли Пейдж был переброшен из Англии для усиления Палестинской бригады и служил в составе 1-й эскадрильи Австралийского летного корпуса . В сентябре 1918 года бомбардировщик использовался для снабжения полковника Т.Э. Лоуренса и арабов. [24]

Независимая сила

[ редактировать ]
Независимые силы O / 400 готовятся к работе

В ночь с 16 на 17 марта 1918 года Хэндли Пейдж из крыла Люксей бомбил железнодорожный узел в Мулен-ле-Мец , а в апреле отдельные самолеты бомбили железнодорожный узел в Армавиле 5/6 апреля и сталелитейный завод в Хагендингене и аэродром Шамбли 14/15 апреля.

Люксейское крыло было расформировано в мае для оснащения 10-й эскадрильи RNAS для действий на Западном фронте против весеннего наступления немцев . В сентябре 1918 года в Мэнстоне было сформировано 41-е крыло из состава «Хэндли Пейджс» эскадрильи «А» RNAS для ночных бомбардировок, которое в октябре перелетело в Очи. («Эскадрилья «А» позже была 16-й эскадрильей RNAS, затем с 1 апреля 1918 года - 216-й эскадрильей RAF.) [25] 9 августа 97-я эскадрилья прибыла во Францию, а десять дней спустя была переведена 215-я эскадрилья, затем 31 августа прибыла 115-я эскадрилья, а к сентябрю 100-я эскадрилья была перевооружена на Handley Pages. Операции начались с 97-й эскадрильи 19 августа и 215-й эскадрильи тремя ночами позже. 21/22 августа железнодорожный вокзал Кельна подвергся бомбардировке двумя самолетами 216-й эскадрильи, и было совершено шесть атак на немецкую химическую промышленность, особенно точным был налет 25 августа двух самолетов 215-й эскадрильи на заводы в Мангейме . Пять самолетов 216-й эскадрильи атаковали 2/3 сентября, одна бомба причинила ущерб на сумму 400 000 М , а первая атака 115-й эскадрильи была совершена 16/17 сентября, когда семь Хэндли Пейджей были потеряны, в том числе из-за неисправности двигателя или из-за неисправности двигателя. пожар самолета. [26]

Усовершенствованный O/400 начал поступать на вооружение в апреле 1918 года, что постепенно позволило перевооружить большее количество эскадрилий. O/400 могли нести новые бомбы массой 1650 фунтов (750 кг), нацеливание которых осуществлялось с помощью Drift Sight Mk 1A бомбового прицела . Каждый рейд проводился до сорока O/400. [1] [27] В ночь с 21 на 22 октября четыре Хэндли Пейджа атаковали Кайзерслаутерн тяжелыми бомбами и четыре сбросили зажигательные вещества. Три тяжелых бомбардировщика и два зажигательных бомбардировщика нанесли ущерб в 500 000 миллионов человек, а 23/24 октября Кайзерслаутерн снова подвергся бомбардировке вместе с Кобленцем , Мангеймом и Висбаденом . В течение месяца бомбардировщики снова были переброшены на поддержку армии, а в ночь с 9 на 10 октября 97-я, 215-я и 216-я эскадрильи бомбили Мец, одна бомба попала в пороховой склад и потрясла город, ущерб немцы оценили в М1 000 000. В последние дни войны операции были сокращены из-за погодных условий, но несколько аэродромов были атакованы, особенно в Моранже. [28]

История после 1918 года

[ редактировать ]
«Серебряная звезда»
Одна из кают «Серебряной звезды».
Авиалайнер Handley Page O / 7

После войны O/400 оставались на вооружении эскадрильи, пока их не заменили Vickers Vimy. к концу 1919 года Излишки военных самолетов были переоборудованы для гражданского использования в Великобритании, а девять из них использовались компанией Handley Page Transport . [29] Восемь самолетов O/400 были приспособлены для перевозки пассажиров и эксплуатировались 86-м (коммуникационным) крылом из Хендона для обеспечения перевозки между Лондоном и Парижем официальных лиц, ведущих переговоры по Версальскому договору . Два из них были предназначены для VIP-транспорта и окрашены в серебристый цвет и получили названия Great Britain и Silver Star , а остальные, рассчитанные на восемь мест, сохранили темно-зеленую отделку. [30]

Шесть самолетов были проданы Китайской Республике как транспортные средства O/7. [31] и после доставки в Китай были повторно собраны в Наньюане , недалеко от Пекина . 7 мая 1920 года самолеты доставили свою первую авиапочту и пассажиров между Пекином и Тяньцзинем . Гражданская война нарушила эти услуги, и они были захвачены различными полевыми командирами . [32]

Варианты

[ редактировать ]
Хэндли Пейдж O.10 G-EATH
Стандартная рукоятка Страница O/400

До 1924 года Хэндли Пейдж использовал алфавитную систему обозначения самолетов, а Тип O следовал за Типом M и Типом N. Тип O часто ошибочно называют цифрой «0» вместо буквы «O». Обозначения компании «HP11» и «HP12» были применены ретроспективно после того, как HP перешла на типовые номера в 1924 году.

О/100
Бомбардировщик РНКС. II мощностью 260 л.с. (190 кВт) Два двигателя Rolls-Royce Eagle . Построено четыре прототипа и 42 серийных самолета.
О/400
Улучшенный бомбардировщик для RNAS/RAF. Два двигателя Rolls-Royce Eagle VIII мощностью 360 л.с. (270 кВт). построено 554 человека.
О/7
Экспортный 14 пассажирский транспорт для Китая. Топливные баки переместились из фюзеляжа в удлиненные мотогондолы. 12 конвертированных. [29]
О/10
12 пассажирских перевозок. 10 конвертированных. [29]
О/11
Смешанный пассажирско-грузовой вариант O/7 с двумя пассажирами спереди и тремя сзади, с грузом между ними. Три преобразования. [29]

Операторы

[ редактировать ]

Гражданский

[ редактировать ]
Авиалайнер Handley Page типа O / 7, предназначенный для Китая.
 Китай
Правительство Китая [29]
Индия Индия
Индо-бирманский транспорт [29]
 Польша
Польское правительство купило один самолет в 1920 году. [33]
 Великобритания
Хэндли Пейдж Транспорт [33]
 Австралия
 Китай
 Великобритания
Захваченный O/100 с немецкой маркировкой.
 Соединенные Штаты

Захваченный самолет

[ редактировать ]

У одного из первых самолетов O/100, вылетевшего с аэродрома Мэнстон , возникла неисправность двигателя, и он приземлился в тылу немецких войск 1 января 1917 года. Пять членов экипажа стали военнопленными, и самолет летал с немецкой маркировкой, пока не потерпел крушение.

Аварии и происшествия

[ редактировать ]
  • 19 августа 1918 года самолет RAF Type O/400 D4593 разбился в Максстоке во время испытательного полета с аэродрома Касл-Бромвич, в результате чего погибли все семь человек на борту. Ткань с крыла оторвалась, что привело к потере управления.
  • 17 мая 1919 года самолет типа O / 400, перевозивший Т. Э. Лоуренса («Лоуренса Аравийского») в Египет, разбился в аэропорту Рома-Ченточелле . Пилот и второй пилот погибли, а Лоуренс пережил инцидент со сломанной лопаткой и двумя сломанными ребрами. [34]
  • 14 декабря 1920 года самолет Handley Page Transport O/400 (G-EAMA), летавший с аэродрома компании в Криклвуде , разбился при взлете , ударившись о дерево в Голдерс-Грин, в результате чего погибли два члена экипажа и двое из шести пассажиров. .
  • 31 марта 1922 года все 14 человек на борту самолета Type O/7 авиакомпании Beijing-Han Airlines погибли, когда самолет врезался в верхушки деревьев при подлете к аэропорту Наньюань в Бэйпине .

Выживший самолет

[ редактировать ]

Полного образца самолета Типа О не осталось. В Музее Королевских ВВС в Косфорде хранится несколько реликвий, в том числе куски ткани от O/100 и различные небольшие компоненты O/400. [35] и пять секций крыла O/400, которые использовались как часть крыши навеса во Флинтшире до их восстановления в конце 2013 года. [36] Хотя сохранившихся планеров не существует, подробную копию кабины можно найти на аэродроме Великой войны Стоу-Марис , недалеко от Малдона в Эссексе.

Технические характеристики (О/400)

[ редактировать ]
Чертеж типа Handley Page O/100

Данные британского бомбардировщика с 1914 года. [37] и «Война в воздухе» Приложения [38]

Общие характеристики

  • Экипаж: 4 или 5 человек
  • Длина: 62 фута 10,25 дюйма (19,1580 м)
  • Размах крыльев: 100 футов (30 м)
  • Высота: 22 фута (6,7 м)
  • Площадь крыла: 1648 кв. футов (153,1 м ). 2 )
  • Пустой вес: 8502 фунта (3856 кг)
  • Полная масса: 14 022 фунтов (6 360 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 13 360 фунтов (6060 кг)
  • Силовая установка: 2 поршневых двигателя Rolls-Royce Eagle VIII V-12 водяного охлаждения мощностью 360 л.с. (270 кВт) каждый.
  • Гребные винты: 4-лопастные деревянные гребные винты фиксированного шага.

Производительность

  • Максимальная скорость: 97,5 миль в час (156,9 км/ч, 84,7 узлов)
  • Диапазон: 700 миль (1100 км, 610 миль)
  • Выносливость: 8 часов
  • Практический потолок: 8500 футов (2600 м)
  • Скорость набора высоты: 120 футов/мин (0,61 м/с)
  • Время набора высоты: 5000 футов (1524 м) за 23 минуты.

Вооружение

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Брюс Флайт, 27 февраля 1953 г. , стр. 257–258.
  2. ^ Тетфорд 1991 , с. 230
  3. Брюс Рейс, 27 февраля 1953 г. , с. 254
  4. ^ Перейти обратно: а б Рейс 9 ноября 1961 г. , с. 722
  5. ^ Перейти обратно: а б Барнс 1987 , с. 74
  6. ^ Лэнгэм 2016 , с. 21.
  7. ^ Лэнгэм 2016 , стр. 21–22.
  8. ^ Барнс 1987 , с. 79
  9. ^ Лэнгэм 2016 , с. 22.
  10. ^ Барнс 1987 , с. 83
  11. ^ Бойер 1992 , с. 201
  12. ^ Джонс 2009b , с. 157.
  13. ^ Барнс 1987 , стр. 92–94.
  14. ^ Джонс 2009b , с. 156.
  15. ^ Стены 1977 , с. 10
  16. ^ Джонс 2002 , стр. 95.
  17. ^ Джонс 2002 , стр. 81–82, 96.
  18. ^ Джонс 2002 , с. 65.
  19. ^ Джонс 2009 , с. 405.
  20. ^ «Крупные военные корабли, затонувшие в Первой мировой войне 1917 года» . Первая мировая война . Проверено 23 февраля 2013 г.
  21. ^ «ТУРЕЦКИЙ или ОСМАНСКИЙ Флот» . Военно-морская история . Проверено 21 февраля 2013 г.
  22. ^ Джонс 2009 , стр. 406–407.
  23. ^ Джонс 2009 , стр. 408–410.
  24. ^ Джонс 2009a , с. 229.
  25. ^ Джонс 2009a , стр. 121, 123.
  26. ^ Джонс 2009a , стр. 142, 145, 146–147, 148.
  27. ^ Барнс 1987 , с. 96
  28. ^ Джонс 2009a , стр. 149–152.
  29. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Джексон 1974 , стр. 225–230.
  30. ^ Барнс 1987 , с. 104
  31. ^ Барнс 1987 , с. 149
  32. ^ Барнс 1987 , с. 158
  33. ^ Перейти обратно: а б Джексон 1974 , стр. 523–524.
  34. ^ Информационный бюллетень «Друзья протестантского кладбища (Рим)», 2008 г. Архивировано 29 марта 2012 г. на WebCite.
  35. ^ «Что у нас есть? | Хэндли Пейдж 0/100 и 0/400» . Музей Королевских ВВС в Косфорде . Проверено 4 августа 2017 г.
  36. ^ «В гараже найдены крылья бомбардировщика времен Первой мировой войны» . Музей Королевских ВВС в Косфорде . 26 ноября 2013 года. Архивировано из оригинала 4 августа 2017 года . Проверено 4 августа 2017 г.
  37. ^ Мейсон 1994 , с. 94
  38. ^ Джонс 2009b , стр. 180–181.

Библиография

[ редактировать ]
  • Барнс, Чарльз Генри (1987). Самолет Хэндли Пейджа с 1907 года . Лондон: Патнэм. ISBN  978-0-85177-803-7 .
  • Бойер, Чаз (1992). Хэндли Пейдж Бомбардировщики . Борн-Энд, Бакс: Aston Publications. ISBN  978-0-946627-68-4 .
  • Джексон, Эй Джей (1974). Британские гражданские самолеты с 1919 года . Том. II. Патнэм. ISBN  978-0-370-10010-4 .
  • Джексон, Роберт (2006). Энциклопедия военной авиации . Бат: Книги Паррагона. ISBN  978-1-4054-2465-3 .
  • Джонс, Х.А. (2002) [1934]. Война в воздухе — роль, которую Королевские ВВС сыграли в Великой войне . Том. IV (Имперский военный музей и военно-морская и военная пресса, изд. Акфилда). Лондон: Кларендон Пресс. ISBN  978-1-84342-415-4 .
  • Джонс, Х.А. (2009) [1935]. Война в воздухе — роль, которую Королевские ВВС сыграли в Великой войне . Том. V (Имперский военный музей и военно-морская и военная пресса, изд. Акфилда). Лондон: Кларендон Пресс. ISBN  978-1-84342-416-1 .
  • Джонс, Х.А. (2009) [1937]. Война в воздухе — роль, которую Королевские ВВС сыграли в Великой войне . Том. VI (Имперский военный музей и военно-морская и военная пресса, изд. Акфилда). Лондон: Кларендон Пресс. ISBN  978-1-84342-417-8 .
  • Джонс, Х.А. (2009) [1937]. Война в воздухе — роль Королевских ВВС в Великой войне: Приложения . Том. VII (Имперский военный музей и военно-морская и военная пресса, изд. Акфилда). Лондон: Кларендон Пресс. ISBN  978-1-84342-411-6 .
  • Лэнгэм, Р. (2016). Кровавый парализатор: гигантские бомбардировщики Хэндли Пейджа времен Первой мировой войны . Лондон: Фонтхилл Медиа. ISBN  978-1-78155-080-9 .
  • Мейсон, Фрэнсис К. (1994). Британский бомбардировщик с 1914 года . Лондон: Книги Патнэма по аэронавтике. ISBN  978-0-85177-861-7 .
  • Тетфорд, Оуэн (1991). Британские военно-морские самолеты с 1912 года . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-55750-076-2 .
  • Уоллс, Джон (1977). Clayton & Shuttleworth и Marshall Aircraft Production . Линкольн: Колонна управления. OCLC   810546653 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a25cdfc1c48f257e704d889734b81ede__1715579040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a2/de/a25cdfc1c48f257e704d889734b81ede.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Handley Page Type O - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)