Компания «Санбим Мотор Кар»
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( январь 2014 г. ) |
![]() | |
![]() Sunbeam Works в Вулвергемптоне, на фото 2016 года | |
Тип компании | Публичная компания |
---|---|
Промышленность | Автомобильная промышленность |
Основан | 1905 год, Вулвергемптон , Стаффордшир, Англия. |
Основатель | Джон Марстон |
Несуществующий | 1934 год |
Судьба | Компания приобретена Rootes Group в 1934 году; продолжал существовать как бренд до 1981 года. |
Преемник | Санбим-Талбот |
Штаб-квартира | Вулвергемптон , Англия |
Ключевые люди | Джон Марстон, Луис Коатален |
Продукты | Автомобили |
Родитель |
|
Sunbeam Motor Car Company Limited была британским производителем автомобилей , действовавшим с 1905 по 1934 год. Ее заводы располагались в Мурфилдсе в Блейкенхолле , пригороде Вулверхэмптона в Стаффордшире, ныне Уэст-Мидлендс. Название Sunbeam было первоначально зарегистрировано Джоном Марстоном в 1888 году для его бизнеса по производству велосипедов. Производство автомобилей Sunbeam началось в 1901 году. В 1905 году автомобильный бизнес был продан недавно зарегистрированной компании Sunbeam Motor Car Company Limited, чтобы отделить его от бизнеса Марстона по производству педальных велосипедов ; Мотоциклы Sunbeam не производились до 1912 года.
Штатный дизайнер Луи Коатален увлекался автоспортом и накопил опыт работы с двигателями. Sunbeam производила собственные авиационные двигатели во время Первой мировой войны и самолеты 647 по разработкам других производителей. Двигатели привлекли Sunbeam к гонкам Гран-при и участию в достижении мировых рекордов наземной скорости.
Несмотря на хорошую репутацию автомобилей и авиационных двигателей, к 1934 году длительный период особенно низких продаж привел к постоянным убыткам. Sunbeam не смогла выплатить деньги, взятые в долг на десять лет в 1924 году для финансирования своей гоночной программы Гран-при, и был назначен управляющий. Произошла принудительная продажа, и Sunbeam подобрали братья Рутс . Производство тогда еще старомодных автомобилей Sunbeam при новых владельцах не возобновилось, но троллейбусы Sunbeam остались в производстве.
Два брата Рутс намеревались продавать роскошные автомобили под маркой Sunbeam, но к 1938 году вместо этого решили добавить это имя к своей брендом Talbot линейке моделей Rootes под , назвав их Sunbeam-Talbots. В 1954 году Талбота исключили из названия.
Sunbeam продолжал появляться в качестве названия марки на новых автомобилях до 1976 года. Затем оно использовалось в качестве названия модели, сначала для Chrysler Sunbeam с 1977 по 1979 год, а после поглощения Chrysler Europe группой PSA Group PSA для Talbot Sunbeam от . 1979 года до прекращения его производства в 1981 году.
Право собственности
[ редактировать ]Джон Марстон
[ редактировать ]
Джон Марстон, получивший образование в Лондоне сын бывшего мэра Ладлоу и землевладельца, был учеником Эдварда Перри , мастера по производству жести и дважды мэра Вулверхэмптона . В 1859 году в возрасте 23 лет Марстон купил двух других производителей жести в Билстоне, в четырех милях от него, и открыл свою деятельность за свой счет. После смерти Перри Марстон купил свой завод Jeddo Works на Пол-стрит в Вулвергемптоне, покинул Билстон и продолжил дело Перри.
Заядлый велосипедист, он основал свою велосипедную фабрику Sunbeamland в 1897 году в своем помещении на Пол-стрит, занимаясь производством и сборкой педальных велосипедов, которые он назвал Sunbeam. Его торговая марка Sunbeam была зарегистрирована в 1893 году. В 1895 году была зарегистрирована компания John Marston Limited, которая стала владельцем бизнеса Джона Марстона. Торговая марка Sunbeam была зарегистрирована для автомобилей в 1900 году. [1]
Томас Кюртон (1863–1921), получивший образование в области регби, начинал как его ученик, затем стал правой рукой Марстона на велозаводах и осторожным сторонником автомобильного предприятия. Их совет директоров не поддержал это, но Марстон и Кюртон продолжили свой проект. Между 1899 и 1901 годами Sunbeam произвела несколько экспериментальных автомобилей, разъезжавших по Вулвергемптону, но ни один из них не был выставлен на продажу. [2] В конце 1900 года они объявили о покупке в Блейкенхолле «большого участка земли на Аппер-Вильерс-стрит для строительства завода по производству автомобилей». [3] рядом с помещениями компании Marston Villiers Engineering . Первое объявление об их новом автомобиле было опубликовано в журнале The Autocar от 22 сентября 1900 года , но полное описание не было представлено публике до февраля 1901 года. [2] Он будет поставляться с 2-местным кузовом на швеллерной стальной раме с 4-сильным горизонтальным двигателем с электрозажиганием, рассчитанным на работу со скоростью 700 об/мин и имеющим две скорости вперед и назад с ременной передачей на дифференциалы на ведущем мосту. Размеры: вес 10 центнеров, общие размеры 84 на 57 дюймов. [4]
Велокар
[ редактировать ]Первый серийный автомобиль под маркой Sunbeam был создан не Марстоном и Кюртоном, а автомобилем, спроектированным и разработанным молодым архитектором Максвеллом Мабберли-Смитом, оснащенным одноцилиндровым двигателем 2. 3 ⁄ мощностью лошадиных сил Двигатель De Dion . Описанный как «общительный», он перевозил двух пассажиров, сидящих близко друг к другу лицом к обочине над центральным ременным приводом. Для начала они столкнулись с противоположными обочинами. Такая планировка обеспечивала близость, сохраняя при этом приличия. Их водитель за рулем сидел позади них, повернувшись телом к противоположной обочине. Колеса были расположены ромбовидно. Они использовали раму, подобную моторизованной версии квадроцикла Старли Coventry Rotary называл их , и The Automotor Journal «на удивление легкими транспортными средствами, с которыми в течение некоторого времени ассоциировалось их имя (Sunbeam)». [5] Sunbeam Mabley имел ограниченный успех: в 1901 и 1902 годах было продано несколько сотен экземпляров по цене 130 фунтов стерлингов. [2] В начале 1904 года в каталоге Sunbeam все еще было больше запасов со следующей спецификацией: одноцилиндровый 74 x 76 мм. Двигатель объемом 327 куб.см, рассчитанный на частоту вращения 1800 об/мин, двухступенчатая коробка передач, центральные колеса приводятся в движение ременным, а затем цепным приводом от дифференциала. Вес 4 1 ⁄ центнера . Цена £120 [6]
Автомобиль
[ редактировать ]
На ежегодной выставке Stanley Cycle Show в ноябре 1902 года компания Sunbeam, полностью одобренная корреспондентом журнала, продемонстрировала рядом с другими Mableys четырехцилиндровый автомобиль мощностью 12 лошадиных сил с двигателем под капотом спереди, распределительным валом внутри «кривошипной камеры», четырехцилиндровым двигателем. Коробка передач и все четыре артиллерийских колеса одинакового размера снабжены пневматическими шинами. Цена 500 гиней или 525 фунтов стерлингов. [5] Внесен в список в феврале 1904 года. Его спецификация была: четыре цилиндра 80 × 120 мм. Двигатель объемом 1527 куб.см, рассчитанный на работу при 1000 об/мин, коробка передач четырехступенчатая, задние колеса приводятся в движение цепной передачей от дифференциала. Вес 16 центнеров. Цена 512 фунтов стерлингов. [6]
В феврале 1904 года 12-сильному автомобилю подарили шестицилиндровый 16-сильный собрат. Как и 12-й, новый двигатель был спроектирован так, чтобы выдавать полную мощность даже на низких оборотах. Особо было отмечено, что особое внимание вновь было уделено дальнейшему контролю воздушного потока под фартуком автомобиля и шасси, чтобы уменьшить вред, наносимый комфорту пассажиров, - пыль, создаваемую автомобилем на дороге. [6] В новом автомобиле также были предусмотрены кожухи для цепей, поэтому цепи работали в масле, работали практически бесшумно и были защищены от грязи.
Томас Пуллинджер
[ редактировать ]Уроженец Лондона Томас Чарльз Уиллис Пуллинджер (1866–1945) присоединился к Sunbeam в 1902 году. Он ремонтировал, затем производил велосипеды, а затем в 1891 году Хамбер отправил его во Францию для совместного предприятия Хамбера с Gladiator, но Хамбер столкнулся с трудностями, и Пуллинджер остался во Франции. с Александром Дарраком в качестве дизайнера и личного помощника Даррака. Он перешел в качестве руководителя производства в другие французские фирмы, спроектировав, возможно, первый небольшой автомобиль и, конечно же, первую головку блока цилиндров с водяным охлаждением. [7] Очень стремясь спроектировать и построить свою собственную машину, он вернулся в Англию и прибыл в Санбим в Вулвергемптоне на квадроцикле, который построил сам. Он подготовил отчет для директоров Sunbeam и представил его 11 ноября 1902 года. Его первая рекомендация заключалась в том, что Sunbeam следует купить автомобиль у солидной фирмы, а затем, по мере увеличения продаж, покупать их без определенных компонентов, которые вместо этого будут производиться. на Sunbeam, пока все, что не было куплено, это двигатель. В конце отчета он советовал, что автомобили должны быть поставлены компании Sunbeam компанией Berliet . Он также посоветовал как можно быстрее продать оставшиеся автомобили Mabley. Было принято решение продать акции компании населению. Некоторые члены совета директоров одобрили проект, потому что видели в будущем значительный рост, некоторые только потому, что хотели, чтобы другие люди пришли и сократили свой риск. 31 января 1905 года архитектор подписал план новых построек для автомобилей на участке на Аппер-Вильерс-стрит. [2]
Компания «Санбим Мотор Кар»
[ редактировать ]В январе 1905 года была создана компания Sunbeam Motor Car Company Ltd для покупки и удаления автомобилей и их заводов на Вильерс-Стрит из остальной части бизнеса Джона Марстона, которая сохранила Sunbeam Cycles . Шесть лет спустя, после нескольких дополнительных выпусков акций для обеспечения капитала для большего расширения, было (технически) публичное предложение обыкновенных и привилегированных акций агентам Sunbeam и их клиентам, представляющим небольшую часть капитала компании. [8] Двенадцать месяцев спустя, в январе 1912 года, его акции были официально зарегистрированы на Лондонской фондовой бирже. [9] и Sunbeam стала публичной компанией.
Луи Коатален
[ редактировать ]

Бретонский пришел в Sunbeam из Хиллман-Коатален в 1909 году автомобильный дизайнер Луи Коатален и стал главным дизайнером. Вскоре он реорганизовал производство, так что почти все детали производились собственными силами, вместо того чтобы полагаться на сторонних поставщиков с их переменным качеством. Он быстро представил свою первую конструкцию, Sunbeam 14/20, первую модель, в которой использовался задний мост с приводом от вала. В 1911 году он был модернизирован с двигателем немного большего размера и переименован в 16/20.
![]() Коатален особенно любил скачки как способ добиться совершенства, отмечая, что «гонки улучшают породу». [10] После разработки своего двигателя 14/20 он начал проектировать усовершенствованные мощные двигатели, сочетающие верхние клапаны с системой смазки маслом под давлением. В 1910 году он построил Sunbeam Nautilus , свой первый автомобиль, предназначенный для установления рекорда наземной скорости, с 4,2-литровой версией двигателя этой конструкции. В «Наутилусе» был реализован ряд первых функций «отсечки ветра» или оптимизации, но у специально построенного двигателя возникли различные проблемы, и в конечном итоге от конструкции двигателя отказались. В следующем году он создал Sunbeam Toodles II с улучшенной системой клапанов, которая обеспечила успех двигателю Nautilus. а также достиг скорости полета 86,16 миль в час (138,66 км/ч), чтобы установить короткий рекорд Коатален выиграл 22 приза в Toodles II в Бруклендсе в 1911 году , мощностью 16 л.с. Автомобили Sunbeam с более традиционными (на то время) двигателями с боковым расположением клапанов заняли видное место в гонках Coupe de l'Auto 1911 года , а улучшенные версии в следующем году выиграли первое, второе и третье место. Sunbeams продолжала гонку в течение следующих нескольких лет, но ее руководство переключилось на другие интересы. |
Коатален также разработал ряд легковых автомобилей, в частности Sunbeam 12–16. К 1911 году Sunbeam производила около 650 автомобилей в год и считалась крупным производителем автомобилей. В 1913 году Уолсли продал 3000 автомобилей аналогичного качества. Форд В том же году продал 6000 моделей T, собранных в Траффорд-парке в Манчестере. В 1914 году Форд запустил первую в Великобритании движущуюся сборочную линию по производству автомобилей, которая начала работать со скоростью 21 автомобиль в час.
Первая мировая война
[ редактировать ]Авиационные двигатели
[ редактировать ]В 1912 году начали производить авиационные двигатели , представив серию двигателей, не имевших коммерческого успеха. Коатален , похоже, считал, что правильным решением будет создание индивидуальной конструкции с учетом требований авиаконструктора, а не проектирование и производство успешного двигателя, позволяющего авиаконструкторам строить свои самолеты вокруг него. В разработки Sunbeam входили проблемный V8 Sunbeam Arab , который был заказан в большом количестве в 1917 году, но страдал от постоянной вибрации и проблем с надежностью и имел лишь ограниченное обслуживание, а также более успешный V12 Sunbeam Cossack . со звездообразной компоновкой Тем временем Коатален продолжал экспериментировать со все более странными конструкциями, такими как Sunbeam Malay , который так и не вышел за рамки прототипа, Sunbeam Spartan с дизельным двигателем с воздушным охлаждением и Sunbeam Pathan . Однако компания Sunbeam добилась успеха, внедрив новые технологии производства, и стала одной из первых компаний, создавших алюминиевые одноблочные двигатели, конструкция которых не стала распространенной до 1930-х годов.

Транспортные средства и самолеты
[ редактировать ]Во время Первой мировой войны Sunbeam производила грузовики и машины скорой помощи. Он также участвовал в пуле Общества британских авиаконструкторов , который делился проектами самолетов со всеми, кто мог их построить. В этой роли Sunbeam произвела 15 коротких бомбардировщиков. [11] оснащенные собственными двигателями Sunbeam Gurkha , 20 самолетов Short Type 827 , [11] 50 коротких 310-х , [11] и другие, включая Avro 504 тренажеры ; они даже разработали свой собственный Sunbeam Bomber , который проиграл несколько более простой конструкции Sopwith . К моменту закрытия линий в начале 1919 года компания Sunbeam произвела 647 самолетов различных типов.
Конец эпохи и продажа Дарраку
[ редактировать ]Ожидалось, что третий сын Марстона, Роланд, займет пост председателя Sunbeam, но он внезапно умер в марте 1918 года, а сам Джон Марстон умер на следующее утро после похорон Роланда. Ему было 82 года. Кюртон уже был слаб здоровьем и умер в 1921 году. В 1914 году они сделали Коаталена совместным управляющим директором вместе с Уильямом Марклью Илиффом (1873–1957). [12]
СТД Моторс
[ редактировать ]

В июне 1920 года Даррак купил компанию Sunbeam Motor Car Company Limited в Вулвергемптоне. [13] В 1919 году, после Первой мировой войны, Даррак купил лондонского производителя автомобилей Clément-Talbot . [14] Предприятия Sunbeam Talbot и Darracq сохранили свою индивидуальность. [15] Автомобиль Sunbeam по-прежнему будет производиться на заводах Moorfield Works в Вулвергемптоне, Talbot в Северном Кенсингтоне и Darracq в Сюрене с центральными отделами закупок, продаж, администрирования и рекламы STD в Великобритании. [16] 13 августа 1920 года Darracq изменила свое название на STD Motors Limited. [16] Инициалы представляли Санбима, Талбота и Даррака.

Компания STD Motors Limited была впервые зарегистрирована в Лондоне в 1905 году и в то время носила название A Darracq and Company (1905) Limited , хотя продолжала производить автомобили Darracq в Сюрене, Париж.
- Группа STD Motors Limited в 1924 году.
- Clement-Talbot Limited : автомобили Talbot
- Darracq Motor Engineering Company Limited : кузова автомобилей и сборка компонентов Talbot французского производства для продажи на британском рынке как автомобили Darracq-Talbot.
- Sunbeam Motor Car Company Limited: автомобили Sunbeam
- Jonas Woodhead & Sons Limited : автомобильные рессоры [15]
- во Франции
- Автомобили Talbot SA : автомобили Talbot (до 1921 года назывались Automobiles Darracq SA: автомобили Darracq)
- Darracq Proprietary Company Limited: владела теми французскими активами, которые не принадлежали Automobiles Talbot SA.
- другие инвестиции
- W&G Du Cros Limited : желтые такси , кузова шарабанов и автобусов, кузова автомобилей и сборка компонентов Talbot французского производства для продажи на британском рынке как автомобили Darracq-Talbot.
- Heenan & Froude Limited , инженеры-строители [15] [17]
Закрытие и продажа торговой марки
[ редактировать ]Компания Sunbeam не пережила Великую депрессию . В 1934 году он попал под управление конкурсного управляющего и был продан получателем братьям Рутес .
Продукты
[ редактировать ]Серийные автомобили
[ редактировать ]В период своего расцвета в 1920-е годы на заводе Sunbeam Motor Car Company в Мурфилде на территории площадью 50 акров работало 3500 сотрудников. Здания занимали площадь 15 акров.
По правилам VSCC все автомобили, произведенные в Вулверхэмптоне после Первой мировой войны, квалифицируются как винтажные, а после 1 января 1931 года — как чистокровные поствинтажные. [18] На все автомобили, построенные до окончания Первой мировой войны, распространяется действие VCC .



Одержимость Коаталена усовершенствованиями привела к тому, что из года в год в модели вносилось множество небольших изменений. Поэтому, хотя его конструкции в основном схожи, лишь немногие детали являются взаимозаменяемыми. В производстве доминировали две модели:
- 1920–24 16 л.с., 16/40, 24 л.с., 24/60 и 24/70, все на основе довоенных конструкций.
- 1922–23, 14 л.с., первый послевоенный четырехцилиндровый двигатель.
- 1924 г. 30.12 и 16.50 выпускались в небольшом количестве.
- 1924–26 14/40 и старший брат 20/60 развивали мощность 14 л.с. с добавлением еще двух цилиндров.
- 1926–30 3-литровый Super Sports , конкурент Bentley Sunbeam.
- 1926–30 гг. 16 л.с. (известные как «16,9») и 20 л.с. (известные как «20,9»). Две новые конструкции с шестицилиндровым цельным чугунным блоком цилиндров и картером. Оба выпускались на протяжении многих лет. 20.9 с 3-литровым двигателем мощностью 70 л.с. разделял компоненты с 3-литровым Super Sports (тормоза, подвеска, рулевое управление, мосты, коробка передач, трансмиссия).
- 1926–32 20/60 развился до 25 л.с. с диаметром цилиндра увеличенным с 75 до 80 мм. В этот период было выпущено несколько 8-цилиндровых автомобилей мощностью 30 и 35 л.с.
- 1930–32 гг. Диаметр цилиндра мощностью 16 л.с. увеличился с 67 до 70 мм (известный как «18,2»).
- 1931–33 Представлена новая модель мощностью 20 л.с. (известная как «23,8») с диаметром цилиндра 80 мм и 7 коренными подшипниками мощностью 23,8 л.с.
- 1933–34 Новая модель Speed 20, состоящая из возрожденного двигателя мощностью 20,9 л.с. с улучшенным выпускным коллектором и карбюратором с нисходящей тягой, установленным в новом крестообразном шасси.
- 1933 год. Двигатель мощностью 18,2 л.с. установлен на шасси Speed 20 и переименован в Twenty.
- В 1933–35 годах представлен Twenty Five с модифицированным двигателем мощностью 23,8 л.с. 1931–33 годов.
- 1934 г. Двадцать получили двигатель 20,9 вместо 18,2.
- 1934–35 Представлен «Рассвет». Двигатель 12,8 и IFS.
- 1935 г. Speed 20 переименован в Sports 21 с измененным дизайном кузова.
- 1935 г. Sports 21 получил версию двигателя Twenty-Five с высокой степенью сжатия.

зарегистрирован в ноябре 1934 г.
Самым успешным, если судить по объемам, был двигатель мощностью 16 л.с. (16,9), за которым следовал двигатель мощностью 20 л.с. (20,9), выпускавшийся с 1926 по 1930 год. Хотя двигатель 16 был прочным и очень надежным, ему было немного недостаточно мощности - 2,1 литра; 20.9 совершил большой скачок до 3 литров и 70 л.с. (52 кВт; 71 л.с.) с аналогичной массой кузова и вакуумными сервоприводами тормозов и был способен развивать скорость 70 миль в час (110 км/ч).
Sunbeam производила собственные кузова, но также поставляла автомобили производителям кузовов; многие лимузины были построены на шасси Sunbeam. В каталоге продаж представлены стандартные конструкции кузова.
Финансовые трудности возникли в первые годы Великой депрессии , и незадолго до открытия автосалона в Олимпии в октябре 1934 года в суд было подано заявление о назначении управляющего и управляющего двумя крупными дочерними компаниями STD, Sunbeam и Automobiles Talbot. Франция . Компания Clément-Talbot осталась прибыльной и была продана братьям Рутес. [19] Директорам оказалось невозможно избежать назначения управляющего компанией Sunbeam Motor Car Company. [20] и STD не смогла завершить продажу компании Rootes. Однако шесть месяцев спустя, в июле 1935 года, компания Rootes Securities объявила о покупке Sunbeam Motor Car Company и ее дочерней компании Sunbeam Commercial Vehicles. [21]






Следующие автомобили были построены компанией Sunbeam Motor Car Company Limited. [2]
лет в производство | Имя | Налоговые HP (РАК) | Цилиндры | Диаметр/ гладить (мм) | Дисп (сс) | Клапаны | Тормоза | забойное давление |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1903–1904 | 12 | 15.9 | 4 | 80 × 120 | 2412 | Да | ПББ | – @ 1200 |
1904 | 16 | 23.8 | 6 | 80 × 120 | 3618 | Т-образная головка | ПББ | |
1905 | 12 | 17.5 | 4 | 84 × 120 | 2660 | Т-образная головка | ПББ | 12 @ 1200 |
1906 | 16 | 22.4 | 4 | 95 × 120 | 3402 | L-образная головка | ПББ | – @ 900 |
1907 | 16/20 | 22.4 | 4 | 95 × 120 | 3402 | L-образная головка | ПББ | – @ 900 |
1907 | 25/30 | 33.6 | 6 | 95 × 120 | 5103 | L-образная головка | ПББ | |
1908–1909 | 20 | 27.3 | 4 | 105 × 130 | 4503 | L-образная головка | ПББ | |
1908–1909 | 35 | 35.7 | 4 | 120 × 140 | 6333 | L-образная головка | ПББ | |
1909 | 14/18 | 22.4 | 4 | 95 × 120 | 3402 | L-образная головка | ПББ | |
1909 | 14/20 | 22.4 | 4 | 95 × 135 | 3828 | Т-образная головка | ПББ | 54 @ 2300 |
1909 | 16 | 17.9 | 2 | 120 × 140 | 3167 | L-образная головка | ПББ | |
1910–1911 | 12/16 | 15.9 | 4 | 80 × 120 | 2412 | Т-образная головка | ПББ | 58 @ 2600 [22] |
1910–1911 | 16/20 | 22.4 | 4 | 95 × 135 | 3828 | Т-образная головка | ПББ | |
1910–1911 | 25/30 | 27.3 | 4 | 105 × 135 | 4676 | Т-образная головка | ПББ | |
1911 | 18/22 | 23.8 | 6 | 80 х 120 | 3618 | Т-образная головка | ПББ | 46 @ 2000 |
1912–1914 | 12/16 | 15.9 | 4 | 80 × 150 | 3016 | L-образная головка | ПББ | |
1912–1914 | 16/20 | 20.1 | 4 | 90 × 160 | 4070 | L-образная головка | ПББ | |
1912–1914 | 25/30 | 30.1 | 6 | 90 × 160 | 6105 | L-образная головка | ПББ | |
1919–1921 | 16 л.с. | 15.9 | 4 | 80 × 150 | 3016 | L-образная головка | ПББ | |
1919–1921 | 24 л.с. | 23.8 | 6 | 80 × 150 | 4524 | L-образная головка | ПББ | |
1922 | 16 л.с. | 15.9 | 4 | 80 × 150 | 3016 | СОХК | ПББ | 16 В 8 вилок |
1922 | 16 л.с. | 15.9 | 4 | 80 × 150 | 3016 | OHV | ПББ | |
1922 | 24 л.с. | 23.8 | 6 | 80 × 150 | 4524 | СОХК | ПББ | 24 В 12 вилок |
1922 | 24 л.с. | 23.8 | 6 | 80 × 150 | 4524 | OHV | ПББ | |
1922–1923 | 14 л.с. | 12.9 | 4 | 72 × 120 | 1954 | OHV | ПББ | |
1923 | 16/40 | 15.9 | 4 | 80 × 150 | 3016 | OHV | ||
1923 | 24/60 | 23.8 | 6 | 80 × 150 | 4524 | OHV | 63 @ 2700 [22] | |
1924 | 16/50 | 18.2 | 6 | 70 × 110 | 2540 | OHV | ||
1924 | 24/70 | 23.8 | 6 | 80 × 150 | 4524 | OHV | ||
1924–1926 | 12/30 | 11.5 | 4 | 68 × 110 | 1598 | OHV | ПББ | |
1924–1926 | 14/40 | 14 | 4 | 75 × 120 | 2121 | OHV | 41 @ 2800 [22] | |
1924–1926 | 20/60 | 20.9 | 6 | 75 × 120 | 3181 | OHV | ||
1926 | 30/90 | 31.7 | 8 | 80 × 120 | 4825 | OHV | ||
1926 | 30/90 | 35.8 | 8 | 85 × 120 | 5448 | OHV | ||
1926–1930 | 3-литровый | 20.9 | 6 | 75 × 110 | 2916 | ДОХК | 93 @ 4000 [22] | |
1926–1930 | 20 л.с. (20,9) | 20.9 | 6 | 75 × 110 | 2916 | OHV | 70 @ 3500 [22] | |
1927–1928 | 30 л.с. | 31.7 | 8 | 80 × 120 | 4825 | OHV | ||
1927–1929 | 35 л.с. | 35.8 | 8 | 85 × 120 | 5448 | OHV | ||
1927–1930 | 16 л.с. (16,9) | 16.9 | 6 | 67.5 × 95 | 2040 | OHV | 44 @ 4000 [22] | |
1927–1932 | 25 л.с. | 23.8 | 6 | 80 × 120 | 3618 | OHV | 72 @ 2900 [22] | |
1931–1933 | 16 л.с. (18,2) | 18.2 | 6 | 70 × 95 | 2193 | OHV | 44 @ 4000 [22] | |
1931–1933 | 20 л.с. (23,8) | 23.8 | 6 | 80 × 110 | 3317 | OHV | 74 @ 3250 [22] | |
1934 | Двадцать | 18.2 | 6 | 70 × 95 | 2193 | OHV | ||
1934 | Рассвет | 12.9 | 4 | 72 × 100 | 1627 | OHV | 49 @ 4200 [22] | |
1934–1935 | Скорость 20 | 20.9 | 6 | 75 × 110 | 2916 | OHV | 72 @ 3600 [22] | |
1934–1935 | Двадцать пять | 23.8 | 6 | 80 × 110 | 3317 | OHV | 74 @ 3250 [22] | |
1935 | Двадцать | 19.8 | 6 | 73 × 110 | 2762 | OHV | 59 @ 3600 [22] | |
1936 | Тридцать | 31.7 | 8 | 80 × 112 | 4503 | OHV | Прототип Роша |
Коммерческий транспорт
[ редактировать ]Автобусы
[ редактировать ]Производство автомобилей было прекращено, но производство троллейбусов продолжалось. Хаддерсфилда Троллейбусный бизнес Karrier был перенесен из в Мурфилд ( а не в Лутон с другими предприятиями Karrier) и объединен с Sunbeam, но должны были производиться те же конструкции Karrier. [23] Во время войны завод выпускал единственный троллейбус в Великобритании; четырехколесный двухэтажный автомобиль, известный как Karrier или Sunbeam W4.
В 1946 году, вскоре после окончания Второй мировой войны, инженерная группа J. Brockhouse and Co Limited из Вест-Бромвича купила Sunbeam Commercial Vehicles, но в сентябре 1948 года продала троллейбусную часть бизнеса компании Guy Motors Limited. [24] которые строили троллейбусы Sunbeam на своем заводе, пока последний не был завершен в 1964 году.


Двухэтажные автобусы
[ редактировать ]- Сикх 1930–1933 (построено три)
- Патан 1930–1938 (по крайней мере четыре построены для Woverhampton Corp)
- DF2 1936–1948 (один построен для Wolverhampton Corp)
Двухэтажные троллейбусы
[ редактировать ]- МС2 1934–1948 гг.
- МС3 1934–1948 гг.
- МФ1 1934–1949 гг.
- МФ2 1935–1952 гг.
- W4 1943–1947
- F4/F4A 1948–1965 гг.
- С7/С7А 1948–1958 гг.
Двух- или одноэтажный троллейбус
[ редактировать ]- МФ2Б 1934-65 гг.
Городской совет Брисбена (Австралия) импортировал одноэтажные троллейбусные шасси Sunbeam с 1951 по 1960 год. Все они были сняты с производства к 1969 году. Два из них, номера парка 1 (1951 года, с кузовом Чарльза Хоупа из Брисбена) и 34 (1960 года). , тело работы Атола Хеджеса), хранятся в Брисбенском трамвайном музее . [25]
Авиационные двигатели Sunbeam-Coatalen
[ редактировать ]
Компания Sunbeam, Вулвергемптон, Англия, начала производить авиационные двигатели в 1912 году. Луи Коатален присоединился к Sunbeam в качестве главного инженера в 1909 году, ранее работая главным инженером на заводе Humber в Ковентри. Компания быстро стала одним из ведущих производителей двигателей в Великобритании и даже разработала собственный самолет. Sunbeam прекратила производство авиационных двигателей после того, как Коатален покинул компанию в 1930-х годах.
- Sunbeam Crusader V8 , 150 л.с. (110 кВт)
- Sunbeam Zulu V8, 160 л.с. (120 кВт), разработанный Crusader
- Sunbeam Mohawk V12 , 225 л.с. (168 кВт)
- Sunbeam Gurkha V12, 240 л.с. (180 кВт), разработанный маори.
- Sunbeam Cossack V12, 320 л.с. (240 кВт), 18,4 литра
- Sunbeam Nubian V8, 155 л.с. (116 кВт), 7,7 литра
- Sunbeam Afridi V12, 200 л.с. (150 кВт), 11,476 л
- Sunbeam Maori V12, 250 л.с. (190 кВт), 14,7 л, разработка Afridi.
- Sunbeam Amazon Straight-6 , 160 л.с. (120 кВт), 9,2 литра, разработан от Казака
- Sunbeam Saracen Straight-6, 200 л.с. (150 кВт), 11,2 литра, разработан на Amazon.
- Sunbeam Viking W18 "Broad Arrow" 450 л.с. (340 кВт), 33,6 л, разработан на базе Cossack.
- Sunbeam Arab V8, 200 л.с. (150 кВт), 11,8 л.
- Sunbeam Bedouin, перевернутый двигатель V8, 200 л.с. (150 кВт), 12,3 литра, разработан на арабском языке.
- Sunbeam Manitou V12, 325 л.с. (242 кВт), 14,7 л, разработка маори.
- Sunbeam Tartar V12, 300 л.с. (220 кВт), 15,4 литра
- Sunbeam Kaffir W12 "Broad Arrow" 300 л.с. (220 кВт), разработанный арабским, 18,3 л.
- Sunbeam Spartan V12, 200 л.с. (150 кВт), 14 литров, с воздушным охлаждением
- Sunbeam Matabele V12, 400 л.с. (300 кВт), 22,4 литра, разработан на базе Cossack.
- Sunbeam Malay Пятиконечная звезда, 20 цилиндров, 500 л.с. (370 кВт), 29,4 л.
- Sunbeam Pathan Straight-6, 100 л.с. (75 кВт), 8,8 л, дизель
- Санбим Дьяк Стрит-6, 100 л.с. (75 кВт), 8,8 л.
- Sunbeam Sikh V12, 800 л.с. (600 кВт), 64,1 литра
- Солнечный луч Сикх II
- Солнечный луч Сикх III
- Солнечный луч 2000 л.с.
Автомобили Гран-при
[ редактировать ]
Великая эра Sunbeam пришлась на 1920-е годы под руководством Коаталена с хорошо спроектированными, высококачественными, надежными автомобилями и отличной репутацией на трассе.
Коатален был рад построить гоночные автомобили для Генри Сегрейва , который выиграл Гран-при Франции и Испании в сезоне 1923/4. В 1921 году Сегрейв участвовал в своем первом Гран-при на Талботе № 10, который, по сути, был переименован в Гран-при 1921 года Sunbeam . Этот важный рядный восьмицилиндровый автомобиль с алюминиевым блоком цилиндров с четырьмя клапанами на цилиндр, созданный под влиянием великого дизайнера Эрнеста Анри, выиграл Tourist Trophy 1922 года в руках Жана Шассаня .
Другая команда на 2-литровых автомобилях Grand Prix Sunbeams 1922 года, разработанных Эрнестом Анри, участвовала в Гран-при Франции в том же году. Sunbeam также произвела гоночный автомобиль Sunbeam Grand Prix 1923 года .
Автомобили с мировым рекордом наземной скорости
[ редактировать ]

Он также построил гоночный самолет Brooklands со специально созданным 18,3-литровым двигателем V12, конструкция которого представляла собой гибрид авиационных двигателей Sunbeam Manitou и Sunbeam Arab . Этот двигатель имел четыре блока по три цилиндра, расположенных в два ряда, расположенных под углом 60 градусов (в отличие от арабского двигателя, который был установлен под углом 90 градусов). Каждый цилиндр имел один впускной и два выпускных клапана, приводимых в действие одним верхним распределительным валом. Два распределительных вала приводились в движение сложным набором из 16 шестерен, расположенных в передней части коленчатого вала - схема аналогична той, которая использовалась в двигателе Маори, который имел по два верхних распределительных вала на ряд цилиндров. Этот знаменитый автомобиль ( Sunbeam 350HP ) установил три рекорда наземной скорости, первый из которых был установлен Кенелмом Ли Гиннессом в Бруклендсе в 1922 году со скоростью 133,75 миль в час. Затем Малкольм Кэмпбелл купил машину, раскрасил ее в свою характерную цветовую схему, назвал ее «Синяя птица» и в сентябре 1924 года достиг нового рекорда скорости 146,16 миль в час в Пендин-Сэндс в Южном Уэльсе, а в следующем году поднял ее до 150,76 миль в час. В том же году новый Коатален 3-литровый двигатель Super Sports занял второе место в Ле-Мане, опередив Bentley – это был первый в мире серийный автомобиль с двумя распредвалами. В 1926 году Сегрейв захватил LSR на новом 4-литровом гоночном автомобиле Sunbeam с двигателем V12, первоначально называвшемся Ladybird, а позже переименованном в Tiger. Коатален решил сам вернуться в область LSR, построив поистине гигантский Sunbeam мощностью 1000 л.с., оснащенный двумя двигателями Matabele мощностью 450 л.с. (340 кВт) . 29 марта 1927 года автомобиль установил рекорд скорости - 203,792 миль в час (327,971 км/ч). Сейчас автомобиль находится в Национальном автомобильном музее , Больё , Великобритания.
Более поздняя попытка установить рекорд наземной скорости с помощью Silver Bullet 1930 года не смогла достичь ни рекордов, ни ожидаемых достижений в области авиационных двигателей. Сейчас это почти забыто.
Наследие
[ редактировать ]
Это имя живет на открытом пространстве, известном как Сады солнечных лучей, рядом с жилым комплексом, построенным в начале 1990-х годов на большей части Ladbroke Grove территории автомобильного завода Clément-Talbot . [26] Сохранилось одно из первоначальных зданий - административный блок Талбота, ныне известный как Лэдброк-холл, с графским гербом высоко над главным входом. В жилом массиве находится Sunbeam Crescent.
Автомобили под маркой Sunbeam
[ редактировать ]Группа Рутес
[ редактировать ]

Рутс был одним из первых сторонников разработки бейджей , создав единое шасси массового производства и оснастив его различными панелями кузова и интерьером, чтобы соответствовать различным рынкам. Они прекратили производство существующих моделей во всех новых компаниях, заменив их моделями Hillman и Humber , которые были более пригодны для массового производства .
Хотя намерение Рутса состояло в том, чтобы продолжить название Sunbeam на большом и дорогом роскошном автомобиле, восьмицилиндровом Sunbeam 30, спустя почти четыре года было объявлено, что Sunbeam Motors и Clement-Talbot теперь объединены в собственность Clement Talbot Limited. с тех пор переименована в Sunbeam-Talbot Limited и будет производить автомобили хорошего качества по разумным ценам. [27] В 1937 году Humber Limited купила Clement Talbot Limited и Sunbeam Motors Limited у Rootes Securities Limited. [28]
В 1938 году Рутс создал новую марку под названием Sunbeam-Talbot , которая объединила в себе качественный кузов Talbot и нынешние шасси Hillman и Humber и собиралась на заводе Talbot в Лондоне. Первыми двумя моделями были Sunbeam-Talbot 10 и 3-литровый двигатель, за которыми последовали 2-литровые и 4-литровые модели Sunbeam-Talbot, основанные на более ранних моделях, только с другими двигателями и более длинной колесной базой. Производство этих моделей продолжалось после войны до 1948 года.
Летом 1948 года были представлены модели Sunbeam-Talbot 80 и Sunbeam-Talbot 90, имевшие совершенно новый обтекаемый дизайн с плавными передними крыльями (крыльями). В модели 80 использовался двигатель Hillman Minx с верхним расположением двигателя, а в модели 90 использовалась модифицированная версия Humber Hawk с верхним расположением двигателя. Кузова автомобилей были изготовлены другой компанией Rootes Group, British Light Steel Pressings of Acton , однако кузова купе с откидной крышкой были изготовлены кузовостроительными компаниями Thrupp & Maberly в Криклвуде . Производство модели 80 с недостаточной мощностью было прекращено в 1950 году. Модель 90 была переименована в 90 Mark II, затем в 90 Mark IIA и, наконец, в 1954 году в Sunbeam Mark III, окончательно отказавшись от названия Talbot. С изменением названия модели фары на передних крыльях были подняты, а передняя подвеска стала независимой, а объем двигателя увеличился с 1944 куб.см до 2267 куб.см с высокой степенью сжатия и мощностью 80 л.с. (60 кВт; 81 л.с.).

Была еще одна модель Sunbeam-Talbot, появившаяся в 1953 году в виде Alpine, двухместного спортивного родстера, который первоначально был разработан дилером Sunbeam-Talbot Джорджем Хартвеллом в Борнмуте как одноразовый раллийный автомобиль, принимавший участие в гонках. Его начало было купе с откидной крышкой 1952 года. Предположительно, он был назван Норманом Гаррадом (работающим в отделе соревнований), который принимал активное участие в успехах Sunbeam-Talbot на альпийском ралли в начале 1950-х годов, используя модель Saloon. Alpine Mark I и Mark III (Mark II никогда не производился) собирались вручную, как и Drophead Coupé, на заводах кузовостроителей Thrupp & Maberly с 1953 по 1955 год, когда производство было прекращено после того, как было выпущено около 3000 экземпляров. Было подсчитано, что сегодня осталось только 200. Название Talbot было исключено в 1954 году для Sunbeam Alpine спортивного автомобиля , что сделало Sunbeam маркой спортивных автомобилей. В 1955 году седан Sunbeam выиграл ралли Монте-Карло. Производство было прекращено в 1956 году, и на смену ему пришел спортивный Sunbeam Rapier .

В 1959 году был представлен совершенно новый Alpine, а Rapier 1955 года (по сути, Hillman Minx , созданный по фирменному значку ) был модернизирован. После того, как было выпущено несколько успешных серий Alpine, директор по операциям на Западном побережье США Ян Гаррад заинтересовался успехом AC Cobra , который установил малоблочный двигатель V-8 в небольшую раму AC Ace, чтобы создать один из самых успешных спортивных автомобилей всех времен. Гаррад убедился, что раму Alpine можно адаптировать таким же образом, и заключил контракт с Кэрроллом Шелби на создание прототипа с двигателем Ford . Результатом стал Sunbeam Tiger , выпущенный в 1964 году и имевший успех. За три года производства было продано 7000 единиц по сравнению с 70 000 единиц за девять лет для автомобиля с небольшим двигателем.
Крайслер Европа
[ редактировать ]Но в этот момент у Рутса возникли финансовые проблемы. Переговоры с Leyland Motors оказались безрезультатными. В 1964 году 30 процентов компании (вместе с 50 процентами неголосующих акций) были куплены компанией Chrysler , которая пыталась выйти на европейский рынок. компания Chrysler приобрела Simca По иронии судьбы, годом ранее , которая ранее приобрела Automobiles Talbot, изначально британский бренд, который много лет назад был объединен с STD Motors.

Опыт Chrysler с империей Рутс, похоже, был неудачным. В течение следующих нескольких лет от моделей отказались, пока пытались построить единый бренд из лучших моделей каждого из компонентов компании. Для менеджмента «лучшее» обычно означало «самое дешевое в производстве», что противоречило прежней философии Rootes о более высоком качестве. Лояльность к бренду начала разрушаться, и ей был нанесен серьезный ущерб, когда они решили отказаться от прежних марок и начать называть все Chrysler. От Tiger отказались в 1967 году после неудачной попытки оснастить его двигателем Chrysler, а Stiletto, созданный на основе Hillman Imp, исчез в 1972 году.
Последним произведенным Sunbeam был серии « Rootes Arrow » фастбек Alpine / Rapier (1967–76), после чего Chrysler , купивший Rootes, распустил марку. Hillman (теперь Chrysler) Hunter , на котором они базировались, прослужил до 1978 года.
, созданный на базе Hillman Avenger Хэтчбек Chrysler Sunbeam , с 1977 года сохранял название Sunbeam как модель, а не как марка. После поглощения Chrysler Europe группой PSA , с 1979 года по прекращено в 1981 году. С тех пор название Sunbeam не использовалось на серийных автомобилях.
Расположение заводов и выпускаемые модели
[ редактировать ]

Барлби Роуд Кенсингтон Лондон
[ редактировать ]- 1936–1937 Прототипы Sunbeam 30.
- 1936–1938 Талбот Тен
- 1938–1946 Санбим-Тэлбот Тен
- 1939–1946 Санбим-Талбот, два литра
- 1938–1940 Санбим-Талбот, три литра
- 1939–1940 Санбим-Талбот, четыре литра
Райтон-он-Дансмор
[ редактировать ]- Санбим-Талбот
- 1946–1948 Санбим-Тэлбот Тен
- 1946–1948 Санбим-Талбот, два литра
- 1948–1950 Санбим-Талбот 80
- 1948–1954 Санбим-Талбот 90 марок I, II и IIA
- 1954–1957 Санбим 90 Марк III
- Солнечный луч
- 1953–1955 Солнечный луч Альпийский Марк I, III
- 1955–1967 Рапира солнечного луча серии I, II, III, IIIA, IV и V
- 1959–1968 Sunbeam Alpine Series I, II, III, III, IV и V
- 1964–1967 Солнечный луч Тигр
- 1967–1970 Sunbeam Rapier Fastback и Sunbeam Alpine Fastback
Райтон-он-Дансмор только для экспорта
[ редактировать ]Линвуд
[ редактировать ]- 1966–1976 Санбим Имп Спорт
- 1967–1972 Стилет «Солнечный луч »
- 1970–1976 Sunbeam Rapier Fastback и Sunbeam Alpine Fastback
- 1977–1979 Chrysler Sunbeam (только название модели)
- 1979–1981 Talbot Sunbeam (только название модели)
Сток
[ редактировать ]- 1982–1982 Sunbeam Lotus-Horizon (Единичный прототип раллийного автомобиля )
Милан, Италия
[ редактировать ]- 1963–1964 Кузов Sunbeam Venezia от Carrozzeria Touring : произведено всего 145 экземпляров.
В популярной культуре
[ редактировать ]- П.Г. Вудхаус в книге «Продолжайте, Дживс» (1922) написал: «...Солнечный луч, не так ли? У нас есть Уолсли ». дома [29]
- Агаты Кристи Герой , Хорас Блатт, водит Sunbeam, единственную марку автомобиля, упомянутую в фильме «Зло под солнцем» (1941). [30]
- Грейс Келли Героиня водит синий металлик Sunbeam Alpine Mk I 1953 года выпуска в фильме «Поймать вора» (1955).
- Элизабет Тейлор Персонаж водит красный Series I Sunbeam Alpine в фильме «Баттерфилд 8 » (1960). [31]
- Джеймс Бонд водит голубое озеро Series II Sunbeam Alpine в фильме «Доктор Ноу» (1962). [31]
- Майкла Кейна Персонаж водит Sunbeam Alpine в «Гамбите» (1966). Кейна также спасает женщина на белом альпийском родстере 1968 года выпуска в фильме « Достать Картера» (1971). [31]
- Тьюзди Уэлда Герой ездит на синем автомобиле Sunbeam Alpine 1967 года выпуска в фильме «Pretty Poison» (1968). [31]
- Максвелл Смарт водил Sunbeam Tiger в фильме « Будь умнее» . [31]
- Нэнси Дрю унаследовала Солнечного Тигра в Нэнси Дрю (сериал, 2019 г.) .
См. также
[ редактировать ]- Список производителей автомобилей Соединенного Королевства
- Солнечный луч S7 и S8
- Страна солнечных лучей
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Канцелярский отдел. «Таймс» , вторник, 4 июля 1916 г.; стр. 3; Выпуск 41210
- ^ Jump up to: а б с д и Ян Николс и Кент Карслейк, Motoring Entente , Касселл, Лондон, 1956 год.
- ^ Автомобильный журнал, суббота, 10 ноября 1900 г.
- ↑ The Sunbeam Motor-Car, The Motor-Car Journal , суббота, 16 февраля 1904 г.
- ^ Jump up to: а б Автомобильный журнал , 6 декабря 1902 г.
- ^ Jump up to: а б с Автокар, 6 февраля 1904 г.
- ^ страница 17, Ян Николс и Кент Карслейк, Автомобильное согласие , Касселл, Лондон, 1956 г.
- ^ Компания Sunbeam Motor Car, Limited. «Таймс» , понедельник, 23 января 1911 г.; стр. 13; Выпуск 39489
- ^ Sunbeam Motor Car Company.-Комитет. «Таймс» , среда, 28 февраля 1912 г.; стр. 20; Выпуск 39833
- ^ Марджори фон Хартен, Мелисса Марстон. Луи Коатален, человек из Вуверхэмптона: (жизнь и времена сэра Чарльза Марстона) Coombe Springs Press, 1979 ISBN 9780900306532
- ^ Jump up to: а б с Барнс и Джеймс, стр.541
- ^ Клуб гурманов. «Таймс» , пятница, 15 декабря 1916 г.; стр. 5; Выпуск 41351
- ^ Объединение больших моторов. «Таймс» , среда, 9 июня 1920 г.; стр. 21; Выпуск 42432
- ^ А. Даррак и компания (1905), Limited. «Таймс» , четверг, 4 декабря 1919 г.; стр. 25; Выпуск 42274
- ^ Jump up to: а б с СТД Моторс, Лимитед. «Таймс» , понедельник, 10 марта 1924 г.; стр. 20; Выпуск 43596
- ^ Jump up to: а б А. Даррак и компания (1905), Limited. «Таймс» , суббота, 14 августа 1920 г.; стр. 19; Выпуск 42489
- ^ СТД Моторс. «Таймс» , среда, 13 февраля 1929 г.; стр. 22; Выпуск 45126
- ^ ВСКК
- ^ Дочерние компании STD. «Таймс» , вторник, 12 февраля 1935 г.; стр. 21; Выпуск 46986
- ^ Отчет STD Motors. «Таймс» , четверг, 21 февраля 1935 г.; стр. 19; Выпуск 46994
- ^ Сделка с автомобилем Sunbeam. «Таймс» , пятница, 5 июля 1935 г.; стр. 22; Выпуск 47108
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Калшоу; Хорробин (1974). Полный каталог британских автомобилей . Лондон: Макмиллан. ISBN 0-333-16689-2 .
- ^ Хамбер, Лимитед. «Таймс» , среда, 27 ноября 1935 г.; стр. 20; Выпуск 47232
- ^ Коротко о городских новостях. «Таймс» , пятница, 1 октября 1948 г.; стр. 9; Выпуск 51191
- ^ Ревис, Дэвид (2007). Брисбенский трамвайный музей: путеводитель . Брисбенский трамвайный музей . п. 12. ISBN 9780959732238 .
- ^ Королевский район Rootes Estate в Кенсингтоне и Челси. По состоянию на 26 апреля 2019 г.
- ↑ Санбим-Талбот, The Times , понедельник, 15 августа 1938 г.; стр. 7; Выпуск 48073
- ^ Хамбер Лимитед. «Таймс» , среда, 1 декабря 1937 г.; стр. 24; Выпуск 47856
- ^ Журнал Strand - Том 64 - Страница 118. Опубликовано в 1922 году.
- ^ Джеймс Зембой. Детективные романы Агаты Кристи: Руководство для читателя, стр. 182, McFarland & Co, 2016 ISBN 9781476665955
- ^ Jump up to: а б с д и «Солнечный луч Alpine Series I–V в фильмах и сериалах» . Лучшие автомобили из кино . 8 августа 2014 года . Проверено 22 апреля 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Пример автобуса Sunbeam Sikh
- Альпийский регистр Санбим Талбот (STAR)
- Частные архивы Sunbeam Talbot Darracq Register Ltd (доступны участникам)
- The Sunbeam Talbot Darracq Register Ltd.
- «История Санбима в Вулвергемптоне» . Архивировано из оригинала 19 апреля 2012 года.
- Верховный солнечный луч
- Барнс Ч. и Джеймс Д.Н. (1989). Шорты Самолеты с 1900 года . Лондон: Патнэм. п. 560. ИСБН 0-85177-819-4 .
- Компания «Санбим Мотор Кар»
- Производители автомобилей Соединенного Королевства
- Несуществующие производители автомобилей в Англии
- Британские бренды
- Несуществующие производители авиационных двигателей Соединенного Королевства
- Бывшие оборонные компании Соединенного Королевства
- Соединенное Королевство в Первой мировой войне
- Производители троллейбусов
- Несуществующие производители автобусов Соединенного Королевства
- Производители автомобилей класса люкс
- Компании по производству автомобилей, основанные в 1905 году.
- Компании по производству автомобилей прекратили свое существование в 1976 году.
- 1905 заведения в Англии
- Закрытие 1976 года в Англии
- Британские компании, основанные в 1905 году.
- Британские компании прекратили свое существование в 1976 году.
- СТД Моторс
- Группа Рутес
- Марки автомобилей