Jump to content

Сплочение

(Перенаправлено с Раллийной машины )
Петтер Сольберг за рулем Subaru Impreza WRC по гравию на ралли Кипра 2006 года , чемпионата мира по ралли. этапе

Ралли — это широкомасштабная форма автоспорта с различными элементами автомобильного соревнования, такими как тесты на скорость (иногда называемые «раллийными гонками» в США), навигационные тесты или возможность достичь маршрутных точек или пункта назначения в установленное время или на средней скорости. Ралли могут быть короткими в виде испытаний на одном месте или длиной в несколько тысяч миль в виде экстремальных ралли на выносливость.

В зависимости от формата митинги могут проводиться на дорогах частного или общего пользования, открытых или закрытых для движения транспорта, а также на бездорожье в форме кросс-кантри или ралли-рейда. Участники могут использовать серийные автомобили, которые должны быть разрешены к эксплуатации на открытых дорогах, или специально построенные гоночные автомобили, предназначенные для пересечения определенной местности.

Ралли обычно отличается от других форм автоспорта тем, что оно не соревнуется непосредственно с другими участниками на кругах трассы , а вместо этого проводится в формате «точка-точка», в котором участники выезжают через равные промежутки времени из одной или нескольких стартовых точек.

Типы ралли

[ редактировать ]

Ралли обычно делятся на две категории: шоссейные ралли и гонки по пересеченной местности (бездорожье). Описаны различные типы митингов, однако митинг может представлять собой смесь типов.

Дорожные митинги

[ редактировать ]

Дорожные митинги — это оригинальная форма проведения на открытых для движения дорогах общего пользования. FIA) в ежегодно публикуемом Международном спортивном кодексе ( Международная автомобильная федерация включает следующее определение ралли:

Ралли: шоссейные соревнования с установленной средней скоростью, проводимые полностью или частично на дорогах, открытых для обычного движения. Ралли состоит либо из одного маршрута..., либо из нескольких маршрутов, сходящихся в заранее установленной точке сбора... Маршрут может включать один или несколько спецучастков, т.е. соревнований, организуемых на дорогах, закрытых для обычного движения, и которые вместе определяют общую классификацию Ралли. Маршруты, не используемые для спецучастков, называются участками дорог. Скорость никогда не должна быть фактором, определяющим классификацию на этих участках дороги.

Международный спортивный кодекс FIA 2022 года. [1] , Статья 20 Определения

Регулярность ралли

[ редактировать ]

В ралли исключительно регулярности цель состоит в том, чтобы придерживаться маршрута, следуя по маршруту, прибывая и отправляясь на контрольно-пропускные пункты в установленное время, при этом к участникам, прибывающим раньше, позже или отклоняющимся от маршрута, применяются штрафы. Победителями становятся участники с наименьшим количеством штрафов в конце розыгрыша. При попытке поддерживать заданную среднюю скорость проверяется надежность транспортного средства, а также способность экипажа управлять автомобилем, ориентироваться и следовать маршруту. Большинство маршрутов нерегулярных ралли следуют этой базовой структуре, даже если используются экзамены по вождению или специальные этапы, однако в этом случае они не будут называться регулярными ралли.

Время-Скорость-Дистанция (ралли TSD)

[ редактировать ]

Подобно регулярному ралли, в маршруте может быть указано время и/или расстояние или может быть указана только целевая средняя скорость без указания того, где могут находиться контрольно-пропускные пункты. [2]

[ редактировать ]

Проверяется способность экипажа следовать дорожным знакам или указаниям различной глубины информации.

Митинги с трюками

[ редактировать ]

Митинги с трюками меньше заботятся о хронометраже или навыках вождения и включают в себя другие развлечения и игры. Примеры включают в себя:

  • Стили Монте-Карло (Монте-Карло, Пан-Ам, Пан-Карло, Континенталь)
  • логика
  • наблюдение
  • охота за сокровищами [3]

Эти митинги в первую очередь являются любительскими мероприятиями.

Этаповое ралли просто делит маршрут от старта до финиша любого ралли на этапы, не обязательно исключительно для испытаний скорости на спецучастках . К каждому этапу могут быть прикреплены разные цели или правила. Например, в Кубке FIA ecoRally Cup энергоэффективность измеряется на регулярности этапов, проходящих в соответствии с часами. [4] Ралли с трюками может состоять из этапов с разной сложностью элемента головоломки. [3]

Соревнования на скорость

[ редактировать ]

Также называется раллийными гонками или (специальными) этапами ралли .

В шоссейных ралли должны использоваться специальные этапы , где скорость используется для определения классификации участников ралли; тот, кто быстрее всех завершит спецучастки, станет победителем ралли. Это участки дороги, закрытые для движения транспорта и разрешенные для проведения тестов скорости. Спецучастки соединены открытыми дорогами, на которых также необходимо соблюдать правила навигации, хронометража и правил дорожного движения. Эти открытые участки дороги иногда называют транспортными этапами, что в некоторой степени дополняет спецучастки в составе этапного ралли. [5] Это наиболее распространенный формат профессиональных и коммерческих ралли и чемпионатов по ралли. FIA организует чемпионат мира по ралли , региональные чемпионаты по ралли; а руководящие органы автоспорта многих стран организуют внутренние чемпионаты по ралли с использованием соревнований на скорость. Участки могут варьироваться от ровного асфальта и горных перевалов до неровных лесных дорог, от льда и снега до песка пустыни, каждый из которых выбран для того, чтобы бросить вызов экипажу и проверить производительность и надежность автомобиля. Митинг на одном месте проводится без необходимости использования участков дорог общего пользования, хотя формат и правила остаются неизменными.

Вслед за все более совершенными раллийными автомобилями конца 20-го и 21-го веков возникла тенденция к историческому ралли (также известному как классическое ралли ), в котором старые автомобили могут продолжать участвовать в ралли. [6] [7] Исторические митинги обычно представляют собой регулярные митинги, в которых не проводятся тесты на скорость. Эта дисциплина привлекает в спорт некоторых бывших профессиональных водителей. Другие гонщики начали свою спортивную карьеру в историческом ралли.

Ралли по пересеченной местности

[ редактировать ]
Ралли по пересеченной местности - Дакар 2014 (Ралли-Рейд)

Также широко известен по своим типам ралли-рейд или баха ; Ралли по пересеченной местности проводятся в основном по бездорожью с использованием тех же соревновательных элементов, что и соревнования по шоссейным ралли и специальным этапам. На бездорожье путевые точки и маркеры устанавливаются с помощью систем GPS, хотя участники не могут использовать GPS для навигации. Экипажи должны выбрать, как лучше всего пересечь местность к следующей путевой точке, соблюдая при этом навигационные инструкции, приведенные в дорожной книге. Проблема в основном в навигации и выносливости. Чемпионат мира по ралли-рейдам был открыт в 2022 году, включая ежегодное ралли «Дакар» в его календарь, при совместной санкции FIA и FIM .

Ралли по пересеченной местности : соревнование общей дистанцией от 1200 до 3000 км.

Ралли по пересеченной местности Баха : Ралли по пересеченной местности, которое должно проводиться в течение одного дня (максимум: 600 км) или двух дней (максимум: 1000 км). Суперспециальный этап может проводиться в дополнительный день.

Марафонское ралли по пересеченной местности : Ралли по пересеченной местности с общей дистанцией не менее 5000 км.

Международный спортивный кодекс FIA 2022 года. [1] , Статья 20 Определения

Ралли на холмах

[ редактировать ]

Ралли по холмам — это вид соревнований по пересеченной местности, проводимый в Соединенном Королевстве и определяемый и регулируемый Motorsport UK .

Забег ветеранов из Лондона в Брайтон , туристическая ассамблея без соревнований

Туристическая сборка

[ редактировать ]

Собрания автолюбителей и их транспортных средств по-прежнему можно в просторечии называть митингами, даже если они включают в себя просто задачу добраться до места (часто на прицепе). Однако статические сборки, которые просто «встречаются» (сродни каравану или паровому ралли ), не считаются формой автоспорта. Туристическое собрание может иметь организованный маршрут и простой контроль прохода, но не проводить какие-либо соревнования или раздавать призы. Один из примеров, Gumball 3000 , который называет себя « ралли, а не гонкой », в своих терминах прямо заявляет, что между участниками не должно быть никаких форм соревнования. [8] FIA определяла эту деятельность как «туристическое ралли», по крайней мере, до 2007 года, но теперь отделила термин «Туристическая сборка», не используя слово «ралли» в его определении. [9] [1]

Раллийные производные и родственники

[ редактировать ]

Испытания

[ редактировать ]
  • Восхождение на холм : Хотя восхождение на холм и не является формой ралли, его можно описать в родственных терминах как особый этап подъема на холм. Автомобили стартуют с интервалом от одной точки старта до одной точки финиша. Эта дисциплина допускает использование многих типов транспортных средств, включая одноместные, и может быть организована в одном месте.
  • Автокросс : подобно восхождению на холм, автомобили также стартуют через определенные промежутки времени и рассчитаны на прохождение трассы, обычно временной и отмеченной конусами с целью требовать от автомобиля хорошей управляемости, а не скорости. Автомобили могут быть одноместными с каркасами безопасности, используемыми в кросс-картах .
  • Раллиспринт : очень сжатая форма триала без какого-либо конкретного глобального определения. Обычно проводятся на туристических автомобилях на отдельных площадках или на одном этапе без участков дороги, штурманов или маршрутов, а участники могут даже менять машины в зависимости от согласованных правил соревнований.
  • Гимхана /автослалом: похож на автокросс, но с очень точными и экстравагантными требованиями к управлению, такими как пончики и дрифт .
  • Ралли-кросс : создан для британской телепрограммы в 1967 году, где раллийным гонщикам разрешалось напрямую соревноваться в группах по четыре человека в коротких спринтерских гонках на трассе. Ралли-кросс превратился в проведение чемпионатов мира и Европы FIA со специально разработанными автомобилями, превосходящими по мощности стандартные раллийные автомобили.
  • Формула-Ралли: зародившаяся в рамках Болонского автосалона в Италии в декабре 1985 года показательная гонка раллийных гонщиков на арене, занятой около 50 000 зрителей, была создана «Поле Микки Мауса», на котором два игрока (начиная с разных стартовых мест) боролись за общую победу в финале по системе на выбывание в предварительных раундах, четвертьфиналах и полуфиналах. Формула-Ралли практикуется в основном в Италии и Германии.
  • Ледовые гонки : ледовые гонки Andros Trophy , проводимые во Франции, берут свое начало в ралли. Еще в 1970-х годах автомобильные ледовые гонки проводились во французских Приморских Альпах в центрах зимних видов спорта Шамони (24 часа на леднике Шамони) и Серр Шевалье на раллийных автомобилях, которые в то время еще были относительно ручными. Позже участники разработали для этой цели гораздо более эффективные машины; для Андрос-трофи почти исключительно очень мощные прототипы с полным приводом и синхронным рулевым управлением передних и задних колес.
  • Эндуро : спортивная форма, похожая на ралли на мотоциклах, но не идентичная ей.

Этимология

[ редактировать ]

Слово « митинг» происходит от французского глагола « rallyer », означающего срочное воссоединение или перегруппировку во время битвы. Он использовался, по крайней мере, с семнадцатого века и по-прежнему означает синергию со спешкой для определенной цели. [10] [11] Ко времени изобретения автомобиля оно использовалось как существительное для обозначения организованного массового собрания людей не для протеста или демонстрации, а для продвижения или празднования социальных, политических или религиозных целей. [12] Автопробеги, вероятно, организовывались, поскольку мотоклубы и автомобильные ассоциации начали формироваться вскоре после производства первых автомобилей.

«Авторалли» были обычным мероприятием в США в начале двадцатого века с целью проведения политических собраний , однако многие из этих митингов по совпадению были нацелены на автомобилистов, которые могли присутствовать на них удобным способом, а не являться автомобильным митингом. [13] [14] Один из первых примеров настоящего автопробега, День автопробега 1909 года в Денисоне, штат Айова , США, собрал около 100 автомобилей, принадлежащих местным жителям, только для того, чтобы подвезти представителей общественности, используя топливо, оплаченное местные бизнесмены, которые надеялись, что мероприятие поможет продать автомобили. [15]

1912 года Участник ралли Монте-Карло , Руссо-Балт "Монако" Торпедо

В случае с Ралли хороших дорог 1910 года, проходившем в Чарльстоне, Южная Каролина , митинг был организован для пропаганды необходимости улучшения дорог. В самом ралли не было соревнований, и предполагалось, что большинство транспортных средств на время его проведения будут припаркованы. Программа включала посещение текущих дорожных работ, парад транспортных средств, а также угощение, напитки, танцы и музыку. Однако Автомобильный клуб Колумбии , члены которого присутствовали на мероприятии, самостоятельно организовал свои собственные дорожные соревнования на пути между двумя городами. Приз в размере 10 долларов был вручен автомобилисту, «приблизившемуся к самому идеальному расписанию» между двумя секретными точками маршрута и имевшему «наиболее правильное представление о приятной и разумной прогулочной поездке» между двумя городами. Хотя сам этот формат соревнований позже стал известен как регулярное «ралли», в то время это было не так, однако кубок и приз были вручены на ралли. [16] [17]

Первым известным использованием слова «ралли» для обозначения дорожных соревнований было ралли Монако 1911 года (позже ралли Монте-Карло ). Оно было организовано группой богатых местных жителей, которые сформировали «Sport Automobile Vélocipédique Monégasque» и финансировалось «Société des Bains de Mer» («компания по купанию в море»), операторами знаменитого казино, которые стремились привлечь богатых и отважные автомобилисты к своей «точке сбора». [18] Участники могли стартовать в разных местах, но с учетом ограничения скорости в 25 км/ч элементы соревнования частично основывались на чистоте, состоянии и элегантности автомобилей и требовали от жюри выбора победителя. Однако добраться до Монако зимой само по себе было непросто. Второе мероприятие состоялось в 1912 году. [19]

Ралли как шоссейные соревнования

[ редактировать ]

Истоки автоспорта

[ редактировать ]
Марсель Рено 1903 года. во время гонки Париж – Мадрид

Ралли как форма дорожных соревнований восходит к истокам автоспорта, включая первые в мире известные автогонки; 1894 года Конкурс безлошадных экипажей Париж-Руан ( Concours des Voitures sans Chevaux ). Спонсируемый парижской газетой Le Petit Journal , он вызвал значительный общественный интерес и записи от ведущих производителей. Официальным победителем стал Альбер Лемэтр на 3-сильном Peugeot , хотя граф де Дион финишировал первым, но его паровой автомобиль не имел права участвовать в официальных соревнованиях. [20]

Мероприятие привело к организации в Европе и США гонок между городами, в которых были представлены многие особенности более поздних ралли: индивидуальное время старта, когда автомобили едут на время, а не лицом к лицу; контроль времени на въезде и выезде из городов по пути следования; дорожные книги и маршрутные заметки; и езда на большие расстояния по обычным, в основном гравийным дорогам, сталкиваясь с такими опасностями, как пыль, движение транспорта, пешеходы и сельскохозяйственные животные. [21]

С 24 сентября по 3 октября 1895 года Автомобильный клуб Франции спонсировал самую длинную гонку на сегодняшний день - гонку длиной 1710 км (1060 миль) от Бордо до Ажена и обратно. Поскольку оно проводилось в десять этапов, его можно считать первым этапом ралли. Первые три места заняли Panhard, Panhard и трехколесный De Dion-Bouton . [21]

В гонке Париж-Мадрид в мае 1903 года Морсу Фернана Габриэля потребовалось чуть менее пяти с четвертью часов на расстояние 550 км (340 миль) до Бордо, в среднем 105 км/ч (65,3 миль в час). Скорости превысили безопасные пределы пыльных шоссе, заполненных зрителями и открытых для движения других транспортных средств, людей и животных, и произошло множество аварий, множество травм и восемь смертей. Французское правительство остановило гонку и запретило подобные мероприятия. [22] С тех пор гонки в Европе (кроме Италии) будут проводиться на закрытых трассах, сначала на длинных участках дорог общего пользования, а затем, в 1907 году, на первой специально построенной трассе — английском Бруклендсе . [23]

В Италии шоссейные соревнования проводятся с 1895 года, когда испытания на надежность проводились от Турина до Асти и обратно. Первый настоящий автопробег в стране состоялся в 1897 году вдоль берега озера Маджоре, от Ароны до Стрезы и обратно. [24] Это привело к возникновению давней традиции шоссейных гонок, включая такие соревнования, как Тарга Флорио на Сицилии (с 1906 г.). [25] ) и Giro di Sicilia (Тур по Сицилии, 1914 г.), проходивший прямо вокруг острова, [26] и то, и другое продолжалось и прекращалось до окончания Второй мировой войны. Первое альпийское мероприятие состоялось в 1898 году — трехдневный автомобильный забег Австрийского туристического клуба по Южному Тиролю, который включал в себя печально известный перевал Стельвио . [27]

В Великобритании установленная законом максимальная скорость 12 миль в час (19 км/ч) исключала шоссейные гонки, но в апреле и мае 1900 года Автомобильный клуб Великобритании и Ирландии (предшественник Королевского автомобильного клуба) организовал гонку на тысячу миль, 15-дневное мероприятие, связывающее крупные города Великобритании с целью продвижения этого нового вида транспорта. [28] В нем приняли участие семьдесят автомобилей, большинство из которых — торговые марки. Им предстояло пройти тринадцать этапов маршрута длиной от 43 до 123 миль (от 69 до 198 км) со средней скоростью до разрешенного законом предела в 12 миль в час (19 км/ч), а также пройти шесть испытаний на подъем на холм или тест на скорость. В дни отдыха и во время обеденных перерывов машины демонстрировались публике в выставочных залах. [29] За этим событием в 1901 году последовал пятидневный судебный процесс в Глазго. [30] Шотландский автомобильный клуб организовал ежегодные непрерывные испытания Глазго-Лондон с 1902 по 1904 год, а затем шотландские испытания надежности с 1905 года. [31] Клуб мотоспорта разрешал автомобилям участвовать в его испытаниях и пробегах с 1904 года (Лондон – Эдинбург , Лондон – Лендс-Энд , Лондон – Эксетер ). [31] В 1908 году Королевский автомобильный клуб провел международные испытания туристических автомобилей на дистанцию ​​2000 миль (3200 км). [32] а в 1914 году - испытания легких автомобилей для производителей автомобилей объемом до 1400 куб.см для проверки сравнительных характеристик. [33] В 1924 году учения были повторены под названием «Испытания малых автомобилей». [34]

В Германии Herkomer Trophy впервые проводился в 1905 году, а затем в 1906 году. Это сложное пятидневное соревнование привлекло более 100 участников, которые преодолели участок дороги протяженностью 1000 км (620 миль), восхождение на холм и скоростные испытания, но все было омрачено. из-за плохой организации и запутанных правил. [35] [ нужна полная цитата ] Одним из участников был принц Генрих Австрийский, который вместе с Имперским автомобильным клубом Германии позже создал первый Prinz Heinrich Fahrt («Испытание принца Генриха») в 1908 году. Еще один процесс был проведен в 1910 году. Они были очень успешными, привлекая лучших водителей и работодателей. автомобили крупных команд - несколько производителей добавили в свои модельные ряды модели «Принц Генри». [36] Первый альпийский триал был проведен в 1909 году в Австрии, а к 1914 году это было самое сложное соревнование в своем роде, в котором блестяще выступил британец Джеймс Рэдли на своем Rolls-Royce Alpine Eagle . [37]

В Эстонии и Латвии Июльским «Последняя гонка Империи» прошла за несколько дней до начала Первой мировой войны в 1914 году. Этот период позже был назван « кризисом ». Автомобильная гонка длиной 706 миль, состоящая из шести этапов, по территории нынешней Эстонии и Латвии. Гонка стала третьим соревнованием Балтийского автомобильно-аэроклуба на премию Великой Княгини Виктории Феодровны . Участниками были в основном представители царской русской и немецкой знати. [38]

В это время состоялись два соревнования на сверхдальние дистанции. Пекин -Париж 1907 года официально не был соревнованием, а был «рейдом», французским термином, обозначающим экспедицию или коллективное предприятие, организаторы которого, газета «Le Matin», довольно оптимистично ожидали от участников помощи друг другу; его «выиграли» принц Сципионе Боргезе , Луиджи Барзини и Этторе Гуццарди на Итале . [39] Гонку Нью-Йорк-Париж в следующем году, которая проходила через Японию и Сибирь , выиграл Джордж Шустер и другие на Thomas Flyer . [40] Каждое мероприятие привлекало лишь горстку искателей приключений, но в обоих случаях успешные гонщики демонстрировали характеристики, которые узнают современные раллийные гонщики: тщательная подготовка, механическое мастерство, находчивость, настойчивость и определенная целеустремленная безжалостность. Более мягким (и более похожим на современное ралли) был Glidden Tour , проводившийся Американской автомобильной ассоциацией в период с 1902 по 1913 год, в котором были рассчитаны этапы между контрольными точками и система маркировки для определения победителей. [41]

Межвоенные годы

[ редактировать ]
Renault Nervasport выиграл ралли Монте-Карло в 1935 году.

Первая мировая война принесла затишье в автоспорте. Ралли Монте-Карло не возрождалось до 1924 года, но с тех пор, за исключением Второй мировой войны и ее последствий, оно стало ежегодным мероприятием и остается регулярным этапом чемпионата мира по ралли. В 1930-е годы, благодаря суровым зимам, оно стало главным европейским ралли, собрав 300 и более участников. [42]

В 1920-е годы многочисленные вариации на альпийскую тему возникли в Австрии, Италии, Франции, Швейцарии и Германии. Наиболее важными из них были австрийский Alpenfahrt , который продолжился в 44-м году в 1973 году, итальянский Coppa delle Alpi и Coupe Internationale des Alpes (Международный альпийский триал), организованный совместно автомобильными клубами Италии, Германии, Австрии, Швейцарии и Швейцарии. , в последнее время, Франция. Это последнее мероприятие, проходившее с 1928 по 1936 год, привлекло сильные международные команды, боровшиеся за индивидуальный Кубок Ледника или командный Кубок Альп, включая успешные команды Talbot , Riley , MG и Triumph из Великобритании, а также все более сильное и хорошо финансируемое представительство Адольфа Гитлера . Германия стремится доказать свое инженерное и спортивное мастерство с помощью таких успешных марок, как Adler , Wanderer и Trumpf. [43]

Французы начали свое собственное Rallye des Alpes Françaises в 1932 году, которое после Второй мировой войны продолжилось как Rallye International des Alpes , название которого часто сокращают до Coupe des Alpes . [44] Среди других митингов, начавшихся между войнами, было британское ралли RAC (1932 г.). [45] и бельгийский Льеж-Рим-Льеж или просто Льеж, официально называемый «Марафон де ла Маршрут» (1931 г.), [46] два события радикально разного характера; первый - плавный тур между городами из разных стартовых точек, «сплочение» на морском курорте с серией испытаний на маневренность и управление автомобилем; последний представляет собой тонко замаскированную гонку по одним из самых сложных горных дорог Европы.

В Ирландии первое Ольстерское автопробег (1931 г.) проводилось с нескольких стартовых точек. длиной 1000 миль (1600 км) После нескольких лет в этом формате оно превратилось в ралли «Трасса Ирландии» . [47] В Италии правительство Бенито Муссолини поощряло все виды автоспорта и способствовало шоссейным гонкам, поэтому этот вид спорта быстро возобновился после Первой мировой войны. В 1927 году была основана Mille Miglia (Тысяча миль), пробег которой превысил 1000 миль (1600 км). кольцо автомагистралей от Брешии до Рима и обратно. В таком виде оно продолжалось до 1938 года. [48]

Льеж в августе 1939 года был последним крупным событием перед Второй мировой войной. из Бельгии Жан Трасенстер ( Bugatti из Франции ) и Жан Треву ( Hotchkiss ) разделили первое место, опередив немецкие заводские команды незадолго до того, как их страны были захвачены. [49] Это была одна из пяти побед Трасенстера в Льеже; Треву выиграл четыре Монтес в период с 1934 по 1951 год.

Годы после Второй мировой войны

[ редактировать ]
Осмо Калпала обслуживает свою машину ( DKW F93 1956 года ) во время Jyväskylän Suurajot , теперь известного как Ралли Финляндии.

После крупной войны ралли снова началось медленно, но к 1950-м годам было проведено множество автопробегов на дальние расстояния. В Европе к ралли Монте-Карло, французским и австрийским Альпам и Льежу присоединилось множество новых соревнований, которые быстро зарекомендовали себя как классика: ралли Лиссабона (Португалия, 1947 г.), ралли тюльпанов (Нидерланды, 1949 г.). , «Ралли к полуночному солнцу» (Швеция, 1951 г., ныне « Шведское ралли» ), «Ралли 1000 озер» (Финляндия, 1951 г. – ныне « Ралли Финляндии» ) и « Ралли Акрополя» (Греция, 1956 г.). [50] Ралли RAC получило международный статус по возвращении в 1951 году, но в течение 10 лет упор на навигацию по чтению карт и короткие тесты на маневренность сделали его непопулярным среди иностранных экипажей. [51] создала В 1953 году FIA чемпионат Европы по ралли (сначала называвшийся «Туристический чемпионат») из одиннадцати соревнований; Впервые его выиграл Гельмут Поленски из Германии. Это был главный международный чемпионат по ралли до 1973 года, когда FIA учредила Чемпионат мира по ралли среди производителей .

Поначалу большинство крупных послевоенных ралли проходили довольно джентльменски, но организаторы Французских Альп и Льежа (перенесших свой переломный момент из Рима в Югославию в 1956 году) сразу же установили трудные графики: Автомобильный клуб Марселя и др. Прованс проложил длинный трудный маршрут, состоящий из череды сложных перевалов, заявил, что автомобили придется вести на полной скорости от начала до конца, и вручил желанный Coupe des Alpes («Кубок Альп») каждому, кто проедет безнаказанный заезд; [52] в то время как Королевский автомобильный союз Бельгии ясно дал понять, что ни одна машина не должна финишировать в Льеже без штрафа - когда один из них это сделал (победитель 1951 года Джонни Клаас на Jaguar XK120 ), они сократили время, чтобы гарантировать, что подобное никогда не повторится. [53] Эти два мероприятия стали уделом «мужчин». Монте, благодаря своему очарованию, получил освещение в СМИ и самое большое количество заявок (а в снежные годы это было настоящим испытанием); в то время как Акрополь воспользовался ужасными дорогами Греции, чтобы стать по-настоящему тяжелым событием. [54] В 1956 году на Корсике состоялся Тур де Корс , 24 часа практически безостановочной езды по самым узким и извилистым горным дорогам на планете – первое крупное ралли, выигранное женщиной, Жильбертой Тирион из Бельгии , на Renault Dauphine. . [55]

Эти соревнования были шоссейными гонками во всем, кроме названия, но в Италии такие гонки все еще были разрешены, и Милле Милья продолжалась до тех пор, пока серьезная авария в 1957 году не привела к ее запрету. [56] Между тем, в 1981 году Тур де Франс был возрожден Автомобильным клубом Ниццы как другой вид ралли, основанный в первую очередь на серии гонок на трассах и подъемах по всей стране. [57] Некоторое время оно было успешным и продолжалось до 1986 года. Оно породило аналогичные события в нескольких других странах, но ни одна из них не выжила.

Южная Америка
[ редактировать ]

В странах, где не было недостатка в сложных дорогах, пересекающих отдаленную местность, возникли другие события. В Южной Америке самые крупные из них представляли собой гонки из города в город на длинные дистанции, каждая из которых составляет от 5 000 до 6 000 миль (от 8 000 до 9 700 км), разделенные на ежедневные этапы. Первым был Gran Premio del Norte 1940 года, проходивший из Буэнос-Айреса в Лиму и обратно; его выиграл Хуан Мануэль Фанхио на сильно модифицированном Chevrolet купе . [58] Это событие повторилось в 1947 году, а в 1948 году было проведено еще более амбициозное мероприятие — Gran Premio de la América del Sur от Буэнос-Айреса до Каракаса , Венесуэла — Фанхио попал в аварию, в которой погиб его штурман. [59] Затем, в 1950 году, началась быстрая и опасная гонка Carrera Panamericana , поэтапная гонка длиной 1911 миль (3075 км) через Мексику в честь открытия асфальтового шоссе между границами Гватемалы и США, которая продолжалась до 1954 года. [60] Все эти события стали жертвой затрат – финансовых, социальных и экологических – связанных с их проведением во все более сложном и развитом мире, хотя более мелкие дорожные гонки продолжались еще долгое время, а некоторые до сих пор продолжаются в таких странах, как Боливия .

Контрольно-пропускной пункт во время ралли Сафари 1973 года.

В Африке в 1950 году состоялось первое ралли Алжир-Кейптаун , проводимое французами , - ралли длиной 10 000 миль (16 000 км) от Средиземного моря до Южной Африки ; он продолжался и прекращался до 1961 года, когда новая политическая ситуация ускорила его упадок. [61] В 1953 году в Восточной Африке состоялось требовательное сафари на коронацию, которое впоследствии превратилось в ралли сафари и этап чемпионата мира. [62] За этим в свое время последуют Ралли Марокко и Ралли Кот-д'Ивуара . [63] Австралийский этап Redex Round Australia Trial также датируется 1953 годом, хотя он оставался изолированным от остального мира ралли. [64]

Северная Америка
[ редактировать ]

В 1960-х годах в Канаде прошло одно из самых продолжительных и изнурительных ралли в мире — ралли Shell 4000. Это был единственный автомобиль, санкционированный FIA в Северной Америке. [65]

Межконтинентальное ралли

[ редактировать ]

Стремление к более длительным и сложным соревнованиям привело к восстановлению межконтинентальных ралли, начиная с марафона Лондон-Сидней, состоявшегося в 1968 году. Ралли проходило через Европу, Ближний Восток и субконтинент, прежде чем сесть на корабль в Бомбее, чтобы прибыть. во Фримантле восемь дней спустя перед финальным броском через Австралию в Сидней. В нем приняли участие более 100 бригад, в том числе ряд рабочих бригад и ведущих водителей; его выиграл Hillman Hunter Эндрю Коуэна/Брайана Койла/Колина Малкина. [66] Огромный успех этого мероприятия привел к созданию ралли чемпионата мира, связанных с чемпионатом мира по футболу FIFA. Первым было ралли Кубка мира из Лондона в Мексику 1970 года , на котором участники проехали из Лондона на восток через Болгарию, а затем повернули на запад по более южному маршруту, прежде чем сесть на корабль в Лиссабоне. Высадившись в Рио-де-Жанейро, маршрут пролегал на юг, в Аргентину, затем повернул на север вдоль западного побережья Южной Америки и прибыл в Мехико. Победителем стал Ford Escort Ханну Микколы и Гуннара Пальма. [67] За ними последовало в 1974 году ралли Кубка мира Лондон-Сахара-Мюнхен. [68] а в 1977 году - ралли Лондон-Сидней Singapore Airlines. [69]

Четыре года спустя последовало ралли Кубка мира Лондон-Сахара-Мюнхен 1974 года . Ралли направилось на юг, в Африку, но из-за навигационной ошибки большая часть ралли затерялась в алжирской пустыне. В конце концов только семь команд достигли самой южной точки ралли в Нигерии, пять команд вернулись в Западную Германию, проехав все этапы, и только команда-победитель преодолела всю дистанцию. Это, в сочетании с экономическим климатом 1970-х годов, накал межконтинентального ралли утих после второго марафона Лондон-Сидней в 1977 году. Концепция была возрождена в 1979 году для первого ралли Париж-Дакар . Успех « Дакара» в конечном итоге привел к тому, что межконтинентальное ралли было признано отдельной дисциплиной; Ралли -рейд . [ нужна ссылка ]

Введение допов

[ редактировать ]
Яри-Матти Латвала на грязных гравийных дорогах Ралли Уэльса 2007 года .

Ралли стало очень популярным в Швеции и Финляндии в 1950-х годах, отчасти благодаря изобретению там специального этапа (шведского) или эрикойского (финского), или специального этапа. Это были более короткие участки маршрута, обычно по второстепенным или частным дорогам (в этих странах преимущественно гравийным) вдали от жилья и движения транспорта, время движения которых определялось отдельно. [70] [71] Это позволило решить конфликт, присущий идее максимально быстрой езды по обычным дорогам. Идея распространилась на другие страны, хотя и медленнее на самые требовательные мероприятия.

Ралли RAC формально стало международным мероприятием в 1951 году, но британские законы запрещали закрытие автомагистралей общего пользования для проведения спецучастков. Это означало, что для поиска победителя ему приходилось полагаться на короткие тесты на маневренность, участки регулярности и ночную навигацию по чтению карт, что делало его непривлекательным для иностранных экипажей. В 1961 году Джеку Кемсли удалось убедить Комиссию по лесному хозяйству открыть для них многие сотни миль извилистых гравийных дорог с хорошим покрытием, и это мероприятие превратилось в одно из самых требовательных и популярных в календаре: к 1983 году протяженность дорог составила более 600 миль. (970 км) этапа. [72] Позже он был переименован в Rally GB .

Ралли также возникло в Испании и Португалии и к 1960-м годам распространилось на их колониальные территории в Центральной Атлантике. К концу 1960-х годов события начались не только на Мадейре и Канарских островах , но и на обширных Азорских островах . [ нужна ссылка ]

Новое время

[ редактировать ]
Юусо Пикалисто на своем Peugeot 206 WRC на ралли Швеции 2003 года.

Введение спецучастка фактически придало ралли его современный вид. С тех пор характер мероприятий менялся относительно медленно, хотя с течением времени митинги имели тенденцию становиться короче по расстоянию, но при этом позволяли организовывать больше мероприятий. Некоторые из старых международных мероприятий ушли в прошлое, их заменили другие, проводимые в гораздо более широких странах мира, а также многие другие местные мероприятия. [ нужна ссылка ]

Чемпионат мира по ралли был открыт в 1973 году сначала только для производителей, и в тот первый год его выиграла компания Alpine-Renault . Лишь в 1979 году состоялся чемпионат мира по ралли среди водителей , который выиграл Бьорн Вальдегард . Популярные международные ралли были включены в чемпионат, и на протяжении всего его существования наряду с участниками-любителями работали профессиональные водители. В 21 веке мероприятия стали принимать привычный формат «клеверный лист» вместо гастрольного формата «АБ». Центральный сервисный парк станет базой для всех команд и официальных лиц, включая все ночные остановки, а специальные этапы будут находиться в пределах досягаемости от сервисного парка. [ нужна ссылка ]

Ралли по бездорожью (кросс-кантри)

[ редактировать ]

В 1967 году группа американских внедорожников организовала «Мексиканское ралли 1000» — сложную гонку на 1000 миль для автомобилей и мотоциклов, которая проходила по всей длине полуострова Нижняя Калифорния , большая часть которого первоначально проходила по бездорожной пустыне. Он быстро получил известность как Baja 1000 , которым сегодня управляет SCORE International . [73] Мероприятия «Баха», относительно короткие ралли по пересеченной местности, теперь проводятся в ряде других стран мира.

В 1979 году молодой француз Тьерри Сабин основал это учреждение, когда организовал первый «ралли-рейд» от Парижа до Дакара , в Сенегале, событие, которое теперь называется « Ралли Дакар» . Начав с любительской деятельности, он быстро превратился в крупный коммерческий цирк, обслуживающий автомобили, мотоциклы и грузовики, и породил другие подобные мероприятия. [74] С 2008 по 2019 год он проводился в Южной Америке, а в 2020 году переехал исключительно в Саудовскую Аравию.

Характеристики ралли

[ редактировать ]
Стартовая точка регулярного автопробега

Все ралли проходят по крайней мере по одному маршруту , который представляет собой расписание точек на маршруте, определяющих ралли. Общий (единый) маршрут может начинаться и заканчиваться торжественными стартом и финишем , подтверждающими границы соревнований. Маршруты многих ралли разделены на этапы , обычно соответствующие дням многодневных ралли, разделяющим периоды ночного отдыха; секции , обычно между службами или перегруппировками ; и этапы — отдельные участки дороги из пункта в пункт. Цикл . часто используется для описания участка, который начинается и заканчивается в одном и том же месте, например, в центральном сервисном парке [75]

Контроль времени обычно имеется в каждом пункте маршрута, карточки учета времени имеются у экипажей и передаются официальному лицу на каждом контрольном пункте для заполнения в качестве доказательства правильного следования маршруту. Поскольку экипажи стартуют на каждом этапе, участке и этапе с интервалом (например, в две минуты), у каждого экипажа будет разное установленное или заданное время для прибытия на каждый контрольный пункт, при этом за слишком раннее или опоздание будут применяться штрафы. [75]

Длительные ралли могут включать в себя одно или несколько сервисов — период времени, когда механикам разрешается отремонтировать или подготовить автомобиль. За пределами этих служб с автомобилем могут работать только водитель и штурман, хотя они все равно должны соблюдать требования по времени ралли. Гибкое обслуживание позволяет командам использовать одну и ту же группу механиков с гибкостью в выборе времени: например, если две машины должны прибыть с двухминутными интервалами, 45-минутное обслуживание вторых машин может быть отложено на время обслуживания первой машины. Во время ночевок между ног автомобили помещают в карантинную зону, называемую закрытым парком , где не разрешается работать с автомобилями. [76] [77]

Другие примеры особенностей маршрута включают контроль проезда , который гарантирует, что участники следуют правильному маршруту, но не имеют установленного временного интервала, может быть проставлена ​​отметка в табеле учета рабочего времени или официальные лица могут наблюдать за автомобилями. дозаправки, освещения и Зоны шин позволяют участникам заправляться, устанавливать фонари для ночных этапов, работающих в темноте, или обменивать использованные шины на новые. Перегруппировки позволяют собрать участников в одном месте и сбросить временные интервалы, которые могли увеличиться или сократиться. [78] [79] [80]

Дорожная книга может быть опубликована и распространена среди участников с подробным описанием маршрута, маршрута, по которому они должны следовать, и любых дополнительных правил, которые они должны соблюдать. Маршрут может быть обозначен схемами-тюльпанами, формой, иллюстрирующей навигационные требования, или другими стандартными значками. [75] [81] [82]

Специальный этап

[ редактировать ]
Линия старта спецучастка, конец зоны стартовой линии обозначен табличкой.

Специальные этапы (СС) должны использоваться при использовании хронометража для классификации участников в соревнованиях по скорости. Этим этапам предшествует контроль времени, обозначающий границу участка дороги и спецучастка. Участники проследуют к линии старта , откуда они начинают специальный этап, в установленное время и фиксируют время до тех пор, пока они не пересекут финиш в движении, прежде чем безопасно остановиться на контрольной остановке , которая действует как контроль времени на следующей дороге. раздел и место, где экипажи могут узнать время прохождения этапа. Во избежание остановок и помех другим участникам дорога между контролем времени и концом зоны старта, а также между финишем и остановкой считается находящейся в условиях закрытого парка, экипажам не разрешается выходить из машины. [83] [77]

Суперспециальный этап противоречит обычному проведению специального этапа, причины которого должны быть разъяснены в дополнительных правилах. Это может быть случай, когда этапы «один на один» проводятся в стиле перекрестной петли, или если, короткий асфальтированный городской этап с пончиками вокруг стогов сена. например, на гравийном ралли проводится [83] [76]

Power Stage используется в WRC и чемпионате Европы по ралли. Это просто назначенный специальный этап, который сам по себе награждает чемпионские очки самым быстрым экипажам. [83] [76]

Шейкдаун часто включается в маршрут , но не является частью соревнований. Экипажи могут несколько раз проходить специальный этап, чтобы попрактиковаться или опробовать различные схемы. В некоторых чемпионатах квалификационный этап может также проводиться вместе с проверкой, чтобы определить порядок движения , то есть порядок, в котором участники будут соревноваться. [75]

Запись и темп-ноты

[ редактировать ]
Пример обозначений, используемых в темпе-нотах специального этапа

Pacenotes — уникальный и важный инструмент в современном ралли специального этапа. Они дают подробное описание курса и предстоящих условий и позволяют водителю сформировать мысленный образ за пределами видимого, чтобы иметь возможность ехать как можно быстрее. [76]

Во многих ралли, в том числе в чемпионате мира по ралли (WRC), гонщикам разрешается бегать по специальным участкам трассы до начала соревнований и создавать свои собственные темпы. Этот процесс называется разведкой или разведкой, и для него устанавливается низкая максимальная скорость. Во время разведки штурман записывает стенограммы о том, как лучше проехать по этапу. Обычно водители называют повороты и дорожную ситуацию, чтобы штурманы могли их записать. Эти темп-ноты затем зачитываются вслух через внутреннюю систему внутренней связи во время самого ралли, что позволяет водителю предвидеть предстоящую местность и, таким образом, двигаться по трассе как можно быстрее. [75]

На других митингах организаторы предоставляют созданные организаторами «маршрутные заметки», также называемые «этапными заметками», и запрещают разведку и использование пользовательских темпов. Эти заметки обычно создаются с использованием заранее определенного формата, из которого штурман может при желании добавлять комментарии или транспонировать в другие обозначения темпов. Многие митинги в Северной Америке не проводят разведку, а предоставляют протоколы этапов из-за ограничений по времени и бюджету. [84]

Сервисный парк или бивуак

[ редактировать ]
Сервисный парк WRC на Ралли Германии 2016

Хотя это и не обязательно для всех ралли, многие автопробеги имеют центральный сервисный парк, который служит базой для обслуживания, проверки, закрытого парка и размещения штаб-квартиры ралли, где собираются официальные лица ралли. Сервисные парки также могут сами по себе быть достопримечательностью для зрителей, предоставляя возможность встретиться и поприветствовать экипажи и торговые точки, предоставляющие товары и услуги. Если ралли носит туристический характер, то может быть несколько сервисных парков, которые могут быть очень маленькими и использоваться только один раз, каждая из которых означает, что команды берут с собой как можно меньше для простых логистических целей. Удаленная услуга — это небольшая услуга, используемая один раз, когда этапы находятся далеко от центрального парка обслуживания. [75]

В странах бездорожья зона обслуживания и группы поддержки могут путешествовать вместе с участниками по маршруту на бивуаке. Это слово означает «лагерь», и многие участники действительно ночуют в палатках. [85]

Участники

[ редактировать ]
Себастьен Леб , самый успешный раллийный гонщик в мире по количеству побед в WRC.

Водитель

[ редактировать ]

Водитель – это человек, который управляет автомобилем во время ралли. Независимо от типа ралли, водителю необходимо водительское удостоверение, выданное компетентным органом. Никакого предварительного опыта ралли не требуется, и дебютант гипотетически может соревноваться с чемпионом мира на незнакомых дорогах даже в соревнованиях по скорости. [ нужна ссылка ]

Если автомобиль не находится на плановом обслуживании, только водитель и штурман могут ремонтировать или работать с автомобилем во время ралли без какой-либо посторонней помощи. Зрители, помогающие разбившейся машине, технически являются нарушением правил, но обычно на них не обращают внимания. Водителю и штурману часто приходится производить ходовой ремонт и самостоятельно менять проколотые колеса. [ нужна ссылка ]

Раллийные пилоты Трэвис Пастрана , Колин Макрей и Кен Блок

Часто проводят различие между так называемыми «заводскими» водителями и водителями- частниками . Первый — это тот, кто соревнуется за команду, обычно производителя, которая предоставляет машину, запчасти, ремонт, логистику и вспомогательный персонал. Большинство заводских водителей 1950-х годов были любителями, им платили мало или вообще ничего, возмещали расходы и получали бонусы за победы. Затем, в 1960 году, появилась, возможно, первая суперзвезда ралли (и одна из первых, кому платили за постоянную работу в ралли), швед Эрик Карлссон , выступавший за Saab . Напротив, капер должен отвечать всем организационным требованиям и расходам, связанным с соревнованиями, и обычно участвует в соревнованиях для удовольствия, а не использует спорт как средство продвижения или участия в полном чемпионате.Водитель -специалист используется для описания водителя, который может обладать навыками и способностями для победы в ралли на определенном покрытии, но не на другом. В чемпионате мира по ралли, который состоит из различных покрытий, пилот-специалист по асфальту может быть нанят командой, например, только на участках по асфальту. Специалист по снегу-каперу может участвовать только в снежных раундах. Некоторые примеры водителей-специалистов: Жиль Паницци , одержавший несколько побед на асфальте в WRC, а на гравии ни разу не преодолевший пятое место; Шекхар Мехта выиграл пять ралли Сафари, однако он никогда не стремился выиграть чемпионат мира, а швед Матс Йонссон одержал свои единственные две победы в мире на Ралли Швеции. Исторически сложилось так, что производители всегда использовали местных драйверов, поскольку их опыт обеспечивал определенный результат.В отличие от многих других видов спорта, в ралли нет гендерных барьеров, и в этом плане все могут соревноваться на равных, хотя исторически кубки и кубки были только для женщин. Одним из первых выдающихся имен было имя британки Пэт Мосс , сестры пилота Формулы-1 Стирлинга Мосса , которая в свое время выиграла несколько ралли. Позже выделялись итальянка Антонелла Манделло, немка Изольда Холдериес, британка Луиза Эйткен Уокер и шведка Пернилла Уолдридсон. Наиболее заметной была француженка Мишель Мутон , которая вместе со штурманом Фабрицией Понс стала первыми женщинами, добившимися побед на чемпионате мира, а также места, занявшего второе место в чемпионате в 1982 году. , выделялась француженка Мишель Эспинос «Биш», шведка Тина Торнер , венесуэльская Ана Гони или австрийская Илка Минор . [ нужна ссылка ]

Фабриция Понс и Мишель Мутон , Ралли Сан-Ремо, 1981 год.

Штурман , сопровождает водителя внутри автомобиля на этапе ралли его иногда называют штурманом. Штурман и водитель могут поменяться ролями, хотя это редкость. На всех ралли их обязанности в основном носят организационный характер: они помогают обеспечить соблюдение маршрута, соблюдение правильных сроков маршрута, обеспечение заполнения табеля учета рабочего времени и избежание штрафов за опоздание или опоздание на контроль времени. Обычно штурман поддерживает связь с командой по ходу ралли. [ нужна ссылка ]

На специальных этапах роль штурмана состоит в том, чтобы записывать темп во время разведки и произносить их в тот момент, когда водитель требует участия в соревновании. Это сам по себе навык, поскольку он требует чтения со страницы заметок о невидимой дороге впереди, одновременно отслеживая текущее местоположение. Теоретически, чем больше темповых заметок может передать штурман, тем больше информации о предстоящей дороге он получит. Неправильные темпы, объявленные на очень высоких скоростях на слепых поворотах или вершинах, могут легко привести к несчастным случаям. [ нужна ссылка ]

Штурман часто играет важную роль в стратегии, наблюдая за состоянием соперников и во многих случаях выступая в роли психолога, поскольку он также подбадривает и дает советы водителю. Поэтому взаимопонимание между водителем и штурманом должно быть очень важным, и водитель часто меняет партнеров на протяжении всей своей карьеры, если они не чувствуют себя комфортно. Возможно, по этой причине родственники часто соревнуются. Примерами тому являются братья Паницци, участвовавшие в гонках во Франции и чемпионате мира, братья Вальехо в Испании или чемпион мира Маркус Грёнхольм , который в свою карьеру взял своего зятя штурманом. [ нужна ссылка ]

Раллийная команда не требуется и может существовать в различных формах, но обычно ее можно встретить только в профессиональных или коммерческих соревнованиях по скорости, например, в WRC, где команды производителей должны заявить несколько автомобилей. Коммерческие команды существуют для оказания услуг частным лицам. Водителя, штурмана и друзей, вызвавшихся помочь, также можно назвать командой. [ нужна ссылка ]

Руководители команд во время публичной сессии вопросов и ответов
  • Руководитель команды : Руководитель команды является авторитетным организатором и лицом, принимающим решения. В конечном итоге они несут ответственность за набор на все должности, участие в ралли или чемпионатах, техническую разработку и обслуживание автомобилей, а также за соревновательные цели или задачи. Обычно это должности в группах производителей, где они также будут отвечать за рекламную и коммерческую деятельность. Во всех случаях руководитель команды также будет отвечать за финансовое управление. [ нужна ссылка ]
  • Инженер: Инженер помогает развивать машину после ралли, настраивая ее так, чтобы она была в лучшей форме для соревнований. Во время ралли инженер поможет водителю с настройкой автомобиля, например, с точной настройкой подвески, дифференциалов, передаточных чисел или выбором правильных шин. Инженер также может быть механиком. [86]
  • Механик : Механик ремонтирует и обслуживает автомобиль до, после и во время планового обслуживания во время ралли. Полезно обладать разносторонними навыками, охватывающими все: от проверки панели до электрической диагностики и замены масла. [87]
  • Гравийная бригада: Несмотря на название, гравийные бригады можно встретить только на асфальтированных ралли. Эти бригады проезжают этапы как можно позже перед нулевой машиной, чтобы в последнюю минуту внести дополнения в темповые заметки на тему сцепления с дорогой. Обычно это происходит из-за погодных условий, таких как лед или снег, или из-за попадания на дорогу гравия, когда машины срезали повороты на предыдущем заезде по этапу. Гравийным бригадам приходится работать быстро, поскольку они часто бегают, пока их раллийные бригады соревнуются на других этапах, что затрудняет общение. [ нужна ссылка ]

Официальные лица

[ редактировать ]
  • Директор ралли : Главный организатор и несет полную ответственность за всех участников и официальных лиц.
  • Стюарды : Обеспечивают соблюдение правил и положений и налагают санкции в случае обнаружения нарушений.
  • Секретарь трассы : Административная должность, ответственная за подсчет времени, результатов и штрафов; сбор документов и направление уведомлений.
  • Инспекторы : техническое положение, обеспечивающее безопасность автомобилей и соответствие нормам.
  • Маршалы : обычно это добровольные должности, наблюдающие за маршрутом митинга, сообщающие о происшествиях и реагирующие на них.
  • Хронометрист : находится на контрольных точках времени на участках дороги, а также на линиях старта и финиша спецучастков. [ нужна ссылка ]

Транспортные средства

[ редактировать ]
Тимо Мякинен на Mini Cooper S одержал первую из трех побед в ралли «1000 озер» . Mini также выигрывал ралли Монте-Карло в 1964, 1965 и 1967 годах.

Автопроизводители с самого начала выставляли автомобили на ралли, а также на их предшественников и родственников. Гонка Париж-Руан 1894 года была в основном соревнованием между ними, в то время как гонка на тысячу миль 1900 года имела больше торговых, чем частных участников. [88] С тех пор, как на дорогах различных стран были введены ограничения скорости, в митингах основное внимание уделялось надежности, а не скорости. В результате ралли и испытания стали отличным испытательным полигоном для любого стандартного серийного автомобиля, и никакой реальной необходимости специально создавать автомобиль для раллийных соревнований не было до тех пор, пока в 1950-х годах не был введен специальный этап.

Хотя были и исключения, такие как диковинные модели Ford V8, созданные для ралли Монте-Карло 1936 года. [89] Перед Второй мировой войной митинги, как правило, проводились для стандартных или почти стандартных серийных автомобилей. После войны большинство конкурирующих автомобилей представляли собой серийные седаны или спортивные автомобили с лишь незначительными модификациями, направленными на улучшение характеристик, управляемости, торможения и подвески. Это, естественно, снизило затраты и позволило гораздо большему количеству людей позволить себе заниматься спортом на обычных автомобилях по сравнению с раллийными автомобилями, используемыми сегодня.

Группы 1–4

[ редактировать ]

В 1954 году FIA представила Приложение J к Международному спортивному кодексу , классифицирующее серийные туристические и спортивные автомобили для использования в своих соревнованиях, включая новый чемпионат Европы по ралли, и автомобили должны были быть омологированы . для участия в соревнованиях [90] [91] Группы 1–9 в Приложении J часто менялись, хотя Группа 1 , Группа 2 , Группа 3 и Группа 4 обычно содержали формы немодифицированных или модифицированных серийных туристических автомобилей и автомобилей класса Grand Tour, используемых в ралли.

Группа 4 Lancia Stratos HF помогла Lancia выиграть чемпионат мира по ралли в 1974 , 1975 и 1976 годах .

По мере роста популярности ралли автомобильные компании начали представлять специальные модели или варианты для ралли, такие как Британской автомобильной корпорации , Mini Cooper представленный в Группе 2 в 1962 году, и его преемник Mini Cooper S (1963), разработанный Автомобильная компания Купер . Вскоре после этого компания Ford of Britain сначала наняла Lotus для создания высокопроизводительной версии своего семейного автомобиля Cortina , а затем в 1968 году выпустила Escort Twin Cam , один из самых успешных раллийных автомобилей своей эпохи. Аналогичным образом компания Abarth разработала высокопроизводительные версии родстера и седана Fiat 124 и седана 131 . [92]

Другие производители не довольствовались модификацией своих обычных автомобилей. Renault профинансировала небольшого производителя спортивных автомобилей Alpine для превращения их маленького купе A110 Berlinette в лучший в мире раллийный автомобиль и наняла опытную команду водителей для его пилотирования. В 1974 году Lancia Stratos стала первым автомобилем, созданным с нуля и способным побеждать в ралли. [93] Эти производители преодолели правила FISA (как в то время называлась FIA), создав необходимое количество этих моделей для дорог общего пользования, в некотором смысле изобретая «специальную омологацию».

Полный привод

[ редактировать ]
Ауди Кватро А2

В 1980 году немецкий автопроизводитель Audi , в то время не отличавшийся интересом к ралли, представил довольно большую и тяжелую версию своего семейного седана купе, установив на двигатель с турбонаддувом него 2,1- литровый пятицилиндровый двигатель. и четырехцилиндровый полный привод , породивший Audi Quattro . Международные правила запрещали полный привод в ралли, но FISA признала, что это настоящий серийный автомобиль, и изменила правила. Quattro быстро стал автомобилем, способным побеждать на снегу, льду или гравии; а в 1983 году Ханну Миккола завоевал титул чемпиона мира по ралли. [94]


Группы Н/А/Б

[ редактировать ]

В 1982 году FIA заменила структуру групп в Приложении J. Ралли на молодой чемпионат мира по ралли теперь разрешило группу N для немодифицированных туристических автомобилей, группу A для модифицированных туристических автомобилей и группу B для автомобилей Grand Touring. Низкие производственные требования и свободные ограничения Группы B побудили многих производителей разрабатывать автомобили, значительно отличающиеся от серийных моделей, и так было создано поколение раллийных суперкаров, из которых наиболее радикальными и успешными были Peugeot 205 T16, Renault 5 Turbo и Lancia Delta S4 с легкими кузовами из стекловолокна, по форме напоминающими стандартный автомобиль, прикрепленными к шасси с пространственной рамой, полным приводом и выходной мощностью более 500 л.с. (370 кВт). [95] Эта конкретная эпоха длилась недолго. На Ралли Португалии 1986 года четыре зрителя погибли, а два месяца спустя на Тур де Корс Анри Тойвонен и Серхио Кресто выехали за край горной дороги и сгорели в последовавшем за этим огненном шаре. FISA немедленно снова изменила правила: после 1987 года ралли будет проводиться на автомобилях групп A и N, более близких к серийной модели. группы A Одним из особенно успешных автомобилей в этот период была Lancia Delta Integrale , доминировавшая в мировом ралли в 1987, 1988, 1989, 1990, 1991 и 1992 годах, выиграв шесть подряд титулов чемпиона мира по ралли среди производителей - непобедимый подвиг по состоянию на 2022 год. Японские производители Toyota, Subaru и Mitsubishi также доминировали в чемпионатах мира по ралли.

Toyota GR Yaris Ралли1

Автомобили, предназначенные для ралли

[ редактировать ]

Группы N/A/B использовались не только в ралли, A и N также использовались в кольцевых автогонках. Начиная с « кит-кара F2 » в середине 90-х, начали появляться расширения групп A и N. Это были модификации туристических серийных автомобилей, которые делали их «стандартными раллийными автомобилями». Формула World Rally Car , представленная в WRC в 1997 году, стала флагманским автомобилем в чемпионате производителя. За этим последовали Super 1600 и Super 2000-Rally , стандартные формулы для низших классов. [ нужна ссылка ]

Группа R содержала полный спектр формул для автомобилей, предназначенных для ралли, и была представлена ​​​​в начале 2008 года. Автомобили варьировались от бюджетных / начальных цен в случае R1 до производительности в R5. R-GT впервые с тех пор, как группа B была запрещена, предусмотрела участие в ралли автомобилей класса Grand Touring. В 2019 году лестница Группы R стала основой нового Group Rally , где гибридные автомобили Rally1 заменили World Rally Car. Этот конкретный автомобиль может быть построен с использованием шасси с пространственной рамой, что является еще одним событием после запрета группы B. [ нужна ссылка ]

Audi Group T1 Прототип использовался в ралли-рейдах

Напрямик

[ редактировать ]

Группы T1 и T2 обозначают автомобили, используемые в ралли FIA по пересеченной местности. Группа Т5 (до 2020 года — Т4) была введена, чтобы позволить грузовикам поддержки участвовать в ралли-рейдах в своем классе. Группы T3 и T4 зарезервированы для транспортных средств с бок о бок и легких транспортных средств. Они отличаются от автомобилей отсутствием примечательных деталей, таких как ветровые стекла или двери. [ нужна ссылка ] Группа Т6 и Трофейный грузовик .

Электромобили заряжаются во время ралли Zero Rally 2011 г.

Альтернативная энергетика

[ редактировать ]

С 2007 года FIA организует Кубок экоралли в различных формах для автомобилей с альтернативными источниками топлива или гибридными силовыми агрегатами. Поскольку ралли регулярное, тесты на скорость не проводятся, что означает, что участники могут участвовать на имеющихся в продаже автомобилях, однако, например, в категории с солнечными батареями участвуют специально построенные автомобили. [ нужна ссылка ]

Производитель автомобилей Opel , гонщик WRC Хайден Пэддон и совместная работа раллийных команд Baumschlager, Kreisel и Škoda построили электромобили для специальных этапов ралли в 2020-х годах. [96] [97] [98]

В 2022 году Audi впервые приняла участие в ралли «Дакар» на своем электрическом Audi RS Q e-tron . Их более позднее участие в Abu Dhabi Desert Challenge привело к общей победе. [ нужна ссылка ]

Исторический

[ редактировать ]
Бедфорд Раскал , ралли Гамбол 3000, 2006 г.

Минимальный возраст и включение транспортного средства в историческое ралли определяются по решению организатора. FIA организует два международных соревнования по историческому ралли: чемпионат Европы по историческому ралли, состоящий из ралли специального этапа; и Трофей за митинги за историческую регулярность. [99] [100] [101] В обоих случаях автомобили должны соответствовать Приложению K Международного спортивного кодекса, которое классифицирует исторические транспортные средства. [102] Многие национальные ASN и независимые организации также организуют исторические митинги и чемпионаты. [103] [104]

Любое транспортное средство

[ редактировать ]

Поскольку регулярные митинги и туристические собрания проводятся на открытых дорогах без каких-либо требований к производительности, организатор митинга гипотетически может разрешить въезд любому уличному транспортному средству. Wacky Rally разрешит использование кемперов, пожарной техники, автобусов или Бэтмобиля . Например, [105] Митинги Banger обычно разрешают приобрести любой автомобиль по цене ниже заданной. Gumball 3000 известен тем, что позволяет выпускать роскошные и мощные автомобили наряду с обычными автомобилями, фургонами и некоторыми нетрадиционными транспортными средствами. [106]

[ редактировать ]
  • В феврале 2015 года Национальная школа кино и телевидения в Англии представила один из своих выпускных фильмов под названием « Группа B», снятый бывшим раллийным гонщиком Ником Роулендом. В фильме, действие которого происходит в последний год ралли класса группы B, рассказывается история молодого гонщика, которому предстоит нелегкое возвращение после «долгого и тревожного отсутствия». Молодого водителя играет шотландский актер Ричард Мэдден , а его штурмана — североирландский актер Майкл Смайли . В фильме представлены автомобили класса B, такие как Ford RS200, Opel Manta и Тони Понда MG Metro 6R4 . Каскадерское вождение в фильме приписывают чемпиону Ралли Америки Дэвиду Хиггинсу . [107]

Видеоигры

[ редактировать ]
  • Donegal Rally вдохновил ирландские группы на несколько песен; Не могу дождаться июня от Эллы и Off The Kuff Rally Band, The Donegal Rally Song от The Rally Band и Give It To Her Now от The Rhythm Sticks. [111] [112] [113]
  • Трек Every Second Counts из Криса Ри альбома Auberge был назван в честь автобиографии чемпиона WRC и победителя ралли Дакар Ари Ватанена . Ри и ​​Ватанен стали друзьями с тех пор, как в 1980-х годах вместе жили в одном доме в Великобритании. [114]
  • группы Heizer Monkeys В треке The TF Song (Pineapple King) участвуют фигуристы WRC Олаф Манти , Штефан Розина , Вальтер Рёрль и Миша Чарудин . [115]

См. также

[ редактировать ]

Техника вождения в ралли

[ редактировать ]

Раллийные мероприятия

[ редактировать ]
[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с «Международный спортивный кодекс 2022 года» (PDF) .
  2. ^ «Дорожное ралли» . www.na-motorsports.com . Проверено 10 мая 2024 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б «Что такое ралли?» .
  4. ^ «СПОРТИВНЫЕ ПРАВИЛА FIA ecoRally Cup 2023» (PDF) .
  5. ^ «Этапы и этапы: части и части ралли | Руководство для начинающих по ралли» . ШКОДА Моторспорт . 28.11.2018 . Проверено 18 июня 2022 г.
  6. ^ Историческое дорожное ралли HRCR Великобритании , получено 13 августа 2006 г.
  7. Историческая ассоциация ралли (Австралия) , дата обращения 13 августа 2006 г.
  8. ^ «Правила и условия участия» . Гамбол 3000 . Проверено 18 июня 2022 г.
  9. ^ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ СПОРТИВНЫЙ КОДЕКС 2007 ГОДА» (PDF) . ФИА.
  10. ^ "митинг | Этимология, происхождение и значение слова ралли по этимонлине" . www.etymonline.com . Проверено 9 июня 2022 г.
  11. ^ «митинг» , Викисловарь , 1 июня 2022 г. , получено 9 июня 2022 г.
  12. ^ «Ралли! Ралли!! Митинг!!!» . Бруклинский союз . 19 сентября 1872 г. п. 3 . Проверено 4 июня 2022 г.
  13. ^ «3 ноября 1906 г., 8 — The Boston Globe на Newspapers.com» . Газеты.com . Проверено 4 июня 2022 г.
  14. ^ «22 апреля 1910 г., страница 6 — Winston-Salem Journal на Newspapers.com» . Газеты.com . Проверено 4 июня 2022 г.
  15. ^ «1 сентября 1909 г., 1 — The Denison Review на Newspapers.com» . Газеты.com . Проверено 3 июня 2022 г.
  16. ^ «Автопробег Чарльстона» . Ежедневный отчет: Колумбия, Южная Каролина . 7 июня 1910 г. с. 5.
  17. ^ «11 июля 1910, 2 — The Columbia Record на Newspapers.com» . Газеты.com . Проверено 3 июня 2022 г.
  18. ^ Луш, Морис. Ралли Монте-Карло в ХХ веке (Морис Луш, 2001), стр.25.
  19. ^ «Ралли Монако 1911 года, первое издание Монте-Карло» . 09.08.2020. Архивировано из оригинала 9 августа 2020 г. Проверено 4 июня 2022 г.
  20. ^ Роуз, Джеральд (1909). Рекорд автогонок 1894–1908 (факсимиле 1949 г.). Королевский автомобильный клуб. п. 1.
  21. ^ Перейти обратно: а б История Гран-при онлайн (по состоянию на 11 июня 2017 г.)
  22. Роуз, Дж. 1909, стр. 177.
  23. ^ Бодди, Уильям: «История автомобильного курса Бруклендса», стр. 11. Гренвилл, 1957.
  24. ^ Джонс, Крис. Дорожные гонки (Джордж Аллен и Анвин Лтд., 1977), стр.22.
  25. ^ Джонс, стр.31
  26. ^ Джонс, стр.39
  27. ^ Пфунднер, Мартин. Альпийское путешествие 1910–1973 (Böhlau Verlag, 2005), стр.9.
  28. ^ «Испытание на тысячу миль 1900 года» . 22 апреля 2020 г.
  29. ^ Беннетт, Элизабет. Испытание на тысячу миль . Элизабет Беннетт, 2000 год.
  30. ^ Коуборн, Дональд. Британские водители-испытатели, их автомобили, мотоциклы и награды 1902–1914 гг. (Westbury Publishing, 2003), стр. 275.
  31. ^ Перейти обратно: а б Коуборн, 2005, стр. 279.
  32. ^ Коуборн, 2005, стр. 374.
  33. ^ Коуборн, 2005, стр. 422.
  34. ^ Коуборн, Дональд. Британские водители-испытатели, их автомобили и награды 1919–1928 (Смит Сеттл, 2001), стр. 416.
  35. ^ Робсон, стр.17.
  36. ^ Робсон, стр.20.
  37. ^ Робсон, стр.21
  38. ^ Рене Леволл, Последняя автогонка Империи, 2014 ISBN 9789949380602, по состоянию на 15 декабря 2023 г.
  39. ^ Эндрюс, Аллен. Безумные автомобилисты: Великая гонка Пекин-Париж 2007 года (Харрап, 1964), стр.16.
  40. ^ Шустер, Джордж, с Махони, Том. Самая длинная автогонка (John Day Company, 1966), стр.11.
  41. ^ Виллард, Генри Серрано. Великие шоссейные гонки 1894–1914 (Arthur Barker Ltd, 1972), стр.124.
  42. ^ Луш, 2001, стр. 44–79 и 377–384.
  43. ^ Пфунднер 2005, стр.45
  44. ^ Пфунднер 2005, стр.81
  45. ^ Гамильтон, Морис. RAC Rally (Partridge Press, 1987), стр.9.
  46. ^ Дельсо, Жан-Поль. Марафон по маршруту 1931/1971 (Жан-Поль Дельсо, 1991), стр.7.
  47. ^ Хэмилл, Сэмми. Ралли «Трасса Ирландии: пятьдесят лет спустя» (Тюдор, 1981)», стр.10.
  48. ^ Лурани, Джованни. История Милле Милья (Де Агостини, 1979), стр.7.
  49. ^ Дельсо 1991, стр.27
  50. ^ Робсон, стр.45.
  51. ^ Гамильтон 1987, стр.17
  52. ^ Робсон, стр.46
  53. ^ Робсон, стр.55
  54. ^ Робсон, стр.55.
  55. ^ Луш, Морис. Автомобиль Tour de Corse 1956–1986 (Морис Луш, 1989), стр.26.
  56. ^ Лурани 1979, стр.165.
  57. ^ Ковш 1989, стр.56.
  58. ^ Фанхио, Хуан Мануэль, с Кароццо, Роберто. Фанхио: Моя гоночная жизнь (Patrick Stephens Ltd, 1990), стр.50.
  59. ^ Фанхио и Кароццо, стр.92
  60. ^ Мерфи, Дэрил Э.: «Carrera Panamericana: История мексиканских шоссейных гонок, 1950–54», страница 12. iUniverse Inc., 2-е издание, 2008 г.
  61. ^ Фромантен, Пьер: «16 000 км по Африке», стр. 1. Плон, 1954.
  62. ^ Барнард, Роджер: «Ралли сафари: первые 40 лет», стр. 10. Westholme Publishing, 1992.
  63. ^ «Ралли Марокко отменено, заменено ралли Андалусии - Ралли-рейд» . L’Équipe (на французском языке) . Проверено 2 октября 2020 г.
  64. ^ Таки, Билл и Флойд, Томас Б.: «25 лет испытаний Грегори по всей Австралии: от Redex до Repco», страница 33. Gregory's Publishing, 1979.
  65. ^ «Проект истории трансканадских ралли Shell 4000 и Британской Колумбии» , shell-4000-rally.org, по состоянию на 4 января 2019 г.
  66. ^ Бриттан, Ник: «Марафон: Вокруг света в облаке пыли». Публикации автоспорта, 1969.
  67. ^ Хадсон-Эванс, Ричард, и Робсон, Грэм: «Большой драйв: Книга ралли Кубка мира 1970 года». Публикации о скорости и спорте, 1970.
  68. ^ Грин, Эван: «Ботинок, полный правых рук: приключения на ралли Лондон-Сахара-Мюнхен и других автомобильных марафонах», Касселл, Австралия, 1975.
  69. ^ Стататос, Джон. Долгая поездка: история ралли Лондон-Сидней Сингапурских авиалиний . Пелхэм 1978.
  70. ^ Тунберг, Андерс и Хавентон, Питер. Полная скорость по Швеции: 50 лет шведского ралли . Бинен и Хавентон, 2000.
  71. ^ Мякинен, Марко и Раухала, Самули. Гран-при Финляндии: 50 лет ралли (UserCom Finland Oy, 2001), стр.9.
  72. ^ Гамильтон 1987 стр. 30
  73. ^ Фиолка, Марти: «1000 миль к славе: История Baja 1000», страница 35. Дэвид Булл, 2005.
  74. ^ Джонс, Дот и Джим. Дакар: Вызов пустыни (Dinefwr, 2003), стр.14.
  75. ^ Перейти обратно: а б с д и ж «ВКР АЗ» . WRC — Чемпионат мира по ралли . Проверено 11 июня 2022 г.
  76. ^ Перейти обратно: а б с д «Глоссарий Citroën C3 WRC | Узнайте больше о WRC» . Ситроен Гана . Проверено 8 мая 2023 г.
  77. ^ Перейти обратно: а б «Терминология ралли – легенда пожаров на северо-западных этапах ралли» . Проверено 8 мая 2023 г.
  78. ^ «Событие» . www.historicroadrally.co.uk . Проверено 8 мая 2023 г.
  79. ^ «Маршруты WRC по правилам» . Теперь это становится быстрее! . 27 февраля 2019 г. Проверено 8 мая 2023 г.
  80. ^ «ИНФОРМАЦИЯ BSCC ДЛЯ ОФИЦИАЛЬНЫХ ЛИЦ, УПРАВЛЯЮЩИХ РЕГРУППОЙ» (PDF) .
  81. ^ «РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ» (PDF) .
  82. ^ «ЛЕКСИКОН ДОРОЖНОЙ КНИГИ ДАКАРА 2021» (PDF) .
  83. ^ Перейти обратно: а б с «ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО РАЛЛИ 2022 ГОДА – СПОРТИВНЫЕ ПРАВИЛА» (PDF) .
  84. ^ Глоссарий по ралли. Архивировано 3 февраля 2009 г. на Wayback Machine. Проверено 13 августа 2006 г.
  85. ^ «Участие в раллийной гонке для новичка: основы бивуака // Cross Country ADV» . Приключения по пересеченной местности: оборудование RALLY+ADV . 18 июня 2021 г. Проверено 11 июня 2022 г.
  86. ^ Парих, Биной. «Техническая проверка: инженеры WRC в естественной среде обитания» . Ред Булл . Проверено 2 мая 2023 г.
  87. ^ «Вакансии гоночной механики» . ВАКАНСИИ в автоспорте . ВАКАНСИИ в автоспорте . Проверено 2 мая 2023 г.
  88. ^ «24 апреля 1900 г., 5 — The Western Daily Press на Newspapers.com» . Газеты.com . Проверено 14 июня 2022 г.
  89. ^ Шаки. «Список заявок на автомобильное ралли Монте-Карло 1936 года» . eWRC-results.com . Проверено 14 июня 2022 г.
  90. ^ «Правила – Приложение J периода» . Историческая база данных FIA . Проверено 29 июня 2022 г.
  91. ^ «Международный спортивный кодекс 1954 года» (PDF) .
  92. ^ «Историческая база данных ФИА» . historicdb.fia.com . Проверено 29 июня 2022 г.
  93. ^ «Лянча Стратос 1975 года выпуска» . sportcarmarket.com . Архивировано из оригинала 9 мая 2006 года . Проверено 24 июня 2007 г.
  94. ^ Шаки. «Ханну Миккола — раллийный профиль eWRC-results.com» . eWRC-results.com . Проверено 5 июня 2024 г.
  95. ^ «Лянча Дельта S4 (Группа Б)» . Ралли группы B. Храм . 18 января 2016 г. Проверено 29 июня 2022 г.
  96. ^ «Электрический раллийный автомобиль Opel Corsa-e 2020 года с максимальной скоростью» . Максимальная скорость . 05.09.2019 . Проверено 28 июня 2022 г.
  97. ^ Бродерик, Лиам (23 октября 2021 г.). «Хейден Пэддон демонстрирует революционный электрический раллийный автомобиль на подъеме на холм Ваймате 50» . Вещи . Проверено 28 июня 2022 г.
  98. ^ «ŠKODA Motorsport поддерживает разработку полностью электрического раллийного автомобиля ŠKODA RE-X1 Kreisel» . www.skoda.co.uk . Проверено 28 июня 2022 г.
  99. ^ «Календарь событий» . Международная автомобильная федерация . 22 января 2015 г. Проверено 25 июня 2022 г.
  100. ^ «Правила» . Международная автомобильная федерация . 20 января 2016 г. Проверено 25 июня 2022 г.
  101. ^ Шаки. «Ралли сезона 2022» . eWRC-results.com . Проверено 25 июня 2022 г.
  102. ^ «Приложение K, 2022 г.» (PDF) .
  103. ^ Шаки. «Ралли сезона 2022» . eWRC-results.com . Проверено 25 июня 2022 г.
  104. ^ Шаки. «Ралли сезона 2022» . eWRC-results.com . Проверено 25 июня 2022 г.
  105. ^ «Фотогалерея» . ООО "Ваки Ралли " Проверено 28 июня 2022 г.
  106. ^ Томас, Чарли (20 июня 2014 г.). «5 самых возмутительных машин Гамбола 3000» . Журнал джентльмена . Проверено 28 июня 2022 г.
  107. Кинофестиваль в Ялопнике - Гонки Робба Старка в самую смертоносную эпоху ралли в новом фильме группы B Films.jalopnik.com , по состоянию на 4 января 2019 г.
  108. ^ «Видео: Снимается документальный фильм об Отте Тянакусе» . Почтальон Спорт (на эстонском языке). 20 декабря 2018 г.
  109. ^ « С сегодняшнего дня «Отт Тянак - Фильм» можно будет увидеть в новом глобальном нетикино» . Делфи Спорт . Проверено 2 октября 2019 г.
  110. ^ «Скоро в кинотеатрах! Взгляните на мир ограниченного раллийного аса: посмотрите впечатляющие кадры со стоянки Отта Тянаку» . Кинопортал (на эстонском языке). 25 января 2019 г. Проверено 9 марта 2019 г.
  111. ^ Ella & Off The Kuff Rally Band - Не могу дождаться июня (Видео) . Проверено 1 июля 2022 г. - через YouTube .
  112. ^ Donegal Rally Song — The Rally Band (Видео) . Проверено 1 июля 2022 г. - через YouTube .
  113. ^ ПОДАРИТЕ ЕЕ СЕЙЧАС!!!!! Митинг в Донеголе (Видео) . Проверено 1 июля 2022 г. - через YouTube .
  114. ^ «ПРОФИЛЬ – Сплочение ради нового дела: Ари Ватанен» . ПОЛИТИКА . 04 сентября 2002 г. Проверено 1 июля 2022 г.
  115. ^ «Легенда WRC Уолтер Рорл снимается в музыкальном клипе» . www.autosport.com . 16 апреля 2022 г. Проверено 3 октября 2022 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 65d4bcbc2c22b8aa4ec628a1f951c887__1721531040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/65/87/65d4bcbc2c22b8aa4ec628a1f951c887.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rallying - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)