Эрик Карлссон
Эрик Карлссон | |
---|---|
![]() Эрик Карлссон и Saab 96 на фото в 1999 году, курорт Keystone Resort , США. | |
Рожденный | Тролльхеттан , Швеция | 5 марта 1929 г.
Умер | 27 мая 2015 г. | (86 лет)
Эрик Хилдинг Карлссон (5 марта 1929 — 27 мая 2015) — шведский раллийный гонщик компании Saab . Его прозвали « Carlsson på taket » («Карлссон на крыше» в честь Линдгрен Астрид персонажа детской книги ), а также «Мистер Сааб» (из-за его по связям с общественностью работы в компании ).
Ранний период жизни
[ редактировать ]Карлссон родился в Тролльхеттане . Эрик Карлссон женился на Пэт Мосс 9 июля 1963 года. [ 1 ] в Лондоне . Пэт также была известным раллийным гонщиком и младшей сестрой Стирлинга Мосса . 1 декабря 1969 года у них родилась дочь Сьюзи Карлссон , которая позже добилась успехов в конкуре .
История автомобиля Сааб
[ редактировать ]Поскольку первые Saab, на которых он выступал, были серьезно недостаточно мощными, а с настроенными двухтактными двигателями необходимо было поддерживать высокие обороты, ему приходилось поддерживать высокую скорость на поворотах и практиковать торможение левой ногой до совершенства .
Раллийная карьера
[ редактировать ]
В 1965 году Пэт Мосс и Эрик Карлссон написали книгу « Искусство и техника вождения» (издательство Heinemann , Лондон , цена 25 шиллингов ). Эта книга была переведена на голландский , немецкий , японский и испанский языки .
Выражение «Карлссон на крыше» возникло из детской сказки «Карлссон в исполнении» Астрид Линдгрен , в которой персонаж Карлссона жил на крыше многоквартирного дома. Имя Карлссон получил из-за его привычки время от времени закатывать раллийную машину на крышу. В ралли «Сафари» он даже намеренно перевернул машину, чтобы выбраться из лужи с грязью. Когда позже журналисты усомнились в его версии, он доказал это, снова перевернув машину. Затем заводская команда Ford попробовала тот же трюк на своем Ford Cortina , причинив машине больше повреждений, чем было получено за все время ралли.
За свою раллийную карьеру Карлссон совершил ряд необычных поступков. Во время одного ралли в Великобритании ему понадобилась запчасть, и он случайно нашел на автостоянке новенький Saab 96 . Он и механик быстро начали разбирать машину, когда их обнаружил довольно расстроенный владелец. Штурману удалось разрядить ситуацию, объяснив, что Карлссон является заводским водителем Saab и владельцу будет предоставлена новая машина. В конце концов Карлссон смог продолжить движение, и они остались друзьями и до сих пор обмениваются рождественскими открытками. В то время регламенты ралли часто предусматривали штрафы за повреждение автомобиля на финише. К концу ралли машина Карлссона приобрела вмятины как на переднем крыле, так и на одной двери, поэтому, чтобы избежать штрафных очков, они остановились и поменяли дверь и бампер местами с машиной поддержки. Тогда это выглядело немного подозрительно — иметь чистые дверь и крыло, в то время как остальная часть машины была покрыта грязью и пылью. Поскольку воды у них не было, они отмыли машину оставшимся бензином. Репортеры, освещавшие мероприятие, были впечатлены тем, что у них было время помыть машину перед прибытием на финиш ралли. После финишного торжества Карлссон выглянул в окно из своего гостиничного номера и увидел припаркованную снаружи машину поддержки: чистую, но с грязной дверью и крылом, со стартовым номером, видимым в пыли.

Карлссон стартовал в Ралли Португалии 1959 года , лидируя на чемпионате Европы. Его ближайшим конкурентом был Пол Колтеллони , пилот заводской команды Citroën , но чтобы помешать Карлссону победить, Citroën купил Колтеллони Alfa Romeo . Когда гонка проходила по Испании, синий Saab Carlsson, который делил с чемпионом Великобритании по ралли Джоном Спринцелем, начал страдать от заедания переднего тормоза. Поднявшись на вершину холма в сгущающихся сумерках на скорости более 70 миль в час (110 км/ч), экипаж заметил закрытый железнодорожный уровень, пересекающий всего в нескольких ярдах от них. Резкое торможение привело к тому, что машина развернулась и перевернулась в барьер, где они едва не столкнулись с проходящим поездом. Несмотря на этот инцидент и последующие проблемы с электричеством, которые он вызвал, они финишировали третьими, и Карлссону было достаточно финишировать четвертым, чтобы выиграть чемпионат. Однако незадолго до церемонии награждения им сказали, что они будут оштрафованы на 25 баллов за то, что на их машине будут белые гоночные номера на черном фоне, а не наоборот. Однако 25 штрафных очков лишь отодвинули их на 4-е место, так что чемпионат Европы будет в безопасности. И только на самой церемонии награждения они обнаружили, что им дали дополнительный штраф в 25 очков, что поставило их на восьмую позицию. Когда они спросили, почему, им ответили, что им дали 25 штрафных баллов. по мимо . [ 2 ]
В 1966 году в Coupe des Alpes Карлссон управлял почти конкурентоспособным автомобилем Saab Sonett II . был Двухтактный двигатель расточен до 940 куб.см по сравнению с 841 стандартной моделью и выдавал максимум 93 л.с. (69 кВт; 94 л.с.). Главная передача была понижающей, поэтому максимальная скорость составляла всего 140 км/ч (87 миль в час), но скорость 100 км/ч (62 мили в час) можно было достичь с места за восемь секунд. Автомобиль был способен удержаться рядом с Porsche 904 . Но у них возникли проблемы со свечами зажигания . Частая замена свечей зажигания не была чем-то необычным для тюнингованных двухтактных двигателей, но они израсходовали свечи зажигания с необычной скоростью, и вскоре у них закончились запасные свечи зажигания, и им пришлось сдаться. саботаж Было подозрение на , и бензин был отправлен в Saab на анализ, где выяснилось, что он был загрязнен посторонним веществом.
На ралли Германии 1961 года команда DKW пустила слух о том, что он использовал незаконную четырехступенчатую коробку передач на своем Saab 96 (стандартный автомобиль имел только три передачи). Разобрали коробку передач, но четвертой передачи не обнаружили. Оказалось, что Карлссон обманул их, переключив сцепление на третью передачу, чтобы оно звучало как четырехступенчатая передача. [ 3 ] [ не удалось пройти проверку ] В 2010 году Карлссон вошел в число первых четырех человек, попавших в Зал славы ралли , вместе с Рауно Аалтоненом , Пэдди Хопкирком и Тимо Мякиненом . [ 4 ]
Карлссон умер 27 мая 2015 года после непродолжительной болезни. [ 5 ]
Победы
[ редактировать ]- 1955 1-е место в Рикспокалене на Saab 92.
- 1957 1-е место в ралли «1000 озер» на Saab 93.
- 1959 1-е место на шведском ралли на Saab 93.
- 1959 1-е место на Ралли Германии на Saab 93.
- 1960, 1961, 1962 1-е место в ралли RAC на Saab 96.
- 1960 2-е место на ралли Акрополь на Saab 96.
- 1961 17-е место в зимнем ралли Канады на Saab 96.
- 1961 4-е место на ралли Монте-Карло на Saab 95.
- 1961 1-е место на ралли Акрополь на Saab 96.
- 1962, 1963, 1-е место на ралли Монте-Карло на Saab 96.
- 1962, 7-е место в восточноафриканском сафари-ралли на Saab 96.
- 1963 2-е место на ралли Льеж-София-Льеж на Saab 96.
- 1964 1-е место на ралли Сан-Ремо (Rally dei Fiori) на Saab 96 Sport.
- 1964 2-е место на ралли Льеж-София-Льеж на Saab 96.
- 1964 2-е место в Восточноафриканском сафари-ралли на Saab 96.
- 1965 2-е место на австралийском ралли BP на Saab 96 Sport.
- 1965 2-е место на ралли Акрополис на Saab 96 Sport.
- 1967 1-е место на чешском ралли на Saab 96 V4.
- 1969, 3-е место в Baja 1000 на Saab 96 V4.
- 1970, 5-е место в Baja 1000 на Saab 96 V4.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мистер Сааб, Сказка об Эрике Карлссоне «на крыше» , стр. 9. ISBN 91-7125-060-3
- ^ Spritely Years (Патрик Стивенс, 1994) Джона Спринцеля и Тома Култхарда.
- ^ Октан: полвека Карлссона
- ^ «Новые призывники в Зал славы ралли» . Neste Oil Rally Финляндия . 9 февраля 2011 года. Архивировано из оригинала 30 апреля 2011 года . Проверено 27 марта 2012 г.
- ^ Рабе, Матиас (27 мая 2015 г.). «Эрик Карлссон «Карлссон на крыше» мертв» . Мир технологий (на шведском языке). Боннье Журналы . Проверено 27 мая 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Эриком Карлссоном, на Викискладе?