Jump to content

Ралли Финляндия

Ралли Финляндия
Статус Активный
Жанр Автоспортивное мероприятие
Дата(ы) июль – август
Частота Ежегодный
Местоположение(а) Финский Лейкленд
Страна Финляндия
Открыт 1951  ( 1951 )

Ралли Финляндии (ранее известное как Neste Rally Finland , Neste Oil Rally Finland , Ралли 1000 озер и Ралли тысячи озер ; фин .: Suomen ralli , швед .: Finska rallyt ) — раллийное соревнование в финском Озерном крае в Центральной Финляндии . Ралли проводится по широким и гладким гравийным дорогам с глухими гребнями и большими трамплинами. Это самое быстрое соревнование чемпионата мира по ралли , получившее названия «Гран-при по ралли» и «Гран-при по гравию». Ралли Финляндии — одно из крупнейших ежегодно организуемых публичных мероприятий в странах Северной Европы , ежегодно привлекающее сотни тысяч зрителей. Известно, что ралли было очень трудным для водителей нескандинавских стран; только семь гонщиков из других стран, кроме Финляндии и Швеции, выиграли соревнование - в 1980-х годах и ранее гонщики почти полностью состояли из финских и шведских гонщиков.

Город Ювяскюля в регионе Центральной Финляндии часто служил основным местом проведения финских раллийных соревнований. [ 1 ] [ 2 ] Ралли Финляндии впервые проводилось под названием Jyväskylän Suurajot (Гран-при Ювяскюля) в 1951 году. Первоначально это соревнование на выносливость, которое простиралось до Лапландии в Северной Финляндии, ралли было в авангарде принятия современного формата ралли, разделив маршрут на ряд допов в середине 1950-х годов. С ростом международного внимания он стал частью программы чемпионата Европы по ралли в 1959 году. После старта чемпионата мира по ралли в 1973 году это мероприятие стало финским этапом серии. Ралли Финляндии сейчас входит в число самых популярных и престижных ралли чемпионата.

Это ралли начало приобретать значение в 1970-х годах, и местные герои, такие как Ханну Миккола , Маркку Ален , Тимо Салонен , Томми Мякинен и Маркус Грёнхольм, являются наиболее успешными именами на этом ралли, а шведские гонщики, такие как Стиг Бломквист, также добились успеха на этом ралли. митинг. Из-за сложности этого ралли для водителей, не являющихся скандинавскими странами, такие известные участники, как Вальтер Рёрль (который никогда не участвовал в этом ралли) и Мики Биасион (который за свою 15-летнюю карьеру участвовал в этом ралли только дважды), редко или вообще не появлялись на этом ралли. митинг.

1950-е годы

[ редактировать ]
Citroën DS 19, 1956 года выпуска.

Ралли Финляндии началось как быстро импровизированный квалификационный этап ралли Монте-Карло ; Тридцать финских гонщиков хотели принять участие в Монте-Карло, но в квоту на финнов и шведов уложилось только 14. [ 3 ] Ранее заявки были определены на забеге Ханко в Южной Финляндии. [ 4 ] Правила этой гонки не были близки к правилам ралли Монте-Карло, что привело к спросу на ралли типа Монте-Карло в Финляндии. [ 4 ] В июле 1951 года предложение Пентти Барка о проведении ежегодных соревнований в Ювяскюля было принято. [ 4 ] Первое в истории ралли началось 1 сентября 1951 года под названием Jyväskylä Suurajot (Гран-при Ювяскюля). 26 участников преодолели маршрут протяженностью 1700 километров (1060 миль), который простирался до Рованиеми в Лапландии, через Кокколу и Оулу и обратно в штаб-квартиру ралли в Ювяскюля. [ 5 ] Победитель Арво Карлссон, управлявший Austin Atlantic , набрал наименьшее количество штрафных очков и был ближе всего к заданному времени на протяжении всего маршрута и специальных испытаний, включающих подъем на гору и ускорение. [ 6 ]

Осмо Калпала обслуживает свой DKW F93 во время ралли 1956 года.

Мероприятие 1952 года включало Хельсинки в качестве альтернативной отправной точки, и количество участников расширилось до 48. [ 7 ] Эйно Эло был единственным гонщиком, который финишировал на трассе, а также на тестах на ускорение и торможение без штрафных очков. [ 8 ] В 1953 году Оулу был добавлен в качестве третьей отправной точки, и 66 экипажей стартовали на дистанции длиной 2200 километров с двухминутными интервалами. [ 9 ] В 1954 году ралли получило международное название «Ралли тысячи озер». [ 10 ] Теперь стартовых городов было одиннадцать, одним из которых был Сундсвалль в соседней Швеции. [ 11 ] В 1955 году мероприятие все больше приближалось к формату современных раллийных соревнований; количество спецучастков было увеличено до одиннадцати, что стало самым высоким показателем среди всех европейских ралли. [ 12 ] Эло и Peugeot стали первыми двукратными победителями мероприятия. Ралли 1956 года состояло из 19 этапов общей протяженностью 1800 километров (1100 миль). [ 13 ]

В 1957 году на ралли было рекордное количество участников из зарубежных стран, и организаторы разработали язык жестов, который маршалы могли использовать для общения с водителями. [ 14 ] Мероприятие также положило начало международному ралли между Финляндией и Швецией. [ 14 ] сравнимо с традиционным международным турниром по легкой атлетике между Финляндией и Швецией . из Швеции Эрик Карлссон одержал победу на своем Saab 93 , став первым нефинном. В фильме «1000 озер» 1958 года, снятом съемочной группой 20th Century Fox , [ 15 ] Семь водителей разбились на одном повороте туманной ночью. [ 16 ] Братья Осмо и Эйно Калпала одержали рекордную третью победу на Alfa Romeo Giulietta TI , что стало первой победой итальянского автомобиля. В 1959 году ралли «1000 озер» было включено в календарь чемпионата Европы по ралли . [ 17 ] Это также было одно из четырех ралли, которые засчитывались в первый в истории чемпионат Финляндии по ралли .

1960-е годы

[ редактировать ]
Лео Киннунен и Бенгт Сёдерстрем во время кольцевого этапа Hippos в 1964 году.

На ралли «1000 озер» 1960 года почти половина из 85 участников были из зарубежных стран. [ 17 ] Будущий чемпион Европы из Германии Ойген Берингер сбил глухонемого дорожного рабочего, что стало первой аварией со смертельным исходом на этом мероприятии. [ 18 ] Хотя ралли закончилось тем, что финн Карл-Отто Бремер одержал тройную победу над Saab, [ 19 ] лучший финн был лишь десятым после первого этапа на холме Харью. [ 20 ] Позже, в 1960-х годах, на «1000 озер» доминировало первое поколение « летающих финнов раллийных ». Рауно Аалтонен одержал над Паули Тойвоненом в 1961 году. победу [ 21 ] а Тойвонен получил эту награду в 1962 году. [ 22 ] Эско Кейнянен и Райнер Эклунд финишировали вторыми на Škoda Felicia . [ 23 ] В гонке 1962 года стартовали рекордные 104 гонщика. [ 24 ] Симо Лампинен , которому едва исполнилось двадцать лет, стал первым гонщиком, одержавшим победы подряд, опередив шведа Тома Трану в 1963 и 1964 годах. [ 25 ] [ 26 ]

Тимо Мякинен водит Mini , 1965 год.

Интерес к «Ралли 1000 озер» продолжал расти. Оно стало известно как лучшее организованное раллийное соревнование после ралли Монте-Карло . [ 27 ] и как крупнейшее спортивное событие Финляндии по количеству зрителей. [ 28 ] Поскольку в 1965 году были разрешены тренировки, скорости стали выше, чем когда-либо. [ 11 ] Эти факторы создали ряд проблем для организаторов. Зрители выстроились у края трассы, а иногда даже перегородили дорогу. [ 29 ] Один зритель погиб в результате аварии в 1965 году. [ 11 ] На мероприятие 1965 года было назначено 1200 официальных лиц, [ 30 ] более 2000 в 1967 году и более 3000 в 1968 году. [ 31 ] [ 32 ] Поскольку организаторы и гравийные дороги не могли справиться с полем, насчитывающим около 200 автомобилей, только 130 из 173 участников прошли квалификацию на старт в 1965 году. [ 17 ] [ 27 ] В 1966 году заявки принимались только от гонщиков, финишировавших как минимум в трех ралли. [ 33 ]

Наряду с количеством участников, процент выбывших на пенсию неуклонно рос на протяжении десятилетия, и в 1966 году почти половина из 115 гонщиков не смогла финишировать на 26 этапах. [ 17 ] Тимо Мякинен , который уже побеждал в Монте-Карло, привел свой Mini Cooper S к победе в 1965 году и продолжил успех в 1966 году. В 1967 году он опередил Лампинена и одержал победу на восемь секунд, несмотря на то, что проезжал высокоскоростной этап Оунинпохья с капотом. открыть. [ 11 ] За его победным хет-триком последовали Ханну Микколы успехи на Ford Escort TC . В 1968 году Castrol снял фильм « Летающие финны », документирующий дуэль Мякинена и Микколы. На ралли 1969 года из программы были исключены кольцевые и уличные этапы, которые предпочитали более быстрые спортивные автомобили и водителей заводских команд. [ 34 ]

1970-е годы

[ редактировать ]
Маркку Ален водит Fiat 131 Abarth

В гонке «1000 озер» 1970 года было рекордное количество этапов — 52, что составило 460 соревновательных километров. [ 35 ] Приблизительная аудитория в 350 000–500 000 зрителей наблюдала, как Миккола повторил подвиг Мякинена, одержав три победы подряд. [ 36 ] Однако на мероприятии сократилось количество иностранных участников, что международная пресса объяснила сложностью победы над финнами на их собственных дорогах. [ 37 ] В 1971 году ралли в третий раз выиграл шведский гонщик; Стиг Бломквист финишировал значительно впереди Тапио Райнио и Маркку Алена . [ 38 ] Событие 1972 года увеличило длину спецучастков почти до 700 км. [ 39 ] Традиционный этап на холме Харью был исключен из маршрута, поскольку в Ювяскюля гонки на территории города были запрещены. [ 40 ]

Ари Ватанен на Ford Escort RS1800 , 1978 год.

«1000 озер» не входили в число пяти европейских ралли, гарантировавших место в календаре первого чемпионата мира по ралли . [ 41 ] Он боролся за оставшиеся три европейских участника с Coupe des Alpes (Альпийское ралли), Österreichische Alpenfahrt (Австрийское альпийское ралли), Ралли Польши и Ралли Португалии . [ 41 ] Количество ралли в сезоне 1973 года в конечном итоге было увеличено до 13, и было исключено только Coupe des Alpes. Ралли «1000 озер» 1973 года завершилось тем, что Тимо Мякинен из Ford стал первым гонщиком, выигравшим это соревнование четыре раза, и первым финном, выигравшим этап WRC. Ален финишировал вторым на Volvo, а будущий Формулы-1 гонщик Лео Киннунен третьим на Porsche. [ 42 ] Статус чемпионата мира вернул сильное международное поле, состоящее из около 50 команд из 13 разных стран. [ 43 ] Событие 1974 года было омрачено первой аварией со смертельным исходом для участника чемпионата мира по ралли. Штурман Сеппо Ямся скончался от травм, полученных в результате аварии в Оунинпохье. [ 44 ]

В 1975 году маршрут ралли снова стал секретным, а практика перед соревнованием была сильно ограничена. [ 45 ] Миккола одержал рекордную пятую победу, а Toyota стала первым японским производителем, выигравшим это соревнование. Ралли 1977 и 1978 годов, помимо WRC, были частью Кубка FIA для раллийных водителей, предшественника чемпионата мира среди пилотов . В 1978 году трасса протянулась до Куопио , в результате чего 25 из 45 спецучастков оказались новыми. [ 46 ] В 1979 году «1000 озер» увеличили наибольшее количество принятых заявок до 150, и все 134 участника смогли стартовать в ралли. [ 47 ] Очки чемпионата мира теперь начислялись как водителям, так и производителям. Ален из Fiat набрал больше всего очков, одержав свою третью победу в гонке, опередив Ари Ватанена и будущего чемпиона Бьёрна Вальдегарда . [ 48 ]

1980-е годы

[ редактировать ]
Юхи Канккунена Peugeot 205 T16 E2 на мероприятии 1986 года.

В сезоне 1980 года ралли «1000 озер» утратило статус чемпионата мира для производителей. [ 49 ] работает в первый и последний раз только как чемпионат мира среди водителей. На ралли вернулся короткий асфальтовый этап Харью, проходивший в центре Ювяскюля. [ 50 ] Хотя митинг стал первым в мире, где в 1980 году были выпущены инструкции по действиям и безопасности, [ 51 ] Несколько серьезных аварий омрачили это событие в начале 1980-х годов. На ралли 1981 года австрийский гонщик Франц Виттманн не справился с управлением на своем Audi Quattro после финиша четвертого этапа и врезался в пятерых официальных лиц в конце этапа. [ 52 ] Рауль Фалин, председатель AKK-Motorsport , скончался от полученных травм вскоре после прибытия в больницу. [ 52 ] В 1983 году Пекка Мяллинен вылетел с дороги на быстром повороте, дважды перевернулся и врезался в густую сосну. [ 44 ] В результате аварии погиб его штурман Рейо Нигрен. [ 44 ] На ралли 1984 года британский гонщик Джулиан Родерик не справился с управлением своей машиной на популярной зрительской площадке на трамплинах Хумаламяки. [ 53 ] Он несколько раз перевернул свою машину и врезался в стену из людей, которые наблюдали за происходящим в запретной зоне. [ 53 ] Вместе с Родериком и его штурманом девять зрителей получили некритические травмы. [ 53 ]

Audi Quattro S1, который использовал Ханну Миккола во время тестов на ралли 1985 года.

Хотя на гонке «1000 озер» по-прежнему доминировали гонщики из Северной Европы, Дэвид Ричардс стал третьим британским штурманом, отпраздновавшим победу в 1981 году. В 1982 году предраллийный техосмотр был перенесен в недавно построенный Jyväskylän jäähalli (Ледяной зал Ювяскюля). [ 54 ] Всего проверку прошли более 150 конкурсантов. [ 54 ] король Швеции Карл XVI Густав , на котором присутствовало рекордное количество репортеров — 450. Следить за мероприятием прибыл [ 55 ] Dominant Audi взяла счет один-два со своими заводскими гонщиками Ханну Микколой и Стигом Бломквистом , и команды удерживали их на своих позициях до конца гонки. [ 56 ] [ 57 ] В ралли 1983 года приняли участие 180 автомобилей, более сотни из которых не доехали до финиша. [ 58 ] Миккола опередил Бломквиста и увеличил рекорд турнира до семи побед. Время Микколы на 24,5-километровом (15,2 мили) этапе Оунинпохья составило 11:56; На 52 секунды быстрее, чем его время всего четыре года назад. [ 59 ] В 1984 году ожидалось более полумиллиона зрителей и было назначено около 5000 маршалов. [ 60 ] Ватанен выиграл соревнование, а Peugeot продолжила свой успех в течение последних двух лет в группе B , а Тимо Салонен одержал победу в 1985 и 1986 годах.

Событие 1985 года стало первым случаем, когда решение о чемпионате мира среди пилотов было принято в Финляндии; Салонен завоевал титул за три розыгрыша до конца. [ 61 ] В 1986 году маршрут был изменен, чтобы приблизить среднюю скорость к пределу FISA в 110 км/ч. [ 62 ] Лучшие гонщики почти регулярно превышали лимит, но FISA предоставило организаторам 10-процентную гибкость. [ 62 ] В сочетании с неприязнью к более медленным машинам группы А водители резко критиковали организаторов за искусственное замедление ралли в 1987 году. [ 63 ] На участие в соревнованиях 1988 года зарегистрировались рекордные 214 гонщиков, и 200 получили квалификацию организаторов. [ 64 ] Альберт II, принц Монако, прибыл, чтобы следить за событием, и должен был проехать несколько этапов на автомобиле бывшего Alén Lancia. [ 65 ] В одном из самых напряженных поединков в истории соревнований Юха Канккунен из Lancia из Toyota опередил Маркку Алена всего на две секунды после 33 из 39 этапов. [ 66 ] На следующем этапе у Канккунена отказал двигатель. [ 66 ] а Ален стал первым гонщиком, выигравшим один и тот же этап WRC шесть раз. Судя по всему, только два финских гонщика вошли в десятку лучших. [ 66 ] В 1989 году Микаэль Эрикссон из Швеции одержал победу как первый нефинн за 18 лет. [ 67 ]

1990-е годы

[ редактировать ]
Карлос Сайнс , первый победитель из нескандинавских стран за рулем Gr.A Escort RS Cosworth в 1996 году.

Мероприятие, посвященное 40-летнему юбилею, в 1990 году проходило по маршруту до Тампере и собрало большую аудиторию, примерно оцениваемую в 450 000–500 000 человек. [ 68 ] Испанский гонщик Toyota Карлос Сайнс стал первым участником за пределами Финляндии и Швеции, выигравшим ралли. [ 69 ] Ранее на этой неделе он получил легкую травму, когда разбился во время ночной тренировки на этапе Весала. [ 70 ] Подвиг Сайнса вскоре был повторен; Дидье Ориоль , ставший первым французом, поднявшимся на подиум во время своего дебюта в 1988 году, [ 71 ] победил своего товарища по команде Lancia Канккунена и одержал победу в 1992 году. [ 72 ] Канккунен одержал свою вторую победу за три года в 1993 году. В 1994 году ралли было переименовано в Neste 1000 Lakes Rally, поскольку Neste стала титульным спонсором. [ 73 ] был построен новый суперспецучасток На склоне горнолыжного центра Химос в Ямся , который быстро завоевал популярность среди зрителей. [ 74 ]

Канккунен за рулем Escort WRC №6 в 1997 году.

Из-за ротации этапов WRC с 1994 по 1996 год Ралли Финляндии 1995 года было лишь частью 2-литрового Кубка мира (более известного как Формула 2). В результате количество зрителей упало. [ 75 ] Событие также было омрачено несчастным случаем со смертельным исходом. [ 76 ] Во время дождливого и ветреного этапа Хасси 20-летний зритель не услышал приближающегося нулевого автомобиля, которым управлял Бруно Тири . [ 76 ] Хотя Тири смог увернуться в кювет, его машина отскочила на дорогу и сбила женщину на скорости 100–120 километров в час (62–75 миль в час). [ 76 ] Она пролетела 50 метров (160 футов) по дороге и скончалась от полученных травм через несколько минут. [ 76 ] В следующем году в Харью датский гонщик Карстен Рихардт слишком быстро наехал на правшу. [ 77 ] Наехав на неровность и взлетев в воздух, он пропустил поворот и поехал прямо, врезавшись в дорожный знак и бетонный барьер. [ 77 ] Неконтролируемо взлетев в воздух, его машина в конце концов врезалась в толпу в 70 метрах (230 футов) от трассы. [ 77 ] 29 зрителей были доставлены в больницу. [ 78 ] 45-летнего бельгийского туриста Людо Бриерса прооперировали в течение 38 минут, однако его травмы вскоре оказались смертельными. [ 78 ] Прежде чем получить удар, Брайерс оттолкнул одного зрителя в безопасное место и защитил другого своим телом. [ 79 ] В рамках скромного празднования на подиуме расположились водители из Центральной Финляндии; Томми Мякинен одержал свою третью победу подряд, опередив Канккунена и Ярмо Китолехто . [ 80 ]

В 1997 году AKK Sports, маркетинговая компания AKK-Motorsport , взяла на себя функции организатора, а команды WRC наградили мероприятие за усилия по обеспечению безопасности. [ 81 ] На Гиппосе построили новую суперспецсцену и VIP-деревню на 1600 человек. [ 82 ] В следующем году команды признали это мероприятие Ралли года. [ 81 ] На пути к рекордному третьему титулу подряд Мякинен установил рекорд, одержав пятую подряд победу на Ралли Финляндии. [ 83 ] В списки участников входили звезда хоккея и любитель автогонок Теему Селянне , занявший 33-е место в 1997 году и 24-е место в 1998 году. [ 84 ] [ 85 ] Это мероприятие также вызвало критику со стороны окружающей среды на протяжении всего десятилетия; протесты собрали около ста участников в 1997 году и двести в 1998 году. [ 86 ] [ 87 ] В исследовании 1997 года, проведенном Университетом Ювяскюля , частично финансируемом AKK, Ювяскюля и Ралли Финляндии, воздействие на окружающую среду было оценено как небольшое; Самым большим вредом считался шум раллийных машин, вертолетов и динамиков. [ 88 ] В 1999 году Харью был исключен с трассы, а дополнительные очки были вручены трем самым быстрым гонщикам этапа Руухимяки, который Yle транслировал в прямом эфире для миллионов людей по всему миру. [ 89 ] [ 90 ]

Петтер Сольберг на сцене Киллери
Томми Мякинен на Mitsubishi Lancer Evo на Ралли Финляндии 2001 года.

После многих лет слухов о переезде митинга из Ювяскюля в Южную Финляндию в поисках лучших условий проживания, Тампере объявил о своем намерении провести мероприятие после 1999 года. [ 91 ] В Ювяскюля мероприятие продолжилось, но штаб-квартира была перенесена в большой недавно построенный конгрессно-выставочный центр Paviljonki. [ 92 ] Раньше Лааявуори в течение 30 лет служил центром соревнований. [ 92 ] Суперспециальный этап Hippos был заменен аналогичным этапом на гоночной трассе Киллери у озера Киллерярви, где зрители могли лучше видеть автомобили-конкуренты. [ 93 ] В 50-м заезде Ралли Финляндии в 2000 году победу одержал пилот Peugeot Маркус Грёнхольм , который и дальше доминировал в гонке. В 2002 году англичанин Ричард Бернс бросил вызов своему товарищу по команде Грёнхольму, чтобы тот стал третьим участником нескандинавского происхождения, выигравшим ралли, но сломал свою машину во время прыжка в Оунинпохья, лидируя в гонке. [ 94 ] Следующим иностранным победителем Ford стал эстонский пилот Маркко Мяртин в следующем году . Впервые в истории соревнований ни один финский гонщик не поднялся на подиум. [ 95 ]

Яри-Матти Латвала во время в 2010 году вымогательства

Ралли Финляндии было выбрано «Ралли года» третий год подряд в 2004 году. [ 96 ] Несмотря на участие Лахти в гонке, [ 97 ] единогласно было принято решение оставить Ювяскюля штаб-квартирой митинга. [ 98 ] В 2005 году Грёнхольм установил до сих пор существующий рекорд самой высокой средней скорости в мировом ралли; 122,86 километра в час (76,34 миль в час). [ 99 ] На Ралли Финляндии 2007 года Грёнхольм повторил рекорд побед Микколы и стал первым гонщиком, выигравшим один и тот же этап WRC семь раз. [ 100 ] На 2008 года ралли Себастьян Лёб добавил свое имя в список победителей из стран, не являющихся скандинавскими странами. Это также стало первой победой Citroën с 1962 года.

Поскольку в 2009 году чемпионат мира по ралли вновь ввел ротацию этапов, Rally Finland подписала пятилетний контракт с промоутером WRC International Sportsworld Communicators (ISC), гарантируя, что это событие будет оставаться в календаре ежегодно. [ 101 ] На мероприятии 2010 года произошли серьезные изменения; Митинг длился два дня вместо трех и завершился в субботу. [ 102 ] Финны команды Ford Микко Хирвонен и Яри-Матти Латвала одержали свои дебютные домашние победы в 2009 и 2010 годах соответственно. На Ралли Финляндии 2011 года Леб вошел в историю, став первым нефинном, выигравшим это соревнование дважды. [ 103 ] Мероприятие распространилось на Лахти на юге и на маршруте появились классические раллийные автомобили, поскольку некоторые этапы также были частью Исторического ралли Лахти. [ 104 ]

Характеристики

[ редактировать ]
Колин Макрей на Focus RS WRC в 2001 году.

Географические особенности

[ редактировать ]

Ралли Финляндии известно своими гладкими и широкими гравийными дорогами, многочисленными трамплинами (или прыжками ) и слепыми гребнями. [ 105 ]

Это самое скоростное ралли чемпионата мира по ралли : в 2015 году средняя скорость составила 125,4 км/ч. Из девяти самых быстрых ралли WRC по средней скорости восемь являются ралли Финляндии. [ 105 ] В результате он стал известен как «Гран-при ралли», «Гран-при Финляндии» и «Гран-при гравия». [ 106 ] [ 107 ] [ 108 ]

Большое количество прыжков привело к прозвищу «Ралли тысячи прыжков». [ 109 ] Чемпион мира Формулы-1 Кими Райкконен сказал, что гонка «вероятно, наиболее близка к езде по асфальту, насколько это возможно по гравию». [ 110 ] По данным The Sydney Morning Herald , дороги считаются лучшими на чемпионате мира. [ 111 ] Поскольку скоростные повороты часто окружены деревьями, тщательно продуманные темповые заметки чтобы выжить в соревновании, необходимы и правильные гоночные траектории; небольшие ошибки легко приводят к большим сбоям. [ 105 ]

Франсуа Дюваль прыгает в 2004 году.

Популярность

[ редактировать ]

Хотя Ралли Финляндии традиционно было трудным соревнованием для участников из нескандинавских стран, оно популярно как среди гонщиков, так и среди болельщиков. Ежегодно митинг собирает сотни тысяч зрителей. [ 112 ] и только Ралли Монте-Карло и Ралли Уэльса в Великобритании когда-либо привлекали больше участников. [ 113 ] Наряду с Ралли Уэльса в Великобритании, это единственное соревнование, которое проводилось во всех сезонах WRC, кроме одного. [ 114 ] Команды WRC признали Ралли Финляндии «Ралли года» в 1998, 2002, 2003 и 2004 годах. [ 96 ] Официальный сайт чемпионата мира по ралли называет это событие одним из «несомненных ярких событий» сезона. [ 105 ]

этап Оунинпохья

[ редактировать ]

Самый известный соревновательный участок ралли – Оунинпохья. Известный своими скоростными трамплинами и крутыми поворотами, он входит в число самых престижных спецучастков в мире. На одном прыжке, расположенном в 6 километрах (3,7 мили) от линии старта, рядом с знаковым желтым домом, зрители измеряют длину прыжков и отмечают расстояние на обочине дороги. В 2003 году Маркко Мяртин установил рекорд по самому длинному прыжку, поднявшись в воздух на высоту 57 метров (187 футов) со скоростью 171 километр в час (106 миль в час). [ 115 ]

Этап Оунинпохья был разделен на две части для соревнований 2005 и 2006 годов, поскольку в 2004 году Петтер Сольберг превысил максимальную среднюю скорость FIA (130 км/ч). [ 116 ] правило было изменено В 2007 году , и Оунинпохья вернулся в версии на 33 км (21 милю), хотя организаторы добавили три шиканы. Однако в 2008 году этап был исключен из маршрута. Ярмо Махонен, управляющий директор AKK Sports, заявил, что «этот вопрос обсуждался с FIA еще в прошлом году, и тогда нам удалось сохранить Оунинпохью в составе команды». наш маршрут в этом году нам придется отказаться от него по соображениям безопасности». [ 117 ] В 2012 году сцена Оунинпохья вернулась и также стала силовой сценой. [ 118 ] Высота сцены варьируется от 97 до 180 м.

Победители

[ редактировать ]
Маркус Грёнхольм празднует свою последнюю победу на Ралли Финляндии в 2007 году.
Маркус Грёнхольм и Peugeot Sport празднуют победу 2004 года
Паули Тойвонен , победитель на своем Citroën DS 19 в 1962 году.
Братья Калпала со своими трофеями 1954 года
Сезон Водитель штурман Транспортное средство Отчет о событии
1951 Финляндия Арво Карлссон Финляндия Вилью Маттила Великобритания Остин Атлантик
1952 Финляндия Эйно Эло Финляндия При загрузке Франция Пежо 203
1953 Финляндия Вилхо Хиетанен Финляндия Олоф Хиксен Великобритания Аллард
1954 Финляндия Осмо Калпала Финляндия Эйно Калпала Франция Панар Дайна З
1955 Финляндия Эйно Эло Финляндия При загрузке Франция Пежо 403
1956 Финляндия Осмо Калпала Финляндия Эйно Калпала Германия ДКВ F93
1957 Швеция Эрик Карлссон Швеция Марио Павони Швеция будет 93
1958 Финляндия Осмо Калпала Финляндия Эйно Калпала Италия Альфа Ромео Джульетта ТИ
1959 Швеция Гуннар Кальбо Финляндия Вяйно Нурмимаа Швеция Вольво ПВ 544
1960 Финляндия Карл-Отто Бремер Финляндия Юхани Лампи Швеция будет 96
1961 Финляндия Рауно Аалтонен Финляндия Вяйно Нурмимаа Германия Мерседес-Бенц 220 ЮВ
1962 Финляндия Паули Тойвонен Финляндия Яакко Каллио Франция Ситроен ДС19
1963 Финляндия Симо Лампинен Финляндия Юрки Ахава Швеция Сааб 96 Спорт
1964 Финляндия Симо Лампинен Финляндия Юрки Ахава Швеция Сааб 96 Спорт
1965 Финляндия Тимо Мякинен Финляндия Пекка Кескитало Великобритания Мини Купер С
1966 Финляндия Тимо Мякинен Финляндия Пекка Кескитало Великобритания Мини Купер С
1967 Финляндия Тимо Мякинен Финляндия Пекка Кескитало Великобритания Мини Купер С
1968 Финляндия Ханну Миккола Финляндия Ансси Ярви Соединенные Штаты Форд Эскорт ТЦ
1969 Финляндия Ханну Миккола Финляндия Ансси Ярви Соединенные Штаты Форд Эскорт ТЦ
1970 Финляндия Ханну Миккола Швеция Гуннар Палм Соединенные Штаты Форд Эскорт ТЦ
1971 Швеция Стиг Бломквист Швеция Арне Герц Швеция Сааб 96 V4
1972 Финляндия Симо Лампинен Финляндия Клаус Сольберг Швеция Сааб 96 V4
1973 Финляндия Тимо Мякинен Великобритания Генри Лиддон Соединенные Штаты Форд Эскорт РС1600 Отчет
1974 Финляндия Ханну Миккола Великобритания Джон Давенпорт Соединенные Штаты Форд Эскорт РС1600 Отчет
1975 Финляндия Ханну Миккола Финляндия Ну давай же Япония Тойота Королла Отчет
1976 Финляндия Маркку Ален Финляндия Илкка Кивимяки Италия Фиат 131 Абарт Отчет
1977 Финляндия спросил Хямяляйнен Финляндия Мартти Тюкканен Соединенные Штаты Форд Эскорт РС1800 Отчет
1978 Финляндия Маркку Ален Финляндия Илкка Кивимяки Италия Фиат 131 Абарт Отчет
1979 Финляндия Маркку Ален Финляндия Илкка Кивимяки Италия Фиат 131 Абарт Отчет
1980 Финляндия Маркку Ален Финляндия Илкка Кивимяки Италия Фиат 131 Абарт Отчет
1981 Финляндия Ари Ватанен Великобритания Дэвид Ричардс Соединенные Штаты Форд Эскорт РС1800 Отчет
1982 Финляндия Ханну Миккола Швеция Арне Герц Германия Ауди Кватро Отчет
1983 Финляндия Ханну Миккола Швеция Арне Герц Германия Ауди Кватро А2 Отчет
1984 Финляндия Ари Ватанен Великобритания Терри Гарриман Франция Пежо 205 Турбо 16 Отчет
1985 Финляндия Тимо Салонен Финляндия Сеппо Харьянне Франция Пежо 205 Турбо 16 Е2 Отчет
1986 Финляндия Тимо Салонен Финляндия Сеппо Харьянне Франция Пежо 205 Турбо 16 Е2 Отчет
1987 Финляндия Маркку Ален Финляндия Илкка Кивимяки Италия Лансия Дельта HF 4WD Отчет
1988 Финляндия Маркку Ален Финляндия Илкка Кивимяки Италия Лансия Дельта Интеграле Отчет
1989 Швеция Микаэль Эрикссон Швеция Клаас Биллштам Япония Митсубиси Галант ВР-4 Отчет
1990 Испания Карлос Сайнс Испания Luis Moya Япония Тойота Селика GT-Four ST165 Отчет
1991 Финляндия Юха Канккунен Финляндия Юха Пийронен Италия Лансия Дельта Интеграле 16В Отчет
1992 Франция Дидье Ориоль Франция Бернар Окчелли Италия Lancia Delta HF Integrale Отчет
1993 Финляндия Юха Канккунен Франция Дени Жироде Япония Тойота Селика Турбо 4WD Отчет
1994 Финляндия Томми Мякинен Финляндия Сеппо Харьянне Соединенные Штаты Форд Эскорт РС Косворт Отчет
1995 Финляндия Томми Мякинен Финляндия Сеппо Харьянне Япония Митсубиси Лансер Эволюшн III Отчет [А]
1996 Финляндия Томми Мякинен Финляндия Сеппо Харьянне Япония Митсубиси Лансер Эволюшн III Отчет
1997 Финляндия Томми Мякинен Финляндия Сеппо Харьянне Япония Митсубиси Лансер Эволюшн IV Отчет
1998 Финляндия Томми Мякинен Финляндия Ристо Маннисенмяки Япония Митсубиси Лансер Эволюшн В Отчет
1999 Финляндия Юха Канккунен Финляндия Юха Репо Япония Субару Импреза ВКР 99 Отчет
2000 Финляндия Маркус Грёнхольм Финляндия Тимо Раутиайнен Франция Пежо 206 ВРК Отчет
2001 Финляндия Маркус Грёнхольм Финляндия Тимо Раутиайнен Франция Пежо 206 ВРК Отчет
2002 Финляндия Маркус Грёнхольм Финляндия Тимо Раутиайнен Франция Пежо 206 ВРК Отчет
2003 Эстония Маркко Мяртин Великобритания Майкл Парк Соединенные Штаты Форд Фокус РС ВКР 03 Отчет
2004 Финляндия Маркус Грёнхольм Финляндия Тимо Раутиайнен Франция Пежо 307 ВРК Отчет
2005 Финляндия Маркус Грёнхольм Финляндия Тимо Раутиайнен Франция Пежо 307 ВРК Отчет
2006 Финляндия Маркус Грёнхольм Финляндия Тимо Раутиайнен Соединенные Штаты Форд Фокус РС ВКР 06 Отчет
2007 Финляндия Маркус Грёнхольм Финляндия Тимо Раутиайнен Соединенные Штаты Форд Фокус РС ВКР 07 Отчет
2008 Франция Себастьен Леб Монако Дэниел Елена Франция Ситроен С4 ВРК Отчет
2009 Финляндия Микко Хирвонен Финляндия Ярмо Лехтинен Соединенные Штаты Форд Фокус РС ВКР 09 Отчет
2010 Финляндия Яри-Матти Латвала Финляндия Миикка Анттила Соединенные Штаты Форд Фокус РС ВКР 09 Отчет
2011 Франция Себастьен Леб Монако Дэниел Елена Франция Ситроен ДС3 ВРК Отчет
2012 Франция Себастьен Леб Монако Дэниел Елена Франция Ситроен ДС3 ВРК Отчет
2013 Франция Себастьен Ожье Франция Жюльен Инграссиа Германия Фольксваген Поло Р ВКР Отчет
2014 Финляндия Яри-Матти Латвала Финляндия Миикка Анттила Германия Фольксваген Поло Р ВКР Отчет
2015 Финляндия Яри-Матти Латвала Финляндия Миикка Анттила Германия Фольксваген Поло Р ВКР Отчет
2016 Великобритания Крис Мик Республика Ирландия Пол Нэгл Франция Ситроен ДС3 ВРК Отчет
2017 Финляндия Эсапекка Лаппи Финляндия Ян Ферм Япония Тойота Ярис ВКР Отчет
2018 Эстония Отт Танак Эстония Мартин Ярвеоя Япония Тойота Ярис ВКР Отчет
2019 Эстония Отт Танак Эстония Мартин Ярвеоя Япония Тойота Ярис ВКР Отчет
2020 Отменено из-за связанных с COVID-19. опасений,
2021 Великобритания Элфин Эванс Великобритания Скотт Мартин Япония Тойота Ярис ВКР Отчет
2022 Эстония Отт Танак Эстония Мартин Ярвеоя Южная Корея Hyundai i20 N Ралли1 Отчет
2023 Великобритания Элфин Эванс Великобритания Скотт Мартин Япония Toyota GR Yaris Rally1 Отчет
2024 Франция Себастьен Ожье Франция Винсент Ландэ Япония Toyota GR Yaris Rally1 Отчет

Несколько победителей

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
А Из-за ротации этапов чемпионата мира по ралли ралли 1995 года засчитывалось только для 2-литрового чемпионата мира .
  1. ^ Neste Rally Finland – Kosunen Racing
  2. ^ Почему Ювяскюля является столицей спорта? – Ювяскюля.фи
  3. ^ « От гастролей к чемпионату Европы по ралли» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 18 августа 1967 г. стр. 21. Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2013 г. . Проверено 28 ноября 2011 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с «Желание к ралли мирового класса» . Neste Oil Rally Финляндия . Архивировано из оригинала 3 ноября 2011 года . Проверено 1 декабря 2011 г.
  5. ^ «Первый выезд больших гонок Ювяскюля состоялся вчера утром уже в 5 часов» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 2 сентября 1951 г. стр. 2. Архивировано из оригинала (PDF) 15 августа 2010 г. . Проверено 27 ноября 2011 г.
  6. ^ «А. Карлссон и Х. Корппоо выжили с 1. минусом в Ювяскюля-Суураджай» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 3 сентября 1951 г. с. 1. Архивировано из оригинала (PDF) 21 августа 2010 года . Проверено 27 ноября 2011 г.
  7. ^ «К большой гонке в Ювяскюля, которая началась вчера вечером...» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 13 сентября 1952 г. стр. 8. Архивировано из оригинала (PDF) 17 августа 2014 г. . Проверено 27 ноября 2011 г.
  8. ^ «Эло Нуортила выиграл вторые большие гонки J:kylä с «чистой игрой» » (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 15 сентября 1952 г. Обратная страница. Архивировано из оригинала (PDF) 17 августа 2014 года . Проверено 27 ноября 2011 г.
  9. ^ «Вчера стартовал Ювяскюля Суурайот» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 12 сентября 1953 г. стр. 9. Архивировано из оригинала (PDF) 9 августа 2014 г. . Проверено 27 ноября 2011 г.
  10. ^ «Всадники, складывающиеся с неба» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 21 августа 1954 г. стр. 1. Архивировано из оригинала (PDF) 18 апреля 2014 г. . Проверено 27 ноября 2011 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д «Легкая туристическая езда первых дней превратилась в жестокую конкуренцию на конюшнях» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 20 августа 1970 г. стр. 22. Архивировано из оригинала (PDF) 16 августа 2010 г. . Проверено 28 ноября 2011 г.
  12. ^ «Вчера стартовал Ювяскюля и Суурайот» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 20 августа 1955 г. Обратная страница. Архивировано из оригинала (PDF) 18 апреля 2014 года . Проверено 27 ноября 2011 г.
  13. ^ «Ювяскюля Суурайот стартовал» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 18 августа 1956 г. стр. 1. Архивировано из оригинала (PDF) 9 августа 2014 г. . Проверено 27 ноября 2011 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б «Лучшие международные гонщики начинают борьбу за победы сегодня в Харью» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 16 августа 1957 г. стр. 9. Архивировано из оригинала (PDF) 9 августа 2014 г. . Проверено 27 ноября 2011 г.
  15. ^ «Победитель Калпала-Калпала в Суураджае» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 25 августа 1958 г. стр. 2. Архивировано из оригинала (PDF) 9 августа 2014 г. . Проверено 27 ноября 2011 г.
  16. ^ «Суурахо тоже в лес» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 24 августа 1958 г. стр. 9. Архивировано из оригинала (PDF) 9 августа 2014 г. . Проверено 27 ноября 2011 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д «Впервые грандиозные гонки в рамках ралли ЕС» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 18 августа 1967 г. стр. 22. Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2013 г. . Проверено 27 ноября 2011 г.
  18. ^ Мянтюля, Ари; Пуранен, Туула (27 августа 1995 г.). «Люди не поверили речи» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). стр. 12. Архивировано из оригинала (PDF) 30 мая 2013 года . Проверено 8 декабря 2011 г.
  19. ^ «Пари Бремер – Лампи победил Карлссона – Симонссона» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 22 августа 1960 г. с. 2. Архивировано из оригинала (PDF) 15 августа 2010 года . Проверено 27 ноября 2011 г.
  20. ^ «Публичный успех Ю: Кюляна Суураджоя» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 20 августа 1960 г. с. 9. Архивировано из оригинала (PDF) 15 августа 2010 года . Проверено 27 ноября 2011 г.
  21. ^ «Тройная победа финнов в XI Ювяскюля Суураджай» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 21 августа 1961 г. с. 9. Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2013 года . Проверено 27 ноября 2011 г.
  22. ^ «Citroën и ралли Финляндии: четыре победы с 1962 года» . Ситроен Рейсинг. 25 июля 2014 года. Архивировано из оригинала 31 июля 2014 года . Проверено 27 июля 2014 г.
  23. ^ Бьёрклунд, Бенгт, изд. (сентябрь 1962 г.). «Бёрингер на пути в ЕС?» [Бёрингер на пути к чемпионату Европы?]. Иллюстрированный автоспорт (на шведском языке). нет. 9. Лерум, Швеция. стр. 6–7.
  24. ^ «Старт Ювяскюля XII Суурайот» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 18 августа 1962 г. с. 11. Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2013 года . Проверено 27 ноября 2011 г.
  25. ^ « Школьник» победил Суурахота» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 19 августа 1963 г. стр. 9. Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2013 г. . Проверено 27 ноября 2011 г.
  26. ^ «Симо Лампинен вошел в историю гонок, одержав вторую победу подряд» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 17 августа 1964 г. стр. 8. Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2013 г. . Проверено 27 ноября 2011 г.
  27. ^ Перейти обратно: а б «14 лет назад в Суураджай выехало всего 26 автомобилей – сегодня на маршрут выходит еще более 100 автомобилей» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 20 августа 1965 г. с. 12–13. Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2013 года . Проверено 27 ноября 2011 г.
  28. ^ «Толпы на лежачих полицейских исчисляются тысячами» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 23 августа 1965 г. стр. 9. Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2013 г. . Проверено 27 ноября 2011 г.
  29. ^ «Поведение аудитории на лежачих полицейских безрассудно» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 16 августа 1964 г. с. 12. Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2013 года . Проверено 27 ноября 2011 г.
  30. ^ «1200 попечителей» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 21 августа 1965 г. с. 11. Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2013 года . Проверено 27 ноября 2011 г.
  31. ^ «Регулирующий механизм расширяется с каждым годом» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 18 августа 1967 г. стр. 17. Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2013 г. . Проверено 28 ноября 2011 г.
  32. ^ «Большие гонки также требуют большой команды» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 16 августа 1968 г. стр. 19. Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2013 г. . Проверено 28 ноября 2011 г.
  33. ^ «В следующем году появится новый тип Суурахо» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 19 августа 1966 г. стр. 10. Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2013 г. . Проверено 27 ноября 2011 г.
  34. ^ «300 километров скоростных трасс на маршруте Суурахо протяженностью 1610 км» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 15 августа 1969 г. стр. 20. Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2013 г. . Проверено 27 ноября 2011 г.
  35. ^ «Газовая нога для тяжелого испытания: 460 километров скоростных трасс» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 20 августа 1970 г. стр. 20. Архивировано из оригинала (PDF) 16 августа 2010 г. . Проверено 28 ноября 2011 г.
  36. ^ «Общественность узнала» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 24 августа 1970 г. стр. 8. Архивировано из оригинала (PDF) 16 августа 2010 г. . Проверено 28 ноября 2011 г.
  37. ^ «Иностранцы держатся подальше от Суураджай?» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 24 августа 1970 г. стр. 9. Архивировано из оригинала (PDF) 21 августа 2010 г. . Проверено 28 ноября 2011 г.
  38. ^ «Правда о том, что шведы принимают желаемое за действительное» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 23 августа 1971 г. стр. 8. Архивировано из оригинала (PDF) 23 мая 2013 г. . Проверено 28 ноября 2011 г.
  39. ^ «Маршрут: «лимонная соковыжималка» длиной 1570 км » (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 3 августа 1972 г. стр. 15. Архивировано из оригинала (PDF) 23 мая 2013 г. . Проверено 28 ноября 2011 г.
  40. ^ «Харьью Мякикое — это история» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 3 августа 1972 г. с. 17. Архивировано из оригинала (PDF) 23 мая 2013 года . Проверено 28 ноября 2011 г.
  41. ^ Перейти обратно: а б «Пять ралли соперничают за три оставшиеся гонки чемпионата мира» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 3 августа 1972 г. с. 22. Архивировано из оригинала (PDF) 23 мая 2013 года . Проверено 28 ноября 2011 г.
  42. ^ «Легкая победа Тимо после Койваккалы» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 6 августа 1973 г. с. 8. Архивировано из оригинала (PDF) 23 мая 2013 года . Проверено 28 ноября 2011 г.
  43. ^ «Впервые в рамках чемпионата мира будут проводиться грандиозные гонки» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 2 августа 1973 г. стр. 22. Архивировано из оригинала (PDF) 23 мая 2013 г. . Проверено 28 ноября 2011 г.
  44. ^ Перейти обратно: а б с «Рейо Нюгрен viides uhri» (PDF) . Кескисуомалайнен (на финском языке). 28 августа 1983 г. с. 20. Архивировано из оригинала (PDF) 9 сентября 2015 года . Проверено 29 ноября 2011 г.
  45. ^ «Тайная беременность – медленный первенец» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 28 августа 1975 г. стр. 18. Архивировано из оригинала (PDF) 23 мая 2013 г. . Проверено 28 ноября 2011 г.
  46. ^ «Особая дозировка Ратаместара: через «Савусту» в Курьялу» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 24 августа 1978 г. стр. 22. Архивировано из оригинала (PDF) 23 мая 2013 г. . Проверено 28 ноября 2011 г.
  47. ^ «Отели, заполненные ралли» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 24 августа 1979 г. стр. 1. Архивировано из оригинала (PDF) 23 мая 2013 г. . Проверено 28 ноября 2011 г.
  48. ^ «Ален знает гравийные желоба» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 27 августа 1979 г. стр. 11. Архивировано из оригинала (PDF) 23 мая 2013 г. . Проверено 28 ноября 2011 г.
  49. ^ «Французское сочувствие» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 1 сентября 1980 г. с. 11. Архивировано из оригинала (PDF) 16 августа 2010 года . Проверено 28 ноября 2011 г.
  50. ^ «Хребет пробуждает традиции» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 30 августа 1980 г. с. 14. Архивировано из оригинала (PDF) 16 августа 2010 года . Проверено 28 ноября 2011 г.
  51. ^ «Указатели ралли Ювяскюля 1951–2000 гг.» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 22 августа 2001 г. с. 28. Архивировано из оригинала (PDF) 9 сентября 2015 года . Проверено 10 декабря 2011 г.
  52. ^ Перейти обратно: а б «Суру аваси Суураджот» (PDF) . Кескисуомалайнен (на финском языке). 29 августа 1981 г. с. 12. Архивировано из оригинала (PDF) 9 сентября 2015 года . Проверено 28 ноября 2011 г.
  53. ^ Перейти обратно: а б с «Тёмная тень над митингом» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 25 августа 1984 г. с. 17. Архивировано из оригинала (PDF) 9 сентября 2015 года . Проверено 28 ноября 2011 г.
  54. ^ Перейти обратно: а б «Выданные разрешения на скорость» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 27 августа 1982 г. с. 18. Архивировано из оригинала (PDF) 9 сентября 2015 года . Проверено 28 ноября 2011 г.
  55. ^ «Потоки знаний» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 28 августа 1982 г. стр. 17. Архивировано из оригинала (PDF) 9 сентября 2015 г. . Проверено 28 ноября 2011 г.
  56. ^ «Шестой раз Микколы» [Шестой раз Микколы] (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 30 августа 1982 г. стр. 12. Архивировано из оригинала (PDF) 9 сентября 2015 г. . Проверено 28 ноября 2011 г.
  57. ^ Оман, Майкл (8 сентября 1982 г.). «Надеющийся и отвергнутый» [Воздушный и плоский]. Мир технологий (на шведском языке). Том. 34, нет. 19. Стокгольм, Швеция: Specialtidningsförlaget AB. стр. 5–7.
  58. ^ « Седьмой венок » (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 29 августа 1983 г. стр. 14. Архивировано из оригинала (PDF) 9 сентября 2015 г. . Проверено 29 ноября 2011 г.
  59. ^ «Онинпохья это доказывает» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 29 августа 1983 г. стр. 15. Архивировано из оригинала (PDF) 9 сентября 2015 г. . Проверено 29 ноября 2011 г.
  60. ^ «Обращение начальника службы безопасности: нарушение дисциплины» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 24 августа 1984 г. стр. 16. Архивировано из оригинала (PDF) 20 апреля 2014 г. . Проверено 29 ноября 2011 г.
  61. ^ «Король раллийных дорог Тимо Салонена» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 26 августа 1985 г. с. 1. Архивировано из оригинала (PDF) 9 сентября 2015 года . Проверено 29 ноября 2011 г.
  62. ^ Перейти обратно: а б «Уши настороже» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 8 сентября 1986 г. с. 17. Архивировано из оригинала (PDF) 9 сентября 2015 года . Проверено 1 декабря 2011 г.
  63. ^ «Правила затормозили проведение чемпионатов мира по футболу» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 31 августа 1987 г. с. 14. Архивировано из оригинала (PDF) 9 сентября 2015 года . Проверено 1 декабря 2011 г.
  64. ^ Мянтюля, Ари (16 августа 2000 г.). «Ралли снова стало элитным видом спорта» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). стр. 26. Архивировано из оригинала (PDF) 16 августа 2010 года . Проверено 10 декабря 2011 г.
  65. ^ «Альбер из Монако пробует гравийные трассы Гран-при» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 26 августа 1988 г. стр. 3. Архивировано из оригинала (PDF) 9 сентября 2015 г. . Проверено 1 декабря 2011 г.
  66. ^ Перейти обратно: а б с «Жаль, — сказал Ален» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 29 августа 1988 г. стр. 12. Архивировано из оригинала (PDF) 9 сентября 2015 г. . Проверено 1 декабря 2011 г.
  67. ^ «Компания Ericsson сохранила свое первое место» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 28 августа 1989 г. с. 3. Архивировано из оригинала (PDF) 9 сентября 2015 года . Проверено 1 декабря 2011 г.
  68. ^ «Зрителей 500 000...?» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 27 августа 1990 г. с. 13. Архивировано из оригинала (PDF) 16 августа 2010 года . Проверено 1 декабря 2011 г.
  69. ^ «От Сайнса до героя дальних дистанций» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 27 августа 1990 г. с. 3. Архивировано из оригинала (PDF) 16 августа 2010 года . Проверено 1 декабря 2011 г.
  70. ^ «Тренировочная машина Сайнса вылетела за пределы дороги» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 24 августа 1990 г. стр. 19. Архивировано из оригинала (PDF) 16 августа 2010 г. . Проверено 1 декабря 2011 г.
  71. ^ «Фантастический хоккейный Ориоль» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 29 августа 1988 г. стр. 13. Архивировано из оригинала (PDF) 9 сентября 2015 г. . Проверено 1 декабря 2011 г.
  72. ^ «Скипетр перешел к Ориолю» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 31 августа 1992 г. стр. 10. Архивировано из оригинала (PDF) 30 мая 2013 г. . Проверено 8 декабря 2011 г.
  73. ^ «Ралли тысячи озер» . Neste Oil Rally Финляндия . Архивировано из оригинала 25 января 2012 года . Проверено 8 декабря 2011 г.
  74. ^ Ритконен, Пентти (28 августа 1994 г.). «Ох уж этот митинг сумасшедших людей!» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). стр. 13. Архивировано из оригинала (PDF) 30 мая 2013 года . Проверено 8 декабря 2011 г.
  75. ^ Эскола, Канерва (27 августа 1995 г.). «Аудитория упала» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). стр. 13. Архивировано из оригинала (PDF) 30 мая 2013 года . Проверено 8 декабря 2011 г.
  76. ^ Перейти обратно: а б с д Мянтюля, Ари (27 августа 1995 г.). «Хассин Турма синкисти Суураджот» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). стр. 12. Архивировано из оригинала (PDF) 30 мая 2013 года . Проверено 8 декабря 2011 г.
  77. ^ Перейти обратно: а б с Кулмала, Илкка (25 августа 1996 г.). «Как все это произошло?» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). стр. 16. Архивировано из оригинала (PDF) 30 мая 2013 года . Проверено 8 декабря 2011 г.
  78. ^ Перейти обратно: а б Пуранен, Туула (25 августа 1996 г.). «Бельгийский зритель умер в больнице» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). стр. 1. Архивировано из оригинала (PDF) 30 мая 2013 года . Проверено 8 декабря 2011 г.
  79. ^ Пуранен, Туула (25 августа 1996 г.). «Покойный спасает две жизни» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). п. 15. Архивировано из оригинала (PDF) 30 мая 2013 года . Проверено 8 декабря 2011 г.
  80. ^ Кулмала, Илкка (27 августа 1996 г.). «Копла Центральной Финляндии забрали всё» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). п. 3. Архивировано из оригинала (PDF) 31 мая 2013 года . Проверено 8 декабря 2011 г.
  81. ^ Перейти обратно: а б «Навстречу Новой Эре» . Neste Oil Rally Финляндия . Архивировано из оригинала 1 января 2012 года . Проверено 9 декабря 2011 г.
  82. ^ Рахконен, Йорма (29 августа 1997 г.). «Церковь? Цирк? Не просто деревенская VIP-палатка» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). стр. 17. Архивировано из оригинала (PDF) 30 мая 2013 года . Проверено 9 декабря 2011 г.
  83. ^ Мянтюля, Ари (24 августа 1998 г.). «Стойкий правитель своего королевства» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). стр. 11. Архивировано из оригинала (PDF) 30 мая 2013 года . Проверено 9 декабря 2011 г.
  84. ^ Рахконен, Йорма (1 сентября 1997 г.). «Теему добрался до финиша» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). стр. 15. Архивировано из оригинала (PDF) 30 мая 2013 года . Проверено 9 декабря 2011 г.
  85. ^ Мянтюля, Ари (24 августа 1998 г.). «Йокинен превратил автомобиль, принадлежавший Селенте, в изюм» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). п. 12. Архивировано из оригинала (PDF) 30 мая 2013 года . Проверено 9 декабря 2011 г.
  86. ^ Рахконен, Йорма (31 августа 1997 г.). «Протест прошел мирно» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). п. 21. Архивировано из оригинала (PDF) 30 мая 2013 года . Проверено 9 декабря 2011 г.
  87. ^ Лантто-Толванен, Маарит (23 августа 1998 г.). «Противники митинга захватили улицу» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). п. 3. Архивировано из оригинала (PDF) 30 мая 2013 года . Проверено 9 декабря 2011 г.
  88. ^ Куусела, Тейо (16 августа 2000 г.). «Противники сосредоточились не на тех вещах» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). стр. 31. Архивировано из оригинала (PDF) 16 августа 2010 года . Проверено 10 декабря 2011 г.
  89. ^ Палокангас, Теему (18 августа 1999 г.). «Rally Regular Television Entertainment» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). стр. 27. Архивировано из оригинала (PDF) 30 мая 2013 года . Проверено 9 декабря 2011 г.
  90. ^ Палокангас, Теему (18 августа 1999 г.). «Гарантированно будет тесно» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). стр. 29. Архивировано из оригинала (PDF) 30 мая 2013 года . Проверено 9 декабря 2011 г.
  91. ^ Мянтюля, Ари (18 августа 1999 г.). «Тампере как тролль в дальнейших переговорах» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). п. 26. Архивировано из оригинала (PDF) 30 мая 2013 года . Проверено 9 декабря 2011 г.
  92. ^ Перейти обратно: а б Хейккиля, Туомас (16 августа 2000 г.). «Трусливое прощание с Лааявуори» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). п. 26. Архивировано из оригинала (PDF) 16 августа 2010 года . Проверено 10 декабря 2011 г.
  93. ^ Куусела, Тейо (16 августа 2000 г.). «У Киллера VIP-деревня и две ночи великолепных дуэлей» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). стр. 36. Архивировано из оригинала (PDF) 16 августа 2010 года . Проверено 10 декабря 2011 г.
  94. ^ Мянтюля, Ари (12 августа 2002 г.). «Третий раз. Как насчет этого» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). п. 17. Архивировано из оригинала (PDF) 23 октября 2013 года . Проверено 10 декабря 2011 г.
  95. ^ Бир, Мэтт (3 августа 2013 г.). «Огир одержал первую победу на Ралли Финляндии» . Автоспорт . Архивировано из оригинала 21 августа 2013 года . Проверено 4 августа 2013 г.
  96. ^ Перейти обратно: а б «Уутин айкаан» . Neste Oil Rally Finland (на финском языке). Архивировано из оригинала 15 января 2012 года . Проверено 15 декабря 2011 г.
  97. ^ «Гонка за проведение чемпионата мира по ралли в Финляндии напряженная» . MTV3 (на финском языке). 8 августа 2005 г. Проверено 25 декабря 2011 г.
  98. ^ «Финское ралли Кубка мира продолжится в Ювяскюля» . MTV3 (на финском языке). 26 августа 2005 г. Проверено 25 декабря 2011 г.
  99. ^ «Топ-30 самых быстрых ралли» . Архив мирового ралли . Архивировано из оригинала 3 сентября 2012 года . Проверено 25 декабря 2011 г.
  100. ^ «Наибольшее количество побед в одном ралли» . Архив мирового ралли . Архивировано из оригинала 9 ноября 2011 года . Проверено 25 декабря 2011 г.
  101. ^ «Финляндия подписывает долгосрочное соглашение с WRC» . Краш.нет . 30 июля 2009 года. Архивировано из оригинала 23 декабря 2009 года . Проверено 25 декабря 2011 г.
  102. ^ Эванс, Дэвид (6 августа 2010 г.). «Ралли Финляндии продлится два дня» . Автоспорт . Архивировано из оригинала 24 августа 2010 года . Проверено 25 декабря 2011 г.
  103. ^ «Леб во второй раз выигрывает Ралли Финляндии» . Рейтер . 31 июля 2011 г. Архивировано из оригинала 22 октября 2012 г. Проверено 25 декабря 2011 г.
  104. ^ «Чемпионат мира по ралли в Финляндии и историческое ралли EC Lahti объединяют усилия» . MTV3 (на финском языке). 5 января 2011 года . Проверено 25 декабря 2011 г.
  105. ^ Перейти обратно: а б с д «Обратный отсчет до Neste Oil Rally Finland» . WRC.com . 24 июля 2009 года. Архивировано из оригинала 23 мая 2012 года . Проверено 29 ноября 2011 г.
  106. ^ «Ралли Финляндии: превью Hyundai» . Motorsport.com . 5 августа 2003 года. Архивировано из оригинала 9 сентября 2015 года . Проверено 29 ноября 2011 г.
  107. ^ «Финляндия подняла ставку: более 100 заявок» . Краш.нет . 30 июня 2008 года . Проверено 29 ноября 2011 г.
  108. ^ «Обзор гонок выходного дня: NASCAR, F1 и WRC в действии» . АвтоНеделя . 30 июля 2010 года. Архивировано из оригинала 4 августа 2010 года . Проверено 29 ноября 2011 г.
  109. ^ « Проблемы« тысячных прыжков »» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 25 августа 1978 г. стр. 12. Архивировано из оригинала (PDF) 23 мая 2013 г. . Проверено 15 декабря 2011 г.
  110. ^ «Райкконен: Гравий чемпионата мира по ралли в Финляндии подобен асфальту» . MTV3 (на финском языке). 26 июля 2010 г. Проверено 15 декабря 2011 г. Ралли Финляндии, пожалуй, самое близкое к езде по асфальту, что можно пройти по гравию.
  111. ^ Дженнингс, Боб (5 августа 2003 г.). «Семерка готова побороться за титул» . Сидней Морнинг Геральд . Архивировано из оригинала 8 января 2016 года . Проверено 15 декабря 2011 г.
  112. ^ «Ралли Финляндии останется в WRC до 2014 года» . WRC.com . 30 июля 2009 года . Проверено 15 декабря 2011 г.
  113. ^ «Топ-30 розыгрышей с наибольшим количеством участников» . Архив мирового ралли . Архивировано из оригинала 30 августа 2012 года . Проверено 29 ноября 2011 г.
  114. ^ «Проведенные мероприятия» . Архив мирового ралли . Архивировано из оригинала 6 сентября 2012 года . Проверено 29 ноября 2011 г.
  115. ^ «Вызов Унинпохья» . Команда Subaru World Rally Team . Проверено 14 августа 2008 г. [ мертвая ссылка ]
  116. ^ «Финские организаторы спасают тест Оунинпохья» . Краш.нет . 22 апреля 2005 года . Проверено 15 декабря 2011 г.
  117. ^ «Финляндия осваивает сцену Оунинпохья» . Краш.нет . 15 января 2008 года . Проверено 15 декабря 2011 г.
  118. ^ Эванс, Дэвид (15 февраля 2012 г.). «Этап Оунинпохья вернется на Ралли Финляндии в этом году» . Автоспорт . Архивировано из оригинала 21 сентября 2013 года . Проверено 4 августа 2013 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: baaa23bbe47458d106111970de9836f3__1722871320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ba/f3/baaa23bbe47458d106111970de9836f3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rally Finland - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)