Ралли Финляндия
Части этой статьи (относящиеся к информации за 2018 год и Ouninpohja) необходимо обновить . ( март 2018 г. ) |
Ралли Финляндия | |
---|---|
Статус | Активный |
Жанр | Автоспортивное мероприятие |
Дата(ы) | июль – август |
Частота | Ежегодный |
Местоположение(а) | Финский Лейкленд |
Страна | Финляндия |
Открыт | 1951 |
Ралли Финляндии (ранее известное как Neste Rally Finland , Neste Oil Rally Finland , Ралли 1000 озер и Ралли тысячи озер ; фин .: Suomen ralli , швед .: Finska rallyt ) — раллийное соревнование в финском Озерном крае в Центральной Финляндии . Ралли проводится по широким и гладким гравийным дорогам с глухими гребнями и большими трамплинами. Это самое быстрое соревнование чемпионата мира по ралли , получившее названия «Гран-при по ралли» и «Гран-при по гравию». Ралли Финляндии — одно из крупнейших ежегодно организуемых публичных мероприятий в странах Северной Европы , ежегодно привлекающее сотни тысяч зрителей. Известно, что ралли было очень трудным для водителей нескандинавских стран; только семь гонщиков из других стран, кроме Финляндии и Швеции, выиграли соревнование - в 1980-х годах и ранее гонщики почти полностью состояли из финских и шведских гонщиков.
Город Ювяскюля в регионе Центральной Финляндии часто служил основным местом проведения финских раллийных соревнований. [ 1 ] [ 2 ] Ралли Финляндии впервые проводилось под названием Jyväskylän Suurajot (Гран-при Ювяскюля) в 1951 году. Первоначально это соревнование на выносливость, которое простиралось до Лапландии в Северной Финляндии, ралли было в авангарде принятия современного формата ралли, разделив маршрут на ряд допов в середине 1950-х годов. С ростом международного внимания он стал частью программы чемпионата Европы по ралли в 1959 году. После старта чемпионата мира по ралли в 1973 году это мероприятие стало финским этапом серии. Ралли Финляндии сейчас входит в число самых популярных и престижных ралли чемпионата.
История
[ редактировать ]Это ралли начало приобретать значение в 1970-х годах, и местные герои, такие как Ханну Миккола , Маркку Ален , Тимо Салонен , Томми Мякинен и Маркус Грёнхольм, являются наиболее успешными именами на этом ралли, а шведские гонщики, такие как Стиг Бломквист, также добились успеха на этом ралли. митинг. Из-за сложности этого ралли для водителей, не являющихся скандинавскими странами, такие известные участники, как Вальтер Рёрль (который никогда не участвовал в этом ралли) и Мики Биасион (который за свою 15-летнюю карьеру участвовал в этом ралли только дважды), редко или вообще не появлялись на этом ралли. митинг.
1950-е годы
[ редактировать ]Ралли Финляндии началось как быстро импровизированный квалификационный этап ралли Монте-Карло ; Тридцать финских гонщиков хотели принять участие в Монте-Карло, но в квоту на финнов и шведов уложилось только 14. [ 3 ] Ранее заявки были определены на забеге Ханко в Южной Финляндии. [ 4 ] Правила этой гонки не были близки к правилам ралли Монте-Карло, что привело к спросу на ралли типа Монте-Карло в Финляндии. [ 4 ] В июле 1951 года предложение Пентти Барка о проведении ежегодных соревнований в Ювяскюля было принято. [ 4 ] Первое в истории ралли началось 1 сентября 1951 года под названием Jyväskylä Suurajot (Гран-при Ювяскюля). 26 участников преодолели маршрут протяженностью 1700 километров (1060 миль), который простирался до Рованиеми в Лапландии, через Кокколу и Оулу и обратно в штаб-квартиру ралли в Ювяскюля. [ 5 ] Победитель Арво Карлссон, управлявший Austin Atlantic , набрал наименьшее количество штрафных очков и был ближе всего к заданному времени на протяжении всего маршрута и специальных испытаний, включающих подъем на гору и ускорение. [ 6 ]
Мероприятие 1952 года включало Хельсинки в качестве альтернативной отправной точки, и количество участников расширилось до 48. [ 7 ] Эйно Эло был единственным гонщиком, который финишировал на трассе, а также на тестах на ускорение и торможение без штрафных очков. [ 8 ] В 1953 году Оулу был добавлен в качестве третьей отправной точки, и 66 экипажей стартовали на дистанции длиной 2200 километров с двухминутными интервалами. [ 9 ] В 1954 году ралли получило международное название «Ралли тысячи озер». [ 10 ] Теперь стартовых городов было одиннадцать, одним из которых был Сундсвалль в соседней Швеции. [ 11 ] В 1955 году мероприятие все больше приближалось к формату современных раллийных соревнований; количество спецучастков было увеличено до одиннадцати, что стало самым высоким показателем среди всех европейских ралли. [ 12 ] Эло и Peugeot стали первыми двукратными победителями мероприятия. Ралли 1956 года состояло из 19 этапов общей протяженностью 1800 километров (1100 миль). [ 13 ]
В 1957 году на ралли было рекордное количество участников из зарубежных стран, и организаторы разработали язык жестов, который маршалы могли использовать для общения с водителями. [ 14 ] Мероприятие также положило начало международному ралли между Финляндией и Швецией. [ 14 ] сравнимо с традиционным международным турниром по легкой атлетике между Финляндией и Швецией . из Швеции Эрик Карлссон одержал победу на своем Saab 93 , став первым нефинном. В фильме «1000 озер» 1958 года, снятом съемочной группой 20th Century Fox , [ 15 ] Семь водителей разбились на одном повороте туманной ночью. [ 16 ] Братья Осмо и Эйно Калпала одержали рекордную третью победу на Alfa Romeo Giulietta TI , что стало первой победой итальянского автомобиля. В 1959 году ралли «1000 озер» было включено в календарь чемпионата Европы по ралли . [ 17 ] Это также было одно из четырех ралли, которые засчитывались в первый в истории чемпионат Финляндии по ралли .
1960-е годы
[ редактировать ]На ралли «1000 озер» 1960 года почти половина из 85 участников были из зарубежных стран. [ 17 ] Будущий чемпион Европы из Германии Ойген Берингер сбил глухонемого дорожного рабочего, что стало первой аварией со смертельным исходом на этом мероприятии. [ 18 ] Хотя ралли закончилось тем, что финн Карл-Отто Бремер одержал тройную победу над Saab, [ 19 ] лучший финн был лишь десятым после первого этапа на холме Харью. [ 20 ] Позже, в 1960-х годах, на «1000 озер» доминировало первое поколение « летающих финнов раллийных ». Рауно Аалтонен одержал над Паули Тойвоненом в 1961 году. победу [ 21 ] а Тойвонен получил эту награду в 1962 году. [ 22 ] Эско Кейнянен и Райнер Эклунд финишировали вторыми на Škoda Felicia . [ 23 ] В гонке 1962 года стартовали рекордные 104 гонщика. [ 24 ] Симо Лампинен , которому едва исполнилось двадцать лет, стал первым гонщиком, одержавшим победы подряд, опередив шведа Тома Трану в 1963 и 1964 годах. [ 25 ] [ 26 ]
Интерес к «Ралли 1000 озер» продолжал расти. Оно стало известно как лучшее организованное раллийное соревнование после ралли Монте-Карло . [ 27 ] и как крупнейшее спортивное событие Финляндии по количеству зрителей. [ 28 ] Поскольку в 1965 году были разрешены тренировки, скорости стали выше, чем когда-либо. [ 11 ] Эти факторы создали ряд проблем для организаторов. Зрители выстроились у края трассы, а иногда даже перегородили дорогу. [ 29 ] Один зритель погиб в результате аварии в 1965 году. [ 11 ] На мероприятие 1965 года было назначено 1200 официальных лиц, [ 30 ] более 2000 в 1967 году и более 3000 в 1968 году. [ 31 ] [ 32 ] Поскольку организаторы и гравийные дороги не могли справиться с полем, насчитывающим около 200 автомобилей, только 130 из 173 участников прошли квалификацию на старт в 1965 году. [ 17 ] [ 27 ] В 1966 году заявки принимались только от гонщиков, финишировавших как минимум в трех ралли. [ 33 ]
Наряду с количеством участников, процент выбывших на пенсию неуклонно рос на протяжении десятилетия, и в 1966 году почти половина из 115 гонщиков не смогла финишировать на 26 этапах. [ 17 ] Тимо Мякинен , который уже побеждал в Монте-Карло, привел свой Mini Cooper S к победе в 1965 году и продолжил успех в 1966 году. В 1967 году он опередил Лампинена и одержал победу на восемь секунд, несмотря на то, что проезжал высокоскоростной этап Оунинпохья с капотом. открыть. [ 11 ] За его победным хет-триком последовали Ханну Микколы успехи на Ford Escort TC . В 1968 году Castrol снял фильм « Летающие финны », документирующий дуэль Мякинена и Микколы. На ралли 1969 года из программы были исключены кольцевые и уличные этапы, которые предпочитали более быстрые спортивные автомобили и водителей заводских команд. [ 34 ]
1970-е годы
[ редактировать ]В гонке «1000 озер» 1970 года было рекордное количество этапов — 52, что составило 460 соревновательных километров. [ 35 ] Приблизительная аудитория в 350 000–500 000 зрителей наблюдала, как Миккола повторил подвиг Мякинена, одержав три победы подряд. [ 36 ] Однако на мероприятии сократилось количество иностранных участников, что международная пресса объяснила сложностью победы над финнами на их собственных дорогах. [ 37 ] В 1971 году ралли в третий раз выиграл шведский гонщик; Стиг Бломквист финишировал значительно впереди Тапио Райнио и Маркку Алена . [ 38 ] Событие 1972 года увеличило длину спецучастков почти до 700 км. [ 39 ] Традиционный этап на холме Харью был исключен из маршрута, поскольку в Ювяскюля гонки на территории города были запрещены. [ 40 ]
«1000 озер» не входили в число пяти европейских ралли, гарантировавших место в календаре первого чемпионата мира по ралли . [ 41 ] Он боролся за оставшиеся три европейских участника с Coupe des Alpes (Альпийское ралли), Österreichische Alpenfahrt (Австрийское альпийское ралли), Ралли Польши и Ралли Португалии . [ 41 ] Количество ралли в сезоне 1973 года в конечном итоге было увеличено до 13, и было исключено только Coupe des Alpes. Ралли «1000 озер» 1973 года завершилось тем, что Тимо Мякинен из Ford стал первым гонщиком, выигравшим это соревнование четыре раза, и первым финном, выигравшим этап WRC. Ален финишировал вторым на Volvo, а будущий Формулы-1 гонщик Лео Киннунен третьим на Porsche. [ 42 ] Статус чемпионата мира вернул сильное международное поле, состоящее из около 50 команд из 13 разных стран. [ 43 ] Событие 1974 года было омрачено первой аварией со смертельным исходом для участника чемпионата мира по ралли. Штурман Сеппо Ямся скончался от травм, полученных в результате аварии в Оунинпохье. [ 44 ]
В 1975 году маршрут ралли снова стал секретным, а практика перед соревнованием была сильно ограничена. [ 45 ] Миккола одержал рекордную пятую победу, а Toyota стала первым японским производителем, выигравшим это соревнование. Ралли 1977 и 1978 годов, помимо WRC, были частью Кубка FIA для раллийных водителей, предшественника чемпионата мира среди пилотов . В 1978 году трасса протянулась до Куопио , в результате чего 25 из 45 спецучастков оказались новыми. [ 46 ] В 1979 году «1000 озер» увеличили наибольшее количество принятых заявок до 150, и все 134 участника смогли стартовать в ралли. [ 47 ] Очки чемпионата мира теперь начислялись как водителям, так и производителям. Ален из Fiat набрал больше всего очков, одержав свою третью победу в гонке, опередив Ари Ватанена и будущего чемпиона Бьёрна Вальдегарда . [ 48 ]
1980-е годы
[ редактировать ]В сезоне 1980 года ралли «1000 озер» утратило статус чемпионата мира для производителей. [ 49 ] работает в первый и последний раз только как чемпионат мира среди водителей. На ралли вернулся короткий асфальтовый этап Харью, проходивший в центре Ювяскюля. [ 50 ] Хотя митинг стал первым в мире, где в 1980 году были выпущены инструкции по действиям и безопасности, [ 51 ] Несколько серьезных аварий омрачили это событие в начале 1980-х годов. На ралли 1981 года австрийский гонщик Франц Виттманн не справился с управлением на своем Audi Quattro после финиша четвертого этапа и врезался в пятерых официальных лиц в конце этапа. [ 52 ] Рауль Фалин, председатель AKK-Motorsport , скончался от полученных травм вскоре после прибытия в больницу. [ 52 ] В 1983 году Пекка Мяллинен вылетел с дороги на быстром повороте, дважды перевернулся и врезался в густую сосну. [ 44 ] В результате аварии погиб его штурман Рейо Нигрен. [ 44 ] На ралли 1984 года британский гонщик Джулиан Родерик не справился с управлением своей машиной на популярной зрительской площадке на трамплинах Хумаламяки. [ 53 ] Он несколько раз перевернул свою машину и врезался в стену из людей, которые наблюдали за происходящим в запретной зоне. [ 53 ] Вместе с Родериком и его штурманом девять зрителей получили некритические травмы. [ 53 ]
Хотя на гонке «1000 озер» по-прежнему доминировали гонщики из Северной Европы, Дэвид Ричардс стал третьим британским штурманом, отпраздновавшим победу в 1981 году. В 1982 году предраллийный техосмотр был перенесен в недавно построенный Jyväskylän jäähalli (Ледяной зал Ювяскюля). [ 54 ] Всего проверку прошли более 150 конкурсантов. [ 54 ] король Швеции Карл XVI Густав , на котором присутствовало рекордное количество репортеров — 450. Следить за мероприятием прибыл [ 55 ] Dominant Audi взяла счет один-два со своими заводскими гонщиками Ханну Микколой и Стигом Бломквистом , и команды удерживали их на своих позициях до конца гонки. [ 56 ] [ 57 ] В ралли 1983 года приняли участие 180 автомобилей, более сотни из которых не доехали до финиша. [ 58 ] Миккола опередил Бломквиста и увеличил рекорд турнира до семи побед. Время Микколы на 24,5-километровом (15,2 мили) этапе Оунинпохья составило 11:56; На 52 секунды быстрее, чем его время всего четыре года назад. [ 59 ] В 1984 году ожидалось более полумиллиона зрителей и было назначено около 5000 маршалов. [ 60 ] Ватанен выиграл соревнование, а Peugeot продолжила свой успех в течение последних двух лет в группе B , а Тимо Салонен одержал победу в 1985 и 1986 годах.
Событие 1985 года стало первым случаем, когда решение о чемпионате мира среди пилотов было принято в Финляндии; Салонен завоевал титул за три розыгрыша до конца. [ 61 ] В 1986 году маршрут был изменен, чтобы приблизить среднюю скорость к пределу FISA в 110 км/ч. [ 62 ] Лучшие гонщики почти регулярно превышали лимит, но FISA предоставило организаторам 10-процентную гибкость. [ 62 ] В сочетании с неприязнью к более медленным машинам группы А водители резко критиковали организаторов за искусственное замедление ралли в 1987 году. [ 63 ] На участие в соревнованиях 1988 года зарегистрировались рекордные 214 гонщиков, и 200 получили квалификацию организаторов. [ 64 ] Альберт II, принц Монако, прибыл, чтобы следить за событием, и должен был проехать несколько этапов на автомобиле бывшего Alén Lancia. [ 65 ] В одном из самых напряженных поединков в истории соревнований Юха Канккунен из Lancia из Toyota опередил Маркку Алена всего на две секунды после 33 из 39 этапов. [ 66 ] На следующем этапе у Канккунена отказал двигатель. [ 66 ] а Ален стал первым гонщиком, выигравшим один и тот же этап WRC шесть раз. Судя по всему, только два финских гонщика вошли в десятку лучших. [ 66 ] В 1989 году Микаэль Эрикссон из Швеции одержал победу как первый нефинн за 18 лет. [ 67 ]
1990-е годы
[ редактировать ]Мероприятие, посвященное 40-летнему юбилею, в 1990 году проходило по маршруту до Тампере и собрало большую аудиторию, примерно оцениваемую в 450 000–500 000 человек. [ 68 ] Испанский гонщик Toyota Карлос Сайнс стал первым участником за пределами Финляндии и Швеции, выигравшим ралли. [ 69 ] Ранее на этой неделе он получил легкую травму, когда разбился во время ночной тренировки на этапе Весала. [ 70 ] Подвиг Сайнса вскоре был повторен; Дидье Ориоль , ставший первым французом, поднявшимся на подиум во время своего дебюта в 1988 году, [ 71 ] победил своего товарища по команде Lancia Канккунена и одержал победу в 1992 году. [ 72 ] Канккунен одержал свою вторую победу за три года в 1993 году. В 1994 году ралли было переименовано в Neste 1000 Lakes Rally, поскольку Neste стала титульным спонсором. [ 73 ] был построен новый суперспецучасток На склоне горнолыжного центра Химос в Ямся , который быстро завоевал популярность среди зрителей. [ 74 ]
Из-за ротации этапов WRC с 1994 по 1996 год Ралли Финляндии 1995 года было лишь частью 2-литрового Кубка мира (более известного как Формула 2). В результате количество зрителей упало. [ 75 ] Событие также было омрачено несчастным случаем со смертельным исходом. [ 76 ] Во время дождливого и ветреного этапа Хасси 20-летний зритель не услышал приближающегося нулевого автомобиля, которым управлял Бруно Тири . [ 76 ] Хотя Тири смог увернуться в кювет, его машина отскочила на дорогу и сбила женщину на скорости 100–120 километров в час (62–75 миль в час). [ 76 ] Она пролетела 50 метров (160 футов) по дороге и скончалась от полученных травм через несколько минут. [ 76 ] В следующем году в Харью датский гонщик Карстен Рихардт слишком быстро наехал на правшу. [ 77 ] Наехав на неровность и взлетев в воздух, он пропустил поворот и поехал прямо, врезавшись в дорожный знак и бетонный барьер. [ 77 ] Неконтролируемо взлетев в воздух, его машина в конце концов врезалась в толпу в 70 метрах (230 футов) от трассы. [ 77 ] 29 зрителей были доставлены в больницу. [ 78 ] 45-летнего бельгийского туриста Людо Бриерса прооперировали в течение 38 минут, однако его травмы вскоре оказались смертельными. [ 78 ] Прежде чем получить удар, Брайерс оттолкнул одного зрителя в безопасное место и защитил другого своим телом. [ 79 ] В рамках скромного празднования на подиуме расположились водители из Центральной Финляндии; Томми Мякинен одержал свою третью победу подряд, опередив Канккунена и Ярмо Китолехто . [ 80 ]
В 1997 году AKK Sports, маркетинговая компания AKK-Motorsport , взяла на себя функции организатора, а команды WRC наградили мероприятие за усилия по обеспечению безопасности. [ 81 ] На Гиппосе построили новую суперспецсцену и VIP-деревню на 1600 человек. [ 82 ] В следующем году команды признали это мероприятие Ралли года. [ 81 ] На пути к рекордному третьему титулу подряд Мякинен установил рекорд, одержав пятую подряд победу на Ралли Финляндии. [ 83 ] В списки участников входили звезда хоккея и любитель автогонок Теему Селянне , занявший 33-е место в 1997 году и 24-е место в 1998 году. [ 84 ] [ 85 ] Это мероприятие также вызвало критику со стороны окружающей среды на протяжении всего десятилетия; протесты собрали около ста участников в 1997 году и двести в 1998 году. [ 86 ] [ 87 ] В исследовании 1997 года, проведенном Университетом Ювяскюля , частично финансируемом AKK, Ювяскюля и Ралли Финляндии, воздействие на окружающую среду было оценено как небольшое; Самым большим вредом считался шум раллийных машин, вертолетов и динамиков. [ 88 ] В 1999 году Харью был исключен с трассы, а дополнительные очки были вручены трем самым быстрым гонщикам этапа Руухимяки, который Yle транслировал в прямом эфире для миллионов людей по всему миру. [ 89 ] [ 90 ]
2000-е
[ редактировать ]После многих лет слухов о переезде митинга из Ювяскюля в Южную Финляндию в поисках лучших условий проживания, Тампере объявил о своем намерении провести мероприятие после 1999 года. [ 91 ] В Ювяскюля мероприятие продолжилось, но штаб-квартира была перенесена в большой недавно построенный конгрессно-выставочный центр Paviljonki. [ 92 ] Раньше Лааявуори в течение 30 лет служил центром соревнований. [ 92 ] Суперспециальный этап Hippos был заменен аналогичным этапом на гоночной трассе Киллери у озера Киллерярви, где зрители могли лучше видеть автомобили-конкуренты. [ 93 ] В 50-м заезде Ралли Финляндии в 2000 году победу одержал пилот Peugeot Маркус Грёнхольм , который и дальше доминировал в гонке. В 2002 году англичанин Ричард Бернс бросил вызов своему товарищу по команде Грёнхольму, чтобы тот стал третьим участником нескандинавского происхождения, выигравшим ралли, но сломал свою машину во время прыжка в Оунинпохья, лидируя в гонке. [ 94 ] Следующим иностранным победителем Ford стал эстонский пилот Маркко Мяртин в следующем году . Впервые в истории соревнований ни один финский гонщик не поднялся на подиум. [ 95 ]
Ралли Финляндии было выбрано «Ралли года» третий год подряд в 2004 году. [ 96 ] Несмотря на участие Лахти в гонке, [ 97 ] единогласно было принято решение оставить Ювяскюля штаб-квартирой митинга. [ 98 ] В 2005 году Грёнхольм установил до сих пор существующий рекорд самой высокой средней скорости в мировом ралли; 122,86 километра в час (76,34 миль в час). [ 99 ] На Ралли Финляндии 2007 года Грёнхольм повторил рекорд побед Микколы и стал первым гонщиком, выигравшим один и тот же этап WRC семь раз. [ 100 ] На 2008 года ралли Себастьян Лёб добавил свое имя в список победителей из стран, не являющихся скандинавскими странами. Это также стало первой победой Citroën с 1962 года.
Поскольку в 2009 году чемпионат мира по ралли вновь ввел ротацию этапов, Rally Finland подписала пятилетний контракт с промоутером WRC International Sportsworld Communicators (ISC), гарантируя, что это событие будет оставаться в календаре ежегодно. [ 101 ] На мероприятии 2010 года произошли серьезные изменения; Митинг длился два дня вместо трех и завершился в субботу. [ 102 ] Финны команды Ford Микко Хирвонен и Яри-Матти Латвала одержали свои дебютные домашние победы в 2009 и 2010 годах соответственно. На Ралли Финляндии 2011 года Леб вошел в историю, став первым нефинном, выигравшим это соревнование дважды. [ 103 ] Мероприятие распространилось на Лахти на юге и на маршруте появились классические раллийные автомобили, поскольку некоторые этапы также были частью Исторического ралли Лахти. [ 104 ]
Характеристики
[ редактировать ]Географические особенности
[ редактировать ]Ралли Финляндии известно своими гладкими и широкими гравийными дорогами, многочисленными трамплинами (или прыжками ) и слепыми гребнями. [ 105 ]
Это самое скоростное ралли чемпионата мира по ралли : в 2015 году средняя скорость составила 125,4 км/ч. Из девяти самых быстрых ралли WRC по средней скорости восемь являются ралли Финляндии. [ 105 ] В результате он стал известен как «Гран-при ралли», «Гран-при Финляндии» и «Гран-при гравия». [ 106 ] [ 107 ] [ 108 ]
Большое количество прыжков привело к прозвищу «Ралли тысячи прыжков». [ 109 ] Чемпион мира Формулы-1 Кими Райкконен сказал, что гонка «вероятно, наиболее близка к езде по асфальту, насколько это возможно по гравию». [ 110 ] По данным The Sydney Morning Herald , дороги считаются лучшими на чемпионате мира. [ 111 ] Поскольку скоростные повороты часто окружены деревьями, тщательно продуманные темповые заметки чтобы выжить в соревновании, необходимы и правильные гоночные траектории; небольшие ошибки легко приводят к большим сбоям. [ 105 ]
Популярность
[ редактировать ]Хотя Ралли Финляндии традиционно было трудным соревнованием для участников из нескандинавских стран, оно популярно как среди гонщиков, так и среди болельщиков. Ежегодно митинг собирает сотни тысяч зрителей. [ 112 ] и только Ралли Монте-Карло и Ралли Уэльса в Великобритании когда-либо привлекали больше участников. [ 113 ] Наряду с Ралли Уэльса в Великобритании, это единственное соревнование, которое проводилось во всех сезонах WRC, кроме одного. [ 114 ] Команды WRC признали Ралли Финляндии «Ралли года» в 1998, 2002, 2003 и 2004 годах. [ 96 ] Официальный сайт чемпионата мира по ралли называет это событие одним из «несомненных ярких событий» сезона. [ 105 ]
этап Оунинпохья
[ редактировать ]Самый известный соревновательный участок ралли – Оунинпохья. Известный своими скоростными трамплинами и крутыми поворотами, он входит в число самых престижных спецучастков в мире. На одном прыжке, расположенном в 6 километрах (3,7 мили) от линии старта, рядом с знаковым желтым домом, зрители измеряют длину прыжков и отмечают расстояние на обочине дороги. В 2003 году Маркко Мяртин установил рекорд по самому длинному прыжку, поднявшись в воздух на высоту 57 метров (187 футов) со скоростью 171 километр в час (106 миль в час). [ 115 ]
Этап Оунинпохья был разделен на две части для соревнований 2005 и 2006 годов, поскольку в 2004 году Петтер Сольберг превысил максимальную среднюю скорость FIA (130 км/ч). [ 116 ] правило было изменено В 2007 году , и Оунинпохья вернулся в версии на 33 км (21 милю), хотя организаторы добавили три шиканы. Однако в 2008 году этап был исключен из маршрута. Ярмо Махонен, управляющий директор AKK Sports, заявил, что «этот вопрос обсуждался с FIA еще в прошлом году, и тогда нам удалось сохранить Оунинпохью в составе команды». наш маршрут в этом году нам придется отказаться от него по соображениям безопасности». [ 117 ] В 2012 году сцена Оунинпохья вернулась и также стала силовой сценой. [ 118 ] Высота сцены варьируется от 97 до 180 м.
Победители
[ редактировать ]Несколько победителей
[ редактировать ]
|
|
Примечания
[ редактировать ]- А Из-за ротации этапов чемпионата мира по ралли ралли 1995 года засчитывалось только для 2-литрового чемпионата мира .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Neste Rally Finland – Kosunen Racing
- ^ Почему Ювяскюля является столицей спорта? – Ювяскюля.фи
- ^ « От гастролей к чемпионату Европы по ралли» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 18 августа 1967 г. стр. 21. Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2013 г. . Проверено 28 ноября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Желание к ралли мирового класса» . Neste Oil Rally Финляндия . Архивировано из оригинала 3 ноября 2011 года . Проверено 1 декабря 2011 г.
- ^ «Первый выезд больших гонок Ювяскюля состоялся вчера утром уже в 5 часов» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 2 сентября 1951 г. стр. 2. Архивировано из оригинала (PDF) 15 августа 2010 г. . Проверено 27 ноября 2011 г.
- ^ «А. Карлссон и Х. Корппоо выжили с 1. минусом в Ювяскюля-Суураджай» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 3 сентября 1951 г. с. 1. Архивировано из оригинала (PDF) 21 августа 2010 года . Проверено 27 ноября 2011 г.
- ^ «К большой гонке в Ювяскюля, которая началась вчера вечером...» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 13 сентября 1952 г. стр. 8. Архивировано из оригинала (PDF) 17 августа 2014 г. . Проверено 27 ноября 2011 г.
- ^ «Эло Нуортила выиграл вторые большие гонки J:kylä с «чистой игрой» » (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 15 сентября 1952 г. Обратная страница. Архивировано из оригинала (PDF) 17 августа 2014 года . Проверено 27 ноября 2011 г.
- ^ «Вчера стартовал Ювяскюля Суурайот» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 12 сентября 1953 г. стр. 9. Архивировано из оригинала (PDF) 9 августа 2014 г. . Проверено 27 ноября 2011 г.
- ^ «Всадники, складывающиеся с неба» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 21 августа 1954 г. стр. 1. Архивировано из оригинала (PDF) 18 апреля 2014 г. . Проверено 27 ноября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Легкая туристическая езда первых дней превратилась в жестокую конкуренцию на конюшнях» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 20 августа 1970 г. стр. 22. Архивировано из оригинала (PDF) 16 августа 2010 г. . Проверено 28 ноября 2011 г.
- ^ «Вчера стартовал Ювяскюля и Суурайот» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 20 августа 1955 г. Обратная страница. Архивировано из оригинала (PDF) 18 апреля 2014 года . Проверено 27 ноября 2011 г.
- ^ «Ювяскюля Суурайот стартовал» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 18 августа 1956 г. стр. 1. Архивировано из оригинала (PDF) 9 августа 2014 г. . Проверено 27 ноября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Лучшие международные гонщики начинают борьбу за победы сегодня в Харью» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 16 августа 1957 г. стр. 9. Архивировано из оригинала (PDF) 9 августа 2014 г. . Проверено 27 ноября 2011 г.
- ^ «Победитель Калпала-Калпала в Суураджае» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 25 августа 1958 г. стр. 2. Архивировано из оригинала (PDF) 9 августа 2014 г. . Проверено 27 ноября 2011 г.
- ^ «Суурахо тоже в лес» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 24 августа 1958 г. стр. 9. Архивировано из оригинала (PDF) 9 августа 2014 г. . Проверено 27 ноября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Впервые грандиозные гонки в рамках ралли ЕС» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 18 августа 1967 г. стр. 22. Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2013 г. . Проверено 27 ноября 2011 г.
- ^ Мянтюля, Ари; Пуранен, Туула (27 августа 1995 г.). «Люди не поверили речи» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). стр. 12. Архивировано из оригинала (PDF) 30 мая 2013 года . Проверено 8 декабря 2011 г.
- ^ «Пари Бремер – Лампи победил Карлссона – Симонссона» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 22 августа 1960 г. с. 2. Архивировано из оригинала (PDF) 15 августа 2010 года . Проверено 27 ноября 2011 г.
- ^ «Публичный успех Ю: Кюляна Суураджоя» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 20 августа 1960 г. с. 9. Архивировано из оригинала (PDF) 15 августа 2010 года . Проверено 27 ноября 2011 г.
- ^ «Тройная победа финнов в XI Ювяскюля Суураджай» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 21 августа 1961 г. с. 9. Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2013 года . Проверено 27 ноября 2011 г.
- ^ «Citroën и ралли Финляндии: четыре победы с 1962 года» . Ситроен Рейсинг. 25 июля 2014 года. Архивировано из оригинала 31 июля 2014 года . Проверено 27 июля 2014 г.
- ^ Бьёрклунд, Бенгт, изд. (сентябрь 1962 г.). «Бёрингер на пути в ЕС?» [Бёрингер на пути к чемпионату Европы?]. Иллюстрированный автоспорт (на шведском языке). нет. 9. Лерум, Швеция. стр. 6–7.
- ^ «Старт Ювяскюля XII Суурайот» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 18 августа 1962 г. с. 11. Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2013 года . Проверено 27 ноября 2011 г.
- ^ « Школьник» победил Суурахота» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 19 августа 1963 г. стр. 9. Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2013 г. . Проверено 27 ноября 2011 г.
- ^ «Симо Лампинен вошел в историю гонок, одержав вторую победу подряд» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 17 августа 1964 г. стр. 8. Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2013 г. . Проверено 27 ноября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б «14 лет назад в Суураджай выехало всего 26 автомобилей – сегодня на маршрут выходит еще более 100 автомобилей» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 20 августа 1965 г. с. 12–13. Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2013 года . Проверено 27 ноября 2011 г.
- ^ «Толпы на лежачих полицейских исчисляются тысячами» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 23 августа 1965 г. стр. 9. Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2013 г. . Проверено 27 ноября 2011 г.
- ^ «Поведение аудитории на лежачих полицейских безрассудно» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 16 августа 1964 г. с. 12. Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2013 года . Проверено 27 ноября 2011 г.
- ^ «1200 попечителей» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 21 августа 1965 г. с. 11. Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2013 года . Проверено 27 ноября 2011 г.
- ^ «Регулирующий механизм расширяется с каждым годом» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 18 августа 1967 г. стр. 17. Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2013 г. . Проверено 28 ноября 2011 г.
- ^ «Большие гонки также требуют большой команды» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 16 августа 1968 г. стр. 19. Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2013 г. . Проверено 28 ноября 2011 г.
- ^ «В следующем году появится новый тип Суурахо» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 19 августа 1966 г. стр. 10. Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2013 г. . Проверено 27 ноября 2011 г.
- ^ «300 километров скоростных трасс на маршруте Суурахо протяженностью 1610 км» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 15 августа 1969 г. стр. 20. Архивировано из оригинала (PDF) 6 июня 2013 г. . Проверено 27 ноября 2011 г.
- ^ «Газовая нога для тяжелого испытания: 460 километров скоростных трасс» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 20 августа 1970 г. стр. 20. Архивировано из оригинала (PDF) 16 августа 2010 г. . Проверено 28 ноября 2011 г.
- ^ «Общественность узнала» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 24 августа 1970 г. стр. 8. Архивировано из оригинала (PDF) 16 августа 2010 г. . Проверено 28 ноября 2011 г.
- ^ «Иностранцы держатся подальше от Суураджай?» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 24 августа 1970 г. стр. 9. Архивировано из оригинала (PDF) 21 августа 2010 г. . Проверено 28 ноября 2011 г.
- ^ «Правда о том, что шведы принимают желаемое за действительное» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 23 августа 1971 г. стр. 8. Архивировано из оригинала (PDF) 23 мая 2013 г. . Проверено 28 ноября 2011 г.
- ^ «Маршрут: «лимонная соковыжималка» длиной 1570 км » (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 3 августа 1972 г. стр. 15. Архивировано из оригинала (PDF) 23 мая 2013 г. . Проверено 28 ноября 2011 г.
- ^ «Харьью Мякикое — это история» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 3 августа 1972 г. с. 17. Архивировано из оригинала (PDF) 23 мая 2013 года . Проверено 28 ноября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Пять ралли соперничают за три оставшиеся гонки чемпионата мира» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 3 августа 1972 г. с. 22. Архивировано из оригинала (PDF) 23 мая 2013 года . Проверено 28 ноября 2011 г.
- ^ «Легкая победа Тимо после Койваккалы» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 6 августа 1973 г. с. 8. Архивировано из оригинала (PDF) 23 мая 2013 года . Проверено 28 ноября 2011 г.
- ^ «Впервые в рамках чемпионата мира будут проводиться грандиозные гонки» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 2 августа 1973 г. стр. 22. Архивировано из оригинала (PDF) 23 мая 2013 г. . Проверено 28 ноября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Рейо Нюгрен viides uhri» (PDF) . Кескисуомалайнен (на финском языке). 28 августа 1983 г. с. 20. Архивировано из оригинала (PDF) 9 сентября 2015 года . Проверено 29 ноября 2011 г.
- ^ «Тайная беременность – медленный первенец» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 28 августа 1975 г. стр. 18. Архивировано из оригинала (PDF) 23 мая 2013 г. . Проверено 28 ноября 2011 г.
- ^ «Особая дозировка Ратаместара: через «Савусту» в Курьялу» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 24 августа 1978 г. стр. 22. Архивировано из оригинала (PDF) 23 мая 2013 г. . Проверено 28 ноября 2011 г.
- ^ «Отели, заполненные ралли» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 24 августа 1979 г. стр. 1. Архивировано из оригинала (PDF) 23 мая 2013 г. . Проверено 28 ноября 2011 г.
- ^ «Ален знает гравийные желоба» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 27 августа 1979 г. стр. 11. Архивировано из оригинала (PDF) 23 мая 2013 г. . Проверено 28 ноября 2011 г.
- ^ «Французское сочувствие» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 1 сентября 1980 г. с. 11. Архивировано из оригинала (PDF) 16 августа 2010 года . Проверено 28 ноября 2011 г.
- ^ «Хребет пробуждает традиции» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 30 августа 1980 г. с. 14. Архивировано из оригинала (PDF) 16 августа 2010 года . Проверено 28 ноября 2011 г.
- ^ «Указатели ралли Ювяскюля 1951–2000 гг.» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 22 августа 2001 г. с. 28. Архивировано из оригинала (PDF) 9 сентября 2015 года . Проверено 10 декабря 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Суру аваси Суураджот» (PDF) . Кескисуомалайнен (на финском языке). 29 августа 1981 г. с. 12. Архивировано из оригинала (PDF) 9 сентября 2015 года . Проверено 28 ноября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Тёмная тень над митингом» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 25 августа 1984 г. с. 17. Архивировано из оригинала (PDF) 9 сентября 2015 года . Проверено 28 ноября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Выданные разрешения на скорость» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 27 августа 1982 г. с. 18. Архивировано из оригинала (PDF) 9 сентября 2015 года . Проверено 28 ноября 2011 г.
- ^ «Потоки знаний» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 28 августа 1982 г. стр. 17. Архивировано из оригинала (PDF) 9 сентября 2015 г. . Проверено 28 ноября 2011 г.
- ^ «Шестой раз Микколы» [Шестой раз Микколы] (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 30 августа 1982 г. стр. 12. Архивировано из оригинала (PDF) 9 сентября 2015 г. . Проверено 28 ноября 2011 г.
- ^ Оман, Майкл (8 сентября 1982 г.). «Надеющийся и отвергнутый» [Воздушный и плоский]. Мир технологий (на шведском языке). Том. 34, нет. 19. Стокгольм, Швеция: Specialtidningsförlaget AB. стр. 5–7.
- ^ « Седьмой венок » (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 29 августа 1983 г. стр. 14. Архивировано из оригинала (PDF) 9 сентября 2015 г. . Проверено 29 ноября 2011 г.
- ^ «Онинпохья это доказывает» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 29 августа 1983 г. стр. 15. Архивировано из оригинала (PDF) 9 сентября 2015 г. . Проверено 29 ноября 2011 г.
- ^ «Обращение начальника службы безопасности: нарушение дисциплины» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 24 августа 1984 г. стр. 16. Архивировано из оригинала (PDF) 20 апреля 2014 г. . Проверено 29 ноября 2011 г.
- ^ «Король раллийных дорог Тимо Салонена» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 26 августа 1985 г. с. 1. Архивировано из оригинала (PDF) 9 сентября 2015 года . Проверено 29 ноября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Уши настороже» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 8 сентября 1986 г. с. 17. Архивировано из оригинала (PDF) 9 сентября 2015 года . Проверено 1 декабря 2011 г.
- ^ «Правила затормозили проведение чемпионатов мира по футболу» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 31 августа 1987 г. с. 14. Архивировано из оригинала (PDF) 9 сентября 2015 года . Проверено 1 декабря 2011 г.
- ^ Мянтюля, Ари (16 августа 2000 г.). «Ралли снова стало элитным видом спорта» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). стр. 26. Архивировано из оригинала (PDF) 16 августа 2010 года . Проверено 10 декабря 2011 г.
- ^ «Альбер из Монако пробует гравийные трассы Гран-при» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 26 августа 1988 г. стр. 3. Архивировано из оригинала (PDF) 9 сентября 2015 г. . Проверено 1 декабря 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Жаль, — сказал Ален» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 29 августа 1988 г. стр. 12. Архивировано из оригинала (PDF) 9 сентября 2015 г. . Проверено 1 декабря 2011 г.
- ^ «Компания Ericsson сохранила свое первое место» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 28 августа 1989 г. с. 3. Архивировано из оригинала (PDF) 9 сентября 2015 года . Проверено 1 декабря 2011 г.
- ^ «Зрителей 500 000...?» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 27 августа 1990 г. с. 13. Архивировано из оригинала (PDF) 16 августа 2010 года . Проверено 1 декабря 2011 г.
- ^ «От Сайнса до героя дальних дистанций» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 27 августа 1990 г. с. 3. Архивировано из оригинала (PDF) 16 августа 2010 года . Проверено 1 декабря 2011 г.
- ^ «Тренировочная машина Сайнса вылетела за пределы дороги» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 24 августа 1990 г. стр. 19. Архивировано из оригинала (PDF) 16 августа 2010 г. . Проверено 1 декабря 2011 г.
- ^ «Фантастический хоккейный Ориоль» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 29 августа 1988 г. стр. 13. Архивировано из оригинала (PDF) 9 сентября 2015 г. . Проверено 1 декабря 2011 г.
- ^ «Скипетр перешел к Ориолю» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 31 августа 1992 г. стр. 10. Архивировано из оригинала (PDF) 30 мая 2013 г. . Проверено 8 декабря 2011 г.
- ^ «Ралли тысячи озер» . Neste Oil Rally Финляндия . Архивировано из оригинала 25 января 2012 года . Проверено 8 декабря 2011 г.
- ^ Ритконен, Пентти (28 августа 1994 г.). «Ох уж этот митинг сумасшедших людей!» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). стр. 13. Архивировано из оригинала (PDF) 30 мая 2013 года . Проверено 8 декабря 2011 г.
- ^ Эскола, Канерва (27 августа 1995 г.). «Аудитория упала» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). стр. 13. Архивировано из оригинала (PDF) 30 мая 2013 года . Проверено 8 декабря 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мянтюля, Ари (27 августа 1995 г.). «Хассин Турма синкисти Суураджот» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). стр. 12. Архивировано из оригинала (PDF) 30 мая 2013 года . Проверено 8 декабря 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Кулмала, Илкка (25 августа 1996 г.). «Как все это произошло?» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). стр. 16. Архивировано из оригинала (PDF) 30 мая 2013 года . Проверено 8 декабря 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Пуранен, Туула (25 августа 1996 г.). «Бельгийский зритель умер в больнице» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). стр. 1. Архивировано из оригинала (PDF) 30 мая 2013 года . Проверено 8 декабря 2011 г.
- ^ Пуранен, Туула (25 августа 1996 г.). «Покойный спасает две жизни» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). п. 15. Архивировано из оригинала (PDF) 30 мая 2013 года . Проверено 8 декабря 2011 г.
- ^ Кулмала, Илкка (27 августа 1996 г.). «Копла Центральной Финляндии забрали всё» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). п. 3. Архивировано из оригинала (PDF) 31 мая 2013 года . Проверено 8 декабря 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Навстречу Новой Эре» . Neste Oil Rally Финляндия . Архивировано из оригинала 1 января 2012 года . Проверено 9 декабря 2011 г.
- ^ Рахконен, Йорма (29 августа 1997 г.). «Церковь? Цирк? Не просто деревенская VIP-палатка» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). стр. 17. Архивировано из оригинала (PDF) 30 мая 2013 года . Проверено 9 декабря 2011 г.
- ^ Мянтюля, Ари (24 августа 1998 г.). «Стойкий правитель своего королевства» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). стр. 11. Архивировано из оригинала (PDF) 30 мая 2013 года . Проверено 9 декабря 2011 г.
- ^ Рахконен, Йорма (1 сентября 1997 г.). «Теему добрался до финиша» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). стр. 15. Архивировано из оригинала (PDF) 30 мая 2013 года . Проверено 9 декабря 2011 г.
- ^ Мянтюля, Ари (24 августа 1998 г.). «Йокинен превратил автомобиль, принадлежавший Селенте, в изюм» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). п. 12. Архивировано из оригинала (PDF) 30 мая 2013 года . Проверено 9 декабря 2011 г.
- ^ Рахконен, Йорма (31 августа 1997 г.). «Протест прошел мирно» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). п. 21. Архивировано из оригинала (PDF) 30 мая 2013 года . Проверено 9 декабря 2011 г.
- ^ Лантто-Толванен, Маарит (23 августа 1998 г.). «Противники митинга захватили улицу» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). п. 3. Архивировано из оригинала (PDF) 30 мая 2013 года . Проверено 9 декабря 2011 г.
- ^ Куусела, Тейо (16 августа 2000 г.). «Противники сосредоточились не на тех вещах» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). стр. 31. Архивировано из оригинала (PDF) 16 августа 2010 года . Проверено 10 декабря 2011 г.
- ^ Палокангас, Теему (18 августа 1999 г.). «Rally Regular Television Entertainment» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). стр. 27. Архивировано из оригинала (PDF) 30 мая 2013 года . Проверено 9 декабря 2011 г.
- ^ Палокангас, Теему (18 августа 1999 г.). «Гарантированно будет тесно» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). стр. 29. Архивировано из оригинала (PDF) 30 мая 2013 года . Проверено 9 декабря 2011 г.
- ^ Мянтюля, Ари (18 августа 1999 г.). «Тампере как тролль в дальнейших переговорах» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). п. 26. Архивировано из оригинала (PDF) 30 мая 2013 года . Проверено 9 декабря 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хейккиля, Туомас (16 августа 2000 г.). «Трусливое прощание с Лааявуори» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). п. 26. Архивировано из оригинала (PDF) 16 августа 2010 года . Проверено 10 декабря 2011 г.
- ^ Куусела, Тейо (16 августа 2000 г.). «У Киллера VIP-деревня и две ночи великолепных дуэлей» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). стр. 36. Архивировано из оригинала (PDF) 16 августа 2010 года . Проверено 10 декабря 2011 г.
- ^ Мянтюля, Ари (12 августа 2002 г.). «Третий раз. Как насчет этого» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). п. 17. Архивировано из оригинала (PDF) 23 октября 2013 года . Проверено 10 декабря 2011 г.
- ^ Бир, Мэтт (3 августа 2013 г.). «Огир одержал первую победу на Ралли Финляндии» . Автоспорт . Архивировано из оригинала 21 августа 2013 года . Проверено 4 августа 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Уутин айкаан» . Neste Oil Rally Finland (на финском языке). Архивировано из оригинала 15 января 2012 года . Проверено 15 декабря 2011 г.
- ^ «Гонка за проведение чемпионата мира по ралли в Финляндии напряженная» . MTV3 (на финском языке). 8 августа 2005 г. Проверено 25 декабря 2011 г.
- ^ «Финское ралли Кубка мира продолжится в Ювяскюля» . MTV3 (на финском языке). 26 августа 2005 г. Проверено 25 декабря 2011 г.
- ^ «Топ-30 самых быстрых ралли» . Архив мирового ралли . Архивировано из оригинала 3 сентября 2012 года . Проверено 25 декабря 2011 г.
- ^ «Наибольшее количество побед в одном ралли» . Архив мирового ралли . Архивировано из оригинала 9 ноября 2011 года . Проверено 25 декабря 2011 г.
- ^ «Финляндия подписывает долгосрочное соглашение с WRC» . Краш.нет . 30 июля 2009 года. Архивировано из оригинала 23 декабря 2009 года . Проверено 25 декабря 2011 г.
- ^ Эванс, Дэвид (6 августа 2010 г.). «Ралли Финляндии продлится два дня» . Автоспорт . Архивировано из оригинала 24 августа 2010 года . Проверено 25 декабря 2011 г.
- ^ «Леб во второй раз выигрывает Ралли Финляндии» . Рейтер . 31 июля 2011 г. Архивировано из оригинала 22 октября 2012 г. Проверено 25 декабря 2011 г.
- ^ «Чемпионат мира по ралли в Финляндии и историческое ралли EC Lahti объединяют усилия» . MTV3 (на финском языке). 5 января 2011 года . Проверено 25 декабря 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Обратный отсчет до Neste Oil Rally Finland» . WRC.com . 24 июля 2009 года. Архивировано из оригинала 23 мая 2012 года . Проверено 29 ноября 2011 г.
- ^ «Ралли Финляндии: превью Hyundai» . Motorsport.com . 5 августа 2003 года. Архивировано из оригинала 9 сентября 2015 года . Проверено 29 ноября 2011 г.
- ^ «Финляндия подняла ставку: более 100 заявок» . Краш.нет . 30 июня 2008 года . Проверено 29 ноября 2011 г.
- ^ «Обзор гонок выходного дня: NASCAR, F1 и WRC в действии» . АвтоНеделя . 30 июля 2010 года. Архивировано из оригинала 4 августа 2010 года . Проверено 29 ноября 2011 г.
- ^ « Проблемы« тысячных прыжков »» (PDF) . Центральная Финляндия (на финском языке). 25 августа 1978 г. стр. 12. Архивировано из оригинала (PDF) 23 мая 2013 г. . Проверено 15 декабря 2011 г.
- ^ «Райкконен: Гравий чемпионата мира по ралли в Финляндии подобен асфальту» . MTV3 (на финском языке). 26 июля 2010 г. Проверено 15 декабря 2011 г.
Ралли Финляндии, пожалуй, самое близкое к езде по асфальту, что можно пройти по гравию.
- ^ Дженнингс, Боб (5 августа 2003 г.). «Семерка готова побороться за титул» . Сидней Морнинг Геральд . Архивировано из оригинала 8 января 2016 года . Проверено 15 декабря 2011 г.
- ^ «Ралли Финляндии останется в WRC до 2014 года» . WRC.com . 30 июля 2009 года . Проверено 15 декабря 2011 г.
- ^ «Топ-30 розыгрышей с наибольшим количеством участников» . Архив мирового ралли . Архивировано из оригинала 30 августа 2012 года . Проверено 29 ноября 2011 г.
- ^ «Проведенные мероприятия» . Архив мирового ралли . Архивировано из оригинала 6 сентября 2012 года . Проверено 29 ноября 2011 г.
- ^ «Вызов Унинпохья» . Команда Subaru World Rally Team . Проверено 14 августа 2008 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Финские организаторы спасают тест Оунинпохья» . Краш.нет . 22 апреля 2005 года . Проверено 15 декабря 2011 г.
- ^ «Финляндия осваивает сцену Оунинпохья» . Краш.нет . 15 января 2008 года . Проверено 15 декабря 2011 г.
- ^ Эванс, Дэвид (15 февраля 2012 г.). «Этап Оунинпохья вернется на Ралли Финляндии в этом году» . Автоспорт . Архивировано из оригинала 21 сентября 2013 года . Проверено 4 августа 2013 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лииматайнен, Рауно (1980). 30 лет грандиозным гонкам Ювяскюля (на финском языке).
- Укконен, Олави (1990). Ювяскюля Суурайот 1951–1990: Ралли 1000 озер (на финском языке). Джисума. ISBN 9789529021062 .
- Лаукаа
- Ханкасалми
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- Ралли Финляндии по итогам eWRC