Тойота Селика ГТ-Четыре
Тойота Селика ГТ-Четыре | |
---|---|
![]() Toyota Celica GT-Four All-Trac Turbo (ST185, США) | |
Обзор | |
Производитель | Тойота |
Также называется |
|
Производство | Октябрь 1986 г. - июнь 1999 г. |
Модельные годы | 1986 – 1999 |
Сборка | Япония: Тахара, Айти |
Кузов и шасси | |
Сорт |
|
Тип кузова | 3-дверное лифтбек купе |
Макет | Переднемоторный, полный привод ( All-Trac GT-Four ) |
Связанный | Тойота Селика |
Toyota Celica GT-Four — это высокопроизводительная модель Celica Liftback, выпускавшаяся с 1986 по 1999 год, с с турбонаддувом двигателем 3S-GTE и постоянным полным приводом . Он был создан для участия в чемпионате мира по ралли , правила которого предписывают производителю производить дорожные версии автомобиля в достаточном количестве. Эти автомобили называются «специальными транспортными средствами, прошедшими омологацию».
Celica GT-Four выпускалась в трех поколениях; ST165 , основанный на Celica четвертого поколения и производившийся с октября 1986 по август 1989 года; «суперкруглой» формы, ST185 выпускавшийся с сентября 1989 по сентябрь 1993 года; и ST205 , выпускавшиеся с февраля 1994 года по июнь 1999 года.
Toyota Tahara Серийные автомобили Celica GT-Four были построены на заводе в префектуре Айти , Япония, а раллийные автомобили готовились командой Toyota Team Europe в Кёльне , Германия.
Celica GT-Four ST165 дебютировала в чемпионате мира по ралли (WRC) на Тур де Корс в 1988 году , а первая победа в WRC пришлась на Ралли Австралии в 1989 году . Дебют ST185 в WRC состоялся на ралли Монте-Карло 1992 года, а его первая победа в WRC была на ралли Safari 1992 года , что стало одной из четырех его побед в том году. ST185 — самый успешный раллийный автомобиль Toyota. Он выиграл чемпионат водителей WRC в 1992 году, а также чемпионаты производителей и пилотов WRC в 1993 и 1994 годах. ST205 появился в конце 1994 года и стал официальным раллийным автомобилем в 1995 году, одержав одну победу в WRC до дисквалификации. Он также выиграл чемпионат Европы по ралли 1996 года .
Значение Toyota Celica GT-Four в истории WRC, где раньше доминировали европейские производители, заключается в том, что это был первый раз, когда японский производитель автомобилей участвовал в WRC на полноприводном автомобиле с турбонаддувом, взял трофеи и завоевал титулы. С тех пор другие японские производители добились успеха в WRC. Toyota предшествовала Mitsubishi ( Lancer Evolution и Galant VR-4 ) и Subaru ( Legacy и Impreza ), но не Mazda ( Mazda 323GT-R и 323GT-X ). Позже Toyota покинула WRC, чтобы сконцентрировать свои гоночные усилия в Формуле-1 , но в 2017 году, через 11 лет после прекращения производства Celica, Toyota вернулась в WRC с Toyota Yaris .
Toyota Team Europe (TTE) также была первой, кто внедрил систему анти-задержки (ALS) в своих раллийных автомобилях ST205 Celica GT-Four группы A, что является технологическим прорывом, который позже был принят на вооружение другими командами.
СТ165 (1986–1989)
[ редактировать ]СТ165 | |
---|---|
![]() | |
Обзор | |
Также называется |
|
Производство | Октябрь 1986 г. - август 1989 г. |
Сборка | Тахара, Айти , Япония |
Силовой агрегат | |
Двигатель | 2,0 л 3S-GTE турбо I4 |
Передача инфекции | 5-ступенчатая МКПП E50F |
Размеры | |
Колесная база | 2525 мм (99,4 дюйма) |
Длина | 4365 мм (171,9 дюйма) |
Ширина | 1710 мм (67,3 дюйма) |
Высота | 1260 мм (49,8 дюйма) |
Снаряженная масса | 1480 кг (3270 фунтов) [ 1 ] |
Концепция Celica GT-Four началась с кабриолета прототипа , представленного на Токийском автосалоне 1985 года . Это был первый автомобиль, получивший официальное название Celica GT-Four с темой «4WD под открытым небом». Кабриолет так и не пошел в производство, но концепция перешла к модели лифтбек , производство которой началось в октябре 1986 года.
ST165 GT-Four можно отличить от переднеприводной Celica по переднему бамперу с более крупными проемами и круглыми противотуманными фарами с каждой стороны, а также наклейкам GT-Four на дверях. Внутри оригинального GT-Four имеется переключатель блокировки дифференциала рядом с ручным тормозом для модели до рестайлинга, выпускавшейся с октября 1986 по сентябрь 1987 года.
Celica GT-Four была обновлена в октябре 1987 года. Как и другие переднеприводные Celica, ST165 получила новую решетку радиатора, задние фонари и легкосплавные диски. Экспортная версия также имеет эффекты грунта, в частности, боковые спойлеры и стандартные двойные передние круглые противотуманные фары. Межосевой дифференциал был заменен с блокируемого вручную (открытого или заблокированного) на самоблокирующийся с вискомуфтой. GT-Four продавался в США как All-Trac Turbo и в Канаде как Turbo 4WD .
ST165 не продавался в Северной Америке до 1988 года, за исключением семидесяти семи автомобилей специального выпуска, проданных в ознаменование победы Toyota в чемпионате IMSA GTO. Эти Celica полностью белые, с белыми колесами и синим салоном, на боковых молдингах мелкими буквами напечатано «IMSA GTO Champion», а также белые полосы на решетках радиатора. По одному автомобилю было продано в каждом из 77 дилерских центров Toyota в Калифорнии. Они были проданы в 1987 году как модели 1988 года и имели межосевые дифференциалы с вискомуфтой.
Когда Celica GT-Four была запущена в продажу в Великобритании в марте 1988 года, это был первый автомобиль, продаваемый в Великобритании, предназначенный для работы только на неэтилированном бензине. [ 2 ]
ST165 был единственным автомобилем, который продавался с первой версией Toyota 3S-GTE. Он развивал 182–190 л.с. (в зависимости от рынка и модельного года) и крутящий момент 249 Нм (184 фунт-фут).
СТ185 (1989–1993)
[ редактировать ]СТ185 | |
---|---|
![]() | |
Обзор | |
Также называется |
|
Производство | Сентябрь 1989 г. - сентябрь 1993 г. |
Сборка | Айти , Япония (завод Тахара) |
Силовой агрегат | |
Двигатель | 2,0 л 3S-GTE турбо I4 |
Передача инфекции | 5-ступенчатая МКПП E150F/E151F/E152F |
Размеры | |
Колесная база | 2525 мм (99,4 дюйма) |
Длина | 4420 мм (174 дюйма) |
Ширина |
|
Высота | 1285–1305 мм (50,6–51,4 дюйма) |
Снаряженная масса | 1390–1520 кг (3060–3350 фунтов) (зависит от дополнительного оборудования) [ 3 ] |
Первые 21 экземпляр Celica ST185 были построены в декабре 1988 года в качестве прототипов для различных испытаний. Производство модели было запущено в Японии в сентябре 1989 года, а поставки начались через месяц.
3S -GTE в ST185 GT-Four оснащен промежуточным охладителем воздух-воздух и турбонаддувом CT26 с двойным входом для устранения помех от выхлопных газов. GT-Four на японском рынке имеет мощность 225 л.с. (165 кВт; 222 л.с.) и крутящий момент 224 фунт-сила-фут (304 Нм), что является результатом более агрессивного опережения зажигания и керамической турбины. Система постоянного полного привода GT-Four оснащена с вискомуфтой центральным дифференциалом повышенного трения , а некоторые модели оснащены задним дифференциалом Torsen .
Весь экспортный рынок GT-Four представляет собой широкофюзеляжные модели Liftback с расширенными крыльями. На японском рынке GT-Four также предлагался в обычном/узком кузове для модели до фейслифтинга.
широкофюзеляжный GT-Four A. В августе 1990 года в японскую линейку добавился Система Super Live Sound с 10 динамиками стала стандартной для GT-Four A.
Модели ST185 для японского рынка | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата производства | Тип кузова | Код модели | Название модели | Тип интеркулера | Цена (тыс. йен) | Примечания | |
Октябрь 1989 г. - август 1991 г. | Узкофюзеляжный лифтбек | Э-СТ185-БЛМВЗ | ГТ-Четыре | Воздух-воздух | 2,685 | Дополнительно: ABS, автоматический кондиционер, кожа, аудиосистема премиум-класса с 10 динамиками, люк на крыше. | |
Октябрь 1989 г. - август 1991 г. | Узкофюзеляжный лифтбек | Э-СТ185-БЛМВЗ(В) | GT-Четыре V | Воздух-воздух | 2,427 | Модель эконом-класса с колпаками на колеса (без легкосплавных дисков), без противотуманных фар, ограниченные возможности. | |
Октябрь 1989 г. - август 1991 г. | Узкофюзеляжный лифтбек | Э-СТ185-БЛМВЗ(Р) | Ралли GT-Four | Воздух-воздух | 2,385 | Раллийная модель с коробкой передач с близким передаточным числом, стальными колесами, без электрических стеклоподъемников. | |
Август 1990 г. - сентябрь 1993 г. | Широкофюзеляжный лифтбек | Э-СТ185Х-БЛМВЗ | ГТ-Четыре А | Воздух-воздух | 2900 (запуск в августе 1990 г.); 2975 (рестайлинг, август 91 г.) | Аналогично всем экспортным моделям, эквивалент All-Trac в США. Аудиосистема премиум-класса с 10 динамиками входит в стандартную комплектацию. Рестайлинговая модель называется просто GT-Four. | |
Август 1991 г. - сентябрь 1993 г. | Широкофюзеляжный лифтбек | E-ST185H-BLMVZ(Р) | Ралли GT-Four | Воздух-воздух | 2,691 | Раллийная модель с коробкой передач с близким передаточным числом, стальными колесами, без электрических стеклоподъемников. Самая редкая модель ST185. | |
Август 1991 г. - февраль 1992 г. | Широкофюзеляжный лифтбек | E-ST185H-BLMQZ | GT-Four RC | Вода-воздух | 3,200 | Для омологации WRC Group A. Экспортная версия называется Carlos Sainz Limited Edition в Европе и Сингапуре или Group A Rallye в Австралии. |
Коробок передач для ST185 GT-Four три. E150F с конечным передаточным числом 4,285 устанавливался на японский рынок и All-Trac. Европейские и австралийские модели поставляются с E151F с передаточным числом 3,933. Только на японском рынке GT-Four Rally имеет E152F с близким передаточным числом на 1-4 передачах и конечным передаточным числом 4,285. Все ралли RC/Карлоса Сайнса/группы A имеют E151F.

Антиблокировочная тормозная система (ABS), кожаный салон, люк на крыше и аудиосистема System 10 Premium являются дополнительными для All-Trac Turbo 90–92 годов выпуска и входят в стандартную комплектацию All-Trac Turbo 93 модельного года . ST185 All-Trac Turbo со спортивным интерьером, сиденьем водителя с электроприводом, автоматическим наклоном рулевого колеса, подушкой безопасности SRS и круиз-контролем в стандартной комплектации был самой дорогой Celica на тот момент. С 2,0-литровым с турбонаддувом двигателем 3S-GTE мощностью 200 л.с. (203 л.с., 149 кВт) и крутящим моментом 200 фунт-фут (271 Нм) это была самая мощная Celica, когда-либо продававшаяся в США.
Европейские версии имеют стандартную ABS и небольшой спойлер на капоте возле лобового стекла. Также предлагаются омыватели фар и подогрев наружных зеркал. Люк на крыше входил в стандартную комплектацию моделей для Великобритании или в качестве опции для автомобилей на континенте. Однако звуковая система System 10 Premium и кожаный салон были доступны в качестве опций только в некоторых европейских странах и не предлагались в Великобритании.
Австралийская версия была менее роскошной, чем другие модели. Круиз-контроль, кожаный салон, люк на крыше и аудиосистема System 10 Premium не предлагались. Ранние модели не имели ABS и противотуманных фар, которые стали стандартными через несколько месяцев после появления.
Как и другие Celica 5-го поколения, GT-Four претерпел незначительные изменения в августе 1991 года для модели 1992 года. Этот фейслифтинг включал новые эллиптические эмблемы Toyota на капоте и багажнике, рестайлинговые задние фонари с дымчато-красной рамкой и более короткое переключение передач. Японские модели также получили передние противотуманные фары круглой формы. All-Trac Turbo сохранил автоматический кондиционер, но переключатель вентилятора был изменен с кнопочного на более традиционный поворотный.
GT-Four RC
[ редактировать ]
Чтобы соответствовать требованиям омологации FIA для сезона WRC 1992 года, в сентябре 1991 года GT-Four RC был выпущен на японский рынок. Экспортная версия известна как Carlos Sainz (CS) Limited Edition в Сингапуре и Европе (в честь знаменитого гонщика WRC ) или Group A Rallye в Австралии. Специальные функции включают в себя:
- вода-воздух промежуточный охладитель вместо стандартного блока воздух-воздух, который гораздо лучше подходил для использования на соревнованиях.
- другой капот, используемый для отвода воздуха из моторного отсека, а не для направления его в интеркулер (вместе с небольшим впускным каналом для охлаждения ремня ГРМ).
- другой бампер, который намного легче и имеет больше отверстий, чем стандартный.
- укорочен ход рычага переключения передач и ход педали сцепления.
- тройной конусный синхронизатор на 2 и 3 передачах вместо двойного конуса.
- специальная табличка с номером на центральной консоли.
Из 5000 единиц 1800 предназначались для рынка Японии, 3000 были отправлены в Европу, 150 были доставлены в Австралию, 25 в Сингапур и очень немногие отправились на общие рынки.
СТ205 (1994–1999)
[ редактировать ]СТ205 | |
---|---|
![]() | |
Обзор | |
Производство | Февраль 1994 г. - июнь 1999 г. |
Сборка | Айти , Япония (завод Тахара) |
Силовой агрегат | |
Двигатель | 2,0 л 3S-GTE турбо I4 |
Передача инфекции | 5-ступенчатая МКПП E154F |
Размеры | |
Колесная база | 2535 мм (99,8 дюйма) |
Длина | 4420 мм (174 дюйма) |
Ширина | 1750 мм (69 дюймов) |
Высота | 1305 мм (51,4 дюйма) |
Снаряженная масса | 1390 кг (3064 фунта) [ 4 ] |
Celica GT-Four ST205 была выпущена на японский рынок в феврале 1994 года, а в середине года — на рынки Австралии, Европы и Великобритании. Эта версия должна была стать самой мощной Celica, произведенной на сегодняшний день, мощностью от 242 л.с. (178 кВт; 239 л.с.) для экспортной модели до 255 л.с. (188 кВт; 252 л.с.) для модели для японского рынка с обновленным 3S-GTE. двигателем подходит для коробки передач E154F . Под сильным влиянием Toyota Team Europe, заводской команды Toyota, участвовавшей в чемпионате мира по ралли, окончательная версия GT-Four включала такие улучшения, как полностью алюминиевый капот для снижения веса, четырехканальную ABS (опция для японского рынка), улучшенный (названный энтузиастами) турбокомпрессор CT20B с двойным входом и подвеска Super Strut Suspension .

2500 автомобилей, прошедших омологацию, построенных для того, чтобы Toyota могла участвовать в GT-Four в качестве автомобиля группы А на чемпионате мира по ралли, также имели такие дополнительные удобства, как вся сантехника, необходимая для активации системы предотвращения задержек , водяной разбрызгиватель и насос для передний интеркулер, базовая система впрыска воды, специальная изоляция между двигателем и охладителем наддувочного воздуха, небольшой спойлер на капоте за омывателями ветрового стекла (также входит в стандартную комплектацию всех автомобилей Великобритании) и более высокий задний спойлер. установлены на стояках. Из 2500 построенных GT-Four WRC 2100 остались в Японии, 300 были экспортированы в Европу, 77 в Австралию, 5 в Новую Зеландию и несколько на общие рынки. На японский рынок ST205 поставлялся со стандартным автоматическим кондиционером с климат-контролем, но ABS изначально была необязательной и стала стандартной с августа 1996 года. Экспортные модели WRC получили только ручную систему кондиционирования, но все они поставлялись со стандартной ABS.

Официальные модели WRC из первых 2500 экземпляров были произведены только в 1994 году, как того требуют правила омологации WRC . Все ST205, проданные в Австралии, были моделями WRC и назывались GT-Four Group A Rallye . Все модели ST205 австралийской комплектации имели кожаный салон, единственными опциями были кондиционер и стеклянный люк на крыше. На каждом из 77 автомобилей также была табличка с номером ограниченного выпуска, установленная перед рычагом переключения передач. Вместо использования подвески Super Strut, которая использовалась в серийных автомобилях, настоящие раллийные автомобили ST205 для WRC поставлялись со стандартной подвеской со стойками, поскольку они обнаружили, что степень износа слишком высока из-за суровых условий ралли.
В августе 1995 года ST205 претерпел незначительные изменения, которые включали новые легкосплавные диски с 6 спицами, контурные боковые спойлеры или пороги, а также измененный дизайн заднего спойлера. Японская модель также получила рестайлинговые задние фонари. Спортивная ABS и двойная подушка безопасности SRS стали стандартными для всех автомобилей, выпущенных с августа 1996 года. Высокий задний спойлер в стиле WRC не был доступен для этой модели с фейслифтингом, но вернулся после второго незначительного изменения в декабре 1997 года. Еще одна новая особенность последней модели с фейслифтингом. были 3-спицевый кожаный руль с подушкой безопасности SRS и прожекторными фарами.
Во время сезона чемпионата мира по ралли 1995 года компания Toyota была уличена в использовании незаконных обходов турборестриктора на Ралли Каталонии и получила годовую дисквалификацию со стороны FIA . Президент FIA Макс Мосли назвал нелегальный турборестриктор «самым сложным устройством, которое я когда-либо видел за 30 лет автоспорта». Toyota и ее пилоты Юха Канккунен , Дидье Ориоль и Армин Шварц также лишились очков в чемпионате. Канккунен лидировал в чемпионате пилотов на пути в Каталонию, а Ориоль также участвовал в титульной гонке. Мосли заявил, что «нет никаких предположений, что водители знали о том, что происходит». [ 5 ] [ 6 ]
Хотя TTE был запрещен на сезон чемпионата мира по ралли 1996 года , Celica ST205 по-прежнему участвовала в сезонах чемпионата мира по ралли 1996 и 1997 годов , проводимых частными командами, в первую очередь HF Grifone из Италии и импортерами Toyota в некоторых странах.
Результаты ралли
[ редактировать ]Чемпионат мира по ралли (WRC)
[ редактировать ]- ST165 выиграл 13 серий WRC. Карлос Сайнс выиграл титул пилота WRC 1990 года.
- ST185 выиграл 16 полных серий WRC и 3 абсолютных победителя в серии W2L. Титулы пилотов WRC с Карлосом Сайнсом в 1992 году, Юхой Канккуненом в 1993 году и Дидье Ориолем в 1994 году. Титулы производителей WRC в 1993 и 1994 годах.
- ST205 выиграл 1 полную серию WRC и 2 абсолютных победителя серии W2L.
Победы в WRC



Абсолютный победитель серии W2L
Нет. Событие Сезон Водитель штурман Машина 1 43-е Международное шведское ралли
1994 Томас Родстрем
Ларс Бекман
Тойота Селика GT-Four ST185 2 30º Ралли Каталонии – Коста Брава
1994 Энрико Бертоне
Массимо Кьяппони
Тойота Селика GT-Four ST185 3 43-е ралли 555 Safari
1995 Ёсио Фудзимото
Арне Герц
Тойота Селика GT-Four ST185 4 30-е TAP Ралли Португалии
1996 Руи Мадейра
Нуну да Силва
Тойота Селика ГТ-Четыре СТ205 5 52-е ралли Network Q RAC
1996 Армин Шварц
Дени Жироде
Тойота Селика ГТ-Четыре СТ205
Другие важные митинги
[ редактировать ]- ST165 выиграл чемпионат Великобритании по ралли в 1989 и 1990 годах , а также чемпионат Азиатско-Тихоокеанского региона по ралли в 1990 году .
- ST185 выиграл чемпионат Европы по ралли 1995 года .
- ST185 выиграл Ралли Малайзии 1997 года .
- ST205 выиграл чемпионат Европы по ралли 1996 года и вместе с Corolla WRC выиграл командный кубок FIA 1998 года за команду HF Grifone. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Спецификация Celica All Trac ST165» . ОлТрак . Проверено 3 сентября 2015 г.
- ^ «История Toyota Celica — революционный спортивный автомобиль» . Британский журнал Toyota . 17 февраля 2015 года . Проверено 12 октября 2021 г.
- ^ «Спецификация Celica All Trac ST185» . ОлТрак . Проверено 3 сентября 2015 г.
- ^ "Тойота Селика GT-Four 1998 года выпуска" . Карфолио .
- ^ «Команда Toyota дисквалифицирована на один год» . Независимый . Лондон. 4 ноября 1995 года . Проверено 16 июня 2011 г.
- ^ «История нелегальных турбокомпрессоров Toyota 1995 года» . Декабрь 1995 года. Архивировано из оригинала 29 января 2012 года . Проверено 31 января 2012 г.
- ^ «Ралли сезона 1998» . Результаты eWRC . Проверено 8 января 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Книга Toyota Celica «25 лет развития и автоспорта», написанная Брайаном Лонгом , изданная в Англии.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Turbocelica.nl – ресурс, посвященный моделям ST185 GT-Four Carlos Sainz.