Ники Грист
Ники Грист | |
---|---|
Рожденный | |
Национальность | валлийский Британский |
чемпионата мира по ралли Рекорд | |
Активные годы | 1985–2002, 2005–2006 [1] |
Митинги | 128 |
Чемпионаты | 1 ( 1993 ) |
Победы в ралли | 21 |
Подиумы | 43 |
Победы на этапах | 417 |
Первый митинг | 1985 Ломбардское ралли RAC |
Первая победа | 1993 Ралли Аргентины |
Последняя победа | 2002 Ралли Инмарсат Сафари |
Последний митинг | 2006 Ралли Турции |
Николас Марк Грист (родился 1 ноября 1961 года) — валлийский бывший ралли штурман , родившийся в Эббв-Вейл . Его карьера в заводской команде в чемпионате мира по ралли длилась с 1993 по 2002 год. Он выиграл 21 ралли с более чем одним гонщиком.
Первая победа Гриста в WRC была на Ралли Аргентины в 1993 году с Юхой Канккуненом , который на тот момент был трехкратным чемпионом WRC. Грист и Канккунен выиграли чемпионат WRC 1993 года на Toyota . Грист оставался штурманом Канккунена до 1997 года, когда он присоединился к Колину Макрею в команде 555 Subaru World Rally Team .
Грист оставался штурманом Колина Макрея до ралли Новой Зеландии 2002 года , за это время пара выиграла 17 ралли, 27 раз финишировала на подиуме и в общей сложности набрала 183 очка WRC. В период с 2002 по 2006 год Грист и Макрей также вместе участвовали в ряде разовых ралли.
Карьера
[ редактировать ]Ранние годы 1985–1989 гг.
[ редактировать ]Грист начал свою карьеру профессионального гольфиста в гольф-клубе Монмутшира. [2] а затем поступил на работу в местный центр продаж автомобилей, где ему давали выходные по воскресеньям. Это дало ему возможность заняться относительно недорогим автоспортом - ралли. Его первым ралли было ралли Джорджа Форда Пипса, проходившее в Калдикотте в Уэльсе, на автомобиле Ford Escort под управлением Брин Уилтшир. [3]
- 1982 г. Принимал участие в чемпионате Уэльса по ралли 1300 Road со Стивом Дэвисом и в том же году выиграл класс 1300.
- 1983 г. Принимал участие в чемпионате Уэльса по шоссейным ралли на Escort RS 2000 вместе со Стивом Дэвисом и выиграл общий чемпионат.
- 1984 г. Принимал участие в чемпионате Motoring News Road Rally Championship на том же Escort RS 2000 вместе со Стивом Дэвисом. Выиграл ралли Агбо, Игл и Силвендег.
- 1985 г. Принимал участие в Vauxhall Nova Junior Cup, своем первом этапе чемпионата по ралли, вместе с пилотом Стивом Дэвисом. Он также участвовал в своем первом ралли WRC, Lombard RAC Rally, со Стюартом Николлсом на Vauxhall Astra GTE.
- 1986 г. Принимал участие в национальном чемпионате Великобритании вместе со Стивом Дэвисом за команду Volkswagen Junior Rally Team на VW Golf GTi. Он также участвовал в Открытом чемпионате Великобритании на ранней версии Toyota группы A с Грэмом Миддлтоном в качестве пилота.
- 1987 г. Принимал участие в Открытом чемпионате Великобритании вместе с пилотом Грэмом Миддлтоном на автомобиле Toyota Corolla группы А, заняв второе место в классе.
- 1988 Присоединился к гонщику Vauxhall Гарри Хокли в программе развития группы A 1600 Vauxhall Nova. Принимал участие в Открытом чемпионате Великобритании и финишировал победой на ралли Lombard RAC на версии Nova для группы A 1300.
- 1989 г. Принимал участие в Открытом чемпионате Великобритании с пилотом Дэйвом Меткалфом на автомобиле Vauxhall 1600 Nova, разработанном годом ранее. В этом году Ники получил свою первую зарплату в качестве штурмана.
Чемпионат мира по ралли
[ редактировать ]1990–1993 Форд / Тойота
[ редактировать ]Грист стал штатным профессиональным штурманом Ford Motor Company и водителем Малкольма Уилсона . Участвовал в Открытом чемпионате Великобритании на автомобиле Sierra Sapphire Cosworth . Также принял участие в программе испытаний и разработки нового автомобиля Ford 4x4 Sapphire Cosworth, состоящей из трех этапов WRC, что дало Гристу его первый опыт участия в соревнованиях WRC за пределами Великобритании. В 1991 году он участвовал в шести этапах WRC вместе с Малкольмом Уилсоном и Ford Motor Company. В 1992 году участвовал только в ралли Сафари WRC за команду Toyota Team Europe с пилотом Микаэлем Эрикссоном , где команда заняла четвертое место. Также координировал работу с командой на ралли Акрополь и в Аргентине, давая ему представление о внутренней работе команды 2.
1993–1997 Мицубиси и Тойота
[ редактировать ]Грист присоединился к Mitsubishi вместе с пилотом Армином Шварцем в WRC. [4] но во время ралли Аргентины к нему присоединился Юха Канккунен . Вместе с Канккуненом он выиграл ралли Аргентины, став первой победой Гриста в WRC. Канккунен и Грист выиграли еще два ралли: Ралли Австралии и Ралли Великобритании . Это обеспечило Канккунену четвертую победу в WRC. В середине 1993 года Toyota и Канккунен выкупили контракт Гриста, и он перешел в команду Toyota, постоянно выступая на Celica GT4 ST185 . Сезон начался хорошо со второго места в Монте-Карло и победы в Португалии , но во время ралли Сафари разбился на скорости 180 км/ч после наезда на выбоину, образовавшуюся из-за дождя. К середине сезона Грист и Канккунен делили первое место по очкам с Карлосом Сайнсом , но из-за механических проблем и аварии в Финляндии они отстали на 20 минут и финишировали в WRC на 3-м месте. В 1995 году, когда осталось всего два ралли, Канккунен и Грист стартовали в Ралли Каталонии с комфортным лидерством, опередив на семь очков Колина Макрея и команду 555 Subaru World Rally Team , когда они разбились и были вынуждены сойти с дистанции. После Ралли Каталонии Toyota была признана виновной в незаконном обходе турборестриктора на своих автомобилях. Автомобили СТ205 . дисквалифицировала команду на 12 месяцев FIA . В 1996 году Грист соревновался с Канккуненом за частные команды Toyota в трех соревнованиях и финишировал четвертым в Швеции , третьим в Индонезии и вторым в Финляндии.
1997–2002 Субару и Форд
[ редактировать ]Присоединился к команде 555 Subaru World Rally Team по двухлетнему контракту в качестве штурмана Колина Макрея. С 6 сходами и 5 победами Грист и Макрей заняли 2-е место в общем зачете с 62 очками, что принесло команде Subaru титул производителя . В 1998 году Грист и Макрей пять раз выходили на пенсию и три победы вместе с одной командой, включая победу на Корсике , что принесло Гристу его первую победу на асфальте. Команда финишировала третьей с 45 очками и принесла Subaru третий подряд титул производителя. В 1999 году Грист и Макрей перешли из Subaru в команду M-sport Ford Малкольма Уилсона, пилота Гриста в сезонах WRC 1990–1991 годов, где они одержали две победы подряд на ралли Сафари и ралли Португалии. Однако из-за проблем с надежностью нового Ford Focus WRC им удалось финишировать только 6-м в WRC с 23 очками. Сезон сходов 1999 года завершился только в феврале 2000 года, когда они финишировали третьими на шведском ралли . Однако даже с двумя победами и тремя секундами, чтобы поддержать третье место Швеции, еще шесть сходов после первоначального Выход из ралли Монте-Карло означал, что они заняли 4-е место в чемпионате с общим счетом 43 очка. С повышением надежности Focus WRC 00 во второй половине 2000 года Грист присоединился к Макрею, подписал еще один двухлетний контракт с Ford и начал 2001 год с трех сходов и девятого места на шведском ралли. Середина сезона 2001 года показала лучшие результаты: он одержал 3 победы подряд, затем последовал сход с дистанции на ралли Сафари, а затем два финиша на подиуме. Сезон завершился со 2-м местом в чемпионате и 42 очками, что на два очка отстает от британца, его главного соперника Ричарда Бернса . 2002 год стал последним соревновательным сезоном Гриста в WRC, и он снова стал пилотом Макрея и Форда. В этом году было 4 схода с дистанции и 2 победы, одна из которых - ралли Акрополь , на котором были одержаны четыре победы подряд в Греции , а другая - последнее ралли Сафари, посвященное его 50-летнему юбилею. Однако несколько разногласий между Гристом и Макреем привели к их расколу после конфликта на Ралли Новой Зеландии. Дерек Рингер , старый штурман Макрея, взял на себя управление и завершил чемпионат вместе с ним. [5]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]2003–2005 Телевидение
[ редактировать ]В 2003 году Грист начал работать на телевидении над программами, которые освещали митинги для вещательных компаний по всему миру. В основном он работал над двумя разными программами: Speed TV в США и другой, обзорной программой, которая транслировалась по всему миру на всех этапах WRC. Грист работал ведущим программы на Speed TV, объясняя правила и показывая, почему тот или иной этап является испытанием. В рамках программы обзора Грист работал также за кулисами, помогая отслеживать митинги за хорошие позиции на телевидении, планируя общие программы, выявляя расколы, чтобы журналисты могли спросить, почему конкретный конкурент преуспел или нет. [6]
2005–2006 ЧММ
[ редактировать ]В 2005 году Грист снова присоединился к Колину Макрею в качестве штурмана на Škoda Fabia WRC на ралли Великобритании. Именно в этом ралли Маркко Мяртина штурман Майкл Парк из Ньюента , Глостер, давний друг Гриста, погиб, когда их Peugeot врезался в дерево. Грист и Макрей финишировали 7-ми, опередив своего соотечественника Марка Хиггинса , а Себастьен Леб отказался от десяти очков, полученных в результате победы на этапе, из уважения к потере своего друга. Позже в том же году они участвовали в Ралли Австралии на Skoda и на некоторых этапах лидировали, однако из-за проблем с механикой команды им обоим пришлось сойти с дистанции.
2006–2007
[ редактировать ]В 2006 году Грист присоединился к Макрею на X Games 12 в Лос-Анджелесе, Америка, и на протяжении всего телевизионного мероприятия они боролись за лидерство, однако на последнем прыжке они неудачно приземлились, лопнули колесо, а затем покатились, но все же сумели выровняться, проиграв лишь 2 секунды в рулоне, и он добрался до финиша чуть более чем на полсекунды позади Трэвиса Пастраны и Кристиана Эдстрома и впереди Кена Блока и Алекса Джельсомино, что привлекло к ним внимание многих американцев, которые никогда раньше о них не слышали. Последнее ралли WRC вместе было на Ралли Турции в 2006 году, последнем соревновании WRC как для Гриста, так и для Макрея, но они не смогли финишировать и сошли с дистанции на последнем этапе из-за проблем с генератором на их Citroen Xsara WRC. Kronos Citroen World Rally Team.
15 сентября 2007 года Макрей и его пятилетний сын Джонни вместе с Грэмом Дунканом и шестилетним другом Джонни Беном Порчелли погибли в результате крушения вертолета, пилотируемого Макреем, недалеко от его дома в Ланарке, Шотландия. Похороны Колина и Джонни Макреев состоялись в среду, 26 сентября, в крематории Далдоуи недалеко от Глазго, где Макрей и его сын были кремированы в одном гробу. [7]
2007 – сегодня
[ редактировать ]Грист регулярно сидит на месте штурмана на различных гонках, таких как ралли Роджера Альберта Кларка и других мероприятиях, но в основном ушел из штурмана и теперь возглавляет свой собственный автоспортивный бизнес. британского автомобильного журнала Ники также появился в специальном выпуске шоу «Пятая передача» вместе с Марком Хиггинсом , инструктируя ведущих, участвующих в ралли.
В 2019 году Грист участвовал во внеконкурсном фестивале Eifel Rallye Festival в качестве пилота на своем Celica GT4 ST185, его первом соревновании после Omloop van Vlaanderen 2001 года, где он также занял место водителя. [8]
Другие предприятия
[ редактировать ]Колин Макрей Ралли
[ редактировать ]В 1998 году, во время гонок с Колином МакРэем, Codemasters разработали игру для PlayStation и Microsoft Windows под названием Colin McRae Rally , в которой Грист использовал свой голос и образ штурмана, сопровождая игроков на различных спецучастках в восьми странах. В игре использовались настоящие водители и их автомобили из WRC 1998 года, а на обложке были изображены Subaru МакРэя и Гриста 1998 года. Благодаря этому голос Гриста стал знаком многим, кто играл в игру. [9] [10] Вскоре за Colin McRae Rally последовала Colin McRae Rally 2.0 , с последующими играми с участием Grist до Colin McRae Rally 2005 . Позже Грист повторил свою роль одного из штурманов по умолчанию (вместе с Джен Хорси ) в Dirt 4 . [11] [12]
Ники Грист Автоспорт
[ редактировать ]В 2006 году Людовико и Елена Фассителли, итальянские владельцы и создатели шлемов Stilo, обратились к Гристу с предложением стать единственным дистрибьютором линейки Stilo в Великобритании, и благодаря этому он основал компанию Nicky Grist Motorsport, расположенную недалеко от его дома в Понтриласе, Херефордшир. Через этот розничный магазин Grist предлагает качественную гоночную одежду и аксессуары для всех участников ралли, шоссейных дорог и треков, а также обеспечивает всех участников шлемами Stilo, домофонами и устройствами HANS. Благодаря таким клиентам, как Петтер Сольберг , Кен Блок, Крис Мик и Себастьен Лёб, Грист по-прежнему в курсе всего, что происходит в WRC. Кроме того, Грист неофициально является консультантом FIA WRC, занимаясь вопросами безопасности, правил использования шлемов и устройств HANS в британском спорте. Как валлиец, он ведет переговоры с представителями бизнеса через Ассамблею Уэльса и является региональным судьей соревнований «Формулы-1» в школах.
Академия штурмана
[ редактировать ]Помимо развития бизнеса Nicky Grist Motorsport, Грист планирует открыть академию штурманов для молодых штурманов, чтобы они могли развивать свои навыки и становиться опытными и опытными штурманами.
Личная жизнь
[ редактировать ]Грист женился на Шэрон в 1993 году в Абергавенни , Уэльс, во время подготовки к ралли Португалии . [3] [13]
Раллийные мероприятия
[ редактировать ]Другие события
[ редактировать ]# | Событие | Сезон | Раллийный водитель | Машина | Команда | Позиция Да/Е | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
– | Международное ралли Tudor Webasto Manx / ERC20 | 1989 | Дэйв Меткалф | Опель Нова ГТЕ | Дилер Спорт | 4 | |
– | 24 часа Ипра / ERC20 | 1995 | Юха Канккунен | Тойота Селика Турбо 4WD | Команда Тойота Кастрол | Верно | |
– | Международное ралли Вале/ERC5 | 1995 | Юха Канккунен | Тойота Селика Турбо 4WD | Команда Тойота Кастрол | Верно |
# | Событие | Сезон | штурман | Машина | Позиция |
---|---|---|---|---|---|
15 | Тур по Фландрии [15] | 2001 | Ив Преаль | Автомобиль Форд Пума Кит | 41 |
12 | Фестиваль ралли Эйфеля [15] | 2019 | Фил Холл | Тойота Селика Турбо 4WD | Н/Д (только шоу-мероприятие) |
Примечания
[ редактировать ]- ^ «РаллиБейс» . www.rallybase.nl . Проверено 21 февраля 2018 г.
- ^ Кэтчпол, Генри; Ники Грист. «Интервью D_TRB: Ники Грист (часть 2)» . ДрайвТрайб . Проверено 17 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Джармин, Люк. «ПЕРВОЕ ЛИЦО: «Нет ничего лучше кайфа от раллийной машины», Ники Грист» . Южный Уэльс Аргус . Проверено 22 декабря 2017 г.
- ^ Уильямс, Дэвид. Rallycourse 1993–1994, издательство Hazleton.
- ^ «Макрей расстается с Гристом» . Би-би-си Спорт . Би-би-си . 8 октября 2002 г. Проверено 27 июля 2013 г.
- ^ Оуэн, Роб (2 ноября 2002 г.). «Ралли: ветровое стекло на телеэкран для валлийской звезды Гриста» . Эхо Южного Уэльса . Проверено 20 августа 2018 г.
- ^ «Семейная дань уважения Макрею и сыну» . Новости Би-би-си . 16 сентября 2007 года . Проверено 27 июля 2013 г.
- ^ «Ники Грист — раллийный профиль eWRC-results.com» . eWRC-results.com . Проверено 6 октября 2019 г.
- ^ «Посвящение чемпиону по ралли Макрею» . Би-би-си онлайн . 30 сентября 2007 года . Проверено 31 декабря 2017 г.
- ^ «Ники Грист поддерживает школьную кампанию по обеспечению безопасности» . Абергавенни Хроники . 24 июня 2016 года . Проверено 31 декабря 2017 г.
- ^ Рейли, Люк (6 июня 2017 г.). «Обзор Dirt 4 – IGN» . ИГН . Проверено 31 декабря 2017 г.
- ^ Келли, Энди (8 июня 2017 г.). «Обзор Грязи 4» . ПК-геймер . Проверено 31 декабря 2017 г.
- ^ «Большое интервью: Ники Грист о Колине Макрее и Элфине Эвансе» . The Friday Night Social (подкаст) . Би-би-си Уэльс . Проверено 17 декабря 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «РаллиБейс» . www.rallybase.nl . Проверено 21 февраля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Ники Грист — раллийный профиль» . eWRC-results.com . Проверено 20 февраля 2018 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Уильямс, Дэвид. Rallycourse 1993–1994 , издательство Hazleton.
- Макрей, Колин и Олсопп, Дерек. Настоящий Макрей. Автобиография самого выдающегося раллийного гонщика Великобритании. Эбери Пресс.
- Колин Макрей Легенда ралли – его авторитетная история. Издательство Дьюк
- Холмс, Мартин. Мировое ралли Pirelli № 17.
- Холмс, Мартин. Навигация по ралли: развивайте навыки победы, пользуясь советами экспертов.