Ричард Бернс
Персональная информация | |
---|---|
Национальность | Британский |
Рожденный | Ридинг , Беркшир , Англия | 17 января 1971 г.
Умер | 25 ноября 2005 г. Сент-Джонс-Вуд , Лондон , Англия | (34 года)
чемпионата мира по ралли Рекорд | |
Активные годы | 1990–2003 |
штурман | Уэйн Гобл Роберт Рид |
Команды | Субару , Мицубиси , Пежо |
Митинги | 104 |
Чемпионаты | 1 ( 2001 ) |
Победы в ралли | 10 |
Подиумы | 34 |
Победы на этапах | 277 |
Всего баллов | 351 |
Первый митинг | 1990 Ралли РАК |
Первая победа | 1998 года Ралли Сафари |
Последняя победа | 2001 Ралли Новой Зеландии |
Последний митинг | 2003 Ралли Каталонии |
Ричард Александр Бернс (17 января 1971 — 25 ноября 2005) — английский раллийный гонщик, выигравший 2001 года чемпионат мира по ралли , ранее занявший второе место в этой серии в 1999 и 2000 годах . Он также помог Mitsubishi завоевать титул мирового производителя в 1998 году и Peugeot в 2002 году . Его штурманом за всю карьеру был Роберт Рид . Он единственный англичанин, выигравший чемпионат мира по ралли в качестве пилота. [1]
Карьера
[ редактировать ]До ВКР
[ редактировать ]Ричард Бернс родился в Рединге, Беркшир, и вырос в Чекендоне , Оксфордшир. В восемь лет он впервые начал ездить на старом «Триумфе» своего отца 2000 года в поле возле их дома. В одиннадцать лет Бернс присоединился к автомобильному клубу до 17 лет , где в 1984 году он стал водителем года. Всего два года спустя его отец организовал поездку в Уэльс школу ралли Форест Яна Черчилля недалеко от Ньютауна, Поуис водил Ford Escort. , где Бернс в течение дня , и с этого момента он знал, чем хочет заниматься. Ричард уговорил своего отца позволить ему присоединиться к автоклубу «Крэйвен» в его родном городе Рединг, где его талант был быстро замечен Дэвидом Уильямсом, энтузиастом ралли, который сыграет важную роль в ранней карьере Бернса. В 1988 году он участвовал в своих первых ралли на своем собственном Talbot Sunbeam , но машина была слишком простой и медленной, чтобы произвести большое впечатление, поэтому в 1989 году он позаимствовал машины у других конкурентов, чтобы прогрессировать. С этой целью он участвовал в гонках на этапах Панаунд, Бэгшот, Мид-Уэльс, Милбрук, Северн-Вэлли, Кайел Графика и Кембрийское ралли. [2] поскольку все это были митинги, включавшие сцены, используемые на более престижных мероприятиях. [3]
В 1990 году он присоединился к Peugeot Challenge после того, как Дэвид Уильямс купил Бернсу Peugeot 205 GTI . После победы в этой серии призом Ричарда стал шанс принять участие в чемпионате мира по ралли в Великобритании в том же году. Затем в 1991 году Бернс встретил Роберта Рида, человека, который должен был стать его штурманом на всю оставшуюся карьеру, финишировав 16-м в их первом совместном ралли WRC. группы N Subaru Legacy В 1992 году Уильямс приобрел для Бернса ; при поддержке Prodrive они выиграли национальный чемпионат. В этом году Бернс также помог Колину Макрею с его гравийными заметками. [4] поскольку Prodrive рассматривал Ричарда как многообещающий талант на будущее. Бернс безоговорочно выиграл ралли Северн-Вэлли в том году, несмотря на то, что ехал на более медленной машине. [5]
В 1993 году он присоединился к команде Subaru Rally Team на чемпионате Великобритании по ралли вместе с Алистером Макреем на другом Subaru Legacy . В том году он выиграл четыре этапа на Vauxhall Sport, Pirelli , Scottish и Manx International и стал самым молодым чемпионом BRC. [5] После своего успеха на внутренней арене, а также похвального финиша на седьмом месте на очень снежном этапе WRC в Великобритании, Бернс остался в Subaru на сезоны 1994 и 1995 годов. Затем он участвовал в чемпионате Азиатско-Тихоокеанского региона по ралли , который включал ралли в Новой Зеландии и Австралии, но это также дало ему шансы на домашнем этапе. [ нужна ссылка ] В конце 1995 года Бернс занял впечатляющее третье место в ралли RAC после своих товарищей по команде Subaru, борющихся за общий чемпионат, при этом Карлос Сайнс (уже двукратный чемпион мира) финишировал вторым, а Колин Макрей выиграл свой первый и единственный титул WRC. [5]
ВКР
[ редактировать ]1996–1998: Мицубиси
[ редактировать ]дебютировал В 1996 году Mitsubishi Ralliart на международном уровне, за что он ухватился с достаточной энергией, чтобы привести Бернса к победе на Ралли Новой Зеландии того года – хотя тогда это было всего лишь участие в Азиатско-Тихоокеанском чемпионате по ралли и Кубке мира по ралли с 2-литровыми двигателями FIA. . Несмотря на это, борьба с конкурентами такого калибра, как проверенные Subaru тяжеловесы Кеннет Эрикссон и Пьеро Лиатти, только добавила блеска все более благосклонной репутации. [5] В 1997 году он управлял той же машиной, что и его товарищ по команде Томми Макинен , группа A Mitsubishi Lancer Evolution III, IV, V; однако он был переименован в Carisma GT . Его результаты продолжали улучшаться в 1997 году: из 8 ралли, в которых он участвовал, он пять раз финишировал 4-м и был 2-м на ралли Safari , став седьмым в общем зачете чемпионата.
В 1998 году он выиграл свой первый этап чемпионата мира по ралли на Сафари, который был известен как самое сложное и сложное ралли. Затем он одержал вторую победу в карьере во время своего выступления за Mitsubishi на ралли Великобритании в том же году . [5] событие, на котором Toyota из Карлос Сайнс резко поздно сошел с четвертого места, что обеспечило титул пилота его товарищу по команде Томми Макинену (который сошел с дистанции раньше), а также подтвердило признание конструкторов Mitsubishi.
1999–2001: Возвращение в Субару.
[ редактировать ]Бернс вернулся в Prodrive, управляемую команду Subaru World Rally Team, под руководством Дэвида Ричардса на сезон 1999 года, присоединившись к Юхе Канккунену и Бруно Тири в составе заводской команды, управляющей Subaru Impreza WRC , заменив Ford своего соотечественника из , британца Колина Макрея . Бернс добился своего рекорда в карьере, заняв второе место в зачете пилотов, увеличив свой победный счет. Он также вывел Subaru на второе место в конструкторской серии после из Формулы-1 выбывшей Toyota Team Europe . [ нужна ссылка ] в том же году На ралли Аргентины он отодвинулся на задний план в борьбе за победу из-за путаницы в командном порядке со стороны ветерана-товарища по команде Канккунена. Бернс снова финишировал вторым после Канккунена на ралли «1000 озер», что считалось впечатляющим, поскольку это был только его второй старт на ралли, известном своим предпочтением опытных гонщиков. [5] Он был давним претендентом на титул в 2000 году, но в середине сезона вылетел на Ралли Финляндии, передав импульс будущему чемпиону и будущему товарищу по команде, пилоту Peugeot Маркусу Грёнхольму , который участвовал в соревнованиях в свой первый год. штатным заводским водителем. Несмотря на это, блестящее возвращение из нижней части тридцатки лучших и победа на завершающем сезоне Ралли Великобритании позволили имени Бернса прочно закрепиться в общественном сознании.
Раллийный сезон 2001 года начался для Бернса неудачно: ни один из этапов сезона, ни ралли Монте-Карло , ни шведское ралли , не принесли очков, что поставило под угрозу еще до его начала попытку англичанина завоевать титул. Четвертое место в залитой дождем Португалии положило начало его кампании, прежде чем он занял второе место на гравийных ралли в Аргентине и на Кипре , в обоих случаях уступив пилоту Ford Колину Макрею. Тем не менее, и шотландцу, и победителю Монте-Карло Томми Мякинену позже пришлось столкнуться с собственными препятствиями, в то время как постоянный набор очков Бернса завершился первой и единственной индивидуальной победой в сезоне в ралли в Новой Зеландии, а МакРэй уступил второе место. Затем Бернс финишировал вторым на Ралли Австралии и отстал от нового лидера отдельной серии Макрея в двух очках, хотя шотландцу и Мякинену пришлось бороться за пятое и шестое места соответственно на этом соревновании (и последнее из набранных очков позиций пилотов) на фоне разногласия по поводу того, что Макрей прибыл на контроль времени слишком поздно в конце первого этапа соревнований, чтобы иметь возможность выбрать благоприятный порядок бега на шарикоподшипнике гравий на второй день. Тем временем финн, со своей стороны, продолжал бороться с недавно омологированной версией автомобиля Mitsubishi Lancer Evolution World Rally Car доверенного ему , который был представлен его командой всего несколькими этапами ранее в Сан-Ремо . Решающий титул с четырьмя исходами, в том числе с девятиочковым аутсайдером, гонщиком Ford Карлосом Сайнсом, таким образом, пригласил на финальный этап серии в Великобритании.
Там все трое соперников Бернса должны были покинуть турнир к концу ответного матча в субботу. Таким образом, в воскресенье, 25 ноября 2001 года, Бернс занял третье место после дуэта Peugeot Гронхольма и Харри Рованпера, что позволило ему стать первым англичанином, выигравшим чемпионат мира по ралли: с 44 очками он стал чемпионом мира с наименьшим количеством очков со времен Система начисления очков в стиле Формулы-1 была введена в 1997 году. Когда Бернс проезжал финишную черту на заключительном этапе финального ралли в 2001 году, он произнес слова, которые, как считается, отдавали дань уважения своему штурману Роберту Риду: «Ты лучший в гонке». мир". [ нужна ссылка ] В ознаменование успеха названия Subaru выпустила в Великобритании специальную версию Subaru Impreza под названием RB5 . [6] За услуги англичанина на следующий сезон 2002 года последовала запутанная судебная тяжба, в которой победителями вышли новые претенденты, чемпионы производителей 2000 и 2001 годов Peugeot.
2002–2003: Возвращение в Peugeot.
[ редактировать ]Бернс вернулся в Peugeot в сезоне 2002 года. Хотя Peugeot была лидирующей командой того периода, Бернсу было трудно соответствовать темпу своих товарищей по команде Маркуса Грёнхольма (на гравии) и Жиля Паницци (на асфальте). Таким образом, к существующему счету из десяти триумфов WRC добавиться не удалось, поскольку борьба за второй титул чемпиона мира оказалась для Бернса столь же бесплодной. Он выиграл Ралли Аргентины , но вскоре был дисквалифицирован, так как его 206-й вес оказался недостаточным, что отдало победу Сайнсу, а на Ралли Новой Зеландии он лидировал до тех пор, пока ближе к концу второго дня он не перевернул свою машину, что вынудило его сойти с дистанции. он боролся за титул, хотя и основывался больше на регулярных финишах на подиуме, чем на победах, На протяжении большей части сезона 2003 года - подвиг, который не убедил его остаться за рулем 206 WRC .
В сезоне 2003 года он по-прежнему не выигрывал, хотя семь подиумов означают, что большую часть сезона он лидировал в чемпионате. Мрачная перспектива продолжения победной засухи с французской командой оставила Бернса готовым вернуться в Subaru, подписав контракт с ними во второй раз, начиная с сезона 2004 года , причем уловка заключалась в том, чтобы соединить его с будущим обладателем титула 2003 года норвежцем Петтером Сольбергом . Однако в ноябре 2003 года, когда англичанин направлялся на завершающее сезон ралли Уэльса в Великобритании, все еще имея шанс выиграть титул, Бернс потерял сознание, вместе с пилотом Ford Маркко Мяртином когда ехал на ралли . Его отстранили от участия в турнире и, следовательно, от титульного боя, а позже ему поставили диагноз астроцитома , тип злокачественной опухоли головного мозга. [7] За лечением в 2004 году последовала операция в апреле 2005 года, которую охарактеризовали как «очень успешную». [8] Но диагноз, что этот тип опухоли головного мозга является злокачественным, был осознан лишь вскоре. В августе 2005 года был организован день фанатов, на котором сторонники Бернса были приглашены посмотреть его коллекцию частных автомобилей, но он не мог водить машину, поэтому его штурман Роберт Рид занял место в его личном автомобиле.
Победы в WRC
[ редактировать ]# Событие Сезон штурман Машина 1 Сафари Ралли 1998 Роберт Рид Митсубиси Лансер Эволюшн IV 2 Ралли Великобритании Митсубиси Лансер Эволюшн В 3 Ралли Акрополя 1999 Субару Импреза ВКР 99 4 Ралли Австралии 5 Ралли Великобритании 6 Сафари Ралли 2000 7 Ралли Португалии Субару Импреза ВРК 00 8 Ралли Аргентины 9 Ралли Великобритании 10 Ралли Новой Зеландии 2001 Субару Импреза WRC 2001 г.
Полные результаты WRC
[ редактировать ]Результаты APRC
[ редактировать ]Год | Абитуриент | Машина | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | APRC | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1993 | Ричард Бернс | Субару Легаси 4WD Турбо | ИДИ | Новая Зеландия | МИС | ИЗ | ЕСТЬ 2 | ? | ? | |
1994 | 555 Subaru World Rally Team | Субару Импреза 555 | ИДИ Верно | Новая Зеландия Верно | МИС 2 | ИЗ 5 | Гонконг 2 | ЕСТЬ 2 | 3-й | 45 |
1995 | 555 Subaru World Rally Team | Субару Импреза 555 | ИДИ | Новая Зеландия Верно | МИС | ИЗ | Гонконг 3 | ЕСТЬ 3 | ? | ? |
1996 | Петронас Митсубиси Раллиарт | Митсубиси Лансер Эво III | ЕСТЬ Верно | ИДИ Верно | МИС 2 | Новая Зеландия 1 | ИЗ 5 | Гонконг 2 | 2-й | 58 |
1997 | Митсубиси Раллиарт | Митсубиси Лансер Эво III | ЕСТЬ | Китай | Новая Зеландия 4 | МИС | ИДИ 4 | ИЗ 4 | 6-е место | 30 |
Смерть
[ редактировать ]Поздно вечером в пятницу, 25 ноября 2005 года, через четыре года после победы на чемпионате мира по ралли 2001 года , Бернс скончался в больнице Веллингтона в Сент-Джонс-Вуд , Лондон. [9] 34 года, после нескольких дней пребывания в коме из-за опухоли головного мозга . [10] Поминальная служба прошла в церкви Святого Луки в Челси в четверг, 22 декабря 2005 г. [11] из BBC TV с чтениями Джереми Кларксона и Стива Райдера , а также дань уважения одному из его ближайших друзей, фотографу Колину МакМастеру. [12] Он был похоронен в церкви Святых Петра и Павла в Чекендоне .
Британское телешоу Top Gear отдало дань уважения Бернсу. Ведущий Джереми Кларксон сказал, что «насколько нам известно, в новостях полностью доминирует печальная смерть Ричарда Бернса». Никаких других автомобильных новостей в этом выпуске объявлено не было. Бернс ранее дважды появлялся на Top Gear : один раз рекламировал ралли как более интересный и влиятельный, чем Формула-1 , а затем участвовал в тест-драйве Peugeot RC .
Subaru почтила память Бернса в Касл-Комб в 2006 году, когда на трассу вышло более пятидесяти Subaru Impreza RB5, в том числе RB5 № 001, которым управлял Алекс Бернс, отец Ричарда. В 2007 году они также выпустили специальную версию Impreza WRX STI — RB320 — в память о Бернсе. Он оснащен пакетом Prodrive Performance Pack мощностью 320 л.с. (240 кВт ), подвеской, разработанной Prodrive , спортивным комплектом пружин и доступен только в «черный обсидиан» цвете . Вырученные средства пошли в Фонд РБ. [13] [14]
Во время Фестиваля скорости в Гудвуде в 2006 году был открыт фонд RB, названный в честь инициалов Бернса, с заявленной целью «вдохновлять и поддерживать людей с серьезными травмами и заболеваниями». [15] Фонд также собирает деньги для Фонда Майкла Парка , который занимается повышением безопасности на автоспортивных мероприятиях. Британская группа Travis посвятила свой альбом The Boy with No Name (2007) памяти Бернса. [16]
Ричард Бернс Трофи
[ редактировать ]В 2006 году награда молодого гонщика на ралли Уэльса в Великобритании была переименована в его честь в «Трофей Ричарда Бернса». [17] Он присуждается водителю, занявшему наивысшее место и не имеющему приоритета, в возрасте 25 лет и младше. [18]
См. также
[ редактировать ]- Richard Burns Rally — видеоигра с Ричардом Бернсом в главной роли.
- Список известных пациентов с опухолью головного мозга
- Автомобильный клуб для детей до 17 лет
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Ричард Бёрнс, чемпион по ралли, пришедший из ниоткуда» . Гоночная площадка . Проверено 1 января 2023 г.
- ^ Бернс, Р.: Амбиции вождения , стр. 201. Ходдер и Стоутон, 2002.
- ^ Бернс, Р.: Амбиции вождения , стр. 53. Ходдер и Стоутон, 2002.
- ^ Бернс, Р.: Амбиции вождения , стр. 72. Ходдер и Стоутон, 2002.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Эванс, Дэвид (25 ноября 2021 г.). «Рейтинг 10 лучших ралли легенды WRC Ричарда Бернса» . Автоспорт . Проверено 25 ноября 2021 г.
- ^ «Субару Импреза РБ5» . Архивировано из оригинала 23 декабря 2005 года . Проверено 10 мая 2024 г.
- ^ «Ожогов с диагнозом опухоль головного мозга» . bbc.co.uk. 17 ноября 2003 года . Проверено 25 февраля 2008 г.
- ^ «Ожоговая операция прошла очень успешно » . bbc.co.uk. 26 апреля 2005 года . Проверено 25 февраля 2008 г.
- ^ «Бывший чемпион мира Бернс умирает в 34 года» . Timesofmalta.com . 27 ноября 2005 г. Проверено 10 мая 2024 г.
- ^ «Умер бывший чемпион мира Бернс» . bbc.co.uk. 26 ноября 2005 г. Проверено 25 февраля 2008 г.
- ^ «Назначена дата поминальной службы по Бернсу» . краш.нет. 2 декабря 2005 г. Архивировано из оригинала 21 февраля 2013 г. Проверено 26 февраля 2008 г.
- ^ Макмастер, Колин (25 ноября 2021 г.). «Вспоминая Ричарда Бернса: человек, который знал его лучше всех» . Автокар . Проверено 1 января 2023 г.
- ^ «Subaru анонсирует RB320 STi в честь погибшего раллиста» . Автоблог . 22 ноября 2006 г. Проверено 26 февраля 2008 г.
- ^ "Субару Импреза WRX STI RB320 2007 года выпуска" . Rsportscars.com . Архивировано из оригинала 18 февраля 2008 года . Проверено 26 февраля 2008 г.
- ^ «Ричард Бернс» . Bebo.com . Проверено 25 февраля 2008 г.
- ^ «Мальчик без имени» . Travisonline.com . Архивировано из оригинала 25 ноября 2014 года . Проверено 26 февраля 2008 г.
- ^ «Виноградная лоза: Ралли Уэльса в Великобритании в честь Бернса, Парка» . Autosport.com .
- ^ «Правила Уэльса по ралли Великобритании» (PDF) . Autosport.cz . Проверено 10 мая 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фонд Ричарда Бернса. Архивировано 5 марта 2010 года на официальном сайте Wayback Machine .
- Краткая биография Ричарда Бернса @ BBC.co.uk