Колин Макрей
![]() Колин Макрей на X Games XIII в 2007 году. | |
Персональная информация | |
---|---|
Национальность | ![]() ![]() |
Рожденный | Ланарк , Шотландия | 5 августа 1968 г.
Умер | 15 сентября 2007 г. Ланарк, Шотландия | (39 лет)
чемпионата мира по ралли Рекорд | |
Активные годы | 1987 – 2003 , 2005 – 2006 [1] |
штурман | ![]() ![]() |
Команды | Субару , Ситроен , Форд , Шкода |
Митинги | 146 |
Чемпионаты | 1 ( 1995 ) |
Победы в ралли | 25 |
Подиумы | 42 |
Победы на этапах | 460 |
Всего баллов | 626 |
Первый митинг | 1987 Шведское ралли |
Первая победа | 1993 Ралли Новой Зеландии |
Последняя победа | 2002 г. Ралли Сафари |
Последний митинг | 2006 Ралли Турции |
Колин Стил Макрей , [2] MBE (5 августа 1968 - 15 сентября 2007) был шотландским раллийным гонщиком. Он был чемпионом Великобритании по ралли 1991 и 1992 годов , а в 1995 году стал первым британским гонщиком, выигравшим чемпионата мира по ралли титул пилота .
В 27 лет Макрей стал самым молодым чемпионом мира в истории, и этот рекорд сохранялся до 2022 года. Выступления Макрея с командой Subaru World Rally Team позволили команде выиграть титул чемпиона мира по ралли среди производителей три раза подряд в 1995, 1996 и 1997 годах . После четырех лет работы в команде Ford Motor Co. , где Макрей выиграл девять гонок, он перешел в команду Citroën World Rally Team, в 2003 году где, несмотря на то, что не выиграл ни одного этапа, помог им выиграть свой первый титул производителей. В 1996 году он был назначен членом Ордена Британской империи за заслуги перед автоспортом. [3] Одержав 25 побед в WRC, Макрей был рекордсменом по количеству побед в серии на момент своего ухода из ралли в 2003 году. Рекорд с тех пор побит. [4]
В 2007 году Макрей погиб, когда вертолет, которым он пилотировал, разбился возле его дома. [5] Его сын и двое друзей семьи также были убиты. [6]
Личная жизнь
[ редактировать ]Макрей родился в Ланарке , Шотландия, в семье Джимми и Маргарет Макрей. [2] [7] Джимми Макрей был пятикратным победителем чемпионата Великобритании по ралли . Макрей был старшим из трех братьев; его средний брат Алистер Макрей также является гонщиком раллийных автомобилей. [8] [9] [10] Дядя Макрея по материнской линии Хью «Шаг» Стил также был бывшим гонщиком ралли. [11] Он посещал начальную школу Роберта Оуэна и гимназию Ланарк , а также год проучился в колледже Коатбридж . [12] [13] Он работал в компании Archie's Autos, затем техником в компании своего отца, занимающейся сантехникой и отоплением. [12] [13]
Макрей был женат на Элисон (урожденной Гамильтон), с которой он познакомился в 19 лет, когда она работала его штурманом. [2] и у них было двое детей, Холли и Джонни. [14] Макрей переехал в княжество Монако в 1995 году, отчасти благодаря дружбе с Дэвидом Култхардом . [15] Однако по мере того, как его молодая семья подрастала, он проводил больше времени в своем доме в Ланаркшире . [16] Пара купила Джервисвуд-хаус 17 века. [17] Племянник Макрея, Макс Макрей, также является автогонщиком. [18]
В 1996 году Макрей был назначен членом Британской империи за заслуги перед автоспортом в списке наград по случаю дня рождения . [19]
Карьера
[ редактировать ]Ранняя карьера
[ редактировать ]Макрей начал свою спортивную карьеру в автоспорте, катаясь на триальных велосипедах в раннем возрасте, несмотря на то, что его больше интересовали четырехколесные машины, чем двухколесные велосипеды. [20] В тринадцать лет он стал чемпионом Шотландии по мотокроссу среди школьников. [2] В шестнадцать лет через автомобильный клуб Coltness Макрей нашел автотестирование , приобрел Mini Cooper и начал участвовать в соревнованиях. [20] Год спустя он начал вести переговоры с другим членом клуба об использовании взятого напрокат Hillman Avenger GT. [21] для Kames Stages, митинга на одной площадке недалеко от дома Макрея. Макрей финишировал тринадцатым; первым в своем классе, хотя большую часть соревнований он провел на более высокой позиции. [20]
В 1986 году, управляя Talbot Sunbeam , Макрей принял участие в чемпионате Шотландии по ралли вместе с Яном Гриндродом , штурманом своего отца, в качестве штурмана и вскоре сделал себе имя своей скоростью и захватывающим стилем вождения. Его стиль вождения вызывал множество сравнений с финским экс-чемпионом мира по ралли Ари Ватаненом , которого Макрей всегда боготворил. [2]
Его первым этапом WRC было ралли Швеции 1987 года на Vauxhall Nova , где он финишировал 36-м в общем зачете, а два года спустя снова за рулем Sierra и финишировал 15-м в общем зачете. [22] [23] В 1988 году он завоевал чемпионата Шотландии по ралли на своем Vauxhall Nova. корону [24] Следующей его машиной стал Ford Sierra XR 4x4 . В 1989 году он финишировал пятым в общем зачете на ралли Новой Зеландии на заднеприводном автомобиле Sierra Cosworth. [25] того года В 1990 году Макрей занял шестое место на ралли RAC , несмотря на несколько аварий. [26] подписал его Prodrive В 1991 году Макрей стал профессионалом, когда босс Дэвид Ричардс с командой Subaru на чемпионате Великобритании по ралли с годовой зарплатой примерно в 10 000 фунтов стерлингов. [27] Макрей был чемпионом Великобритании по ралли в 1991 и 1992 годах, а вскоре перешел в заводскую команду Subaru на уровне чемпионата мира по ралли . [28] [29] В 1992 году Макрей дебютировал в чемпионате Великобритании по кузовным гонкам , единожды выступив за заводскую команду BMW, управляемую Prodrive, на этапе Нокхилл, где он столкнулся с Мэттом Нилом . Официальные лица гонки установили, что МакРэй стал причиной столкновения, которого можно было избежать, и впоследствии дисквалифицировали его. [24]
Чемпионат мира по ралли
[ редактировать ]1993–1998: Субару
[ редактировать ]
Во время своего продвижения в 1993 году Макрей первоначально управлял Prodrive построенным группы A Subaru Legacy вместе с финнами Ари Ватаненом, Ханну Микколой и Маркку Аленом . Затем Макрей выиграл свое первое ралли WRC на автомобиле на ралли Новой Зеландии в том же году . Это также была первая победа в ралли недавно сформированной Subaru World Rally Team незадолго до того, как Legacy должен был быть заменен новой Subaru Impreza 555 . Таковы были успехи его молодой заводской команды Subaru, когда они соревновались с лидирующей Toyota с двигателем командой TTE , которая была исключена из чемпионата после Ралли Каталонии 1995 года из-за использования нелегального воздушного ограничителя . Лишь в 1995 году МакРэй завоевал титул пилота, который он закрепил победой в прямой борьбе со своим товарищем по команде, двукратным чемпионом Карлосом Сайнсом , на завершающем сезоне Ралли Великобритании . Несмотря на то, что в последующие годы он по-прежнему является победителем в индивидуальных ралли, включая все более специализированные соревнования, такие как На ралли Акрополь , Ралли Сафари и Тур де Корс Макрей не смог занять лучшее второе место в турнирной таблице ни в 1996, ни в 1997 году, в обоих случаях уступая Финляндии и Mitsubishi Ralliart из Томми Мякинену . За это время он помог Subaru завоевать три титула производителей подряд. , который стал его последним сезоном в команде, В 1998 году он выиграл еще три ралли и занял третье место в турнирной таблице, а также выиграл Гонку чемпионов на Гран-Канарии , Канарские острова .
1999–2002: Форд
[ редактировать ]
После нескольких лет переменного успеха Макрей M-Sport управляемую перешёл в заводскую команду Ford, в 1999 году , за рулём нового раллийного автомобиля Ford Focus . По условиям сделки Макрей за два года заработал шесть миллионов фунтов, что на тот момент сделало его самым высокооплачиваемым раллийным гонщиком в истории. [30] Он сразу же одержал две победы подряд на ралли Сафари и ралли Португалии . Однако на протяжении большей части оставшейся части сезона у новой машины было много проблем с шунтами и надежностью, в результате чего она заняла лишь шестое место в общем зачете чемпионата. Более того, в том году для Макрея начался редкий личный бессмысленный забег, который завершился лишь подиумом на Ралли Швеции в следующем феврале . Макрей одержал победу на асфальтовых поворотах Каталонии и на гравийных трассах Греции и занял 4-е место в общем зачете 2000 года . В середине сезона 2000 года недостаточная надежность Focus привела к тому, что Макрей пригрозил покинуть команду, если проблемы продолжатся. [31] Улучшение ситуации к концу сезона привело к тому, что он решил продлить контракт с «Фордом» еще на два года. [32]
Периодический успех Макрея с Ford продолжился и в 2001 году , когда, не сумев забить ни в одном из первых четырех раундов, в том числе на мгновение опередив действующего победителя Томми Мякинена на этапах открывающего сезон ралли Монте-Карло , прежде чем его вынудили уйти в отставку, он затем ушел одержит три победы подряд в Аргентине, на Кипре и в Греции и сравняется с Мякиненом, возглавляющим таблицу очков. Однако, снова возглавив чемпионат и выйдя в финальный этап в Великобритании, Макрей еще раз упустил возможный второй титул, вылетев из строя и заняв второе место в чемпионате пилотов, отстав на два очка от Subaru из Ричарда Бернса .
Одержав победу в ралли Сафари в 2002 году , Макрей вошел в книгу рекордов как гонщик, одержавший наибольшее количество побед на чемпионате мира по ралли. Его рекорд побил Карлос Сайнс . Контракт Макрея с Фордом подошел к концу после сезона 2002 года, и после того, как, как сообщается, он запросил зарплату в пять миллионов фунтов в год, Форд решил не продлевать контракт, не желая выделять такую большую часть своего бюджета на зарплату водителя. Стороны пришли к дружескому соглашению: европейский директор Ford по автоспорту Мартин Уитакер заявил: «От имени всех нас в Ford Motor Company я хотел бы публично поблагодарить Колина и Ники за их усилия в течение последних четырех лет с командой Ford. Я желаю им обоим удачи в будущем». [33] Макрей сказал о своем пребывании в Ford: «Это были очень успешные четыре года, мы добились множества очень хороших результатов, и я очень рад, что у нас с Фордом сложилось очень успешное партнерство». [34]
2003: Ситроен
[ редактировать ]
В 2003 году МакРей подписал контракт с Citroën, командой, имеющей послужной список победителей благодаря успехам прошлого года с молодым французом Себастьяном Лёбом , но в остальном проводившую свою первую полноценную кампанию на уровне чемпионата мира по ралли. Второе место Макрея во время его дебюта в Монте-Карло вместе с Лебом и Карлосом Сайнсом , которым на борту Xsara WRC удалось финишировать со счетом 1–2–3, что является лучшим результатом, которого он добился для команды, поскольку он закончил сезон седьмым. в чемпионате пилотов без побед. В сезоне 2004 года внесены изменения в правила, заменяющие предыдущую практику наличия трех назначенных бомбардиров в команде до двух. Поскольку у Лёба истекал срок действия многолетнего контракта, это означало, что заводская команда Citroën под руководством Ги Фрекелена была вынуждена выбирать между увольнением Макрея или Сайнса. Поскольку Сайнс был более успешным из них двоих в сезоне 2003 года, Макрею пришлось искать другое место в 2004 году. [35] Дэвид Ричардс, бывший босс Макрея в Subaru, который к тому времени взял на себя управление владельцами коммерческих прав WRC ISC и беспокоился, что потеря такого персонажа, как Макрей, повредит его способности продвигать спорт, начал пытаться помочь Макрею найти драйв на 2004 год. . [36] Макрей не смог найти команду и впервые за более чем десять лет не будет участвовать в чемпионате мира по ралли.
Более поздняя карьера
[ редактировать ]
Макрей также участвовал в других гоночных сериях, помимо чемпионата мира по ралли. В сентябре 2002 года он принял участие в гонках ASCAR Racing Series на автодроме Rockingham Motor Speedway в Нортгемптоншире. [37] финишировав на шестом месте. [38]
Макрей вернулся в Prodrive для участия в гонках «24 часа Ле-Мана» 2004 года , где он занял третье место в классе GTS и девятое место в общем зачете на Ferrari 550 -GTS Maranello в партнерстве с Дарреном Тернером и Рикардом Райделлом . Победитель Ле-Мана Аллан Макниш отметил, что «Колин адаптировался гораздо лучше, чем люди ожидали» к гонкам на спортивных автомобилях на выносливость. [39] [40]

Макрей дебютировал на ралли Дакар за рулем Nissan в январе 2004 года и одержал две победы на этапах. [41] [42] Он вернулся на «Дакар» в 2005 году и был самым быстрым на двух из первых трех этапов в Марокко, прежде чем вылетел из ралли ближе к концу шестого этапа. [43]
В 2004 и 2005 годах Макрей представлял Великобританию в «Гонка чемпионов» Кубке Наций вместе с гонщиком Формулы-1 и шотландцем Дэвидом Култхардом . [44] [45] На турнире 2006 года Англия и Шотландия вошли в отдельные команды, а Макрей и Култхард воссоединились, чтобы представлять Шотландию. [46]
В 2005 году Макрей участвовал в гонке Baja 500 Portalegre и выиграл соревнование. [47]
Затем Макрей вернулся в серию для разовых выступлений за Škoda на 2005 года Ралли Великобритании и Австралии , финишировав седьмым соответственно и сойдя с дистанции из -за проблемы со сцеплением на последнем этапе ралли, последнее положило конец перспективам Škoda на лучший результат. [48]
5 августа 2006 года Макрей выступал за Subaru в первом американском ралли, транслируемом в прямом эфире по телевидению, в Лос-Анджелесе в рамках X-Games . Макрей перевернул машину на предпоследнем повороте после неловкого приземления в прыжке, в результате чего были повреждены передний бампер и левое переднее колесо. Несмотря на это, МакРэй сохранил работу машины и продолжил путь к финишу, его время всего на 0,13 секунды медленнее, чем у будущего победителя Трэвиса Пастраны. [49] [50] Он неожиданно участвовал в своем последнем ралли на полузаводском Kronos Citroën на Ралли Турции в сентябре, где он заменил Себастьяна Леба, пока француз восстанавливался после травмы, полученной в результате аварии на велосипеде непосредственно перед соревнованием. [51] на последней ступени Проблема с генератором привела к тому, что он сошел с седьмого места. Впоследствии Citroën отказался от участия в предстоящем Ралли Австралии и заменил его Ксавье Понсом . [52]
24 часа карьеры в Ле-Мане | |
---|---|
Годы | 2004 |
Команды | Продрайв Гонки |
Лучшая отделка | 9 место в общем зачете, 3 место в классе ( 2004 г. ) |
Класс побеждает | 0 |
В августе 2007 года Макрей сказал, что все еще надеется найти место на сезон WRC 2008 года, но сказал, что «если этого не произойдет в следующем году, то я не вернусь, потому что у вас может что-то не получиться только на на этом уровне так долго». [53] В 2007 году, беседуя с Autosport подкастом , Дэвид Ричардс подтвердил, что он и МакРэй говорили о возвращении Макрея в Subaru в сезоне 2008 года. Макрей связался с Робертом Ридом, чтобы тот стал его штурманом, и пара должна была вместе пройти тесты, но Макрей был убит до того, как испытание могло состояться. [54] [55]
Смерть
[ редактировать ]Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 15 сентября 2007 г. |
Краткое содержание | Ошибка пилота |
Сайт | Ланарк , Шотландия , Великобритания |
Самолет | |
Тип самолета | Еврокоптер AS350B2 Белка |
Регистрация | G-CBHL |
Оккупанты | 4 |
Погибшие | 4 |
Выжившие | 0 |
Макрей погиб 15 сентября 2007 года во время пилотирования своего частного вертолета Eurocopter AS350B2 Squirrel . [56] [57] который разбился в 1 миле (1,6 км) к северу от Ланарка , Шотландия, недалеко от дома семьи МакРей. [5] [58] В катастрофе также погибли пятилетний сын Макрея Джонни и двое друзей семьи, Грэм Дункан и шестилетний друг Джонни Бен Порчелли. [59] [60] Ранее активный веб-сайт Макрея, ColinMcRae.com , позже был заменен мемориальным экраном, на котором были указаны некоторые подробности катастрофы, а затем опубликовано короткое заявление от имени отца Макрея, Джимми. [61] а позже и книга соболезнований. [61]
Ритуальные и торжественные услуги
[ редактировать ]Похороны Колина и Джонни состоялись 26 сентября в крематории Далдоуи недалеко от Глазго, их провели преподобный Том Хьюстон, женившийся на семье Макрей, и преподобный Стивен Рид, капеллан школы Джонни. С речью выступил Робби Хед, бывший гонщик ралли и комментатор, который был близким другом Макрея, а преподобный Хьюстон дал благословение. Племянница и племянники Макрея исполнили Highland Cathedral популярную похоронную песню . Песня « (Sittin' On) The Dock of the Bay » Отиса Реддинга , любимая песня Макрея, звучала, когда семья вошла в часовню. The Proclaimers песня « I’m on My Way Когда они ушли, заиграла ». Колин и Джонни Макрей были кремированы в одном гробу. Среди присутствующих на похоронах были коллеги-шотландские автогонщики Джеки Стюарт и Дарио Франкитти . [62]
В воскресенье, 30 сентября, в 16.00 в Свято-Никольском храме Ланарка состоялось богослужение «Праздник жизни». Кадры из карьеры и личной жизни Макрея транслировались на больших видеоэкранах возле церкви. Около 700 скорбящих заполнили церковь, а снаружи собралась толпа до 15 000 человек. Незадолго до 16:00 Мартин Хьюинс, личный волынщик Макрея на протяжении многих лет, играл « Цветок Шотландии », когда семья прибыла в церковь. Службу провела преподобная Элисон Мейкл, которая сказала: «Две недели назад Ланарка поразила тишина. Ужасное молчание, купленное огромной ценой. Однако в наших слезах любовь сильнее смерти». Позже песня Кенни Роджерса и Долли Партон « Islands in the Stream прозвучала любимая Джонни ». Друзья пары поделились стихами и анекдотами из жизни МакРей. После службы вдова, брат и отец Колина Макрея поклонились и аплодировали толпе, собравшейся снаружи, чтобы отдать дань уважения семье Макрей. [63]
Реакция
[ редактировать ]
Объявление о смерти Макрея произошло во время квалификации Гран-при Бельгии 2007 года, когда комментатор ITV Джеймс Аллен сообщил зрителям эту новость. Формулы-1 Пилот Дэвид Култхард , друг Макрея, который должен был вместе с ним представлять Шотландию в Гонке чемпионов на стадионе Уэмбли 16 декабря. [64] описал его как «заниженного, но фантастически талантливого человека» и объявил, что он будет участвовать в Гран-при Японии 2007 года в ливрее шлема, похожей на ливрею Макрея, в качестве дани уважения. [65] Во время финала чемпионата Шотландии по ралли 2007 года «Лесные этапы Колина Макрея», проходившего в Перте в сентябре 2007 года, [66] Машины номер 1 не было, так как Макрей должен был водить гоночную машину на мероприятии. Вместо этого его машина была припаркована у начала митинга, где фанаты смогли расписаться в книге соболезнований. [67]
После своей победы на встрече Brands Hatch в сезоне чемпионата мира по кузовным гонкам 2007 года . Энди Приоль посвятил ее Макрею, отметив, что его смерть «показывает, насколько хрупкой может быть жизнь» [68] Бывший соперник Макрея, четырехкратный чемпион мира по ралли Томми Мякинен прокомментировал аварию вертолета как ужасающую новость и охарактеризовал Макрея как «приятного парня и жесткого соперника». [69] Валентино Росси , которого Макрей научил основам вождения раллийного автомобиля, сказал, что он был шокирован и опечален смертью Макрея. Свою победу на Гран-при Португалии по мотоциклам 2007 года он посвятил Макрею, сказав: «Я хочу посвятить это Колину Макрею. Он был одним из моих больших кумиров, когда я был очень молод, и именно из-за него у меня появилась большая страсть к ралли». ". [70]
Расследование
[ редактировать ]После крушения на место происшествия прибыла следственная группа из Отдела по расследованию авиационных происшествий в сотрудничестве с полицией Стратклайда. Обломки вертолета были перевезены в Фарнборо для дальнейшего судебно-медицинского расследования. Отчет о происшествии был опубликован 12 февраля 2009 года. В нем AAIB не пришел к определенному выводу относительно причины происшествия, вместо этого заявив, что «вертолет разбился в лесистой долине при маневрировании на высокой скорости и малой высоте». . До удара он был неповрежденным, и имеющиеся доказательства указывали на то, что двигатель работал. Причина аварии не была точно установлена. Хотя не было обнаружено никаких технических причин, объясняющих аварию, полностью исключить техническую неисправность нельзя. Однако более вероятно, что пилот предпринял попытку разворота на малой высоте, во время которого вертолет отклонился от намеченной траектории полета, будь то из-за того, что пилот столкнулся с трудностями в управлении, неправильной оценкой, пространственной дезориентацией, отвлечением внимания или сочетанием таких событий; . Были признаки того, что пилот начал подъем, но из-за недостаточной высоты для его завершения вертолет врезался в деревья в долине и разбился, в результате чего погибли все четверо пассажиров». [71] Родители Бена Порчелли не разрешили Макрею взять сына на вертолет. [72]
6 сентября 2011 года расследование инцидента со смертельным исходом пришло к выводу, что Макрей был виноват в крушении вертолета, которого можно было избежать, которое привело к его смерти и гибели его пассажиров. [73] Шериф Никола Стюарт заявил после 16-дневного расследования, что Макрей во время крушения совершал «ненужные и небезопасные» полеты на малой высоте и что как частный пилот Макрей не был квалифицирован и не обучен летать на такой высоте. уровень. [74] [75] [72] Также выяснилось, что срок действия летной лицензии Макрея истек в 2005 году, а его «действительный типовой рейтинг» для вертолета истек в марте 2007 года. [72] [76]
Наследие
[ редактировать ]В память о Макрее организаторы шведского ралли учредили награду за самый длинный прыжок через гребень на этапе ралли Варгосен. Первым обладателем награды Colin's Crest стал Ford пилот из Объединенных Арабских Эмиратов Халид аль-Кассими , который зафиксировал дистанцию 30 метров. [77]

27 сентября 2008 года ралли Colin McRae Forest Stages . в Перте, Шотландия, состоялось [78] В памяти Макрея принял участие расширенный список участников из нескольких бывших известных раллийных гонщиков. [79] В список участников вошли бывшие гонщики чемпионата мира Ханну Миккола , Ари Ватанен (партнером которого был его штурман, победитель WRC 1981 года Дэвид Ричардс ), Бьорн Вальдегард , Малкольм Уилсон , Рассел Брукс , Джимми Макрей , Эндрю Коуэн и Луиза Эйткен-Уокер , многие из которых участвовали в соревнованиях. на своих оригинальных машинах. В нем также приняли участие несколько нынешних пилотов WRC, в том числе Мэтью Уилсон , Крис Мик и Трэвис Пастрана . [80] Абсолютным победителем стал пилот Stobart VK M-Sport Ford Rally Team Мэтью Уилсон на Ford Focus WRC. [78] Брат Макрея Алистер Макрей выиграл классическую категорию.
В ноябре 2008 года Макрей был посмертно занесен в Зал спортивной славы Шотландии . [8]
В 2015 году, через 20 лет после того, как Макрей выиграл чемпионат WRC 1995 года, выставка памятных вещей, в том числе автомобилей, была представлена в сервисном парке на ралли Великобритании 2015 года. [81]
В ноябре 2020 года вышел документальный фильм, посвященный 25-летию победы Макрея в WRC. [82] [83]
Кенийский автогонщик Макрей Кимати назван в его честь. [84]
Colin McRae Rally Серия видеоигр
[ редактировать ]Codemasters выпустила первую Colin McRae Rally видеоигру в 1998 году. Версия 2 , известная как Colin McRae Rally 2.0 , была выпущена в 2000 году для Sony PlayStation и Microsoft Windows ; она также была портирована на Game Boy Advance в 2002 году. Третья версия нашла широкую аудиторию на Windows и Xbox . Версии 04 и 2005 появились в 2004 году на всех основных платформах. 2005 также была переиздана для PlayStation Portable от Sony и Nokia от N-Gage .
Колин Макрей: Dirt — это название следующей части серии, вышедшей в 2007 году для Microsoft Windows, PlayStation 3 и Xbox 360 . Версия для PlayStation 3 была выпущена в Великобритании 14 сентября, за день до смерти Макрея. [85] Компания Codemasters Mobile выпустила специальное издание для мобильных телефонов.
Colin McRae: Dirt 2 была выпущена на Wii 8 сентября 2009 года, на PlayStation 3 и Xbox 360 11 сентября 2009 года, версия для ПК была выпущена 8 декабря 2009 года. Это была последняя игра в серии, на которой был указан знак « Прозвище Колина Макрея. [86]
27 июня 2013 года для устройств iOS была выпущена обновленная версия Colin McRae Rally 2.0 , названная просто Colin McRae Rally . [87] [88]
Колин Макрей R4
[ редактировать ]
В 2003 году Макрей приступил к разработке раллийного автомобиля под названием McRae R4, который он дебютировал на Фестивале скорости в Гудвуде в 2007 году. [89] Он был разработан как экономичная альтернатива другим раллийным автомобилям с дополнительным упором на безопасность. [90] [91]
Создан компанией DJM Race Preparation. [90] Шасси McRae R4 основано на стальном каркасе безопасности с карбоновыми панелями спереди и сзади, а также покрытой сталью кабиной. Подвеска состоит из сдвоенных поперечных рычагов с амортизаторами Proflex. В процессе проектирования автомобиля помогала компания Codemasters , которая создала 3D-модель автомобиля на основе первоначальных эскизов, сделанных DJM Motorsport. Кузов автомобиля во многом основан на кузове Ford Ka первого поколения , который считается оптимальным выбором с точки зрения размера, формы и веса. [91]
Двигатель представляет собой безнаддувный 4-цилиндровый 2,5-литровый двигатель Millington Diamond Engine мощностью 350 л.с. [92] Трансмиссия осуществляется через шестиступенчатую коробку передач, механическую или полуавтоматическую, а также механические передний и задний дифференциалы с возможностью выбора механического или активного центрального дифференциала. Автомобиль может выпускаться как с 2, так и с 4 приводами. [93]
Гоночный рекорд
[ редактировать ]Полные результаты чемпионата мира по ралли
[ редактировать ]Победы на чемпионате мира по ралли |
---|
Резюме WRC
[ редактировать ]Сезон | Команда | Начинается | Победы | Подиумы | Победы на этапах | ДНФ | Очки | Окончательный результат |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1987 | Частный | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | Северная Каролина |
Британская юниорская сборная по ралли | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | ||
1988 | Пежо Талбот Спорт | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | Северная Каролина |
1989 | Частный | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 34-е |
Гэри Смит Автоспорт | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 8 | ||
КРАСНЫЙ | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | ||
1990 | Шелл Великобритания Ойл | 1 | 0 | 0 | 4 | 0 | 6 | 34-е |
1991 | Subaru Раллийная команда Европы | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | Северная Каролина |
1992 | Subaru Раллийная команда Европы | 5 | 0 | 1 | 16 | 1 | 34 | 8-е место |
1993 | 555 Subaru World Rally Team | 7 | 1 | 2 | 39 | 2 | 50 | 5-е место |
Субару МСГ | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | ||
1994 | 555 Subaru World Rally Team | 8 | 2 | 2 | 51 | 3 | 49 | 4-й |
1995 | 555 Subaru World Rally Team | 8 | 2 | 5 | 47 | 2 | 90 | 1-й |
1996 | 555 Subaru World Rally Team | 9 | 3 | 4 | 46 | 3 | 92 | 2-й |
1997 | 555 Subaru World Rally Team | 14 | 5 | 6 | 78 | 6 | 62 | 2-й |
1998 | 555 Subaru World Rally Team | 13 | 3 | 5 | 62 | 5 | 45 | 3-й |
1999 | Форд Мотор Ко | 14 | 2 | 2 | 25 | 10 | 23 | 6-е место |
2000 | Форд Мотор Ко | 14 | 2 | 6 | 36 | 7 | 43 | 4-й |
2001 | Форд Мотор Ко | 14 | 3 | 5 | 35 | 5 | 42 | 2-й |
2002 | Форд Мотор Ко | 14 | 2 | 3 | 13 | 4 | 35 | 4-й |
2003 | Ситроен Тотал | 14 | 0 | 1 | 8 | 3 | 45 | 7-е место |
2005 | Шкода Моторспорт | 2 | 0 | 0 | 0 | 1 | 2 | 22-е |
2006 | Кронос Ситроен World Rally Team | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | Северная Каролина |
Общий | 146 | 25 | 42 | 460 | 58 | 626 |
Полные результаты чемпионата Великобритании по кузовным гонкам
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию) (Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Команда | Машина | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | округ Колумбия | оч |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1992 | М Тим Мобил | БМВ 318is | SIL 1 | ТРР 1 | ОЛЛ 1 | SNE 1 | БРХ 1 | ДОН 1 | ДОН 2 | SIL 1 | КНО 1 8 | КНО 2 ДСК | ПЕМ 1 | БРХ 1 | БРХ 2 | ДОН 1 | SIL 1 | 25-е | 1 |
Полные результаты «24 часов Ле-Мана»
[ редактировать ]Год | Команда | штурманы | Машина | Сорт | Круги | Поз. | Сорт Поз. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
2004 | ![]() | ![]() ![]() | Феррари 550 -GTS Маранелло | ГТС | 329 | 9-е место | 3-й |
Полные результаты Суперкубка Porsche
[ редактировать ]( ключ ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию - 2 очка, начисляемые с 2008 г. во всех гонках) (Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Команда | Машина | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | округ Колумбия | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2006 | Команда Мореллато Старс | Порше 997 GT3 | БХР | ITA1 | ГЕР1 23† | ESP | МОЙ 10 | Великобритания | США1 | США2 | ОТ | ГЕР2 | ОНА | ITA2 | НК‡ | 0‡ |
† — Не финишировал в гонке, но был классифицирован, поскольку преодолел более 90% дистанции гонки.
‡ — Не имеет права на получение баллов, поскольку является приглашенным водителем.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «РаллиБейс» . Архивировано из оригинала 20 марта 2007 года.
- ^ Jump up to: а б с д и Холмс, Мартин (18 сентября 2011 г.). «Колин Макрей» . Независимый . Проверено 13 сентября 2021 г.
- ^ Слава, Шотландский спортивный зал. «Колин Макрей, MBE | Зал спортивной славы Шотландии» . www.sshf.sportscotland.org.uk . Архивировано из оригинала 29 октября 2021 года . Проверено 15 сентября 2021 г.
- ^ «Макрей одержал рекордную 25-ю победу» . Независимый . 15 июля 2002 года . Проверено 24 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Роуз, Гарет; Уотсон, Гарет (16 сентября 2007 г.). «Ас ралли Колин Макрей погиб в результате крушения вертолета» . Шотландия в воскресенье . Архивировано из оригинала 30 декабря 2008 года . Проверено 15 сентября 2021 г.
- ^ Паттулло, Алан (28 декабря 2007 г.). «Шотландец: обзор года: автоспорт: смерть Макрея бросает тень на победу Франчитти в IndyCar». Шотландец .
- ^ «Каким бы тяжелым ни было столкновение, герой Колин всегда уходил» . независимый . 17 сентября 2017 г. Проверено 13 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Гиллон, Дуг (4 ноября 2008 г.). «Покойный чемпион Макрей — один из четырех новых шотландских призывников» . Вестник Шотландии . Медиа-группа Newsquest . Проверено 12 сентября 2021 г.
- ^ «Алистер Макрей: «Я никогда не переставал думать о Колине и всегда буду думать» » . Шотландец . 15 сентября 2017 года . Проверено 12 сентября 2021 г.
- ^ Шталь, Майкл (5 января 2019 г.). «Истории о колесах: укрепляем семью» . Какая машина . Проверено 13 сентября 2021 г.
- ^ «Хью 'Шуг' Стил - раллийный профиль eWRC-results.com» . eWRC-results.com .
- ^ Jump up to: а б Пикок, Энтони (16 сентября 2007 г.). «Некролог: Колин Макрей» . Хранитель . Проверено 5 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Водители — Колин Макрей» . www.juwra.com . Проверено 5 октября 2021 г.
- ^ «Колин Макрей будет управлять Fabia WRC на ралли Великобритании» , Skoda-Auto.com
- ^ «Вопросы и ответы с Колином МакРэем» , Racing Line. Архивировано 25 сентября 2006 г. в Wayback Machine.
- ^ Настоящий МакРей: Автобиография самого захватывающего раллийного гонщика Великобритании (200), Колин МакРей и Дерек Олсопп, Ebury Press, ISBN 0-09-188396-2
- ^ «Семейная дань уважения Макрею и сыну» . Новости Би-би-си . Би-би-си. 16 сентября 2007 года . Проверено 13 сентября 2021 г.
- ^ «Макрей-юниор планирует дебютировать в ралли» . WRC — Чемпионат мира по ралли . 28 декабря 2019 года . Проверено 12 сентября 2021 г.
- ^ «Поздравления в честь дня рождения королевы». Независимый . 15 июня 1996 г.
- ^ Jump up to: а б с Эванс, с. 6
- ^ Вождение забытой первой раллийной машины Колина Макрея (которая вела странную жизнь!) На YouTube
- ^ «Окончательные результаты Международного шведского ралли 1987 года» . eWRC-results.com . Проверено 15 сентября 2021 г.
- ^ Низко, Дэвид. «BBC - Спортивная нация - первый титул Колина Макрея на чемпионате мира по ралли в 1995 году» . www.bbc.co.uk. Би-би-си . Проверено 15 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Кеннуш, Софиан (17 декабря 2015 г.). «Жизнь шотландской суперзвезды ралли Колина Макрея» . www.scotsman.com . Проверено 15 сентября 2021 г.
- ^ «Окончательные результаты Ралли Ротманс Новой Зеландии 1989 года» . eWRC-results.com . Проверено 15 сентября 2021 г.
- ^ «Окончательные результаты Lombard RAC Rally 1990» . eWRC-results.com . Проверено 15 сентября 2021 г.
- ^ Кросс, Марк (директор) (17 декабря 2007 г.). Колин Макрей Легенда ралли (DVD). Дуглас, остров Мэн: Видео Дьюка.
- ^ «Subaru в международном ралли 1990–1992 годы наследия» . Журнал Drive Performance . Архивировано из оригинала 24 июля 2008 года . Проверено 16 сентября 2021 г.
- ^ «Бывшая машина McRae уйдет с молотка» . краш.нет. 12 декабря 2007 года . Проверено 15 декабря 2007 г.
- ^ «Макрей: машина со скоростью шесть миллионов фунтов» . Би-би-си Спорт. 14 ноября 2000 г. Проверено 2 января 2010 г.
- ^ «BBC News | АВТОСПОРТ | Макрей выдвигает Форду ультиматум» . news.bbc.co.uk. Проверено 15 сентября 2021 г.
- ^ «BBC SPORT | АВТОСПОРТ | Макрей придерживается Форда» . news.bbc.co.uk. Проверено 15 сентября 2021 г.
- ^ «Форд не может позволить себе Макрея» . Хранитель . Лондон: Guardian News and Media Limited. 26 сентября 2002 г.
- ^ Стэндли, Джеймс (12 ноября 2002 г.). «Макрей прощается с Фордом» . Би-би-си Спорт . Проверено 2 января 2010 г.
- ^ «Неопределенное будущее Макрея» . 12 сентября 2003 года . Проверено 15 сентября 2021 г.
- ^ «Высший руководитель ралли клянется помочь Макрею» . 15 сентября 2003 года . Проверено 15 сентября 2021 г.
- ^ «Макрей примет участие в гонке ASCAR в Рокингеме» . www.autosport.com . 9 сентября 2002 года . Проверено 12 сентября 2021 г.
- ^ «Чемпионат АСКАР 2002» . www.dlg.speedfreaks.org . Проверено 14 сентября 2021 г.
- ^ Олсоп, Дерик (12 июня 2004 г.). «Позиция Макрея впечатляет соперников» . Независимый . Лондон.
- ^ Риом, Пьер-Ив; Эрхардт, Никки (23 апреля 2014 г.). «Десять лет назад Колин Макрей участвовал в «24 часах Ле-Мана» . 24h-lemans.com . Проверено 14 сентября 2021 г.
- ^ «Макрей заявляет о победе на этапе Дакара» . Би-би-си Спорт . Би-би-си. 14 января 2004 года . Проверено 14 сентября 2021 г.
- ^ «Петеранзель выигрывает ралли Дакар» . Би-би-си Спорт . Би-би-си. 18 января 2004 года . Проверено 14 сентября 2021 г.
- ^ «Макрей вылетает из ралли Дакар» . Би-би-си Спорт . Би-би-си. 5 января 2005 г. Проверено 14 сентября 2021 г.
- ^ «Звезды выстраиваются в ряд на Гонку Чемпионов» . www.racecar.com . 30 сентября 2020 г. Проверено 14 сентября 2021 г.
- ^ «Гонка Чемпионов 2005» . www.eurosport.com . 21 октября 2005 г. Проверено 14 сентября 2021 г.
- ^ «Гонка Чемпионов 2006 – Кубок Наций» . www.racecar.com . 19 сентября 2006 г. Проверено 14 сентября 2021 г.
- ^ «Колин Макрей и Subaru, сделайте это! | AutoSport - AutoSport» . www.autosport.pt (на европейском португальском языке) . Проверено 14 сентября 2021 г.
- ^ «Из архива: легендарное выступление Колина Макрея на Ралли Австралии 2005» . ШКОДА Моторспорт . 10 ноября 2016 года . Проверено 18 сентября 2021 г.
- ^ « Он на одном уровне с Сенной» – вспоминая титул Макрея в WRC 25 лет спустя» . Би-би-си Спорт . Би-би-си. 28 ноября 2020 г. Проверено 14 сентября 2021 г.
- ^ «Окончательные результаты X Games 12 Rally 2006» . eWRC-results.com . Проверено 14 сентября 2021 г.
- ^ «Макрей заменяет травмированного Леба» . Новости Би-би-си . 4 октября 2006 г. Проверено 16 сентября 2007 г.
- ^ Пикок, Энтони (19 октября 2006 г.). «Ралли: Citroen отказался от Макрея после провала в Турции» . Хранитель . Проверено 14 сентября 2021 г.
- ^ «Макрей намерен вернуться в WRC в 2008 году» . Автоспорт . 3 августа 2007 г. Проверено 17 сентября 2007 г.
- ^ Автоспорт (14 сентября 2017). «Колин Макрей: 10 лет спустя» . Аудиобум . Проверено 2 ноября 2021 г.
- ^ Беньон, Джек. «Макрей мог бы вернуться в Subaru в 2008 году» . Новости автоспорта . Проверено 22 сентября 2021 г.
- ^ «Eurocopter AS350B2 Squirrel, G-CBHL, 15 сентября 2007 г.» . GOV.UK. Проверено 19 сентября 2021 г.
- ^ Ореович, Джон (18 сентября 2007 г.). «Ореович: Смерть Макрея сильно ударила по Франкитти» . ESPN.com . Проверено 22 сентября 2021 г.
- ^ " "Идеальный пилот" Макрей не виноват в катастрофе, - говорит отец" . Шотландец . Архивировано из оригинала 30 декабря 2008 года . Проверено 19 сентября 2007 г.
- ^ «Двое детей на вертолете Макрея» . Би-би-си. 16 сентября 2007 года . Проверено 16 сентября 2007 г.
- ^ «Макрей и дети погибли в результате крушения вертолета» . Ирландия онлайн. Архивировано из оригинала 30 декабря 2008 года . Проверено 16 сентября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б «Колин Макрей MBE 1968–2007» . Архивировано из оригинала 11 февраля 2019 года . Проверено 16 сентября 2007 г.
- ^ Митчелл, Виктория (27 сентября 2007 г.). «Трагический Макрей и сын лежат в одном гробу» . Шотландец . Эдинбург. Архивировано из оригинала 12 июля 2012 года . Проверено 27 сентября 2007 г.
- ^ Закон, Малкольм (1 октября 2007 г.). «Тысячи людей выстроились на улицах в честь местного героя» . Шотландец . Проверено 1 октября 2007 г.
- ^ «Дэвид Култхард воздает дань уважения «бесстрашному» Колину Макрею» . Таймс . Лондон. 16 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 2 декабря 2008 г. Проверено 26 сентября 2007 г.
- ^ «Култхард отдать дань уважения Макрею» . Официальный сайт автоспорта. 24 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 30 апреля 2013 г. Проверено 25 сентября 2007 г.
- ^ «Финальный митинг отдаст дань уважения Макрею» . Шотландия в воскресенье . Архивировано из оригинала 1 февраля 2013 года . Проверено 25 сентября 2007 г.
- ^ Маклауд, Мердо (30 сентября 2007 г.). «Митинг в честь Макрея» . Шотландия в воскресенье . Архивировано из оригинала 19 июля 2012 года . Проверено 30 сентября 2007 г.
- ^ «Приоль посвящает победу Макрею» . Ирландский эксперт . 24 сентября 2007 года . Проверено 12 сентября 2021 г.
- ^ «Томми Мякинен: Ужасающие новости» (на финском языке). Веб-сайт Ильта-Саномат . Архивировано из оригинала 13 февраля 2013 года . Проверено 17 февраля 2011 г.
- ^ «Эшторил MotoGP: Валентино Росси отдает дань уважения легенде ралли Колину Макрею» . новостей о мотоциклах Сайт . Проверено 27 сентября 2007 г.
- ^ «Еврокоптер AS350B2 Белка, G-CBHL» . Отдел по расследованию авиационных происшествий.
- ^ Jump up to: а б с «Колин МакРэй виновен в фатальной катастрофе вертолета» . Новости Би-би-си . Би-би-си. 6 сентября 2011 года . Проверено 12 сентября 2021 г.
- ^ «Колин Макрей признал себя виновным в гибели собственного вертолета» . Автоблог . 6 сентября 2011 г.
- ^ «Катастрофы вертолета Колина Макрея можно было избежать, - заявляет ФАИ» . Новости Би-би-си . 6 сентября 2011 года . Проверено 6 сентября 2011 г.
- ^ «Расследование несчастного случая со смертельным исходом по факту смерти Колина Макрея, Грэма Дункана, Бена Порчелли и Джона Макрея» . Судебная власть Шотландии. 6 сентября 2011 года. Архивировано из оригинала 22 июля 2015 года . Проверено 6 сентября 2011 г.
- ^ Уильямс, Рэйчел (12 февраля 2009 г.). «Бывший чемпион мира по ралли Колин Макрей не имел действующей лицензии пилота во время фатальной катастрофы вертолета» . Хранитель . Проверено 12 сентября 2021 г.
- ^ Пиво, Мэтт. «Аль Кассими выигрывает приз Colin's Crest» . автоспорта Официальный сайт . Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года . Проверено 27 сентября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б «Результаты этапов Colin McRae Forest Stages 2008» . eWRC-results.com . Проверено 22 сентября 2021 г.
- ^ «Ралли МакРэя» . Клуб Кольтнесс . 23 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 20 сентября 2008 г.
- ^ «Ралли Лесных этапов Колина Макрея 2008» . Motorsport.tv . Проверено 22 сентября 2021 г.
- ^ МакГилл, Джим (13 ноября 2015 г.). «20 лет спустя… в тот день, когда Колин Макрей отправился на вершину мира» . Вестник Шотландии . Медиа-группа Newsquest . Проверено 29 октября 2021 г.
- ^ Блэр, Джайлз (19 ноября 2020 г.). «Телешоу отдает дань уважения победе Колина Макрея в WRC 25 лет назад» . Ежедневная запись . Проверено 18 октября 2021 г.
- ^ Крейг, Джейсон (18 ноября 2020 г.). «Документальный фильм Колина МакРэя о WRC выйдет в свет» . Motor1.com . Проверено 18 октября 2021 г.
- ^ Линдси, Аласдер (23 февраля 2022 г.). «Как Макрей Кимати уже оправдывает свое знаменитое имя» . ГрязьФиш . Проверено 5 июля 2023 г.
- ^ «Дата выпуска DiRT в Великобритании» . ГеймСпот . 14 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 г. Проверено 16 сентября 2007 г.
- ^ Инь-Пул, Уэсли (15 февраля 2011 г.). «Почему в DiRT 3 исключено имя Колина Макрея» . Еврогеймер . Проверено 18 октября 2021 г.
- ^ Бернетт, Карл (6 июля 2013 г.). «Обзор ралли Колина Макрея» . ТачАркада .
- ^ Браун, Марк (27 июня 2013 г.). «Обзор Colin McRae Rally — iPhone» . Карманный геймер . Проверено 19 марта 2018 г.
- ^ Ньюгуна, Маркус (31 декабря 2020 г.). «Вот почему Колин Макрей был самым бесстрашным гонщиком ралли» . ХотКарс . Проверено 14 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Меркадо, Марсело (4 ноября 2020 г.). «McRae R4, WRC, которым Колину Макрею так и не удалось насладиться» . Карбурандо (на испанском языке) . Проверено 14 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «DJM Motorsport || DJM Projects :: McRae R4» . www.djm-motorsport.co.uk . Проверено 17 июля 2022 г.
- ^ Корецки, Дэнни (31 октября 2017 г.). «Кен Блок рвет пончики и выгорает в Ford Escort MK2» . Драйв . Проверено 14 сентября 2021 г.
- ^ «McRae R4: Автомобиль мечты чемпиона ралли» . SoyMotor.com (на испанском языке) . Проверено 14 сентября 2021 г.
Журналы
[ редактировать ]- Эванс, Дэвид (20 сентября 2007 г.) Autosport , "McRae Tribute", Vol. 189, № 12, стр. 6–11, Haymarket Publications.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1968 года рождения
- смертей в 2007 г.
- Пилоты «24 часов Ле-Мана»
- Авиаторы погибли в авиакатастрофах или инцидентах в Шотландии
- Пилоты чемпионата Великобритании по кузовным гонкам
- Члены Ордена Британской Империи
- Шотландские авиаторы
- шотландские раллийщики
- шотландские автогонщики
- Шотландские эмигранты в Монако
- Обладатели Segrave Trophy
- Жертвы авиакатастроф или инцидентов с вертолетами в Соединенном Королевстве
- Чемпионат Шотландии по ралли
- Чемпионы мира по ралли
- Пилоты чемпионата мира по ралли
- Люди чемпионата мира по ралли
- Спортсмены X Игр
- Запрос о несчастном случае со смертельным исходом
- Пилоты Суперкубка Porsche
- Спортсмены из Ланарка
- Люди, получившие образование в гимназии Ланарк
- Водители АСКАР
- Пилоты Porsche Carrera Cup GB
- Жертвы авиационных происшествий или происшествий в 2007 г.
- Пилоты Citroën Racing
- водители БМВ М
- Водители Škoda Motorsport