Ари Ватанен
![]() |
Ари Ватанен | |
---|---|
![]() Ватанен в 2009 году | |
Рожденный | |
Национальность | финский |
чемпионата мира по ралли Рекорд | |
Активные годы | 1974–1985, 1987–1998, 2003 |
штурман | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Команды | Форд , Опель , Пежо , Субару , БМВ , Мицубиси , Ситроен |
Митинги | 101 |
Чемпионаты | 1 ( 1981 ) |
Победы в ралли | 10 |
Подиумы | 27 |
Победы на этапах | 590 |
Всего баллов | 518 |
Первый митинг | 1974 Ралли 1000 озер |
Первая победа | 1980 Ралли Акрополя |
Последняя победа | 1985 Шведское ралли |
Последний митинг | 2003 Ралли Финляндии |
Член Европейского парламента от Финляндии | |
В офисе 13 июня 1999 г. - 12 июня 2004 г. | |
Член Европейского парламента от Южно-Восточного региона (Франция) | |
В офисе 13 июня 2004 г. - 6 июня 2009 г. | |
Личные данные | |
Политическая партия | |
Ари Пиети Уолеви Ватанен ( произносится [ˈɑri ˈʋɑtɑnen] ; родился 27 апреля 1952 года) — финский раллийный гонщик, ставший политиком, член Европейского парламента (MEP) с 1999 по 2009 год. Он выиграл титул чемпиона мира по ралли в 1981 году и четыре раза выиграл ралли Париж-Дакар . Кроме того, он выиграл чемпионат мира FIA 1997 года по ралли-рейдам .
Гоночная карьера
[ редактировать ]
Годом дебюта Ватанена в ралли стал 1970 год, а в чемпионате мира по ралли 1974 года он дебютировал на ралли «1000 озер» . В том же году он выиграл ралли Нортти на Opel Ascona , победив Ханну Микколу при этом , что привлекло к нему более широкое внимание. Его первым международным ралли было ралли Rothmans 747 1975 года на Ямайке за рулем Datsun 120Y. Он занял 12-е место со штурманом Джерри Филлипсом. В конце сезона ему предложили первую профессиональную поездку на Ford Escort RS1800 на ралли RAC. Он разбился на второй день, но к тому времени он настолько впечатлил менеджера команды Ford Стюарта Тернера, что ему предложили место в команде на чемпионате Великобритании по ралли в следующем году.
На ралли Шотландии 1976 года (в рамках чемпионата Великобритании по ралли) заводская команда Ford заменила сломанный дифференциал в Mk2 Escort RS 1800 Ари Ватанена на тот, который они сняли со зрительского Ford Capri. [ нужна ссылка ] Ватанен не финишировал в Ралли Шотландии, но выиграл чемпионат, подвиг, который он повторил в 1980 году под управлением Дэвида Ричардса , который позже стал председателем правления Prodrive . В период с 1977 по 1980 год Ватанен также участвовал в отдельных соревнованиях чемпионата мира, сначала за официальную команду Ford, а затем, после ее ухода из спорта в конце 1979 года, за получастную команду Rothmans Rally Team . Он одержал свою дебютную победу на ралли Акрополь 1980 года и стал чемпионом мира по ралли в 1981 году .
В сезоне 1982 года пути Ватанен и Ричардс разошлись, и в течение следующих нескольких лет Ватанен был штурманом Терри Харримана. Он не защитил свой титул чемпиона мира в 1982 году, а вместо этого участвовал в чемпионате Великобритании на Ford Escort, прежде чем перешел в команду Opel в 1983 году. Opel Ascona и Opel Manta были только полноприводными и не были полностью конкурентоспособными, но Ватанен все же выиграл Ралли Сафари .
В 1984 году Ватанен подписал контракт Peugeot 205 T16 с заводской командой Peugeot на . С ралли «1000 озер» 1984 года до 1985 года ралли Швеции Ватанен выиграл пять мировых ралли подряд. Ему предсказывали, что он выиграет титул чемпиона мира 1985 года, но в середине сезона он отставал от своего товарища по команде Тимо Салонена после серии аварий и механических проблем. Затем он попал в серьезную аварию на Ралли Аргентины , когда его машина перевернулась на скорости более 120 миль в час (190 км/ч). Его сиденье сломалось, и его швырнуло в машину, получив серьезные травмы ног и туловища, а также опасное для жизни внутреннее кровотечение. Он провел 18 месяцев, восстанавливаясь сначала от физических травм, а затем от тяжелой депрессии. выиграл ралли Париж-Дакар В дальнейшем он полностью выздоровел, а по возвращении в автоспорт в 1987 году он четыре раза ; с Peugeot в 1987, 1989 и 1990 годах и с Citroën в 1991 году. Он стал центром споров, когда его автомобиль был украден, когда он возглавлял то же ралли в 1988 году. [1]
В 1997 году он выиграл Кубок мира FIA по ралли-рейдам на автомобиле Citroën ZX Rallye вместе со штурманом Фредом Галлахером (штурманом) .

Вместе с Peugeot Ватанен также выиграл Pikes Peak International Hillclimb после того, как Peugeot прекратила участие в чемпионате мира по ралли в 1986 году из-за упадка группы B. ралли Peugeot использовала уроки, извлеченные из модели 205 T16, при создании модели 405 T16. Обладая мощностью не менее 600 л.с. (447 кВт), большими аэродинамическими крыльями, полным приводом и полным рулевым управлением, Ватанен поднял машину в гору в рекордно короткие сроки, его усилия были запечатлены в отмеченном наградами короткометражном фильме Climb Dance .
Ватанен продолжал участвовать в чемпионате мира по ралли до сезона 1998 года . Он выступал за команду Mitsubishi Ralliart Europe в четырех гонках в 1989 году и в пяти гонках в 1990 году . Его лучшим результатом на Mitsubishi Galant VR-4 было второе место на ралли «1000 озер» 1990 года. С 1992 по 1993 год он выступал за Subaru в 11 гонках, трижды финишировав вторым, в том числе на дебютном этапе первой Subaru Impreza в Финляндии. Ватанен некоторое время возглавлял соревнование, прежде чем его сменил будущий победитель Юха Канккунен . Несмотря на это, в конце сезона 1993 года команда Subaru отказалась от него в пользу Карлоса Сайнса .
В следующем году он вернулся за руль Ford, управляя Ford Escort RS Cosworth за получастную команду, а затем был принят в заводскую команду Ford, где заменял травмированного Франсуа Делекура . Он финишировал на подиуме на Ралли Аргентины, впервые после аварии там девятью годами ранее.
С 1995 года Ватанен выступал реже. Он занял подиум на ралли Safari 1998 года . [2] а затем ненадолго вернулся к заводскому Subaru для участия в завершающем сезоне Ралли Великобритании , отметив свой 100-й этап чемпионата мира по ралли.
Ватанен присоединился к Nissan в гонке Париж-Дакар в 2003 году, заняв седьмое место. Он также участвовал в Ралли Финляндии 2003 года на Bozian Racing , подготовленном Peugeot 206 WRC , и финишировал одиннадцатым. В 2004 и 2005 годах он участвовал в «Дакаре» за Nissan, а в 2007 году предпринял еще одну попытку за Volkswagen , но сошел на седьмом этапе. [3]

В сентябре 2008 года Ватанен принял участие в ралли Colin McRae Forest Stages Rally , этапе чемпионата Шотландии по ралли, центром которого является Перт в Шотландии. Его штурманом снова был Дэвид Ричардс , и они соревновались на том же Rothmans спонсируемом Ford Escort RS1800, , на котором они ездили в 1981 году. Он был одним из многих бывших чемпионов мира, принявших участие в мероприятии в память о погибшем Макрее. в 2007 году.
Личная жизнь
[ редактировать ]Ватанен родился и вырос в сельской местности Тууповаара в Восточной Финляндии . Он женат на Рите, у него четверо детей: Ким (1972–2024) , Риа (1980 г.р.) , Туа (1982 г.р.) и Макс (1990 г.р.) . У них есть дома в Финляндии и Франции . [4] Ким был менеджером нынешнего WRC гонщика Себастьяна Ожье . В 2016 году Макс пошел по стопам своего отца, приняв участие в чемпионате Великобритании по ралли за рулем M-Sport подготовленного Ford Fiesta R5 . [5]
В 1993 году Ватанен поселился на юге Франции, где купил ферму и винодельню .
Ватанен свободно говорит на финском , английском и французском языках . [6]
Политическая карьера
[ редактировать ]
В 1999 году Ватанен был избран в Европарламент по списку консервативной партии Финская национальная коалиция, хотя продолжал жить во Франции. Вопросы, над которыми он работал, включали налогообложение автомобилей, политику дорожного движения, помощь в целях развития и сельскохозяйственную политику.
В 2004 году он был переизбран, на этот раз из списка консервативного Французского союза народного движения . На выборах в Европейский парламент 2009 года Ватанен снова был кандидатом от Национальной коалиции Финляндии, но на этот раз он не был избран. [7]
В июле 2009 года Ватанен заявил о своей заинтересованности в том, чтобы выставить свою кандидатуру против Макса Мосли на президентских выборах FIA в октябре, если Мосли решит баллотироваться на пост президента еще на один срок. [8] Позже Ватанен подтвердил, что будет баллотироваться на пост президента. [9] 23 октября 2009 года Ватанен потерпел неудачу в своей заявке на избрание президентом FIA , которую выиграл его бывший руководитель команды Peugeot, впоследствии Scuderia Ferrari менеджер Жан Тодт . [10]
Ватанен подписал Пражскую декларацию о европейской совести и коммунизме . [11]
Результаты карьеры
[ редактировать ]Победы в WRC
[ редактировать ]Число Событие Сезон штурман Машина 1 Ралли Акрополя
1980 Дэвид Ричардс Форд Эскорт РС1800 2 Ралли Акрополя
1981 3 Ралли Бразилии
4 Ралли 1000 озер
5 Сафари Ралли
1983 Терри Гарриман Опель Аскона 400 6 Ралли 1000 озер
1984 Пежо 205 Турбо 16 7 Ралли Сан-Ремо
8 РАК Ралли
9 Автомобильное ралли Монте-Карло
1985 10 Шведское ралли
Полные результаты WRC
[ редактировать ]Полные результаты ралли Дакар
[ редактировать ]Год | Сорт | Транспортное средство | Результат | Этапы | |
---|---|---|---|---|---|
1987 | Машина | ![]() | 1-й | 3 | |
1988 | ДСК | 4 | |||
1989 | 1-й | 7 | |||
1990 | 1-й | 7 | |||
1991 | ![]() | 1-й | 5 | ||
1992 | 5-е место | 7 | |||
1993 | 8-е место | 2 | |||
1994 | не вошел | ||||
1995 | Машина | ![]() | ДНФ | 3 | |
1996 | 4-й | 7 | |||
1997–2002 | не вошел | ||||
2003 | Машина | ![]() | 7-е место | 4 | |
2004 | ДНФ | 1 | |||
2005 | 39-е | 0 | |||
2006 | не вошел | ||||
2007 | Машина | ![]() | ДНФ | 0 |
Полные результаты чемпионата Европы по кузовным гонкам
[ редактировать ]( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию) (Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Команда | Машина | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | округ Колумбия | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1977 | ![]() | Форд Эскорт РС2000 | Министерство здравоохранения | ДОЛЖЕН | КРУЖКА | ПЕР | БРН | ТОЛЬКО Верно | Я буду | SIL | ZOL | БАНКА | ВОСТОК | Северная Каролина | 0 |
1982 | ![]() | Форд Капри III 3.0S | Министерство здравоохранения | ВАЛ | ДОН | ПЕР | КРУЖКА | БРН | ДОЛЖЕН | ТОЛЬКО 12 | СПА | SIL | ZOL | Северная Каролина | 0 |
Источник: [12] |
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ «1988: Отчаянные поиски Peugeot (28/40)» . Проверено 6 июля 2023 г.
- ^ «Ари Ватанен» . РаллиБейс . Архивировано из оригинала 3 января 2007 года . Проверено 30 января 2007 г.
- ^ «Отказ от Дакара-2007» . Архивировано из оригинала 17 января 2007 года.
- ^ «Профиль: Ари Ватанен» . Политическая Европа . 4 сентября 2002 г. Проверено 12 января 2015 г.
- ^ «Имя Ватанен вернется на чемпионат Великобритании по ралли в 2016 году» . m-sport.co.uk. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 12 января 2015 г.
- ^ ТеленоваМСП (18 июня 2013 г.). «Ари Ватанен – поэт ралли» . Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 года . Проверено 21 февраля 2021 г. - через YouTube.
- ^ «Истинные финны и зеленые продвигаются на выборах в Европарламент, хотя крупные партии страдают» . Хельсингин Саномат. Архивировано из оригинала 22 июня 2010 года . Проверено 13 июня 2009 г.
- ^ «Ватанен «заинтересован» в президентстве FIA» . Автоспорт.com. 7 июля 2009 года . Проверено 23 сентября 2011 г.
- ^ Ноубл, Джонатан (10 июля 2009 г.). «Ватанен будет баллотироваться на пост президента FIA» . Автоспорт .
- ^ «Автоспорт – Тодт избран президентом FIA» . Рейтер . 23 октября 2009 г. Архивировано из оригинала 27 октября 2009 г. . Проверено 23 октября 2009 г.
- ^ «Пражская декларация: избранные подписавшие» . Институт информации о преступлениях коммунизма . Архивировано из оригинала 25 августа 2011 года . Проверено 10 мая 2011 г.
- ^ де Йонг, Фрэнк. «Чемпионат Европы по кузовным гонкам» . История автомобильных гонок 1952-1993 гг . Проверено 22 марта 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1952 года рождения
- Пилоты ралли Дакар
- Пилоты-победители ралли Дакар
- Финские раллийные пилоты
- Финские спортсмены-политики
- Живые люди
- Члены Европарламента от Финляндии, 1999–2004 гг.
- Члены Европарламента от Юго-Востока Франции, 2004–2009 гг.
- Депутаты Европарламента от Национальной коалиционной партии
- Гонщики по бездорожью
- Люди из Тууповаары
- Депутаты Европарламента «Союз за народное движение»
- Чемпионы мира по ралли
- Пилоты чемпионата мира по ралли
- Финские эмигранты во Франции
- Пилоты Citroën Racing
- Водители Пежо Спорт
- Водители Volkswagen Motorsport
- Спортсмены из Йоэнсуу