Jump to content

Ари Ватанен

Ари Ватанен
Ватанен в 2009 году
Рожденный ( 1952-04-27 ) 27 апреля 1952 г. (72 года)
Национальность финский
чемпионата мира по ралли Рекорд
Активные годы 1974–1985, 1987–1998, 2003
штурман Финляндия Альф Крогелл
Великобритания Герайнт Филлипс
Великобритания Питер Брайант
Финляндия Ну давай же
Новая Зеландия Джим Скотт
Великобритания Дэвид Ричардс
Великобритания Терри Гарриман
Монако "Тилбер"
Швеция Бруно Берглунд
Италия Фабриция Понс
Великобритания Роджер Фриман
Великобритания Фред Галлахер
Финляндия Суп из репы
Команды Форд , Опель , Пежо , Субару , БМВ , Мицубиси , Ситроен
Митинги 101
Чемпионаты 1 ( 1981 )
Победы в ралли 10
Подиумы 27
Победы на этапах 590
Всего баллов 518
Первый митинг 1974 Ралли 1000 озер
Первая победа 1980 Ралли Акрополя
Последняя победа 1985 Шведское ралли
Последний митинг 2003 Ралли Финляндии
Член Европейского парламента от Финляндии
В офисе
13 июня 1999 г. - 12 июня 2004 г.
Член Европейского парламента от Южно-Восточного региона (Франция)
В офисе
13 июня 2004 г. - 6 июня 2009 г.
Личные данные
Политическая партия

Ари Пиети Уолеви Ватанен ( произносится [ˈɑri ˈʋɑtɑnen] ; родился 27 апреля 1952 года) — финский раллийный гонщик, ставший политиком, член Европейского парламента (MEP) с 1999 по 2009 год. Он выиграл титул чемпиона мира по ралли в 1981 году и четыре раза выиграл ралли Париж-Дакар . Кроме того, он выиграл чемпионат мира FIA 1997 года по ралли-рейдам .

Гоночная карьера

[ редактировать ]
Ватанен водит Ford Escort RS1800 на ралли «1000 озер» 1978 года .
Ford Escort RS1800, на котором Ватанен финишировал вторым на ралли RAC 1981 года.

Годом дебюта Ватанена в ралли стал 1970 год, а в чемпионате мира по ралли 1974 года он дебютировал на ралли «1000 озер» . В том же году он выиграл ралли Нортти на Opel Ascona , победив Ханну Микколу при этом , что привлекло к нему более широкое внимание. Его первым международным ралли было ралли Rothmans 747 1975 года на Ямайке за рулем Datsun 120Y. Он занял 12-е место со штурманом Джерри Филлипсом. В конце сезона ему предложили первую профессиональную поездку на Ford Escort RS1800 на ралли RAC. Он разбился на второй день, но к тому времени он настолько впечатлил менеджера команды Ford Стюарта Тернера, что ему предложили место в команде на чемпионате Великобритании по ралли в следующем году.

На ралли Шотландии 1976 года (в рамках чемпионата Великобритании по ралли) заводская команда Ford заменила сломанный дифференциал в Mk2 Escort RS 1800 Ари Ватанена на тот, который они сняли со зрительского Ford Capri. [ нужна ссылка ] Ватанен не финишировал в Ралли Шотландии, но выиграл чемпионат, подвиг, который он повторил в 1980 году под управлением Дэвида Ричардса , который позже стал председателем правления Prodrive . В период с 1977 по 1980 год Ватанен также участвовал в отдельных соревнованиях чемпионата мира, сначала за официальную команду Ford, а затем, после ее ухода из спорта в конце 1979 года, за получастную команду Rothmans Rally Team . Он одержал свою дебютную победу на ралли Акрополь 1980 года и стал чемпионом мира по ралли в 1981 году .

В сезоне 1982 года пути Ватанен и Ричардс разошлись, и в течение следующих нескольких лет Ватанен был штурманом Терри Харримана. Он не защитил свой титул чемпиона мира в 1982 году, а вместо этого участвовал в чемпионате Великобритании на Ford Escort, прежде чем перешел в команду Opel в 1983 году. Opel Ascona и Opel Manta были только полноприводными и не были полностью конкурентоспособными, но Ватанен все же выиграл Ралли Сафари .

В 1984 году Ватанен подписал контракт Peugeot 205 T16 с заводской командой Peugeot на . С ралли «1000 озер» 1984 года до 1985 года ралли Швеции Ватанен выиграл пять мировых ралли подряд. Ему предсказывали, что он выиграет титул чемпиона мира 1985 года, но в середине сезона он отставал от своего товарища по команде Тимо Салонена после серии аварий и механических проблем. Затем он попал в серьезную аварию на Ралли Аргентины , когда его машина перевернулась на скорости более 120 миль в час (190 км/ч). Его сиденье сломалось, и его швырнуло в машину, получив серьезные травмы ног и туловища, а также опасное для жизни внутреннее кровотечение. Он провел 18 месяцев, восстанавливаясь сначала от физических травм, а затем от тяжелой депрессии. выиграл ралли Париж-Дакар В дальнейшем он полностью выздоровел, а по возвращении в автоспорт в 1987 году он четыре раза ; с Peugeot в 1987, 1989 и 1990 годах и с Citroën в 1991 году. Он стал центром споров, когда его автомобиль был украден, когда он возглавлял то же ралли в 1988 году. [1]

В 1997 году он выиграл Кубок мира FIA по ралли-рейдам на автомобиле Citroën ZX Rallye вместе со штурманом Фредом Галлахером (штурманом) .

На выставке представлен Peugeot 405 T16 GR Ватанена.

Вместе с Peugeot Ватанен также выиграл Pikes Peak International Hillclimb после того, как Peugeot прекратила участие в чемпионате мира по ралли в 1986 году из-за упадка группы B. ралли Peugeot использовала уроки, извлеченные из модели 205 T16, при создании модели 405 T16. Обладая мощностью не менее 600 л.с. (447 кВт), большими аэродинамическими крыльями, полным приводом и полным рулевым управлением, Ватанен поднял машину в гору в рекордно короткие сроки, его усилия были запечатлены в отмеченном наградами короткометражном фильме Climb Dance .

Ватанен продолжал участвовать в чемпионате мира по ралли до сезона 1998 года . Он выступал за команду Mitsubishi Ralliart Europe в четырех гонках в 1989 году и в пяти гонках в 1990 году . Его лучшим результатом на Mitsubishi Galant VR-4 было второе место на ралли «1000 озер» 1990 года. С 1992 по 1993 год он выступал за Subaru в 11 гонках, трижды финишировав вторым, в том числе на дебютном этапе первой Subaru Impreza в Финляндии. Ватанен некоторое время возглавлял соревнование, прежде чем его сменил будущий победитель Юха Канккунен . Несмотря на это, в конце сезона 1993 года команда Subaru отказалась от него в пользу Карлоса Сайнса .

В следующем году он вернулся за руль Ford, управляя Ford Escort RS Cosworth за получастную команду, а затем был принят в заводскую команду Ford, где заменял травмированного Франсуа Делекура . Он финишировал на подиуме на Ралли Аргентины, впервые после аварии там девятью годами ранее.

С 1995 года Ватанен выступал реже. Он занял подиум на ралли Safari 1998 года . [2] а затем ненадолго вернулся к заводскому Subaru для участия в завершающем сезоне Ралли Великобритании , отметив свой 100-й этап чемпионата мира по ралли.

Ватанен присоединился к Nissan в гонке Париж-Дакар в 2003 году, заняв седьмое место. Он также участвовал в Ралли Финляндии 2003 года на Bozian Racing , подготовленном Peugeot 206 WRC , и финишировал одиннадцатым. В 2004 и 2005 годах он участвовал в «Дакаре» за Nissan, а в 2007 году предпринял еще одну попытку за Volkswagen , но сошел на седьмом этапе. [3]

Ватанен и Ричардс на сцене Colin McRae Forest Stages 2008.

В сентябре 2008 года Ватанен принял участие в ралли Colin McRae Forest Stages Rally , этапе чемпионата Шотландии по ралли, центром которого является Перт в Шотландии. Его штурманом снова был Дэвид Ричардс , и они соревновались на том же Rothmans спонсируемом Ford Escort RS1800, , на котором они ездили в 1981 году. Он был одним из многих бывших чемпионов мира, принявших участие в мероприятии в память о погибшем Макрее. в 2007 году.

Личная жизнь

[ редактировать ]

Ватанен родился и вырос в сельской местности Тууповаара в Восточной Финляндии . Он женат на Рите, у него четверо детей: Ким (1972–2024) , Риа (1980 г.р.) , Туа (1982 г.р.) и Макс (1990 г.р.) . У них есть дома в Финляндии и Франции . [4] Ким был менеджером нынешнего WRC гонщика Себастьяна Ожье . В 2016 году Макс пошел по стопам своего отца, приняв участие в чемпионате Великобритании по ралли за рулем M-Sport подготовленного Ford Fiesta R5 . [5]

В 1993 году Ватанен поселился на юге Франции, где купил ферму и винодельню .

Ватанен свободно говорит на финском , английском и французском языках . [6]

Политическая карьера

[ редактировать ]
Европейский Парламент , Страсбург

В 1999 году Ватанен был избран в Европарламент по списку консервативной партии Финская национальная коалиция, хотя продолжал жить во Франции. Вопросы, над которыми он работал, включали налогообложение автомобилей, политику дорожного движения, помощь в целях развития и сельскохозяйственную политику.

В 2004 году он был переизбран, на этот раз из списка консервативного Французского союза народного движения . На выборах в Европейский парламент 2009 года Ватанен снова был кандидатом от Национальной коалиции Финляндии, но на этот раз он не был избран. [7]

В июле 2009 года Ватанен заявил о своей заинтересованности в том, чтобы выставить свою кандидатуру против Макса Мосли на президентских выборах FIA в октябре, если Мосли решит баллотироваться на пост президента еще на один срок. [8] Позже Ватанен подтвердил, что будет баллотироваться на пост президента. [9] 23 октября 2009 года Ватанен потерпел неудачу в своей заявке на избрание президентом FIA , которую выиграл его бывший руководитель команды Peugeot, впоследствии Scuderia Ferrari менеджер Жан Тодт . [10]

Ватанен подписал Пражскую декларацию о европейской совести и коммунизме . [11]

Результаты карьеры

[ редактировать ]

Победы в WRC

[ редактировать ]
Число Событие Сезон штурман Машина
1 Греция Ралли Акрополя 1980 Дэвид Ричардс Форд Эскорт РС1800
2 Греция Ралли Акрополя 1981
3 Бразилия Ралли Бразилии
4 Финляндия Ралли 1000 озер
5 Кения Сафари Ралли 1983 Терри Гарриман Опель Аскона 400
6 Финляндия Ралли 1000 озер 1984 Пежо 205 Турбо 16
7 Италия Ралли Сан-Ремо
8 Великобритания РАК Ралли
9 Монако Автомобильное ралли Монте-Карло 1985
10 Швеция Шведское ралли

Полные результаты WRC

[ редактировать ]
Год Абитуриент Машина 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 МЦД Очки
1974 Ари Ватанен Опель Аскона 19 МОЙ
С
Швеция
С
К КЕН ИДТИ
С
КОНЕЦ
Верно
ОНА МОЖЕТ олень Великобритания ОТ Н/Д Н/Д
1975 Форд Мотор Компани Лтд. Форд Эскорт РС1600 МОЙ Швеция КЕН ГРЦ МИСТЕР К КОНЕЦ
Верно
ОНА ОТ Н/Д Н/Д
Форд Эскорт РС1800 Великобритания
Верно
1976 Форд Мотор Компани Лтд. Форд Эскорт РС1800 МОЙ Швеция К КЕН ГРЦ МИСТЕР КОНЕЦ
Верно
ОНА ОТ Великобритания
Верно
Н/Д Н/Д
1977 Форд Мотор Компани Лтд. Форд Эскорт РС1800 МОЙ Швеция К
Верно
КЕН
Верно
Новая Зеландия
2
ГРЦ
Верно
КОНЕЦ
Верно
МОЖЕТ
Верно
ОНА
Верно
ОТ Великобритания
Верно
Северная Каролина 0
1978 Форд Мотор Компани Лтд. Форд Эскорт РС1800 МОЙ Швеция
5
КЕН К
Верно
ГРЦ КОНЕЦ
Верно
МОЖЕТ ОНА ЦИВ ОТ 8-е место 11
Мальборо Великобритания
ДСК
1979 Раллийная команда Ротманс Форд Фиеста 1600 МОЙ
10
5-е место 50
Форд Эскорт РС1800 Швеция
Верно
К
Верно
КЕН ГРЦ КОНЕЦ
2
МОЖЕТ
3
ОНА ОТ Великобритания
4
ЦИВ
Форд Мотор Компани Лтд. Новая Зеландия
3
1980 Публиммо Гонки Форд Эскорт РС1800 МОЙ
Верно
4-й 50
Раллийная команда Ротманс Швеция К
Верно
КЕН ГРЦ
1
АРГ КОНЕЦ
2
Новая Зеландия ОНА
2
ОТ Великобритания
Верно
ЦИВ
1981 Раллийная команда Ротманс Форд Эскорт РС1800 МОЙ
Верно
Швеция
2
К
Верно
КЕН ОТ ГРЦ
1
АРГ
Верно
ХОРОШИЙ
1
КОНЕЦ
1
ОНА
7
ЦИВ
9
Великобритания
2
1-й 96
1982 Дэвид Саттон Автоспорт Форд Эскорт РС1800 МОЙ Швеция
2
К КЕН ОТ ГРЦ Новая Зеландия ХОРОШИЙ 13-е место 15
МЦД / Тяга КОНЕЦ
Верно
ОНА ЦИВ
Раллийная команда Ротманс Опель Опель Аскона 400 Великобритания
Верно
1983 Раллийная команда Ротманс Опель Опель Аскона 400 МОЙ
5
Швеция
6
К КЕН
1
ОТ 6-е место 44
Опель Манта 400 ГРЦ
4
Новая Зеландия АРГ КОНЕЦ
Верно
ОНА
Верно
ЦИВ Великобритания
Верно
1984 Пежо Талбот Спорт Пежо 205 Турбо 16 МОЙ Швеция К КЕН ОТ
Верно
ГРЦ
Верно
Новая Зеландия АРГ КОНЕЦ
1
ОНА
1
ЦИВ Великобритания
1
4-й 60
1985 Пежо Талбот Спорт Пежо 205 Турбо 16 МОЙ
1
Швеция
1
К
Верно
КЕН
Верно
ОТ
Верно
4-й 55
Пежо 205 Турбо 16 Е2 ГРЦ
Верно
Новая Зеландия
2
АРГ
Верно
КОНЕЦ ОНА ЦИВ Великобритания
1987 Фудзи Хэви Индастриз Субару RX Турбо МОЙ Швеция К КЕН
10
ОТ ГРЦ олень Новая Зеландия АРГ 19-е 16
Форд Мотор Компани Лтд. Форд Сьерра РС Косворт КОНЕЦ
2
ЦИВ ОНА Великобритания
1988 Проникновение в БМВ БМВ М3 МОЙ Швеция К КЕН ОТ ГРЦ олень Новая Зеландия АРГ КОНЕЦ
Верно
ЦИВ ОНА 0
Раллиарт Европа Mitsubishi Galant VR-4 Великобритания
Верно
1989 Митсубиси Раллиарт Европа Mitsubishi Galant VR-4 Швеция МОЙ
87
К КЕН ОТ ГРЦ
Верно
Новая Зеландия АРГ КОНЕЦ
Верно
ИЗ ОНА ЦИВ Великобритания
5
40-й 8
1990 Митсубиси Раллиарт Европа Mitsubishi Galant VR-4 МОЙ
Верно
К
Верно
КЕН ОТ ГРЦ
Верно
Новая Зеландия АРГ КОНЕЦ
2
ИЗ ОНА ЦИВ Великобритания
Верно
16-е 15
1991 Молочная команда Форд Сьерра Косворт РС 4х4 МОЙ Швеция К КЕН ОТ ИДТИ Новая Зеландия АРГ КОНЕЦ
7
ИЗ ОНА ЦИВ ESP 22-е 12
Subaru Раллийная команда Европы Субару Легаси РС Великобритания
5
1992 Subaru Раллийная команда Европы Субару Легаси РС МОЙ Швеция
Верно
К КЕН ОТ ГРЦ
Верно
Новая Зеландия
Верно
АРГ КОНЕЦ
4
ИЗ
Верно
ОНА ЦИВ ESP Великобритания
2
11-е место 25
1993 555 Subaru World Rally Team Субару Легаси РС МОЙ Швеция К КЕН ОТ ГРЦ
Верно
АРГ Новая Зеландия
Верно
ИЗ
2
ОНА ESP 7-е место 38
Субару Импреза 555 КОНЕЦ
2
Великобритания
5
1994 SMS Форд Эскорт РС Косворт МОЙ К КЕН ОТ ГРЦ
5
КОНЕЦ
Верно
ОНА Великобритания
5
9-е 28
Форд Мотор Компани Лтд. АРГ
3
Новая Зеландия
Верно
1996 Форд Мотор Компани Лтд. Форд Эскорт РС Косворт Швеция
Верно
КЕН ИДИ ГРЦ АРГ КОНЕЦ ИЗ ОНА ESP 0
1997 Консультации по автоспорту Форд Эскорт WRC МОЙ Швеция КЕН К ESP ОТ АРГ ГРЦ Новая Зеландия КОНЕЦ ИДИ ОНА ИЗ Великобритания
8
0
1998 Форд Мотор Компани Лтд. Форд Эскорт WRC МОЙ Швеция КЕН
3
К
5
ESP ОТ АРГ ГРЦ Новая Зеландия КОНЕЦ
Верно
ОНА ИЗ 11-е место 6
555 Subaru World Rally Team Субару Импреза ВКР 98 Великобритания
Верно
2003 Бозианские гонки Пежо 206 ВРК МОЙ Швеция ДОЛЖЕН Новая Зеландия АРГ ГРЦ Кипр ДАВАТЬ КОНЕЦ
11
ИЗ ОНА ОТ ESP Великобритания 0

Полные результаты ралли Дакар

[ редактировать ]
Год Сорт Транспортное средство Результат Этапы
1987 Машина Франция Пежо 1-й 3
1988 ДСК 4
1989 1-й 7
1990 1-й 7
1991 Франция Ситроен 1-й 5
1992 5-е место 7
1993 8-е место 2
1994 не вошел
1995 Машина Франция Ситроен ДНФ 3
1996 4-й 7
1997–2002 не вошел
2003 Машина Япония Ниссан 7-е место 4
2004 ДНФ 1
2005 39-е 0
2006 не вошел
2007 Машина Германия Фольксваген ДНФ 0

Полные результаты чемпионата Европы по кузовным гонкам

[ редактировать ]

( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию) (Гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)

Год Команда Машина 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 округ Колумбия Очки
1977 Западная Германия Команда отдыха KWS Форд Эскорт РС2000 Министерство здравоохранения ДОЛЖЕН КРУЖКА ПЕР БРН ТОЛЬКО
Верно
Я буду SIL ZOL БАНКА ВОСТОК Северная Каролина 0
1982 Западная Германия Айхберг Гонки Форд Капри III 3.0S Министерство здравоохранения ВАЛ ДОН ПЕР КРУЖКА БРН ДОЛЖЕН ТОЛЬКО
12
СПА SIL ZOL Северная Каролина 0
Источник: [12]
  1. ^ «1988: Отчаянные поиски Peugeot (28/40)» . Проверено 6 июля 2023 г.
  2. ^ «Ари Ватанен» . РаллиБейс . Архивировано из оригинала 3 января 2007 года . Проверено 30 января 2007 г.
  3. ^ «Отказ от Дакара-2007» . Архивировано из оригинала 17 января 2007 года.
  4. ^ «Профиль: Ари Ватанен» . Политическая Европа . 4 сентября 2002 г. Проверено 12 января 2015 г.
  5. ^ «Имя Ватанен вернется на чемпионат Великобритании по ралли в 2016 году» . m-sport.co.uk. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 12 января 2015 г.
  6. ^ ТеленоваМСП (18 июня 2013 г.). «Ари Ватанен – поэт ралли» . Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 года . Проверено 21 февраля 2021 г. - через YouTube.
  7. ^ «Истинные финны и зеленые продвигаются на выборах в Европарламент, хотя крупные партии страдают» . Хельсингин Саномат. Архивировано из оригинала 22 июня 2010 года . Проверено 13 июня 2009 г.
  8. ^ «Ватанен «заинтересован» в президентстве FIA» . Автоспорт.com. 7 июля 2009 года . Проверено 23 сентября 2011 г.
  9. ^ Ноубл, Джонатан (10 июля 2009 г.). «Ватанен будет баллотироваться на пост президента FIA» . Автоспорт .
  10. ^ «Автоспорт – Тодт избран президентом FIA» . Рейтер . 23 октября 2009 г. Архивировано из оригинала 27 октября 2009 г. . Проверено 23 октября 2009 г.
  11. ^ «Пражская декларация: избранные подписавшие» . Институт информации о преступлениях коммунизма . Архивировано из оригинала 25 августа 2011 года . Проверено 10 мая 2011 г.
  12. ^ де Йонг, Фрэнк. «Чемпионат Европы по кузовным гонкам» . История автомобильных гонок 1952-1993 гг . Проверено 22 марта 2024 г.
[ редактировать ]
Награды и достижения
Предшественник Автоспорт
Международная премия раллийного пилота

1984
Преемник
Спортивные позиции
Предшественник Чемпион мира по ралли
1981
Преемник
Предшественник Ралли Дакар
Автомобили Победитель

1987
Преемник
Предшественник Ралли Дакар
Автомобили Победитель

1989 , 1990 , 1991
Преемник
Рекорды
Предшественник Самый молодой чемпион мира по ралли
29 лет, 212 дней
( сезон 1981 года )
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: adb93a8cf08d6f355a6d70c6666cc13f__1719044760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ad/3f/adb93a8cf08d6f355a6d70c6666cc13f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ari Vatanen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)