Ралли Дакар
![]() | |
Категория | Ралли-рейд |
---|---|
Область | Европа и Африка (1979–2007 гг.) Южная Америка (2009–2019 гг.) Саудовская Аравия и Ближний Восток (2020 – настоящее время) |
Inaugural season | 1979 |
Drivers' champion | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Official website | Dakar.com |
![]() |
Ралли Дакар или просто « Дакар » ( французский : Le Rallye Dakar ou Le Dakar ), ранее известное как « Ралли Париж-Дакар » (французский: Le Rallye Paris-Dakar ), представляет собой ежегодный ралли-рейд, организуемый Amaury Sport. Организация . Большинство мероприятий с момента создания в 1978 году проводились от Парижа ( Франция ) до Дакара ( Сенегал) . Угрозы безопасности в Мавритании привели к отмене митинга 2008 года , а мероприятия с 2009 по 2019 год прошли в Южной Америке . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] С 2020 года ралли проводится в Саудовской Аравии . Мероприятие открыто для любительских и профессиональных участников, профессионалы обычно составляют около восьмидесяти процентов участников.
Ралли представляет собой соревнование на выносливость по бездорожью. Местность, по которой едут участники, намного сложнее, чем та, которая используется в обычных ралли , и используемые транспортные средства обычно представляют собой настоящие внедорожники и мотоциклы , а не модифицированные дорожные автомобили. Большинство соревновательных специальных участков - это бездорожье, пересекающие дюны, грязь, верблюжью траву , камни и эрг , среди прочего. Расстояния каждого пройденного этапа варьируются от коротких до 800–900 километров (500–560 миль) в день. Пересеченная местность, усталость водителя и недостаток навыков обычно приводят к авариям и серьезным травмам.
History
[edit]Predecessors
[edit]The Mediterranean Rally (also known as Algiers-Cape Town Rally) was a trans-Africa rally ran in 5 editions between 1951 and 1961.[4] It evolved from the original mixed road and off-road rally to a fully off-road endurance event, during the pioneer years of trans-Africa rallies.
Crossing the Sahara
[edit]The race originated in December 1977, a year after Thierry Sabine got lost in the Ténéré desert whilst competing in the 1975 "Rallye Côte-Côte" between Abidjan and Nice[5] and decided that the desert would be a good location for a regular rally, on the lines of the 1974 London–Sahara–Munich World Cup Rally, the first automobile race to cross the Sahara Desert twice.[6][7]
In 1971, ex-Cream drummer Ginger Baker used the unproven Range Rover to drive from Algeria to Lagos, Nigeria to set up a recording studio and jam with Fela Kuti. Predating the Paris-Dakar Rally the subsequent documentary is replete with such terrain, and documents the vehicle's endurance.[8]
Early growth
[edit]182 vehicles took the start of the inaugural rally in Paris, with 74 surviving the 10,000-kilometre (6,200 mi) trip to the Senegalese capital of Dakar. Cyril Neveu was the event's first winner, riding a Yamaha motorcycle. The event rapidly grew in popularity, with 216 vehicles taking the start in 1980 and 291 in 1981.[9] The privateer spirit of early racers tackling the event with limited resources encouraged such entrants as Thierry de Montcorgé in a Rolls-Royce and Formula 1 driver Jacky Ickx with actor Claude Brasseur in a Citroën CX, in the 1981 race won by two-time winner Hubert Auriol.[6]
In 1982, there were 382 racers, more than double the number that took the start in 1979. Neveu won the event for a third time, this time riding a Honda motorcycle, while victory in the car class went to the Marreau brothers, driving a privately entered Renault 20. Auriol captured his second bikes class victory in 1983, the first year that Japanese manufacturer Mitsubishi competed in the rally, beginning an association that would last until 2009.
At the behest of 1983 car class winner Jacky Ickx, Porsche entered the Dakar in 1984, with the total number of entries now at 427.[9] The German marque won the event at their first attempt courtesy of René Metge, who had previously won in the car category in 1981, whilst Ickx finished sixth. Gaston Rahier meanwhile continued BMW's success in the motorcycle category with back-to-back wins in 1984 and 1985, the year of Mitsubishi's first victory of 12 in the car category, Patrick Zaniroli taking the spoils. The 1986 event, won by Metge and Neveu, was marred by the death of event founder Sabine in a helicopter crash, his father Gilbert taking over organisation of the rally.
Peugeot and Citroën domination
[edit]The 1987 rally marked the start of an era of increased official factory participation in the car category, as French manufacturer Peugeot arrived and won the event with former World Rally champion Ari Vatanen. The 1987 event was also notable for a ferocious head-to-head duel between Neveu and Auriol in the motorcycle category, the former taking his fifth victory after Auriol was forced to drop out of the rally after breaking both ankles in a fall.[9] The 1988 event reached its zenith in terms of entry numbers, with 603 starters. Vatanen's title defence was derailed when his Peugeot was stolen from the service area at Bamako. Though it was later found, Vatanen was subsequently disqualified from the event, victory instead going to compatriot and teammate Juha Kankkunen.[9]
Peugeot and Vatanen returned to winning ways in 1989 and 1990, the latter marking Peugeot's final year of rally competition before switching to the World Sportscar Championship. Sister brand Citroën took Peugeot's place, Vatanen taking a third consecutive victory in 1991. The 1991 event also saw Stéphane Peterhansel take his first title in the motorcycle category with Yamaha, marking the beginning of an era of domination by the Frenchman.
For the 1992 event, the finish line moved to Cape Town, South Africa in a bid to combat a declining number of competitors, where GPS technology was used for the first time.[9] Auriol became the first person to win in multiple classes after taking Mitsubishi's second victory in the car class, while Peterhansel successfully defended his motorcycle category title. The 1993 rally entry list slumped to 153 competitors, around half of the preceding year's figure and around a quarter of that of 1988. The event was the last to be organised by Gilbert Sabine and the Amaury Sport Organisation took over the following year. With the finish line now back in its traditional location of Dakar, Bruno Saby won a third title for Mitsubishi and Peterhansel took a third straight success in the motorcycle category.
The 1994 event returned to Paris after reaching Dakar, resulting in a particularly grueling event. Pierre Lartigue took Citroën's second win in acrimonious circumstances, as Mitsubishi's leading drivers were forced to withdraw from exhaustion after traversing some particularly demanding sand dunes in the Mauritanian desert that the Citroën crews had opted to skip.[10] Peterhansel's did not compete due to a disagreement between Yamaha and the race organizers over the regulations. Edi Orioli claimed a third title in the bikes category.[9] The 1995 and 1996 events begin in the Spanish city of Granada, with Lartigue racking up wins for Citroën in both years. Peterhansel returned to take a fourth bikes category win in 1995, but lost to Orioli in 1996 because of refuelling problems.[9]
Mitsubishi in the ascendancy
[edit]The 1997 rally ran exclusively in Africa for the first time, with the route running from Dakar to Agadez, Niger and back to Dakar. Citroën's withdrawal due to a rule change paved the way for Mitsubishi to take a fourth victory. Japan's Kenjiro Shinozuka became the first non-European to win the event. Peterhansel equalled Neveu's record of five motorcycle category wins in 1997, before going one better in 1998, when the event returned to its traditional Paris-Dakar route. 1998, Dakar veteran Jean-Pierre Fontenay posted another win for Mitsubishi in the car class.
1999 started in Granada and a maiden success for erstwhile Formula One and sports car driver Jean-Louis Schlesser, who had been constructing his own buggies since 1992. With the help of Renault backing, Schlesser overcame the works Mitsubishi and Nissan crews to win, whilst Peterhansel's decision to switch to the car category allowed Richard Sainct to take BMW's first title in the bikes category since 1985. Schlesser and Sainct both successfully defended their titles in 2000, traversing the route from Dakar to the Egyptian capital of Cairo.
2001 was the final time that the rally used the familiar Paris-Dakar route, and was notable for Mitsubishi's Jutta Kleinschmidt, as she was the first woman to win the rally – albeit only after Schlesser was penalised one hour for unsportsmanlike conduct.[11] Fabrizio Meoni took the first Dakar win for Austrian manufacturer KTM, beginning a winning streak that lasted through 2019. The 2002 began in the French town of Arras and long-time Dakar participant Hiroshi Masuoka won the event for Mitsubishi (Masouka had led for much of the previous year's rally.) The 2003 rally featured an unorthodox route from Marseille to Sharm El Sheikh. Masuoka defend his title after teammate and long-time leader Peterhansel was plagued by mechanical problems in the penultimate stage.[12] Sainct meanwhile took honours in the motorcycle category, the third title for both him and KTM.
Mid-2000s
[edit]By 2004, the entry list had increased to 595, up from 358 in 2001, with a record 688 competitors starting in 2005.[9] Alongside Mitsubishi and Nissan, Volkswagen now boasted a full factory effort, while Schlesser's Ford-powered buggies and BMWs of the German X-raid team proved thorns in the side of the big budget works teams. The 2004 route was from Clermont-Ferrand to Dakar, and was the year Peterhansel emulated Hubert Auriol's feat of winning the rally on both two wheels and four. The Frenchman defended his title in 2005, when the rally began for the first time in Barcelona. In the bikes category, KTM continued their success with Nani Roma in 2004, who switched to the car category the following year, and Cyril Despres in 2005.
The 2006 event moved to Lisbon. Nissan pulled out having failed to provide effective opposition to Mitsubishi, who took a sixth consecutive victory, this time with former skiing champion Luc Alphand after Peterhansel committed a series of errors late in the rally.[13] Peterhansel made amends in 2007, however, taking his third title in the car category for Mitsubishi after a close contest with Alphand after the increasingly competitive Volkswagens retired with mechanical problems. In what would be the final African event of the Dakar, Despres took his second title in the bikes category, having conceded victory in 2006 to Marc Coma after suffering an injury.
2008 Dakar Rally cancelled
[edit]The 2008 event, due to start in Lisbon, was cancelled on 4 January 2008 amid fears of attacks in Mauritania following the 2007 killing of four French tourists.[14] Chile and Argentina offered to host subsequent events,[15][16] which were later accepted by the ASO for the 2009 event.[17]
The ASO also decided to establish the Dakar Series competition, whose first event was the 2008 Central Europe Rally, held in Hungary and Romania, which acted as a replacement for the cancelled 2008 edition of the Dakar.[14]
South America
[edit]The 2009 event, the first held in South America with a respectable 501 competitors, saw Volkswagen take its first win in the Dakar as a works entrant courtesy of Giniel de Villiers. Initially, teammate and former WRC champion Carlos Sainz led the race comfortably until crashing out,[18] but went on to win the event in 2010. After a poor showing in 2009, Mitsubishi withdrew from the competition and left Volkswagen as the sole works entrant. The German marque won the race for a third time in 2011, this time with Nasser Al-Attiyah, before they withdrew to focus on their upcoming WRC entry and leaving the Dakar with no factory participants in the car class. In the bikes, Despres and Coma stretched KTM's incredible unbroken run of success. Both tied on three victories apiece after Coma's third win in 2011.


In the 2012 rally, the X-raid team came to the fore, now using Minis in lieu of BMWs. Peterhansel had joined the team in 2010 after Mitsubishi's departure, but had been unable to challenge the Volkswagen drivers. Following Volkswagen's withdrawal, Peterhansel was able to secure his fourth win in the car category and his tenth in total, his main opposition coming from within his own team. Peterhansel successfully defended his title in 2013 as the Damen Jefferies buggies of Sainz and Al-Attiyah failed to last the distance. Despres also racked up a further two wins for KTM in the bikes class in 2012 and 2013, bringing his tally to five, aided by Coma's absence due to injury in the latter year. Coma struck back on his return to the Dakar in 2014, taking a comfortable fourth title and a 13th in succession for KTM, whilst Nani Roma emulated Auriol and Peterhansel by taking his maiden title in the cars class a decade on from his victory on two wheels – albeit only after team orders by X-raid slowed down Peterhansel.[19]
Peugeot returned for the 2015 event with an all-new, diesel-powered, two-wheel drive contender, but failed to make an impact as X-raid's Minis once more dominated. Al-Attiyah won the event in his second year for the team, while Coma racked up a fifth title in the bikes after the defection of long-time rival Despres to the car class and Peugeot. Peugeot did however see success in 2016 with Peterhansel behind the wheel, racking up his 6th win in the car category, and again in 2017 and 2018 until Peugeot decide to officially leave the competition. In 2019 Toyota won for the first time with Nasser Al-Attiyah (in his third victory with three different manufacturers). The bike category saw the KTM works team rider, Australian Toby Price, take his first Dakar victory, winning his second title in 2019. Sam Sunderland and Matthias Walkner won the 2017 and 2018 edition also for the team from Mattighofen (18 overall victories as in 2019).
Saudi Arabia
[edit]The rally has been held in Saudi Arabia since 2020. Since 2022, the rally has been the season-opening round of the World Rally-Raid Championship jointly sanctioned by the Fédération Internationale de l'Automobile and Fédération Internationale de Motocyclisme.[20] The 2023 event ran from 31 December 2022 to 15 January 2023.[21]
Vehicles and classes
[edit]The five competitive groups in the Dakar are the motorcycles, quads, the cars class (which ranges from buggies to small SUVs), UTVs, and the trucks class. Many vehicle manufacturers use the rally's harsh environment as both a testing ground and an opportunity to show off their vehicles' durability even though most vehicles are heavily modified from their production specification or purpose-built.
Motorbikes
[edit]
For the 2005 rally regulations introduced a limit of 450cc for twin cylinder motorbikes. Single cylinder motorbikes were still open class with no capacity limit.[22]
As of 2011, the engine displacement limit for all motorbikes competing in the Dakar Rally is 450cc. Engines may be either single or twin cylinder. Riders are divided into two groups, RallyGP and Rally2.[23]
A subcategory is the "Original by Motul" category (formerly named "Malle Moto" due to the only piece of luggage competitors were allowed to take with them was a "malle", a French term for box or trunk.), which refers to motorbikes and quads competing without any kind assistance. The organization provides assistance for this category with 4 people dedicated to the transportation of the competitors "malle" or boxes between bivouac sites plus any additional equipment or belongings. This includes: 1 trunk, 1 set of wheels, 1 sleeping tent, 1 travel bag, 1 set of tyres, free use of the generators, compressors and tool-boxes, and easy access to race information.[24] Since these competitors are not allowed to receive any outside support, each rider must service their own vehicle. It is often called the category for the toughest of the tough, and one for the Dakar purists.[25]
KTM has dominated the motorcycle class in recent years, although Honda, Yamaha, Sherco, Husqvarna, and Gas Gas also compete currently. BMW and Cagiva have also enjoyed success in the past.
Quads
[edit]Prior to 2009, Quads were a subdivision of the motorbike category, but they were granted their own separate classification in 2009 and are designated Group 3 in the current regulations. They are divided into two subgroups – Group 3.1, which features two-wheel drive quads with a single cylinder engine with a maximum displacement of 750cc, and Group 3.2, which permits four-wheel drive quads with a maximum engine displacement of 900cc, in either single or twin cylinder layout.[23]
Yamaha are unbeaten in the Quad category since 2009, with their main current opposition coming courtesy of Honda and Can-Am.
Cars
[edit]The car class is made up of vehicles weighing less than 3,500 kg (7,716 lb), which are subdivided into several categories. The T1 Group is made up of "Improved Cross-Country Vehicles", subdivided according to engine type (petrol or diesel) and drive type (two-wheel or four-wheel drive). The T2 Group is made up of "Cross-Country Series Production Vehicles", which are subdivided into petrol and diesel categories, while the T3 Group is for "Light Vehicles". There is also an "Open" category catering for vehicles conforming to SCORE regulations.[26]
Mini have been the most successful marque in the car category in recent years, thanks to the efforts of the non-factory X-raid team, with limited involvement currently coming from Toyota, Ford and Haval. Several constructors also produce bespoke buggies for the event, most notably SMG and Damen Jefferies.
Mitsubishi is historically the most successful manufacturer in the car class, with Volkswagen, Citroën, Peugeot and Porsche having all tasted success in the past with factory teams. Jean-Louis Schlesser has also won the event twice with his Renault-supported buggies. Factory teams from Nissan and SEAT have also won stages, as has BMW, courtesy of the X-raid team.
Trucks
[edit]
The Truck class (Group T4), first run as a separate category in 1980, is made up of vehicles weighing more than 3,500 kg (7,716 lb). Trucks participating in the competition are subdivided into "Series Production" trucks (T4.1) and "Modified" trucks (T4.2), whilst Group T4.3 (formerly known as T5) trucks are rally support trucks – meaning they travel from bivouac to bivouac to support the competition vehicles.[26] These were introduced to the rally in 1998. The truck event was not run in 1989 after it was decided the vehicles, by this stage with twin engines generating in excess of 1000 horsepower, were too dangerous following the death of a DAF crew member in an accident during the 1988 rally.[9]
Kamaz has dominated the truck category since the turn of the century, although it has come under increasing pressure from rivals such as Iveco, MAN, Renault, and Tatra, which enjoyed much success in the 1990s. Hino, DAF, Perlini, and Mercedes-Benz have also been among the winners in the past. In the 21st century Kamaz almost always won the truck class, winning fourteen out of eighteen times.
UTVs
[edit]The utility task vehicle (UTV) category was introduced in 2017. Before this, UTVs ran under the car category as the T3 class. The class rapidly gained in popularity, and in 2021 the class was further subdivided into separate T3 light prototypes category, and T4 SSVs, which are based on production vehicles.[27]
Classics
[edit]A new Dakar Classic class was introduced in 2021 for cars and trucks manufactured before 2000, or new vehicles built to original pre-2000 specification. These vehicles share the same bivouac and the organization but run in a parallel, yet different route, suitable for historic vehicles. The scoreboard is not based on fastest time, but rather on regularity rally point scoring system. The class feature a reduced entry fee, yet the same rules and fees apply for the assistance.[28]
List of winners
[edit]Cars, bikes and trucks
[edit]Dmitry Sotnikov, Ruslan Amkhmadeev and Ilgiz Akhmetzianov competed under a neutral flag in 2022 as the Court of Arbitration for Sport upheld a ban on Russia competing at World Championships. The ban was implemented by the World Anti-Doping Agency in response to state-sponsored doping program of Russian athletes.
Quads, SSVs and Light Prototypes
[edit]Source:[29]
Dakar Classics
[edit]Year | Route | Classics | |
---|---|---|---|
Driver Co-driver | Make & model | ||
2024 | Al-'Ula–Yanbu | ![]() ![]() |
Toyota Land Cruiser HDJ80 |
2023 | near Yanbu–Dammam | ![]() ![]() |
Toyota Land Cruiser HDJ80 |
2022 | Ḥaʼil–Jeddah | ![]() ![]() |
Toyota Land Cruiser HDJ80 |
2021 | Jeddah–Ḥaʼil | ![]() ![]() |
Sunhill Buggy |
Source:[29]
Podium
[edit]Cars
[edit]Велосипеды
[ редактировать ]Грузовики
[ редактировать ]Год | 1-й | 2-й | 3-й | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Экипаж | Грузовик | Экипаж | Грузовик | Экипаж | Грузовик | |||
1979 | ![]() ![]() ![]() |
Пинцгауэр | ![]() ![]() |
УНИКАЛЬНЫЙ | ![]() ![]() |
УНИКАЛЬНЫЙ | ||
1980 | ![]() ![]() ![]() |
Сонакоме | ![]() ![]() ![]() |
МУЖЧИНА | ![]() ![]() ![]() |
Сонакоме | ||
1981 | ![]() ![]() ![]() |
АЛМ-АКМАТ | ![]() ![]() ![]() |
Форд | ![]() ![]() ![]() |
Mercedes-Benz | ||
1982 | ![]() ![]() ![]() |
Mercedes-Benz | ![]() ![]() |
Mercedes-Benz | ![]() ![]() |
ДАФ | ||
1983 | ![]() ![]() ![]() |
Mercedes-Benz | ![]() ![]() ![]() |
Вольво С303 | ![]() ![]() ![]() |
ДАФ | ||
1984 | ![]() ![]() ![]() |
Mercedes-Benz | ![]() ![]() ![]() |
Mercedes-Benz | ![]() ![]() ![]() |
МУЖЧИНА | ||
1985 | ![]() ![]() ![]() |
Mercedes-Benz | ![]() ![]() ![]() |
ДАФ | ![]() ![]() ![]() |
Mercedes-Benz | ||
1986 | ![]() ![]() |
Mercedes-Benz | ![]() ![]() |
МУЖЧИНА | ![]() ![]() |
Пегас | ||
1987 | ![]() ![]() ![]() |
ДАФ | ![]() ![]() ![]() |
Татры | ![]() ![]() ![]() |
ЛИАЗ | ||
1988 | ![]() ![]() ![]() |
Татры | ![]() ![]() ![]() |
ЛИАЗ | ![]() ![]() ![]() |
Татры | ||
1989 | Категория не проведена | |||||||
1990 | ![]() ![]() ![]() |
Перлини | ![]() ![]() ![]() |
Перлини | ![]() ![]() ![]() |
Татры | ||
1991 | ![]() ![]() ![]() |
Перлини | ![]() ![]() ![]() |
Камаз | ![]() ![]() ![]() |
Камаз | ||
1992 | ![]() ![]() ![]() |
Перлини | ![]() ![]() ![]() |
Перлини | ![]() ![]() ![]() |
Татры | ||
1993 | ![]() ![]() ![]() |
Перлини | ![]() Сарлиев Диаманте |
Перлини | ![]() Гимбре Версино |
Mercedes-Benz | ||
1994 | ![]() ![]() ![]() |
Татры | ![]() ![]() |
Здесь | ![]() ![]() ![]() |
Перлини | ||
1995 | ![]() ![]() ![]() |
Татры | ![]() ![]() |
Здесь | ![]() ![]() ![]() |
Татры | ||
1996 | ![]() ![]() ![]() |
Камаз | ![]() ![]() ![]() |
Татры | ![]() ![]() ![]() |
Татры | ||
1997 | ![]() ![]() |
Здесь | ![]() ![]() ![]() |
Здесь | ![]() ![]() ![]() |
Здесь | ||
1998 | ![]() ![]() ![]() |
Татры | ![]() ![]() ![]() |
Здесь | ![]() ![]() ![]() |
Татры | ||
1999 | ![]() ![]() ![]() |
Татры | ![]() ![]() ![]() |
Камаз | ![]() ![]() ![]() |
Татры | ||
2000 | ![]() ![]() ![]() |
Камаз | ![]() ![]() ![]() |
Татры | ![]() ![]() ![]() |
Камаз | ||
2001 | ![]() ![]() ![]() |
Татры | ![]() ![]() ![]() |
Здесь | ![]() ![]() ![]() |
МУЖЧИНА | ||
2002 | ![]() ![]() ![]() |
Камаз | ![]() ![]() ![]() |
Татры | ![]() ![]() ![]() |
Здесь | ||
2003 | ![]() ![]() ![]() |
Камаз | ![]() ![]() ![]() |
Татры | ![]() ![]() ![]() |
Камаз | ||
2004 | ![]() ![]() ![]() |
Камаз | ![]() ![]() ![]() |
Камаз | ![]() ![]() ![]() |
ДАФ | ||
2005 | ![]() ![]() ![]() |
Камаз | ![]() ![]() |
Здесь | ![]() ![]() ![]() |
Mercedes-Benz | ||
2006 | ![]() ![]() ![]() |
Камаз | ![]() ![]() ![]() |
МУЖЧИНА | ![]() ![]() ![]() |
Камаз | ||
2007 | ![]() ![]() ![]() |
МУЖЧИНА | ![]() ![]() ![]() |
Камаз | ![]() ![]() |
Татры | ||
2008 | Отменено | |||||||
2009 | ![]() ![]() ![]() |
Камаз | ![]() ![]() ![]() |
Камаз | ![]() ![]() ![]() |
ГИНАФ | ||
2010 | ![]() ![]() ![]() |
Камаз | ![]() ![]() ![]() |
Камаз | ![]() ![]() ![]() |
ГИНАФ | ||
2011 | ![]() ![]() ![]() |
Камаз | ![]() ![]() ![]() |
Камаз | ![]() ![]() ![]() |
Камаз | ||
2012 | ![]() ![]() ![]() |
Ивеко | ![]() ![]() ![]() |
Ивеко | ![]() ![]() ![]() |
Камаз | ||
2013 | ![]() ![]() ![]() |
Камаз | ![]() ![]() ![]() |
Камаз | ![]() ![]() ![]() |
Камаз | ||
2014 | ![]() ![]() ![]() |
Камаз | ![]() ![]() ![]() |
Ивеко | ![]() ![]() ![]() |
Камаз | ||
2015 | ![]() ![]() ![]() |
Камаз | ![]() ![]() ![]() |
Камаз | ![]() ![]() ![]() |
Камаз | ||
2016 | ![]() ![]() ![]() |
Ивеко | ![]() ![]() ![]() |
Камаз | ![]() ![]() ![]() |
Ивеко | ||
2017 | ![]() ![]() ![]() |
Камаз | ![]() ![]() ![]() |
Камаз | ![]() ![]() ![]() |
Ивеко | ||
2018 | ![]() ![]() ![]() |
Камаз | ![]() ![]() ![]() |
МАЛЕНЬКИЙ | ![]() ![]() ![]() |
Камаз | ||
2019 | ![]() ![]() ![]() |
Камаз | ![]() ![]() ![]() |
Камаз | ![]() ![]() ![]() |
Ивеко | ||
2020 | ![]() ![]() ![]() |
Камаз | ![]() ![]() ![]() |
Камаз | ![]() ![]() ![]() |
МАЛЕНЬКИЙ | ||
2021 | ![]() ![]() ![]() |
Камаз | ![]() ![]() ![]() |
Камаз | ![]() ![]() ![]() |
Камаз | ||
2022 | ![]() ![]() ![]() |
Камаз | ![]() ![]() ![]() |
Камаз | ![]() ![]() ![]() |
Камаз | ||
2023 | ![]() ![]() ![]() |
Ивеко | ![]() ![]() ![]() |
Ивеко | ![]() ![]() ![]() |
Ивеко | ||
2024 | ![]() ![]() ![]() |
Ивеко | ![]() ![]() ![]() |
Прага | ![]() ![]() ![]() |
Ивеко |
Дмитрий Сотников, Руслан Амхмадеев, Ильгиз Ахметзянов, Эдуард Николаев, Евгений Яковлев, Владимир Рыбаков, Антон Шибалов, Дмитрий Никитин и Иван Татаринов выступали под нейтральным флагом в 2022 году, поскольку Спортивный арбитражный суд оставил в силе отстранение России от участия в чемпионатах мира. Запрет был введен Всемирным антидопинговым агентством в ответ на спонсируемую государством программу допинга российских спортсменов.
Четверные квадрицепсы
[ редактировать ]SSV (UTV до 2022 г.)
[ редактировать ]Легкие прототипы (Челленджер/Т3)
[ редактировать ]Год | 1-й | 2-й | 3-й | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Экипаж | Делать | Экипаж | Делать | Экипаж | Делать | |
2021 | ![]() ![]() |
Кан-Ам | ![]() ![]() |
Ямаха | ![]() ![]() |
Пинч-гонки |
2022 | ![]() ![]() |
Кан-Ам | ![]() ![]() |
Кан-Ам | ![]() ![]() |
ОТ3 |
2023 | ![]() ![]() |
Кан-Ам | ![]() ![]() |
Кан-Ам | ![]() ![]() |
ОТ3 |
2024 | ![]() |
Телец | ![]() ![]() |
Телец | ![]() ![]() |
Кан-Ам |
Классика
[ редактировать ]Год | 1-й | 2-й | 3-й | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Экипаж | Делать | Экипаж | Делать | Экипаж | Делать | |
2021 | ![]() ![]() |
Санхилл Багги | ![]() ![]() |
Митсубиси Монтеро | ![]() ![]() ![]() |
Рено Грузовики |
2022 | ![]() ![]() |
Тойота Ленд Крузер HDJ80 | ![]() ![]() |
Мерседес МЛ | ![]() ![]() |
Мерседес Г-320 |
2023 | ![]() ![]() |
Тойота Ленд Крузер HDJ80 | ![]() ![]() |
Тойота Ленд Крузер HDJ80 | ![]() ![]() |
Тойота Ленд Крузер BJ71 |
2024 | ![]() ![]() |
Тойота Ленд Крузер HDJ80 | ![]() ![]() |
Ниссан Патфайндер | ![]() ![]() |
Тойота Ленд Крузер BJ71 |
Рекорды
[ редактировать ]Телевизионное освещение
[ редактировать ]Митинг транслируется по телевидению более чем в 190 странах. Прямая трансляция соревнований и обзор хода гонок каждого дня объединены в 26-минутную программу. [ 30 ] Это комментировал Тоби Муди в течение десяти лет, а совсем недавно Нил Коул . [ 31 ]
Организаторы ралли и их телевизионные группы предоставляют 20 монтажных станций по маршруту для разных стран для производства собственных программ о ралли. Есть четыре телевизионных вертолета, шесть сценических камер и три бивуачных бригады, которые за двухнедельный период проведут более 1000 часов телепередач. [ нужна ссылка ]
В телевизионном документальном фильме 2006 года «Гонка на Дакар» описывается опыт команды, в том числе английского актера Чарли Бурмана , при подготовке и участии в ралли «Дакар» 2006 года. [ 32 ]
Вещательные компании
[ редактировать ]Видеоигры
[ редактировать ]Дата выпуска | Заголовок | Жанр | Платформа | Разработчик | Издатель |
---|---|---|---|---|---|
1988 | Специальное предложение для ралли Париж-Дакар | Ралли | Фамиком | ИСКО | CBS/Sony Group |
1997 | Дакар '97 | Ралли | PlayStation (консоль) | Элком Ко, ООО | Virgin Interactive Entertainment (Япония), Inc. |
2001 | Ралли Париж-Дакар | Ралли | Microsoft Windows , PlayStation 2 | Палаш Интерактивный | Признание Развлечения |
2003 | Дакар 2: самое грандиозное ралли в мире | Ралли | PlayStation 2 , Xbox , GameCube | Acclaim Studios Челтнем | Признание Развлечения |
2018 | Дакар 18 | Ралли | Microsoft Windows , PlayStation 4 , Xbox One | Бигмун Развлечения | Глубокое серебро |
2022 | Ралли Дакар в пустыне [ 34 ] | Ралли | Microsoft Windows , PlayStation 4 , PlayStation 5 , Xbox One , Xbox Series X/S | Сэйбер Интерактив | Сэйбер Интерактив |
Инциденты
[ редактировать ]В 1982 году Марк Тэтчер , сын тогдашнего премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер , вместе со своим французским штурманом Анной-Шарлоттой Верни и их механиком, исчезли на шесть дней. 9 января троица отделилась от колонны машин после того, как остановилась для ремонта неисправного рулевого рычага . 12 января они были объявлены пропавшими без вести. После начала широкомасштабных поисков алжирский военный поисковый самолет Lockheed L-100 (версия C-130 Hercules ) заметил их белый Peugeot 504 примерно в 50 километрах (31 миле) от курса. Тэтчер, Верни и механик не пострадали.
Организатор митинга Тьерри Сабин погиб, когда его вертолет Ecureuil («Белка-вертолет») врезался в 19:30 во вторник, 14 января 1986 года, в дюну в Мали во время внезапной песчаной бури. На борту также погибли певец и автор песен Даниэль Балавуан , пилот вертолета Франсуа-Ксавье Баню, журналистка Натали Одент и Жан-Поль Лефур, который был инженером-радиотехником французской радиовещательной компании RTL (ранее Radio Luxembourg) . [ 35 ]
Во время забега 1988 года погибли шесть человек: трое участников и трое местных жителей. В одном из инцидентов Байе Сиби, 10-летняя малийская девочка, была убита гонщиком, когда она переходила дорогу. автомобиль съемочной группы убил мать и дочь в Мавритании В последний день гонки . В результате трех отдельных аварий погибли голландский штурман команды DAF Trucks , французский капер и французский гонщик . Гонщиков также обвинили в разжигании лесного пожара , вызвавшего панику в поезде, курсирующем между Дакаром и Бамако , где погибли еще три человека. [ 36 ]
В 2003 году французский гонщик Даниэль Небот на высокой скорости перевернулся и сильно разбил свою Toyota, в результате чего погиб его штурман Бруно Кови. [ 37 ] [ 38 ]
В 2005 году испанский мотоциклист Хосе Мануэль Перес скончался в испанской больнице в понедельник, 10 января, после аварии за неделю до этого на 7-м этапе. Итальянский мотоциклист Фабрицио Меони , двукратный победитель соревнований, стал вторым гонщиком ралли Дакар, погибшим за два дня, после Переса 11 января на этапе 11. Меони стал 11-м мотоциклистом и 45-м человеком, погибшим в истории. гонки. 13 января пятилетняя сенегальская девочка была сбита служебным грузовиком после того, как вышла на главную дорогу, в результате чего общее число погибших достигло пяти человек.
В 2006 году 41-летний австралийский КТМ мотоциклист Энди Калдекотт , в третий раз участвовавший в Дакаре, скончался 9 января в результате травмы шеи, полученной в результате аварии примерно в 250 километрах (160 миль) до девятого этапа между Нуакшотом и Киффа , всего в нескольких километрах (милях) от места, где годом ранее Меони потерпел крушение. Он выиграл третий этап соревнований 2006 года между Надором и Эр Рашидиа всего за несколько дней до своей смерти. Смерть произошла, несмотря на усилия организаторов мероприятия по повышению безопасности участников, включая ограничение скорости, обязательный отдых на остановках для заправки и уменьшение емкости топливного бака для велосипедных классов. 13 января 10-летний мальчик погиб при переходе трассы после того, как его сбила машина, которой управлял латыш Марис Сауканс , а 14 января 12-летний мальчик погиб после того, как его сбил грузовик сопровождения. [ 39 ]
В 2007 году 29-летний южноафриканский автогонщик Элмер Саймонс скончался от травм, полученных в результате аварии на четвертом этапе ралли. Саймонс разбился на своем велосипеде в пустыне между Эр-Рашидией и Уарзазатом , Марокко. [ 40 ] Еще одна смерть произошла 20 января, в ночь перед финишем гонки, когда внезапно скончался 42-летний мотоциклист Эрик Обижу. Первоначально причиной смерти считался сердечный приступ. [ 41 ] но позже было высказано предположение, что Обижу умер от внутренних травм, полученных в результате аварии ранее в тот же день во время участия в 14-м этапе гонки.
Ралли Дакар 2008 года было отменено из соображений безопасности после убийства Аль-Каидой четырех французских туристов в канун Рождества в декабре 2007 года в Мавритании (страна, в которой митинг проводился восемь дней), различные обвинения в адрес митинга назвали его «нео». -колониалист», а также обвинения «Аль-Каиды» в адрес Мавритании, называющей ее сторонником «крестоносцев, отступников и неверных». Французская спортивная организация Amaury, отвечающая за ралли протяженностью 6000 километров (3700 миль), заявила в своем заявлении, что французское правительство посоветовало им отменить гонку, которая должна была начаться 5 января 2008 года в Лиссабоне. Они заявили, что в адрес мероприятия также поступали прямые угрозы со стороны организаций, связанных с «Аль-Каидой». [ 42 ] [ 43 ]
Омар Усама бен Ладен , сын Усамы бен Ладена , привлек внимание прессы в 2008 году, рекламируя себя как «посла мира» и предложив провести скачки на 3000 миль (4800 км) по Северной Африке в качестве замены ралли «Дакар». деньги спонсоров пойдут на поддержку детей-жертв войны, заявив : «Я слышал, что митинг был остановлен из-за Аль-Каиды. Я не думаю, что они собираются меня остановить». [ 44 ]
7 января 2009 года было найдено тело 49-летнего мотоциклиста Паскаля Терри из Франции. Он пропал без вести три дня, и его тело лежало в отдаленной части второй сцены между Санта-Роза-де-ла-Пампа и Пуэрто-Мадрином.
4 января 2010 года женщина, наблюдавшая за ралли «Дакар», погибла, когда автомобиль, участвовавший в гонке, вылетел с трассы и сбил ее на первом этапе.
1 января 2012 года мотоциклист Хорхе Мартинес Боэро из Аргентины скончался от остановки сердца после падения. Медицинский персонал оказал ему помощь в течение пяти минут после аварии, но он скончался по дороге в больницу.
7 января 2015 года мотоциклист Михал Херник погиб при неизвестных обстоятельствах на третьем этапе ралли 2015 года. [ 45 ]
12 января 2020 года португальский мотоциклист Паулу Гонсалвеш скончался от сердечного приступа в результате аварии на седьмом этапе. [ 46 ]
15 января 2021 года скончался мотоциклист Пьер Шерпен из Франции. 52-летний француз 10 января упал с мотоцикла, а спасательная команда на вертолете нашла его без сознания в пустыне. Его срочно доставили в больницу в Саудовской Аравии, где ему оказали медицинскую помощь. Он получил серьезные травмы головы и сломанные ребра, а также у него разрушилось одно из легких. Черпину сделали экстренную нейрохирургическую операцию и ввели искусственную кому. Поначалу врачи были оптимистичны в отношении его выздоровления, и после операции осложнений не было. Он умер во время медицинской перевозки из Джидды во Францию.
Всего в ралли «Дакар» погибло 76 человек, в том числе 31 участник.
Критика
[ редактировать ]Когда гонка проводилась в Африке, она подвергалась критике со стороны нескольких источников, в основном сосредотачивающихся на влиянии гонки на жителей африканских стран, через которые она проходила. Некоторые африканские жители, проживающие по маршруту гонки в предыдущие годы, говорили, что увидели ограниченную выгоду от гонки; что участники забега потратили мало денег на товары и услуги, которые могут предложить местные жители. Гонщики произвели значительное количество пыли на трассе, и их обвинили в том, что они сбили и убили домашний скот, а также иногда ранили или убили людей. [ 47 ]
После гонки 1988 года, когда трое африканцев погибли в результате столкновений с транспортными средствами, участвовавшими в гонке, PANA дакарское информационное агентство написало, что эти смерти были «незначительны для организаторов [гонки]». Газета Ватикана . L'Osservatore Romano назвала гонку «вульгарной демонстрацией власти и богатства в местах, где люди продолжают умирать от голода и жажды» [ 48 ] Во время протеста 2002 года перед началом предвыборной гонки в Аррасе , Франция, в заявлении Партии зеленых Франции предвыборная гонка была названа « колониализмом , который необходимо искоренить». [ 49 ]
Митинг подвергался критике до 2000 года за то, что он прошёл через спорную территорию Западной Сахары , оккупированную Марокко с 1975 года, без одобрения движения за независимость Фронта ПОЛИСАРИО , считающего себя представителем коренного сахарского народа . [ 50 ] [ 51 ] После того, как официальные лица гонки получили официальное разрешение от ПОЛИСАРИО с 2000 года, это перестало быть проблемой. [ 52 ]
Воздействие гонки на окружающую среду стало еще одной областью критики. Эта критика гонки является темой песни « 500 connards sur la ligne de départ » («500 придурков на стартовой линии») из альбома 1991 года Marchand de Cailloux французского певца Рено . В 2014 году ралли «Дакар» подверглось критике за ущерб, нанесенный археологическим памятникам в Чили. [ 53 ]
Переезд в Саудовскую Аравию на ралли Дакар 2020 года подвергся резкой критике из-за ситуации с правами человека в Саудовской Аравии и положения женщин в этой стране. [ 54 ]
Несмотря на критику со стороны правозащитных организаций в адрес выбора страны-организатора сезона 2020 года, ралли «Дакар» еще один год подряд проводилось в Саудовской Аравии. Хотя Саудовская Аравия назвала это попыткой спортивной отмывки , организаторы выступили в защиту этого решения. [ 55 ]
См. также
[ редактировать ]- Africa Eco Race - ралли-рейд, запущенный в 2009 году в ответ на переезд Дакара в Южную Америку.
- Будапешт-Бамако – Ралли в пустыне
- Нравится 400
- Митинг фараонов
- Пекин в Париж
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Мотогонщики мчатся прочь, когда ралли Дакар покидает Буэнос-Айрес» . Сцепление и хром. 03.01.2009. Архивировано из оригинала 20 января 2009 года . Проверено 3 января 2009 г.
- ^ «Дакар в Аргентине, Чили и Перу» . АСО. 24 февраля 2009 г. Проверено 5 марта 2009 г.
- ^ «Дакар останется в Южной Америке на 2011 год» . Автоспорт . 2010-03-23.
- ^ «Трансафриканские митинги» (PDF) . crankhandleclub.co.za. 2017-12-12 . Проверено 1 апреля 2022 г.
- ^ Гульельми, Бенуа (12 января 2018 г.). «Четыре вещи, которые вы, вероятно, не знали о рейде Абиджан-Ницца, предшественнице Дакара» (на французском языке). Хороший утренник. Архивировано из оригинала 12 января 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «История» . Дакар.com . Проверено 7 января 2014 г.
- ^ «ERA – Ралли от Лондона до Кейптауна – серия ралли Кубка мира» . www.londoncapetownrally.com .
- ^ Джинджер Бейкер в Африке (1971) https://www.youtube.com/watch?v=80LfQZUxeP0
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Дакар: Ретроспектива, 1979-2014» (PDF) . Дакар.com. Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2016 г. Проверено 16 января 2016 г.
- ^ «1994 Париж-Дакар-Париж» . Митсубиси Моторс. Архивировано из оригинала 8 января 2014 г. Проверено 7 января 2014 г.
- ^ «Шлессер оштрафовал после того, как вышел вперед» . Би-би-си Спорт . 20 января 2001 года . Проверено 28 февраля 2009 г.
- ^ «Мечта Петеранселя о Дакаре умирает» . Би-би-си Спорт . 18 января 2003 года . Проверено 28 февраля 2009 г.
- ^ «Альфанд берет на себя ответственность за победу» . Би-би-си Спорт . 12 января 2006 года . Проверено 1 марта 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хамилос, Пол (5 января 2008 г.). «Ралли Дакар отменено в последнюю минуту из-за террористической угрозы» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 8 мая 2020 г.
- ^ «Мир автоспорта | Дакар Чили предлагает принять Дакар 2008» . Motoring.iafrica.com. Архивировано из оригинала 25 февраля 2012 г. Проверено 8 августа 2011 г.
- ^ «Индекс: в этом году они наверстают упущенное в «Дакаре» двумя запасными гонками» . Индекс.ху. Архивировано из оригинала 5 марта 2008 г. Проверено 8 августа 2011 г.
- ^ «Ралли Дакар 2009 переезжает в Южную Америку» . Нью-Йорк Таймс . 11 февраля 2008 г. ISSN 0362-4331 . Проверено 8 мая 2020 г.
- ^ «Сайнс вылетел из ралли Дакар» . autosport.com. 15 января 2009 г. Проверено 8 января 2014 г.
- ^ Стефан Петерансель разочарован спорным завершением autosport.com . Проверено 18 января 2014 г.
- ^ «Объявлен календарь первого чемпионата мира по ралли-рейдам FIA 2022 года» . Международная автомобильная федерация . 28 ноября 2021 г. Проверено 7 июня 2022 г.
- ^ «Маршрут 2023» . Дакар.com .
- ^ «На ралли Дакар в 2005 году не будет больших близнецов» . Архивировано из оригинала 21 февраля 2022 г. Проверено 21 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Правила Дакара для квадроциклов» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 8 января 2014 г.
- ^ «Оригинал от Мотюль» . Дакар . Архивировано из оригинала 16 января 2020 г. Проверено 16 января 2020 г.
- ^ «Дакар 2020 — образовательное видео — оригинал от Motul» . МСН Спорт . Проверено 16 января 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Правила Дакара для автомобилей и грузовиков» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 8 января 2014 г.
- ^ «Категории» .
- ^ «Презентация Дакара-2021» (PDF) . Дакар.com . Проверено 6 ноября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Ретроспектива Дакара 1979–2009» (PDF) . Официальный сайт ралли-рейда «Дакар» . Спортивная организация Амори. Архивировано из оригинала (PDF) 14 июня 2013 года . Проверено 19 июля 2013 г.
- ^ «Медиапредложения» . www.dakar.com . Проверено 8 мая 2020 г.
- ^ Уильямсон, Мартин (07 ноября 2012 г.). «Тоби Муди – комментатор MotoGP Eurosport и большой поклонник велоспорта» . ВелоВеритас . Проверено 8 мая 2020 г.
- ^ «Долгая и извилистая дорога Чарли Бурмана» . независимый . 11 мая 2017 года . Проверено 8 мая 2020 г.
- ^ «Дакарские вещатели 2022» . www.dakar.com . 2022 . Проверено 25 августа 2023 г.
- ^ «Ралли Дакар в пустыне анонсировано для PS5, Xbox Series, PS4, Xbox One и ПК» . Гемацу . 10 декабря 2021 г. Проверено 31 июля 2022 г.
- ^ Мемориальная команда автоспорта. «Мемориал автоспорта» . Мемориал автоспорта . Проверено 8 августа 2011 г.
- ^ Браун, Роберт Карлтон (1 февраля 1988 г.). «Гибельные дни в пустыне». Иллюстрированный спорт . Том. 68, нет. 5. С. 20(4).
- ^ «Французский водитель погиб на ралли Париж-Дакар» . АП Онлайн. Архивировано из оригинала 11 мая 2011 г.
- ^ Мемориальная команда автоспорта. «Мемориал автоспорта» . Мемориал автоспорта . Проверено 8 августа 2011 г.
- ^ «Второй мальчик погиб во время Дакара» . Motoring.co.za. 14 января 2006 г. Проверено 4 января 2008 г.
- ^ «Саймонс умирает после крушения» . eurosport.co.uk. 1 января 2007 года. Архивировано из оригинала 13 января 2007 года . Проверено 1 марта 2016 г.
- ^ «В Дакаре произошла вторая смерть накануне финиша» . Рейтер . Дакар. 20 января 2007 г.
- ^ «Новости – Африка» . Рейтер . Архивировано из оригинала 8 января 2008 г.
- ^ «Таймс – Статья» . Архивировано из оригинала 23 декабря 2008 года.
- ^ Флорер, Джон (23 января 2024 г.). «Audi творит историю на ралли Дакар» . АудиСпид .
- ^ «Польский гонщик погиб в Аргентине во время ралли Дакар» . Фокс Ньюс . Архивировано из оригинала 12 января 2015 г.
- ^ «Португальский гонщик Паулу Гонсалвеш скончался» . Дакар . 12 января 2020 г. . Проверено 12 января 2020 г.
- ^ Доггетт, Джина (18 января 2004 г.). «Ралли Париж-Дакар приносит «мало что, кроме пыли», - говорят сенегальские жители». Агентство Франс-Пресс.
- ^ Брук, Джеймс (13 марта 1988 г.). «Опасная гонка Париж-Дакар находится под угрозой». Нью-Йорк Таймс . п. 8.
- ^ Патерн, Элоди (28 декабря 2001 г.). «Протесты омрачают старт гонки Париж-Дакар». Агентство Франс-Пресс .
- ^ «Ралли Дакар собирает тучи войны в Сахаре» . Хранитель . 8 января 2001 г.
- ^ «Ралли Париж-Дакар бросает вызов угрозам войны в Сахаре» . Новости24 . 8 января 2001 г. Архивировано из оригинала 1 января 2020 г. Проверено 1 января 2020 г.
- ^ «Ралли Дакар пересекает Западную Сахару с благословения ПОЛИСАРИО» . Афрол Новости .
- ^ Уоттс, Джонатан (16 января 2014 г.). «Чилийское ралли Дакар подверглось критике со стороны зеленых, археологов и коренных народов» . Хранитель .
- ^ «Саудовская Аравия: репрессивное место проведения ралли Дакар» . Хьюман Райтс Вотч . 3 января 2020 г.
- ^ «Ралли «Дакар» состоится во второй раз в Саудовской Аравии, несмотря на скандал вокруг «спортивного мытья»» . Франция 24 . Проверено 2 января 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный сайт (многоязычный)
- Ралли Дакар
- 1979 заведений во Франции
- 1979 заведений в Сенегале
- Гонки по бездорожью
- Регулярные спортивные мероприятия, основанные в 1979 году.
- Мотогонки
- Автоспорт в Африке
- Автоспорт в Южной Америке
- Спортивные соревнования в Париже
- Спортивные соревнования в Дакаре
- Автоспорт во Франции
- Автоспорт в Сенегале
- Гонки перед Кубком мира по кросс-кантри-ралли
- Спортивные споры
- Споры в Африке
- Споры в Саудовской Аравии
- Пустыни